В чем трагедия Фомы Гордеева по М. Горькому

30.03.2013 17359 0

Уроки 17–18
роман Горького «Фома Гордеев»:
проблемы и герои

Блицтурнир по роману Горького составлен на основе статьи учителя лицея № 1 г. Братска Т. И. Гавриловой (Литература в школе. – № 7. – 2006).

Цели : обсудить содержание романа; выяснить особенности проблематики и характеристики героев; развивать навыки анализа языка произведения; учить давать оценку поступкам и характерам героев с учетом исторического процесса, соответствующего времени действия произведения.

Ход уроков

Класс разбит на четыре группы, две из которых – группы игроков, одна группа – исследователи, которые готовят защиту проекта «Тема купечества в произведениях А. Н. Островского «Гроза» и М. Горького «Фома Гордеев», и группа экспертов, помощников учителя, которые оценивают работу игроков (3 человека, их учащиеся сами выбрали среди одноклассников).

I. Предварительное задание.

1. Подумайте над вопросами:

– Каким человеком был отец Фомы?

– В чем состояла суть отцовской науки?

– Как проявлялся характер Фомы в общении с разными людьми?

– Какова жизненная философия Якова Маякина?

– Проследите взаимоотношения Фомы с крестным отцом после смерти отца.

– Как складывается судьба Фомы после смерти отца?

– Почему Фома не пошел по следам отца?

2. Запомните выражения из текста, которые вам кажутся афористичными. Подготовьтесь пояснить их.

На доске (эпиграфы):

Купец в государстве – первая сила, потому что с ним миллионы.

Нет уж, я сам себе место выберу.

Что вы сделали? Не жизнь вы сделали – тюрьму... Не порядок вы устроили – цепи на человека выковали. Душно, тесно, повернуться негде живой душе... Погибает человек!

1-я страница. Сын своего отца.

Учитель . В романе М. Горького «Фома Гордеев» представлена широкая картина русской жизни, современником которой был сам автор. М. Горький показывает купеческую среду на сломе веков. Герой необычен: он рвет со своим окружением, бурно и трагически протестует против лжи и лицемерия, пытается найти в жизни свою дорогу, свое «я». В конце концов спивается и может стать обитателем ночлежки, подобной той, которую автор показал в пьесе «На дне».

Вопросы командам .

1. М. Горький начинает роман с рассказа об отце Фомы – Игнате Гордееве. Почему? Расскажите о нем (происхождение, социальное положение, образ жизни, отличительные черты характера).

2. Как складываются отношения Фомы с отцом? «Надо учить тебя жить-то...» – часто говорил отец сыну. Какой была отцовская наука жизни, которую он преподал Фоме?

Назовите отцовские наставления:

– ты им хозяин, они твои слуги, так и знай;

– ты хозяин и потому волен делать, что хочешь;

– ум имей хоть маленький, но свой;

– нужно с разумом жалеть... и т. д.

Таким образом, главное, чему учил отец Фому, – быть хозяином, добиваться своего, невзирая на средства.

3. В каких еще произведениях русской литературы мы знакомимся с отцовскими наставлениями (вспомним наставления отца Молчалина (Грибоедов. «Горе от ума»); уроки чести офицера Гринева (Пушкин. «Капитанская дочка»); отцовские наставления Чичикова (Гоголь. «Мертвые души»))?

4. Как проявляется характер Фомы в общении с разными людьми?

– Взаимоотношения с первыми школьными друзьями (Ежов, Смолин).

– Пренебрежительное отношение к бедным.

– Первое ощущение власти над людьми и силы денег (случай с воровством яблок).

– Странности характера (мечтательность, «самокопание»).

– Стремление жить не по указке (поиски себя и своего места в жизни).

Обобщение . Фома – белая ворона в своей среде: «Я сам себе место выберу».

2-я страница. «Душно, тесно, повернуться негде живой душе...»

Итак, во второй части романа мы узнаем, что Фома, отвергая устоявшиеся, прежние жизнь и правила, начинает поиски своего места в жизни.

Вопросы командам .

1. Каких жизненных принципов придерживается крестный отец Фомы, Яков Маякин, чему он учит крестника?

«Буду я тебя, Фома, учить: самую настоящую верную науку преподам я тебе... и ежели ты ее поймешь – будешь жить без ошибок».

– Жизнь, брат Фома, очень просто поставлена: или всех грызи, или лежи в грязи».

2. «А умен... умнее отца... умнее, но – хуже», – думает Фома о Якове Тарасовиче. Почему?

3. Как и чем заканчиваются их отношения и вместе с этим купеческая деятельность Фомы?

4. Какое значение для понимания идейного содержания романа имеет сцена гуляния на новом пароходе купца Кононова?

Зачитываются речи Я. Маякина и Фомы Гордеева.

5. Каким в словах Фомы предстает купечество?

3-я страница. Купеческая молодежь. (Домашняя подготовка.)

Учитель . В романе, помимо Фомы, Горький рисует образы еще нескольких молодых людей, ровесников главного героя, выходцев из этой же купеческой среды. Зачем, по-вашему, автор рассказывает о них?

Группы готовили по 2 сообщения (на 2–3 минуты):

1. Люба Маякина.

2. Африкан Смолин.

3. Тарас Маякин.

4. Николай Ежов.

Обобщение учителя . Все эти образы даны для сопоставления с главным героем. Одни из них примирились с окружающей действительностью. Их неудовлетворенность жизнью – явление временное, дань моде. Они более образованны (Тарас Маякин, Африкан Смолин), хищническая их натура прикрыта хорошими манерами и европейскими одеждами, но суть их жизненной философии та же: «Или всех грызи, или лежи в грязи».

Ежов – пустозвон, он очень далек от народа, который его не понимает, да и он его тоже. Фома это увидел.

Только Фома Гордеев в своем протесте против волчьих законов своей среды пошел до конца. Романтические, сказочные представления о жизни очень скоро натолкнулись на совершенно другую, реальную жизнь, где свои законы, которые он не может понять и объяснить и по которым не хочет жить. Гневно, как умеет, протестует он против лжи, лицемерия, пытается найти свое место в жизни, чтобы чувствовать себя человеком.

Мечется в поисках людей , которые живут и думают по-другому. Не найдя, заливает вином страдающую душу, не видит выхода из жизненного тупика, разуверившись во всем.

4-я страница. Возможное будущее Фомы.

Попробуйте представить и рассказать, как в будущем сложится судьба главного героя.

Предупредить учащихся, что их предположения должны строиться с учетом исторического процесса этого периода.

5-я страница. Анализ языка романа.

Учитель . Языку романа свойственна яркая образность, афористичность. Какие интересные высказывания вы запомнили, читая произведение?

Учащиеся называют запомнившиеся выражения, некоторые из них можно предложить для обсуждения:

– Совесть непобедима лишь для слабых духом.

– А на земле всегда хорошим (людям) хуже, чем дурным.

– Правду только подслушать можно.

– Нет на земле человека, гаже и противнее подающего милостыню, нет человека несчастнее, принимающего ее.

6-я страница. Творческий отчет группы исследователей.

Защита проекта «Тема купечества в произведениях Островского «Гроза» и Горького «Фома Гордеев» (отчетный материал может быть представлен в форме реферата, плаката, это может быть и видеопроект).

Вопросы к командам игроков.

1. Сопоставьте времена Островского и Горького. Что-нибудь изменилось в купеческой среде спустя 30 лет?

2. Что роднит Игната Гордеева с Диким и Кабановой из пьесы «Гроза»? Увидели ли вы разницу между ними?

3. С кем из героев можно сравнить Фому?

II. Подведение итогов турнира.

Слово дается экспертам.

Домашнее задание. (Эту работу можно провести и в классе, если останется время.)

Учитель . Этот роман, как и все произведения Горького, многогранен по проблематике. Закрывая последнюю страницу, вдумчивый читатель задает себе не один вопрос. Вот и вы ответьте на один из них: «Что нужно делать, чтобы спокойно жить, то есть чтобы собой быть довольным?» (Для этого нужно жить беспокойно и избегать, как дурной болезни, даже возможности быть довольным собой. Нужно жить всегда влюбленным во что-нибудь недоступное себе. Человек становится выше ростом оттого, что тянется кверху.)

Знаменитый пролетарский писатель Максим Горький в своей повести «Фома Гордеев» продолжил тему разоблачения нечеловеческой тяги к наживе и обогащению любой ценой, начатую классиками русской литературы Салтыковым-Щедриным и Островским. Во время своей работы над повестью писатель обозначил ее, как «новую форму бытия в литературе». Прочитав «Фому Гордеева» известный американский писатель Джек Лондон дал ей характеристику в качестве «большой» и «целительной» книги «утверждающей добро».

В своем произведении Максим Горький со всей резкостью и прямотой осуждает зарождающийся новый класс беспринципных «дельцов» в России, которые ради собственной наживы готовы пожертвовать жизнями миллионов людей, обрекая их на голодную смерть и попирая элементарные человеческие нормы взаимопонимания и помощи. Писатель показал, как в среде новоявленных нуворишей рождаются настоящие «хищники» готовые к уничтожению конкурентов.

В повести Горький концентрирует внимание читателей на главных человеческих пороках, которые изнутри подрывают новоиспеченных «хозяев жизни». Их общество обречено, но всеми силами пытается удержать свою власть любыми доступными способами. Почему «новая буржуазия» стала на путь вырождения? Это прекрасно описано Горьким на примере семьи Гордеевых.

Отцом рода является Игнат Гордеев, на котором держится весь семейный бизнес. Этот человек прошел путь от водолива до владельца пароходов. Игнат очень сильный и властный мужчина, внутри которого бушуют нешуточные страсти. В нем одновременно живут три личности – опытный, расчетливый бизнесмен, безудержный пропойца и истовый христианин. У него не дрогнет сердце при потоплении своих барж в результате ледохода. Игнат может выделить огромную сумму денег на возведение приюта для бездомных, но, в это же время, прогулять состояние с друзьями и собутыльниками. Старший Гордеев не жалеет заработанного капитала и считает, что деньги, как пришли так и уйдут.

Сын Игната Фома вырос одиноким и нелюдимым молодым человеком. Его отец понимает, что наследник совсем не годится для продолжения семейного дела. Гордеев младший растет ленивым и необразованным юношей, а после смерти Игната не знает, как ему дальше жить.

У Фомы есть крестный по фамилии Маякин, который очень любит деньги и пытается внушить крестнику, что настоящее счастье в богатстве. Из-за этого Фому терзают еще большие сомнения. Он не видит в крестном единомышленника, так как относится к деньгам пренебрежительно. Для него – это бесполезный мусор.

Со временем Фома становится бунтарем, протестующим против окружающих его нуворишей и стяжателей. Он часто затевает драки, уничтожает нажитое отцом имущество и даже является причиной гибели людей, которые работают на семейных предприятиях.

Через образ Фомы Гордеева писатель пытался показать бессмысленность бунта, не имеющего под собой идеологической основы. В повести Горькому удалось довольно объемно показать типичные образы капиталистов того времени.

Ананий Щуров – это предприниматель старой закалки, который относится к деньгам с трепетом, но терпеть не может ничего нового. В свое время он стал богатым в результате совершенных им преступных деяний. Горький рисует его образ в самых негативных тонах, в качестве злобного пережитка из прошлого.

Намного более неоднозначен владелец заводов Яков Маякин, который пользуется большим авторитетом у купечества. Его ценят за ум и рассудительность. Маякин время от времени любит похвалиться своей старинной родословной. Это типичный представитель зарождающейся буржуазии, которой не чужда политическая деятельность. Для него все люди делятся на две категории – господа и рабы. К первым он относит именно буржуазию. Богатые люди, в случае общей опасности, умеют сплотиться, чтобы защитить свои капиталы.

Методы идеологического влияния

В результате долгих бесед с Фомой Гордеевым он доводит молодого человека до полного безумия. Маякин внушает наследнику капиталов ценности, которые тому абсолютно чужды. В итоге Фома становится чужаком в «волчьей стае властителей мира».

Главная идея книги

Произведение Максима Горького «Фома Гордеев» стало продолжением традиций русского реализма в литературе конца XIX века. Главной идеей повести является показ внутреннего разложения российской буржуазии и обреченность капиталистического строя. Горький со всей жестокой откровенностью показал новых «хозяев жизни», среди которых было много представителей зарождающегося класса капиталистов.
В книге основным выразителем их идей выступает Яков Маякин. Но, все же, главным героем повести стал Фома Гордеев. Краткое содержание этого произведения доказывает, что здоровый и энергичный молодой человек, который не может найти применения своим идеям и мыслям, обречен на трагическую судьбу. Жизнь будет его больно бить, пока не забьет до смерти. Фома чувствует себя чужим, как среди представителей зарождающейся буржуазии, так и в обществе простых людей. Горький показал весь трагизм этого персонажа, но не со злобой, а с сочувствием к нему.

Тему, начатую в «Фоме Гордееве» писатель продолжил в своих знаковых произведениях «Васса Железнова», «Дело Артамоновых» и «Очерки об Америке».

Анализ произведения

Формально главный герой повести относится к буржуазии, но в отличие от типичных представителей этого нового для России класса, не стал «хищником», а обладает многими положительными человеческими качествами. Чем больше Фома Гордеев общается с новыми «хозяевами жизни», тем более чувствует к ним отвращение. Со временем это чувство превращается в протест.

На празднике у Кононова главный герой откровенно высказывает все свои мысли прямо в глаза купцам и заводчикам. Он говорит им о том, что благодаря их «усилиям» народ голодает и бедствует, в то время, когда богачи пухнут от переедания и пьянства. Фома упрекает их в бессовестности и безбожие по отношению к своим работникам. В результате его же крестный Маякин называет Гордеева тронутым умом.

С помощью главного героя Горький пытается вскрыть все проблемы, существующие в буржуазном обществе. Одно из важных мест в книге занимает зарождающийся пролетариат, в среде которого появляются свои искренние и честные лидеры, готовые повести за собой народ не просто на бессмысленный бунт, а на смену существующего уклада жизни.

Рассказ Максима Горького не похож на другие произведения автора, так как в сюжете присутствует мистическая тема.

В своей пьесе изображает жизнь самых низких слоев общества, обреченных терпеть лишения и невзгоды.

После первой публикации «Фомы Гордеева» богатый купец Бугров из Нижнего Новгорода назвал писателя опасным для государства человеком, а книгу – крайне вредной. Кроме этого, он выразился, что таким, как Горький, самое место в Сибири.

С другой стороны в среде рабочих произведение пролетарского писателя перечитывали по многу раз и использовали его в качестве пропагандистской литературы. Один из старых подпольщиков Березовский вспоминал, что во время собраний их организации они не раз читали отрывки из «Фомы Гордеева».

Страницы этой повести пропитаны жгучими словами ненависти к несправедливости и нечеловеческим условиям жизни в среде рабочего класса. На этой книге было воспитано несколько поколений будущих российских революционеров.

Скрытая полемика с христианскими идеями Достоевского (и не только Достоевского) содержится и в истории жизни и гибели Якова Филимонова.

Образ этот также свидетельствует о силе Горького как художника, чуткого к различным идейно-нравственным исканиям народной массы. Яков - возвышенная натура, он привлекает своей одухотворенностью. Но искания его окрашены в христианские тона покорности. Неудивительно, что жизнь сломила Якова. Его трагедия - как бы демонстрация несостоятельности христианской философии и этики.

Горький наблюдал и другой социально-психологический тип - тип человека, идущего «сверху» на «дно», - наблюдал и остро интересовался им. Ибо и этот тип был выражением определенных процессов, происходящих в буржуазном обществе. Иногда такое выпадение из социальной колеи было связано просто с деградацией буржуазной личности, иногда было результатом своеобразного недовольства, бунтарства, мятежа тех, кого Горький впоследствии назовет «блудными детьми» буржуазии.

Таким «блудным сыном» своего класса является Фома Гордеев.

Это один из наиболее колоритных образов, созданных молодым Горьким. Писатель дал герою романа имя апостола, который прославился своим скептически недоверчивым умом. Сознательно ли это сделал Горький - трудно сказать. Как бы то ни было, нежелание ничего принимать на веру - даже от наиболее почитаемых авторитетов, готовность бестрепетно вложить персты в любые язвы образуют главную черту Фомы Гордеева. В его сердце живет дух обличения. И весь роман построен на столкновении этого человека с миром «лавочников».

Правда, Фому трудно считать положительным героем, ибо, резко и гневно нападая на окружающих, он снял с себя нравственную ответственность за устройство собственной жизни. Его анархические дебоши, совершаемые в компании всякого рода авантюристов и представителей богемы, влекут за собой страдания и гибель ни в чем не повинных людей. «Баржу № 9-й разбили. Человеку спину перешибли, - а одного совсем нет, так что, пожалуй, утоп...» - докладывает о подвигах Фомы его крестному отцу Маякину капитан одного из гордеевских пароходов.

Однако есть в этом неприкаянном, лишнем человеке и какое-то здоровое нравственное начало, заставляющее его с презрением отворачиваться от той морали и жизненной программы, которые навязывает ему философ купеческого мира Маякин. В конце романа Фома духовно сломлен, царство маякиных превратило его в юродивого. Но в стихийном мятеже этой личности, сохранившей в себе, при всех своих слабостях, какой-то элемент народного представления об истине и справедливости, было своего рода предупреждение - суровое предупреждение! - господствующим классам.

Новым молодым героем своего времени является пролетарий Павел Грачев («Трое»).

Этот замечательный и до сих пор не вполне оцененный образ, в сущности, гораздо более значителен, нежели образ Нила из пьесы «Мещане». Павел многогранней, одухотворенней, более вдумчив, внимательней к людям; он - талантлив. В этом образе воссозданы весьма существенные, яркие черты молодого рабочего, постепенно, в результате мучительных испытаний, наблюдений и размышлений приходящего к пониманию механики общества, к пониманию необходимости борьбы.

Романы «Фома Гордеев» и «Трое» интересны не только тем, что в них запечатлено разнообразие путей, открывавшихся в конце XIX века перед вступающими в жизнь молодыми людьми, но и широкими картинами социальной действительности, разнообразными типами хозяев. Из этих типов наиболее значителен Маякин, показанный смело, тонко и правдиво, во всем своем «блеске» - Маякин умен, деятелен, красноречив - и во всей своей духовной нищете: весь его «блеск» служит, в конце концов, звериной проповеди пожирания слабых сильными.

Два первых романа Горького с их новаторским, революционным духом, с их глубоко аналитическим подходом к действительности были не только выдающимися образцами критического реализма, но уже содержали в себе отчетливые признаки социалистического реализма.

Источники:

  • Горький М. Избранное/ Предисл. Н. Н. Жегалова; Ил. Б. А. Дехтерева.- М.: Дет. лит., 1985.- 686 с., ил., 9 л. ил.
  • Аннотация : В том вошли избранные произведения М. Горького: повести «Детство» И «В людях», рассказы «Макар Чудра», «Челкаш», «Песня о Соколе», «Однажды осенью», «Коновалов», «Бывшие люди» и др.

Повесть "Фома Гордеев" (1899) - первое крупное произведение Максима Горького. Она стала значительным явлением в литературной жизни конца 90-х годов XX века и принесла большой успех писателю. Внимание читателей и критики привлекли острое социальное содержание произведения, яркие характеры.

Возможно, мысль о необходимости создать крупное произведение о русском купечестве возникла у Горького в 1896 г., когда он находился на нижегородской Всероссийской промышленной выставке в качестве журналиста. В его публицистических заметках об этом событии встречаются наблюдения и размышления о судьбе русского купечества, которые потом нашли отражение в повести.

"М. Горький долго работал над совершенствованием образа главного героя. Стремясь вывести на первый план борьбу Фомы Гордеева с враждебным миром насилия и наживы, что его окружает, М. Горький устраняет всё то, что могло бы увести читателя в сторону от основного конфликта: вопросы религии, встречу главного героя с деклассированными элементами, усиливая ведущие черты героя, уточняя его идейно-психологическую сущность" .

Фома Гордеев - первый трагический, "выламывающийся из жизни" герой Горького. Образ Фомы сложен и многогранен. В нем мы видим жадность к жизни, стремление к безграничной свободе, как и у всех героев Максима Горького, то же фатальное одиночество и отверженность.

В становлении героя важную роль играет среда, в которой он рос. Отец Фомы, Игнат Гордеев, умный, сильный, энергичный человек. Однако всю свою силу направлял для достижения наживы: "Эта страсть горела в нем дни и ночи, он всецело поглощался ею и, хватая всюду сотни и тысячи рублей, казалось, никогда не мог насытиться шелестом и звоном денег. Он метался по Волге вверх и вниз, укрепляя и разбрасывая сети, которыми ловил золото: скупал по деревням хлеб, возил его в Рыбинск на своих баржах; обманывал, иногда не замечал этого, порою - замечал, торжествуя, открыто смеялся над обманутыми и, в безумии жажды денег, возвышался до поэзии". Мать - уральского казака-старообрядца. Если от отца Фома перенял буйство и безудержность, то от нее - безразличие к окружающему богатству, презрение к образу жизни Игната и ему подобных, умение остро чувствовать фальшь.

Воспитывает Форму Гордеева его крестный, Яков Маякин. Он весь - воплощенная корысть, не освященная никакой этикой, никакими проблемами совести. Сам Горький описывает атмосферу его дома "сумрачной, душной и тяжелой". Маякин считает купцов первой силой в государстве, он также хитер, расчетлив и циничен. Он делит людей на хозяев и на бессловесную массу - простые кирпичи, строительный материал в руках хозяев.

Фома не получает должного образования. В школе, на уроках, он невнимателен и задается уже тогда вопросами неравенства сословий. Он сравнивает себя, Смолина, сына бедняка Ежова. Читал он также неохотно, да и желания читать не обнаруживал. Однако был так поглощен движениями своего поколения, наслушался таких речей, насмотрелся таких купеческих безобразий, что получил отвращение ко всему купеческому делу как к чему-то бессовестному и нечестному. Это все и привело к таким рассуждениям: "Работа - еще не всё для человека… - говорил он скорее себе самому, чем этим людям. - Это неверно, что в трудах - оправдание. Которые люди не работают совсем ничего всю жизнь, а живут они лучше трудящих. Это как? А трудящие - они просто несчастные лошади! На них едут, они терпят. больше ничего!. Но они имеют пред богом свое оправдание. Их спросят: "Вы для чего жили, а?" Они скажут: "Нам некогда было думать насчет этого. мы всю жизнь работали!" А я какое оправдание имею? И все люди, которые командуют, чем они оправдаются? Для чего жили? А я так полагаю, что непременно всем надо твердо знать - для чего живешь?" .

Конфликт Фомы Гордеева состоит в неприятии существующего порядка жизни окружающего его купечества. С детства он находится под влиянием властного отца и крестного, которые исповедуют прагматическую философию жизни, смысл которой в том, чтобы быть "хозяином жизни" и преумножать капитал. Фома же не может найти себе места в такой жизни. Мир собственнических отношений для него тюрьма:". Душно мне. Ведь разве это жизнь? Разве так живут? Душа у меня болит! И оттого болит, что - не мирится!" "Не жизнь вы сделали - тюрьму. Не порядок вы устроили - цепи на человека выковали. - говорит Фома купцам. - Душно, тесно, повернуться негде живой душе. Погибает человек!. Вы не жизнь строите - вы помойную яму сделали! Грязищу и духоту развели вы делами своими. Вы испортили жизнь! Вы все стеснили. от вас удушье. от вас" .

Ему приходится стать наследником огромного состояния, хотя он вовсе не стремился к этому. Богатство и жажда не приносят ни радости, ни спокойствия Фоме. Он ищет себе дело по силе, широкий простор для свободной и честной жизни. Обладая практически сверхчеловеческой энергией и силой, он не желает направлять эту мощь лишь для обогащения. Он стоит особняком от купечества, так как испытывает вину перед обществом. Он не приемлет бессердечность других купцов.

Редчайшие качества характера, необычные поступки, предельно заостренные жизненные ситуации, жизнь героя в переломные моменты своей судьбы, в моменты самоопределения в жизни - всё это позволяет сблизить Фому с ницшеанским Сверхчеловеком. В иерархии Ф. Ницше - "зверь - человек - Сверхчеловек" Фома Гордеев занимает место после человека, хотя еще и не совпадает с последним. После человека, так как философ противопоставлял "стадо" - массу и сильную личность. Так же и Фома Гордеев "выламывается" из мира собственников, и воспринимается купечеством как угроза, как отклонение от всего привычного и естественного для их существования. Как ницшеанский герой, он призван разрушить сонное прозябание мира. Главный герой чувствует это, и осознает свою жизнь как проблему, которая требует решения .

Фома Гордеев - человек, исключительно сильный физически и духовно. Эпитеты "сила", "величие", "мощь" являются наиболее употребляемыми в характеристике главного героя. Эту силу не только констатирует автор, осознает сам герой, но и ощущают все окружающие - он утопил свою баржу - хотел сам почувствовать силу реки руля, участвовал в "спасении" затонувшей баржи с рабочими - так страстно захотелось влиться в эту работу.

С первых же страниц герой проявляет самостоятельность и независимость в суждениях: "Неужто затем человек рождается, чтобы поработать, денег зашибить, дом выстроить, детей народить и - умереть? Нет, жизнь что-нибудь означает собой. Человек родился, пожил и помер - зачем? Нужно сообразить - зачем живем? Толку нет в жизни нашей. Потом - не ровно всё - это сразу видно! Одни богаты - на тысячу человек денег у себя имеют. и живут без дела. другие - всю жизнь гнут спину на работе, а нет у них ни гроша. А между тем разница в людях малая. Иной - без штанов живет, а рассуждает так, ровно в шелки одет." . Самость героя, самостоятельность его суждений, осознание собственного величия, независимость взглядов, неистребимая вера в себя - все это роднит героя с ницшеанским типом личности

Он "исходя из личного, эгоистического (и даже несознательно-инстинктивного) недовольства "прозой жизни", доходит до вполне конкретных публичных демонстраций quasi-анархического, quasi-социалистического толка" . "Неужто затем человек рождается, чтобы поработать, детей народить и умереть? Нет, жизнь что-нибудь означает собой…" . Затем Фома опознает и конкретных виновников "неудобства жизни" - купцов, на которых и обрушивается с разрушительной силой своих речей.

Фома Гордеев был задуман как титан, сокрушающий мировую несправедливость. Он должен был найти в жизни своего Бога, который, как считал ранний Горький, есть часть "сердца и разума" человека. Он писал К.П. Пятницкому, уже предчувствуя неудачу первого романа: "Знаете, что надо написать? Две повести: одну о человеке, который шел сверху вниз и внизу, в грязи, нашел - Бога! - другую о человеке, который шел снизу вверх и тоже нашел - Бога! - и Бог сей бысть один и тот же…" . Однако, следуя логике развития образа Гордеева, Горький как писатель-реалист, в конце концов, понял, что Фоме, запутавшемуся в современной морали, не под силу выполнить возложенную на него задачу. В образе Фомы Горький подчеркивает скорее дионисийское бунтарство, чем аполлоническую рассудочность.

Однако эту свою неудовлетворённость он разменивает на разгул. Но ни кутежи, ни женщины не способны помочь ему. Это всего лишь попытка бунта, проявление недовольства. Но бунт его обречен, ведь это бунт одиночки. Трагедия же Фомы в том, что он осознает, что он один и ему нечего противопоставить бесчеловечному миру: "Я пропал… знаю! - Только - не от вашей силы… а от свое слабости…да!" .

Фома не смог подняться выше индивидуального протеста. Он знает, что все вокруг - скверна, но не может ни исправить зло, ни объяснить его. Он может лишь обличать и крушить. Такой способ протеста непродуктивен: он губит себя, пьянствуя и проматывая богатство. Уже заклейменный позором, он запоздало взрывается, выдвигая обоснованные обвинения против своих собратьев. Его бунт против социальной несправедливости мира волжских купцов силен, но не конкретен, и, в конечном счете, уничтожает его самого. Действиями Фомы управляет слепая страсть. В отличие от трагического героя Ницше, обладающего ясной аполлонической мечтой о новом порядке, Фоме как чисто дионисийскому характеру не хватает воображения и разума, чтобы направить свою страсть в нужное русло и постичь, как можно усовершенствовать социальное устройство.

Фома не в состоянии выносить гнетущую атмосферу этой жизни, но, не имея опоры в собственной твердой системе ценностей, вынужден остаться лицом к лицу с внутренней пустотой. Под кажущейся упорядоченностью жизни он чувствует бездну хаоса. "…Едет человек в лодке по реке", - пересказывает Фома Шопенгауэра и Ницше . "Лодка, может быть, хорошая, а под ней все-таки всегда глубина… Лодка - крепкая… Но ежели человек глубину эту темную под собой почувствует,… никакая лодка его не спасет…" . "Безумства храбрых", которого в избытке у Фомы, оказывается недостаточно, чтобы плодотворно завершить бунт.

Наконец, главного героя настигает самое обычное безумие. Его сумасшествие не утверждает жизнь, как божественное безумие трагического героя Ницше. "Фома Гордеев" заканчивается нотой отчаяния: героя заключают в сумасшедший дом. Его глумливо дразнят "пророком", вместо того, чтобы почитать как прорицателя . И тем не менее, роман Горького в конечном счете выражает убеждение в том, что люди нуждаются в зовущей мечте о лучшей жизни, чтобы действительно изменить мир к лучшему. И цель искусства - возбудить стремление к этой мечте и даже попытаться набросать ее контуры.

Выводы по первой главе

1. Учение Ф. Ницше о Сверхчеловеке можно свести к следующим положениям: человек - это "болезнь Земли", нужно создать подлинного, нового человека - "Сверхчеловека", который давал бы цель, был бы победителем "бытия и ничто" и являлся бы честным, в первую очередь перед самим собой. Ницше считает, что идея Сверхчеловека как цели, которую надо достичь, возвращает человеку утраченный смысл существования. Сверхчеловек есть личность, которая руководит собственным опытом, создает собственную судьбу, это "аристократ" духа. Человек толпы никогда не станет Сверхчеловеком. "Жизнь - это источник наслаждения, но там, где пьет толпа, все источники отравлены". Сверхчеловек не зависит от Бога, от общественных и исторических ограничений. Главная ценность для него - реализация личности, то, что стоит "по ту сторону добра и зла".

Ницше протестует против инстинктов жизни обывателя. Рождение его Сверхчеловека должно идти радостно, эстетично и героически, но и вне морали. Он должен преодолеть все мелочное и презренное, совершить прорыв к вершине человеческого духа. И это восхождение есть путь "навстречу своему высшему страданию и своей высшей надежде". Жизнь - постоянная борьба. Надо свободно идти навстречу жизни и мужественно заглянуть в лицо смерти. Цель жизни - в творческом труде, созидании, поиске истины, в преодолении самого себя. Но на это способны не все, а лишь те, кто наделен "волей к мощи".

2. Согласно свидетельствам современников, признаниям самого автора, М. Горький был знаком с таким произведениями Ф. Ницше, как "Так говорил Заратустра", "Рождение трагедии из духа музыки", "Несвоевременные размышления" (возможное в середине 1890-х гг. по статьям в журнале "Вопросы философии и психологии"). Горький сходился с Ницше, его идеей "Сверхчеловека" не столько потому, что испытывал прямое воздействие идей немецкого философа, сколько оттого что сам "воздух истории", резко продвинувшийся в остроте своих кризисов и переломов, порождал в чем-то сходные по типу жизнеощущения.

3. Образ Фомы Гордеева создан в русле концепции ницшеанской идеи Сверхчеловека. Ему присущи независимость и стремление к абсолютной свободе, гордость, отсутствие мук совести, жажда борьбы, протест. Он включен в среду несовершенных, жалких, с его точки зрения, людей. Фома Гордеев противопоставлен обществу как сильная личность и "стада" - масса. Философские идеи отражены и в суждениях главного героя, а также в его предназначении: как ницшеанский герой, Фома Гордеев призван разрушить сонное прозябание мира. Но в отличие от Ницше Горький связывает идею Сверхчеловека с проблемами сугубо социальными. Его герой скорее революционер, чем творец новой духовности.

Повесть Максима Горького «Фома Гордеев» символизирует начало нового этапа в творческой деятельности автора. В ней нашли отражения важнейшие социальные и политические события в жизни страны того времени. В частности, в повести уделяется внимание такому явлению как рост рабочего движения во второй половине 90-ых годов. Здесь же излагается субъективная точка зрения писателя и его впечатления от происходящих в стране изменений.

Горький ощущает на себе всю силу ударов от столкновений морального, экономичного и социального характера с представителями буржуазии. При этом автору нередко приходилось иметь дело с рабочими людьми, а также завязывать общение непосредственно с самим рабочим движением. Впечатления Горького, которые произвели на него все эти люди и взаимодействие с ними легли в основу данной повести.

Публике свое произведение Горький представил в 1900 году. Читателям была продемонстрирована яркая картина русской жизни, в том числе показана вся подноготная русской буржуазии со всеми ее позитивными и негативными особенностями. Последнее весьма наглядно показано на примере образа Анания Изурова, который достиг материального благополучия за счет своей преступной деятельности. Также далеко не лучшим образом характеризует русское буржуазное общество персонаж Якова Маленина, мечтающего о том, чтобы в руках капиталистов было не только лишь экономическое влияние, но и политическая власть.

Таким образом, особое внимание в романе уделяется яркому представителю класса буржуазии Якову Маленину и непосредственно главному герою Фоме Гордееву, являющему собой образец неприятия и сопротивления всем идеям буржуазного толка. Его не интересует вопросы наживы и накопительства, он стремится к правде и справедливости, не желает притворяться и обманывать. Его идеал – это свободная жизнь вне рамок собственнических отношений, жажды наживы и тому подобных вещей. Фома Гордеев являет собой яркое противопоставление современному миру хозяев, которое характеризует его неустойчивость и возможность изменения ситуации в скором будущем.

Однако сам герой не способен совершить серьезные перемены в сложившемся общественном устройстве или же повлиять на их формирование. Он далек от передовой интеллигенции, при этом тяга к подобному образу жизни и мировосприятию в его душе присутствует. Он достаточно много размышляет о жизни, и все же настоящего стремления к знаниям и, соответственно, к образованию у Фомы нет. В конце романа Гордеев оказывается не в силах противостоять буржуазному укладу, оставаясь поверженным и униженным перед лицом беспощадного мира капиталистов.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ произведения Страдания юного Вертера Гете

    Роман «Страдания юного Вертера» стал одним из самых выдающихся произведений в немецкой литературе. В этом произведении двадцатипятилетний Иоганн Вольфганг фон Гёте описывает несчастную любовь юноши Вертера к девушке Шарлотте.

  • Композиция трагедии Борис Годунов Пушкина

    Произведение «Борис Годунов» посвящено тяжелым взаимоотношениям обычного народа и царя. Именно данная поэма являлась переломным моментов в творчестве Пушкина. Она символизирует, в своем роде, переход от лирик к историческому реализму.

  • Образ и характеристика Пирогова в рассказе Невский проспект Гоголя сочинение

    Одним из основных персонажей произведения является поручик Пирогов, по сюжету повести представляющий приятеля романтика Пискарева.

  • Сочинение Тимур и его команда Гайдара

    Подросткам свойственно увлекаться каким-то видом деятельности, который может иметь общественную пользу. Нет ничего удивительного в том, что группа молодых людей по своей инициативе решила оказывать посильную помощь семьям погибших защитников Родины

  • Николай Николаевич в повести Гранатовый браслет Куприна сочинение

    Николай Николаевич – второстепенный персонаж повести Куприна «Гранатовый браслет». Он является братом Веры и Анны. Его можно охарактеризовать как холостяка, у которого все удачно сложилось с карьерой.