Скачать презентацию скульптуры древней греции. Выдающиеся скульпторы древней греции




ГРЕЧЕСКАЯ СКУЛЬПТУРА КЛАССИКИ Конец VIV в. до н. э. период бурной духовной жизни Греции, формирования идеалистических идей Сократа и Платона в философии, развивавшихся в борьбе с материалистической философией Демократа, время сложения и новых форм греческого изобразительного искусства. В скульптуре на смену мужественности и суровости образов строгой классики приходит интерес к душевному миру человека, и в пластике находит отражение более сложная и менее прямолинейная его характеристика.




Поликлет Поликлет. Дорифор (копьеносец) лет до н.э. Римская копия. Национальный музей. Неаполь Работы Поликлета стали настоящим гимном величию и духовной мощи Человека. Излюбленный образ – стройный юноша атлетического телосложения. В нём нет ничего лишнего, «ничего сверх меры», Духовный и физический облик гармоничен.


У Дорифора сложная поза, отличная от статичной позы античных куросов. Поликлет первый додумался придавать фигурам такую постановку, чтобы они опирались на нижнюю часть лишь одной ноги. Кроме того, фигура кажется подвижной и оживленной, благодаря тому, что горизонтальные оси не параллельны (т.н. хиазм).хиазм «Дорифо́р» (греч. δορυφόρος «Копьеносец») одна из самых знаменитых статуй античности, воплощает т.н. Канон Поликлета.греч.


Канон Поликлета Дорифор это не изображение конкретного спортсмена- победителя, а иллюстрация канонов мужской фигуры. Поликлет задался целью точно определить пропорции человеческой фигуры, согласно своим представлениям об идеальной красоте. Эти пропорции находятся друг с другом в цифровом соотношении. "Уверяли даже, что Поликлет исполнил ее нарочно, для того, чтобы другие художники пользовались ею как моделью", писал современник. Само сочинение «Канон» оказало большое влияние на европейскую культуру, несмотря на то, что от теоретического сочинения сохранилось всего два фрагмента.Канон


Канон Поликлета Если пересчитать пропорции этого Идеального Мужчины для роста 178 см, параметры статуи, будут таковы: 1.объем шеи - 44 см, 2.груди - 119, 3.бицепса - 38, 4.талии - 93, 5.предплечья - 33, 6.запястья - 19, 7.ягодиц - 108, 8.бедра - 60, 9.колена - 40, 10.голени - 42, 11.лодыжки - 25, 12.ступни - 30 см.




Мирон Мирон греческий скульптор середины V в. до н. э. Скульптор эпохи, предшествовавшей непосредственно высшему расцвету греческого искусства (к. VI нач. V в.) Воплотил идеалы силы и красоты Человека. Был первым мастером сложных бронзовых отливок. Мирон. Дискобол.450 лет до н.э. Римская копия. Национальный музей, Рим


Мирон. «Дискобол» Древние характеризуют Мирона как величайшего реалиста и знатока анатомии, не умевшего, однако, придавать лицам жизнь и выражение. Он изображал богов, героев и животных, причём с особенной любовью воспроизводил трудные, скоропреходящие позы. Наиболее знаменитое его произведение «Дискобол», атлет, намеревающийся пустить диск, статуя, дошедшая до нашего времени в нескольких копиях, из которых лучшая сделана из мрамора и находится во дворце Массами в Риме.






Скульптурные творения Скопаса Скопас (420 – ок. 355 г.г. до н.э.), уроженец острова Парос, богатого мрамором. В отличие от Праксителя Скопас продолжил традиции высокой классики, создавая образы монументально-героические. Но от образов V в. их отличает драматическое напряжение всех духовных сил. Страсть, пафос, сильное движение – главные черты искусства Скопаса. Также известен как зодчий, участвовал в создании рельефного фриза для Галикарнасского мавзолея.


В состоянии экстаза, в бурном порыве страсти изображена Скопасом Менада. Спутница бога Диониса показана в стремительном танце, ее голова запрокинута, волосы упали на плечи, тело изогнуто, представлено в сложном ракурсе, складки короткого хитона подчеркивают бурное движение. В отличие от скульптуры V в. Менада Скопаса рассчитана уже на обозрение со всех сторон. Скопас. Менада Скульптурные творения Скопаса






Статуя Афродиты Книдской – первое в греческом искусстве изображение обнаженной женской фигуры. Статуя стояла на берегу полуострова Книд, и современники писали о настоящих паломничествах сюда, чтобы полюбоваться красотой богини, готовящейся войти в воду и сбросившей одежды на стоящую рядом вазу. Оригинал статуи не сохранился. Скульптурные творения Праксителя Пракситель. Афродита Книдская


Скульптурные творения Праксителя В единственной дошедшей до нас в подлиннике скульптора Праксителя мраморной статуе Гермеса (покровителя торговли и путешественников, а также вестника, «курьера» богов) мастер изобразил прекрасного юношу, в состоянии покоя и безмятежности. Задумчиво он глядит на младенца Диониса, которого держит на руках. На смену мужественной красоте атлета приходит красота несколько женственная, изящная, но и более одухотворенная. На статуе Гермеса сохранились следы древней раскраски: красно- коричневые волосы, серебряного цвета повязка. Пракситель. Гермес. Около 330 г. до н. э.




Лисипп Великий скульптор IV в. до н.э. (гг. до н. э.). Работал в бронзе, т.к. стремился запечатлеть образы в мимолётном порыве. Оставил после себя 1500 бронзовых статуй, среди которых колоссальные фигуры богов, героев, атлетов. Им присущи пафос, вдохновенье, эмоциональность В подлиннике до нас не дошли. Придворный скульптор А.Македонского Мраморная копия головы А.Македонского




Лисипп стремился максимально приблизить свои образы к действительности. Так, атлетов он показывал не в момент наивысшего напряжения сил, а, как правило, в момент их спада, после состязания. Именно так представлен его Апоксиомен, счищающий с себя песок после спортивного боя. У него усталое лицо, слипшиеся от пота волосы. Лисипп. Апоксиомен. Римская копия, 330 г. до н.э.


Пленительный Гермес, всегда быстрый и живой, тоже представлен Лисиппом как бы в состоянии крайнего утомления, ненадолго присевшим на камень и готовым в следующую секунду бежать дальше в своих крылатых сандалиях. Скульптурные творения Лисиппа Лисипп. «Отдыхающий Гермес»




Леохар Леохар. Аполлон Бельведерский. 4 в до н.э. Римская копия. Музеи Ватикана Его творчество являет собой прекрасную попытку запечатлеть классический идеал красоты человека. В его произведениях не только совершенство образов, а мастерство и техника исполнения. Аполлон считается одним из лучших произведений Античности.




Греческая скульптура Итак, в греческой скульптуре выразительность образа заключалась во всем теле человека, его движениях, а не в одном только лице. Несмотря на то, что многие греческие статуи не сохранили свою верхнюю часть (как, например, «Ника Самофракийская» или «Ника, развязывающая сандалии» дошли до нас без головы, но мы забываем об этом, глядя на целостное пластическое решение образа. Поскольку душа и тело мыслились греками в нераздельном единстве, то и тела греческих статуй необыкновенно одухотворены.


Ника Самофракийская 2 век до н.э. Лувр, Париж Мрамор Статуя поставлена по случаю победы македонского флота над египетским в 306 году до н. э. Богиня была изображена как бы на носу корабля, возвещающей победу звуком трубы. Пафос победы выражен в стремительном движении богини, в широком взмахе ее крыльев.


Венера Милосская 8 апреля 1820 года греческий крестьянин с острова Мелос по имени Иоргос, копая землю, почувствовал, что его лопата, глухо звякнув, натолкнулась на что-то твердое. Иоргос копнул рядом тот же результат. Он отступил на шаг, но и здесь заступ не желал входить в землю. Сначала Иоргос увидел каменную нишу. Она была примерно в четыре-пять метров шириной. В каменном склепе он, к своему удивлению, нашел статую из мрамора. Это и была Венера. Агесандр. Венера Милосская. Лувр. 120 г до н.э. Лаокоон и его сыновья Лаокоон, ты никого не спас! Ни городу, ни миру - не спаситель. Бессилен разум. Гордой Трое пасть предрешено; круг роковых событий замкнулся в удушающем венце колец змеиных. Ужас на лице, мольба и стоны твоего ребёнка; другого сына обеззвучил яд. Твой обморок. Твой хрип: "Пусть буду я..." (...Как блеяние жертвенных ягнят Сквозь морок и пронзительно, и тонко!..) И снова – явь. И яд. Они сильней! В змеиной пасти мощно злоба пышет... Лаокоон, и кто ж тебя услышал?! Вот мальчики твои... Они... не дышат. Но в каждой Трое ждут своих коней.

Скульптуры древней Греции Искусство Древней Греции стало той опорой и основой, на которой выросла вся европейская цивилизация. Скульптура Древней Греции - тема особая. Без античной скульптуры не было бы блестящих шедевров Возрождения, да и дальнейшее развитие этого искусства трудно себе представить. В истории развития греческой античной скульптуры можно выделить три больших этапа: архаический, классический и эллинистический. В каждом есть нечто важное и особенное. Рассмотрим каждый из них.

  • Искусство Древней Греции стало той опорой и основой, на которой выросла вся европейская цивилизация. Скульптура Древней Греции - тема особая. Без античной скульптуры не было бы блестящих шедевров Возрождения, да и дальнейшее развитие этого искусства трудно себе представить. В истории развития греческой античной скульптуры можно выделить три больших этапа: архаический, классический и эллинистический. В каждом есть нечто важное и особенное. Рассмотрим каждый из них.
Архаика

К этому периоду относятся скульптуры, созданные в период с 7 века до нашей эры до начала 5 века до нашей эры. Эпоха подарила нам фигуры обнаженных воинов-юношей (куросы), а также множество женских фигур в одежде (коры). Для архаических скульптур характерна некоторая схематичность, непропорциональность. С другой стороны, каждая работа скульптора притягательна своей простотой и сдержанной эмоциональностью. Для фигур этой эпохи характерна полуулыбка, придающая работам некоторую загадочность и глубину.

"Богиня с гранатом", которая хранится в Берлинском государственном музее, одна из наиболее сохранившихся архаических скульптур. При внешней грубоватости и "неправильных" пропорциях, внимание зрителя привлекают руки скульптуры, выполненные автором блестяще. Выразительный жест скульптуры делает ее динамичной и особенно выразительной.

Классика Скульптуры именно этой эпохи большинство ассоциирует с античным пластическим искусством. В эпоху классики были созданы такие известные скульптуры, как Афина Парфенос, Зевс Олимпийский, Дискобол, Дорифор и многие другие. История сохранила для потомков имена выдающихся скульпторов эпохи: Поликлет, Фидий, Мирон, Скопас, Пракситель и многие другие. Шедевры классической Греции отличаются гармонией, идеальными пропорциями (что говорит об отличных знаниях анатомии человека), а также внутренним содержанием и динамикой. Эллинизм

  • Поздняя греческая античность характеризуется сильным восточным влиянием на все искусство в целом и на скульптуру в частности. Появляются сложные ракурсы, изысканные драпировки, многочисленные детали.
  • В спокойствие и величественность классики проникает восточная эмоциональность и темперамент.
Самая известная скульптурная композиция эпохи эллинизма - Лаокоон и его сыновья Агесандра Родосского (шедевр хранится в одном из музеев Ватикана). Композиция полна драматизма, сам сюжет предполагает сильные эмоции. Отчаянно сопротивляясь змеям, посланным Афиной, сам герой и его сыновья словно понимают, что участь их ужасна. Скульптура выполнена с необыкновенной точностью. Фигуры пластичны и реальны. Лица героев производят сильное впечатление на зрителя.
  • Самая известная скульптурная композиция эпохи эллинизма - Лаокоон и его сыновья Агесандра Родосского (шедевр хранится в одном из музеев Ватикана). Композиция полна драматизма, сам сюжет предполагает сильные эмоции. Отчаянно сопротивляясь змеям, посланным Афиной, сам герой и его сыновья словно понимают, что участь их ужасна. Скульптура выполнена с необыкновенной точностью. Фигуры пластичны и реальны. Лица героев производят сильное впечатление на зрителя.
Фидий - знаменитый скульптор Древней Греции V века до н.э. Он работал в Афинах, Дельфах и Олимпии. Фидий принимал активное участие в реконструкции Акрополя в Афинах. Он был одним из руководителей строительства и украшения Парфенона. Он создал для Парфенона статую Афины высотой 12 метров. Основ статуи деревянная фигура. На лицо и обнаженные части тела накладывались пластинки из слоновой кости. Одежда и вооружение были покрыты почти двумя тоннами золота. Это золото служило неприкосновенным запасом на случай непредвиденных финансовых кризисов.
  • Фидий - знаменитый скульптор Древней Греции V века до н.э. Он работал в Афинах, Дельфах и Олимпии. Фидий принимал активное участие в реконструкции Акрополя в Афинах. Он был одним из руководителей строительства и украшения Парфенона. Он создал для Парфенона статую Афины высотой 12 метров. Основ статуи деревянная фигура. На лицо и обнаженные части тела накладывались пластинки из слоновой кости. Одежда и вооружение были покрыты почти двумя тоннами золота. Это золото служило неприкосновенным запасом на случай непредвиденных финансовых кризисов.
Скульптура Афины Вершиной творчества Фидия стала его знаменитая статуя Зевса в Олимпии, высотой 14 метров. Она изображала громовержца, сидящим на богато украшенном троне, его верхняя часть торса обнажена, а нижняя закутана в плащ. В одной руке Зевс держит статую Ники, в другой символ власти - жезл. Статуя была выполнена из дерева, фигуру покрывали пластины слоновой кости, а одежду тонкие золотые листы. Теперь вы знаете какие были скульпторы в Древней Греции.
  • Вершиной творчества Фидия стала его знаменитая статуя Зевса в Олимпии, высотой 14 метров. Она изображала громовержца, сидящим на богато украшенном троне, его верхняя часть торса обнажена, а нижняя закутана в плащ. В одной руке Зевс держит статую Ники, в другой символ власти - жезл. Статуя была выполнена из дерева, фигуру покрывали пластины слоновой кости, а одежду тонкие золотые листы. Теперь вы знаете какие были скульпторы в Древней Греции.

«Скульптура Древней Греции» – презентация, которая познакомит с величайшими памятниками древнегреческого искусства, с творениями выдающихся скульпторов античности, чьё наследие не потеряло своего значения для мировой художественной культуры и продолжает восхищать любителей искусства и служить образцом для творчества живописцев и скульпторов.



Скульптура Древней Греции

«Склонитесь перед Фидием и Микеланджело, восхищаясь божественной ясностью первого и суровой тревогой второго. Восхищение – вот благородное вино для возвышенных умов. … В прекрасной скульптуре всегда угадывается мощный внутренний импульс. Это и есть секрет античного искусства». Огюст Роден

Презентация состоит из 35 слайдов. В ней представлены иллюстрации, знакомящие с искусством архаики, классики и эллинизма, с наиболее выдающимися творениями великих скульпторов: Мирона, Поликлета, Праксителя, Фидия и других. Почему же так важно познакомить учащихся с древнегреческой скульптурой?

Сверхзадача уроков мировой художественной культуры, по моему мнению, не столько в том, чтобы познакомить ребят с историей искусства, с выдающимися памятниками мировой художественной культуры, сколько в том, чтобы пробудить в них чувство прекрасного, которое, собственно, и отличает человека от животного.

Именно искусство Древней Греции и, прежде всего, скульптура, служит для европейского взгляда образцом прекрасного. Великий немецкий просветитель 18 века Готхольд Эвраим Лессинг написал, что греческий художник не изображал ничего, кроме красоты. Шедевры греческого искусства поражали воображение и восхищали всегда, во все эпохи, включая наш атомный век.

В своей презентации я постаралась показать, как воплощалось представление о красоте, совершенстве человека художников от архаики до эллинизма.

С искусством Древней Греции вас также познакомят презентации:

Слайд 1

Выдающиеся скульпторы Древней Эллады
Презентация урока МХК подготовлена учителем Петровой М.Г. МБОУ «Гимназия» г.Арзамас

Слайд 2

Цель урока
сформировать представление о развитии скульптуры Древней Греции путем сопоставления шедевров разных этапов ее развития; познакомить учащихся с величайшими скульпторами Древней Греции; развивать навыки анализа произведений скульптуры, логическое мышление на основе сравнительного анализа произведений искусства; воспитывать культуру восприятия произведений искусства.

Слайд 3

Актуализация знаний учащихся
-Назовите основной тезис древнегреческого искусства? -Что означает слово «Акрополь»? -Где находится самый знаменитый греческий Акрополь? -В каком веке он перестроен? -Назовите имя правителя Афин этого времени. -Кто руководил строительными работами? -Перечислите названия храмов, которые находятся на Акрополе. -Как называется главный вход, кто его архитектор? -Кому из богов посвящен Парфенон? Назовите имена архитекторов. -Какой известный портик со скульптурным изображением женщин несущих перекрытие, украшает Эрехтейон? -Какие статуи, украшавшие некогда Акрополь, вам известны?

Слайд 4

Древнегреческая скульптура
Много есть славных сил в природе, Но славнее человека нет ничего. Софокл
Постановка проблемного вопроса. - Как складывалась судьба древнегреческой скульптуры? - Как решалась проблема красоты и проблема человека в греческой скульптуре? - От чего и к чему пришли греки?

Слайд 5

Оформить таблицу
Имена скульпторов Названия памятников Особенности творческой манеры
Архаика (VII-VIвв. до н.э.) Архаика (VII-VIвв. до н.э.) Архаика (VII-VIвв. до н.э.)
Куросы Коры
Классический период (V-IVвв. до н.э.) Классический период (V-IVвв. до н.э.) Классический период (V-IVвв. до н.э.)
Мирон
Поликлет
Поздняя классика (400-323 гг. до н.э. - рубеж IVв. до н.э.) Поздняя классика (400-323 гг. до н.э. - рубеж IVв. до н.э.) Поздняя классика (400-323 гг. до н.э. - рубеж IVв. до н.э.)
Скопас
Пракситель
Лисипп
Эллинизм (III-Iвв. до н.э.) Эллинизм (III-Iвв. до н.э.) Эллинизм (III-Iвв. до н.э.)
Агесандр

Слайд 6

Архаика
Курос. 6 век до н.э.
Кора. 6 век до н.э.
Неподвижность поз, скованность движений, «архаическая улыбка» на лицах, связь с египетской скульптурой.

Слайд 7

Классический период
Мирон. Дискобол. 5 век до н.э.
Мирон явился новатором в разрешении проблемы движения в скульптуре. Он изобразил не самое движение «Дискобола», а краткий перерыв, мгновенную остановку между двумя мощными движениями: замахом назад и выбросом всего тела и диска вперед. Лицо метателя диска спокойно и статично. Отсутствует индивидуализация образа. Статуя воплотила идеальный образ человека-гражданина.

Слайд 8

Сравните
Хиазм – скульптурный приём передачи скрытого движения в состоянии покоя. Поликлет в «Каноне» определил идеальные пропорции человека: голова – 17 роста, лицо и кисть руки – 110, ступня – 16.
Мирон. Дискобол
Поликлет. Дорифор

Слайд 9

Поздняя классика
Скопас. Менада. 335 г. до н. э. Римская копия.
Интерес к внутреннему состоянию человека. Выражение сильных, страстных чувств. Драматизм. Экспрессия. Изображение энергичного движения.

Слайд 10

Пракситель
статуя Афродиты Книдской. Это было первое в греческом искусстве изображение женской фигуры

Слайд 11

Лисипп разработал новый пластический канон, в котором появляется индивидуализация и психологизация образов.
Лисипп. Александр Македонский
Апоксиомен

Слайд 12

Сравните
«Апоксиомен»-динамичная поза, удлиненные пропорции; новый канон-голова=1/8 всего роста
Поликлет. Дорифор
Лисипп. Апоксиомен

Слайд 13

Пластический этюд

Слайд 14

Как решалась проблема красоты и проблема человека в греческой скульптуре. От чего и к чему пришли греки?
Вывод. Скульптура прошла путь от примитивных форм к идеальным пропорциям. От обобщения к индивидуализму. Человек - главное творение природы Виды скульптуры разнообразны: рельеф (плоская скульптура); мелкая пластика; круглая скульптура.

Слайд 15

Домашнее задание
1. Доделать таблицу по теме урока. 2. Составить вопросы для проверочной работы. 3. Написать эссе «В чем величие античной скульптуры?»

Слайд 16

Библиография.
1. Ю.Е. Галушкина “Мировая Художественная Культура”. – Волгоград: Учитель, 2007. 2. Т.Г. Грушевская “Словарь по МХК” – Москва: “Академия”, 2001. 3. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до 17 века. Учебник 10 класс. – М.: Дрофа, 2008 4. Е.П. Львова, Н.Н. Фомина “Мировая художественная культура. От зарождения до XVII века” Очерки истории. – М.: Питер, 2007. 5. Л. Любимов “Искусство Древнего Мира” - М.: Просвещение, 1980. 6. Мировая художественная культура в современной школе. Рекомендации. Размышления. Наблюдения. Научно-методический сборник. – СПб: Невский Диалект, 2006. 7. А.И. Немировский. “Книга для чтения по истории Древнего мира”

Скульптура архаики:Коры – девушки в
хитонах.
Воплощали идеал
женской красоты;
Похожи одна на
другую: вьющиеся
волосы, загадочная
улыбка, воплощение
изысканности.
Кора. VI век до н.э.

ГРЕЧЕСКАЯ СКУЛЬПТУРА КЛАССИКИ

ГРЕЧЕСКАЯ СКУЛЬПТУРА
КЛАССИКИ
Конец V-IV в. до н. э. - период бурной духовной жизни Греции,
формирования идеалистических идей Сократа и Платона в
философии, развивавшихся в борьбе с материалистической
философией Демокрита, время сложения и новых форм
греческого изобразительного искусства. В скульптуре на смену
мужественности и суровости образов строгой классики приходит
интерес к душевному миру человека, и в пластике находит
отражение более сложная и менее прямолинейная его
характеристика.

Греческие скульпторы периода классики:

Поликлет
Мирон
Скопас
Пракситель
Лисипп
Леохар

Поликлет

Работы Поликлета стали
настоящим гимном величию
и духовной мощи Человека.
Излюбленный образ –
стройный юноша
атлетического
телосложения. В нём нет
ничего лишнего,
«ничего сверх меры»,
Духовный и физический
облик гармоничен.
Поликлет.
Дорифор (копьеносец).
450-440 лет до н.э. Римская копия.
Национальный музей. Неаполь

У Дорифора сложная поза,
отличная от статичной позы
античных куросов. Поликлет
первый додумался придавать
фигурам такую постановку,
чтобы они опирались на
нижнюю часть лишь одной
ноги. Кроме того, фигура
кажется подвижной и
оживленной, благодаря тому,
что горизонтальные оси не
параллельны (т.н. хиазм).
«Дорифо́р» (греч. δορυφόρος - «Копьеносец») - одна
из самых знаменитых статуй античности, воплощает
т.н. Канон Поликлета.

Канон Поликлета

Дорифор - это не изображение конкретного спортсмена-
победителя, а иллюстрация канонов мужской фигуры.
Поликлет задался целью точно определить пропорции
человеческой фигуры, согласно своим представлениям об
идеальной красоте. Эти пропорции находятся друг с другом в
цифровом соотношении.
"Уверяли даже, что Поликлет исполнил ее нарочно, для того,
чтобы другие художники пользовались ею как моделью", писал
современник.
Само сочинение «Канон» оказало большое влияние на
европейскую культуру, несмотря на то, что от теоретического
сочинения сохранилось всего два фрагмента.

Канон Поликлета

Если пересчитать пропорции этого
Идеального Мужчины для роста 178
см, параметры статуи, будут таковы:
1.объем шеи - 44 см,
2.груди - 119,
3.бицепса - 38,
4.талии - 93,
5.предплечья - 33,
6.запястья - 19,
7.ягодиц - 108,
8.бедра - 60,
9.колена - 40,
10.голени - 42,
11.лодыжки - 25,
12.ступни - 30 см.

Поликлет

«Раненая Амазонка»

Мирон

Мирон - греческий
скульптор середины V в.
до н. э. Скульптор эпохи,
предшествовавшей
непосредственно
высшему расцвету
греческого искусства
(к. VI - нач. V в.)
Воплотил идеалы силы и
красоты Человека.
Был первым мастером
сложных бронзовых
отливок.
Мирон. Дискобол.450 лет до н.э.
Римская копия. Национальный музей, Рим

Мирон. «Дискобол»
Древние характеризуют Мирона как
величайшего реалиста и знатока анатомии,
не умевшего, однако, придавать лицам
жизнь и выражение. Он изображал богов,
героев и животных, причём с особенной
любовью воспроизводил трудные,
скоропреходящие позы.
Наиболее знаменитое его произведение
«Дискобол», атлет, намеревающийся
пустить диск, - статуя, дошедшая до
нашего времени в нескольких копиях, из
которых лучшая сделана из мрамора и
находится во дворце Массами в Риме.

«Дискобол» Мирона в Ботаническом саду Копенгагена

Дискобол. Мирон

Скульптурные творения Скопаса

Скопас (420 – ок. 355 г.г. до н.э.), уроженец острова Парос,
богатого мрамором. В отличие от Праксителя Скопас
продолжил традиции высокой классики, создавая образы
монументально-героические. Но от образов V в. их
отличает драматическое напряжение всех духовных сил.
Страсть, пафос, сильное движение – главные черты
искусства Скопаса.
Также известен как зодчий, участвовал в создании
рельефного фриза для Галикарнасского мавзолея.

Скульптурные творения Скопаса
В состоянии экстаза, в
бурном порыве страсти
изображена Скопасом
Менада. Спутница бога
Диониса показана в
стремительном танце, ее
голова запрокинута,
волосы упали на плечи,
тело изогнуто,
представлено в сложном
ракурсе, складки короткого
хитона подчеркивают
бурное движение. В
отличие от скульптуры V в.
Менада Скопаса
рассчитана уже на
обозрение со всех сторон.
Скопас. Менада

Скульптурные
творения
Скопаса
Также известен как
зодчий, участвовал в
создании рельефного
фриза для
Галикарнасского
мавзолея.
Скопас. Битва с амазонками

Пракситель

Родился в Афинах (ок.
390 – 330 г.г. до н.э.)
Вдохновенный певец
женской красоты.

Скульптурные творения
Праксителя
Статуя Афродиты Книдской –
первое в греческом искусстве
изображение обнаженной
женской фигуры. Статуя стояла
на берегу полуострова Книд, и
современники писали о
настоящих паломничествах сюда,
чтобы полюбоваться красотой
богини, готовящейся войти в воду
и сбросившей одежды на
стоящую рядом вазу.
Оригинал статуи не сохранился.
Пракситель. Афродита Книдская

Скульптурные творения Праксителя

В единственной дошедшей до нас в
подлиннике скульптора Праксителя мраморной
статуе Гермеса (покровителя торговли и
путешественников, а также вестника, «курьера»
богов) мастер изобразил прекрасного юношу, в
состоянии покоя и безмятежности. Задумчиво
он глядит на младенца Диониса, которого
держит на руках. На смену мужественной
красоте атлета приходит красота несколько
женственная, изящная, но и более
одухотворенная. На статуе Гермеса
сохранились следы древней раскраски: краснокоричневые волосы, серебряного цвета
повязка.
Пракситель.
Гермес. Около 330 г. до н. э.

Скульптурные творения
Праксителя

Лисипп

Великий скульптор IV в. до н.э.
(370-300 гг. до н. э.).
Работал в бронзе, т.к. стремился
запечатлеть образы в
мимолётном порыве.
Оставил после себя 1500
бронзовых статуй, среди которых
колоссальные фигуры богов,
героев, атлетов. Им присущи
пафос, вдохновенье,
эмоциональность
В подлиннике до нас не дошли.
Придворный скульптор
Мраморная копия головы А.Македонского
А.Македонского

В этой скульптуре с
удивительным мастерством
передан страстный накал
поединка Геракла со львом.
Лисипп.
Геракл, борющийся со львом.
4 век до н.э.
Римская копия
Эрмитаж, Санкт-Петербург

Скульптурные творения Лисиппа

Лисипп стремился максимально
приблизить свои образы к
действительности.
Так, атлетов он показывал не в
момент наивысшего напряжения
сил, а, как правило, в момент их
спада, после состязания. Именно
так представлен его Апоксиомен,
счищающий с себя песок после
спортивного боя. У него усталое
лицо, слипшиеся от пота волосы.
Лисипп. Апоксиомен. Римская копия, 330 г. до н.э.

Скульптурные творения Лисиппа

Пленительный Гермес,
всегда быстрый и
живой, тоже
представлен Лисиппом
как бы в состоянии
крайнего утомления,
ненадолго присевшим
на камень и готовым в
следующую секунду
бежать дальше в своих
крылатых сандалиях.
Лисипп. «Отдыхающий Гермес»

Скульптурные творения Лисиппа

Лисипп создал свой канон
пропорций человеческого тела,
по которому его фигуры выше и
стройнее, чем у Поликлета
(размер головы составляет 1/9
фигуры).
Лисипп. «Геракл Фарнезский»

Леохар

Его творчество являет собой
прекрасную попытку
запечатлеть классический
идеал красоты человека.
В его произведениях не
только совершенство образов,
а мастерство и техника
исполнения.
Аполлон считается одним из
лучших произведений
Античности.
Леохар. Аполлон Бельведерский.
4 в до н.э. Римская копия. Музеи Ватикана

Скульптурные
шедевры эпохи
эллинизма

Греческая скульптура

Итак, в греческой скульптуре выразительность образа
заключалась во всем теле человека, его движениях, а не
в одном только лице. Несмотря на то, что многие
греческие статуи не сохранили свою верхнюю часть
(как, например, «Ника Самофракийская» или
«Ника, развязывающая сандалии»
дошли до нас без головы, но мы забываем об этом,
глядя на целостное пластическое решение образа.
Поскольку душа и тело мыслились греками в
нераздельном единстве, то и тела греческих статуй
необыкновенно одухотворены.

Ника Самофракийская

Статуя поставлена по случаю
победы македонского флота над
египетским в 306 году до н. э.
Богиня была изображена как бы
на носу корабля, возвещающей
победу звуком трубы.
Пафос победы выражен в
стремительном движении богини,
в широком взмахе ее крыльев.
Ника Самофракийская
2 век до н.э.
Лувр, Париж
Мрамор

Ника Самофракийская

Ника, развязывающая сандалию

Богиня изображена
развязывающей
сандалию перед тем,
как войти в храм
Мрамор. Афины

Венера Милосская

8 апреля 1820 года греческий крестьянин
с острова Мелос по имени Иоргос, копая
землю, почувствовал, что его лопата,
глухо звякнув, натолкнулась на что-то
твердое.
Иоргос копнул рядом - тот же результат.
Он отступил на шаг, но и здесь заступ не
желал входить в землю.
Сначала Иоргос увидел каменную нишу.
Она была примерно в четыре-пять метров
шириной. В каменном склепе он, к своему
удивлению, нашел статую из мрамора.
Это и была Венера.
Агесандр. Венера Милосская.
Лувр. 120 г до н.э.

Лаокоон с
сыновьями
Агесандр,
Афинодор,
Полидор

Лаокоон и его сыновья

Лаокоон, ты никого не спас!
Ни городу, ни миру - не спаситель.
Бессилен разум. Гордой Трое пасть
предрешено; круг роковых событий
замкнулся в удушающем венце
колец змеиных. Ужас на лице,
мольба и стоны твоего ребёнка;
другого сына обеззвучил яд.
Твой обморок. Твой хрип: "Пусть буду я..."
(...Как блеяние жертвенных ягнят
Сквозь морок и пронзительно, и тонко!..)
И снова – явь. И яд. Они сильней!
В змеиной пасти мощно злоба пышет...
Лаокоон, и кто ж тебя услышал?!
Вот мальчики твои... Они... не дышат.
Но в каждой Трое ждут своих коней.