Яогунь, или рок в китае. Made in China: современная музыка Поднебесной

Денис Бояринов

Лидер заслуженной китайской рок-группы P.K. 14 Ян Хайсонг рассказал о том, как трудно было рокеру в Нанкине и чем он обязан Виктору Цою


Рок в Китае называют «яогунь» - yaogun, и появился он не так давно - в 1986-м, когда певец Цуй Цзянь, местный Боб Дилан и Джон Леннон в одном лице, исполнил знаменитую песню «Ничего нет» , ставшую гимном студенческих волнений конца восьмидесятых. Кстати, Цуй Цзяня можно назвать и китайским Цоем, потому что по отцу он - кореец.

Заслуженная китайская группа P.K. 14, собравшаяся в 1987-м, играет рок, похожий на русский и чем-то обязанный Виктору Цою. Несмотря на то что молодые китайские музыканты почти поголовно переключились на английский, для участников P.K. 14 по-прежнему важно в песнях послание - тексты, которые лидер и вокалист группы Ян Хайсонг, в жизни похожий на тихого учителя географии, кричит на мандаринском языке. Для его поколения, нынешних 30-летних и 40-летних, рок был верой, которую они не могут предать. Познакомившись с Яном Хайсонгом во время фестиваля Vladivostok Rocks , ДЕНИС БОЯРИНОВ записал его рассказ о новом альбоме «1984», записанном P.K. 14 со знаменитым саунд-продюсером Стивом Альбини, и о прошлом и настоящем яогуня. Судя по его рассказу, у китайского рока и русского времен его расцвета в 1980-х очень много общего.

Первая волна рок-музыки поднялась в Пекине и Шанхае в начале 1980-х. Стали появляться китайские группы, которые были преимущественно хеви-металлические. Я начал слушать китайский рок где-то в 1983-м - тогда мне было 20 лет. Я ловил эти группы на радио. Тогда же стали появляться кассеты, на которых записывались западные группы. Кассеты были дешевы, и на них можно было найти любую музыку. Они расходились из рук в руки. Мы многому научились благодаря этим кассетам.

Когда я начал играть на гитаре, я стал играть шестидесятнический рок - музыку хиппи, потом перешел к панку - Clash и Ramones . Группу P.K. 14 я основал, чтобы играть только постпанк - в стиле Joy Division , Cure , Siouxs ie and the Banshees и Bauhaus .

Мой партнер по группе - басист А Донг переехал в Нанкин в 1986-м и основал там свою группу Shit Dog - они играли злой хардкор. P.K. 14 и Shit Dog были самые большие рок-группы в Нанкине, хотя мы, конечно, были и остаемся в андеграунде. Когда группа А Донга распалась, мы стали играть вместе.

P.K. 14 - «Behind All Ruptures»


Власти Китая никогда не приветствовали рок-музыку. В 1980-е она существовала на полулегальных условиях. Но для моего поколения рок был как религия. Рок-музыка - это была возможность оказаться в другом мире, абсолютно противоположном тому, в котором живет большинство китайцев. Те, кто выбирал рок, отказывались жить в «нормальном» мире. Они сидели целыми днями, запершись дома, и играли на гитарах. Пропускали мимо ушей то, что им твердили учителя и родители. Все мои друзья, которые слушали рок, в свои 20 и 30 жили без работы. Они не смогли бы никуда устроиться, да и не хотели. Зарабатывали от случая к случаю. Жили впроголодь. Копили деньги на кассеты и CD . Это была трудная жизнь.

Когда мы начинали играть - в конце 1980-х - никаких рок-клубов в Нанкине не было. Мы играли в случайных барах. Всю аппаратуру приносили сами - инструменты, усилители, колонки, абсолютно все. Это был полный DIY (do-it-yourself . - Ред. ). Бывали такие истории, что мы успешно выступали и договаривались с владельцем выступить в следующую субботу. Приходили через неделю, а он нам говорил: нет, я передумал, мы не хотим тут никакого шума. Люди не покупают пиво из-за вашей музыки. Врал нам в лицо. Мы говорили - хорошо, разворачивались, нагруженные оборудованием, и уходили искать другой бар. Таких случаев было много. Выступали мы бесплатно - за вход денег не брали. Нам было трудно - поскольку в Нанкине музыкальная сцена не так развита, как в Пекине или Шанхае. Мы не могли найти человека, который бы стал нашим промоутером или директором. К тому же Нанкин - маленький город по китайским меркам, там живет около 8 миллионов человек.

Те, кто выбирал рок, отказывались жить в «нормальном» мире.

Сейчас дела в Китае с рок-музыкой стали намного лучше. Намного-намного. Сейчас в Пекине есть уже где-то около десятка площадок, которые специализируются только на рок-музыке: это бары, клубы или залы. В 2004-м P.K. 14 поехали в свой первый тур по Китаю; мы дали 21 концерт в разных городах - самых маленьких, даже не столицах провинций. В некоторых городах мы были первой рок-группой, которая приезжала с гастролью. С тех пор мы уже четырежды ездили с турами по Китаю, и с каждым разом городов в нашем расписании становится все больше. Скоро мы поедем в очередной тур с новым альбомом «1984» - в нем уже 32 города, в некоторых мы никогда прежде не были. Ситуация улучшается - появляются новые площадки, люди, которые ими занимаются, становятся более профессиональными. Все развивается, и очень быстро.

Стиву Альбини мы просто написали письмо. Потому что мы давно мечтали о том, чтобы нас записал Альбини. Мы большие поклонники его групп Shellac и Big Black .

Все наши предыдущие пластинки мы записали со шведским продюсером Хенриком Ойей, и эта тоже не исключение - мы доводили ее до ума в Швеции. Но нам очень хотелось поехать в Чикаго и реализовать мечту. Нас поддержал наш лейбл Maybe Mars , один из двух китайских рок-лейблов, - дал бюджет. Мы написали письмо, представились, узнали расценки - на ваши деньги это примерно 50 тысяч рублей за один день сессии. Согласовали график - это было самым трудным. Мы записались у Альбини за 5 дней. До этого он писал сольный альбом Ким Дил из Pixies . А после поехал в тур с Shellac . Это было счастьем - работать с одним из лучших саунд-инженеров мира.

Нам есть что сказать, что спеть и что прокричать - и мы хотим, чтобы нас понимали в нашей стране.

В Китае большинство групп, особенно молодые, предпочитают английский. Их можно понять - это международный язык для рок-музыки. Я пишу и пою тексты на мандаринском. Так сложилось с самого начала - и это для нас естественный путь. Нам есть что сказать, что спеть и что прокричать - и мы хотим, чтобы нас понимали в нашей стране.

К тому же то, что мы поем на родном языке, совершенно не означает, что мы не будем поняты жителями других стран. Например, два моих любимых русских исполнителя - это группа «Кино» и Владимир Высоцкий, которые пели на русском. Может быть, я не понимаю все, о чем они поют, но я очень хорошо это чувствую.

Кроме того, у большинства китайских рок-групп плохой английский, просто ужасный. Они поют на Chinglish . Ни о чем. Отстой.

Многие люди в Китае считают, что мы исполняем политизированные песни. Но мы не выступаем в песнях с критикой коммунистической партии, мы поем о том, что нас окружает, - о повседневной реальности. Для нас все - политика.

Одна из наших самых известных песен, «This Red Bus» , была вдохновлена группой «Кино». Мой друг показал мне перевод песни «Электричка» - о том, что поезд везет меня туда, куда я не хочу. Я был невероятно восхищен этим образом - и написал свою песню примерно о том же.

Наш новый альбом называется «1984». Как книга Джорджа Оруэлла - и уже по названию можно понять, о чем этот альбом. Оруэлл нарисовал в своей книге мрачную картину будущего, но для нас в Китае «1984» - это самое настоящее.

Послушать альбомы P.K. 14 можно .

5 лучших новых китайских рок-групп по версии Яна Хайсонга

WangWen
Построк из Даляня.

8 Eye Spy
Ноу-вейв из Нанкина.

Carsick Cars
Нойз-рок из Пекина.

Things do not happen out of nothing. Everything has its background, context and purposes - often cross purposes. Features combine numerous articles on a topic or event to bring you not only information but a deeper understanding of what is going on - the whys and whats of the matter.

How do we make recommendations?

Our recommendations are based on many factors. We look at the metadata of for example an article that is open and find other articles that have similar metadata. Metadata consists mainly of tags that our writers add to their work. We also take a look at what other articles other visitors who have viewed the same article have viewed. In addition, we can also consider some other factors. For example, when it come to features, we also consider the metadata of the articles in the feature and look for other features that comprise of articles with similar metadata. In effect, we look at the use of the content and the information that the content creators themselves add to the content to bring you the kind of content that is likely to interest you.

Китай – это не только поднебесная страна. Для многих остается неизведанным, что там же зародился и китайский рок-н-ролл, впитав в себя дух американской культуры. Насытившись западными музыкальными творениями, на востоке взялись за современные, (не без включения традиционных китайских), инструменты и «вдарили рок в этой дыре».

Откуда дует ветер?

Такое явление, как «китайский рок» берет свое начало в музыкальном стиле «северо-западный ветер». Праотцами жанрового течения стали две композиции — «Синьтянью» (信天游) и «Ничего за душой» (一无所有). Они соединили в себе традиционные китайские мотивы, приправив их быстротой западного темпа, усилив ритм и включив агрессивные басовые партии.

Новое течение быстро приковало к себе внимание громким и напористым исполнением, которое сильно контрастировало с предшествующим ему стилем кантопоп. Также китайский рок стал музыкальным воплощением культового движения «поиск корней».

Композиции «северо-западного ветра» стали ярким отражением растущего в то время недовольства среди молодежи. Политический подтекст песен демонстрировал западную идеологию, направленную на самовыражение, к которому стремилось современное поколение.

В противовес «северо-западному ветру» в китайской культуре появляется новое направление – «тюремные песни». Причиной популярности этого течения послужила, накопленная усталость от чрезмерно официального стиля жизни и идеологизированной эстрады.

«Тюремные песни» в отличие от «северо-западного ветра» характеризуются более мелодичными и в какой-то степени жалобными композициями, пропитанные цинизмом и отчаянием, в которых во главе тематики стоит отрицание своей социальной роли.

Основными слушателями китайского рока, сочетавшего в себе «северо-восточные ветра» и «тюремные песни», были студенты и богемное общество.

Всему миру открыл этот музыкальный жанр — Цуй Цзянь, который выступил с The Rolling Stones в 2003 году.

Обратная сторона медали.

Течение китайского рока не ознаменовано ярко выраженными недостатками, ведь жанр напротив, стал гимном и основным вдохновителем молодежи. Поэтому основным минусом можно назвать угасание данного направления, на котором значительно сказалась цензура со стороны коммунистических партий, а также ограничение выступлений и запрет передачи такой музыки на телевидении.

«Перекрытый кислород» этому жанру послужил толчком к стремительному возвращению на сцену кантопопа, под который стали подстраиваться многие популярные рок-исполнители, дабы удовлетворить свои потребности в повышении дохода и уровня жизни.

Во главе жанра.

Одни из самых успешных исполнителей рок-индустрии, которым удалось продержаться на музыкальной сцене вплоть до 2014 года — Brain Failure . Их композиции содержали в себе примесь ска и панка, а тексты писались на английском языке, чтобы была возможность выразить то, что китайскому языку неподвластно.

Настоящим гимном китайского рока стала песня — «Ничего за душой», которую исполнил Цуй Цзянь , за счет чего музыкант и приобрел широкую известность. Трек стал «глотком свежего воздуха» для слушателей, ему удалось соединить воедино индивидуализм с прямым и открытым самовыражением. Вскоре он же стал символом разочарования, владевшего поколением молодой интеллигенции с его разрушенными иллюзиями. Цуй Цзяня нередко называли «отцом» данного жанра.

Tang Dynasty — этническая арт-рок и прог-метал группа, которую часто относят к первой волне хэви-метала в Китае.

Слушатели не раз отмечали, что музыка Tang Dynasty позволяет вернуться к древней китайской цивилизации. В творчестве коллектива преобладает сочетание прогрессивного рока, арт-рока и традиционных китайских вокальных техник с лирической поэзией.

Стоит отметить, что коллектив очень быстро получил звание главных представителей тяжелой музыки. В таком достижении немало важную роль сыграл их молниеносный гитарист Liu Yijun, известный как «Lao Wu».

И, наконец, Twisted Machine пекинская группа, состоящая из четырех человек. Музыканты вдохновились творчеством Rage Against The Machine, поэтому дали себе созвучное имя — Twisted Machine и стали позиционировать себя как хардкор-команду.

Коллектив добился больших успехов у себя на родине, после чего лидер группы Ван Сяо принял решение покинуть коллектив по личным причинам. Ему на замену пришел Лян Лян, который стал новым «маяком» группы и повел Twisted Machine к новому стилю с чертами ню-метала и рэпкора.

Напоследок стоит отметить, Китай может славиться не только высокими горами, но и качественной и вполне развитой рок-музыкой, за плечами которой тернистый путь к существованию. Несмотря на все попытки «прижать» это течение и «перекрыть ему кислород», на сегодняшний день есть примеры коллективов, которые не поддались натиску своих противников.

Добрый вечер. Сегодня наш полет за рок музыкой пройдет в Поднебесную…

Рок-музыка пришла в Китай в 1980-ых и активно развивалась под действие рок- движения США, а также под влиянием традиционной музыки Китая. Первое течение, получившее название Северо-западный ветер (1980-ые годы), дало начало китайскому року в целом. Направление задали две песни – “Синьтянью” и “Ничего за душой” (1984). Второй трек исполнял Cui Jian, и в нём смешались рок-музыка и элементы традиционной музыки Китая. Именно на таком сочетании жанров рок- музыка Китая строится и по сей день.

Отец китайского рока Cui Jian

Рождение, расцвет и закат Китайского рока (1984-1994 гг.). Песня “Ничего за душой” Cui Jian (1984) – это, по сути, рождение китайского рока. В постреволюционный Китай эта песня привнесла полностью новый дух, сочетающий индивидуализм с прямым и открытым самовыражением. Для молодого поколения она стала символом разочарования в отношении реалий китайского общества, отражением сложных политических и культурных процессов. Старшее поколение восприняло песню, скорее, как символ невыполненных обещаний правящего режима. Кстати, до 1990-го года китайские рок-исполнители не выпускали свои песни, а давали концерты в “клубах”, это было связано с жестким идеологическим напором текущего режима.

Промежуток между 1988-м и 1993-м стал периодом расцвета рок-движения в Китае, и, пожалуй, одна из самых ярких групп этого времени – это Tang Dynasty, которая является первой группой в Китае в жанре хэви-метал.


Китайская heavy-metal группа Tang Dynasty

1994 год ознаменовал спад рок-движения, что было связано с жесткими рамками коммунистической партии, которая установила цензуру и ограничение рока, так как он раскрепощает молодежь и дает ложные ориентиры. Но и в этот тяжелый период были группы, которые или приспособились под рамки и перешли в жанр кантро-поп, или такие как Хэ Юн, активно сопротивляющиеся тем правилам и исполняющим музыку в стиле панк, ска, метал.

По сути, новый виток развития китайского рока случился в 2003 году при совместном концерте Cui Jian с The Rolling Stones. Этот концерт открыл китайский рок всему миру. С этого момента в Китае пошло активное развитие рок-музыки в жанре пост-панк, а также известность и популярность стали набирать стили visual key и готик-рок. На данный момент времени рок-музыка в Китае – это не основное, но развивающиеся направление.

Статью подготовил