Символы франции.

Основным символом любой страны, без сомнения, является ее государственный флаг. Французский состоит из трех равных полос - синей (у древка), белой и красной. Синий флаг был еще у короля франков Хлодвига, белый цвет пошел от покровителя Франции Мартина Турского. Красный цвет от знамени, почитаемого в Средние века аббатства Сан-Дени.

Другим знаменитым символом Французской республики является Марианна - аллегорическое изображение самой республики в виде молодой женщины во фригийском колпаке. Она известный во всем мире национальный девиз Франции: Свобода, Равенство, Братство. Изображение Марианны обязательно есть во всех административных и государственных учреждениях страны, а также на большой государственной и, до введения евро, на купюрах и монетах Французской республики. Логотип Марианны на фоне триколора используется вместо государственного герба страны.

Еще одним символом страны всегда был Лотарингский крест. Однако после наступления пострелигиозной эпохи этот древний символ встречается все реже и реже.

Общеизвестным символом Франции является также Орден Почетного легиона, в который принимают только за особые военные или гражданские перед Отечеством. Церемонию принятия в Орден нового члена производит лично президент Французской республики. Орден - это элита Франции.

Другие символы Франции

Своеобразным символом страны является так называемый Гаальский . Галлами римляне называли кельтские племена, живущие на территории современной Франции, также латинское gallus обозначает . Галлы были в основном рыжеволосыми, и их волосы топорщились как петушиные гребни. Во время революции петуха был переосмыслен как символ революционной бдительности, и изображение птицы начало украшать реверсы двадцатипенсовых монет. Сами французы любят иронизировать на эту тему, дескать, кто еще, как не француз, будет стоять в навозе, но гордо ерошить свои перья, распевая боевые песни.

Наконец, легко узнаваемым символом Франции является Эйфелева .

В память столетнего юбилея Великой французской революции парижские власти попросили своего главного архитектора Гюстава Эйфеля придумать что-нибудь необычное и поражающее воображение. Так появилась эта башня.
Как ни странно, сооружение задумывалось как временная арка, и его не снесли лишь из-за наступления эпохи радио, когда на вершине башни были установлены радиоантенны. Эйфелева башня самая посещаемая и фотографируемая архитектурная достопримечательность мира.

ДЕСПОТИЗМ СВОБОДЫ

После прихода к власти якобинцев принятая ими в июне 1793 г. Конституция по-прежнему провозглашала свободу естественным и неотъемлемым правом всех людей. Как и раньше, она признавалась одной из основополагающих человеческих ценностей. Подобно "Декларации прав человека и гражданина" 1789 г., декларация 1793 г. содержала статьи, провозглашавшие свободу и неприкосновенность личности. Декларация обещала гражданам, что "право выражать свои мысли и свои мнения как посредством печати, так и любым иным способом, право собираться вместе, соблюдая спокойствие, и свободное отправление религиозных обрядов не могут быть воспрещены. Необходимость провозглашения этих прав предполагает наличие деспотизма или живое воспоминание о нем "

Как провозглашенный принцип и как предмет поклонения, во время якобинского правления свобода осталась в неприкосновенности. В преамбуле закона 30 мая 1794 г. (11 прериаля II года) о составлении полного кодекса законов Франции говорилось, что следует "основывать законы на принципах Свободы и Равенства " ".

С сентября 1793 г. Франция начала жить по республиканскому календарю. Началом новой эры был официально признан 1792 г., 1 год республики. Но вместе с тем сохранялась и ранее возникшая неофициальная датировка, в соответствии с которой 1789 г. считался 1 годом свободы, так что по новому календарю 1793 г. стал V годом свободы и II годом республики. Почитание свободы нашло отражение ив названиях дней респубпикакского календаря. Его составители разделяли месяцы на декады. Каждый ее день имел свое посвящение и символ, в которых олицетворялись республиканские ценности. Второй день декады (дуоди) - бьет посвящен свободе, и его символом стал колпак; четвертый день (квартиди) - свободному человеку и в качестве символа получил пику.

Причудливые формы приобрел культ Свободы осенью 1793 г., когда в стране развернулось так называемое дехристианизаторское движение. В нарушение свободы вероисповеданий закрывались церкви и были предприняты попытки насильственно упразднить католический культ, заменив его культом Разума. В представлении революционной Интеллигенции, выступавшей инициатором дехристиани-зации, разум и свобода были неотделимы друг от друга.

Кафедральный еобор Парижской богоматери в это время перестал действовать как католический храм. Коммуна Парижа (городской муниципалитет) решила провести в его здании торжество в честь Свободы. В ходе подготовки праздник, который состоялся 10 ноября 1793 г. (20 брюмера II года по республиканскому календарю), преобразовали в "Триумф Разума", Церемония получилась пышной, театральной и насыщенной различными аллегориями.

В алтаре собора соорудили гору, символизировавшую якобинизм (как известно, Горой именовалась якобинская группировка в Конвенте). Ее украшал маленький храм, посвященный - как указывала надпись - философии. У входа в него стояли бюсты философов. Девушки в белых одеяниях, в лавровых венках и с факелами в руках двумя рядами спустились с горы и вновь поднялись на нее. В этот момент из храма вышла сама Свобода, которую изображала красивая актриса. Она села на утопающий в зелени трон и стала принимать поздравления от участников праздника. На церемонии присутствовали депутаты Конвента. Был исполнен написанный специально к празднику "Гимн Свободе" М.-Ж. Шенье на музыку Ф.-Ж. Госсека:
.

.
Впоследствии Конвент постановил преобразовать собор Парижской богоматери в храм Разума. За несколько дней по Парижу прокатилась волна подобных празднеств. Все церкви столицы были превращены в храмы Разума. Праздники с участием живых "богинь" Свободы. Разума и прочих гражданских добродетелей проходили по всей стране.

Появление актрисы в роли Свободы было новшеством. За три дня до праздника в Париже при обсуждении его сценария городские власти предполагали по обыкновению воздвигнуть в соборе статую Свободы на том месте, где раньше стояла фигура Богоматери. Однако организаторы торжества отказались от привычного ритуала, так как пожелали внести свой вклад в борьбу с предрассудками и идолопоклонством. Они рассуждали, что человек - венец природы - не должен поклоняться каменной статуе. Приглашая актрису воплотить образ Свободы, онк хотели внушить народу, что свобода - не идол, а некая идея, носителем которой является сам человек.

История этого праздника наглядно показывает, насколько многообразным было восприятие свободы. Инициаторы даижениядехристианизации желали заменить католицизм новой, гражданской религией, святынями которой стали бы абстрактные понятия разума, истины и свободы. Они противопоставляли богиню Свободы центральному женскому образу католического культа - Деве Марии. А для присутствовавших на празднестве депутатов Конвента аллегория свободы была прежде всего символом государственной власти, занявшим место короля.

Этот созданный просвещенной элитой сложный образ, наполненный как античными реминисценциями, так и идеями европейской общественно-политической мысли нового времени, получил неожиданное переосмысление в народной среде. Народная праздничная традиция приняла и усвоила его. Американская исследовательница Л. Хант пришла к выводу, что на проводившихся повсюду праздниках Разума богиня Свободы обычно напоминала традиционную королеву карнавала Как и в былые времена, жители выбирали королевой, а теперь Свободой, на один день самую красивую женщину своей округи, деревни или городка. Впрочем, на роль Свободы могли приглашать и актрис, как это было на первом празднике Разума в Париже.

Зимой 1793 - весной 1794 г. в стране состоялось множество дехристианизаторских карнавалов. Они начинались с шествий, возглавлявшихся богинями Свободы, а после обычно проходили так называемые братские трапезы. Каждый гражданин обязан был выставить перед своим домом стол с угощением для всех желающих.

Церемонии, в которых участвовала живая "Свобода", производили особенно сильное впечатление на зрителей и оставляли о себе долгую память. Много лет спустя поэт П.-Ж. Беранже написал стихотворение "Богиня" с посвящением "К женщине, олицетворявшей Свободу на одном из празднеств Революции":

.
Однако было бы ошибкой полагать, что культ нового божества получил всеобщее и повсеместное признание. Многие французские крестьяне взбунтовались против ликвидации христианства. Они вырывали "деревья свободы" и разрушали статуи.

По мнению М. Вовеля, для той части народа, которая приняла революцию, свобода стала святой покровительницей французов. Ее изображения могли соседствовать на стенах крестьянского жилища с образами Девы Марии и католических святых . Наряду с празднествами в честь Разума, в 1793 - 1794 гг. распространилось и почитание "мучеников свободы". Их было трое: убитый Шарлоттой Корде в июле 1793 г. Ж.-П. Марат, М.Лепелетье, убитый роялистом в январе 1793 г., и казненный в мятежном Лионе в июле того же года глава местных якобинцев М.-Ж. Шалье. В отличие от культа Разума, поклонение "мученикам свободы" зародилось уже непосредственно в народной среде. Оно было ближе и понятнее народным низам, чем почитание слишком абстрактного доя них Разума. Культ мучеников особенно усилился в разгар дехристианизации, когда с закрытием церквей на время было запрещено совершение католических обрядов.

Отправляя новый культ, его приверженцы прославляли республику, причащались делу свободы и крепили свою революционную веру. При этом обряды в честь "мучеников свободы" совершались с поистине религиозной пышностью, с торжественными кортежами и участием хоров. В церквах, ставших храмами Разума, изображения католических святых сменились бюстами революционной троицы Марата, Лепелетье и Шалье.

Современные французские историки, изучающие обряды и культы Французской революции, употребляют применительно к ним такое понятие, как "перенос сакральности" . В частности, культ "мучеников свободы" был рожденной в ходе революции формой народной религиозности. Он возник, с одной стороны, благодаря популярности убитых якобинских вождей, в особенности "друга народа" Марата. С другой стороны, его истоками были христианский культ святых и поклонение мощам (почитатели "мучеников свободы" поклонялись не только их изображениям, но и останкам). Марат, Лепелетье и Шалье стали революционными святыми великомучениками и заступниками. Принимая рожденные революцией новые ценности и новых героев, народ выражал свое преклонение в привычных, традиционных формах.

Почитание свободы отразилось также в новых именах и названиях. В это время появился обычай давать детям "революционные" имена в честь античных и современных героев, дней и месяцев республиканского календаря, гражданских добродетелей. Так Свобода (Либерте) стала именем, которое давали не только девочкам, но и мальчикам.

Итак, культ свободы сохранялся. Но вместе с тем, как известно, демократичная конституция якобинцев так и не вступила в силу. Конвент постановил отложить ее введение вплоть до окончания войны. К осени 1793 г. во Франции постепенно оформился режим диктатуры, или, как его тогда официально именовали, "эволюционное правление". Тем самым гражданские, политические и экономические свободы были фактически сведены на нет.

Этот процесс начался еще до прихода якобинцев к власти. 10 марта 1793 г. был учрежден чрезвычайный уголовный трибунал, впоследствии, осенью 1793 г., реорганизованный и названный революционным трибуналом. Его создание шло вразрез с принципами, провозглашенными в "Декларации прав человека и гражданина".

Трибунал получил очень широкие полномочия. Его члены не избирались, а назначались Конвентом. Выносившиеся приговоры не подлежали ни апелляции. ни кассации. 17 сентября 1793 г. вышел декрет, который предписывал немедленный арест всех лиц, объявленных "подозрительными". Тюрьмы наполнились людьми, многие из которых не совершили никакого преступления и были арестованы за инакомыслие, за родство с эмигрантом или по подозрению в неблагонадежности. Презумпции невиновности более не существовало. Органы якобинской диктатуры стали проводить политику террора.

В момент его кульминации появился декрет 22 прериаля II года (10 июня 1794 г.) о реорганизации революционного трибунала. В соответствии с этим декретом обвиняемые были лишены защитников, отменялся обязательный вызов свидетелей, вместо реальных улик было достаточно нравственцой убежденности присяжных, а единственной мерой признавалась смертная казнь. Авторы этого декрета, узаконившего полнейший произвол, обосновывали подобный порядок работы революционного трибунала не чем иным, как необходимостью защищать свободу. Трибунал, говорилось в декрете, был учрежден доя того, чтобы карать врагов народа, т.е. тех, "кто силой или хитростью стремятся уничтожить общественную свободу " .

Вместе со свободой личности была уничтожена и свобода печати. Провозглашенная в декларации 1789 г., уже с осени 1792 г. она стала постепенно ограничиваться. После установления республики были запрещены роялистские газеты. Затем в декабре 1792 г. появился декрет, грозивший смертной казнью за пропаганду уравнительного передела земли. Таким образом, уже к началу 1793 г. свободно могла вестись полемика только между жирондистами и монтаньярами. Их противники и справа, и слева были лишены свободы слова. После прихода к власти якобинцев и жирондисты потеряли право пропагандировать свои взгляды. За это полагался арест на основании декрета о "подозрительных". Отныне можно было открыто выражать только правительственную точку зрения.

Примечательно, что люди, проводившие в жизнь все эти и другие подобные меры, не усматривали в них посягательства на свободу. Напротив, свобода уничтожалась... во имя свободы. Французские революционеры не сомневались, что ч борьбе за нее можно не останавливаться перед применением самых крайних средств.

Осенью 1792 г. Л.-А.Сен-Жюст угрожающе пообещал: "Наша Свобода пролетит, как гроза, а ее триумф будет подобен удару грома " . А год спустя он произнес печально известную фразу: "Свобода должна победить какой угодно ценой ".

Подобный образ мыслей проявился и в знаменитом докладе "О принципах революционного правительства", произнесенном Робеспьером в Конвенте 25 декабря 1793 г. "Революция , - говорил Робеспьер, - это война свободы против ее врагов; конституция - это режим победоносной и мирной свободы. Революционному правительству нужно употреблять чрезвычайную активность именно потому, что оно ведет войну... Революционное правительство обязано оказывать честным гражданам покровительство нации, а врагам народа должно нести только смерть " .

Эта речь стала официальным обоснованием государственного террора, проводимого якобинцами.

Однако подобное видение происходящих событий отнюдь не было особенностью одних якобинцев и их вождей - Робеспьера и Сен-Жюста. Так, г-жа Манон Ролан, предводительница жирондистов, вскоре оказавшихся в числе первых жертв организованного террора, в письме от 1 июля 1791 г. провозглашала: "Нам необходимо прийти к этой свободе, хотя бы через море крови " . Позднее, в ноябре 1793 г., поднимаясь на эшафот, она горестно воскликнет: "О свобода, сколько преступлений совершается твоим именем! " . Но раньше, пока нож гильотины не был занесен над ее собственной шеей, она рассуждала, подобно Сен-Жюсту.

Другой лидер жирондистов А.-М. Инар в октябре 1791 г. требовал смерти для врагов свободы. Вскоре он снова взывал с трибуны Законодательного собрания: "По отношению к политической свободе простить преступление значит почти участвовать в нем... Подобная строгость приведет, быть может, к пролитию крови, - я это знаю; но если вы не прибегнете к ней, то не будет ли пролито еще больше? Не будет ли гражданская война еще большим бедствием? Надо отрезать пораженную гангреной часть, чтобы спасти остальное тело " . Эти слова вызвали аплодисменты депутатов Собрания,

А вот что говорил в Конвенте 25 сентября i792 г. Дантон, впоследствии ставший среди якобинцев лидером "снисходительных" и выступавший против крайностей диктатуры и террора: "Бесспорно, нужен строгий закон против тех, кто стремится посягнуть на общественную свободу. Прекрасно, проведем этот закон! Проведем закон, грозящий смертной казнью всякому, кто выскажется в пользу диктатуры или триумвирата" .

Откуда взялась у просвещенных гуманистов и борцов за свободу столь странная, на первый взгляд, готовность жестоко расправляться со своими противниками?

Здесь проявилось свойственное французским революционерам стремление начать историю заново. Еще в 1774 г. в книге "Цепи рабства" Марат писал: "Свобода всегда возникает из огня возмущения " .

Во имя торжества свободы деятели революции считали необходимым насильственным путем низвергнуть, уничтожить старый мир деспотизма. При этом их мышление отличалось догматизмом
и нетерпимостью к инакомыслию. Любого политического противника они склонны были объявлять врагом свободы и защитником тирании. Свобода, возведенная в ранг божества, превратилась для них в самоцель, и это породило призывы к свободе любой ценой.

Сказалось и влияние Руссо, верными учениками которого были якобинцы. Ведь именно он в "Общественном договоре" доказывал необходимость полного подчинения личности (для ее же блага, разумеется) обществу и государству. Именно он утверждал, что человека можно принудить быть свободным против его воли. Эти идеи развивал Робеспьер, выступая в Конвенте с парадоксальным утверждением, что "революционное правление - это деспотизм свободы против тирании " .

Очевидцы революционных событий, известные литераторы и либеральные общественные деятели мадам Ж. де Сталь и Б. Констан предложили свое объяснение такого обращения якобинцев с принципом свободы. По их мнению, роковая ошибка революционеров состояла в том, что, примеривая на себя античные одежды, они не увидели принципиальной разницы между античной и современной трактовками свободы. В древности свободный человек был целиком и без остатка растворен в жизни общины, тогда как человек XVIII в. стал индивидуалистом и не желал поступаться свободой собственной личности в интересах общества .

Воцарившийся "деспотизм свободы" привел к переосмыслению некоторых девизов революции. Летом 1793 г. директория парижского департамента призвала всех жителей в течение июля месяца написать на фасадах своих домов: "Единство, Неделимость Республики, Свобода, Равенство, Братство или Смерть ". 3 июля этому примеру последовала директория департамента Мелен. Жители откликнулись на призыв и стали не просто писать большими буквами слова революционного девиза, но даже выбивать их на стенах домов и общественных зданий. Постановления Комитета общественного спасения, донесения комиссаров Конвента, другие официальные бумаги, письма, объявления и плакаты сопровождались заголовками: "Свобода, Равенство, Братство или Смерть ", "Свобода, Равенство или Смерть ", "Свобода или Смерть ".

Подобные девизы были не новы. Они звучали по крайней мере с 1790 г. и изначально представляли собой клятвы умереть, защищая свободу. Именно в таком смысле девиз "Жить свободным или умереть " вошел в текст конституции 1791 г. Внешне к этой же верности до самой смерти принципам свободы, равенства и братства призывала граждан и директория парижского департамента летом 1793 г. Однако во время террора данные слова приобрели угрожающий смысл. Их стали интерпретировать как обещание казнить всех "врагов свободы".

В этот трагический момент революции тема смерти проникает и в изобразительное искусство. Полотно Ж.-Б.Реньо под названием "Свобода или Смерть" как бы иллюстрирует девиз. Художник изобразил гения Республики летящим между даумя фигурами. С одной стороны восседает Свобода, которая держит фригийский колпак и треугольник с отвесом, а с другой стороны - устрашающая Смерть с косой. Но эта картина является, пожалуй, единственным примером столь мрачной интерпретации образа Свободы. Тема смерти, заполонившая якобинскую фразеологию, практически не успела найти отражения в революционном искусстве. Преобладали по-прежнему изображения воинственной, победоносной и торжествующей Свободы.

После государственного переворота 9 термидора II года (27 июля 1794 г.) и свержения робеспьеристов начертанные или выбитые на стенах домов надписи начали уничтожать. Их концовка была объявлена негуманной. Так весной 1795 г. парижская секция Бон Нувель приняла постановление, в котором вопрошала: "Раз уж Франция более не кладбище, почему мы на каждом шагу на дверях и на стенах читаем слово "смерть?" . Газета "Мируар" в мае 1797 г. назвала эту надпись "сигналом к резне " . Девиз был сведен до первых слов: "Свобода, Равенство, Братство " или "Свобода, Равенство ". В таком виде он еще весьма широко употреблялся после 9 термидора.

Наполеон во время переворота 18 брюмера (9 ноября 1799 г.) счел нужным заявить во всеуслышание о своей приверженности свободе. Выступая в Совете старейшин, он сказал: "Мы желаем республики, основанной на истинной свободе, на гражданской свободе и на национальном представительстве, мы будем иметь ее, я клянусь в этом, я клянусь в этом от моего собственного имени и от имени моих товарищей по оружию! " .

Обычай сопровождать официальные бумаги девизом "Свобода, Равенство " сохранялся и при наполеоновском режиме Консульства, и в первые годы Империи. Он окончательно исчез приблизительно после 1808 г.

Почему французское стало французским? И как столько различных географических особенностей, народностей, обычаев, культур смогли объединиться в единое целое и образовать Францию?

Французами рождаются – или же становятся, изучив язык, выучившись во французской школе, приняв республиканские ценности, гуманизм и права человека, пролив свою кровь за государство.

Самобытность французского единства заключается в единстве воли многих людей жить одним народом, даже если эти люди, мужчины и женщины, говорят на разных языках и придерживаются различных традиций. Во имя единства они отказываются от разногласий и принимают общность. Франция никогда не закрывается ни от иностранцев, ни от их непривычного образа жизни. Именно эта страна сделала из итальянского иммигранта (Ив Монтан) и актрисы, дочери австро-польского еврея (Симона Синьоре), идеальную пару, из сына польских евреев (Жан-Мари Люстиже) кардинала и Парижского Архиепископа, а из тоголезца Кофи Ямгнане – мэра бретонской коммуны и министра интеграции.

Франция «черная, белая, арабская», оказавшаяся у всех на устах благодаря Кубку мира по футболу, – это страна, народ которой играет, работает и сражается за победу в едином порыве.

Французов объединяет также ряд специфических символов: девиз Республики «Свобода, Равенство, Братство», гимн «Марсельеза», сине-бело-красный флаг. Все эти символы страна сохранила со времен Французской революции.

У французского народа есть и места-символы. Это Версаль, Нотр-Дам, Триумфальная арка, Пантеон, Стена коммунаров, Верден, гора Валерьен, Французская Академия, Эйфелева башня. Кроме того, в каждом населенном пункте обязательно есть мэрия, колокольня и памятник погибшим за Родину.

Символы Французской республики и национальные праздники

Национальный гимн «Марсельеза» был написан в 1792 году капитаном Руже де Лилем, желавшим воодушевить солдат на бой с армиями европейских правителей, стремившихся вновь возвести на престол Людовика XVI. Именно поэтому в гимне звучат воинственные призвания, адресованные революционерам и поддерживающие их стремление защитить независимость новой нации.

Триколор (синий, белый, красный) стал французским флагом в 1789 году. Он символизирует общность королевской власти (белый) с властью народной (синий и красный – цвета парижского герба). В 1793 году триколор превратился во флаг Республики.

14 июля – национальный праздник, День взятия Бастилии революционерами (14 июля 1789 года). Взятие Бастилии означало конец абсолютной власти короля и триумф республиканских ценностей.

Наиболее распространенные французские фамилии

Основные семьи наиболее распространенных фамилий во Франции:

Германского происхождения : Бернар, Ришар, Робер, Бертран, Жирар.
Библейского происхождения : Мартен, Томас, Лоран, Симон, Мишель.
От названий профессий : Леруа, Лефевр, Фурнье, Фор, Мерсье.
От географических названий : Дюбуа, Дюпон, Фонтен, Дюваль, Дюмон.
От прозвищ : Пети, Дюран, Гарсиа, Моро, Ру.

Франция – очень интересная страна, со своей культурой, обычаями, историей. Как и любой другой страны, у Франции есть свои символы – предметы, образы, даты, которые берут свое начало из глубины веков и складывались исторически.

Сегодня мы поговорим о французских символах, о том, что они означают и откуда, собственно, взялись.

Флаг Франции – это не просто символическая эмблема, но национальный, государственный символ, согласно второй статье французской конституции 1958 года.

Le drapeau national de la France, c’est le trocolore de trois bandes verticales – bleu, blanc, rouge. Французский триколор введен в употребление 20 мая 1794 года. Что же означают эти три цвета? Флаг Франции

La couleur blanche est assossiée traditionnellement avec la monarchie française. Такая ассоциация происходит с конца XVI века. Впервые белый цвет зафиксирован с тех пор, как король Генрих IV принял белый шарф, как эмблему королевской армии. Изначально это был цвет партии гугенотов (протестантов), к которым король Генрих IV принадлежал до своего венчания на Маргарите де Валуа. Генрих стал королем Франции в 1589 году, будучи еще гугенотом, а принял католицизм только в 1593 году. Гугеноты считали свою веру чистой, поэтому носили белые одежды, белые шарфы, имели белые знамена. Таким образом, вполне закономерно то, что этот цвет появился, как королевский символ. В 1590 году знаменем Франции стало белое полотно, безо всяких рисунков. Позже на нем стали изображать золотые лилии. Так продолжалось до революции.

Les couleurs finales du drapeau français se sont formées pendant la Grande révolution bourgeoise. La couleur bleue, c’est le symbole de saint Martin de Tour; le blanc, c’est la couleur de la héro ï ne nationale Jeanne d’Arc; enfin, la couleur rouge symbolise le feu des coeurs des Français. Во времена революции белый цвет королевской семьи был добавлен в знак примирения к синему и красному, которые символизировали не только геральдические расцветки Парижа, но и революционные кокарды. Образовавшийся триколор стал настоящим символическим воплощением лозунга «Liberté! Egalité! Fraternité! — Свобода! Равенство! Братство!». С тех пор красный цвет олицетворяет пламенные сердца французов, белый ассоциируется с национальной героиней Жанной д’Арк, а синий – со святым Мартинием Турским, который, согласно преданию, отдал свой синий плащ замерзающему нищему. Мартиний считается святым покровителем Французской республики.

La belle Marianne symbolise la devise nationale de la France «Liberté! Egalité! Fraternité!». Marianne est une belle jeune femme avec un bonnet phrygien sur sa t ê te.Sa sculpture est un attribet obligatoire dans les instituts des organes de pouvoir, dans les palais de justice, dans les municipalités. Son profil est disponible sur le sceau de l’Etat de la France. Elle est repré senté e sur les timbres postales franç ais.

Фригийский колпак (мягкий закругленный колпак со свисающим вперед верхом) — это головной убор, который известен со времён Римской империи, его носили освобожденные рабы-вольноотпущенники. Dès ce temps-là, le bonnet phrygien est devenu le symbole de la liberté. Марианна

Почему же именно это имя? Существует версия, Баррас (учредитель Директории), искал красивое имя для женского символа Республики. Как-то раз он ужинал у своего друга Жана Ребеля. Это был семейный ужин, на котором присутствовала супруга хозяина дома, Мадам Ребель, обладающая красотой и шармом. Ее звали Мари-Анна. Баррас решил, что лучшего имени для символа республики не найти.

Изначальная задумка была изобразить красивую женщину с копьем во фригийском колпаке, как символ революции и освобождения от рабства. Приблизительно с 1875 года изображения Марианны широко распространились в государственных учреждениях: департаментах, муниципалитетах, судах. Сначала это были бюсты, изображавшие собирательный женский образ, но с 1970 года была введена новая традиция. Комитет мэров французских городов решил, что прототипом Марианны будет избираться одна из известных красивых женщин Франции. Ими были:

    • 1968 — Брижит Бардо — киноактриса
    • 1978 — Мирей Матье — певица
    • 1985 — Катрин Денев — киноактриса
    • 1989 — Инес де ла Фрессанж — манекенщица
    • 2000 — Летиция Каста — топ-модель
    • 2003 — Эвелин Тома — телеведущая
    • 2012 — Софи Марсо — киноактриса

La fleur-de-lys

La fleur-de-lys est le symbole de la France et de la monarchie française. Три французские королевские лили, изображенные на королевском стяге – это символ милосердия, правосудия и сострадания. Все это олицетворяет королей Франции. Один из первых королей франков из династии Меровингов (Les Mérovingiens) Хлодвиг I (Clovis), будучи еще язычником, увидел, что проигрывает важное сражение, и вознес молитву о победе христианскому Богу. Ему явился ангел с ветвью лилий, сказав, чтобы отныне он сделал лилию своим оружием и завещал его своим потомкам. Французская королевская лилия

Хлодвиг победил в этой битве, и вместе со всеми франками, их женами и детьми принял крещение. Так как эта эмблема состоит из трех лилий, флер-де-лис также может олицетворять Троицу, Деву Марию, триединство Бога, творения и королевской власти, а также триединство тела, ума и души человека.

С тех пор лилия – это символ королевской власти и Франции в целом, она присутствует на знаменах королей, на их гербах, на монетах. Французское выражение « Etre assis sur des lys», то есть «сидеть на лилиях», означало иметь высокую должность, так как цветами лилии были украшены не только стены помещений, но и сиденья стульев в королевских дворцах.

La Tour Eiffel est le symbole de Paris et de la France entière. Construite par l’ingénieur Gustave Eiffel, elle est devenue la plus attrayante curiosité de la France.

Эйфелева башня поначалу так не понравилась парижанам! Она была построена инженером Гюставом Эйфелем для Всемирной выставки 1889 года в честь столетия Великой буржуазной революции. Она возмущала и пугала их своими размерами и, как считали тогда, нелепостью. Еще бы! Высота башни составляет 318,7 метра, вес — около 10 тысяч тонн. Колебание верхушки Эйфелевой башни при сильном ветре — не более 12 сантиметров. Количество ступенек лестницы, ведущей на нижнюю смотровую площадку — 1652 ступени. Одновременно на башне могут находиться 10.400 чел. Все тогда считали, что она простоит недолго и скоро разрушится, поэтому сначала намечалось оставить ее только на 20 лет, но этот срок был продлен на 70 лет решением правительства в 1910 году. Эйфелева башня

Сейчас это телевизионная башня для всего Парижа и области. Парижане XIX века и подумать не могли, что сейчас это сооружение – главное, что привлекает гостей Парижа. Зачем вы едете во Францию? – Конечно, посмотреть Эйфелеву башню!

La Marseillaise

La Marseillaise, c’est l’hymne national de le France, composé par Rouget de Lisle.

Марсельеза – это государственный гимн Франции. Сочиненная Руже де Лиллем, поначалу, как революционная песня, Марсельеза охватила всю страну, ее пели во всех городах. Марсельеза стала национальным гимном Франции 14 июля 1795 года. (Подробно о Марсельезе читайте статью на нашем сайте).

Изначально Франция не была Францией, а государством Галлия, в котором поселились племена франков.Галльский петух стал символом Галлии и галлов, потому что в переводе с латинского «галлус» имеет два значения - «петух» и «галл». В Древнем Риме петух был символом заносчивости, задиристости. По этой причине римляне называли галлов петухами, поскольку считали их забияками.
В XV веке король Карл VIII выбрал изображение петуха в качестве эмблемы Франции. В период монархии эмблема с петухом была белого цвета, а после Революции 1789 года стала, как и национальный флаг, трехцветной. Галльский петух

Aujourd’hui, l’image du coq gaulois peut être vu dans la presse grand public en France et à la résidence du président français sur la barrière du parc de l’Elysée. En France, il est maintenant considéré comme un symbole de l’indépendance et la liberté, ainsi que l’arrogance et de la combativité.

Jeanne d’Arc

Jeanne d’Arc a sauvé la France pendant la Guerre de Cent Ans. Elle est la héro ï ne nationale de la France.

Это была Столетняя война (1337 – 1453), которая обходилась Франции очень дорого и трудно. Бедная Франция проигрывала сражение за сражением: битва при Азенкуре, битва при Пуатье, морские сражения. В стране голод и нищета, крестьянские восстания то и дело вспыхивали то тут, то там.

Наконец, Бог сжалился над бедной страной и послал ей спасение. Хрупкая молодая девушка из деревни Домреми, что в Лотарингии, была призвана спасти Францию и привести ее к победе.

Споры о Жанне д’Арк не прекращаются и по сей день. Эта героическая девушка волнует историков, философов, ученых. Она смогла поднять боевой дух в солдатах, вселить в них уверенность в победе и повести за собой войска. Кроме этого, ей удалось короновать дофина, будущего короля Карла VII, который вынужден был скрываться до ее появления и страдать от того, как страна рвется на части. Народная героиня — Жанна д’Арк

Более подробно мы расскажем вам о Жанне д’Арк в отдельной статье, посвященной ей. Здесь же стоит сказать, что Жанна действительно спасла Францию, избавила ее от врагов в лице англичан, и страна, наконец, могла вздохнуть свободно. Эта смелая и героическая девушка вдохновляла и вдохновляет художников, скульпторов, писателей и поэтов. Она присутствует на полотнах мировых мастеров, ей посвящают стихи и поэмы. Она навсегда в памяти французов!

Как видите, друзья, Франция богата на национальные символы. Каждую свою эмблему, каждый символ французы очень любят и дорожат ими.

Французская Республика - это одно из первых государств в Европе, которое упразднило традиционную монархическую форму правления и тем самым дало толчок большим изменениям в общественном сознании людей многих стран.

Экономические предпосылки французской революции

К возникновению Французской Республики привела революция, которая продолжалась с 1789 по 1794 годы. Причинами революции можно считать глубокий социальный и экономический кризис, поразивший Францию в тот момент. В стране главенствовала и она не могла решить все проблемы, защищая лишь интересы привилегированной верхушки общества. История государства Франции всегда была историей королевского правления, но к 1789 году стало ясно, что дальше так продолжаться не может. Крупная земельная аристократия правила страной, было огромное количество крестьян, которые экономически зависели от феодалов. Между тем начиналось развитие промышленного производства, необходимы были рабочие для заводов. Свобода, равенство, братство по-французски понимались как возможность для простого человека работать не только в селе, но и в городе.

К тому же, крестьяне продолжали разоряться, в то время как монарх и его приближенные опустошали казну для своих развлечений. Этот факт вызывал огромное недовольство в народе.

Духовные предпосылки французской революции

Французская революция была подготовлена трудами просветителей восемнадцатого века. Такие философы, как Вольтер и Ларошфуко, выступали с проповедью выдающихся разума. Они считали, что главный смысл преобразований общества - это свобода, братство, равенство. Все люди должны иметь равные права, независимо от того, какого они сословия и какое у них финансовое состояние. Недопущение эксплуатации одной части народа другой, отмена крепостного права - вот те основные принципы, которые продвигали французские просветители.

Движущие силы революции

Французская революция была подготовлена тремя основными силами. Первой из них можно считать французских крестьян, которым было очень тяжело платить феодальные повинности, второй считается население города - ремесленники, рабочие, в общем, трудовой народ. Третьей силой можно считать буржуазию, которая владела промышленными предприятиями и занималась предпринимательством. Все их объединил девиз Франции: "Свобода, братство, равенство".

Все эти силы были едины в том, что короля надо отстранить от власти и дать народу конституцию, в которой были бы обозначены права человека и гражданина. Но существовали и разногласия. Так, представители буржуазии считали, что свобода, братство, равенство хороши до определенного момента, а потом можно начинать сосредоточение капиталов и богатств в одних руках.

Ход революции. Генеральные Штаты

Король Людовик XVI решил, что, в связи со сложной финансовой и экономической ситуацией в стране, нужно собрать Генеральные Штаты, и поручил заниматься этим министру Неккеру. 5 мая 1789 года они были собраны, руководил ими министр Мирабо. Он считал, что лозунги французской революции могут испугать большую часть населения, поэтому надо идти на союз короля, духовенства и народа. Но потом оказалось, что король не хочет идти на уступки и проводить реформы. Более того, он попробовал разогнать которые к тому времени превратились в Национальное собрание. Девиз Франции "Свобода, равенство, братство" оказался подходящим не для всех.

Поскольку министр Мирабо отказался распустить собрание, в Париж были введены иностранные войска, состоявшие из немецких и шведских наемников. Был отправлен в отставку министр Неккер, и это послужило толчком для начала масштабного народного восстания. «Свобода, братство, равенство!» - кричали парижане, которые захотели свергнуть всемогущего монарха.

Взятие Бастилии

14 июля 1789 года считается выдающейся датой в истории Франции. В этот день на штурм тюрьмы, то есть Бастилии, пошли восемьсот парижан, с ними были еще двое русских.

Бастилия считалась изначально тюрьмой для аристократов, но потом, во времена Людовика Шестнадцатого, из нее сделали обычную тюрьму. Ее особенностью были сносные условия содержания, здесь заключенные имели возможность работать и читать. В основном Бастилия пустовала - на момент ее взятия в ней содержалось всего семь узников.

Было во всем мире воспринято как торжество свободы и справедливости. Многие считали, что свобода, братство, равенство после разрушения этой тюрьмы наконец-то стали явью.

Торжество республики

В это время муниципалитет Парижа был отменен, и городом стала править Коммуна, которая считала, что подчиняется только Национальному собранию. Под давлением народных масс в августе представители духовенства и дворяне отказались от своего привилегированного статуса. 26 августа появилась знаменитая Декларация прав человека и гражданина. Свобода, братство, равенство стали ее ключевыми понятиями. Признавалась свободная воля каждой личности, ее право на самоопределение. Многие налоги были отменены, и крестьяне вздохнули свободно. Отменили церковную десятину и обязательную уплату налога феодалам.

Король Людовик Шестнадцатый стал заложником новых властей, а его брат и другие представители французской знати эмигрировали. 20 июня 1791 года пробовала убежать за рубеж на карете, но потерпела неудачу, и ее вернули обратно.

Свержение монархии и воцарение Республики

В августе 1792 года проходили выборы в Национальный конвент, обстановка была неспокойной. 20 сентября произошло его первое заседание, и первым же указом была упразднена монархия.

Вскоре король Людовик был казнен, и началась война Франции с другими странами. "Свобода, равенство, братство" - жетон с этими надписями хотели видеть у себя жители других стран. С первого февраля Франция начала войну с Великобританией. Английский министр Питт Уильям Младший начал экономическую блокаду Франции, и это сказалось на состоянии страны. Во Франции начался голод и восстания против военной мобилизации. Потом начали враждовать друг с другом якобинцы и жирондисты, две партии в Конвенте. Один из ведущих революционеров Дантон создал Комитет общественного спасения, который несколько лет эффективно решал экономические и политические вопросы.

Крестьянская реформа

В 1792 году Конвент инициировал проведение крупной реформы по переделу земли в пользу крестьян. Крестьяне получили и другие привилегии. Они поняли, что главный девиз французской республики - это помощь трудящимся города и работникам сельского хозяйства. Все были отменены, имения дворян-эмигрантов были поделены на небольшие участки и продавались, так что их могли купить даже не очень зажиточные крестьяне. Эта реформа крепко связала крестьян с революцией, и они больше не мечтали о реставрации монархии.

Земельная реформа оказалась самой стойкой во французской истории, и новое административное деление Франции осталось надолго, в то время как центральная была неустойчивой.

Дальнейшие изменения властной структуры Франции

В 1794 году страной управлял Робеспьер и Комитет общественного спасения. Робеспьер казнил Эбера и других революционеров. 27 июля режим Робеспьера был ликвидирован, и его отправили на гильотину.

Конвент был разогнан в 1795 году, и роялисты-эмигранты стали искать пути для возврата на родину. Свобода, равенство, братство по-французски понимались ими как возможность вернуть себе часть былой власти.

28 октября 1795 года начала свое существование новая французская республика. Во главе ее стояла Директория. В это время Франция вела захватнические войны в Европе, и Директория всячески пыталась найти средства для продолжения войны.

В конце 1795 года граф Баррас привлек для подавления восстания в Париже молодого генерала Наполеона Бонапарта. Бонапарт считал, что "Свобода, Равенство, Братство" - это лозунг французской черни, которую нужно заставить замолчать. Его брат - Люсьен Бонапарт - был умным и дальновидным политиком, который помогал Наполеону захватить власть.

16 октября Наполеон с войсками пришел в Париж, и там посчитали, что это символы французской революции. Поэтому его встретили с восторгом. При правлении Бонапарта Директория создала вокруг Франции серию государств-сателлитов, которые поддерживали царящий в ней режим. Территория страны стала больше, а во главе ее появился новый сильный лидер - Наполеон Бонапарт.

Смысл французской революции состоял в том, что она окончательно свергла и помогла воцарению капитализма. Она была самым сильным потрясением восемнадцатого века, и с ее помощью были достигнуты коренные преобразования общественного строя страны.