Специальный счет: инструкция для бухгалтера. Специальный банковский счет: что и как Кто может открыть специальный банковский счет

С 1 октября 2018 года госзакупки переходят на новую систему обеспечения заявок. Теперь поставщикам для участия в закупках требуется открыть специальный счет. Давайте разберемся, что это за счета, в каких банках их можно открыть и как изменится схема взаимодействия участников закупок с торговыми площадками.

Что такое специальный счет?

Спецсчет для участия в госзакупках — это расчетный счет, открытый в одном из утвержденных правительством банков (Распоряжение от 13.07.2018 1451-р). На этих счетах поставщики должны держать деньги для обеспечения заявок в электронных конкурентных закупках. По обращению электронной торговой площадки (ЭТП), на которой проходит закупка, банк будет блокировать и разблокировать деньги для обеспечения заявки.

Восемь действующих ЭТП госзакупок, а также площадка для закрытых закупок АСТ ГОЗ будут работать со всеми финансовыми организациями, вошедшими в этот правительственный перечень. Это значит, что поставщику достаточно открыть один специальный счет, на котором можно держать деньги для участия в госзакупках на всех площадках.

Если у вас уже есть расчетный счет в одном из утвержденных правительством банков, то его можно использовать как спецсчет. Для этого потребуется подписать дополнительное соглашение с банком по форме, описанной в п.5 требований постановления номер 626.

На все средства для обеспечения конкретной заявки, в том числе и заблокированные, банки должны начислять процент. Размер выплат устанавливается в договоре между банком и участником закупки. Это правило установлено в ч. 26 ст. 44 44-ФЗ. Однако, каким именно будет этот процент, отдано на откуп банкам.

В каких закупках потребуется спецсчет?

Спецсчет нужно открыть, чтобы участвовать в:

  • Электронных конкурентных закупках по 44-ФЗ.
  • Конкурентных закупках среди малого и среднего бизнеса по 223-ФЗ.

Спецсчет не нужен:

  • В закупках без обеспечения заявок (до 1 млн руб. по 44-ФЗ и до 5 млн руб. по 223-ФЗ).
  • Для обеспечения заявок в бумажных закупках. Заказчики могут проводить закупки на бумаге до 1 января 2019 года, после этого подавляющее большинство госзакупок будут проходить только в электронном виде.
  • Для обеспечения контрактов. Деньги нужно перечислять деньги на счет заказчика или получать банковскую гарантию на нужную сумму.

Обратите внимание, согласно ч. 52 ст. 112 44-ФЗ с 1 января 2019 года госзаказ полностью перейдет на электронные закупки. Тем не менее оформить банковскую гарантию для обеспечения заявок в электронных закупках можно будет только с 1 июля 2019 года.

Перечень банков для открытия специальных счетов для госзакупок

Правительство уполномочило для открытия спецсчетов 18 финансовых организаций. В их число вошли:

  1. «Сбербанк России»,
  2. «Альфа-Банк»,
  3. «Банк ВТБ»,
  4. «Финансовая Корпорация Открытие»,
  5. «Газпромбанк»,
  6. «Российский Сельскохозяйственный банк»,
  7. «Российский национальный коммерческий банк»,
  8. «Росбанк»,
  9. «Московский Кредитный банк»,
  10. «Всероссийский банк развития регионов»,
  11. «Акционерный Банк «Россия»,
  12. «Совкомбанк»,
  13. «Райффайзенбанк»,
  14. «Промсвязьбанк»,
  15. «Банк «Санкт-Петербург»,
  16. «Акционерный коммерческий банк «РосЕвроБанк»,
  17. «ЮниКредит Банк»,
  18. «ОТП Банк».

Все они уже заключили соглашения с ЭТП, однако о возможности открыть спецсчет и условия договора лучше уточнять отдельно в каждом банке.

Схема взаимодействия участников

Итак, чтобы обеспечить заявку для участия в госзакупках, вы:

  1. Открываете специальный счет. Деньги на него можно перевести сразу или немного подождать — новая система обеспечения не требует наличия денежных средств на спецсчете во время подачи заявки. Вы сможете подавать и отзывать заявки, не думая об обеспечении.
  2. Подаете заявку на электронный аукцион. Подавая заявку, вы автоматически соглашаетесь на блокировку банком денег для обеспечения заявки. Обратите внимание, что дата окончания подачи заявок не всегда равна окончанию суток. ЭТП может установить любое время — например, 8:00, 15:00 и т.д. Будьте внимательны и отправляйте заявки вовремя.
  3. Следите, чтобы в момент окончания подачи заявок на спецсчете была необходимая сумма. Если не хватит даже нескольких рублей, заявка будет отклонена. А поскольку время подачи истекло, то подать новую заявку вы уже не сможете. Также учитывайте, что перевод денег на счета юрлиц может занять до трех рабочих суток.

Как только истек срок подачи заявок, банк в течение часа заблокирует ваши деньги. Их разблокируют в течение суток, как закупка завершится или ее отменят. Если вы победили в закупке, обеспечение закупки вернут после того как вы заключите контракт.

Победитель закупки платит комиссию ЭТП:

  • Если закупка проходит на «общих» условиях, то в размере 1% от суммы контракта, но не выше 5 тысяч рублей.
  • Если закупка проходит только среди некоммерческих организаций и малого бизнеса, то размер платы составит тот же 1% от суммы контракта, но не выше 2 тысяч рублей.

Если победитель от заключения сделки уклонился, то плату со второго участника уже не берут.

Плата также будет списана со спецсчета победителя. Если же у него такого счета нет (что возможно при участии в закупах без обеспечения заявки до 1 млн), то плату нужно будет перевести на банковский счет площадки (п.7-8 постановления правительства номер 564).

Как правило, у предприятий есть собственный расчетный счет. Однако одного счета для правильного распределения финансов не всегда достаточно. Для этих целей открывают специальные счета, на которые перечисляют средства с других счетов, от поставщиков, клиентов, платежных агентов.

Самые распространенные виды счетов:

  • Депозиты. Используются для хранения и увеличения денежных средств;
  • Аккредитивы. Это депозитный счет, на который переводится определенная сумма для оплаты товаров, сделок. Перевод денег с него осуществляется после выполнения условий договора поставщиком;
  • Чековые книжки. На этот счет периодически переводятся деньги предприятия для оплаты определенных нужд. Оплата производится по чеку.

Когда нужно открывать специальный счет?

Это необходимо:
  • поставщику - для привлечения платежного агента для приема платежей;
  • платежному агенту - для приема платежей физических лиц;
  • банковскому платежному агенту (субагент) - для принятия от физического лица наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов.

Как открыть специальный счет?

Это зависит от вида счета. Например, для открытия аккредитива сначала покупатель и поставщик договариваются о том, как будут происходить расчеты. Затем обратиться в банк и открыть расчетный счет. После изучения деталей, банк откроет аккредитив. Открыть специальный счет можно в том случае, если у предприятия уже открыт основной.

Что будет, если специальный счет не используется?

За это предусмотрена административная ответственность (ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ). А именно, если:
  • не соблюдается обязанность по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета);
  • счет не используется платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.
За данное правонарушение предусмотрен административный штраф:
  • для должностных лиц: от 4 тысяч до 5 тысяч руб.;
  • для юридических лиц: от 40 тысяч до 50 тысяч руб.

В статье рассмотрим ситуации, с которыми сталкиваются налогоплательщики, которые работают в рамках гособорозаказа, руководствуясь Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее Закон № 275-ФЗ) и применяют при этом специальный счет.

Ситуация 1. В каком банке открывать?

В соответствии с пп. 6 п. 1 и пп. 6 п. 2 ст. 8 Закон № 275-ФЗ головной исполнитель и исполнители определяют в контрактах, заключаемых с другими исполнителями, обязательное условие об осуществлении расчетов с использованием для каждого контракта отдельного счета, открытого в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем.

При этом до заключения контракта исполнители, входящие в кооперацию головного исполнителя, должны быть уведомлены о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении (пп.3 п. 1 и пп.3 п. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).

При выполнении гособоронзаказа головной исполнитель и исполнители по государственному оборонному заказу используют для расчетов по контракту только отдельные счета, открытые исполнителями, с которыми заключены контракты, в уполномоченном банке (пп.7 п. 1 и пп. 7 п.2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).

Учитывая вышеизложенные нормы Закона № 275-ФЗ Организация-субподрядчик, которая включена в кооперацию головного исполнителя по выполнению гособорнзаказа обязана заключить договор о банковском сопровождении и открытии спецсчета в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем. Поэтому она, не вправе открыть спецсчет в ином банке, кроме того, который указан в контракте с исполнителем и его уведомлении.

Ситуация 2. Правомочен ли банк отказать организации в открытии счета?

Организацией (Исполнитель) столкнулась с ситуацией когда Уполномоченный банк отказал ей в открытии специального счета на том основании, что что по мнению банка Общество проводило подозрительные и сомнительные операции, направленные на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем. Разберемся, прав ли банк?

Согласно ст. 11 НК РФ счета (счет) — расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета. При этом Банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, который обратился с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом или установленными в соответствии с ним банковскими правилами (п. 2 ст. 846 ГК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ Исполнитель заключает с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договор о банковском сопровождении (пп. 2 п. 2 ст. 8 Закона № 275). Кроме того, Исполнитель уведомляет (до заключения контрактов) других исполнителей о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении (пп. 3 п. 2 ст.8 Закона № 275-ФЗ).

В свою очередь уполномоченный банк обязан заключить с головным исполнителем, исполнителем договоры о банковском сопровождении и открыть им отдельные счета (пп. 1 п. 2 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ). При этом отдельный счет — это счет, открытый головному исполнителю, исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу (п. 10 ст. 3 ФЗ Закона № 275-ФЗ). Поэтому на Организацию- исполнителя возложена обязанность по открытию специального счета в уполномоченном банке Законом № 275-ФЗ.

Cогласно абз. 2 п. 2 ст. 846 ГК РФ Банк не вправе отказать в открытии счета, совершение соответствующих операций по которому предусмотрено законом.

Однако при этом следует учитывать, что кредитная организация (банк) вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации в случае наличия у нее подозрений о том, что целью заключения такого договора, во исполнение которого открывается счет, является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (п. 5.2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» далее Закон № 115-ФЗ).

Согласно п. 6.2 гл. 6 «Положения о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. Банком России 02.03.2012 N 375-П), (далее- Положение № 375-П), факторами по отдельности или по совокупности, влияющими на принятие кредитной организацией такого решения могут являться следующие обстоятельства:

— юридическое лицо имеет размер уставного капитала равный или незначительно превышающий минимальный размер уставного капитала, установленный законом ((пп. «а» п. 6.2 Положения № 375-П.

— с даты регистрации юридического лица прошло менее шести месяцев (пп. «б», п. 6.2 Положения № 375-П);

— согласно данных налоговой службы в качестве юридического адреса юридического указан адрес массовой регистрации (пп. «в», п. 6.2 Положения № 375-П).

— отсутствие по адресу юридического лица, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, органа или представителя юридического лица («г» п. 6.2 Положения № 375-П);

— одно и то же физическое лицо является учредителем (участником) юридического лица, его руководителем и) осуществляет ведение бухгалтерского учета (пп. «д», п. 6.2 Положения № 375-П);

— имеется информация Банка России о том, что в отношении Организации выявлено наличие задолженности нерезидентов по контрактам, по которым Организацией были закрыты паспорта сделок в связи с их переводом на обслуживание в другой уполномоченный банк (пп. «е»," п. 6.2 Положения № 375-П);

— в отношении юридического лица имеется решение межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества (пп. «и» п. 6.2 Положения № 375-П);

— иные факторы, самостоятельно определяемые кредитной организацией (пп. «к» п. 6.2 Положения № 375-П.

Учитывая вышеизложенное, несмотря на то, что открытие специального счета Исполнителем в рамках исполнения им гособоронзаказа, предусмотрено законодательно, кредитная организация вправе отказаться от заключения договора банковского счета в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации, при наличии оснований полагать, что Организация совершает операции, направленные на легализацию (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Однако при получении отказа Организация-Исполнитель вправе обратиться в суд, и не исключено, что судебные органы, в случае недоказанности наличия оснований для открытия банковского счета, предусмотренных в п. 5.2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ, встанут на сторону Организации и признают действия банка неправомерными (Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.10.2016, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2016, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.04.2017 № Ф01-878/2017 по делу № А43-15183/2016).

Так Верховный Суд РФ, рассматривая аналогичную ситуацию в своем Определении от 25.08.2017 № 301-ЭС17-10939 по делу № А43-15183/2016 отметил, что несмотря на то, что для отказа в открытии счета банку достаточно лишь подозрений о возможном совершении клиентом операции по легализации дохода, полученного преступным путем, при рассмотрении в суде дела об оспаривании отказа в открытии счета, банк должен подтвердить и доказать, что такие подозрения являлись обоснованными на момент отказа в открытии счета. Кроме того, суд обратил внимание на то, что денежные средства из федерального бюджета, направленные на исполнение государственного оборонного заказа, не могут по своей правовой природе являться доходом, полученным преступным путем.

Таким образом учитывая вышеизложенное для отказа в открытии счета банку достаточно лишь подозрений о возможном совершении клиентом операции по легализации дохода, полученного преступным путем. Однако, если Организация обратиться в суд, то банк должен будет подтвердить и доказать, что такие подозрения являлись обоснованными на момент отказа в открытии счета.

Ситуация 3. Вправе ли Организация-исполнитель перечислить деньги поставщику со своего специального счета на его расчетный счет?

В данной ситуации Организация-исполнитель, включенная в кооперацию головного исполнителя в рамках исполнения государственного оборонного заказа, заключила обычный договор поставки на приобретение материалов, которые в дальнейшем будут использованы ею для исполния гособоронзаказа. Сумма договора составляет 400 000 руб. а поставщик не имеет специального счета, открытого в уполномоченном банке. Как быть?

В соответствии с пп. 6 п. 1 и пп. 6 п. 2 ст. 8 Законf № 275-ФЗ головной исполнитель и исполнители определяют в контрактах, заключаемых с другими исполнителями, обязательное условие об осуществлении расчетов по таким контрактам с использованием для каждого контракта отдельного счета, открытого в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем.

При этом до заключения контракта исполнители, входящие в кооперацию головного исполнителя, должны быть уведомлены о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении (пп.3 п. 1 и пп.3 п. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).
При выполнении гособоронзаказа головной исполнитель и исполнители по государственному оборонному заказу используют для расчетов по контракту только отдельные счета, открытые исполнителями, с которыми заключены контракты, в уполномоченном банке (пп.7 п. 1 и пп. 7 п.2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).

В соответствии с пп. «з» п. 2 ч.1 ст. 8.3 Закона № 275-ФЗ режим использования отдельного счета предусматривает списание денежных средств только на отдельный счет, за исключением списания денежных средств с такого счета на иные банковские счета в целях в частности оплаты головным исполнителем расходов на сумму не более пяти миллионов рублей в месяц и оплаты исполнителем расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц.

Поскольку с отдельного счета исполнителя возможно списание денежных средств на иные банковские счета в целях оплаты иных расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц, а в рассматриваемом вопросе речь идет о сумме в 400 000 руб., Организация-исполнитель, осуществляющая деятельность в рамках ГОЗ, вправе перечислить деньги поставщику со своего специального счета на его расчетный счет.

Ситуация 4. Перечисляем аванс сотрудникам со спецсчета

Режим использования отдельного счета подразумевает обязанность предоставления Организацией в уполномоченный банк документов, являющихся основанием для составления распоряжений на перечисление сумм ЗП на счета сотрудников, а также распоряжения на уплату соответствующих налогов, в частности НДФЛ в качестве налогового агента. Обязана ли Организация выполнять данные требования при перечислении аванса сотрудникам (ЗП за первую часть месяца)?

В соответствии с пп. «ж» п. 1 ст. 8.3 Закона № 275-ФЗ режим использования отдельного счета предусматривает совершение разрешенных операций в соответствии с п. 2, 3, 9 и 10 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ.

При этом согласно пп. «а» п. 3 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ по отдельному счету не допускается, в частности, совершение операций в виде перечисления (выдачи) денежных средств физическим лицам, за исключением оплаты труда при условии одновременной уплаты соответствующих налогов, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

В соответствии с п. 1 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ уполномоченный банк в частности вправе: запрашивать у головного исполнителя, исполнителя документы и сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом (пп.1 п. 1 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ); осуществлять контроль распоряжений в порядке, установленном ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ (пп.4 п. 1 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ).

При принятии распоряжения к исполнению уполномоченный банк контролирует: в частности, соответствие назначения платежа, указанного в распоряжении, содержанию документов, представленных владельцем отдельного счета и являющихся основанием для составления распоряжения (пп. 3 п. 1 ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ), а также соблюдение режима использования отдельного счета, установленного Законом № 275-ФЗ (пп. 4 п. 1 ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ).

При этом, при перечислении ЗП, в том числе и за первую половину месяца (аванса) Организация-Исполнитель должна предоставить в уполномоченный банк расчетно-платежные ведомости (иной формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, установленной законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете), на основании которой исполнителем составлено распоряжение о переводе денежных средств (Письмо Банка России от 02.12.2015 N 12-1-5/2822, от 14.12.2016 № 12-1-5/2793).

При этом следует добавить, что п. 3 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ регулирует порядок перечисления (выдачи) денежных средств с отдельного счета физическим лицам и не может регулировать порядок перечисления, в частности, налога на доходы физических лиц (Письмо Минфина России от 31.03.2017 № 03-04-09/18948).
Российские организации, от которых налогоплательщик получил доходы, обозначенные в п. 2 ст. 226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 226 НК РФ (п. 1 ст. 226 НК РФ). При этом датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде оплаты труда признается последний день месяца, за который ему был начислен доход (п. 3 ст.226 НК РФ).

Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, в данном случае относительно выплаты ЗП- на последний день месяца (пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ, п. 3 ст. 226 НК РФ).

Поэтому, учитывая вышеизложенное, налоговый агент в последний день месяца, за который налогоплательщику был начислен доход в виде оплаты труда, производит исчисление НДФЛ и не как не может этого сделать ранее.

В этой связи до истечения месяца невозможно определить полученный доход в виде оплаты труда за месяц и исчислить налог, подлежащий удержанию и перечислению в бюджет, при выплате заработной платы за первую половину месяца (Письмо Минфина России от 31.03.2017 № 03-04-09/18948).

Таким образом, Организация Исполнитель при выплате ЗП за первую половину месяца должна предоставить в уполномоченный банк расчетно-платежные ведомости (иной формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, установленной законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете), на основании которой исполнителем составлено распоряжение о переводе денежных средств.

Однако, при этом одновременно с распоряжением на аванс Организация не должна предоставлять распоряжения на уплату НДФЛ в качестве налогового агента, поскольку до истечения месяца, невозможно определить полученный доход в виде оплаты труда за месяц и исчислить налог, подлежащий удержанию и перечислению в бюджет.

Дискуссия:
(Заключительная часть )

:
"ФЗ "О гособоронзаказе" - слишком много вопросов!"


"Гособоронзаказ": разбираемся в деталях...

"Гособоронзаказ": специальный счет и правоприменительная практика.

(Заключительная часть )

Текст: Анатолий Диденко
адвокат, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права

Ряд вопросов, поставленных ФЗ-275, еще не получили своего разрешения в принципе. Речь идет, например, о различиях в правовом режиме обычного расчетного счета организации и специального счета в уполномоченном банке.

Если провести аналогию с высказыванием «Каждый снайпер – стрелок, но не каждый стрелок – снайпер», то, исходя из толкования положений нового закона, мы получим «Каждый специальный счет – расчетный счет, но не каждый расчетный счет – специальный счет» .

Закон говорит о порядке расходования средств со специальных счетов, но при этом не содержит запрета на пополнение специального счета собственными средствами предприятия. В законе нет ограничений на приход средств не только от государственного заказчика, но и из иных источников. Казалось бы, зачем предприятию пополнять специальный счет собственными средствами, если их списание жестко регламентировано и перечень расходных операций закрытый? Но этот закрытый перечень не предусматривает расходов на расчетно-кассовое обслуживание.

Действительно, даже при максимально лояльном подходе уполномоченного банка к тарифам на обслуживание специальных счетов и при установленном 275-ФЗ требовании о безвозмездном банковском сопровождении представители уполномоченных банков уже назвали стоимость проведения платежного поручения. Это 25 рублей.

Из каких средств предприятие должно платить комиссию банка?

Видимо, исключительно из собственных. Тогда с какого счета? Со специального или с расчетного? И можно ли отнести эти расходы на себестоимость государственного оборонного заказа? И, если в уполномоченный банк судебный пристав приносит исполнительный лист, предусматривающий безакцептное списание денежных средств со счета предприятия-должника, может ли банк отказать в исполнении, нарушив федеральное законодательство об исполнительном производстве, или обязан исполнить документ, нарушив при этом законодательство о государственном оборонном заказе? Ведь 275-ФЗ регламентирует и ограничивает исключительно добровольные расходные операции по специальным счетам, но никак не принудительные. Как в этой ситуации поступить банку и предприятию-клиенту? Это только частный случай будущей правоприменительной практики, требующий разъяснения.

Предприятиям следует воспользоваться предоставленной ФАС и МО возможностью участвовать в обсуждении подобных вопросов на различных площадках.

Если не делегировать своих специалистов, с недоверием относиться к консалтингу в сфере ОПК, ограничиваться формальным ожиданием волшебных рецептов, выписанных «сверху», при этом приостанавливая работу «до выяснения», то велика вероятность сорвать выполнение оборонного заказа или, рискнув разобраться самостоятельно, совершить ошибку, оставшись один на один со сложными правовыми и финансовыми вопросами.

А ведь мы пока обозначили только один из них. Есть ли у каждого предприятия готовые ответы на остальные? Например, на такие:

  • Как планируется при выполнении обязанности предоставить доступ к коммерческой тайне с целью проведения контроля целевого использования бюджетных средств, перечисленных по гособоронзаказу, проводить разграничение между средствами, перечисленными по ГО и иными финансовыми потоками компании?
  • Ограничивает ли получение государственным заказчиком дополнительных бюджетных ассигнований в случае срыва исполнителем государственного оборонного заказа, право заказчика дополнительно предъявить к исполнителю иск о возмещении убытков, включая упущенную выгоду?
  • Подразумевается ли под обязанностью ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту обязанность ведения отдельного бухгалтерского, управленческого или налогового (по определению, консолидированного) учета?
  • Как правильно истолковать различие между запретом действий, «влекущих за собой», и действий, «направленных на», с точки зрения квалифицирующих признаков по критерию умысел/неосторожность? Особенно, учитывая разницу в ответственности с точки зрения уголовного законодательства?
  • Как будет соотноситься административный регламент о проведении проверок предприятий с режимом секретности, предусмотренным для отдельных предприятий ОПК?

Вряд ли штатным сотрудникам отдельного предприятия, при всем их профессионализме, будет очень просто быстро ответить на подобные вопросы, поставленные перед ними.

Конечно, оборонно-промышленному комплексу не привыкать работать в тяжелых условиях. Но, может быть, эта тяжесть кажущаяся? Тем более, государство и экспертное сообщество готовы оказать помощь. Ведь императивная норма в новом законе только одна – не сорвать выполнение государственного оборонного заказа . Все остальное – лишь правоприменительная практика, в формировании которой нам и предлагают участвовать, причем на начальной стадии. Кооперация необходима не только в производственном процессе, не правда ли? А опыт кооперации у нас есть…

Специальный расчетный счет - дополнительный аккаунт, предназначенный для :

  1. Обобщения данных о перемещении денег в рублях или валюте, которая вращается внутри РФ или за ее территорией, и представлена в виде:
  • Аккредитивов.
  • Чековых книжек.
  • Векселей и прочих документов.
  1. Контроля средств на различных типах аккаунтов (особых, текущих и специальных).
  1. Учета движения денег, предназначенных для инвестиций в целевые проекты.

Говоря простыми словами, открытие специального счета - в первую очередь спасение для главбуха, которому сложно контролировать потоки исключительно по одному р/с.

Специальный расчетный счет: характеристики

При детальном рассмотрении можно выделить ряд характеристик специальных р/с :

  1. Обязательная привязка к уже открытому ранее р/с.
  2. Наличие нескольких видов специальных счетов, в зависимости от назначения. Здесь стоит выделить:
  • Депозиты.
  • Аккредитивы организации.
  • Корпоративный «пластик».
  • Аккаунты в валюте.
  • Чековые книжки.
  • Ссудные и прочие виды расчетных счетов.

Читайте также —

  1. Должны применяться:
  • Компаниями (юрлицами) и ИП в ситуации, когда в процессе деятельности поступают платежи от обычных граждан или физлиц за выполненные работы, услуги или реализованную продукцию.
  • Компаниями (юрлицами) и ИП в случаях, когда производится прием наличности от граждан (сюда же входит получение средств с помощью банкоматов или терминалов).
  1. Существуют правила применения специальных расчетных счетов, которые отражены в статье 15.1 КоАП РФ. Кроме того, в Федеральном законе под номером 103 выделено наказание за несвоевременное открытие специального счета и неправильное его применение. Размер штрафа зависит от лица, которое нарушило закон
  • Для лиц при должности величина финансового наказания составляет 4-5 тысяч рублей.
  • Для юрлиц - 40-50 тысяч рублей.

Какие бывают виды?

К основным видам специальных расчетных счетов стоит отнести:

  1. Аккредитивы - депозит, в котором не предусмотрено процентных начислений. В процессе деятельности организации с р/с на аккредитив переводится определенная сумма по приказу руководителя или главбуха. Впоследствии средства, направленные на аккредитив, применяются для совершения платежа за товар (услугу).

Открытие специального счета такого типа - по сути, поручение владельца р/с банку произвести платеж в случае, когда продавец выполнит условия соглашения. При этом оформление аккредитива производится под конкретного продавца. Период поставки продукции может корректироваться по согласованию.
Зачастую специальный расчетный счет открывается организациями, работающими в двух направлениях - с импортом и экспортом продукции.

  • Для оформления владелец расчетного счета открывает дополнительный аккаунт, куда перечисляются деньги на текущие расходы.
  • Чтобы снять средства, владелец оформляет чек, после чего получатель направляется в банк для обналичивания средств. По законам РФ такой документ недействителен без печати и подписи уполномоченной стороны.
  • Банк при получении бумаги не проводит дополнительных проверок, а выдает предъявителю сумму (при наличии упомянутых выше атрибутов).
  1. Депозитный - один из видов специальных счетов, целью которого является аккумулирование средств и (или) сохранение уставного капитала организации. Сегодня такие р/с рассматриваются с позиции инвестиций. Вложения могут производиться в рублях или валюте.

Особенности открытия

При открытии специального р/с стоит учесть ряд моментов:

  • В этом же банке должен быть оформлен расчетный счет.
  • Перемещение денег подчиняется общим правилам.
  • Для получения такой услуги клиент должен передать документы из ФНС, ПФ и прочих структур об отсутствии задолженностей за последние полгода.
  • Требуется написание заявления.

Специальный расчетный счет - помощник ИП или юрлица в ведении бизнес-деятельности. Главное - учесть действующие правила открытия и ведения таких аккаунтов.