Алексеев методика преподавания игры на баяне читать. Методика игры на баяне, аккордеоне Ф

Методическая разработка

Тема: «Методика преподавания урока по
баяну»
Педагог: Демидова Т.В

ВВЕДЕНИЕ
Методика обучения игре на музыкальных инструментах является составной
частью музыкальной педагогической науки, рассматривающей общие
закономерности процесса обучения на различных музыкальных инструментах,
как и в других областях педагогики. Методика складывалась, развивалась
постепенно. Каждое поколение исполнителей и педагогов внесли свой вклад в
эту науку, обогащая ее новыми практическими данными.
Слово «Методика» греческого происхождения; в переводе на русский язык
означает «Путь к чему-либо».
Методика – есть совокупность способов, т.е. приемы выполнения какой-либо
работы (исследовательской, воспитательной, учебной). В более узком смысле
слово «Методика» - это учение о способах преподавания того или иного
предмета.
Специалист любой области, не вооруженный методическими навыками, не
сможет оправдать своё назначение и никогда не станет полноценным мастером
своего дела.
Задачами курса методики обучения игре на каком-либо музыкальном
инструменте является подготовка учащихся к практической педагогической
деятельности в ДМШ и кружках художественной самодеятельности.
Цель курса методики - ознакомление учащихся с теорией игры на каком-либо
музыкальном инструменте с основами педагогического процесса и практикой
преподавания, т.к. у молодых преподавателей нет необходимого опыта работы с
учащимися, который приобретается с годами.
В системе музыкальных дисциплин методика занимает особое место, т.к.
впитывает в себя значение этих дисциплин (теория, сольфеджио, музыкальная
литература и т.д.)
Наряду с другими музыкально-теоретическими дисциплинами методика
способствует воспитанию общей музыкальной культуры, расширяет кругозор
исполнителей.
1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА БАЯНЕ

а) ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА ПО БАЯНУ
Задачи, поставленные перед всем искусством, в полной мере относятся и к
музыке, в частности к исполнительскому искусству.
Основные элементы педагогики – воспитание, образование и обучение –
составляют единое целое в процессе воспитания молодого музыканта-
исполнителя.
Исполнитель-баянист, как и каждый музыкант, должен сочетать подлинное
профессиональное мастерство с большой творческой смелостью, горячую любовь
к искусству – со стремлением отдать для его расцвета все силы и знания. Он
обязан ясно представлять себе содержание исполняемого произведения и иметь
достаточно технических средств для правдивой, убедительной его передачи.
Однако и этого не достаточно. Мастерское, т.е. яркое, выразительное
исполнение требует, чтобы исполнитель не только понимал произведение, но и
пережил, прочувствовал его образы. Художественное исполнение – это
творческий акт, в известной степени аналогичный процессу создания
произведения.
Русскому исполнительскому искусству всегда были чужды любование внешними
эффектами, пустое виртуозничанье, превращение технических средств в
самоцель. Там, где любование своей игрой либо пассажем прекращает
творческие искания, там начинается увядание художника. Музыканту нельзя
забывать, что он играет не для себя, а для слушателя.
Воспитание такого исполнителя – профессионала, горячо любящего своё дело,
искусство – главная задача педагога-баяниста.
б) ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
Педагог по специальности полностью отвечает за идейный рост своих
воспитанников. Большую ошибку допускают те педагоги-музыканты, которые
ограничивают свои обязанности лишь обучением учеников игре на инструменте.
Моральный облик ученика, его взгляды и убеждения, его отношение к музыке в
значительной степени складываются под влиянием педагога. Под влиянием
педагога формируются и дисциплина ученика, его отношение к изучению других
предметов, отношение к окружающим и т.д. Так, прививая ученикам любовь к
музыкальной культуре своего народа, к классическому музыкальному наследию,
он защищает их от медных, чуждых искусству увлечений эстетством, погоней за
внешним эффектом. В процессе индивидуальных занятий по специальности
педагог имеет возможность вести беседы с учениками на различные темы,
ближе знакомиться с их жизнью и, таким образом, своевременно заметить
недостатки каждого, чтобы в процессе воспитания направить свое внимание на
их устранение.

Преподаватель игры на баяне должен всемерно воздействовать на ученика
добиваться повышения его успеваемости по всем предметам. Плох тот педагог,
который будет пренебрегать общей успеваемостью своих учеников ради успеха
занятий по баяну. Воспитательную роль играют также знания, которые педагог
передает ученику в процессе преподавания игры на баяне, привитие
исполнительских навыков.
Основным средством воспитания является репертуар. Любовь к русской или
башкирской музыке педагог может привить ученикам, если будет воспитывать
их музыкальный вкус на народной и классической музыке, а также на лучших
произведениях русских и башкирских композиторов.
В процессе работы над музыкальным произведением следует ознакомить
ученика с основными особенностями творчества данного композитора, с
характерными чертами его стиля. Очень полезно провести беседу о творческом
пути композитора. Ученик должен понимать мысли и чувства, которыми
руководствовался автор, создавая произведение. Хорошо было бы рассказать и о
выдающихся исполнителях произведения. Имея эти сведения, ученик сможет
глубже раскрыть содержание произведения средствами, доступными его
инструменту – баяну.
Но, и при самом добросовестном отношении к своему делу со стороны педагога,
ученик не достигнет, все же, необходимых результатов, если не будет работать
сам – настойчиво, упорно, вдумчиво и сосредоточено. Поэтому одна из главных
задач педагога – привить ученику любовь к труду, настойчивость и волю.
в) ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ БАЯНИСТА
Воспитание и обучение составляют единое целое в общем, педагогическом
процессе. В деле специального образования баяниста основная цель педагога –
развить в ученике любовь к музыке и музыкальное мышление, научить понимать
художественное произведение и эмоционально отзываться, на его содержание,
обеспечить совершенное владение инструментом и всесторонний рост
исполнительских навыков ученика.
Понимание художественного произведения находится в тесной связи с
эмоциональной отзывчивостью исполнителя на содержание произведения.
Любить ученик будет только те произведения, образы которых ему понятны и
активно воздействуют на его эмоции. Обязанность педагога расширять сферу
доступных ученику понятий и образов.
Любовь ученика к музыке можно развивать различными путями. Одним из них
является исполнение художественных произведений самим педагогом, как в
классе, так и на концертах.

Важным принципом обучения является систематическое руководство процессом
обучения ученика на основе продуманного индивидуального плана. Педагогу
необходимо помнить, что составление индивидуального плана очень
ответственный этап педагогической работы. Удачный подбор репертуара
способствует быстрым успехам ученика, и наоборот, ошибки при составлении
могут вызвать крайне нежелательные последствия.
Чтобы воспитать квалифицированного баяниста, следует проходить с учеником
произведения разнообразных жанров и стилей. Значительную часть учебного
репертуара должны составлять обработки народных песен и танцев, ибо баян
народный инструмент и от баяниста, прежде всего, требуется хорошее
исполнение народной музыки. Наряду с этим, в педагогический репертуар
необходимо включать переложения классиков. Педагогу необходимо и самому
делать такие переложения и научить этому своих воспитанников.
Переложения для баяна произведений, написанных для других инструментов,
возлагает на педагога большую ответственность за правильное использование
возможностей своего инструмента, его красок и специфических особенностей
звучания. Очень важно научить баяниста раскрывать содержание произведения
способами и средствами, присущими баяну, а не подражать слепо инструменту,
для которого написано в оригинале данное произведение.
Иногда некоторые педагоги пытаются в основу своей работы положить
максимальное развитие только наиболее сильных сторон дарования учеников и
игнорируют наиболее слабые. Например, если ученик имеет хорошие
технические данные (а особенно, если эти данные отличные), ему дают много
произведений подчеркнуто виртуозных и почти не работают над пьесами
кантиленного характера. Случается и наоборот: если ученику легко даются
произведения кантиленного характера, педагог все свое внимание направляет
на лирический репертуар, почти ничего не делая для технического роста
ученика. Такие педагоги демонстрируют успехи своих воспитанников на том
репертуаре, какой им очень легко дается, и не показывают в репертуаре, где
могут выявиться их более слабые стороны. При таком одностороннем развитии
ученик не сможет выйти из учебного заведения полноценным педагогом и
музыкантом-исполнителем.
Повышая общий музыкальный уровень ученика, необходимо в то же время
развивать его природные технические возможности, чтобы он мог исполнять
любой репертуар. Порука успеха в этом – правильная и систематическая работа
на инструменте. Ученик должен уяснить, что лучше играть меньше, но
ежедневно, нежели больше, но нерегулярно.
Очень важно при этом, чтобы ученик не только умел работать на инструменте,
но и полюбил сам процесс работы, а это возможно лишь при условии глубокого
понимания им своих задач как будущего музыканта-исполнителя.
Надо также научить баяниста находить ошибки и недостатки процесса
самостоятельной работы и видеть его трудности, воспитать в нем настойчивость

и стремление к преодолению этих трудностей. Особенно важно воспитывать эти
качества у тех, кто считает, что им все легко дается, а значит, для них не
обязательно много работать. Даже самому одаренному ученику для развития его
способностей необходим кропотливый труд. Каждый ученик баянист всегда
должен помнить, что работа над произведением не заканчивается с
преодолением первых трудностей, что за ними следуют еще более сложные
исполнительские задачи.
г) РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
Без творческой инициативы и самостоятельности не мыслим подлинный
музыкант-исполнитель. Над развитием этих качеств у ученика педагогу надо
работать повседневно, в течение всего периода обучения баяниста в учебном
заведении. Ведь сознательное усвоение в процессе обучения – один из основных
принципов педагогики.
На начальном этапе обучения педагог пробуждает инициативу учеников в
процессе самого урока. Тем из них, у кого успеваемость более высокая, он может
дать самостоятельно доучить наполовину выученное произведение. Ученику,
который хорошо справится с этой задачей, можно предложить выучить
самостоятельно целое произведение.
Развитию творческой инициативы помогает метод убеждения. Педагог-баянист
должен не декретировать своих указаний, а показывать ученику на конкретных
примерах, как нужно исполнять то или иное место произведения, почему именно
таким приемом и такой аппликатурой.
В работе над музыкальным произведением нельзя ограничивать исполнение
произведения учеником рамками представления педагога о звучании данного
произведения. Это не означает, что в индивидуальном понимании произведения
ученик-баянист может выходить из рамок стиля. Задача педагога – найти ту
середину, которая, с одной стороны, предоставляла бы возможность развития
творческой инициативы ученика, а с другой – удерживала бы его в пределах
данного стиля. Над этим надо работать с первых же дней обучения игре на
баяне.
Чтобы развить творческую самостоятельность ученика, можно применять и
такой прием, как выбор произведения по его желанию. Если предложенное
учеником произведение является полноценным художественным произведением
и соответствует уровню развития ученика на данном этапе обучения, педагог
может нести его в рабочий план.
Огромное влияние на воспитание творческой инициативе имеет развитие
чувства ритма, слуха, музыкальной памяти, то есть способностей, составляющих
музыкальную одаренность ученика.
На развитие творческой самостоятельности баяниста благотворно влияет также
всесторонняя музыкальная подготовка. Для этого надо часто слушать музыку

(выступления солистов, симфонические концерты, оперу), заблаговременно
готовясь к восприятию музыкальных произведений.
Очень полезно учащимся-баянистам слушать друг друга в классе, так как это
дает возможность легко заметить недостатки исполнения. Анализируя причины
ошибок, допущенных товарищем, можно быстрее найти и исправить свои
собственные.
Большую роль в развитии творческой инициативы играют хорошее знание
вокальной музыки. Достигается оно путем систематического слушания, а так же
исполнения голосом и на баяне вокальных произведений, прежде всего
народных песен. Конкретное содержание, выраженное в тексте, в сочетании с
музыкой, помогает уяснить пути реализации авторского замысла в процессе
создания художественного образа. Вместе с тем художественное совершенство
народных песен и произведений классиков предоставляет широкий простор для
развития творческой фантазии музыканта-исполнителя, его умения и
стремления к разработке собственных музыкальных тем.
Для работы над художественным произведением большое значение имеет
расширение политического и общего кругозора, повышение знаний в области
других искусств. Необходимо читать как можно больше художественной
литературы, ибо это возбуждает художественное воображение, систематически
посещать театр и кино, быть в курсе современной драматургии, наблюдать как
отражается жизнь на сцене и на экране. Вместе с тем баянист должен изучить
жизнь родной страны, быть тесно связанным с ней.
2. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
а) ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА К УРОКУ
Целый комплекс сложных задач, возникающих перед педагогом во время
проведения урока, требует максимальной концентрации его внимания на самом
важном, существенном, умения не терять ни одной лишней минуты. Большую
помощь в осуществлении этих задач может оказать предварительная подготовка
к уроку. Ее особенно следует рекомендовать начинающим педагогам.
В чем оно должно заключаться?
Прежде всего, важно тщательно изучить весь репертуар ученика, уметь его
хорошо играть, просмотреть различные редакции, продумать в различных
местах аппликатуру. В некоторых случаях полезно, кроме того, наметить план
урока, пути исправления каких-либо заранее известных недостатков исполнения,

способы работы над трудными местами в произведениях и т. д.
Конкретная обстановка урока будет, конечно, вносить изменения в намеченный
план и требовать от педагога некоторой имправизационности, эта
имправизационность не есть обычно нечто совершенно противоположное плану,
но лишь умение гибко его осуществлять, применяясь к конкретным условиям
работы. Правда, иногда во время урока возникают новые методические
собрания, новая трактовка произведений, что вносит принципиальные
изменения в предварительные изменения в предварительный план. Такие
находки обычно в практике хороших педагогов и являются естественным
следствием их творческого состояния в процессе занятий.
б) ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ С УЧЕНИКОМ
Формы проведения урока крайне разнообразны. Во многом они определяются
индивидуальностью педагога его методическими воззрениями, вкусами
привычками. Так, например Фильд относительно мало прибегал к словесным
пояснениям, но зато много играл.
Антон Рубинштейн, занимаясь с Иосифом Гофманом, много говорил по поводу
исполнения, но сам никогда не показывал за инструментом тех произведений,
над которыми с ним работал.
Не редко один и тот же педагог в зависимости от различных обстоятельств, по-
разному проводит уроки не только с различными, но и с одними и теми же
учениками.
Как бы ни были разнообразны формы занятий с учениками, все же можно
высказать несколько общих соображений относительно принципов построения и
ведения урока, памятуя, конечно, что на практике они могут бесконечно
варьироваться.
Прежде всего, естественно, возникает вопрос о последовательности работы над
учебным материалом.
С чего целесообразнее начать урок: с упражнений, этюдов или с
художественного репертуара, а если с произведений, то какого жанра?
Наиболее разумно было бы не придерживаться раз и навсегда установленного
порядка, чтобы приучать ученика быстро применяться к обстоятельствам.
Обычно полезно вначале поработать над тем, что может занять относительно
больше времени. Если нужно пройти большой репертуар – целесообразно на
одном уроке детальнее заняться частью произведений, а на следующем –
остальными, ограничившись в отношении первых лишь проверкой домашней
работы и несколькими самыми существенными замечаниями.
Чтению нот и игре гамм лучше уделить время где-нибудь в середине урока,
чтобы освежить внимание ученика. Педагоги, оставляющие эту работу под
самый конец, обычно систематически не успевают ее выполнять.

в) ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Многократно и вполне справедливо в литературе обсуждался метод так
называемых «попутных поправок», при котором педагог, прослушивая ученика,
начинает его прерывать и делать указания. В каких случаях можно так
заниматься? Пожалуй, только в тех, когда педагог сразу слышит, что ученик
дома совсем не работал и ничего из сделанных указаний не выполнил. Тогда,
может быть, имеет смысл, прервав его пару раз и отметив плохую работу
закрыть ноты и потребовать исправления ошибок, и то лишь, если педагог
вполне уверен, что причина плохо выученного урока в не добросовестном
отношении к делу, в лени не желаний работать. Как правило, надо дослушивать
до конца все, что ученик принес на урок. Почему? Во-первых, таким путем можно
составить более ясное представление о проделанной домашней работе; во-
вторых, психологически настраиваясь на то, что необходимо играть без
остановок, ученик привыкает концентрировать все свои силы на этой задаче и
тем воспитывает в себе важные исполнительские качества.
Слушая ученика, педагог должен очень хорошо запомнить все особенности его
игры и указать на ее достоинства и недостатки. Если видно, что ученик работал
над пьесой, то даже в том случае, если многие недостатки оказались не
преодоленными, полезно отметить имеющиеся достижения, чтобы поощрить его
и правильно ориентировать в дальнейшей работе.
Не следует слишком загружать внимание ученика множеством замечаний.
Неопытные педагоги этим часто грешат. Они сплошь и рядом говорят ученику
сразу все, что могут сказать про его исполнение, в результате чего многое и
часто самое существенное оставляется без внимания.
Опытный же педагог обращает, прежде всего, внимание ученика на самое
главное, на общий характер исполнения, на важнейшие детали, на грубые
ошибки. И лишь постепенно на других занятиях он переходит к менее
существенным частностям и второстепенным деталям.
г) ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ
На уроке используются различные методы, помогающие ученику понять
характер исполняемой музыки и добиться нужных результатов. Чаще всего это –
проигрывание педагогом сочинения целиком или отрывками и словесные
пояснения.
Проигрывать сочинение важно потому, что содержание любого, даже самого
простого произведения нельзя во всей ноте передать словами или каким-либо
другим способом. Если бы это было возможно, о музыке нельзя было бы говорить
как об особом виде искусства, обладающим специфическими выразительными
средствами.

Необходимо, однако, сразу же отметить, что исполнение педагогом в классе
изучаемых сочинений отнюдь не всегда полезно. Слишком частое исполнение
или обязательное проигрывание каждой новой пьесы может затормозить
развитие инициативы ученика. Надо учитывать, как именно и в какой период
работы над сочинением полезно играть его ученику.
На вопрос, как надо играть в классе, можно в общей форме ответить: возможно,
лучше. Хорошее исполнение обогатит ученика яркими художественными
впечатлениями и послужит стимулом для дальнейшей самостоятельной работы.
Играя ученику, необходимо, однако, всегда учитывать его возможности.
Исполнение произведения перед началом работы имеет место преимущественно
в детской школе и притом в младших классах. Это часто приносит большую
пользу, так как ребенку иногда трудно самостоятельно разобраться в некоторых
сочинениях, а изучение их без предварительного ознакомления протекает
медленно и вяло. Все же даже в младших классах не следует пользоваться
исключительно только этим методом работы. С первых же шагов обучения надо
давать ученикам систематические задания по самостоятельному ознакомлению с
произведением, чтобы развивать их инициативу. Постепенно количество таких
заданий должно увеличиваться, а предварительное исполнение педагогом стать
исключением. В старших классах и тем более в училище, оно уже почти не
должно иметь места.
Наряду с исполнением произведения целиком, педагоги часто играют его в
отрывках, это особенно полезно в процессе работы с учеником на серединном
этапе изучения произведения.
д) ЗАДАНИЕ И ОТМЕТКА
Надо быть уверенным, что ученик ясно себе представляет, не только объем
материала, который надлежит выучить, но и характер работы с ним. С этой
целью, а также для закрепления в памяти ребенка наиболее существенного из
того, что ему было сказано, полезно в конце урока задать соответствующие
вопросы. Той же цели служат записи в дневниках. Некоторые педагоги при
работе с малышами пишут крупными буквами, чтобы ребенок сам мог прочесть
задание, это приучает с первых шагов к большей самостоятельности и
способствует повышению качества домашней работы.
Учитывая большое воспитательное значение отметок, педагог должен быть
уверен, что ученик понимает, почему получил тот или иной балл.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Педагог обязан проявлять постоянное внимание к тому, как ученик
распределяет время, на сколько плодотворно проходят домашние занятия. Он
должен развивать его инициативу, навыки самостоятельной работы, должен
иметь постоянное стремление оживить урок, заинтересовать ученика, разбудить
в нем активность к повседневному труду.

Подводя итог всему вышесказанному, педагог должен осознать, что реализация
широких возможностей баяна может быть осуществлена только путем
настойчивого преодоления художественных и технических трудностей. Поэтому
в своей практической деятельности он должен направлять внимание на
всестороннее развитие технических навыков учащегося одновременно с
развитием его музыкальных способностей.
4.ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1.Алексеев И.Д. Методика преподавания игры на баяне. М.: 1960.
2. Медушевский В. В., Очаковская О. О. Энциклопедический словарь юного
музыканта. М.: Педагогика, 1985.
3.Рахимов Р.Р. Курай. Уфа, «Китап» 1999.
4. Сулейманов Г.З. Курай. Уфа, 1985.
5. Конспекты по «Методике».

Настоящая работа представляет собой попытку помочь преподавателям игры на баяне в решении некоторых методических вопросов и ряда задач, на которых более всего сосредоточивается внимание педагога в процессе практической работы. Базой для нее послужили результаты тридцатилетней деятельности класса народных инструментов и кафедры народных инструментов Киевской ордена Ленина консерватории им. П. И. Чайковского, которым руководит заслуженный деятель искусств профессор М. М. Гелис. Здесь нашли практическое разрешение такие вопросы, как планирование учебной и воспитательной работы, постановка рук с широким применением большого пальца правой руки в аппликатуре, применение двух ремней, работа мехом, штрихи и т. д.
Книга состоит из вступления и четырех глав.

Во вступлении рассказывается о роли баяна в нашей жизни, о росте культуры игры на нем.
В первой главе прослеживается происхождение и развитие баяна как русского народного инструмента, ставшего одним из наиболее любимых. История развития баяна важна для правильного освещения методики преподавания, в частности для решения одного из основных вопросов - вопроса постановки.
Во второй главе сжато изложены основные принципы советской педагогики и намечены пути их применения в практике работы педагога-баяниста.
Третья глава посвящена важнейшим вопросам организации учебной работы педагога с учениками класса игры на баяне.
В последней, четвертой, главе исследуются технические возможности баяна, трудности, встречающиеся при игре на этом инструменте и пути их преодоления.

Автор не ставит своей целью дать полную, обобщенную методику преподавания игры на баяне. Он стремится лишь помочь педагогу-баянисту хотя бы в какой-то мере улучшить систему преподавания.
В работе над книгой творческую помощь автору оказал заведующий кафедрой народных инструментов Киевской ордена Ленина государственной консерватории имени П. И. Чайковского заслуженный деятель искусств УССР профессор М. М. Гелис. Автор ему приносит свою искреннюю благодарность.
Всех, кто интересуется вопросами методики преподавания игры на баяне, автор просит присылать свои замечания и пожелания, которые он с благодарностью учтет в дальнейшей работе.

Глава II
Основные принципы обучения
Цель и задачи педагога по баяну.
Принципы воспитания
Общие вопросы обучения баяниста
Планирование учебной и воспитательной работы
Развитие творческой инициативы и самостоятельности учащегося.
Авторитет педагога
Индивидуальный подход к ученику

Глава III
Организация работы педагога в классе игры на баяне.
Подготовка педагога к уроку.
Планирование урока
Структура урока.
Методы преподавания.
Работа над музыкальным произведением
Значение повторения репертуара
Эстрадное волнение.

Глава IV
Развитие технических средств музыкального исполнения
Качество инструмента
Общие принципы воспитания техники игры на баяне.
Постановка рук
Технические средства левой руки.
Исходное положение левой руки
Функции левой руки
Позиции левой руки
Исполнение гамм
Игра арпеджио, репетированных басов и аккордов. Подмена пальцев
Исполнение интервалов и тетрахордов
Технические средства правой руки
Особенности постановки правой руки
Ошибки зажатия
Исполнение гамм и упражнений
Техника звукоизвлечения
Динамика
Филировка.
Штрихи
Скачки
Независимость рук
Работа над этюдами

Эта статья рассказывает как учиться играть на баяне по слуху.
Для обучения есть методика, изложенная в книге Д. Г. Парнес С. Е. Оськина Баян самоучитель без нот.

В электронном виде книгу можно скачать в интернете PDF 20 Mb

Последующие издания этой книги называются Баян по слуху . Эта книга для того, кто хочет иногда взять баян и быстро, без нот, по слуху подобрать знакомую песню, романс.

Баян — для песни лучше не найти

Баян (аккордеон, гармонь) самый громкий среди носимых компактных инструментов
В отличие от струнной гитары — с камерной (кухонной, подъездной) громкостью музыкальных звуков. Баян по громкости подходит для улицы, двора, деревенской околицы. Среди струнных самый громкий инструмент — с самыми длинными струнами. Рояль . Однако струнная конструкция не обеспечивает компактности при высокой громкости.

На баяне одна клавиша — один звук . Звукоизвлечение, как у фортепиано. Позволяет играть богатые, сложные музыкальные произведения. На гитаре играть гораздо труднее.

На баяне две стороны — правая сторона соло, левая сторона аккомпанемент. Один баян заменяет целый ансамбль из трех гитар. Бас — гитара (басы), ритм — гитара (аккорды), соло — гитара (соло).

Клавиатура баяна

Правая клавиатура баяна


Вся музыка состоит из семерок звуков , которые повторяются. Семь белых клавиш. Это целые звуки. Пять черных клавиш. Это полутона. Каждая семерка звуков это двенадцать клавиш. Четыре косых поперечных ряда по три клавиши. На клавиатуре баяна более низкие (басовые) семерки звуков выше . Более высокие (писклявые) семерки звуков ниже .

Несмотря на кажущуюся сложность. Баянная клавиатура компактней аккордеонной . При игре рука не прыгает вверх — вниз. На баяне легче играть быстрые мелодии

Пятирядная клавиатура баяна не добавляет новых звуков. Четвертый и пятый ряды дублируют Первый и Второй ряды. Для игры на полтона и тон выше с таким же порядком нажатия клавиш.

Левая клавиатура баяна

Басы и аккорды аккомпанемента. Обычно играют на белых клавишах посередине . Черные клавиши дублирующие. С помощью тяг левой механики. Три звука аккорда звучат при нажатии одной клавиши этого аккорда.
Семь цифр — семь звуков басов . Порядок расположения басов сверху вниз 7, 3, 6, 2, 5, 1, 4 . Тональность мелодии меняется переходом на ряд баса вверх или вниз .
Двадцать одна буква — по три готовых аккорда в ряду каждого баса . Мажорные б . Минорные м . Септаккорды с

Левая клавиатура баяна полностью совпадает с левой клавиатурой аккордеона . На некоторых баянах и аккордеонах шесть вертикальных рядов . С внешнего края добавлен шестой ряд у Уменьшенные септаккорды

Методика обучения игре по слуху на баяне

Если совсем кратко
Методика обучения игре по слуху заключается в следующем
Играть на слух произведения для определенных аккордов
В самоучителе более 500 произведений

Аккорды цифрами с буквами даны специально
Кто знает ноты. Без труда поймет. Что 1 2 3 4 5 6 7 это до ре ми фа соль ля си
Аккорд 6м это Ля минор . Аккорд 1б это До мажор . Аккорд 3с это Ми септ

Оськина С. Е. Парнес Д. Г. Баян без нот Самоучитель

От авторов
Правая клавиатура. Первая позиция. Мелодия. Цифры-звуки
Левая клавиатура. Основные аккорды
Обозначения
Ритм
Настроиться на мелодию
Настроиться на голос
Играть душевно
Заниматься так
Главные аккорды минора 6м, 3с, 2м
Главные аккорды мажора 1б, 5с, 4б
Кадансовые аккорды 36м, 51б
Мажор в миноре и наоборот
Прерванный оборот
Аккорд 6с
Аккорд 1с
Аккорд 7с
Аккорд 5б
Аккорд 2с, 25б
Аккорд 5м
Аккорд 4м
Аккорд 3м, 73б
Аккорд 3б, 73б
Странные песни
Шаланды, полные кефали
Мелодия с аккордами на правой клавиатуре
Обращения основных аккордов
Обращения аккордов 6м, 3с, 2м
Обращения аккордов 1б, 5с, 4б
Обращения аккордов 6с, 1с
Обращения аккордов 5б, 2с
Обращения аккордов 5м, 4м
Обращения аккордов 7с, 3м, 3б
Неосновные аккорды
Аккорды 7н, 2г, 6г, 6н, 3х, 1в, 4с, 5ц, 6б, 6х, #1у, 6ц, 6д, 1ц, 1х, 1д
Аккорды 7х,#4y, #2у, 5д, 2ц, #4у, 2б, 3н, 2н, 2х, 3г, 6у, #5у, 7у, 5у, b7б, 1у
Аккорды 5к, 5х, 4ю, 1р, 4г, 4а, b7ю, 6ю, b3ю, 5т, 3к, 6к, 1к, 7б, b6c, b7с
Аккорды 5ю, b6ю, 7ю, 2ю, b2ю, 3ю, 2у, #1н, b7г, b2б, 7м
Резкие аккорды 2п, 4ж, 1ж, 1ш, 5з, 3е, 6ч
Аранжировка
Вторая позиция
Третья позиция
Ориентироваться в тональностях
Ваш стиль
Алфавитный список и номера произведений

Насчет редких аккордов 3ю и других. Они даны в конце книги.
В начале обучения авторы дают 15 главных аккордов , которых многим хватит

Цитата стр. 5
Всего в самоучителе около 80 аккордов . Не пужайтесь — уже первых десяти , и только на левой клавиатуре достаточно для грамотного аккомпанемента к большинству мелодий. И во всех тональностях. Ими запросто можно овладеть за пару месяцев. Всеми же аккордами, да справой рукой, едва ли владеют и профессионалы . Словом, Вы освоите столько аккордов, будете так разнообразить и украшать игру, насколько у Вас хватит усердия и, понятно, музыкальных способностей.

Цитата стр. 11
Аккорды играются по обозначениям под словами (ниже мелких цифр). Здесь не используются традиционные обозначения аккордов (VI->VI…, g, F7…, Cj7/5+…), а предлагаются новые. Но дело в том, что вместе с новыми обозначениями вводится новое ремесло (вернее, старинное искусство) — игра по слуху (вернее, импровизационная гармонизация). Исследования показали , что существующие обозначения аккордов не пригодны для обучения по слуху — пригодны только наши слуховые. Обозначения забудете, а играть по слуху будете!

Идея обучения игре на баяне по слуху

Сыграйте на баяне на левой стороне аккомпанемент аккордами и басами. Песня Виновата ли я. Можете просто подпеть мелодию. Можете сыграть мелодию на правой стороне. Песня простая. Всего три аккорда 6м, 3с, 2м . Кто до баяна играл на гитаре , без труда узнает Am, E7, Dm . Но на гитаре в аккорде надо учится ставить пальцы. А на баяне для взятия аккорда нужно нажать всего одну клавишу. Дополнительно нажимаем вторую клавишу бас этого аккорда . Очень просто. Смотрите выше левую клавиатуру .

Объяснение идеи обучения игре по слуху
Для каждого вида аккордов изучаем аккомпанемент знакомых мелодий.
Например
Главные аккорды минора 6м, 3с, 2м (Для знающих ноты Ля Минор, Ми Септ, Ре Минор)

Для этого аккомпанируем (можно подпевать или наигрывать) популярным мелодиям где есть эти аккорды. Мелодий для каждого вида аккордов много 20 — 30 (Для изучения всех видов аккордов мелодий более 500 )

Для аккордов 6м, 3с, 2м

1. Баю, баюшки-баю
2. А я по лугу
3. Карапет мой бедный
4. Цыпленок жареный
5. По улицам ходила большая крокодила
6. Маруся отравилась
7. Ехал на ярмарку ухарь-купец
8. Коробейники
9. Дубинушка
10. Волга-реченька
11. Взяв би я бандуру
12. Выйду на улицу
13. Нич яка мисячна
14. Ромашки спрятались
15. На дворе хорошая погода
16. Когдая на почте служил ямщиком
17. Ой не свити, мисяченьку
18. Песня о друге
19. Я усики не брею
20. Виновата ли я

Цитата стр. 5
Предлагаемый метод обучения игре по слуху простой: напеваете, играете известные Вам произведения по словам с обозначениями аккордов под ними, и у Вас образуются слухо-моторные реакции , при которых любая мелодия заставляет пальцы нажимать в нужных местах нужные клавиши, звуки мелодии, брать нужные аккорды

Смысл обучения не зазубрить все песни из самоучителя. Хотя песен более 500 на самые разныетемы. Играя песни, вы усвоите принципы, способы построения мелодии. Чтобы суметь легко самостоятельно подобрать мелодию и аккомпанемент любой песни. Многие из Вас уже к середине книги будут подбирать мелодию и аккомпанемент Ваших любимых песен, которых нет в самоучителе.

Не смотрите на клавиатуру . Играйте только на ощупь и на слух. Играя, вы будете смотреть на людей слушающих Вас.

Если подглядываете, подглядывайте перед собой в зеркало . А не сверху, свешивая голову.
Отучайтесь подглядывать. Зеркала рядом не будет

Чтобы изучить правую клавиатуру, играйте гаммы вверх и вниз . Звуки просто поднимаются и опускаются. Мажорная гамма — 1 2 3 4 5 6 7 1 . Минорная гамма — 6 7 1 2 3 4 5 6 Научитесь слышать звуки и безошибочно попадать на клавиши.

На левой клавиатуре во втором от меха ряду есть меченный бас 1 (С или До) От него ошупью найдутся другие басы. Вниз 4. Верх 5 2 6 3 7 Аккорды баса косой ряд налево вверх б, м, с. Пальцы Правой руки
Первый ряд — указательный палец
Второй ряд — средний палец
Третий ряд — безымянный палец
На подхвате — мизинец Пальцы Левой руки — вертикальные ряды клавиш от меха
Второй ряд (басы) — средний палец
Третий, Четвертый, Пятый ряды (аккорды б, м, с) — указательный палец

Цитата стр. 9
Учтите, когда научитесь играть по слуху — тогда ни наши цифры, ни ноты будут не нужны! И вообще, если мелодия произведения Вам известна, не обращайте ни малейшего внимания на маленькие цифры под словами.

Удачи в освоении музыкального инструмента

Специфика звукоизвлечения на баяне и аккордеоне.

МБОУ ДОД ДШИ с.Барда

Преподаватель по классу баяна Назарова Эльвира Саитовна

План

    Введение

    Техника звукоизвлечения

      Динамика.

      Филировка.

      Штрихи и приемы игры на баяне.

      Виды туше и меховедения.

    Заключение

Введение

По сравнению с фортепиано, органом или инструментами симфонического оркестра, баян и аккордеон – инструменты молодые.

С каждым годом в исполнительстве на баяне и аккордеоне все с большей определенностью начинают проявляться черты академизма. Это движение не уход от национальных традиций, не отказ от прошлого баяна и аккордеона. То, что мы наблюдаем сегодня - логическое продолжение сделанного талантливыми исполнителями, педагогами, композиторами, конструкторами на продолжении 20-х - 30-х и, особенно, 50-х - 90-х годов. Эта, ранее - невиданная деятельность энтузиастов за кратчайший срок в корне изменила сам баян и аккордеон и представление о нем.

Неудивительно, что сегодня баян и аккордеон это и массовый инструмент народной культуры, эстрадный, и народный (фольклорный), и академический инструмент.

В известной степени возможен и иной подход в определении направлений развития баяна и аккордеона. В этом случае их станет три: фольклорное, эстрадное и академическое, когда к первому будет отнесено использование баяна и аккордеона в народном творчестве устной традиции.

С особой быстротой процесс академизации баяна прошел в 50-е годы. В первую очередь это объясняется появлением высшей степени образования для музыкантов данной специальности: открытием в 1948 году кафедры народных инструментов в Московском ГМПИ имени Гнесиных, а позже и созданием целой сети ВУЗов, где обучались баянисты и аккордеонисты.

Не случайным, а вполне закономерным при этом стал выход мышления исполнителей, дирижеров, педагогов, на качественно новый, более высокий уровень. За относительно короткий период «прорывы» произошли в области педагогической, методической мысли, принципиально изменился репертуар, невиданно шагнуло вперед сольное исполнительство. Вместе с тем, один из важнейших вопросов в развитии и становлении каждого музыкальною инструмента - вопрос звукоизвлечения - не удавалось решить с достаточной полнотой. Многие выдающиеся баянисты (например, И. Я. Паницкий, П. Л. Гвоздев, С. М. Колобков, А. В. Скляров и другие) интуитивно решали эту проблему в своем творчестве. Многие исследователи (Б. М. Егоров) совершали открытия в области методической мысли.

Однако, не слитые воедино, достижения исполнительства и теории радикальных изменений дать не могли: неуклонно повышаясь, уровень

подготовки основной массы баянистов (учащейся молодежи) в области техники звукоизвлечения и ныне еще не отвечает требованиям академизма.

Техника звукоизвлечения

Звук - основное средство выразительности. У высококвалифицированных музыкантов даже простые, технически несложные произведения звучат чрезвычайно привлекательно. Это результат большой работы над культурой звука.

Работа над звуком разнообразна и специфична для каждого инструмента. Так, например, на баяне и аккордеоне легко филировать звук, так как инструменты обладают большим запасом воздуха в мехе, однако на этих инструментах нет возможности выделить разные по силе звуки аккорда.

Работа над звуком заключается в освоении тембра, динамики, штрихов.

Изменение тембра на баянах и аккордеонах осуществляется с помощью регистров. Если же их нет, работа над звуком сводится к овладению динамическими и штриховыми тонкостями. Они также составляют часть технических средств музыкального исполнения, не менее важную, нежели такие элементы техники, как беглость, аккордовая техника, скачки и т. д.

При исполнении кантиленных произведений необходимо стремиться максимально, приблизить звучание баяна и аккордеона к пению, к человеческому голосу.

Динамика

Динамика - это изменение силы звука. Исполнителю крайне необходимо выработать умение ощущать как постепенную, так и резкую смену силы звука. Работая над динамикой, параллельно следует вырабатывать привычку с одинаковой силой нажимать клавиши, как на форте, так и на пиано. Многие баянисты и аккордеонисты, играя форте, инстинктивно нажимают клавишу с большой силой, чем этого требует сопротивление пружины, а это сковывает свободу движения руки и препятствует беглости пальцев.

Прежде чем начать работу над упражнениями в динамике, нужно тщательно изучить объем динамических возможностей (динамическую шкалу) своего инструмента, то есть его звучание от нежнейшего пианиссимо до максимального фортиссимо. Важно, чтобы на протяжении всей динамической шкалы тембр звука не терял своей красочности. Если требовать от инструмента такого форте, на которое не рассчитан звук, он начнет детонировать, и потеряет характерность звучания - тембр. Поэтому необходимо, чтобы учащийся знал максимальное для своего инструмента фортиссимо, при котором звук не детонирует, а также максимальное пианиссимо, при котором инструмент отвечал бы.

Одновременно с развитием слухового ощущения надо развивать ощущение силы, с какой левая рука должна работать мехом. Точно рассчитывать, с какой силой она должна сжимать или растягивать мех на границе между детонацией и чистым звучанием фортиссимо, а также в момент нежнейшего пианиссимо, невозможно. Поэтому нужно оставлять динамический запас, иначе говоря, запасной динамический оттенок со стороны минимального и со стороны максимального звучания. Рабочая динамическая шкала инструмента должна начинаться с небольшим отступлением от предельного пианиссимо и заканчивается, немного не доходя до предельного фортиссимо.

Обозначим условно предельное для данного инструмента пианиссимо знаком ррр, а предельное фортиссимо, при котором инструмент не детонирует, - fff. Эти крайние запасные в динамической шкале оттенки (ррр и fff) как бы предостерегают от применения такого пианиссимо, когда инструмент звучать не может, и такого фортиссимо, когда инструмент начинает детонировать. Учащемуся, который уже приобрел ощущение начала и конца рабочей динамической шкалы, следует приступить к отработке ощущения трех основных динамических оттенков - пиано, меццо-форте, форте. Делать это рекомендуется вначале на отдельном звуке, затем на аккорде. Как только учащийся овладеет этим навыком, надо закреплять его, играя гаммы обеими руками в унисон либо двойными нотами отдельно вначале пиано, затем меццо-форте и, наконец, форте.

Этот навык может быть еще лучше закреплен, если после таких упражнений играть гаммы на смешанной силе. Делать это можно, например, так: играть пиано четыре звука на разжим и четыре на сжим, последующие четыре звука на разжим и четыре на сжим исполнять меццо-форте, затем на сжим и разжим-форте. В дальнейшем во время упражнений следует стараться как можно больше варьировать сопоставление динамики в одной гамме, чтобы приобрести навык слухового ощущения динамических оттенков и силового ощущения их в левой руке.

Упражнения на смешанную динамику очень помогают приобретению навыка равномерного нажима пальцев правой руки на клавиатуру при изменении динамики. Исполняя их, необходимо контролировать силу нажима пальцев.

Кроме основных динамических оттенков, динамическая шкала имеет еще и промежуточные: пианиссимо, меццо - пиано, фортиссимо.

Итак, вся динамическая шкала, включая запасные оттенки, состоит из восьми ступеней: ррр, пианиссимо, пиано, меццо - пиано, меццо - форте, форте, фортиссимо, fff. Нижней ступенью будет запас пианиссимо (ррр), верхней - запас фортиссимо (fff). Каждая из этих ступеней должна быть тщательно отработана в слуховом восприятии учащегося.

Чтобы приобрести навык ощущения силы, с какой рука тянет мех на каждой динамической ступени, динамическую шкалу следует отрабатывать последовательно в восходящем порядке - от пианиссимо до фортиссимо, а затем в нисходящем - от фортиссимо до пианиссимо, а также в различных вариантах. Ощущение динамических ступеней закрепляется лучше, если в упражнениях сопоставляются далекие динамические ступени. Если, например, задано сыграть фортиссимо и fff (динамический запас). Если задано сыграть меццо - форте, меццо - пиано и пиано, нужно проверить, остались ли в инструменте пианиссимо и ррр (запас). Если задано сыграть фортиссимо и пиано, следует проверить, поместятся ли в этом динамическом промежутке меццо - пиано, меццо - форте и форте.

Филировка

Одновременно с усвоением динамической шкалы надо работать над филировкой отдельных звуков, двойных нот и аккордов. Филировка - это соединение крещендо с диминуэндо на одной ноте или группе нот. На баяне и аккордеоне этот прием не представляет трудностей, так как большой запас воздуха в инструменте позволяет филировать ноты от тончайшего пианиссимо до фортиссимо, и наоборот, несколько раз подряд, даже не изменяя направление меха. Учиться филировке надо вначале на отдельном звуке либо аккорде. Можно, например, взять звук до половинной длительности в умеренном темпе. Первую четверть исполнять крещендо от пиано до меццо-форте, вторую четверть - диминуэндо от меццо-форте до пиано. Таким же путем производится филировка от меццо-форте до форте и обратно.

Следующее упражнение - филировать от пиано до форте целую ноту. В этом случае ее разбивают на четыре слигованные четверти. На первой четверти делают крещендо от пиано да меццо - форте, на второй - от меццо - форте до форте, на третьей и на четвертой четвертях - диминуэндо от форте до меццо-форте и от меццо-форте до пиано.

Научившись филировать длинную ноту и аккорд, переходят к филировке гамм. Группу нот, заданную в гамме, можно филировать как при движении меха в одну сторону, так и на комбинации сжима и разжима.

Допустим, надо сыграть шесть нот на мех с филировкой от пиано до форте. Это задание можно выполнить так: первую ноту играть пиано, вторую - меццо-форте, третью - форте, четвертую - форте, пятую - меццо-форте, шестую - пиано. Крещендо идет от первой ноты к третьей, на третьей и четвертой нотах закрепляется на заданной силе, а от четвертой идет диминуэндо, которое заканчивается на последней, шестой ноте.

Если заданную фразу из шести нот нужно сфилировать от пиано до форте на сжим и разжим меха, смену меха делают после третьей ноты.

Научившись филировать на основных динамических оттенках, переходят к овладению филировкой на всей динамической шкале, включая и промежуточные оттенки.

Педагог должен также научить учащегося исполнять крещендо и диминуэндо от любой динамической ступени, проверяя правильность окончания крещендо и диминуэндо крайними ступенями пианиссимо и фортиссимо.

Штрихи и приемы игры. Виды туше и меховедения.

Важнейший вопрос трактовки категории «штрихи» - усилиями Б. М. Егорова (частично Ф. Р. Липса и других) разработан убедительно и в значительной степени способствует появлению новых, перспективных идей.

Напомню формулировки Б. М. Егорова и Ф. Р. Липса. По Егорову: «Штрихи - это характерные формы звуков, получаемые соответствующими артикуляционными приемами в зависимости от интонационно-смыслового содержания музыкального произведения. У Липса: «Штрих - обусловленный конкретным образным содержанием характер звучания, получаемый в результате определенной артикуляции».

П. А. Гвоздев в своей работе впервые системно изложил виды баянного туше и меховедения. Б. М. Егоров дополнил и уточнил их.

Виды туше и снятия.

    Нажим - отпускание.

    Толчок - снятие.

    Удар - отскок.

    Скольжение - срыв.

Способы ведения меха.

  1. Ускоренное.

    Замедленное.

    Рывок мехом.

    Тремоло мехом.

  2. Пунктирное ведение.

«Важнейшим теоретическим обобщением практического исполнительского опыта является рекомендуемый П. Гвоздевым прием неполного (частичного) открытия клапана при различных видах туше. Сущность его заключается в том, что зона влияния туше на характеристику стационарной части звука будет находиться в пределах от максимума - полного открытия клапана (палец нажимает, ударяет, толкает клавишу до упора), до минимума - самого малого уровня открытия (подъема) клапана(палец нажимает, ударяет, толкает клавишу на малую часть полной амплитуды хода клавиатурного рычага).

В зоне этого приема находятся десятки промежуточных градаций, краткое упоминание об этом приеме встречаем мы и у другого известного исполнителя-баяниста и педагога Н. Ризоля».

Рассматривая тему штрихов на баяне и аккордеоне, приемов игры, видов туше и меховедения, авторы видят необходимость хотя бы краткого размышления о некоторых объективных и субъективных факторах в исполнительстве. Это нужно для конкретного и точного понимания сугубо технических задач, стоящих перед баянистом и аккордеонистом.

Заключение

Заканчивая текстовую часть работы, я ни в коей мере не считаю, что все вопросы, вынесенные на страницы, удалось решить исчерпывающе полно. Со всей серьезностью относясь к данной теме, я ясно понимаю степень сложности той работы, которую проводят музыканты-исполнители, но завершить которую возможно лишь усилиями многих и многих баянистов-аккордеонистов, педагогов и конечно, учащейся молодежи.

Отдельные темы затрагиваются в работе лишь частично, другие - совсем коротко: стремление акцентировать внимание на главных проблемах в звукоизвлечения на баяне, аккордеоне не позволило мне расширить ее объем.

Литература

    И. Алексеев «Методика преподавания игры на баяне». Москва 1980г.

    Ф. Липс «Искусство игры на баяне». Москва 1985г.

    В. Пухновский «Школа меховедения и артикуляции для аккордеона». Краков 1964г.

    Б. Егоров «К вопросу о систематизации баянных штрихов». Москва 1984г.

    Б. Егоров «Общие основы постановки при обучении игре на баяне». Москва 1974г.

    А. Крупин, А. И. Романов «Теория и практика звукоизвлечения на баяне». Новосибирск 1995г.

    А. Крупин «Вопросы музыкальной педагогики». Ленинград 1985г.

    М. Имханицкий «Новое об артикуляции и штрихи на баяне». Москва 1997г.

    М. Оберюхтин «Проблемы исполнительства на баяне». Москва 1989г.

    В. Завьялов «Баян и вопросы педагогики». Москва 1971г.

    В. Мотов «О некоторых приемах звукоизвлечения игры на баяне». Москва 1980г.

    А. Судариков «Исполнительская техника баяниста». Москва 1986г.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Акимов Ю. «Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне». изд. Советский композитор. М. 1980 г.

  2. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепьяно. М. 1981 г.

  3. Методический сборник «Баян и баянисты». Вып. № 1, № 5.

  4. Вопросы профессионального воспитания баяниста. М. 1980 г.

  5. Баренбойм Л. «Путь к музицированию». Л. 1979 г.

  6. Шатковский Г. Магнитная запись выступления на семинаре преподавателей ДМШ в г. Ангарске. 5-9 января 1978 г.

  7. Паньков О. О работе баяниста над ритмом. М. 1986 г.

  8. Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 6.

  9. Теплов М. Психология индивидуальных различий. М. 1985 г.

ГОТОВО-ВЫБОРНЫЙ БАЯН В НАЧАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ОБУЧЕНИЯ
Не смотря на очевидную прогрессивность изобретения выборной клавиатуры, выборной баян пробивал себе дорогу в жизнь с большими трудностями. В горячих спорах «старого» с «новым» рождались не только истины, но и заблуждения.

«Большинство играют или на двухрядных, или готовых баянах. В настоящее время пора оставить и то и другое и переходить к игре на выборных баянах, так как только они пригодны для передачи музыкальных произведений без всяких искажений, со всеми теми особенностями, с которыми музыкальное произведение вышло из рук композитора», - так писал председатель секции Гос. Института музыкальной науки профессор А. Рождественский в 1929 году. «Старое» длительное время не желало уступать «новому».

«Овладение техникой игры на левой клавиатуре выборного баяна представляет значительные трудности, поэтому выборный баян не получил широкого распространения», - так пишет Аз. Иванов в «Начальном курсе игры на баяне» (Изд. «Музыка» Л. 1967 г.).

Две крайности здесь очевидны, т.к. с одной стороны, нельзя было оставить без внимания изобретения, открывающего большие перспективы перед баянистами; с другой – нельзя было не учесть, что готовый баян уже успел к тому времени завоевать большую популярность в народе, располагал квалифицированными педагогами, исполнителями, специальной методической литературой и оригинальным репертуаром. В связи с этим, мастерами был найден компромиссный вариант инструмента - готово-выборный баян.

Однако, под сомнением находилась будущность баяна с готовыми аккордами. С. Чапкий пишет: «Собственно, выборно-готовый инструмент в дальнейшем станет, по всей вероятности, чисто выборным баяном, свободным от элементов готового баяна, переключателей, усложнений, отягощающих инструмент и технику игры на нем и тормозящих процесс перехода музыкально-исполнительской культуры на более высокую ступень» (С. Чапкий. «Школа игры на выборном баяне». Киев. 1977 г. стр. 5).

Получается так, что если раньше тормозом для исполнительского совершенствования была выборная клавиатура, то сейчас готовый баян стал помехой для развития исполнительства.

В настоящее время никто не сомневается в доступности технических средств выборной клавиатуры, потому что уже давно началась эпоха выборного баяна в музыкальных школах.

Споры со временем улеглись и сейчас, издаваемый учебно-методический материал излагается в расчёте на изучение готово-выборного баяна.

Это правильно по двум причинам:


  1. Всё ещё существует проблема оригинального репертуара для выборного баяна. Баянисты широко используют переложения сочинений для фортепиано, органа и др., однако совершенно естественно, что основу репертуара любого инструмента должны составлять не переложения и транскрипции, а оригинальные сочинения. Особенно остро стоит проблема оригинального учебного репертуара в музыкальных школах. У готово – выборного баяна больше стимулирующих возможностей для создания оригинальных сочинений.

  2. В условиях репертуарного дефицита просто неуместно говорить о готовом баяне с точки зрения его недостатков. Необходимо ещё учесть и то, что баян – инструмент народный, он не только солист, но и аккомпаниатор, инструмент эстрады и быта, поэтому клавиатура с готовыми аккордами здесь незаменима.
Вывод прост: будущее принадлежит баяну с готово-выборной левой клавиатурой. Значит, современные педагоги должны обучать на готово-выборном баяне, не впадая в крайности.

Другой вопрос: когда нужно начинать обучение на выборной клавиатуре?

Современная методика не исключает целесообразности изучения выборного баяна на начальном этапе обучения. Однако, по мнению А. Онегина, эта работа «требует предварительного изучения основ игры на инструменте и приобретения определённых музыкально-теоретических знаний». (А. Онегин. «Школа игры на готово-выборном баяне». Изд. «Музыка» М. 1979 г. Стр. 90).

«Готовый баян является основным инструментом в начальный период», - утверждал А. Сурков (Сб. «Баян и баянисты» Вып. 2. М. 1974 г. Стр. 48). В своём «Пособии для начального обучения на готово-выборном баяне» он писал, видимо, с установкой на будущих профессионалов: «Изучение выборного баяна должно проводиться параллельно с занятиями на готовом баяне и к нему следует привлекать учащихся, обладающих хорошими музыкальными данными и успешно справляющихся с программой». (М. 1973 г. Стр. 3).

В относительно новых публикациях (например, В. Накапкина) предлагается первые звуки извлечь на правой клавиатуре, а затем тот же музыкальный материал исполнить левой рукой на выборной клавиатуре.

«Школа» П. Говорушко открывается пьесами для баяна с выборным звукорядом; «изучение стандартного аккомпанемента целесообразно начать, как только ученик окажется подготовительным для освоения нотной записи в басовом ключе» (Стр. 2).

Г. Стативкин, также предлагает начать с упражнений на извлечение отдельных звуков в правой клавиатуре, затем тот же муз. материал (как и у В. Накапкина) использовать для изучения выборной клавиатуры баяна. Одна деталь у Г. Стативкина привлекает особое внимание. Выполняется упражнение правой рукой (на извлечение отдельных звуков) «при пассивном движении меха», т.е. без участия левой руки, только используя вес левого полукорпуса баяна (стр. 11).

Ещё в 1978 г. В. Семёнов писал о том, что наметились новые тенденции в освоении выборной клавиатуры в период начального обучения, но «сразу после освоения правой клавиатуры» (Сб. «Баян и баянисты» Вып. 4. Стр. 43). Здесь трудно понять автора, потому что в той же работе выше мы читали: «Особое значение приобретает «отграничение» ведения меха от работы пальцев на выборной клавиатуре. Затруднения в игре часто происходят от неумения действовать различными группами мышц рук в достаточной степени независимо друг от друга». (Там же. Стр. 77).

Если «отграничение» приобретает особое значение, значит следует начинать занятия с левой руки, дабы не получилось большой перегрузки внимания ребёнка от многофункциональности работы мышц обеих рук, ведь во время игры одной правой рукой на баяне задействованы обе руки.

Г. Стативкин учитывает данное обстоятельство и потому предлагает вначале сосредоточиться на одной правой руке при пассивном движении меха. Тут-то и смущает состояние пассивности, т.е. фактической неуправляемости звука. Как же в таком случае быть с «формированием первоначальных музыкально-художественных слуховых представлений, на чём, собственно, основано «Начальное обучение…» у самого автора?

Многих ещё в 1974 г. работа Б. Егорова. «Общие основы постановки при обучении игре на баяне» убедила в необходимости начинать обучение с левой руки, т.к. «наряду с исполнением своей партии…, важнейшей функцией левой руки является управление движением меха… Это требует самого внимательного отношения к постановке левой руки». (Сб. «Баян и баянисты». Вып. 2 Стр. 34).

Если это так, то не проще ли начинать занятия, непосредственно с выборной клавиатуры?

Не следует, так же, на длительное время откладывать изучение клавиатуры с готовыми аккордами, т.к. «это лишает ученика доступа к подлинно баянному репертуару, снижает интерес к любительскому музицированию». (П. Говорушко. «Школа игры…». Стр. 2).

Следует добавить к этому, что вопрос дозировки учебного материала для готового и выборного баяна в начальном обучении должен рассматриваться педагогом на основе диалектического единства клавиатур, а не с точки зрения их разделённости.
СПИСОК


  1. Акимов Ю. «Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне». М. 1980 г.

  2. Баренбойм Л. «Путь к музицированию». Л. 1970 г.

  3. Иванов Аз. «Начальный курс игры на баяне». Изд. «Музыка» Л. 1967 г.

  4. Чапкий С. «Школа игры на выборном баяне». Киев. 1977 г.

  5. Липс Ф. «Поговорим о баяне». Журнал «Музыкальная жизнь» № 13 за 1976 г.

  6. Онегин А.«Школа игры на готово-выборном баяне». Изд. «Музыка». М. 1979 г.

  7. Сурков А. «Пособие для начального обучения на готово-выборном баяне». Изд. «Советский композитор». М. 1973 г.

  8. Акимов Ю. «Школа игры на готово-выборном баяне». Изд. «Советский композитор». М. 1977 г.

  9. Шульпяков О. «Техническое развитие музыканта-исполнителя». Изд. «Музыка». М. 1973 г.

  10. Савшинский С. «Работа пианиста над техникой». Изд. «Музыка». Л. 1968 г.

  11. Зак Я. «Статьи. Материалы. Воспоминания». М. 1978 г.

  12. Беляков В., Стативкин Г. «Аппликатура готово-выборного баяна». М. 1978 г.

  13. Говорушко П. «Начальная школа игры на баяне». Л. 1988 г.

  14. Накапкин В. «Школа игры на готово-выборном баяне». М. 1985 г.

  15. Стативкин Г. «Начальное обучение на выборно-готовом баяне». М. 1989 г.

  16. Методические сб. «Баян и баянисты» № № 1 – 6. 1970 – 1984 гг.

АППЛИКАТУРА

В НАЧАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ОБУЧЕНИЯ
Применима ли пятипальцевая аппликатурная система, названная «позиционной», в начальном периоде обучения?

Вопрос аппликатуры на баяне, так или иначе, затрагивает многие вопросы технологии баянного исполнительства, в том числе и постановки игрового аппарата.

Н. Ризоль справедливо считает, что на данном этапе развития баянной техники, имеют право на жизнь как четырёх, так и пятипальцевая

аппликатурная система, но не все с ним соглашаются в том, что постановка для каждой из систем должна быть различна.

Например, В. Семёнов рассказывает, что с первых уроков держал в руках пятирядный баян, поэтому не знал проблемы – какой постановкой и аппликатурой играть.

А. Дмитриев, известный своей безупречной техникой исполнения, уже будучи студентом консерватории, переучился на пятипальцевую систему и считает, что нет смысла осваивать обе системы.

В учебно-методических пособиях можно прочитать, что палец, находящийся за грифом, является «точкой опоры» играющего, «ориентиром». В то же время, на практике многие современные исполнители-баянисты спокойно обходятся без этого «ориентира» и «точки опоры», всей кистью опираясь на гриф , при этом блестяще демонстрируют великолепные технические возможности баяна.

С. Чапкий пишет: «Большой палец за грифом является «точкой опоры играющего, без чего точная и чёткая игра немыслима». (С. Чапкий. «Школа игры на выборном баяне». Киев. 1980 г.).

Можно заметить с иронией, что все, кто сейчас обходиться без данного «своеобразного путеводителя», связаны с «нечистой силой».

Противоречия возникают порой на страницах пособия одного автора.

В 1980 г. была издана «Школа игры на баяне» Ю. Акимова, в которой на стр. 19 мы читаем, что при вынесении большого пальца из-за грифа «нарушается контакт руки с клавишами,… правая рука выключается из процесса управления мехом положение инструмента становится менее устойчивым». И вдруг, на той же странице «применение первого пальца способствует развитию техники баяниста»!!!

О нецелесообразности применения большого пальца в начальном периоде обучения пишут многие педагоги-баянисты. В частности, Н. Ризоль: «Как показывает опыт, применять большой палец в 1-2 классе, когда ученик ещё не приобрёл навыков ориентации на клавиатуре, когда баян ещё так не прочно стоит на его коленях, когда, работая мехом, ученик теряет клавиши – применять большой палец на этом этапе было бы преждевременным» (Н. Ризоль. «Принципы применения пятипальцевой аппликатуры на баяне». М. 1977 г. стр. 229).

Почему же тогда в учебно-методической литературе для баяна в методических разделах о посадке и постановке нигде не упоминается о большом пальце правой руки, выполняющем функцию поддержки инструмента, и при чём здесь работа мехом, которую выполняет, вообще-то, левая рука?

П. Гвоздев назвал четырёхпальцевую постановку «природной баянной». В этом легко усомнится. «Природа, родословная которой из глубины веков, сохранила ряд врождённых и крайне инертных механизмов, чрезвычайно вредных при выработке игровой техники. Один из них - хватательный рефлекс» (О. Шульпяков. «Техническое развитие музыканта-исполнителя» М. 1973 г. стр. 39). Именно этот рефлекс срабатывает очень часто, когда ученик впервые извлекает звук, пользуясь «природной баянной» постановкой. В результате дальнейшей работы ребёнок приобретает ряд подсознательных навыков, которые легко автоматизируются, но нелегко осознаются и «чтобы от них избавиться, нужна специальная и, притом, нелёгкая работа. (С. Савшинский. «Работа пианиста над техникой». Л. 1968 г. стр. 67). А ведь, в детстве основной путь приобретения навыков – подсознательный, поэтому переделка постановки рук сопряжена с большими трудностями.

История музыкальной педагогики знает немало примеров, когда утверждалось много такого, что находилось в противоречии с элементарными анатомическими и физиологическими нормами. К примеру, выдвинутый до предела вправо локоть у скрипачей с 18 века до середины 20 века. В какой-то степени это оправдано тем, что приёмы воспитания техники нащупывались в процессе практики эмпирическим путём, без опоры на естественные науки (физиологию, например), потому что сами эти науки были слабо развиты.

Баянисты профессиональное музыкальное образование начали получать сравнительно недавно. Самоучки или как их называли «самородки», могли иметь лишь слабое представление о психофизиологической природе игровых движений.

Не повторяется ли в наше время история для баянистов?

Сейчас всё больше появляется музыкантов-баянистов, базирующих свою исполнительскую технику на пятипальцевой постановке с использованием всех возможностей естественного веса руки, которые во многом ограничиваются большим пальцем, находящимся за грифом. В связи с расположением на баяне клавиатур в вертикальной плоскости, проблема использования естественного

веса руки и контакта с клавиатурами изучена недостаточно, но она «уже давно решена известными исполнителями-баянистами, и наша задача состоит в том, чтобы вникнуть в применяемую ими технологию и использовать её в работе с учениками». (Методический сб. «Баян и баянисты» вып. 2. стр. 29).

Так применима ли «позиционная» аппликатура в начальном периоде обучения?

Понятие «позиция» В. Беляков и Г. Стативкин берут из практики игры на струнных инструментах: «это – положение на том или ином участке клавиатуры». (В. Белянков и Г. Стативкин. «Аппликатура готово-выборного баяна» М. 1978 г.).

В применении к баяну эта формулировка не совсем точна, потому что в отличие от струнных инструментов баян имеет клавиши, каждую из которых должен «знать» определённый палец в любом расположении руки на клавиатуре. Здесь больше подходит определение Н. Ризоля: «Под баянной позицией следует понимать определённые положения руки, позволяющие охватить группу нот (клавиш) так, чтобы каждый из пальцев оставался на месте (Н. Ризоль. «Принципы…» стр. 199).

Данное определение содержит весь практический смысл «позиционной» игры на баяне:


  1. Она («позиционная» игра) даёт возможность запоминать отдельные нотные картины.

  2. «Расширяет сферу деятельности автоматизма, лежащего в основе исполнительской техники» (Там же. Стр. 54).

  3. Появляется больше возможностей для выбора рациональной и художественно оправданной аппликатуры.

  4. Благотворно влияет на воспитание аппликатурной дисциплины, которая усваивается не в цифрах над нотами, а в раздумьях ребёнка над расстановкой пальцев, как над своеобразной «инструментовкой» произведения. (Я. Зак. Статьи. М. 1980 г. стр. 39).
В последнем, главное из преимуществ «позиционной» аппликатуры в начальном периоде обучения. Однако, баянная методическая литература, в основном, не рекомендует применять её в данном периоде обучения из-за многообразия позиций и связанной с этим сложностью запоминания этих позиций, в отличие от четырёхпальцевой системы, где каждый палец «знает» свой ряд во всех гаммах.

Встречаются и другие трудности, из-за которых большинство методических пособий представляют как основную – четырёхпальцевую систему игры, при эпизодическом использовании первого пальца.

Г. Стативкин (и он не одинок) считает целесообразным сразу формировать современную манеру исполнения. Вот его версия начального момента звукоизвлечения: «На правой клавиатуре звуки извлекаются при помощи одновременного нажатия большим и средним пальцем (первым + средним). Этот приём дети метко назвали «игра клювом». Предлагаемый способ звукоизвлечения, в отличие от игры только вторым или третьим пальцем, создаёт более устойчивую опору и, что особенно важно, прекрасно формирует руку ученика. В результате, правильная постановка правой руки достигается

наиболее простым и естественным путём». (Г. Стативкин. Пособие… стр. 13). А далее оказывается, что в пределах одной позиции (без подкладывания и перекладывания) можно многому научиться (в смысле звукоизвлечения) и много сыграть хорошей музыки (см. «Нотное приложение»).

Простота овладения материалом с помощью «позиционной» игры позволяет ученику уже во 2 -3 классе ограничиваться редкими аппликатурными указаниями, а к 4 – 5 классу вообще обходиться без циферь в нотном тексте. Конечно, с педагогом всегда полезно обсудить какие-либо аппликатурные проблемы, но необходимость в мелочной опеке отпадает сама собой.

Используя «позиционную» аппликатуру, легче транспонировать и читать с листа и, чем она особенно привлекательна в начальном периоде обучения, - это возможностью овладения простейшими видами импровизаций.

И, наконец, чтобы не создавать, хоть и временное, но серьезное психологическое препятствие для овладения пятипальцевой аппликатурой и постановкой Ю. Ястребов рекомендует прислушаться к следующему мнению: «Для тех, кто с первых звуков на баяне формирует навыки взаимодействия всех пальцев, вопрос о применении большого пальца, быть может, не встает во всей полноте в сравнении с теми, кто вводит его в игру, имея уже достаточный исполнительский стаж четырехпальцевой постановки.

Если для первых приемы использования большого пальца на клавиатуре являются азами, само собой разумеющимся действием, то для вторых – порой непреодолимое препятствие, которое остается на долгие годы «вещью в себе» (Ю.Г. Ястребов Изд. ДВУ г. Владивосток 1984 г., стр. 88).

Всё сказанное не является рекомендацией к действию, каждый вправе с чем-то согласиться или не согласиться. В настоящее время пятипальцевый вариант проходит «лабораторные испытания» и очень важно, «чтобы в этих испытаниях участвовало как можно больше исполнителей и педагогов». (Н. Ризоль. «Принципы …» стр. 216).
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Ризоль Н. «Принципы применения пятипальцевой аппликатуры на баяне». Изд. «Советский композитор». М. 1974 г.

  2. Чапкий С. «Школа игры на выборном баяне» Киев. 1980 г.

  3. Семенов В. «Современная школа игры на баяне». М. 2003 г.

  4. Акимов Ю. «Школа игры на баяне». М. 1980 г.

  5. Шульпяков О. «Техническое развитие музыканта – исполнителя». М. 1973 г.

  6. Савшинский С. «Работа пианиста над техникой» Л. 1968 г.

  7. Беляков В. и Стативкин Г. «Аппликатура готово-выборного баяна». М. 1978 г.

  8. Зак Я. Статьи. М. 1980 г.

  9. Методический сборник «Баян и баянисты». Вып. 2. М. 1974 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ к главе «Аппликатура»

Игра в одной

позиции: 1,2,3 пальцы
Игра в одной

позиции: 1, 2, 3, 4 пальцы

Игра в одной

позиции: 1, 2, 3, 4, 5 пальцы


  1. Вступление……………………………………………………..3

  2. Три основных метода…………………………….……………4

  3. Музыкальные способности и их развитие…………………...8

  4. Готово-выборный баян в начальном периоде обучения…...15

  5. Аппликатура в начальном периоде обучения……………....19

  6. Нотное приложение к главе «Аппликатура»……………….23