Гой ты русь моя родная год. Анализ стихотворения «Гой ты, Русь моя родная

Не смотря на то, что стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная!» относится к раннему творчеству Есенина, оно поражает оригинальными образами родной земли, безграничной любовью к ней. Школьники изучают его в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Гой ты, Русь, моя родная!» по плану.

Краткий анализ

История создания – стихотворение было написано в 1914 году, а опубликовано в 1916 в сборнике «Радуница».

Тема стихотворения – русские просторы, искренняя любовь к родине.

Композиция – Анализируемый стих - целостный монолог лирического героя, в котором гармонично сплетаются описания народного быта и необъятных прекрасных просторов. Он состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.

Жанр – эллегия.

Стихотворный размер – четырехстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры «синь сосет глаза», «звонко чахнут тополя», «прозвенит девичий смех» .

Эпитеты «Русь родная» , «низенькие околицы», «кроткий Спас», «веселый пляс» .

Сравнения «как захожий богомолец, я смотрю твои поля», «… как сережки прозвенит девичий смех».

История создания

История создания анализируемого стихотворения тесно связана с жизненными обстоятельствами С. Есенина. Из-под пера молодого поэта оно вышло в 1914 году, когда он переехал в Москву. Напряженные отношения с отцом, который считал, что труд писателя не лучший способ обеспечивать себя, первая серьезная любовь, выбор межу учебой и службой. Все эти переживания стали толчком для написания стиха.

Когда поэт начинал тосковать по спокойной жизни в селе, он обращался к деревенской тематике. В раннем периоде его творчества этот пласт занимает заметное место.

Тема

В анализируемом стихотворении поэт раскрывает вечную тему любви к Родине. В контексте нее развивается и идея о том, что родные просторы дороже рая. Произведение написано от первого лица, что намекает на его автобиографическую основу, максимально приближает читателя к лирическому герою и автору.

Лирический герой наслаждается видом, который открывается его глазам в деревнях. Первое, что он замечает - образа в ризах. Это не просто неотъемлемый элемент русского интерьера, а деталь, которая указывает на огромное значение религии для русского человека. Герой восхищается бескрайними просторами, наслаждается их синью.

Рассматривая пейзажи, мужчина чувствует в сердце такую же торжественность и умиротворенность, как во время пребывания в церкви, поэтому себя он сравнивает с богомольцем. В третьем и четвертом куплетах автор изображает луг, зеленое приволье, но и здесь он находит место религиозной составляющей. Лирический герой ощущает запах Спаса, в котором смешались ароматы яблок и меда. Спас он не зря называет кротким, намекая на трепетное отношение людей к вере. В изображении природы особое внимание обращается на звуки: смех и гул веселого пляса. Это все наполняет сердце радостью.

В последней строфе лирический герой достигает пика своих эмоций. Он признается Родине в любви, позволяя себе сравнить ее с раем.

Композиция

Стихотворение невозможно разделить на части по смыслу, так как все эмоции и переживания тесно сплетаются в целостный монолог лирического героя. Только последняя строфа выделяется на фоне предыдущих: автор отходит от пейзажных зарисовок и дает волю эмоциям. Формальная организация такая же простая, как и смысловая. Стихотворение состоит из пяти катренов.

Жанр

Жанр произведения - элегия, так как в нем нет сюжета. Анализируемый стих имеет ярко выраженный созерцательный характер и наполнен пейзажными зарисовками. Стихотворный размер - четырехстопный хорей. С. Есенин использует перекрестную рифмовку АВАВ, мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

В произведении поэт использует средства выразительности. При помощи них он создает панорамную картину родного края, выражает эмоции, которые переполняют лирического героя. Также языковые средства помогают Есенину лаконично отобразить особенности русской культуры.

В тексте часто встречаются метафоры : «синь сосет глаза», «звонко чахнут тополя», «гудит за корогодом на лугах веселый пляс», «прозвенит девичий смех». Воспроизведенные картины дополняются эпитетами - «кроткий Спас», «веселый пляс», «девичий смех» и сравнениями : «как захожий богомолец, я смотрю твои поля», «как сережки прозвучит девичий смех».

Тропы , использованные в тексте, поражают соединением простоты и глубокого смысла. Несколькими словами поэт может рассказать то, на что другие выделяют целые абзацы. Переживания лирического героя подчеркиваются при помощи интонации , поэтому в тексте есть оборванное и восклицательное предложения. В последней строфе поэт использует аллитерацию , нанизывая слова с согласным «р», он подтверждает, что его слова не мгновенное восклицание, рожденное сиюминутными эмоциями, а обдуманное решение.

Стихотворение «Гой, ты Русь, моя родная» Есенин написал в 1914 году. Оно насквозь пропитано любовью к Родине, к родной земле, к России. Поэт так полюбил свою родину, потому что еще совсем молодым он уехал из своей родной деревни и стал жить в Москве. Именно эта долгая разлука с родным краем придала его произведениям ту проникновенность, ту теплоту, с которой Есенин отзывается о Родине. В самих описаниях природы у поэта есть та мера отстраненности, которая позволяет эту красоту острее увидеть, почувствовать. Он и запомнился в русской литературе, как поэт, который пишет о Родине, о природе. Он не столько писал о любви, сколько о Родине. Она у него вместо любимой занимает сердце, его Россия, родной край, нивы, рощи, деревенские хаты. Русь в его стихах – Русь богомольцев, колокольного звона, монастырей, икон. Он пишет о ней, как о чем-то святом для него, как о своей родной матери. Русь Есенина встает в тихих заревых вечерах, в багрянце и золоте осени, в рябине, в ржаном цвете полей, в необъятной сини небес. С самого раннего детство поэт восхищался своей родной землей. В начале его творчества звучат признания в любви к России. Он пишет о ней в своем известном произведении "Гой ты, Русь моя родная..." Есенин обращается к России, как к живому человеку, говоря эти строки. В самом начале стихотворения он пишет о родине, как о святыне, ключевой образ стихотворения - сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах, и за этим сравнением - целая философия, система ценностей. Гой ты, Русь, моя родная Хаты - ризах образа. Его родина – его родная деревня, он любит ее, всегда думает, и все его стихи напоминают нам о его любви к своему родному краю. Мир деревни - это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы. «Только синь сосет глаза» в моем восприятии обретает ноту щемящей грусти. Я понимаю, как дорого ему каждое воспоминание, каждая деталь. «Как захожий богомолец» в моем воображении обретает образ странника, который пришел на родину помолиться. Со строк «А у низеньких околиц Звонко чахнут тополя» появляется чувство неприкаянности. Но дальше грусть проходит, наступает радость и счастье от строк «Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичьих смех». Мир Руси для С.Есенина - это и мир крестьянских домов, в которых пахнет яблоком и медом», где «гудит за косогором на лугах веселый пляс», где радость коротка, а печаль бесконечна. В природе поэт видит источник вдохновения, он ощущает себя частицей природы. Написав это стихотворение, поэт сделал признание в любви. Он признался в любви своей Родине. Она для него свобода, раздолье – «Побегу по мятой стежке На приволь зеленых лех». Стихотворение написано очень своеобразно и проникновенно, изобильно в метафорах, а автор – Есенин воспринимает природу живой, святой. Лирический герой этого стихотворения - странник, который «как захожий богомолец» смотрит в родные раздолье родных полей и не может наглядеться, потому что «синь сосет в глаза». Все настолько ярко и красочно, передо мной возникает образ лета с бесконечно раскинутыми полями и голубым – голубым небом. С запахом свежескошенного сена и медовых яблок. Русь сравнивается в стихотворении с раем: Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». Я считаю, что это стихотворение, хоть и не может в полной мере выразить всю любовь поэта к Родине, но подчеркивает и обращает наше внимание на это. Любовью к Родине, стоит гордиться.

Сергей Есенин - великий поэт, который в равной степени кровно связан со своим народом и отечеством. Сила его слова пропитана небывалой искренностью и честностью.

Сергей Есенин, как и большинство поэтов, старался не только передать в своих стихах любовь к Родине, но и создать в них ее неповторимый цельный образ. Сила и глубина есенинской лирики заключается в том, что бездонное чувство любви к России выражается не риторично и отвлеченно, а конкретно, в зримых материальных образах, через изображение родного пейзажа. Любовь к Родине так же нашла свое отображение не только в смысловой нагрузке стихов, но и в самой их художественной форме, о чем, прежде всего, говорит глубокая внутренняя связь его поэзии с народным устным творчеством.

Анализ стихотворений «Гой ты, Русь, моя родная»

Наиболее известное произведение раннего периода творчества Сергея Есенина - «Гой ты, Русь, моя родная» , является своеобразной одой Родине. Стих несет в себе необыкновенную философию ценностей: обычные простые вещи приобретают божественный смысл и духовное наполнение. Поэт сравнивает крестьянские хаты с иконами («хаты - в ризах образа…»). Есенин восхищается необычайной красотой и величественностью родных просторов, он ощущает себя их частью. Автор воспринимает Русь своим личным раем, в котором он обретает душевный покой и одухотворенность. В стихотворение удачно сочетается щемящая сердце грусть и одновременно настоящая гордость и любовь к своему родному краю. Автор сумел в одном стихе показать всю многообразную палитру своих чувств к России.

В середине 20-х годов XX века, общество начало подводить итоги революционного переворота в России. В стихотворении «Русь Советская », которое было создано в 1924 году, автор, со свойственной ему лирической ноткой, описывает свои волнения в связи с новым этапом в жизни своего государства. Советскую Россию Есенин встречает одновременно с радостью и грустью. Ведь смена государственного правления, и становление ее на новый путь развития вызывали опасение за будущие как народа, так и государства в целом. Но, несмотря на свои страхи, Есенин смело прощается со старой Россией, и принимает Россию обновленную, искренне веря в светлое ее будущее.

Анализ стихотворений «Спит ковыль»

В 1925 году, после возвращения в родительский дом С. Есенин создал стихотворение «Спит ковыль… ». С трепещущим благоговением, автор описывает живописность родного края: бескрайние просторы лесов, лугов, полей, и волшебство и упоительность русской ночи. В отличие от ранних произведений, в стихе « Спит ковыль» любовь к Родине изображается выстраданной, прошедшей через множество препятствий, но все-таки не покинувшая сердце верного сына своего Отечества. Лирический герой размышляет о том предназначении в жизни, которое предопределено ему судьбой. В стихотворении очень ярко показана грусть о прошлом, которое уже нельзя вернуть. Рассвет символизирует наступление новой эпохи, в которой автор не может найти своего места.

Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная» было написано Есениным в 1914 году. Это стихотворение о бесконечной любви к своей родине. Поэт описывает Русь во всей её красе:

Хаты - в ризах образа...

Не видать конца и края -

Только синь сосёт глаза.

Лирический герой восхищается родиной с её полями, «низенькими околицами» и церквами. Он наслаждается тем, что проводит время именно здесь:

Побегу по мятой стежке

На приволь зелёных лех

Поэт очень тонко чувствует всё, чем «богата» Русь. Каждый звук, запах - ничего не остаётся без внимания:

Звонно чахнут тополя...

Пахнет яблоком и мёдом...

И гудит за корогодом

На лугах весёлый пляс...

Есенин, как самый откровенный поэт серебряного века, хотел выразить свою искреннюю любовь и благоговение к родине. Данное стихотворение можно назвать одним из самых сильных признаний в любви и верности России.

Поэт готов отказаться от райской жизни, лишь бы никогда не покидать родного края.

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою.»

Для лучшего выражения тёплого чувства к России поэт использует различные художественные средства. Обращаясь к Руси, Есенин использует древнерусское слово «Гой», тем самым показывая уважение к древним традициям и фольклору. Он сравнивает себя с «захожим богомольцем», чтобы подчеркнуть преклонение перед верой русского народа, ведь русские - православные. Поэтом применяются метафоры «синь сосёт глаза», «звонно чахнут тополя», «гудит весёлый пляс», «прозвенит девичий смех» - для наибольшего выражения образности и необычности самых обычных вещей. Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, рифма - женская, чередующаяся с мужской. Это сделано для поддержания ритма и мелодичности, стихотворение легко читается и запоминается.

Стихотворение производит приятное ощущение с первых же строк. Создаётся чувство лёгкости и счастья, наслаждения просторами прекрасной страны. И вместе с тем - это произведение является сильным и наполненным чувством патриотизма. Бесконечное уважение и любовь к родине - вот то, к чему стоит стремиться.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-01-27

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Анализ стихотворения Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…»


Поэту Сергею Есенину довелось побывать во многих странах мира, однако он неизменно возвращался в Россию, считая, что именно здесь находится его дом. Автор множества лирических произведений, посвященных родине, не был идеалистом и прекрасно видел все недостатки страны, в которой ему довелось появиться на свет. Тем не менее, он прощал России грязь и разбитые дороги, беспробудное пьянство крестьян и самодурство помещиков, возведенную в абсолют веру в доброго царя и нищенское существование народа. Есенин любил свою родину такой, какая она есть, И, имея возможность навсегда остаться за границей, все же предпочел вернуться, чтобы умереть тем, где и родился.

Одним из произведений, в котором автор воспевает свою землю, является стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…», написанное в 1914 году. К этому моменту Сергей Есенин уже жил в Москве, успев стать достаточно известным поэтом. Тем не менее, крупные города навевали на него тоску, которую Есенин безуспешно пытался топить в вине, и заставляли мысленно обращаться к недалекому прошлому, когда он был еще никому неизвестным крестьянским пареньком, свободным и по-настоящему счастливым.

В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» автор вновь вспоминает свою прошлую жизнь. Точнее, те ощущения, которые он испытывал, бродя по бескрайним русским лугам и наслаждаясь красотой родного края. Себя в этом произведении Есенин отождествляет с «захожим богомольцем», который пришел поклониться своей земле, и, совершив этот нехитрый обряд, уйдет в чужие края. Родина же у поэта при всех ее недостатках ассоциируется с один огромным храмом, светлым и чистым, который способен излечить душу любого странника и вернуть его к духовным истокам.

Собственно говоря, Россия до революции и являлась единым храмом, что подчеркивает в своем стихотворении и Есенин. Автор подчеркивает, что на Руси «хаты – в ризах образа». И, вместе с тем, не моет пройти мимо нищеты и примитивности уклада русского быта, где «у низеньких околиц звонко чахнут тополя».

Благодаря умению и поэтическому таланту в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» Есенину удается воссоздать весьма контрастный и противоречивый образ своей родины. В ней органично переплетаются красота и убогость, чистота и грязь, земное и божественное. Однако поэт отмечает, что ни на что не променяет аромат яблок и меда, который сопровождает летний Спас, и девичий смех, звон которого поэт сравнивает с сережками. Несмотря на множество проблем, которые Есенин видит в быте крестьян, их жизнь кажется ему более правильной и разумной, чем своя собственная. Хотя бы потому, что они чтят традиции предков и умеют радоваться малому, ценят то, что имеют. Поэт по-доброму завидует сельским жителям, у которых есть их главное богатство – плодородная земля, реки, леса и луга, которые не перестают восхищать Есенина своей первозданной красотой. И именно поэтому автор утверждает, что если и существует на свете рай, то он находится именно здесь, в сельской русской глубинке, которая еще не испорчена цивилизацией, и сумела сохранить свою привлекательность.

«Не надо рая, дайте родину мою», - этой простой и лишенной «высокого штиля» строчкой поэт завершает стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…», словно бы подводя некий итог. На самом же деле автор хочет лишь подчеркнуть, что безмерно счастлив возможности жить там, где он чувствует себя частью своего народа. И это осознание для Есенина гораздо важнее, чем все сокровища мира, которые никогда не смогут заменить человеку любовь к родной земле, впитанную с молоком матери, и оберегающую его на протяжении всей жизни.

«Гой ты, Русь, моя родная…» Сергей Есенин

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа…
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».