Честь в произведении война и мир. “Война и мир”, тема чести и бесчестия

    Роман Льва Толстого Война и мир очень богат примерами Чести и Бесчестия у главных и второстепенных героев.

    Конечно можно взять любых два персонажа с противоположными качествами, по вкусу, мне например нравится противопоставление честной девушки Натальи Ростовой и алчной Элен, которая все хотела продать себя подороже.

    В произведении Толстого Война и мир поднимается много тем, в том числе и Чести и Бесчестия. Для начала в сочинении можно написать о том, что такое честь и что такое бесчестие в жизни человека. Затем перейти на роман Война и мир и на его героев. В качестве человека чести рассказать про Андрея Болконского, а в качестве человека бесчестия — Анатолия Курагина.

    В романе Л.Н. Толстого Война и мир четко разграничены люди чести и люди бесчестия. Однако можно отнести к пограничным людям Наташу Ростову, которая под обаянием Анатоля Курагина чуть не сбежала с ним, однако была остановлена разумной Соней. Наташин поступок не говорит, что она бесчестна, но ярко характеризует ее как человека, который находится в стадии становления, духовного роста. Наташа при своей цельности все же совершает ошибку, которая чуть было не стоит ей бесчестия.

    Анатоль и Элен Курагины-люди бездуховные, свои низменными страстями и поступками они отравляют жизнь других людей. Они не знают чести, для них скандалы, интриги и зависть важнее, чем совесть и честь.

    Андрей Болконский и Пьер Безухов проходят сложный духовный путь, и их честь состоит в том, что они не совершают предательства ни по отношению к себе, ни по отношению к окружающим, они осознают свои ошибки и исправляют их. Но если для князя Андрея честь-это слава, почести, то для Пьера честь-это анализ, стремление понять себя и свое предназначение в этом мире.

    Роман Л.Н.Толстого Война и мир подкупает каждого читателя своей неповторимостью, яркими характерами героев и противостоянию характеров и судеб.

    Каждый из нас находит в героях что-то близкое и родное, ведь в романе переплетены судьбы героев, для одних важна Честь и Совесть, а для других же не существует таких понятий, они живут в Бесчестии.

    Л.Н. Толстой создал в свом романе живые образы, которые остаются в нашей душе. После прочтения романа, многие герои стали родными.

    Читая роман понимаешь вс без прекрас, что есть богатство человеческой души, но есть и море недостатков, которыми наделены люди. Несмотря на то, что в романе очень много действующих лиц, но всех можно разделить на две группы.

    К первой относим людей, потерявших сво лицо и душу. Они глухи к другим, лишены сострадания. Такими героями являются все члены семейства Курагиных, Друбецких, А.П.Шерер и другие.

    Ко второй группе мы относим дворянские семьи, которые богаты своим внутренним миром и являются обладателями чистой души.

    Любимыми героя писателя являются Болконские, Наташа Ростова, Пьер Безухов, которые являются образцом добраты и благочестия.

    Если говорить о моих любимых героях — это Андрей Болконский и Наташа Ростова, каждый из которых является людьми чести и благородства.

    Прочитав роман Толстого нет и капли сомнения в том, что писатель без украс рассказал о всесторонних качествах души.

    Л.Н. Толстой русский писатель, произведения которого будут актуальны и любимы во все времена.

    Художественный мир романа Л.Н. Толстого Война и мир дает нам богатую палитру характеров, жизненных сценариев. Очень многое в этой галерее чувств, мыслей, поступков заключает в себе противопоставление чести и бесчестия. Причем массу испытаний нравственной стойкости героев дают оба временных плана произведения — и мир, и война.

    Светом и тенью романа в духовном понимании являются образы Кутузова и Наполеона. Личность Наполеона, при всей своей масштабности, не имеет ничего общего с честью, так как лишена естественности и милосердия, простоты, добра и правды (формула величия по мысли Толстого).

    Кутузов же, внешность которого не порождает никаких ассоциаций с образом бравого офицера, в итоге предстает перед нами образцом чести благодаря своей кровной связи с народом, тому народному чувству, которое он носит в себе во всей чистоте и силе его. Толстой подчеркивает человечность и доброту полководца в эпизоде прощания с Багратионом, отправляющимся на Шенграбенское сражение, в котором суждено погибнуть многим; в Австрии Кутузов в ущерб собственной репутации предпочитает отступить, не рисковать своим войском, чтобы не потерять его. Сколько боли и веры в свой народ в его словах, адресованных французам:

    По-разному показывают себя на войне русские офицеры и простые солдаты. Для Андрея Болконского верхом бесчестия было прозябать в штабе, когда Родина нуждалась в своих героях на поле брани. Напротив, для Анатоля Курагина служба в действующей армии была просто формальностью, необходимой для продвижения по лестнице офицерских чинов.

    Не ищет высоких наград в борьбе с Наполеоном и капитан Тушин. Его героизм, следование Кодексу чести проявляются не на парадах или высоких приемах, а на передовой, когда он с несколькими своими солдатами сдерживает натиск огромной массы французов.

    Надежным катализатором чести для героев романа является семейная тема. Семьи Ростовых, Болконских, Курагиных… Автор рисует нам большое разнообразие взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, позволяя делать вывод о чести одних и бесчестии других. Наверное, немного достоинства было в семейном укладе Курагиных, воспитавшем роскошную и холодную Элен, подлеца Анатоля, которые, при всем своем внешнем блеске, ничего кроме чувства омерзения после себя не оставляют. Наоборот, теплота и естественность Ростовых, предпочтение ими духовного перед материальным создают у нас истинное представление об аристократизме в самом высоком смысле этого понятия.

    Но не все так однозначно в понимании чести Толстым. Противопоставляются не только плюсы и минусы. Сталкиваются жизненные позиции и любимых героев писателя, например Николая Ростова

    и Пьера Безухова. Оба они прошли ужасы войны, однако их нравственные искания в мирной жизни, думаю, были не менее сложными. В мыслях Пьера, увидевшего всю несправедливость власти по отношению к простому народу — герою, труженику, зарождаются идеи, созвучные декабристам. В Ростове же, ставшем настоящим русским барином, крепким хозяйственником, неизменным осталось сознание офицерского долга перед царем, Отечеством. Поэтому закономерным выглядит ответ Николая своему другу, обуреваемому желанием объединить всех добрых людей на земле для борьбы со злом:

    Тема чести и бесчестия ярко звучит в словах самого Л. Толстого, так много объясняющих в судьбе самого писателя и судьбах его любимых героев:

    Лев Николаевич Толстой затрагивал многие жизненные вопросы, одим из которых является проблема чести и бесчестия. Честь и достойнсто — главные черты характера Андрея Болконского. Лев Толстой показывает нам путь духовного развития человека, когда князь, недовлетворенный своей жизнью, едет на войну в поисках славы и, получив ранение, разочаровывается в собственных устремлениях. Только человек честный по отношению к самому к себе способен признать свои ошибки и начать жить заново. Так после ранения князь Андрей понимает, что единствено главное для него — это жить для родных и семьи.

    Много бесчестных поступков показывает нам автор на примере жизни Элен, Анатоля. Так, Анатоль склоняет Наташу Ростову к сожительству и предлагает ей бежать с ним. Что бы ждало бедную девушку, если бы она убежала? Бесчестие и позор.

    Элен Курагина — вопложение женской красоты и бездуховности. Она вступает в брак только ради собственного обогащения. И вскоре она изменяет мужу. Элен не мучают угрызения совести, ей не знакомы внутренняя борьба и чувство вины. Даже чувства патриотизма у нее не возникает. Вот пример бесчестных поступков.

    На мой взгляд, мы должны быть порядочными и честными, чтобы не было стыдно за свои дела перед нашими детьми и родителями, перед учителями и перед обществом.

    В романе Толстого изображена Отечественная война 1812 года, которая всколыхнула весь русский народ. Лев Николаевич показал силу и мощь русского народа. Великий писатель изобразил, как Отечественная война раскрыла истинную сущность каждого человека, описанного в его романе. Честь и достоинство — главные качества положительных героев романа таких, как Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова.

    Этим героям присущи также патриотизм, высокие стремления, душевные страдания и поиски. Князь Андрей Балконский не смог остаться в стороне и быть безучастным, когда родина оказалась в опасности. Желание вызвать на дуэль Анатоля стало для князя мелочным, все заботы отодвинулись на задний план. Андрей Болконский ушел в армию, отказался служить в штабе и командовал полком во время Бородинского сражения.

    Пьера Безухова также волнует будущее отчизны. Он вступает в тайную организацию, из рядов которой в последствии выйдут декабристы. С Пьером Безуховым соединит свою судьбу Наташа Ростова.

    Среди знатных гостей салона Анны Шерер, таких как Элен, Анатоль, Василий Курагин мы не найдем ни чести, ни достоинства, ни патриотизма. Этих людей мало беспокоит судьба России. Они заняты интригами, придворными сплетнями, выгодной карьерой, выгодным браком. Судьба России решалась не в великосветских салонах, а на полях сражений, под руководством величайшего главнокомандующего Кутузова.

    Проблему Чести и бесчестия не плохо можно раскрыть основываясь на произведении Толстого Война и мир.

    В сочинении нужно писать о честном и наивном Пьере Безухове и коварном князе Курагине. В этом произведении качества Пьера Безухова вызывают уважение у читателя и автора.

    Честь и Бесчестие — интересная тема для современного человека. Не удивительно, что писать на эту тему предлагается именно на примере Войны и мира. Ведь по сути, сам роман, своеобразный срез общества в непростые на тот момент времена для России. Понятие чести, тогда еще звучало в обществе, на эту тему говорили, и говорили всерьез. В современном мире,честь и бесчестие стали довольно размытыми понятиями, если даже не смешными для кого то. Это конечно, говорит, об определенных проблемах общества. И хорошо, что школьнику лишний раз дается возможность размышлять над этими понятиями.

    В романе Война и Мир , честь напрямую связана с понятием патриотизма. Идет война, мужчины уходят на фронт, и каждый думает — вернется ли, у каждого есть страхи. Но кто то не смотря ни на что, стремиться быть там, где он более всего нужен, а кто то находит и в армии того времени тепленькое местечко. Это уже примеры чести и бесчестия. Война (любая) как раз отлично выявляет к чему человек более склонен — к чести или бесчестию. Поэтому такие персонажи, как Пьер Безухов, Наташа Ростова, князь Балконский скорее люди, демонстрирующие нам понятие чести. И хотя Наташа, в начале предстает совершенным ребенком, и иные ее поступки не сказать что умны, она подрастая и видя жизнь вокруг себя, поступает правильно.

    Если рассматривать эти понятия более глобально, то видно как себя ведет армия захватчиков, и как себя ведут наши солдаты, там тоже хватает примеров. Особенно, это заметно, когда грядет тот самый день Бородинской битвы. Как описывается внутренние ощущения людей, как офицеров, так и простых солдат.

Проблема благородства во все времена была одной из самых важных для общества. Она по сей день остается значительной и, вероятно, не потеряет актуальности никогда. В каждом человеке есть и честь, и бесчестие, и в зависимости от ситуации и, прежде всего, от самого человека одно из этих противоположных качеств может преобладать над другим. Этот непростой вопрос всегда волновал общественность и поэтому нашел отражение во многих произведениях классической литературы.

Ярким примером такого произведения является роман Льва Николаевича Толстого

“Война и мир”.

Герои Толстого неоднозначны с точки зрения чести и бесчестия. Есть среди них персонажи, для которых благородство не значит ровным счетом ничего. Среди этих героев выделяется Элен Курагина. Ради своего удовольствия и выгоды она готова забыть про честь и благородство. Узнав, что Пьеру Безухову в наследство досталось целое состояние, она буквально заставляет его сделать предложение. Став графиней Безуховой, Элен бесстыдно заводит роман на стороне и не скрывает этого; когда же Пьер говорит жене, что им лучше расстаться, она не прячет своих корыстных интересов: “Расстаться, извольте, только ежели вы дадите мне состояние”. Это ли не бесчестие?

Для некоторых героев честь превыше всего. Это и старый князь Болконский, воспитывающий детей в строгости ради того, чтобы взрастить в них благородство, деятельность, ум, патриотизм; это и Андрей Болконский, воюющий не ради славы, а для того, чтобы защитить Родину, проявляющий великодушие к человеку, которого ненавидел и имел на это вескую причину; это и Пьер Безухов, который, не будучи военным человеком, идет на Бородинское поле просто потому, что не может остаться в стороне.

Но есть в романе и такие персонажи, о благородстве которых сложно сделать однозначный вывод. Федор Долохов – именно такой герой. И честь, и бесчестие уживаются в этом человеке. Он бесчестно заводит роман с женой Пьера Безухова и сам же нагло ему на это намекает. И он же накануне сражения при всех просит у Пьера прощения “со слезами, выступившими ему на глаза”.

На примере своих героев Толстой по-разному раскрывает проблему чести и бесчестия, актуальную во все времена.


Другие работы по этой теме:

  1. Как в повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка” развивается тема чести и бесчестия? Тема эта задается уже эпиграфом к произведению – рус­ской народной пословицей “Береги честь...
  2. Прочитав повесть А. С. Пушкина “Капитанская дочка”, понимаешь, что одной из тем этого произведения является тема чести и бесчестия. В повести противопоставлены два героя:...
  3. С рождения человек обладает врожденными качествами. Одни легко идут на контакт с самого раннего возраста. Другие любят помогать людям. Третьи не уважают своих родных и...
  4. “Война и мир” явилась не только самым крупным произведением Толстого, но и величайшим произведением мировой литературы XIX века, как оценил его М. Горький. В “Войне...
  5. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что мы понимаем под словом честь? Об этом в своей публицистической статье рассуждает современный писатель Д. Гранин. Автор поднимает...
  6. В романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” каждый из героев сталкивается с необходимостью отстаивать свое представление о чести. Так, Татьяна решается первой признаться в любви...
  7. Честь – это моральные качества, достойные уважения. Жить по законам чести – это значит быть совестливым, благородным, мужественным, честным, надежным. Это значит иметь достоинство, уметь...

Честь и достоинство – главные качества человеческого характера, и тому, кто утратил их, чужды какие-либо высокие
стремления и поиски. Проблема нравственного самоусовершенствования личности всегда была одной из важнейших в творчестве
Л. Н. Толстого.
В центре романа «Война и мир» находится изображение Отечественной войны 1812 года, всколыхнувшей весь русский
народ, показавшей всему миру его мощь и силу. Великое историческое потрясение вскрыло истинную сущность каждого
отдельного человека.
В суровом и торжественном тоне начинает Толстой повествование о событиях «славной для России эпохи 1812 года»:
«Двенадцатого июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть совершилось противное
человеческому разуму и всей человеческой природе событие».
Когда «силы двунадесяти языков ворвались в Россию», наш народ поднялся на священную освободительную войну.
Толстой показывает в романе, в какой могучий порыв вырос «скрытый патриотизм», живший в сердце каждого истинно русского
человека, любившего свою родину. Как пиет Толстой, в Отечественной войне 1812 года «цель народа была одна: очистить свою
землю от нашествия». К осуществлению этой цели были устремлены помыслы всех подлинных патриотов от главнокомандующего
Кутузова до рядового солдата и крестьянина-ополченца. К этой же цели стремились Андрей Болконский и Пьер Безухов,
Василий Денисов и капитан Тимохин. Ради неё отдаёт жизнь юный Петя Ростов. Всей душой желают победы над врагом Наташа
Ростова и Марья Болконская.
Нет оснований сомневаться в истинности патриотических чувств, владевших и старым князем Болконским, и Николаем
Ростовым, в характере которых причудливо соединялись положительные и отрицательные черты. В то же время писатель
убеждает нас в полном отсутствии патриотизма у таких людей, как князь Василий Курагин и его дети: Ипполит, Анатоль и
Элен. Сколько бы ни бранили Наполеона знатные гости, собравшиеся в салоне Анны Павловны Шерер, мы не найдём у них ни
капли истинно патриотического чувства.
Отнюдь не любовью к Родине (у них нет этой любви) руководствуются Борис Друбецкой и Долохов, поступающие в
действующую армию. Первый изучает «неписаную субординацию», чтобы сделать карьеру. Второй старается отличиться, чтобы
поскорее вернуть себе офицерское звание, а затем получить награды и чины. Военный чиновник Берг в оставленной жителями
Москве скупает по дешёвке вещи… Война, как это показывает Толстой, сурово проверяет человека. Он словно бы ставит всех
действующих лиц своего романа перед лицом смертельной опасности, нависшей над Родиной, и как бы спрашивает у них:
«Ну-ка, что вы за люди? Как вы себя поведёте в эту тяжкую для отчества годину, чем поможете народу, защищающему землю от
вражеского нашествия?»
В сущности, почти все главы третьего и четвёртого томов «Войны и мира» написаны для того, чтобы герои романа дали
ответ на этот главный вопрос.
Надвигавшаяся на древнюю русскую столицу беда мало беспокоила высшие круги дворянского общества. Пошумев в
Слободском дворце во время встречи с императором и проявив патриотизм, они зажили по-прежнему. «Трудно было верить, что
действительно Россия в опасности и что члены Английского клуба суть вместе с тем и сыны отечества, готовые для него на
всякую жертву», - с иронией пишет Толстой.
Военный губернатор граф Ф. В. Растопчин успокаивал жителей Москвы глупейшими афишками, в которых высмеивались
французы и говорилось, что все они карлики и что троих их одна баба вилами закинет». В великосветском салоне Жюли
Друбецкой, как и во многих других «обществах» Москвы, было условлено говорить только по-русски, а те, которые по
забывчивости говорили по-французски. Платили штраф «в пользу комитета пожертвований». Вот и весь «вклад» в дело защиты
Родины, вносившийся салонными «патриотами».
Не в великосветских гостиных, не в дворцовых палатах, не в государевой штаб-квартире, а на полях сражений решался
важнейший вопрос о жизни и смерти Отечества. Судьбу Родины взял в свои руки народ, по воле которого, Толстой это
подчёркивает, вопреки воле царя и правящей верхушки, главнокомандующим русскими войсками был назначен Михаил
Илларионович Кутузов. Он стал подлинным вождём армии и народа. Толстой показал это уже в картине первой встречи Кутузова
с войсками в Царевом Займище, когда он сумел вселить в воинов уверенность, что Россия будет спасена и победа над врагом
будет одержана. Кутузов назначен главнокомандующим 8 августа, а уже 26 августа он дал Бородинское сражение, приведшее к
перелому в ходе войны и предрешившее её конечный исход.
У русских воинов, участвовавших в этом сражении, не возникало вопроса о том, какой будет его исход. Для каждого
из них он мог быть только один: победа любой ценой! Каждый понимал, что от этого боя зависит судьба Родины.
Настроение русских воинов перед Бородинской битвой выразил Андрей Болконский в беседе со своим другом Пьером
Безуховым: «Считаю, что от нас действительно будет зависеть завтрашний день… От того чувства, которое есть во мне, в
нём, - он указал на Тимохина, - в каждом солдате».
И капитан Тимохин подтверждает эту уверенность своего полкового командира. Он говорит: «Что себя жалеть теперь!
Солдаты в моём батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят».
И, как бы подводя итоги своим размышлениям о ходе войны, опираясь на свой боевой опыт, князь Андрей говорит
внимательно слушающему его Пьеру: «Сражение выигрывает тот, кто твёрдо решил его выиграть… что бы там ни было, что бы ни
путали там вверху, мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!»
Такой же твёрдой уверенностью проникнуты и солдаты, и строевые командиры, и Кутузов.
Князь Андрей настойчиво и убеждённо говорит о том, что для него и для всех русских воинов-патриотов навязанная
Наполеоном война не есть игра в шахматы, а серьёзнейшее дело, от исхода которого зависит будущее каждого русского
человека. «Так же думает Тимохин и вся армия», - снова подчёркивает он, выражая единомыслие русских воинов, вставших
насмерть на Бородинском поле.
Л. Н. Толстой наглядно показал, что в этом сражении сказалось нравственное превосходство русской освободительной
армии над французской – грабительской. Внутренняя красота и богатство его героев заключается в гармонии их мыслей и
чувств. Понятие чести не может быть применимо к тому, кто поступился своими моральными принципами ради каких-либо
низменных целей, кто живёт лишь для удовлетворения своих личных потребностей, не замечая вокруг себя, переступая через
них. Недаром Толстой называет Наполеона, легендарную личность, сумевшую покорить мир ценой миллионов человеческих
жизней, «человеком без чести и совести».

«Война и мир» явилась не только самым крупным произведением Толстого, но и величайшим произведением мировой литературы XIX века, как оценил его М. Горький.

В «Войне и мире» около шестисот действующих лиц. «Обдумать и передумать все, что может случиться со всеми будущими людьми предстоящего сочинения, очень большого, и обдумать миллионы возможных сочетаний, для того, чтобы выбрать из них одну миллионную, ужасно трудно», - жаловался Толстой. Такие трудности писатель испытывал во время работы над каждым из больших произведений. Но особенно велики они были, когда-писатель создавал.«Войну и мир». Вспомним, что действие этого романа длится более пятнадцати лет и охватывает громадное число событий. Писателю действительно пришлось обдумать «миллионы возможных сочетаний» и выбрать из них лишь самые нужные, самые яркие и правдивые.

Толстой в течение года написал пятнадцать вариантов начала «Войны и мира». Как можно увидеть из сохранившихся рукописей, он пробовал начать роман авторским вступлением, в котором давалась оценка исторических событий 1812 года, по том сценой, которая происходит то в Москве, то в Петербурге, то в имении старого князя Болконского, то за границей. Чего добивался писатель, столько раз меняя начало романа? Это можно увидеть, прочитав сцену, которой открывается «Война и мир». Толстой показывает великосветский салон фрейлины Анны Павловны Шерер, где встречаются именитые гости и ведут оживленный разговор о том, что более всего волновало в ту пору русское общество, - о предстоящей войне с Наполеоном. Читая эту сцену, мы знакомимся со многими действующими лицами и среди них с двумя главными героями романа - Андреем Болконским и Пьером Безуховым.

Толстой нашел такое начало произведения, которое сразу же вводит нас в атмосферу предвоенной эпохи, знакомит с главными действующими лицами, показывает, как сталкивались их взгляды и мнения при оценке самых острых вопросов времени. И уже с этой первой сцены и до конца романа мы с неослабевающим интересом и волнением следим за тем, как развертываются события и как все большее число людей становится их участниками.

Следует все же заметить, что есть в «Войне и мире» сцены, где образ Кутузова показан противоречиво. Толстой полагал, что развитие всех событий, совершающихся в мире, не зависит от воли людей, а предопределено свыше. Писателю казалось, что и Кутузов думал также и не считал нужным вмешиваться в развитие событий. Но это решительно противоречит тому образу Кутузова, который создан самим же Толстым. Писатель подчеркивает, что великий полководец умел понимать дух войска и стремился им управлять, что все помыслы Кутузова и все его действия были устремлены к одной цели - разгромить врага.

Противоречиво нарисован в романе и образ солдата Платона Каратаева, с которым Пьер Безухов повстречался и подружился в плену. Каратаеву присущи такие черты, как незлобие, покорность, готовность простить и забыть любую обиду. Пьер с удивлением, а потом с восторгом слушает каратаевские рассказы, всегда кончавшиеся евангельскими призывами всех любить и всех прощать. Но тому же Пьеру пришлось увидеть страшный конец Платона Каратаева. Когда партию пленных французы гнали по осенней грязной дороге, Каратаев упал от слабости и не мог встать. И конвоиры безжалостно пристрелили его. Нельзя забыть эту страшную сцену: у грязной лесной дороги лежит убитый Каратаев, а около него сидит и воет голодная, одинокая, замерзающая собачонка, которую еще так недавно он спас от гибели...

К счастью, «каратаевские» черты были несвойственны русским людям, защищавшим свою землю. Читая «Войну и мир», мы видим, что не Платоны Каратаевы победили армию Наполеона. Это сделали бесстрашные артиллеристы скромного капитана Тушина, храбрые солдаты капитана Тимохина, кавалеристы Уварова, партизаны ротмистра Денисова. Победили врага русская армия и русский народ. И это с огромной силой показано в романе. Не случайно в годы Второй мировой войны книга Толстого была настольной книгой людей разных стран, боровшихся с нашествием фашистских орд Гитлера. И всегда она будет служить для всех свободолюбивых людей источником патриотического воодушевления.

Из эпилога, которым заканчивается роман, мы узнаем о том, как жили его герои после окончания Отечественной войны 1812 года. Пьер Безухов и Наташа Ростова соединили свои судьбы, нашли свое счастье. Пьера по-прежнему волнует вопрос о будущем его Родины. Он стал членом тайной организации, из которой позднее выйдут декабристы. К его горячим речам внимательно прислушивается юный Николенька Болконский, сын князя Андрея, умершего от раны, полученной на Бородинском поле.

О будущем этих людей можно догадаться, вслушавшись в их беседу. Николенька спросил Пьера:

« - Дядя Пьер... Ежели бы папа был жив... он бы согласен был с вами? »

И Пьер ответил:

«- Я думаю, что да...»

В конце романа Толстой рисует сон Николеньки Болконского. «Они с дядей Пьером шли впереди огромного войска», - снилось Николеньке. Они шли на трудный и славный подвиг. С Николенькой был отец, ободрявший и его, и дядю Пьера. Проснувшись, Николенька принимает твердое решение: жить так, чтобы быть достойным памяти своего отца. «Отец! Отец!

Думает Николенька. - Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен».

Этой клятвой Николеньки Толстой завершает сюжетную линию романа, как бы приоткрывая завесу в будущее, протягивая нити от одной эпохи русской жизни к другой, когда на историческую арену вышли герои 1825 года - декабристы.

Так заканчивается произведение, которому Толстой, по его признанию, посвятил пять лет «непрестанного и исключительного труда».

Тема чести и бесчестья в романе "Война и мир"

В начале XX века Л.Н. Толстого называли "учителем в жизни и в искусстве" и эти строки до сих пор выражают отношение к нему людей XXI века, наследие гениального писателя продолжает поражать и жизненными, и творческими открытиями. Читатель любого возраста найдет здесь ответ на свои вопро-сы, он открывает тайны человеческой души, сознания с самого начала человечества, детства. Произведения Л.Н Толстого читают, помнят и любят люди всего мира. Они близки и понятны всем, потому что в них ставятся веч-ные проблемы жизни, которые волнуют всех людей и которые они сами переживали неоднократно.
Это прежде всего проблема нравственной чистоты людей, их души.
Чем же так привлекают нас герои произведений Л.Н. Тол-стого? Они привле-кают нас своей неповторимостью, своим ярким индивидуаль-ным характером, своеобразием, богатством души.
Его герои, как живые люди, заставляют нас думать, мечтать, переживать, чувствовать так же, как и они. Благодаря мастерству писателя поневоле представля-ется, что действующие лица произведений существуют, продолжая свой путь где-то рядом, их можно реально увидеть, обратиться к ним с наболевшим вопрасами. Иногда даже кажется, что попал в другое из-мерение, в ту жизнь, которой живут герои, в ту среду общества, которую описывает Л.Н. Толстой. Образы, созданные Толстым, отличаются от всех остальных литературных героев. Их можно узнать из тысячи других, потому что таких живых, реальных персонажей не было еще ни у одного автора. герои романов Л.Н.Тостого всегда живут в душе каждого из нас.
Мне очень дорог роман Л.Н. Толстого "Война и мир". Сколько прекрасных вечеров я провела за этим произведением! В моей душе роман оставил неизгладимое впечатление. Я восхищаюсь автором за его умение показать читателям все секреты человеческой души. Да, в его романе "душа человеческая изображается с реальностью, еще небывалой в нашей литературе". Н.Н. Страхов очень точно отметил это. Я думаю, Л.Н. Толстой правдиво и без прикрас показал все душевные пере-живания героев, внутренний мир каждого из них. А это говорит о великом понимании автором человеческой души. Роман "Война и мир" - просто величайшее произведение! В нем с точностью изо-бражен мир человеческой души, ее богатство и недостатки. В романе много действующих лиц, но мне кажется, их можно поделить на две большие группы. В первой группе находятся люди. потерявшие свое духовное начало. глухие к велениям совес-ти, зову сердца, свою душевную пустоту прячут за благозвучны-ми, лицемерными речами. К ним относятся семейства Курагиных. Друбецких. А.П.Шерер и ее "важные" гости. Л.Н. Толстой непримирим к ним: авторскими ироничными комментариями со-провождает он почти каждое их слово и движение. Другая группа - это члены старых дворянских семей, сохра-нивших определенные традиции, имеющих богатое духовное на-следие. Писатель испытывает к ним откровенную симпатию, хотя и не замалчивает господствующих здесь сословных предрассудков. Андрей и Марья Болконские, Наташа Ростова, Пьер Безухов - любимые герои Толстого. Именно они выражают его раздумья и переживания.
Автор заставляет своих героев быть предельно искренними, добрыми, благородными.
А.Болконский и Н.Ростова и- мои любимые персонажи, именно их переживания и раздумья, духовные искания писатель показал со всей присущей ему писательской силой.
Андрей Болконский - натура богатая, цельная,волевая.Он- человек долга, чести, готовый отдать все ради благородной цели. Мысли Андрея Болконского благородны. хотя он тратит весь свой талант и пытливый ум в петербургских салонах, среди фальшивых масок. Мне кажется, мастерство Л.Н.Толстого в изображении души заключаеся в том, что он показал человека в разных ситуациях, ведь душевное состояние человека постоянно меняется, оно ищет высшего, находится в поисках истины человеческого бытия. Впервые увидев его салоне А.П.Шерер "все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно", нам кажется, что он скучный флегматик общества, но пояление Пьера заставляет забыть об этом: Л.Н.Толстой не раз использует слово " добры й", взгляд. улыбка, эти мелкие детали. в наибольшой степени показывают нам душу героя. Андрей стремится к своему Тулону, он идет на войну, в этом проявилась его любовь к Родине. Меня, как читат!
еля, поразило, то как Л.Н.Толстой изобразил сцену прощания отца с сыном, он показал, что такое истинно болконский дух, отношение отца с сыном. кажутся порой странными, но име
нно это показывает семейные традиции гордого и доблестного рода Болконских.
Поле Аустерлица, "началось. вот оно" вот какие мысли веют от о всюду, в этой строчке можно услышать голос народа, русское бесстрашие и нескончаемую любовь к родине.Поле Аустерлица, кончился бой, раненый князь Андрей. Это сцена, на мой взгляд, апогей писательского дара Л.Н.Толстого. Показать чувства и размышления тяжело раненого так, как это сделал Толстой. по-моему. еще не удавалось никому в литературе.Князь Андрей открыл глаза, он увидел небо, только одно небо. И его поразило то, чего он никогда не замечал: как оно спокойно. "Да! Все пустое, все об-ман, кроме этого бесконечного неба", - думал Андрей. Так по-новому открылась для князя Андрея жизнь. Он понял, что кро-ме войны и славы существует простая человеческая жизнь с ее радостями и невзгодами. Ему хотелось любить и быть любимым, наверное, как и всем смертным людям. Это сцена заставила меня посмотреть на многие вещи по- другому, она,словно, проткрыла для меня занавес души человека, попавшего в сложную ситуацию.После Аустерлица жизнь героя очень сильно изменилась: смерть жены. рождение сына. Он стал совсем другим. изменение в душе героя автор показал диалога х с Пьером, его впечатлениеми "…его поразила происшедшая перемена в князе Андрее. Слова были ласковы, улыбка была на губах и лице князя Андрея, но взгляд был потухший, мертвый" Толстой часто использует словосочетание "мертвый взгляд", это выражет состояние души героя, он словно замер,не стремится к лучшему, высокие духовные стремления – вот. что основа жизни, писатель показал, что герой утратил это, в этом и заключается талант Толстого, что он показал духовный крах, кризис и одновременно то,как человек прелодлевает это с помощью великого чувства любви. Это возрождение писатель показал в встречах с дубом в мае и июне.Дуб в мае:"старый с обломанными, давно видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюжими, несимметрично-растопыренными, корявыми руками и пальцами". состояние дуба э!
то состояние души героя, его отношение к окружающему миру. Неизгладимый след в душе Андрея Болконсконского оставила встреча с юной Ростовой и душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд", это духовно-нравственное возрождение Л.Н.Толстой открывает через "тот самый дуб"." Старый дуб весь преображенный… Ни корявых пальцев. ни болячек. ни старого горя и недоверия ничего не было видно". Дуб снова возвратился к жизни и наш герой вновь жив морально, полон сил, энергии, пропало то апатичное отношение к миру "Нет, жизнь не кончена в 31 год, - вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. -Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это"С помощью описания природы Толстой показал не только мировосприятие и духовное обновление, но и то как природы влияет на душу человека.Эта связь внутренней жизни человека с жизнью природы особенно ощутима, потому, что Толстой говорит о природе одухотворяя ее. наделяя человечески!
ми чертами; глядя на дуб князь Андрй видит не ветви,не кору, не наросты на ней, а " пальцы", "руки"," старые болячки". "Надо жить так, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь. чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мной вместе!"- вот какому выводу приходит герой после пережитых им незнакомых чувств.
В продолжение всего повествования о судьбе Андрея Л.Н. Тол-стой очень реально изображает душу героя, его стремление к но-вой жизни. Это еще раз доказывает, что в романах Л.Н. Толстого "душа человеческая изображается с реальностью, еще небывалой в нашей литературе".Толстой раскрыл душу своих героев, он показал душевное состояние людей очень глубоко и правдиво. Мы видим обога-щение души человеческой и ее возрождение. И в заключение хочу сказать: "Толстой - замечательный русский писатель!" Роман Л.Н. Толстого, я думаю, всегда будет привлекать своей правдой и неповторимостью. Толстой, как никто другой, сумел изобразить с огромной художественной силой все движения че-ловеческой души.

Это сочинение можно распечатать или просто почитать.