Художник крыжицкий картины. Русские художники

Предлагаю вниманию любителей изобразительного искусства большую подборку картин замечательного художника Константина Яковлевича Крыжицкого .
Все картины подписаны и датированы, о некоторых имеется дополнитльная информация.

Приятного просмотра.

Вечер на Украине. 1901.

Холст, масло. 90 x 142 см
Донецкий областной художественный музей:


Константин Яковлевич Крыжицкий (1858—1911) русский живописец-пейзажист. Прекрасно работал не только масляными красками, но и акварелью и карандашом, черпая мотивы для своих пейзажей преимущественно из природы Киевской губернии и окрестностей Петербурга.

Большинство его картин появлялись на ежегодных академических выставках, начиная с 1879, а акварелей — на выставках общества русских акварелистов, деятельным членом которого он был с момента его основания.
Крыжицкий покончил жизнь самоубийством. Причина, которая побудила его совершить это самоубийство, является его травля недоброжелателями. Крыжицкого обвинили в плагиате за то, что он выставил картину похожую на ранее нарисованную картину Якова Бровара. Всему виной стала фотография для написания картины, которую Константин Яковлевич снял в Беловежской пуще. Этой же фотографией мог воспользоваться Бровар. Идентичность картин была только в одном дереве.

Выпускная картина Крыжицкого из Академии художеств называется просто - "Дубы". За эту картину Крыжицкому присудили малую золотую медаль. «Большую золотую медаль, - вспоминал он позднее, - я не получил по настоянию В. Д. Орловского (профессора пейзажной живописи), который пять лет спустя, когда я стал в 1889 году академиком, самолично мне в этом сознался, что не мешало и не мешает мне и теперь оставаться с Владимиром Дональтовичем в самых сердечных отношениях».

Константин Крыжицкий. «Дубы» (1893).
Холст, масло. 57 x 50 см.
Вологодская областная картинная галерея:

В год окончания Академии Крыжицким была написана картина «Гроза собирается». На ней изображены просторная гладь Днепра и небо с клубящимися облаками. Облака темнеют, превращаясь в грозовую тучу, и белый аист в камышах тревожно застыл, предчувствуя непогоду.

Константин Крыжицкий. «Гроза собирается» (1885).
Холст, масло. 52 x 74 см.


А вот совсем другой Днепр - на картине «Перед полуднем». Ясный летний день, солнечный свет обнимает воду, землю и небо. Не шелохнется лодка у берега, застыли высоко в небе прозрачные облачка...

Константин Крыжицкий. «Перед полуднем» (1885).
Холст, масло. 75 x 133 см.

Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник:

В 1886 году были написаны знаменитые «Лесные дали». Картина принесла художнику звание академика живописи и всеобщее признание.

Мотив бескрайнего лесного пространства у Крыжицкого - это великолепное ощущение света, радости, наслаждения жизнью, которое излучают его «Лесные дали». И таково свойство всех его полотен, даже вроде бы сумрачных по колориту.

Константин Крыжицкий. «Лесные дали» (1886).

Холст, масло.
Херсонский областной художественный музей им. А.А. Шовкуненко, Украина:

Да будет солнце! Этой простой фразой, наверное, можно обозначить творческое кредо художника. Со всей полнотой оно проявилось в картине «Проясняется» - одном из самых известных его полотен, написанном в 1893 году. На ней те же приднепровские просторы, речная гладь, хутор с ветряной мельницей.

Передний план картины затянут сумраком, в небе клубятся облака. Но на горизонте уже солнце, и кажется, что вот сейчас радостный свет пронижет небо и землю. Парадоксально, но при таком солнечном взгляде на мир Крыжицкий не очень-то любил писать природу Крыма и Черного моря.

Константин Крыжицкий. «Проясняется» (1893).
Холст, масло. 89 x 142 см.

Государственный Русский музей, С.-Петербург:

Константин Крыжицкий. "Ранняя весна" (1905).

Холст, масло. 53 x 44 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва:

Константин Крыжицкий. «Вечер» (1905).
Холст, масло. 69 x 106 см.
Национальный художественный музей Украины, Киев:

Константин Крыжицкий. «Лес зимой» (1906).
Холст, масло.
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля:



Осенью 1910 года открылась выставка русской живописи в Лондоне, организованная К.Е. Маковским. На выставке было представлено тринадцать работ Крыжицкого, среди них - только что законченная большая картина «Повеяло весной». Этим полотном художник с полным основанием гордился. Даже затребовал его из Лондона пораньше, чтобы успеть показать в Академии на Весенней выставке 1911 года.

О создании картины ученица художника С. Кислинская вспоминает так: «Бывало, идешь на урок и знаешь. что увидишь что-нибудь новое. Северная природа во все лучшие моменты, серые дни, розовые облачка на вечернем небе - все проходило перед нами, с момента зарождения в душе до исполнения. Вчера еще мы видели чистое полотно с пометками углем, а сегодня ярью сияли стволы, засверкал снег от яркого солнца, тени протянулись по снегу... Повеяло весной...".
«Лесная река» 1909
Холст, масло
Государственный Русский музей

Константин Яковлевич Крыжицкий (17.05.1858–04.04.1911) родился в Киеве, в семье богатого купца. Детство художника прошло в отцовском особняке на Владимирской горке - одном из красивейших мест города. Из окон мезонина, в котором была детская, открывался великолепный вид на Днепр и уходящие вдаль зеленые пространства. Эти ранние впечатления, несомненно, отразились в знаменитых пейзажах, полных воздуха и света, прежде всего, в картине Лесные дали.

Художественный дар Крыжицкого был замечен еще в гимназии, но учиться живописи он начал сравнительно поздно - в семнадцать лет, когда в Киеве открылась общедоступная школа Н.И. Мурашко. У Мурашко, талантливого пейзажиста и замечательного педагога, начинали свое художественное образование такие мастера, как Валентин Серов, Михаил Врубель, Николай Пимоненко. Главным в преподавании была работа с натуры. Летом учитель и ученики проводили дни на этюдах - в живописных окрестностях Киева, запечатленных впоследствии Крыжицким в таких картинах, как «Зеленая улица», «Хутор в Малороссии», Гроза собирается, Вечер на Украине, «Хутор на Днепре» и других.




«Хутор на Днепре (Рыбачья пристань)» 1885
Холст, масло. 37 x 60 см
Челябинская областная картинная галерея

Со всей определенностью талант Крыжицкого как художника-пейзажиста обозначился в годы учебы в петербургской Академии художеств (1877–1883). Он считался одним из лучших студентов. Однако перед самым выпуском едва не расстался с Академией. Причиной разногласий с профессорами послужило творчество А.И. Куинджи, не принимавшееся ревнителями строгих академических традиций. Крыжицкий же стал горячим поклонником мастера еще в Киеве. И это было не просто увлечение. Два художника были глубоко близки друг другу по духу. Их сближало не только и не столько манера письма, сколько солнечное восприятие мира, умение видеть свет сквозь тучи и ночную мглу. Неудивительно, что в дальнейшем их связала и личная дружба, продолжавшаяся долгие годы.



«Дубы» 1893
Холст, масло 57 х 50

Вологда

Инцидент же в Академии завершился благополучно. За выпускную картину Дубы Крыжицкий получил малую золотую медаль. В этой картине уже отчетливо заметны основные черты творческого почерка художника: с одной стороны - высокий технический уровень, тщательность прорисовки натуры, а с другой - замечательное умение передать воздух, свет, настроение. Полотна Крыжицкого при всем их строгом реализме - удивительно эмоциональны, причем эмоции, которые они вызывают, - светлые. Даже в сумрачных осенних или вечерних пейзажах художник умеет создать ощущение близкого солнца («Закат», «Ранний снег», Осень, «Река», «Опушка леса», Озеро и другие).



«Осень»
Холст, масло
Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Новгород

Причем интересно, что природа юга (за исключением родной украинской) не слишком привлекала Крыжицкого. Близки ему были те края, куда солнце заглядывает реже, где его тепло и свет ценятся выше. Русские поля и перелески, хмурые волны Балтики, застывшие под холодным солнцем норвежские скалы и фиорды - все это мы видим на его картинах.



«Звенигород» 1895
Холст, масло
Государственное музейное объединение "Художественная культура Русского Севера" Архангельск

Среди этих картин хочется особо отметить замечательный Звенигород - настоящий гимн русской природе в расцвете сияющего лета. Солнечное небо, праздничная белизна монастырских стен, отраженных в речной воде, блеск солнца на куполах… Кажется, вот-вот - и мы услышим, как разливается над рекой колокольный звон!..


«Лесные дали»
Холст, масло


И петербургская мастерская, и валдайская усадьба Крыжицкого всегда были открыты для гостей и учеников. Художник был прекрасным педагогом, его всегда окружала молодежь. И спустя много лет ученики - такие, например, как замечательный художник А.А. Рылов - вспоминали о нем с глубоким уважением и теплотой. Крыжицкий учил, прежде всего, личным примером - трудолюбию, пристальному вниманию к деталям, к природе во всем ее изменчивом многообразии.



«Балтийское море» 1897
Холст, масло. 60 x 90 см
Музей изобразительных искусств Республики Карелия

К.Я. Крыжицкому выпало жить и работать в непростое время - на рубеже веков, в эпоху рождения новых теорий, новых взглядов на жизнь и искусство. Для большинства его коллег это означало непримиримую борьбу с теми, кто не разделял их позиций. Реализм - или модернизм, «передвижники» - или «Мир искусства»! Крыжицкий оказался в числе тех немногих, кто в этих условиях взял на себя практически непосильную задачу: примирить враждующих, напомнив, что они, как бы ни различались их идейные и эстетические принципы, - прежде всего Художники.



«Болото» 1885
Холст, масло
Николаевский художественный музей им. В.В.Верещагина

С этой целью он пытался издавать журнал «Художник», а потом, когда попытка не удалась, стал одним из основателей Общества имени А.И. Куинджи. Эта организация была призвана поддерживать всех художников, независимо от направлений, в которых особенно проявлялся их талант, помогать им в творчестве и в быту: устраивать выставки, выплачивать пособия и т. д. Именем Куинджи она была названа неспроста: знаменитый художник, друг Крыжицкого, не только стоял у ее истоков, но и отдал для ее нужд практически все свои средства.

Для Крыжицкого участие в работе Общества имело принципиальную важность. Еще в юности, во многом благодаря первому учителю Н.И. Мурашко, он приобрел стойкое убеждение: художники и должны по-разному видеть мир. Свой собственный, неповторимый взгляд есть признак настоящего творца, а отнюдь не причина для противостояния. Эту мысль он не уставал повторять и в частных беседах, и в публичных выступлениях.



Весна 1894
холст, масло 31 ×45 см
Частное собрание

«…Я отношусь с должным уважением к чужому труду, - писал он, - и с большой осторожностью касаюсь чужой души, а кроме того, признаю право на существование и на должную роль в деле общей эволюции искусства каждого художника. Исходя из этих соображений терпимости, я начал организовывать Общество имени Куинджи, надеясь объединить художников в одну дружественную семью, без различия партий и верований, полагая, что только совместными усилиями они могут вести общее дело, одинаково всем им дорогое дело русского искусства».

Увы, единомышленников он почти не встречал. В те годы, как писал один из его основных оппонентов А.Н. Бенуа, «не примирение под знаком красоты стало… лозунгом во всех сферах жизни, но ожесточенная борьба… При этом всякий, кто, игнорируя психологию момента, явился бы с масличной ветвью, заслужил бы не без основания репутацию смешного простака».



«Вечер на Украине» 1882
Холст, масло. 36 x 62.5 см
Севастопольский художественный музей им. П.М.Крошицкого

Такой репутации Крыжицкий не боялся. К общественной деятельности он относился очень серьезно - и очень глубоко переживал неудачи. Являясь, как отмечали и друзья, и недоброжелатели, человеком редкой душевной чистоты, он терялся, сталкиваясь с непорядочностью, корыстью, равнодушием. Это, в конце концов, и привело его к гибели.

Осенью 1910 года на выставке русской живописи в Лондоне была представлена последняя картина Крыжицкого - Повеяло весной. На этом полотне с удивительной тонкостью передана особенная предвесенняя атмосфера. Синие тени на подтаявшем снегу, могучие дубы, купающиеся в чистых лучах уже не по-зимнему высокого солнца… Глядя на картину, чувствуешь радостное предвкушение тепла; и кажется, что у мастера, написавшего ее, впереди долгая жизнь, наполненная творчеством.



Повеяло весной 1910
холст, масло 81 х 108,8 см
Харьковский художественный музей

В 1910 году у него появляется идея пройти путь французской и русской армий к столетнему юбилею Отечественной войны 1812 года, но, к сожалению, великий художник не смог осуществить свой замысел.



«Водяная мельница» 1883
Холст, масло. 32 x 50.4 см
Вологодская областная картинная галерея

Совершил самоубийство 4 апреля 1911 года в Санкт-Петербурге. Прислуга первой обнаружила мёртвого Константина Яковлевича. Он повесился в своём кабинете, а на столе лежала предсмертная записка. В этой своей записке Константин Яковлевич утверждает, что причина, которая побудила его совершить это самоубийство, является его травля недоброжелателями. Крыжицкий был очень чувствительным и впечатлительным человеком. Его обвиняли в плагиате за то, что он выставил картину похожую на ранее нарисованную картину Бровара. Всему виной стала фотография, которую Константин Яковлевич снял в Беловежской пуще. Он воспользовался фотографией, которая потом продавалась. Этой же фотографией мог воспользоваться Бровар. Идентичность картин завистники нашли только в одном дереве и сразу этим воспользовались. Газеты воспользовались этой сплетней, ведь для поднятия популярности газеты нужен материал. Но, к сожалению, у художника не хватило сил и нервов. Он всегда хотел быть полезен обществу, приносить пользу людям своими работами. Так из-за клеветы серых бездарностей оборвалась жизнь великого человека, который мог бы ещё долго радовать нас своими шедеврами.

На Смоленском православном кладбище находится могила художника.




«Дали» 1901
Холст, масло

Константин Крыжицкий оставил большое наследие, которое сохранилось главным образом в музеях русских и украинских провинциальных городов: Самары, Саратова, Харькова, Петрозаводска. Отметим, что интерес к творчеству этого замечательного художника заметно увеличился в последние годы - что, безусловно, справедливо.

По книге Н.Г. Васильевой и др. «Большая коллекция русских художников. Вып. 3:
Сергей Васильковский, Иосиф Крачковский, Константин Крыжицкий, Владимир Орловский»
(серия «Большая коллекция русских художников»)




«Двор» 1886
Холст, масло 27,5 ×38 см
Вольский краеведческий музей

Заметка из журнала «Нива» (1909) к юбилею творческой деятельности К.Я. Крыжицкого:

«На дворе хмурый, ненастный день. Нет ни солнца, ни ярких красок. Природа куда-то исчезла, а вместо нее в угрюмом сером и холодном городе царит просто погода, и притом такая, которой даже не сразу подыщешь точное определение.

Но есть такие чародеи, которые даже в этой мгле и туманном безвременье создают для нас очарование живой и яркой природы, мгновенно перенося нас волшебством своего таланта в иные, цветущие страны, на приволье зеленых лугов, в сказочные обители горных круч, на берега беспредельного и светлого моря. Они творят и весну, и лето, и ослепительно-белую, солнечную зиму.

Зайдите на любую выставку картин: в драпировке стен обширной залы словно проделаны обрамленные золотою резьбой окна. А в окна смотрятся солнце, весна, знойный юг, лазурное море. По воле и желанию чародея-художника мы переживаем те самые ощущения и настроения, которые дает нам подлинная природа. Мы воочию видим благодаря его волшебству то, что смутно представляли бы себе лишь очами воображения и воспоминания. Разве это не чудо?

Таким чародеем-художником является известный и по достоинству излюбленный публикою пейзажист Константин Яковлевич Крыжицкий. 4-го ноября сего года исполнилось 25-летие со дня получения им звания художника. Собственно, художественная деятельность юбиляра началась четырьмя годами раньше. Весною текущего года исполнилось ей тридцатилетие. <…>

За это время юбиляр успел написать более 400 картин, более 2000 этюдов и продолжает с прежней неутомимостью создавать красивые уголки природы, воспроизводя ее с редкой жизненностью и правдивостью. В настоящее время К.Я. Крыжицкий - академик.

К.Я. Крыжицкий ежегодно выставляет свои картины на Академических выставках и выставках Общества русских акварелистов. Не проходит года, чтобы не появилось нескольких новых картин этого неутомимого пейзажиста. К.Я. Крыжицкий не замыкается в одном каком-либо определенном настроении или области, но поражает обилием тем. Не только Россия с ее картинными окраинами - Крымом, Уралом, Кавказом - и с ее привольными степями и безграничным простором полей, но и красивые зарубежные страны нашли воспроизведение своих красот в картинах и этюдах К.Я. Крыжицкого.

Как художник он всегда остается верен добрым традициям хорошей пейзажной школы прежнего времени, из которой вышли Шишкин, Клодт и наши другие выдающиеся пейзажисты. К.Я. Крыжицкий пишет природу такою, какова она есть и какою видим ее мы все.

К.Я. Крыжицкий не создает какой-либо своей, особенной природы, но воссоздает с необычайной техникой и правдивостью природу живую, существующую, не фантастическую и не придуманную. Этим он дорог всем, кто искренно любит Божий мир и кто способен к тихим созерцательным настроениям и переживаниям. <…> Пожелаем, чтобы неутомимый художник по-прежнему бодро шел по своему пути и по-прежнему часто и охотно приоткрывал для нас свои золотые окна…»


«Деревня на берегу речки»
Сочинский художественный музей



Деревья у реки 1890-е
холст, масло 95 ×119 см



«Дорожка во ржи» 1893
Холст, масло
Вольский краеведческий музей



«Дорога» 1899
Холст, масло
Херсонкий областной художественный музей им. А.А.Шовкуненко



Еловый лес 1907
бумага, акварель, белила
Ульяновский областной художественный музей



«Закат»
Холст, масло. 21.7 x 35.5 см
Тюменский музей изобразительных искусств



«Зимний пейзаж со стогами» 1910
Холст, масло. 53 x 81 см
Окружная художественная галерея


«Лес зимой» 1906
Холст, масло
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля


Лесной хутор 1880-е
холст, масло 99 ×79 см



«Море» 1894
Холст, масло
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А.Коваленко


Морской пейзаж. Камни 1890-е
холст, масло 28 ×42 см



Морской прибой 1908
фанера, масло 106,9 ×143 см



«Овражек» 1907
Холст, масло
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля



«Озеро» 1897
Холст, масло
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля



«Озеро» 1896
Холст, масло. 54 x 85 см
Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник



«Озеро в горах» 1898
Холст, масло
Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник



Осока 1908
картон, масло 37 ×31 см



«Парк в Лазенках» 1886
Холст, масло
Тверская областная картинная галерея



«Пейзаж» 1895
Холст, масло. 71 x 114 см
Дальневосточный художественный музей

(1858-1911) - русский живописец-пейзажист. Академик Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге (1889).

Биография

Получив общее образование в Киевском реальном училище, посещал рисовальную школу Н. И. Мурашко. В 1877 поступил в Императорскую Академию художеств, где занимался под руководством профессора барона М. К. Клодта. Окончил академический курс в 1884 со званием классного художника I степени и с малой золотой медалью, присуждённой ему за картину «Дубы». Повышен, в 1889, в степень академика, в 1900 избран действительным членом Академии художеств. С 1884 по 1906 преподавал рисование в Николаевском сиротском институте.

Крыжицкий много путешествовал, в 1890 году посетил Францию и Германию. В 1900 году работы художника экспонируются на Всемирной выставке в Париже, а в 1909 выставляются в Мюнхене на Международной художественной выставке.

Работал не только масляными красками, но и акварелью и карандашом, черпая мотивы для своих пейзажей преимущественно из природы Киевской губернии и окрестностей Петербурга. Большинство его картин появлялись на ежегодных академических выставках, начиная с 1879, а акварелей - на выставках Общества русских акварелистов, деятельным членом которого он был с момента его основания. Был одним из организаторов, а с 1908 года - председателем Общества художников имени А. И. Куинджи. Работы хранятся в Государственном Русском музее.

Лучшими из его многочисленных произведений считаются: «Гроза собирается» (1885), «Перед полуднем» (1886), «Зелёная улица» (1887), «Хутор в Малороссии» (1888), «Жар свалил, повеяло прохладой» (1889), «Лесные дали» (1889; была приобретена императором Александром III), «Майский вечер» (1886).

Покончил жизнь самоубийством. Похоронен на Смоленском православном кладбище. Крыжицкий Константин Яковлевич написал более четырёхсот картин. В 1911 году в Санкт-Петербурге и в 1913 году в Москве прошли мемориальные выставки художника.

Смерть

4 апреля 1911 года Крыжицкий покончил жизнь самоубийством. Прислуга первой обнаружила мёртвого художника. Он повесился в своём кабинете, а на столе лежала предсмертная записка. В этой записке Крыжицкий утверждает, что причина, которая побудила его совершить это самоубийство, является его травля недоброжелателями. Крыжицкого обвинили в плагиате за то, что он выставил картину похожую на ранее нарисованную картину Якова Бровара. Всему виной стала фотография для написания картины, которую Константин Яковлевич снял в Беловежской пуще. Этой же фотографией мог воспользоваться Бровар. Идентичность картин была только в одном дереве. Газеты написали про этот инцидент из-за которого Крыжицкий покончил жизнь самоубийством.

Галерея

    Перед дождём (1880)

  • Хутор в Малороссии (1884)

    Озеро (1896),

    Вечер на Украине (1901)

    Деревня на берегу реки. Вечер (1905). Сочинский художественный музей

Ссылки

  • Константин Яковлевич Крыжицкий : тематические медиафайлы на Викискладе
  • Крыжицкий Константин Яковлевич
  • Творчество Константина Крыжицкого

Крыжицкий Константин Яковлевич - русский живописец-пейзажист, академик Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге.

Родился в 1858 году в Киеве, в семье богатого купца. Детство художника прошло в отцовском особняке на Владимирской горке — одном из красивейших мест города. Из окон мезонина, в котором была детская, открывался великолепный вид на Днепр и уходящие вдаль зеленые пространства. Эти ранние впечатления, несомненно, отразились в знаменитых пейзажах, полных воздуха и света, прежде всего, в картине Лесные дали.


Художественный дар Крыжицкого был замечен еще в гимназии, но учиться живописи он начал сравнительно поздно — в семнадцать лет, когда в Киеве открылась общедоступная школа Н.И. Мурашко. Но прежде было Киевское Реальное училище. У Мурашко, талантливого пейзажиста и замечательного педагога, начинали свое художественное образование такие мастера, как Валентин Серов, Михаил Врубель, Николай Пимоненко. Главным в преподавании была работа с натуры. Летом учитель и ученики проводили дни на этюдах — в живописных окрестностях Киева, запечатленных впоследствии Крыжицким в таких картинах, как «Зеленая улица», «Хутор в Малороссии», Гроза собирается, Вечер на Украине, «Хутор на Днепре» и других.

Этюд

Норвежский фиорд. 1903

В 1877 году поступил в Императорскую Академию Художеств,где занимался под руководством профессора М.К.Клодта.

Он считался одним из лучших студентов. Однако перед самым выпуском едва не расстался с Академией. Причиной разногласий с профессорами послужило творчество А.И. Куинджи, не принимавшееся ревнителями строгих академических традиций. Крыжицкий же стал горячим поклонником мастера еще в Киеве. И это было не просто увлечение. Два художника были глубоко близки друг другу по духу. Их сближало не только и не столько манера письма, сколько солнечное восприятие мира, умение видеть свет сквозь тучи и ночную мглу. Неудивительно, что в дальнейшем их связала и личная дружба, продолжавшаяся долгие годы.

Закончил академический курс в 1884 году в звании классного художника 1-й степени и с малой золотой медалью,присужденной ему за картину "Дубы".

В этой картине уже отчетливо заметны основные черты творческого почерка художника: с одной стороны — высокий технический уровень, тщательность прорисовки натуры, а с другой — замечательное умение передать воздух, свет, настроение. Полотна Крыжицкого при всем их строгом реализме — удивительно эмоциональны, причем эмоции, которые они вызывают, — светлые. Даже в сумрачных осенних или вечерних пейзажах художник умеет создать ощущение близкого солнца («Закат», «Ранний снег», Осень, «Река», «Опушка леса», Озеро и другие).

В 1889 году получил степень академика.

Работал не только масляными красками,но и акварелью и карандашом, черпая мотивы для своих пейзажей преимущественно из природы Киевской губернии и окрестностей Петербурга.

"Деревня на берегу речки" хранится ныне в Сочинском музее.

А где же быть картине "Море" 1894 г., как не в Краснодаре?

В 1890-х гг. написал "Деревья у реки":

Большинство его картин появлялись на ежегодных академических выставках,начиная с 1879 года,а акварелей - на выставках Общества русских акварелистов, деятельным членом которого он был с момента его основания. 1909 год - журнал "Нива" насчитал у него более 400 картин и 2000 этюдов.


Зимний пейзаж со стогами.

Причем интересно, что природа юга (за исключением родной украинской) не слишком привлекала Крыжицкого.


Южный пейзаж. 1899


Зимний вечер в Киеве.

"Украинская ночь", 1895

Близки ему были те края, куда солнце заглядывает реже, где его тепло и свет ценятся выше. Русские поля и перелески, хмурые волны Балтики, застывшие под холодным солнцем норвежские скалы и фиорды — все это мы видим на его картинах.

"Морской прибой", 1908

Среди этих картин хочется особо отметить замечательный Звенигород — настоящий гимн русской природе в расцвете сияющего лета. Солнечное небо, праздничная белизна монастырских стен, отраженных в речной воде, блеск солнца на куполах… Кажется, вот-вот — и мы услышим, как разливается над рекой колокольный звон!..

"Скит в лунную ночь", 1898

И петербургская мастерская, и валдайская усадьба Крыжицкого всегда были открыты для гостей и учеников. Художник был прекрасным педагогом, его всегда окружала молодежь. И спустя много лет ученики — такие, например, как замечательный художник А.А. Рылов — вспоминали о нем с глубоким уважением и теплотой.

"Озеро", 1897

Крыжицкий учил, прежде всего, личным примером — трудолюбию, пристальному вниманию к деталям, к природе во всем ее изменчивом многообразии. К.Я. Крыжицкому выпало жить и работать в непростое время — на рубеже веков, в эпоху рождения новых теорий, новых взглядов на жизнь и искусство. Для большинства его коллег это означало непримиримую борьбу с теми, кто не разделял их позиций.

"Серебряные пруды", 1891

Реализм — или модернизм, «передвижники» — или «Мир искусства»! Крыжицкий оказался в числе тех немногих, кто в этих условиях взял на себя практически непосильную задачу: примирить враждующих, напомнив, что они, как бы ни различались их идейные и эстетические принципы, — прежде всего Художники.

С этой целью он пытался издавать журнал «Художник», а потом, когда попытка не удалась, стал одним из основателей Общества имени А.И. Куинджи. Эта организация была призвана поддерживать всех художников, независимо от направлений, в которых особенно проявлялся их талант, помогать им в творчестве и в быту: устраивать выставки, выплачивать пособия и т. д. Именем Куинджи она была названа неспроста: знаменитый художник, друг Крыжицкого, не только стоял у ее истоков, но и отдал для ее нужд практически все свои средства. Для Крыжицкого участие в работе Общества имело принципиальную важность. Еще в юности, во многом благодаря первому учителю Н.И. Мурашко, он приобрел стойкое убеждение: художники и должны по-разному видеть мир. Свой собственный, неповторимый взгляд есть признак настоящего творца, а отнюдь не причина для противостояния. Эту мысль он не уставал повторять и в частных беседах, и в публичных выступлениях. «…Я отношусь с должным уважением к чужому труду, — писал он, — и с большой осторожностью касаюсь чужой души, а кроме того, признаю право на существование и на должную роль в деле общей эволюции искусства каждого художника. Исходя из этих соображений терпимости, я начал организовывать Общество имени Куинджи, надеясь объединить художников в одну дружественную семью, без различия партий и верований, полагая, что только совместными усилиями они могут вести общее дело, одинаково всем им дорогое дело русского искусства». Увы, единомышленников он почти не встречал. В те годы, как писал один из его основных оппонентов А.Н. Бенуа, «не примирение под знаком красоты стало… лозунгом во всех сферах жизни, но ожесточенная борьба… При этом всякий, кто, игнорируя психологию момента, явился бы с масличной ветвью, заслужил бы не без основания репутацию смешного простака». Такой репутации Крыжицкий не боялся. К общественной деятельности он относился очень серьезно — и очень глубоко переживал неудачи. Являясь, как отмечали и друзья, и недоброжелатели, человеком редкой душевной чистоты, он терялся, сталкиваясь с непорядочностью, корыстью, равнодушием. Это, в конце концов, и привело его к гибели. В 1911 году покончил жизнь самоубийством. Прислуга первой обнаружила мёртвого Константина Яковлевича. Он повесился в своём кабинете, а на столе лежала предсмертная записка. В этой своей записке Константин Яковлевич утверждает, что причина, которая побудила его совершить это самоубийство, является его травля недоброжелателями. Крыжицкий был очень чувствительным и впечатлительным человеком. Его обвиняли в плагиате за то, что он выставил картину похожую на ранее нарисованную картину Бровара. Всему виной стала фотография, которую Константин Яковлевич снял в Беловежской пуще. Он воспользовался фотографией, которая потом продавалась. Этой же фотографией мог воспользоваться Бровар. Идентичность картин завистники нашли только в одном дереве и сразу этим воспользовались. Газеты воспользовались этой сплетней, ведь для поднятия популярности газеты нужен материал. Но, к сожалению, у художника не хватило сил и нервов. Он всегда хотел быть полезен обществу, приносить пользу людям своими работами. Так из-за клеветы серых бездарностей оборвалась жизнь великого человека, который мог бы ещё долго радовать нас своими шедеврами. Похоронен все же на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге.Работы Крыжицкого хранятся в Государственном Русском музее. Константин Крыжицкий оставил большое наследие, которое сохранилось главным образом в музеях русских и украинских провинциальных городов: Самары, Саратова, Харькова, Петрозаводска. Отметим, что интерес к творчеству этого замечательного художника заметно увеличился в последние годы — что, безусловно, справедливо.

В 1910 году у него была идея пройти путь французской и русской армий к столетнему юбилею Отечественной войны 1812 года, но, к сожалению, великий художник не смог осуществить свой замысел. Осенью 1910 года на выставке русской живописи в Лондоне была представлена последняя картина Крыжицкого — Повеяло весной. На этом полотне с удивительной тонкостью передана особенная предвесенняя атмосфера. Синие тени на подтаявшем снегу, могучие дубы, купающиеся в чистых лучах уже не по-зимнему высокого солнца… Глядя на картину, чувствуешь радостное предвкушение тепла; и кажется, что у мастера, написавшего ее, впереди долгая жизнь, наполненная творчеством.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.


Летний пейзаж.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

Морозный день.

Овраг, 1882

37.

38.

39.

Море. 1899

Море.

Рассвет над озером


Хмурый день. 1907


Озеро. 1896

Крыжицкий дружил и с И.И.Шишкиным, и с А.И.Куинджи; чутко реагировал на достижения других современных ему пейзажистов, которые, впрочем, не обходили и его творчество своим вниманием. Все это естественно, если преследовать цель достичь наибольшего совершенства в изображении родной природы. А подражательство в искусстве - достаточно распространенное явление. Беда Крыжицкого как художника состояла в том, что он не оставил после себя какой-либо "главной" картины, а его "балансирование на грани похожести" на другие картины сделало его имя и вовсе малознакомым для потомков. При жизни Крыжицкий слыл всеобщим любимцем, приветливым обаятельным человеком, пока его не затмили другие пейзажисты. Он всегда искал что-то свое, а найдя картинно завершенный образ, не умел сделать так, чтобы о нем заговорили, как о большом художнике. Напротив, у его соперников это получалось с блеском.

Так, широко известна картина Левитана "Озеро" (1900), ставшая чуть ли не символом России и итогом всего творчества этого художника. А об одноименной картине Крыжицкого, исполненной на 5 лет раньше, которая могла служить прототипом для Левитана, - мало кто знает. Разве Левитан не заимствовал сюжет у Крыжицкого, если смотреть на живопись с точки зрения подражательства? Или, быть может, художников независимо друг от друга волновала одна и та же тема?

Но картина Крыжицкого выглядит совершенней главным образом благодаря мастерски написанным облакам. Публика и критика уже не хотели замечать Крыжицкого. Его удачи в сравнении с любыми этюдами кумиров представлялись не более чем случайными откровениями...


Вечер. 1905

Самые известные картины Крыжицкого Константина Яковлевича . Широко известными работами Константина Крыжицкого являются картины «Перед полуднем» (1886 год), «Гроза собирается» (1885 год), «Хутор в Малороссии» (1888 год), «Лесные дали» (1889 год), «Зелёная улица» (1887 год), «Жар свалил, повеяло прохладой» (1889 год) и другие.

Дубы

Болото

Купальня

Водяная мельница

Утро на озере

Двор

Деревня на берегу речки

Принадлежность картин Крыжицкого Константина Яковлевича к художественным стилям . Константин Яковлевич Крыжицкий был живописцем-пейзажистом. Он писал не только масляными красками, но и карандашом и акварелью. Константин Яковлевич последовательно разрабатывал в своем творчестве украинскую тематику, при этом он придерживался реалистических традиций русского изобразительного искусства. Все свои картины художник писал в стиле реализм.

Музеи и галереи - места выставок картин Крыжицкого Константина Яковлевича . Картины художника хранятся в Третьяковской галерее - «Перед грозой» (1885 год), в Государственном Русском музее, в художественных музеях Украины, и также в личных коллекциях любителей живописи.Такие картины Константина Крыжицкого, как: «Проясняется» (1893 год), «Перед полуднем» (1885 год), «Снег выпал в сентябре» (1898 год) находятся в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Лес зимой

Пейзаж

Перед дождем

Проясняется

Перед полуднем

Ранний снег

Повеяло весной

Ранняя весна

Ранняя весна

Поле

Странники

История, закончившаяся смертью Крыжицкого, началась в 1911 году, когда некий Фома Райлян - издатель газеты «Против течения», о котором М. Горький писал «апаш, невежда, человек скандала...» - без всяких на то оснований обвинил художника в плагиате.

В результате поднятой Райляном и некоторыми деятелями культуры травли, нервы Крыжицкого не выдержали и в апреле 1911 года он покончил жизнь самоубийством (роль Райляна в этой истории подтвердил сын художника Г.К. Крыжицкий в заметке, напечатанной в журнале "Огонек", № 35, 24 августа 1958 год).

На письменном столе покойного художника найдена записка, в которой К.Я.Крыжицкий объяснял, что поднятая против него травля совершенно его обессилила.
- Нервы не выдерживают, - писал К.Я. - Сознаю свою правоту, но не чувствую в себе сил бороться с инсинуациями врагов. Быть может, третейский суд и показал бы мою правоту, но не хватает ни сил, ни желания выяснить правду. Хорошо знавшие академика Крыжицкого так объясняют причину этого ужасного самоубийства.
Крыжицкий был всегда человеком с нервно повышенной чувствительностью и резко выражающейся впечатлительностью. В последние дни его совсем измотал кампания, поднятая против него в журнально-художественных кругах. Крыжицкий выставил картину, оказавшуюся удивительно схожей по сюжету и подробностям с ранее написанной картиной Бровара. Картина изображала уголок Беловежской пущи. Крыжицкого стали обвинять в плагиате. Обвинение было явно необоснованное. Нелепо обвинять такого мастера, как Крыжицкий в плагиате. И действительно оказалось, что Крыжицкий 23 года тому назад снял в Беловежской пуще фотографию, которой он сам воспользовался. Фотография эта затем продавалась, и ею, вероятно, также воспользовался и Бровар. История с обвинением в плагиате и поднявшаяся полемика страшно потрясли художника.

Зима. Деревня.1880-е гг.

Через два дня газета «Новое время» под заголовком «Злая сила» опубликовала следующее: «Неслыханное несчастье свершилось: наложил на себя руки талантливейший из художников наших, гордость России К.Я.Крыжицкий. Как иногда олень в тундре погибает закусанный тучею "гнуса", поэт нашей природы пал жертвой грязной газетной травли... Чем больше публика рукоплескала любимому пейзажисту, тем сильнее слышалось шипение разных гг. Бенуа, Бакстов и их сродников. Крыжицкий дает, видите ли не картины, а фотографии, они у него слишком уж похожи на природу, у него будто бы нет "настроения", нет тех каких-то красочных комплексов, которые декадентам заменяют талант...»