Урок литературы гоголь шинель с презентацией. Презентация на тему Н

Слайд 1

Николай Васильевич Гоголь

Повесть «Шинель» Урок – презентация учителя русского языка и литературы ГОУ школа №102 Санкт – Петербурга Поречиной Е.Н.

Слайд 2

Повесть «Шинель»

Слайд 3

Несмотря на то что «Шинель» вышла почти одновременно с центральным произведением Гоголя «Мертвые души» (1842), она не осталась в тени. Повесть произвела сильнейшее впечатление на современников. Белинский, по-видимому прочитавший «Шинель» еще в рукописи, сказал, что это «одно из глубочайших созданий Гоголя». Известна крылатая фраза: «Все мы вышли из гоголевской "Шинели"». Эту фразу записал французский литератор Мелькиор де Вогюэ со слов одного русского писателя. К сожалению, Вогюэ не сообщил, кто был его собеседником. Скорее всего, Достоевский, но высказывалось предположение, что это мог сказать и Тургенев. Так или иначе, фраза афористически точно характеризует влияние Гоголя на русскую литературу, осваивавшую тему «маленького человека», углублявшую свой гуманистический пафос.

Слайд 4

Тема. Проблематика. Конфликт

В «Шинели» поднимается тема «маленького человека» - одна из постоянных в русской литературе. Первым затрагивает эту тему Пушкин. Его маленькие люди - это Самсон Вырин («Станционный смотритель»). Евгений («Медный всадник»). Как и Пушкин, Гоголь раскрывает в самом прозаическом персонаже способность к любви, самоотречению, самоотверженной защите своего идеала.

Слайд 5

В повести «Шинель» Гоголь ставит социальные и нравственно-философские проблемы. С одной стороны, писатель выступает с резкой критикой того общества, которое превращает человека в Акакия Акакиевича, протестуя против мира тех, кто «натрунились и наострились вдоволь» над «вечными титулярными советниками», над теми, у кого жалование не превышает четырехсот рублей в год. Но с другой стороны, гораздо более существенно обращение Гоголя ко всему человечеству со страстным призывом обратить внимание на «маленьких людей», которые живут рядом с нами. Ведь Акакий Акакиевич заболел и умер не только и не столько потому, что у него украли шинель. Причиной его смерти стало и то, что он не нашел поддержки и сочувствия у людей.

Слайд 6

Конфликт маленького человека с миром вызывается тем, что у него отнимают его единственное достояние. Станционный смотритель теряет дочь. Евгений - возлюбленную. Акакий Акакиевич - шинель. Гоголь ужесточает конфликт: для Акакия Акакиевича целью и смыслом жизни становится вещь. Однако автор не только снижает, но и возвышает своего героя.

Слайд 7

Акакий Акакиевич Башмачкин

Портрет Акакия Акакиевича рисуется Гоголем подчеркнуто незавершенным, недовоплощенным, иллюзорным; целостность Акакия Акакиевича должна быть впоследствии восстановлена с помощью шинели. Рождение Акакия Акакиевича выстраивает модель алогичного и грандиозно-космического гоголевского мира, где действуют не реальные время и пространство, а поэтическая вечность и человек перед лицом Рока. Вместе с тем это рождение является мистическим зеркалом смерти Акакия Акакиевича: только что родившая Акакия Акакиевича мать именуется Гоголем «покойницей» и «старухой», сам Акакий Акакиевич «сделал такую гримасу», будто предчувствовал, что будет «вечным титулярным советником»; крещение Акакия Акакиевича, происходящее сразу же после рождения и дома, а не в церкви, скорее напоминает отпевание покойника, нежели крестины младенца; отец Акакия Акакиевича тоже оказывается как бы вечным покойником («Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий»).

Слайд 8

Ключом к образу Акакия Акакиевича является скрытое гоголевское противопоставление «внешнего» и «внутреннего» человека. «Внешний» - косноязычный, невзрачный, глуповатый переписчик, не способный даже «переменить кое-где глаголы из первого лица в третье», хлебающий с мухами свои щи, «вовсе не замечая их вкуса», покорно терпящий издевательства чиновников, сыплющих «на голову ему бумажки, называя это снегом». «Внутренний» человек как будто говорит нетленное: «Я брат твой». В мире вечном Акакий Акакиевич - аскет-подвижник, «молчальник» и мученик; уединившись от соблазнов и греховных страстей, он осуществляет миссию личного спасения, на нем как будто лежит знак избранничества. В мире букв Акакий Акакиевич обретает счастье, наслаждение, гармонию, здесь он полностью доволен своим жребием, ибо осуществляет служение Богу: «Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь при мысли о завтрашнем дне: что-то Бог пошлет переписывать завтра?»

Слайд 9

Слайд 10

Петербургский северный мороз становится дьявольским соблазном, какой Акакий Акакиевич не в силах преодолеть (старая шинель, издевательски называемая чиновниками капотом, прохудилась). Портной Петрович, наотрез отказываясь подновлять старую шинель Акакия Акакиевича, выступает в роли демона-искусителя. Новенькая шинель, в которую облачается Акакий Акакиевич, символически означает как евангельскую «ризу спасения», «светлые одежды», так и женскую ипостась его личности, восполняющую его неполноту: шинель - «вечная идея», «подруга жизни», «светлый гость». Аскета и затворника Акакия Акакиевича охватывает любовный пыл и греховная горячка. Впрочем, шинель оказывается любовницей на одну ночь, заставляя Акакия Акакиевича совершить ряд непоправимых роковых ошибок, выталкивая его из блаженного состояния замкнутого счастья в тревожный внешний мир, в круг чиновников и ночной улицы. Акакий Акакиевич, таким образом, предает в себе «внутреннего» человека, предпочтя «внешнего», суетного, подверженного людским страстям и порочным наклонностям.

Слайд 11

Работа с текстом

Слайд 12

Пагубная мысль о теплой шинели и ее приобретение резко меняют весь образ жизни и характер Акакия Акакиевича. Он едва не допускает ошибки во время переписывания. Ломая свои привычки, соглашается пойти на вечеринку к чиновнику. В Акакии Акакиевиче, больше того, просыпается ловелас, устремляющийся в погоню за дамой, «у которой всякая часть тела была исполнена необыкновенного движения». Акакий Акакиевич пьет шампанское, объедается «винегретом, холодной телятиной, паштетом, кондитерскими пирожками». Он изменяет даже любимому делу, и расплата за измену своему поприщу не замедлила его настигнуть: грабители «сняли с него шинель, дали ему пинка коленом, и он упал навзничь в снег и ничего уж больше не чувствовал». Акакий Акакиевич теряет всю свою тихую кротость, совершает несвойственные его характеру поступки, он требует от мира понимания и помощи, активно наступает, добивается своего.

Слайд 13

Слайд 14

По совету чиновников Акакий Акакиевич отправляется к «значительному лицу». Столкновение с генералом происходит как раз тогда, когда Акакий Акакиевич перестает быть «внутренним» человеком. Сразу после угрожающего вопля «значительного лица» Акакия Акакиевича «вынесли почти без движения». Уходя из жизни, Башмачкин бунтует: он «сквернохульничал,произнося страшные слова», следовавшие «непосредственно за словом "ваше превосходительство"». После смерти Акакий Акакиевич меняется со «значительным лицом» местами и в свою очередь осуществляет Страшный Суд, где нет места рангам и званиям, и генерал и титулярный советник одинаково держат ответ перед Высшим Судией. Акакий Акакиевич является по ночам зловещим призраком-мертвецом «в виде чиновника, ищущего какой-то утащенной шинели». Успокоился и исчез призрак Акакия Акакиевича только тогда, когда ему под руку попалось «значительное лицо», справедливость как будто восторжествовала, Акакий Акакиевич словно осуществил грозное Божье наказание, облекся в генеральскую шинель.

Слайд 15

Фантастический финал произведения - утопическое осуществление идеи справедливости. Вместо покорного Акакия Акакиевича появляется грозный мститель, вместо грозного «значительного лица» - лицо подобревшее и смягченное. Но на самом деле этот финал неутешителен: возникает ощущение богооставленности мира. Бессмертная душа охвачена жаждой мщения и вынуждена сама же это мщение и творить.

Слайд 16

P.S. Знаменитый маленький человек Башмачкин остался, в общем, для читателя загадкой. Точно про него известно только, что он - маленький. Не добрый, не умный, не благородный, Башмачкин всего лишь представитель человечества. Самый что ни на есть рядовой представитель, биологическая особь. И любить, и жалеть его можно только за то, что он тоже человек, «брат твой», как учит автор. В этом «тоже» заключалось открытие, которое пылкие поклонники и последователи Гоголя часто трактовали превратно. Они решили, что Башмачкин хороший. Что любить его надо за то, что он жертва. Что в нем можно открыть массу достоинств, которые Гоголь забыл или не успел вложить в Башмачкина. Но сам Гоголь не был уверен, что маленький человек - герой безусловно положительный. Поэтому он и не удовлетворился «Шинелью», а взялся за Чичикова…

Слайд 17

Вопросы и задания к повести «Шинель» (1) 1. Докажите, что повествование в повести ведется от лица рассказчика, который не совпадает с автором. В чем смысл изменения отношения повествователя к Акакию Акакиевичу на протяжении повести? 2. Подтвердите примерами мысль о том, что главный герой повести лишен "лица" от рождения (имя, фамилия, портрет, возраст, речь и т. д.). 3. Докажите, что образ Акакия Акакиевича "живет" в двух измерениях: в обезличенной действительности и в бесконечной и вечной Вселенной. Почему именно попытка героя обрести свое "лицо" приводит его к гибели?

Слайд 18

Тест 1. «Кривой глаз и рябизна по всему лицу»- это о ком: а) об Акакии Акакиевиче; б) о Петровиче; в) о « значительном лице». 2. Имя Акакий Акакиевич получил: а) по святцам; б) кума настояла; в) матушка дала. 3. Имя «значительного лица»: а) Григорий Петрович; б) Иван Иванович Ерошкин; в) не то Иван Абрамович, не то Степан Варламович.

Слайд 20

7. Повесть «Шинель»: а) фантастическая; б) жизнеподобная; в) романтическая. 8. Акакий Акакиевич: а) синонимичен пушкинскому « маленькому человеку»; б) это другой вид; в) его нельзя отнести к маленьким людям. 9. Главный вывод автора: а) «маленький человек» достоин уважения; б) он продукт бесчеловечного государства; в) он сам виноват в своей «малости».

Слайд 21

Вопросы и задания к повести «Шинель» (2) 1. Однажды Гоголю рассказали историю о том, что один чиновник страстно хотел иметь ружьё. Необычайной экономией и усиленными трудами скопил немалую по тем временам сумму в 200 рублей. Именно столько стоило лепажевское ружьё (Лепаж был искуснейшим оружейником того времени), предмет зависти каждого охотника. Ружьё, бережно положенное на носу лодочки, исчезло. Очевидно, его стянуло в воду густым камышом, сквозь который пришлось плыть. Поиски были тщетны. Ружьё, из которого не было сделано ни одного выстрела, навеки похоронено на дне Финского залива. Чиновник слёг от горячки (деталь, сохранённая в повести). Сослуживцы пожалели его и в складчину купили ему новое ружьё. Почему Гоголь ружьё заменил шинелью и переосмыслил финал повести? 2. Почему автор так подробно описывает, как собирались деньги на шинель, как покупалось сукно, подкладка, воротник, как она шилась? 3. Расскажите о портном Петровиче и месте этого персонажа в повести. 4. Как изменяется герой, увлечённый мечтой о шинели? 5. Как относится Гоголь к своему герою и когда это отношение начинает меняться? 6. Смешон или жалок Башмачкин? (Обоснуйте с цитатами из произведения.)

Слайд 22

Подбери цитаты из повести «Шинель»

Загадка имени главного героя повести Н. В. Гоголя «Шинель» Автор Парфенюк Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы бюджетного общеобразовательного учреждения г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №31 с углубленным изучением отдельных предметов»

«Педагогический мир»

Загадка имени главного героя повести Н. В. Гоголя «Шинель» Многие писатели XVIII – XIX веков в своих произведениях давали героям «говорящие» имена и фамилии. Этот сатирический прием они использовали как средство характеристики героя. Н. В. Гоголь также часто называл свои персонажи так, чтобы читатель мог лучше понять действующее лицо. Можно предположить, что необычное имя героя повести «Шинель» Акакия Акакиевича Башмачкина было дано ему неспроста. «Маленький человек» на страницах повести Гоголя Акакий Акакиевич – жалкий маленький человек, который мог бы спокойно и счастливо (!) прожить свою убогую жизнь. Он счастлив в начале повествования: бессмысленно переписывает, но наполнен любовью к буквам. Акакий Акакиевич поглощён своими буквами, как ребёнок. Он даже спать ложится, «заранее улыбаясь при мысли о завтрашнем дне» – так засыпают только дети. И в этом смысле он личность абсолютно гармоничная. «Маленький человек» на страницах повести Гоголя Сразу после «Шинели» появилось большое количество литературных произведений, в которых писатели тоже стали говорить о задавленном «маленьком человеке»; им казалось, что, если создать другие условия, маленький человек раскроется во всей человеческой красоте. Но с Акакием Акакиевичем этого не случилось. Он счастлив и гармоничен только в своём мирке, в своём кругу. Как только Гоголь выводит его из этого состояния в другой круг, он погибает, так как не способен там жить. Мечта о новой шинели – смысл жизни героя Привычную размеренность жизни нарушает непредвиденное происшествие – необходимость купить новую шинель. Жизнь бедного чиновника теперь совершенно меняется: у него появляется мечта, наполняющая существование смыслом, – мечта о новой шинели. Когда мечта исполнилась, Акакий Акакиевич был ограблен в тот же вечер на улице, а после посещения «значительного лица» и его «надлежащего распеканья» умер от страха и горя. В чём причина трагедии? В Евангелии есть очень важные слова, которыми мы можем объяснить причину трагедии, произошедшей с Акакием Акакиевичем: «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Акакий Акакиевич не выдержал потрясения, когда у него украли шинель, потому что это было единственное его сокровище. Другое сокровище были буквы. Но буквы он променял на шинель. Вот почему с потерей шинели для него теряется смысл жизни – и он умирает. Фамилия – Башмачкин Все мужчины в роду носили сапоги: «и отец, и дед, и даже шурин». Они жили вопреки фамилии, а Акакий Акакиевич – под стать. Башмак – низкая, закрытая обувь для улицы, часто грубая, тяжёлая и неудобная. Неприличнее башмаков обуви было не найти. Так что фамилией Гоголь определил статус главного героя. Более того, она образовалась даже не от слова «башмак», а от слова «башмачок» – «маленькому человеку» и фамилия с уменьшительным суффиксом. Имя – Акакий Акакиевич Когда он родился, матери предлагали на выбор много имён: Моккий, Соссий, Хоздазат, Трифилий, Дула, Варахасий, Павсикахий и Вахтисий. Но имена эти были такими странными, что она решила: «…пусть лучше будет он называться, как и отец его. Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий». Бедному Акакию Акакиевичу даже имени собственного не досталось. Сердцевина существования Акакия Акакиевича – переписывание. Поэтому имя может быть воспринято как результат переписывания – его любимого занятия. Взяли имя отца: Акакий – переписали, и получилось: Акакий Акакиевич. Будто сама судьба обрекла его на жалкое и безликое существование. Особенности речи и имя Речь Акакия Акакиевича была сбивчивой, бестолковой. Это речь, лишённая значения настолько, насколько незначителен был и сам её обладатель. Одним из бросающихся в глаза признаков речи героя и повествования в целом является очень частое повторение корня «как». Изобилие частиц «как» превращается в один сплошной вопрос-крик: «Как же так?! А как?!» Значение имени Акакий и характер Башмачкина Имя «Акакий» обозначает «невинность, невинный, незлобивый, беззлобный, не делающий зла». А у героя Гоголя это качество ещё удвоено отчеством. Поэтому можно сказать, что он невиннейший, самый беззлобный. Уже во времена Гоголя имя Акакий было редко употребляемым, этим именем назывались святомученики и наиболее набожные священники. Святомученики получали имя Акакий посмертно, что указывало прямо на их страдания без вины. Сказание о Преподобном Акакии Синайском и персонажи повести «Шинель» Известно сказание о Преподобном Акакии Синайском, который жил в VI веке и был послушником в одном монастыре. Смиренный инок отличался терпением и беспрекословным послушанием своему старцу, который заставлял преподобного непомерно работать, морил его голодом, нещадно бил. Преподобный Акакий кротко терпел невзгоды и благодарил Бога за все. Через некоторое время святой Акакий скончался. Старец рассказал о смерти своего ученика другому старцу, который не поверил, что молодой инок умер. Тогда учитель Акакия позвал этого старца к могиле и громко спросил: «Брат Акакий, умер ли ты?» Из могилы раздался голос: «Нет, отче, не умер, кто переносит послушание, не может умереть». Поражённый старец со слезами упал перед гробницей, прося прощения у своего ученика. После этого он изменился нравом, затворился в келье близ погребения святого Акакия, в молитве и кротости окончил свою жизнь. Сказание о Преподобном Акакии Синайском и персонажи повести «Шинель» Это сказание привёл в «Лествице» преподобный Иоанн Лествичник как пример терпения, послушания и награды за них. Образы Акакия Акакиевича и «значительного лица» тесно перекликаются с образами святого Акакия и «неправедного старца». Скорее всего, это сходство не случайно: давая имя своему герою, Н. В. Гоголь помнил о сказании Иоанна Лествичника. Сказание о Преподобном Акакии Синайском и персонажи повести «Шинель» Как неправедный старец является гонителем святого Акакия, находящегося у него в послушании, так и в подчинении у «значительного лица» находится Акакий Акакиевич, и «значительное лицо» выступает в финале его гонителем. Как в житии святого Акакия происходит пробуждение совести «неправедного старца» под влиянием разговора с умершим послушником Акакием, так и «значительное лицо» сильно изменяется в лучшую сторону после встречи с «живым мертвецом» Акакием Акакиевичем. Заключение В начале своего исследования мы предположили, что имя Акакия Акакиевича Башмачкина является средством характеристики его носителя, оно заключает в себе глубокое смысловое и эмоциональное содержание. Полагаем, что нам удалось разгадать тайну имени гоголевского героя. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Источники информации и иллюстраций 1. Гоголь Н. В. Шинель – М: Детская литература, 1995 2. Норштейн Ю. Б. Безумные стихи, или Шум сосны на сумиё – http://dlib.eastview.com/browse/doc/6408601 3. Куликова Л. М. Акакий Акакиевич. В защиту имени – http://zhurnal.lib.ru/k/kulikowa_l_m/cakakijdoc.shtml 4. Преподобный Акакий Синайский http://www.mospat.ru/calendar/svyat1/nov29-akaki.html 5. Полный православный именослов – http://supercook.ru/name-imenoslov.html?d49fa180 6. Порассуждаем о магии? – http://lib.rin.ru/doc/i/189115p27.html 7. http://www.liveinternet.ru/users/3830109/post203277143/ 8. http://www.clir.ru/blogs/latest-274.html

Слайд 1

Николай Васильевич Гоголь
Повесть «Шинель»

Слайд 2

Николай Васильевич Гоголь
Повесть «Шинель»

Слайд 3

Несмотря на то что «Шинель» вышла почти одновременно с центральным произведением Гоголя «Мертвые души» (1842), она не осталась в тени. Повесть произвела сильнейшее впечатление на современников. Белинский, по-видимому прочитавший «Шинель» еще в рукописи, сказал, что это «одно из глубочайших созданий Гоголя». Известна крылатая фраза: «Все мы вышли из гоголевской "Шинели"». Эту фразу записал французский литератор Мелькиор де Вогюэ со слов одного русского писателя. К сожалению, Вогюэ не сообщил, кто был его собеседником. Скорее всего, Достоевский, но высказывалось предположение, что это мог сказать и Тургенев. Так или иначе, фраза афористически точно характеризует влияние Гоголя на русскую литературу, осваивавшую тему «маленького человека», углублявшую свой гуманистический пафос.

Слайд 4

Тема. Проблематика. Конфликт
В «Шинели» поднимается тема «маленького человека» - одна из постоянных в русской литературе. Первым затрагивает эту тему Пушкин. Его маленькие люди - это Самсон Вырин («Станционный смотритель»). Евгений («Медный всадник»). Как и Пушкин, Гоголь раскрывает в самом прозаическом персонаже способность к любви, самоотречению, самоотверженной защите своего идеала.

Слайд 5

В повести «Шинель» Гоголь ставит социальные и нравственно-философские проблемы. С одной стороны, писатель выступает с резкой критикой того общества, которое превращает человека в Акакия Акакиевича, протестуя против мира тех, кто «натрунились и наострились вдоволь» над «вечными титулярными советниками», над теми, у кого жалование не превышает четырехсот рублей в год. Но с другой стороны, гораздо более существенно обращение Гоголя ко всему человечеству со страстным призывом обратить внимание на «маленьких людей», которые живут рядом с нами. Ведь Акакий Акакиевич заболел и умер не только и не столько потому, что у него украли шинель. Причиной его смерти стало и то, что он не нашел поддержки и сочувствия у людей.

Слайд 6

Конфликт маленького человека с миром вызывается тем, что у него отнимают его единственное достояние. Станционный смотритель теряет дочь. Евгений - возлюбленную. Акакий Акакиевич - шинель. Гоголь ужесточает конфликт: для Акакия Акакиевича целью и смыслом жизни становится вещь. Однако автор не только снижает, но и возвышает своего героя.

Слайд 7

Акакий Акакиевич Башмачкин
Портрет Акакия Акакиевича рисуется Гоголем подчеркнуто незавершенным, недовоплощенным, иллюзорным; целостность Акакия Акакиевича должна быть впоследствии восстановлена с помощью шинели. Рождение Акакия Акакиевича выстраивает модель алогичного и грандиозно-космического гоголевского мира, где действуют не реальные время и пространство, а поэтическая вечность и человек перед лицом Рока. Вместе с тем это рождение является мистическим зеркалом смерти Акакия Акакиевича: только что родившая Акакия Акакиевича мать именуется Гоголем «покойницей» и «старухой», сам Акакий Акакиевич «сделал такую гримасу», будто предчувствовал, что будет «вечным титулярным советником»; крещение Акакия Акакиевича, происходящее сразу же после рождения и дома, а не в церкви, скорее напоминает отпевание покойника, нежели крестины младенца; отец Акакия Акакиевича тоже оказывается как бы вечным покойником («Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий»).

Слайд 8

Ключом к образу Акакия Акакиевича является скрытое гоголевское противопоставление «внешнего» и «внутреннего» человека. «Внешний» - косноязычный, невзрачный, глуповатый переписчик, не способный даже «переменить кое-где глаголы из первого лица в третье», хлебающий с мухами свои щи, «вовсе не замечая их вкуса», покорно терпящий издевательства чиновников, сыплющих «на голову ему бумажки, называя это снегом». «Внутренний» человек как будто говорит нетленное: «Я брат твой». В мире вечном Акакий Акакиевич - аскет-подвижник, «молчальник» и мученик; уединившись от соблазнов и греховных страстей, он осуществляет миссию личного спасения, на нем как будто лежит знак избранничества. В мире букв Акакий Акакиевич обретает счастье, наслаждение, гармонию, здесь он полностью доволен своим жребием, ибо осуществляет служение Богу: «Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь при мысли о завтрашнем дне: что-то Бог пошлет переписывать завтра?»

Слайд 9

Акакий Акакиевич Башмачкин

Слайд 10

Петербургский северный мороз становится дьявольским соблазном, какой Акакий Акакиевич не в силах преодолеть (старая шинель, издевательски называемая чиновниками капотом, прохудилась). Портной Петрович, наотрез отказываясь подновлять старую шинель Акакия Акакиевича, выступает в роли демона-искусителя. Новенькая шинель, в которую облачается Акакий Акакиевич, символически означает как евангельскую «ризу спасения», «светлые одежды», так и женскую ипостась его личности, восполняющую его неполноту: шинель - «вечная идея», «подруга жизни», «светлый гость». Аскета и затворника Акакия Акакиевича охватывает любовный пыл и греховная горячка. Впрочем, шинель оказывается любовницей на одну ночь, заставляя Акакия Акакиевича совершить ряд непоправимых роковых ошибок, выталкивая его из блаженного состояния замкнутого счастья в тревожный внешний мир, в круг чиновников и ночной улицы. Акакий Акакиевич, таким образом, предает в себе «внутреннего» человека, предпочтя «внешнего», суетного, подверженного людским страстям и порочным наклонностям.

Слайд 11

Работа с текстом

Слайд 12

Пагубная мысль о теплой шинели и ее приобретение резко меняют весь образ жизни и характер Акакия Акакиевича. Он едва не допускает ошибки во время переписывания. Ломая свои привычки, соглашается пойти на вечеринку к чиновнику. В Акакии Акакиевиче, больше того, просыпается ловелас, устремляющийся в погоню за дамой, «у которой всякая часть тела была исполнена необыкновенного движения». Акакий Акакиевич пьет шампанское, объедается «винегретом, холодной телятиной, паштетом, кондитерскими пирожками». Он изменяет даже любимому делу, и расплата за измену своему поприщу не замедлила его настигнуть: грабители «сняли с него шинель, дали ему пинка коленом, и он упал навзничь в снег и ничего уж больше не чувствовал». Акакий Акакиевич теряет всю свою тихую кротость, совершает несвойственные его характеру поступки, он требует от мира понимания и помощи, активно наступает, добивается своего.

Слайд 13

Работа с текстом

Слайд 14

По совету чиновников Акакий Акакиевич отправляется к «значительному лицу». Столкновение с генералом происходит как раз тогда, когда Акакий Акакиевич перестает быть «внутренним» человеком. Сразу после угрожающего вопля «значительного лица» Акакия Акакиевича «вынесли почти без движения». Уходя из жизни, Башмачкин бунтует: он «сквернохульничал,произнося страшные слова», следовавшие «непосредственно за словом "ваше превосходительство"». После смерти Акакий Акакиевич меняется со «значительным лицом» местами и в свою очередь осуществляет Страшный Суд, где нет места рангам и званиям, и генерал и титулярный советник одинаково держат ответ перед Высшим Судией. Акакий Акакиевич является по ночам зловещим призраком-мертвецом «в виде чиновника, ищущего какой-то утащенной шинели». Успокоился и исчез призрак Акакия Акакиевича только тогда, когда ему под руку попалось «значительное лицо», справедливость как будто восторжествовала, Акакий Акакиевич словно осуществил грозное Божье наказание, облекся в генеральскую шинель.

Слайд 15

Фантастический финал произведения - утопическое осуществление идеи справедливости. Вместо покорного Акакия Акакиевича появляется грозный мститель, вместо грозного «значительного лица» - лицо подобревшее и смягченное. Но на самом деле этот финал неутешителен: возникает ощущение богооставленности мира. Бессмертная душа охвачена жаждой мщения и вынуждена сама же это мщение и творить.

Слайд 16

P.S. Знаменитый маленький человек Башмачкин остался, в общем, для читателя загадкой. Точно про него известно только, что он - маленький. Не добрый, не умный, не благородный, Башмачкин всего лишь представитель человечества. Самый что ни на есть рядовой представитель, биологическая особь. И любить, и жалеть его можно только за то, что он тоже человек, «брат твой», как учит автор. В этом «тоже» заключалось открытие, которое пылкие поклонники и последователи Гоголя часто трактовали превратно. Они решили, что Башмачкин хороший. Что любить его надо за то, что он жертва. Что в нем можно открыть массу достоинств, которые Гоголь забыл или не успел вложить в Башмачкина. Но сам Гоголь не был уверен, что маленький человек - герой безусловно положительный. Поэтому он и не удовлетворился «Шинелью», а взялся за Чичикова…


Повесть "Шинель": план событий

  • Начало истории: описание Акакия Акакиевича
  • Новая шинель и ее кража
  • Обращение в полицию
  • Визит к "значительному лицу"
  • Болезнь и смерть Акакия Акакиевича
  • Привидение Акакия Акакиевича
  • Месть Акакия Акакиевича генералу





Старая шинель и поход к портному

Однажды Акакий Акакиевич обнаруживает, что его старая шинель нуждается в ремонте. Он идет к знакомому портному Петровичу в надежде починить шинель. Но портной Петрович сообщает, что шинель не подлежит ремонту. Портной советует Акакию Акакиевичу сшить новую шинель за 150 рублей. Но годовое жалование Акакия 400 руб.

Акакий Акакиевич растраивается окончательно и делает ещё одну попытку: приходит к Петровичу и вновь пытается уговорить его перешить шинель. Петрович отказывается, потому что шинель была вся насквозь гнилая.


Акакий Акакиевич копит на шинель

Чтобы накопить на новую шинель, Акакий Акакиевич вынужден жестко экономить. С каждого истраченного рубля откладывал по грошу в маленький ящичек, кроме этой экономии он перестал пить чай и зажигать свечи по вечерам, а идя по мостовой, наступал на цыпочки « дабы не истереть подошвы »…. Ещё он приходя домой, сразу снимал бельё, чтобы не изнашивалось, и сидел ветхом халате. Можно сказать он жил мечтой о новой шинели. Собрав нужную сумму он вместе с портным закупает необходимые ткани и материалы для шинели.


Новая шинель и ее кража

На службе один из сослуживцев приглашает Акакия Акакиевича на свои именины. Возвращаясь с именин, Акакий Акакиевич идет по темным улицам. В темноте появляются грабители.



Обращение в полицию

После ограбления Акакий Акакиевич обращается в полицию, к частному приставу. Но полиции нет дела до этой кражи.


Визит к "значительному лицу"

По совету сослуживца Акакий Акакиевич отправляется к одному "значительному лицу" - генералу. Важный генерал отказывается помочь Акакию Акакиевичу. Он кричит на него за то, что тот вообще к нему пришел.


Болезнь и смерть Акакия Акакиевича

Акакий Акакиевич идет от генерала домой в своей старенькой шинели. Он простужается и заболевает. Вскоре он умирает.


Привидение Акакия Акакиевича

После смерти Акакия Акакиевича в Петербурге появляется странное привидение. Это привидение похоже на Акакия Акакиевича. И оно срывает шинели с прохожих.


Месть Акакия Акакиевича

Однажды привидение Акакия Акакиевича отбирает шинель у того самого генерала, который отказался ему помочь и обругал. Отобрав шинель у генерала, привидение Акакия Акакиевича исчезает и больше не появляется в городе.


Николай Васильевич Гоголь Повесть «Шинель»

Несмотря на то что «Шинель» вышла почти одновременно с центральным произведением Гоголя «Мертвые души» (1842), она не осталась в тени. Повесть произвела сильнейшее впечатление на современников. Белинский, по-видимому прочитавший «Шинель» еще в рукописи, сказал, что это «одно из глубочайших созданий Гоголя». Известна крылатая фраза: «Все мы вышли из гоголевской "Шинели"». Эту фразу записал французский литератор Мелькиор де Вогюэ со слов одного русского писателя. К сожалению, Вогюэ не сообщил, кто был его собеседником. Скорее всего, Достоевский, но высказывалось предположение, что это мог сказать и Тургенев. Так или иначе, фраза афористически точно характеризует влияние Гоголя на русскую литературу, осваивавшую тему «маленького человека», углублявшую свой гуманистический пафос.

Тема. Проблематика. Конфликт В «Шинели» поднимается тема «маленького человека» - одна из постоянных в русской литературе. Первым затрагивает эту тему Пушкин. Его маленькие люди - это Самсон Вырин («Станционный смотритель»). Евгений («Медный всадник»). Как и Пушкин, Гоголь раскрывает в самом прозаическом персонаже способность к любви, самоотречению, самоотверженной защите своего идеала.

В повести «Шинель» Гоголь ставит социальные и нравственно-философские проблемы. С одной стороны, писатель выступает с резкой критикой того общества, которое превращает человека в Акакия Акакиевича, протестуя против мира тех, кто « натрунились и наострились вдоволь» над «вечными титулярными советниками», над теми, у кого жалование не превышает четырехсот рублей в год. Но с другой стороны, гораздо более существенно обращение Гоголя ко всему человечеству со страстным призывом обратить внимание на «маленьких людей», которые живут рядом с нами. Ведь Акакий Акакиевич заболел и умер не только и не столько потому, что у него украли шинель. Причиной его смерти стало и то, что он не нашел поддержки и сочувствия у людей.

Конфликт маленького человека с миром вызывается тем, что у него отнимают его единственное достояние. Станционный смотритель теряет дочь. Евгений - возлюбленную. Акакий Акакиевич - шинель. Гоголь ужесточает конфликт: для Акакия Акакиевича целью и смыслом жизни становится вещь. Однако автор не только снижает, но и возвышает своего героя.

Акакий Акакиевич Башмачкин Портрет Акакия Акакиевича рисуется Гоголем подчеркнуто незавершенным, недовоплощенным, иллюзорным; целостность Акакия Акакиевича должна быть впоследствии восстановлена с помощью шинели. Рождение Акакия Акакиевича выстраивает модель алогичного и грандиозно-космического гоголевского мира, где действуют не реальные время и пространство, а поэтическая вечность и человек перед лицом Рока. Вместе с тем это рождение является мистическим зеркалом смерти Акакия Акакиевича: только что родившая Акакия Акакиевича мать именуется Гоголем «покойницей» и «старухой», сам Акакий Акакиевич «сделал такую гримасу», будто предчувствовал, что будет «вечным титулярным советником»; крещение Акакия Акакиевича, происходящее сразу же после рождения и дома, а не в церкви, скорее напоминает отпевание покойника, нежели крестины младенца; отец Акакия Акакиевича тоже оказывается как бы вечным покойником («Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий»).

Ключом к образу Акакия Акакиевича является скрытое гоголевское противопоставление «внешнего» и «внутреннего» человека. «Внешний» - косноязычный, невзрачный, глуповатый переписчик, не способный даже «переменить кое-где глаголы из первого лица в третье», хлебающий с мухами свои щи, «вовсе не замечая их вкуса», покорно терпящий издевательства чиновников, сыплющих «на голову ему бумажки, называя это снегом». «Внутренний» человек как будто говорит нетленное: «Я брат твой». В мире вечном Акакий Акакиевич - аскет-подвижник, «молчальник» и мученик; уединившись от соблазнов и греховных страстей, он осуществляет миссию личного спасения, на нем как будто лежит знак избранничества. В мире букв Акакий Акакиевич обретает счастье, наслаждение, гармонию, здесь он полностью доволен своим жребием, ибо осуществляет служение Богу: «Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь при мысли о завтрашнем дне: что-то Бог пошлет переписывать завтра?»

Акакий Акакиевич Башмачкин

Петербургский северный мороз становится дьявольским соблазном, какой Акакий Акакиевич не в силах преодолеть (старая шинель, издевательски называемая чиновниками капотом, прохудилась). Портной Петрович, наотрез отказываясь подновлять старую шинель Акакия Акакиевича, выступает в роли демона-искусителя. Новенькая шинель, в которую облачается Акакий Акакиевич, символически означает как евангельскую «ризу спасения», «светлые одежды», так и женскую ипостась его личности, восполняющую его неполноту: шинель - «вечная идея», «подруга жизни», «светлый гость». Аскета и затворника Акакия Акакиевича охватывает любовный пыл и греховная горячка. Впрочем, шинель оказывается любовницей на одну ночь, заставляя Акакия Акакиевича совершить ряд непоправимых роковых ошибок, выталкивая его из блаженного состояния замкнутого счастья в тревожный внешний мир, в круг чиновников и ночной улицы. Акакий Акакиевич, таким образом, предает в себе «внутреннего» человека, предпочтя «внешнего», суетного, подверженного людским страстям и порочным наклонностям.

Работа с текстом

Пагубная мысль о теплой шинели и ее приобретение резко меняют весь образ жизни и характер Акакия Акакиевича. Он едва не допускает ошибки во время переписывания. Ломая свои привычки, соглашается пойти на вечеринку к чиновнику. В Акакии Акакиевиче, больше того, просыпается ловелас, устремляющийся в погоню за дамой, «у которой всякая часть тела была исполнена необыкновенного движения». Акакий Акакиевич пьет шампанское, объедается «винегретом, холодной телятиной, паштетом, кондитерскими пирожками». Он изменяет даже любимому делу, и расплата за измену своему поприщу не замедлила его настигнуть: грабители «сняли с него шинель, дали ему пинка коленом, и он упал навзничь в снег и ничего уж больше не чувствовал». Акакий Акакиевич теряет всю свою тихую кротость, совершает несвойственные его характеру поступки, он требует от мира понимания и помощи, активно наступает, добивается своего.

Работа с текстом

По совету чиновников Акакий Акакиевич отправляется к «значительному лицу». Столкновение с генералом происходит как раз тогда, когда Акакий Акакиевич перестает быть «внутренним» человеком. Сразу после угрожающего вопля «значительного лица» Акакия Акакиевича «вынесли почти без движения». Уходя из жизни, Башмачкин бунтует: он « сквернохульничал,произнося страшные слова», следовавшие «непосредственно за словом "ваше превосходительство"». После смерти Акакий Акакиевич меняется со «значительным лицом» местами и в свою очередь осуществляет Страшный Суд, где нет места рангам и званиям, и генерал и титулярный советник одинаково держат ответ перед Высшим Судией. Акакий Акакиевич является по ночам зловещим призраком-мертвецом «в виде чиновника, ищущего какой-то утащенной шинели». Успокоился и исчез призрак Акакия Акакиевича только тогда, когда ему под руку попалось «значительное лицо», справедливость как будто восторжествовала, Акакий Акакиевич словно осуществил грозное Божье наказание, облекся в генеральскую шинель.

Фантастический финал произведения - утопическое осуществление идеи справедливости. Вместо покорного Акакия Акакиевича появляется грозный мститель, вместо грозного «значительного лица» - лицо подобревшее и смягченное. Но на самом деле этот финал неутешителен: возникает ощущение богооставленности мира. Бессмертная душа охвачена жаждой мщения и вынуждена сама же это мщение и творить.

P.S. Знаменитый маленький человек Башмачкин остался, в общем, для читателя загадкой. Точно про него известно только, что он - маленький. Не добрый, не умный, не благородный, Башмачкин всего лишь представитель человечества. Самый что ни на есть рядовой представитель, биологическая особь. И любить, и жалеть его можно только за то, что он тоже человек, «брат твой», как учит автор. В этом «тоже» заключалось открытие, которое пылкие поклонники и последователи Гоголя часто трактовали превратно. Они решили, что Башмачкин хороший. Что любить его надо за то, что он жертва. Что в нем можно открыть массу достоинств, которые Гоголь забыл или не успел вложить в Башмачкина. Но сам Гоголь не был уверен, что маленький человек - герой безусловно положительный. Поэтому он и не удовлетворился «Шинелью», а взялся за Чичикова…

Вопросы и задания к повести «Шинель» (1) 1. Докажите, что повествование в повести ведется от лица рассказчика, который не совпадает с автором. В чем смысл изменения отношения повествователя к Акакию Акакиевичу на протяжении повести? 2. Подтвердите примерами мысль о том, что главный герой повести лишен "лица" от рождения (имя, фамилия, портрет, возраст, речь и т. д.). 3. Докажите, что образ Акакия Акакиевича "живет" в двух измерениях: в обезличенной действительности и в бесконечной и вечной Вселенной. Почему именно попытка героя обрести свое "лицо" приводит его к гибели?

Тест 1. « Кривой глаз и рябизна по всему лицу»- это о ком: а) об Акакии Акакиевиче; б) о Петровиче; в) о « значительном лице». 2. Имя Акакий Акакиевич получил: а) по святцам; б) кума настояла; в) матушка дала. 3. Имя «значительного лица»: а) Григорий Петрович; б) Иван Иванович Ерошкин; в) не то Иван Абрамович, не то Степан Варламович.

4. Акакий Акакиевич: а) положительный герой; б) отрицательный герой; в) противоречивый характер. 5. Пейзаж: а) играет важную роль; б) не играет особой роли; в) его здесь нет. 6. Шинель: а) художественная деталь; б) символ; в) образ.

7. Повесть «Шинель»: а) фантастическая; б) жизнеподобная; в) романтическая. 8. Акакий Акакиевич: а) синонимичен пушкинскому « маленькому человеку»; б) это другой вид; в) его нельзя отнести к маленьким людям. 9. Главный вывод автора: а) «маленький человек» достоин уважения; б) он продукт бесчеловечного государства; в) он сам виноват в своей «малости».

Вопросы и задания к повести «Шинель» (2) 1. Однажды Гоголю рассказали историю о том, что один чиновник страстно хотел иметь ружьё. Необычайной экономией и усиленными трудами скопил немалую по тем временам сумму в 200 рублей. Именно столько стоило лепажевское ружьё (Лепаж был искуснейшим оружейником того времени), предмет зависти каждого охотника. Ружьё, бережно положенное на носу лодочки, исчезло. Очевидно, его стянуло в воду густым камышом, сквозь который пришлось плыть. Поиски были тщетны. Ружьё, из которого не было сделано ни одного выстрела, навеки похоронено на дне Финского залива. Чиновник слёг от горячки (деталь, сохранённая в повести). Сослуживцы пожалели его и в складчину купили ему новое ружьё. Почему Гоголь ружьё заменил шинелью и переосмыслил финал повести? 2. Почему автор так подробно описывает, как собирались деньги на шинель, как покупалось сукно, подкладка, воротник, как она шилась? 3. Расскажите о портном Петровиче и месте этого персонажа в повести. 4. Как изменяется герой, увлечённый мечтой о шинели? 5. Как относится Гоголь к своему герою и когда это отношение начинает меняться? 6. Смешон или жалок Башмачкин? (Обоснуйте с цитатами из произведения.)

1 2 Подбери цитаты из повести «Шинель»