Новейшие течения в вотчинном праве в связи с современным строем народного хозяйства. Базанов И.А

Елена Базанова - талантливый художник из России, картины которой обрели мировую славу. Работает Елена в одной из наиболее сложных техник живописи - акварель. Ей картины поражают натуральностью и реализмом. Натюрморты Базановой насыщены цветом и наполнены жизнью. Зрители замирают у ее полотен.

Биография Елены Базановой

Художник родилась шестнадцатого ноября 1968 года в Ленинградской области. Девочка росла творческой личностью. С самого детства она увлекалась рисованием. Родители развивали способности дочери и в шестилетнем возрасте отвели ее в художественную школу в родном городе Сланцы. Рисование акварелью настолько увлекло юную Лену, что еще в раннем возрасте она решила связать свою жизнь с искусством. Педагоги изостудии сразу разглядели в девочке потенциал и рекомендовали родителям поступление в Художественную школу города Санкт-Петербург.

В 1986 молодой и талантливый художник Елена Базанова стала одной из лучших выпускниц Средней Художественной школы при Академии художеств (сегодня - Академический художественный лицей им. Б. Иогансона).

В этом же году она была зачислена в мастерскую книжной графики Академии художеств (Академию живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина), которую окончила в 1992 году.

Будучи студенткой Академии, художник Елена Базанова принялась за иллюстрирование детских книг (с 1996 года).

Начиная с 1989 года, Петербуржские издательства стали все активнее приглашать на работу талантливую художницу.

В 1995 году Елену приняли в Союз художников России.

А в 2006 году она вступила в Санкт-Петербургское Общество акварелистов.

Сегодня Художник Елена Базанова и ее акварели известны во всем мире. Полотна петербуржской мастерицы украшают частные коллекции не только в России, но и в Германии, Франции, Англии, Исландии и ряде других зарубежных стран.

Натюрморты акварелистки выставляются в галереях Казахстана, США, Нидерландов и т.д.

Картины Елены - многократные победители различных конкурсов и фестивалей. Они поражают зрителей своей свежестью, живостью и реалистичностью.

Копилка достижений художника Базановой Елены полна. Свою первую награду она получила на I Международном бьеннале в 1999 году, став лауреатом 1 степени.

2008 иллюстрация Елены выиграла Гран-при на IV Международном бьеннале графики «БИН-2008».

В 2014 году Базанова со своей акварелью вошла в финал 1-го мирового конкурса акварели «The World Watercolour Exhibition», проходившего во Франции.

Любовь к живописи

Со слов художницы, она с рождения любила акварель. "Я чувствую ее", - говорит Елена в одном из интервью. Мастер натюрморта утверждает, что росла и созревала вместе с акварелью. Изучая новые техники и осваивая приемы работы с этим непростым материалом, она чувствовала собственные силы и все больше влюблялась в живопись.

Художественные техники

На профессиональное становление художника Елены Базановой, по ее признанию, повлияли работы таких мастеров живописи, как Карл Брюллов,Федор Толстой, Эндрю Уайет.

Изучая творчество мэтров искусства, она, тем ни менее, не создала себе кумиров.

Елена работает в собственной технике. Создается впечатление, что она пишет картины не кистью, а душой и сердцем. Настолько искренние и живые полотна у художницы.

Большинство своих работ Елена выполняет в мокрой технике. Очень часто в процессе рисования техники смешиваются. "Я использую такое полотно, как мне нужно - сырое, мокрое или сухое", - говорит мастер.

Кроме акварели Елена владеет множеством других техник живописи, которые изучила во время обучения в Академии.

Выполняя иллюстрации, например, она зачастую использует тушь, перо и цветные карандаши.

Иллюстрирование

Еще будучи студенткой, Елена начала выполнять иллюстрации к детским книгам по заказу петербуржских изданий. На сегодняшний день ее опыт в этой области достаточно велик.

К каждой работе мастер подходит индивидуально. Ее иллюстрации не похожи друг на друга. Техника выполнения рисунков и материалы подбираются Базановой в соответствии с текстом и стилем написания книги.

Ее дипломным проектом под названием «Не любо - не слушай» была иллюстрация сказки Степана Писахова «Морожены волки».

2008 Елена Базанова и ее масштабный проект - иллюстрация книги Л. Кэрролла "Алиса в стране чудес" - выиграли Гран-при Международного бьеннале. Эта работа наполнена экспериментами и потоком творческого вдохновения. Выполняя иллюстрации к сказке, художник Елена Базанова умело сочетала тушь, перо, акварель и цветные карандаши в гармоничном ансамбле, благодаря чему мастерице удалось добиться визуально дополнительного объема и реалистичности картин.

Елена признается, что мечтает проиллюстрировать книгу «Хроники Нарнии», но пока на эту масштабную работу у нее недостаточно свободного времени.

Преподавательская деятельность

Однажды Елене предложили участие в семинаре, посвященном технике акварели, который проходил в Германии. Увидев живой интерес слушателей к ее работе, мастер натюрморта приняла решение делиться опытом с коллегами и любителями живописи на своих мастер-классах. Художник Елена Базанова также пишет книгу о технике акварельной живописи и опубликовала научную статью «Стихия воды и краски» в сборнике «Технологии изобразительных искусств», который рекомендован Министерством как учебное пособие для художественных академий.

Юлия Ивановна Базанова (в девичестве Лявдонская) родилась в 1852 г. в Сибири в семье бедного офицера. Она рано лишилась родителей и воспитывалась дедом. После окончания Девичьего института Восточной Сибири вышла замуж за Петра Ивановича Базанова. Отец Базанова, Иван Иванович, был известным благотворителем Иркутска. Купец и золотопромышленник, он жертвовал большие суммы на женское училище, на экспедицию князя Кропоткина, строительство Иркутской учительской семинарии, деревянного театра, дома умалишенных и др. В 1883 году в Иркутске открылся Базановский воспитательный дом. Именем И.И. Базанова была названа одна из улиц Иркутска (сейчас – Богдана Хмельницкого).

Юлия Ивановна рано овдовела, и они с дочерью Варварой жили "под покровительством семьи мужа". В 1892 г., после смерти свекра, она стала единственной обладательницей основной части капитала семьи Базановых и с честью продолжила благотворительные дела, начатые И.И. Базановым.

В наследство ей досталось огромное состояние, золотые прииски и городская недвижимость. Она передала распоряжение всеми торгово-промышленными делами доверенным лицам и в 1893 г. переехала в Москву. Однако и тогда Базанова не оставила Иркутск, помогала, финансировала больницы, студенческие столовые, тюрьмы.

В Иркутске на ее пожертвования был построен Воспитательный дом на 75 младенцев. В 1895 г. при нем были открыты амбулатория и родильное отделение на 200 рожениц. Вместе с этим Базанова финансировала Географическое общество, занимающееся изучением Сибири.

Наибольшей заботой Юлии Ивановны пользовались учебные и культурные заведения и объекты здравоохранения. С ее именем в Иркутске связаны приют для арестантских детей, детский сад, Казанская церковь, Кафедральный собор, театр, школа в Подгорно-Жилкинском селении, женские гимназия и прогимназия, Сиропитательный дом Е. Медведниковой, библиотека Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества (ВСОРГО), учительская семинария, Кузнецовская гражданская больница и др. В городе она пользовалась огромным уважением и популярностью.

В Москве Юлия Ивановна Базанова поселилась на Моховой улице, в доме . К ней обращался граф Л.Н. Толстой "с просьбой о денежной помощи кавказским духоборам".

Самым значительным ее вкладом в московскую благотворительность стало дело сооружения одной из клиник Московского университета на Девичьем поле. В 1894 г., уже после постройки основной части комплекса, она приобрела в собственность участок земли на углу Олсуфьевского и Боженинского переулков (ныне ул. Россолимо) для строительства на нем Клиники болезней уха, носа и горла.

Выбор клиники именно этого направления связан с тем, что в Иркутске у Базановой была племянница, которая однажды "заболела горлом", и не нашлось тогда в России врача, который смог бы ей помочь.

Московская городская дума приняла решение присвоить новой клинике имя Ю.И. Базановой и установить ее бюст в одной из аудиторий. Бюст был выполнен скульптором Р.Р. Бахом, пьедестал был заказан в Санкт-Петербурге архитектору В.И. Чагину.

На черном постаменте была укреплена табличка в виде свитка с лавровой ветвью. На свитке было начертано: «Юлии Ивановне Базановой в знак глубочайшей признательности за величайший дар и за бескорыстную деятельность на пользу старейшего русского университета как назидательный пример потомству. Совет Императорского Московского университета 8 мая 1896 г.» В советское время этот бюст был найден в земле при расчистке территории. Сейчас он находится в экспозиции Научно-исследовательского центра «Медицинский музей».

В 1896 г. Базанова положила начало фонду для постройки здания библиотеки при медицинском факультете.

Ю.И. Базанова перечисляла средства на содержание и развитие клиники, на научный журнал. На обложке одного из журналов «Le physiologiste russe» был помещен ее портрет с надписью «A la noble Julie Basanoff 24.IV.1897».

В 1897 г. она была удостоена золотой медали на Анненской ленте «За усердие».

В 1909 г. Юлии Ивановне присвоили звание почетного гражданина города Иркутска, ее портрет украшал зал заседаний Иркутской городской думы.

В Москве Базанова участвовала также в сооружении Психиатрической больницы им. Н.А. Алексеева.

Дочь Юлии Ивановны Варвара Петровна переняла от матери стремление к благотворительной деятельности. Многие из крупных пожертвований были сделаны ими совместно. В. Базанова также была удостоена золотой медали на Анненской ленте и звания почетной гражданки Иркутска.

Ю.И. Базанова умерла в 1924 г. Она похоронена на Введенском кладбище. Похороны прошли скромно: Юлия Ивановна не любила привлекать к себе внимание.

В доме Базановой на Моховой в 1930-40-х гг. размещался Государственный литературный музей под руководством В.Д. Бонч-Бруевича, сотрудником этого музея был А. Ходнев. Готовя к изданию переписку Л.Н. Толстого, В.Д. Бонч-Бруевич и А. Ходнев собирали сведения о его корреспондентах. Именно этому изданию мы обязаны сохранившимся сведениям о Юлии Ивановне Базановой.

А. Ходнев так описывает ее: «Жертвуя свои большие средства на добрые дела, Ю.И. Базанова никогда этого не подчеркивала, о них не разглашала и очень не любила какой-либо гласности и официальности, наоборот, помогала и благодарила с редкой скромностью и простотой».

Биология, 8 класс, Базанова Т.И., Павиченко Ю.В., Шатровский А.Г., 2008

В 7 классе вы ознакомились с царствами Растения, Грибы и Бактерии, а в этом году приступаете к изучению царства Животные. Как и растения, животные встречаются во всех средах обитания. Среди них есть и многоклеточные организмы разных размеров, есть и микроскопические одноклеточные. Отличия между представителями этого царства бывают разительными: трудно поверить, что все существа на рисунке 1.1 являются животными, но это так. Какими общими свойствами обладают эти организмы, по каким признакам их относят к царству Животные?

Принципы классификации.
Сравните кошку и актинию, а затем кошку и лису. У какой пары животных вы найдете больше общих признаков? Вне сомнения, у лисы и кошки. Значит, кошку и лису по количеству общих признаков можно объединить в группу «близких родственников», а кошку и актинию - в группу «дальних родственников». Именно так, объединяя животных в группы, характеризующиеся определенным количеством общих признаков, ученые их классифицируют. Принципы классификации предложил великий шведский ученый Карл Линней почти 300 лет назад. Однако и доныне ученые продолжают работать над ее совершенствованием.

В современной классификации признаками, по которым животных объединяют в группы, являются особенности их внутреннего и внешнего строения, процессов жизнедеятельности, возможность производить жизнеспособное потомство и т. д. Предмет науки систематики - описание, наименование и классификация животных по группам в соответствии с общими признаками. Чтобы выяснить, к какой систематической группе принадлежит то или иное животное, используют специальные книги - определители животных.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Биология, 8 класс, Базанова Т.И., Павиченко Ю.В., Шатровский А.Г., 2008 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Биология, 8 класс, Мамедова Н., Гасанова Б., Махмудова К., Фатиева Л., 2019
  • Биология, Человек и его здоровье, Учебник для 8 классов школ общего среднего образования, Мавлянов О., Тилавов Т., Аминов Б., 2019
  • Биология, Учебник для 8 класса общеобразовательных учебных заведений с обучением на русском языке, Соболь В.И., 2016

Стремительное развитие общества привело к существенному усложнению школьных программ и общеобразовательным реформам. Информационная нагрузка на современного школьника постоянно растет, и сегодня, чтобы выучить весь необходимый материал, ребенку приходится проводить за партой по 8 часов: целый рабочий день, и это без учета времени, затрачиваемого на подготовку домашних заданий. Такая нагрузка приводит к усталости, снижению эффективности, потере мотивации. Помочь справиться с увеличивающимся объемом информации, научиться анализировать и логически мыслить, повысить успеваемость помогут ГДЗ – готовые домашние задания.

ГДЗ, или «решебники» – это учебные пособия, активно использующиеся в качестве методичек, дополняющих образовательную программу по таким предметам, как русский язык, математика (алгебра), химия, физика и ряду других. В настоящее время функционирует множество ресурсов, созданных для помощи школьникам и их родителям: Ставкур, Спиши.Ру, ГДЗ от Путина и других, но как их использовать для получения реальных знаний?

«Решаки» для родителей

Методические пособия, получившие название ГДЗ, разрабатываются опытными педагогами, в первую очередь, для помощи родителям. На протяжении всей школьной жизни многие взрослые стремятся контролировать образовательный процесс, чтобы быть в курсе успехов и неудач ребенка, помогать ему в освоении новых знаний. Однако это не всегда возможно.

Во-первых, из-за того, что современная образовательная программа претерпела значительные изменения – это легко отметить, посетив такой сайт, как Megabotan, ГДЗ Путина. Во-вторых, не каждый родитель сможет вспомнить теоретические знания, заложенные в школе, а значит, и проконтролировать правильность выполнения домашнего задания своим ребенком. В-третьих, у взрослых может просто не хватать времени для того, чтобы разбирать домашние задания самостоятельно вместе с ребенком (особенно в многодетных семьях). Но это не значит, что надо пустить учебный процесс «на самотек»: иногда родительская помощь просто необходима для того, чтобы ребенок не потерял интерес к предмету, приобрел знания, разобрался в сложном для него материале. И в этом в полной мере могут помочь ГДЗ. С их помощью:

  • Родители быстро разберутся в решении сложной задачи и объяснят ее ребенку;
  • Взрослые могут проконтролировать правильность выполнения домашних заданий школьником;
  • Учащийся средних и старших классов может самостоятельно проверить себя и в случае обнаружения ошибок проанализировать причину их возникновения, лучше усвоить материал и не допускать появления ошибок в дальнейшем.

Таким образом, использование решебников направлено, в первую очередь, на помощь школьникам в усвоении сложного материала.

Дополнение к школьной программе

Как известно, школьная программа нацелена на «среднего ученика», а как же быть тем, кто по какой-либо причине отстал от программы (например, из-за продолжительной болезни) или, наоборот, развивается быстрее, чем подавляющее большинство его одноклассников? В обоих случаях «решаки» станут универсальным ответом.

Отстающий ученик с помощью ГДЗ сможет разобраться в неусвоенном им материале и «нагнать» весь остальной класс, а для учеников, чей уровень выше среднего, ГДЗ станет «волшебной палочкой», с помощью которой он сможет двигаться в своем развитии дальше, усваивая материал, опережающий школьную программу. Более того, часто такие ресурсы, как Megabotan и Ответ.Ру, используются родителями для того, чтобы дать своему ребенку знания сверх школьной программы, расширить кругозор ребенка.

В помощь репетитору

ГДЗ – это также уникальный инструмент для репетиторов и учителей. Не секрет, что усложнение школьной программы привело к тому, что практически каждый школьник для подготовки к выпускным экзаменам и тестам посещает репетиторов. Решебники активно используются учителями для того, чтобы помочь освоить своим студентам весь школьный курс, а также проверять знания школьников и контролировать их успехи.

Кстати, поскольку ресурсы типа «Спиши онлайн» или «Списывай.Ру» изучаются и используются преподавателями, ученики не могут просто списать домашнее задание из решебника – преподаватель сразу заметит это. Поэтому ГДЗ не могут быть использованы в таком ключе.

Мнение специалистов

Несмотря на вышесказанное, мнения специалистов относительно готовых домашних заданий разделились. Часть считает, что такие пособия приносят скорее вред, чем пользу. Поэтому были проведены многочисленные исследования о влиянии решаков на общеобразовательный процесс. И выводы поражают: американские ученые Стивенс и Льонсон доказали, что при применении ГДЗ мозг ребенка работает практически в два раза активнее для анализа изучаемой информации, что повышает коэффициент усвоения материала в 1,4 раза и, соответственно, повышает успеваемость школьника.

Позитивное влияние ГДЗ – это, в первую очередь:

  • Развитие аналитических способностей ребенка: готовые домашние задания учат школьника анализировать собственную домашнюю работу и приведенные в методическом пособии ответы, искать ошибки, выбирать из нескольких вариантов решения оптимальные.
  • Развитие самостоятельности: ГДЗ способствуют выработке навыка научения и самостоятельного поиска информации.
  • Постоянное стимулирование любознательности: если материал слишком сложный или слишком простой, ребенок быстро теряет мотивацию к обучению – как правило, именно это становится причиной того, что даже преуспевающий в прошлом ученик вдруг «скатывается» на двойки. Использование ГДЗ позволяет поддерживать в ребенке интерес к процессу обучения, защищает его от переутомления, облегчает восприятие сложного материала и не позволяет потерять веру в свои силы.

Именно по этим причинам каждый год становится все больше решаков, самые популярные среди которых собраны для удобства учителей, учеников и их родителей на этом ресурсе.

Многие учителя «старой закалки» да и значительная часть молодых педагогов среднеобразовательных школ, гимназий, лицеев, а также внушительная армия родителей школьников (обеспокоенных уровнем и объемом знаний своих детей) ратуют за исключительно самостоятельное выполнение домашних заданий подрастающим поколением.

Но бытует и другое мнение, разительно отличающееся от классического, общепринятого. Часть авторитетных педагогов и не менее внушительная часть родителей не против периодического использования детьми так называемых ГДЗ (книг с готовыми домашними заданиями). Их основной контраргумент – стремительно растущая с каждым годом нагрузка на учеников и как следствие – переутомляемость детей, отсутствие достаточного количества времени на качественное выполнение домашней работы. Также они приводят доводы в пользу того, что зачастую беглое, поверхностное прохождение тем в стенах школы (ввиду ограниченного объема часов, выделяемых на новый материал), не способствует должному усвоению учениками предметов.

К сожалению, реалии современной жизни таковы, что не только взрослым, но и детям, подросткам приходится подстраиваться под требования динамичной жизни, как в калейдоскопе сменяющие друг друга будничные дела и проблемы. Сегодня редко кому ежедневно, безмятежно удается часами лежать на диване и взахлеб читать увлекательные книги или в расслаблении длительно проводить время перед телевизором.

Большинство родителей плотно загружены сами, в том числе и в вечерние часы суток, предусмотренные якобы на отдых, досуг, семейное общение. Не в меньшем, а, порой, и значительно в более высоком темпе вынуждены ежедневно пребывать и дети. Многие школьники после учебы посещают кружки, секции, нередко получают и там домашние задания от своих наставников.

Большой объем необходимого к усвоению устного материала, многочисленные письменные, творческие работы отнимают у школьников в будни и выходные практически все свободное время. А ведь растущему организму регулярно требуется и полноценный отдых, и смена видов деятельности. Да и просто каждому ребенку хочется иметь каждый день чуточку свободного времени на свои любимые внеурочные занятия.

Как все успеть, совместить и не сломаться? Как не потерять интерес к учебе, получать хорошие отметки за свои знания и при этом здесь и сейчас проживать полноценную жизнь, испытывать все прелести, преимущества детского возраста? Палочкой-выручалочкой могут служить ГДЗ или как их еще называют иначе – решебники.

ГДЗ: друг или враг ученика?

Никто не утверждает, что к помощи решебника нужно прибегать ежедневно, бездумно списывая предложенные варианты ответов. Заботящимся о своем чаде родителям, его уровне и качестве знаний, безусловно, стоит контролировать процесс учебы, не допускать поверхностного изучения ребенком школьных предметов, где-то подсказывать, разъяснять не вполне понятные ему темы и, конечно, прививать навыки самостоятельного изучения и отработки нового материала.

Однако, к сожалению, не все родители в силу своей занятости или имеющихся пробелов в знаниях могут в сложных ситуациях помочь своему ребенку справиться с домашней работой. Но при этом большинство из них хотят выработать в своих детях ответственность, умение доводить любое начатое дело до конца. ГДЗ призваны лишь в крайних случаях помочь ученику выйти из затруднительной ситуации, понять сложности предлагаемых заданий. Они позволяют за считанные минуты решить заумные математические задачи, примеры, разобрать упражнения по русскому, иностранному языку, дать верные ответы на непростые вопросы по устным предметам или точным наукам.

Кому-то может казаться, что у готовых домашних заданий практически нет недостатков. Они ведь помогают правильно и быстро выполнять домашнюю работу, способствуют разъяснению и закреплению пройденного материала. Но и у ГДЗ есть свои минусы.

К основным можно отнести:

  • Неосознанно, машинально с помощью решебника переписывая ответы, ученик получает минимальную пользу, поверхностные знания. Находясь в классе, выполняя контрольную, самостоятельную работу, он не сможет разъяснить педагогу и одноклассникам ход своих мыслей, не сможет решить подобную задачу, корректно применить пройденные орфограммы.
  • Кроме того, метод решения задачи, предложенный, к примеру, в ГДЗ по математике не всегда совпадает с методом, разбираемым в классе под руководством учителя.
  • Опытный педагог без труда разберет списана была учеником домашняя работа или выполнена самостоятельно. Как правило, многие ученики имеют дома и пользуются ГДЗ, а значит выдают с помощью решебников абсолютно одинаковые, как под копирку, ответы (особенно это касается таких предметов, как литература, история, обществознание).

Безусловно, готовое домашнее задание по математике, русскому, английскому языкам, физике и прочим предметам полезно школьникам иметь под рукой. Решебник может выручить в ситуациях, когда по объективным причинам ученик не успел подготовиться к урокам.

Однако, и родителям и, конечно, их детям следует помнить, что пользоваться ГДЗ следует только в исключительных случаях. Тогда умная книга-подсказка, знающая ответы на все вопросы школьной программы, не принесет вред, не поспособствует резкому снижению успеваемости, а лишь изредка будет выполнять роль спасательного круга, верного друга, на которого можно опереться в затруднительной ситуации.

Среди основных научных работ И.А. Базанова следует назвать прежде всего два его сочинения, представляющих собой диссертационные исследования организации ипотечной (вотчинной) системы в иностранном и русском праве: (1) "Происхождение современной ипотеки. Новейшие течения в вотчинном праве в связи с современным строем народного хозяйства" (Томск, 1900; Москва, 1900) и (2) "Вотчинный режим в России. Его происхождение, современное состояние и проект реформы" (Томск, 1910). Оба исследования, как отмечал сам их автор, были "подсказаны одним и тем же правовым событием, объединены общей целью и образуют отделы в исполнении одного более широкого общего плана" . Эти работы получили высокую оценку научной общественности. Во время публичного диспута по первой из них профессор Л.А. Кассо - общепризнанный специалист в области залогового права, выступавший в качестве официального оппонента, признал труд диссертанта заслуживающим особого внимания . Вторая работа, которая, по отзыву критиков, содержала интереснейшие, смелые и несколько неожиданные выводы об исторической судьбе русского ипотечного права , основанные на исследовании не изученных доселе древнерусских юридических документов, также была признана достойной занять "подобающее ей почетное положение в нашей юридической литературе" . Известный исследователь русского залога А.С. Звоницкий упоминал имя И.А. Базанова как автора одной из пяти существующих в отечественной цивилистике самостоятельных теорий о сущности древнерусского залога (наряду с Мейером, Дювернуа, Кассо и Удинцевым) , хотя и подверг эту теорию обстоятельной критике . Хорошо известные специалистам, названные работы не утратили своего значения и сегодня, напротив, для современной России они, возможно, стали даже более актуальными, чем были тогда, во время своего написания, в преддверии ожидавших страну великих потрясений, на долгие годы отбросивших как сам институт ипотеки, так и вообще частное право на задворки истории и предавших забвению сами эти термины.

Другие написанные до революции труды И.А. Базанова менее известны и отражают несколько иные сферы научных интересов автора. В их числе можно назвать две уже упоминавшиеся речи, произнесенные на торжественных собраниях в 1902 и 1911 гг. в Томске и опубликованные в университетских "Известиях": "Основные черты гражданско-правового строя крестьян по положениям 19 февраля и позднейшим узаконениям" и "Судьбы крестьянского вопроса после реформы 19 февраля 1861 г." . В них автор анализирует послереформенную судьбу крестьянского вопроса, выявляет законодательные просчеты реформы и недостатки правительственных мер, принятых после 19 февраля 1861 г., препятствующие действительному освобождению крестьянства, указывает на пути их устранения. Он показывает, что Положения 19 февраля 1861 г. "постигла общая судьба исторических актов. Они также вышли из горнила острой борьбы разнородных сил и интересов. Они не проводят последовательно каких-либо определенных начал; они открывают место наряду с началами реальной государственной политики - началам мечтательного славянофильства, наряду с началами свободы - начала новой зависимости и крепости, наряду с началами приобщения крестьян общим формам гражданского быта - начала обособленности крестьянства в специальную социальную категорию" . Эти изначальные недостатки реформы усугубились последующей правительственной политикой 80-х годов XIX в.: "по освобождении крестьян правительство отвернулось от деревни, забросило ее и почти ничего не делало для ее культурного преуспеяния. Обычай, с осложнением жизненных отношений, с дифференциацией крестьянства на экономической почве и т.д. превращается в ширму произвола, волостной суд - в искажение идеи правосудия, сельское самоуправление проявляет черты полного беспорядка и т.д. и т.д." Основные препятствия действительному освобождению крестьян Базанов видел в сохранении власти общины над крестьянином, которая, "ограничивая хозяйственную инициативу последнего, вносила в жизнь крестьянина черты коллективизма и коммунизма, резко противоречившие общему гражданскому строю современной России" , в существующей форме крестьянской семьи, зачастую не основанной на кровном родстве, в системе надельного хозяйства, где личности не оставалось никакой инициативы, в подсудности крестьянских дел сословным волостным судам, руководствующимся в своих решениях не законом, единым для всего населения, а "совестью" и обычаем. При таких условиях "всякий сколько-нибудь чуткий и одаренный крестьянин пытался бежать вон из семьи и из общины, чтобы начать деятельность вне надельного хозяйства: Деревня разорялась, падала, приходила в брожение" .

В этих небольших работах, призывая к распространению на юридические отношения крестьян общегражданского законодательства, по которому живет все остальное население России, Базанов вновь формулирует свое понимание социальной роли законодателя и правотворческой деятельности, контрастирующее с идеологией отживающей свой век исторической школы. "Законодатель, - пишет он, - не простой антикварий, знающий цену только старым вещам. Он художник. Имея дело с историческим материалом, считаясь с его свойствами, законодатель властно строит общественный порядок на будущее время. Отправляясь от исторического сочетания социальных сил, он подчиняет свой властный резец определенной цели, ожидаемой в будущем.

Таким властным резцом является только закон.

Этот закон необходимо было бы сделать источником права и для нашего многомиллионного крестьянства" .

Наконец, до сегодняшнего дня остаются незнакомыми и недоступными российскому читателю работы, изданные И.А. Базановым в эмиграции . Полностью сокрытый от исследователей-цивилистов болгарский период творчества ученого знаменуется его обращением к широкому спектру актуальных тогда, но, безусловно, сохраняющих свое значение и сегодня правовых проблем. Это вопросы судоустройства и судопроизводства в Болгарии и послереволюционной России , проблемы жилищного права и гражданско-правового регулирования оборота недвижимости , общие проблемы гражданского права и методологии научных исследований и др. Всего в болгарских периодических изданиях им опубликовано 13 статей (конечно, для периода в 23 года по сегодняшним меркам - крайне мало), в основном на болгарском языке . Однако наиболее фундаментальным и важным трудом И.А. Базанова в период эмиграции является изданный им уже в конце своей жизни двухтомный курс римского права , обобщивший многолетний опыт автора в изучении и преподавании дисциплин "романистического" цикла, - курс, весьма популярный среди болгарских романистов, но до сих пор неизвестный в России. Думается все же, что он еще ждет своего переводчика и издателя и, хочется надеяться, в недалеком будущем станет доступным российской юридической общественности.

В настоящем издании вниманию читателя предлагается магистерская диссертация И.А. Базанова "Происхождение современной ипотеки. Новейшие течения в вотчинном праве в связи с современным строем народного хозяйства". Полагаем, что эта работа может служить образцом подлинно научного, классического произведения, одного из тех, которыми так богата была русская юриспруденция конца XIX - начала XX вв., и, несомненно, займет достойное место среди других томов выпускаемой издательством "Статут" и кафедрой гражданского права МГУ им. М.В. Ломоносова серии "Классика российской цивилистики".

Необходимо также отметить, что с минувшим 2003 г. были связаны две памятные даты, имеющие непосредственное отношение к судьбе автора переиздаваемого произведения: это, во-первых, 125-летний юбилей Томского университета, в стенах которого прошли годы наиболее плодотворной научной, педагогической и общественной деятельности И.А. Базанова, и во-вторых, 60-летняя годовщина со дня его смерти. Мы верим, однако, что переиздание работ Ивана Александровича послужит началом "второй жизни" имени выдающегося томского профессора в сердцах, умах и произведениях российских цивилистов.

В заключение хотелось бы произнести слова искренней благодарности за предоставленные материалы и оказанную при подготовке настоящего очерка помощь заместителю директора Научной библиотеки Томского государственного университета (НБ ТГУ) Галине Степановне Ерохиной, заведующей отделом литературных памятников НБ ТГУ Галине Иосифовне Колосовой, директору музея истории ТГУ Ирине Борисовне Делич, старшему научному сотруднику Томского областного художественного музея Инне Петровне Тюриной, а также моим друзьям и коллегам из Софийского университета Св. Климента Охридского Константину Таневу и Теодору Пиперкову. Не могу не выразить особого чувства благодарности и признательности внучке Ивана Александровича Базанова Ольге Всеволодовне Морель и ее мужу, французскому послу при Св. Престоле Пьеру Морель за незабываемые минуты общения, душевную теплоту и всестороннюю поддержку в предпринятом начинании.

Д.О. Тузов

[Тезисы и протокол обсуждения доклада И.А. Базанова "Гражданско-правовая сторона мер, необходимых для улучшения естественных условий Европейской России"]: Московское Юридическое общество в 1893-94 г. Заседание 8 ноября 1893 г. // Там же. Т. 3. СПб., 1894. Хроника, с. 111-114.

[Протокол обсуждения доклада И.А. Базанова "Водное право, его основные начала в иностран-ных и русском законодательствах"]: Московское Юридическое общество в 1893-94 г. Заседание 22 ноября 1893 г. // Там же. Хроника, с. 114-124.

[Научный перевод]: Регельсбергер Ф. Общее учение о праве / Перевод И.А. Базанова под ред. проф. Ю.С. Гамбарова. М.: Типография Высочайше утвержденного Т-ва И.Д. Сытина, 1897. 296 с.

С.Ш. Ф. Регельсбергер. Общее учение о праве. Перевод И.А. Базанова под редакцией проф. Ю.С. Гамбарова. М., 1897 // Журнал Юридического Общества при Императорском С.-Петербургском Университете. 1897. Кн. VIII. Октябрь. СПб.: Типография Правительствующего Сената, 1897. Критика и библиография. С. 3.

Происхождение современной ипотеки. Новейшие течения в вотчинном праве в связи с современным строем народного хозяйства. М., 1900; Известия Императорского Томского университета. Кн. XVII. Томск, 1900. 452 с.; М.: Статут, 2004.

Диспут И.А. Базанова в Московском университете // Право. 1900. N 21. Воскресенье, 21 мая. Стб. 1078-1081.

Основные черты гражданско-правового строя крестьян по положениям 19 февраля и позднейшим узаконениям: Речь, читанная на торжественном акте университета 22 октября 1902 г. // Известия Императорского Томского университета. Кн. XXII. Томск, 1902. 34 с.

Проект устава молочных товариществ // Труды Западно-Сибирского сельскохозяйственного общества. Томск, 1902.

Вопросы для обследования современного состояния местного суда в Сибири ввиду предстоящей его реформы // Право. 1909. N 25. Воскресенье, 21 июня. Стб. 1512-1514.

Вотчинный режим в России. Его происхождение, современное состояние и проект реформы // Известия Императорского Томского университета. Кн. XXXIX. Томск, 1910. III. 304 с.

Судьбы крестьянского вопроса после реформы 19 февраля 1861 г. Томск: Типография Приюта и Дома Трудолюбия, 1911. 13 с. // Известия Императорского Томского университета. Кн. XLVIII. Томск, 1910 (вплетено).

Ипотечный режим в Болгарии // Годишник на Софийския университет. XV-XVI (1918-1919-1920). Т. ___. Юридически факултет. 1921. С. 1-13; Цивилистические исследования. Вып. I / Под ред. Б. Л. Хаскельберга, Д.О. Тузова. М.: Статут, 2004.

Суд при Временном Правительстве в России // Юбилеен сборник издаден по инициативата на Юридическия факултет при Со-фийския университет в чест на С.С. Бобчев по случай петдесетго-дишната му научна, публицистична и обществена дейност. София, 1921. С. 199-206; Цивилистические исследования. Вып. I / Под ред. Б.Л. Хаскельберга, Д.О. Тузова. М.: Статут, 2004.

Законът за облекчение на жилищната нужда // Юридически преглед. 1922. N 1. С. 11-15.

Селският съд в Русия и България // Юридически преглед. 1922. N 3. С. 108-112.

Селският съд // Юридически преглед. 1922. N 4. С. 158-162.

Закон за обществените осигуровки // Юридически преглед. 1922. N 6-7. С. 256-259;

Важна липса в българските съдебни закони // Юридически преглед. 1922. N 9. С. 397-400.

Влияние продажди недвижимости на наем последней // Юридическа мисъл. 1924. N 3. С. 49-62.

По въпроса за асистентите в Университета // Юридически преглед. 1927. N 10. С. 417-420.

Унификация на частното право // Юридически преглед. 1929. N 6. С. 238-243.

Историческият метод в универсалните изследвания // Юридически архив. 1930. N 4. С. 435-438.

Резолютивното условие // Юридически преглед. 1931. N 2. С. 68-73.

Гражданското право през време на кризи в народния живот // Юридически преглед. 1933. N 1. С. 12-19.

Курс по римско право. Т. 1-2. София: Унив. печ., 1940 (Т. 1. Кратък преглед на римското гражданско право. Учение за лицата и правните актове. Вещно право. Облигационно право. XVI, 564 с.; Т. 2. Семейно право. Наследствено право. Римски граждански процес. X, 296 с.).

Базанов Иван Александрович // Новый энциклопедический словарь / Под общ. ред. почетного академика К.К. Арсеньева. Издатели Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. СПб., б.г. (но не ранее 1911). Т. IV. Стб. 667.

Алманах на Юридическия факултет при Софийския университет "Св. Климент Охридски". 1892-1992. София: Университетско издателство "Св. Климент Охридски", 1992. С. 30-31.

Доктор права. [Беседа об И.А. Базанове с доктором исторических наук, профессором Томского университета С.Ф. Фоминых] // Красное знамя (г. Томск). 1995. N 52. 2 марта. С. 3.

Мартынов Б. Проф. И.А. Базанов. Вотчинный режим в России. Его происхождение, современное состояние и проект реформы. Томск 1910 г. // Право. 1910. N 50. Воскресенье, 12 декабря. Стб. 3092-3094.

Профессора Томского университета: Биографический словарь. Вып. I. 1888-1917. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1996. С. 31-34.

Ректоры Томского университета: Биографический словарь (1888-2003). Томск: Изд-во Томского ун-та, 2003. С. 69-73.

Базановы в истории Томска / Фоминых С.Ф., Тюрина И.П. Томск, 2003.

Тузов Д.О. Иван Александрович Базанов, профессор Томского и Софийского университетов // Цивилистические исследования. Вып. I / Под ред. Б.Л. Хаскельберга, Д.О. Тузова. М.: Статут, 2004.

"Сухой излагатель фактического материала…" (Е.С. Рогова)

В настоящем томе серии "Классика российской цивилистики" представлена работа Ивана Александровича Базанова "Происхождение современной ипотеки. Новейшие течения в вотчинном праве в связи с современным строем народного хозяйства".

Это произведение впервые увидело свет более 100 лет назад, и было опубликовано в 1900 г. "по определению Юридического факультета Императорского Томского университета от 28 октября 1899 г." .

По признанию самого автора, "идея настоящего исследования зародилась: при ознакомлении с русским проектом вотчинного устава 1893 г. Проект вотчинного устава целится насадить у нас тот самый вотчинно-ипотечный режим, который с неодинаковым успехом давно завоевал себе почетное место в праве наших западных соседей и который явился там результатом сложной серии разнообразных факторов. Тем более это новшество нуждалось у нас в научном освещении" .

Работа И.А. Базанова была написана и опубликована в период, когда в европейских странах происходили существенные изменения в регулировании поземельного оборота. Впервые после принятия Гражданского кодекса Франции (Кодекса Наполеона) в 1804 г. появилась кодификация подобного уровня: в 1896 г. было принято Германское гражданское уложение (ГГУ), проект которого Бисмарк не без оснований называл "ящиком Пандоры". С 1 января 1900 г. на территории Германии началось действие ГГУ, одновременно с ним вступал в силу важный закон о поземельных книгах, закон об ипотечном банке и новый Торговый кодекс Германии.

Сам ученый так поясняет выбор темы исследования: "Новое движение в вотчинном праве культурных народов открывается на заре современного экономического и социального строя и достигает своего наибольшего развития там, где современный экономический и социальный строй получил наивысшее свое выражение: Ипотека как правовая форма реального кредита стояла в центре всех очерченных изменений вотчинного права за новейшее время. С нее процесс начался, на ней прежде и резче всего он выражался, и к ней относятся все выше сделанные замечания во всей своей полноте" .

Несомненно, что существенную роль в развитии ипотечного кредитования ("ипотеки как правовой формы реального кредита") сыграло становление и развитие капиталистических отношений. "Со-вокупность... производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка... С изменениями экономической основы... происходит переворот во всей громадной надстройке" . Именно с их развитием меняются даже сами подходы к обороту недвижимости и обеспеченных залогом недвижимости требований. По отношению к ипотеке эти изменения состояли не только в "унификации" довольно-таки самобытных норм различных национальных законодательств, но и в том, что капиталистические отношения потребовали от ипотеки большей гибкости и, выражаясь современным экономическим языком, большей ликвидности. Об этом еще в 1890 г. (т.е. в период раннего развития капиталистических отношений в России) писал Л.В. Гантовер: "Развитие отечественной промышленности и торговли, постройка железных дорог, устройство банков, наконец, государственные займы, - все эти обстоятельства потребовали значительную часть того... запаса капиталов, коими обладает наша страна. В обстоятельствах этих, следовательно, поземельный кредит нашел себе конкуренцию тем более опасную, чем более преимуществ заключала в себе покупка государственных фондов, всякого рода акций и облигаций... Преимущества эти станут особенно очевидны, если сравнить, например, возможность легкой и быстрой продажи означенных бумаг... не сопряженной с какими-либо издержками и формальностями, а следовательно, возможность обратного во всякое вре-мя получения своего капитала и нового помещения его, с тою неподвижностью, которая... составляет отличительную особенность по-земельного кредита"