Жизненные девизы героев романа два капитана. Откуда выражение «бороться и искать, найти и не сдаваться»? Невероятно, но факт

Итак, немного об авторе книги. Вениамин Каверин – советский писатель, настоящая фамилия которого – Зильбер. Он родился в 1902 году в интеллигентной семье капельмейстера Абеля Зильбера и Ханы Дессон, владелицы музыкальных магазинов. Помимо Вениамина в семье воспитывалось еще 5 старших детей – Лея, Лев, Мирьям, Давид и Александр. Став взрослыми, все они успешно состоялись в области искусства и медицины.

Изначально семья Зильбер проживала в Псковской области, там же будущий писатель окончил гимназию, после чего поступил в Ленинградский институт живых восточных языков по отделению арабистики и историко-филологический факультет Ленинградского государственного университета.

Интересна история литературного псевдонима автора. Фамилия Каверин была выбрана не случайно. Молодой Вениамин Зильбер стал подписывать свои первые романы именем П. Каверина, приятеля молодого Пушкина, отважного гусара, потомка дворянского рода.

С 1922 года автор ни разу не менял литературный псевдоним. Творческий путь советского писателя была весьма насыщен. Однако, наибольшую известность автору принес приключенческий роман «Два капитана», повествующий о сложном духовном поиске советской молодежи начала 20 века, на чью долю выпало пережить все горести и невзгоды военного времени. Книга Каверина «Два капитана» была переведена на многие языки, дважды экранизирована, по её мотивам поставлен печально известный мюзикл «Норд-Ост».


Вениамин Каверин был женат на младшей сестре Юрия Тынянова, известного советского писателя, критика и драматурга. Дочь Каверина Наталья – успешный фармаколог, старший научный сотрудник НИИ фармакологии РАН, сын Николай – профессор медицинских наук, академик РАМН.

После смерти Вениамина Каверина роман нисколько не потерял своей популярности в читательской среде.

Санька Григорьев, сирота из глубокого провинциального города Энска, главный герой романа, стал для поколений не только советских, но уже и российских читателей настоящим другом.


Его история поражает. С честью парень проходит через все испытания беспризорности и войны. После ареста отца и смерти матери главный герой попадает в приют, однако, вскоре сбегает в Москву. Следующий этап жизни Александра, (Санькой он был только для «своих») – школа-коммуна, знакомство с семьей директора учреждения, его племянницей Катей.

С этого момента виток испытаний и приключений в жизни главного героя «Двух капитанов» выходит на «новую орбиту».

Александр узнает, что несколько лет назад без вести пропал отец Кати, капитан Иван Татаринов, который в 1912 г. возглавил экспедицию, открывшую Северную землю. Юноша подозревает, что Николай Антонович, влюбленный в Катину мать, Марию Васильевну, этому поспособствовал. Мария Васильевна верит новой версии гибели мужа и заканчивает жизнь самоубийством. Григорьева обвиняют в клевете и выгоняют из дома Татариновых, после этого он дает клятву найти экспедицию и доказать свою правоту. Александр становится летчиком и по крупицам собирает информацию об экспедиции. После начала Великой Отечественной войны главный герой служит в ВВС. Во время одного из вылетов он обнаруживает тело капитана вместе с его отчетами. Находки становятся последним штрихом и позволяют ему пролить свет на обстоятельства гибели экспедиции и оправдаться в глазах Кати, которая ранее становится его женой.


Известный сюжет романа наполнен пронзительными зарисовками из человеческой жизни. Вспомним начало книги. На бедном подворье в городе Энске находят утонувшего почтальона с письмами. Жители хутора читают их каждый вечер. Саня, к этому времени, больной мальчишка, лишенный возможности общаться и полноценно разговаривать. Он не может обсуждать услышанное вместе со всеми, он может только запомнить строки этих писем. Запомнить навсегда. Ведь именно послание капитана Ивана Татаринова, ушедшего с полярной экспедицией в 1912 году и так и не вернувшегося к жене и дочке, станет для него приключением всей жизни.

Роман содержит десятки страниц, наполненных свинцом тяжелых переживаний главного героя.

«Два капитана» - не просто роман, это настоящая историческая сага. Прототипами капитана Татаринова стали реальные герои севера, два Георгия – Брусилов и Седов. В книге есть даже документальные материалы – дневник штурмана Климова, это ничто иное, как известные записи штурмана Валериана Альбанова, моряка со шхуны «Святая Анна», пропавшая без вести в 1914 году.

Книга по праву считается классикой приключенческого жанра. Пропавшая экспедиция, находка роковых писем, любовные драмы, история о беглом каторжнике – все это происходит в стране, которая находится на грани великих потрясений. Вместе с персонажами романа мы переживаем главные события в жизни государства. Это книга о любви к Родине, независимо от того какой флаг и герб у неё сегодня.

«Бороться и искать, найти и не сдаваться!» - так звучит девиз романа Каверина «Два капитана». Сейчас этого правила придерживаются путешественники в современном мире знаний и открытий. «Два капитана» - это еще и книга о любви и настоящей человеческой дружбе, книга о том, как, несмотря на все трудности, суметь остаться настоящим Человеком.

«Два капитана» - книга без возраста. Первый раз её можно прочитать в школе, отправившись в увлекательное путешествие по реке жизни вместе с взрослеющим Саней Григорьевым. «Два капитана» можно прочитать и в двадцать лет, выстрадав вместе с главным героем боль утраты близких, предательство друга, тяготы военного времени, почувствовать волшебное чувство первой любви и эйфорию от новых открытий. «Два капитана» можно прочесть и спустя 20 лет после первого знакомства с книгой, пробежаться по знакомым страницам, подмигнув выросшему Сане Григорьеву: «Такая вот, брат, штука, жизнь…»

Познакомьтесь с этой удивительной книгой, я уверена, она вам обязательно понравится.

В. Каверин. Два капитана. Москва. АСТ. 2002 г.

Интересный факт:

В Пскове, родном городе Вениамина Каверина есть памятник легендарным капитанам. В романе город выведен как Энск.

Вениамин Каверин вспоминал, что создание романа «Два капитана» началось с его встречи с молодым учёным-генетиком Михаилом Лобашёвым, которая произошла в санатории под Ленинградом в середине тридцатых годов. «Это был человек, в котором горячность соединялась с прямодушием, а упорство - с удивительной определенностью цели, - вспоминал писатель. - Он умел добиваться успеха в любом деле». Лобашёв рассказал Каверину о своем детстве, странной немоте в ранние годы, сиротстве, беспризорничестве, школе-коммуне в Ташкенте и о том, как впоследствии ему удалось поступить в университет и стать учёным.

Саня Григорьев и капитан Татаринов… Что связывает этих двух людей, совершенно разных по возрасту и положению? Безусловно, их характеры, смелые, честные, открытые и совершенно по-детски наивные; безусловно, их строгие моральные принципы, не допускающие ни капли лжи или фальши; безусловно, их высокие цели и судьбы, странным образом так сильно переплевшиеся. Потому, наверное, и назвал Каверин свой роман «Два капитана», как бы подчеркивая сходства этих двух разных людей, как бы давая читателю возможность сравнить и сопоставить две человеческие жизни, отдаленные друг от друга временным пространством и, в то же время, никак не отделимые друг от друга. Два капитана…

Но все же я не могу полностью согласиться с автором насчет названия этой замечательной книги. Да, я бы тоже выделила лишь самое главное и самое важное, то, что объединяет наших двух героев. Но это не их родственные связи, не их общественные отношения и даже не их сильные характеры, а их формула жизни, содержащая всего лишь в четырех словах и задачу, и цель, и смысл жизни; это девиз, сформулированный самим героем книги, которого оба капитана и придерживались, с помощью которого и пришли к такой развязке, счастливой развязке.

Так что же это за четыре слова, впервые произнесенные маленьким мальчиком во время детской, наивной и, в то же время, твердой и серьезной клятвы в самом начале этого длинного пути и ставшие потом последними словами на надгробии бессмертного памятника великого человека! «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Вот те слова (да и не просто слова, а слова, ведущие за собой бессмертные дела), которые и стали жизненным принципом этих каверинских героев; вот те слова, которые звучат в сердцах всех деятельных людей, чья жизнь наполнена трудностями и опасностями, которые надо преодолеть; неразрешимыми задачами, которые надо решить; высокими целями, к которым они, несмотря ни на что, приходят; вот те слова, означающие вечное противостояние человека-созидателя - природе, человека будущего - судьбе. Бороться и искать, найти и не сдаваться!

«Бороться» – самая первая и самая главная задача любого человека. Бороться с жизнью, бороться со смертью, бороться с судьбой, но, пожалуй, самое трудное – это бороться с собственными слабостями. Это понимает и Саня Григорьев, победивший в себе эгоизм, но столкнувшийся с жестокостью холодного, расчетливого и лживого мира. Также бороться приходится и капитану Татаринову: бороться с людьми, бороться со стихиями и, в конце концов, бороться с самим собой.

«Искать». Что можно понять под этим словом? Каждый ищет свое, у каждого своя задача, которую надо решить, свой смысл жизни. Вот то-то здесь и имеется в виду, что каждый из нас должен иметь впереди высокую и четкую цель и стремиться к ней наперекор судьбе, наперекор неудачам и другим трудностям, наперекор всему. Каждый из нас… а иначе человек и не будет иметь право называться человеком, если он будет «плыть по течению», проживать (а не жить!) свою жизнь так, как угодно природе, подчиняясь обстоятельствам.

«Найти», обязательно найти, ведь просто поиски никогда не оправдывают ни жизнь, ни поступки. Ведь всякое дело нужно довести до конца, всякое стремление должно завершиться успехом, всякая цель должна быть достигнута. И только по-настоящему стойкий человек с сильной волей может добраться до этого конца. Может увенчать свой долгий путь победой. Пусть даже и придется ему потратить на это много времени, и, может быть, всю жизнь, как это сделали два капитана.

И последнее. Никогда и нигде, достигнув или не достигнув своей цели, выполнив или не выполнив свою задачу, исполнив или не исполнив мечту, никогда и ни где не нужно сдаваться, нельзя сдаваться. Ведь и после осуществления своей цели будут новые и новые препятствия и трудности, ведь время идет, а вместе с ним и жизнь, а соответственно, и все дела, и мысли не могут остановиться и замереть. Жизнь будет идти вперед и приносить нам все новые и новые перемены, а уже от нас зависит, изменится ли все в лучшую или в худшую сторону.
Вот они четыре слова, заключающие весь смысл данного произведения и его главный урок; четыре слова, лишающие человека права на какую-либо слабость, где любое отступление от принципа – шаг в сторону зла. Четыре слова – бороться, искать, найти и не сдаваться – которые я бы и написала на обложке книги Каверина. Вот так:

«Два капитана. Бороться и искать, найти и не сдаваться!»

», приключенческого романа об исследователях Севера, писатель Вениамин Каверин (1902 - 1989) стал известен на всю страну. Его книга, написанная в лучших традициях советского романтизма, выдержала более сотни переизданий и послужила основой для двух экранизаций, а придуманные им герои оказались кумирами детей и подростков.

Для Каверина, не самого известного участника группы «Серапионовы братья», ранее писавшего и фантастические, и реалистические произведения, такой успех, возможно, был неожиданным, однако голову писатель не потерял и за свое «высокое» положение не боялся. Именно он был первым, кто в печати упомянул о запрещенном романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита ». В 1958 году Каверин оказался едва ли не единственным обласканным властью романистом, который не поддержал травлю Бориса Пастернака, в 1965-м он подписал письмо в защиту Юлия Даниэля и Андрея Синявского, а еще три года спустя объявил о разрыве с Константином Фединым , поскольку тот не опубликовал «Раковый корпус » Александра Солженицына.

Во многом Вениамин Каверин был похож на своего героя Саню Григорьева - человека честного, принципиального, влюбленного в жизнь и людей. Именно на этой любви и строится роман «Два капитана».

Мы отобрали 15 вдохновляющих цитат из знаменитой книги:

Бороться и искать, найти и не сдаваться.

Бывают такие минуты, когда жизнь вдруг переходит на другую скорость - все начинает лететь, лететь и меняется быстрее, чем успеешь заметить.

Юность кончается не в один день - этот день не отметишь в календаре: «Сегодня кончилась моя юность». Она уходит незаметно - так незаметно, что с нею не успеваешь проститься.

За горем приходит радость, за разлукой - свидание. Все будет прекрасно, потому что сказки, в которые мы верили, еще живут на земле.

Небо меня не подведет. Вот за землю я не ручаюсь.

Если быть - так быть лучшим!

Нужно выбирать ту профессию, в которой ты способен проявить все силы души.

Не так уж много на свете людей, без которых хотя и можно, но не очень хочется жить.

Страсть сама по себе счастье, и заглушать ее в себе, бороться с ней - что может быть глупее?

Любовь - это, в сущности, простейший способ познания мира и что подлинную сущность человека видит только тот, кто действительно любит. Кто писал о «музыке души»? Её-то и слышит тот, кто любит. А все другие слышат в лучшем случае гаммы, а то и уличный шум.

Устала я не от труда, а от борьбы с собственной душой. Не умею я применяться к жизни, все хочется приложить к ней свое, а это «свое», воспитанное в мечтах, слишком хрупко и разлетается на куски при первом же столкновении.

Когда работаешь целый день, разные невеселые мысли приходят и уходят: ничего не поделаешь - помещение занято.

Я легко забываю языки, а с языком теряешь душу народа.

«Дом» - это ведь не хозяйство, не «совместное квартирование», как ты говорил, даже не дети. «Дом» - это когда друг от друга ничего не скрывают.

Жизнь поворачивает туда и сюда и падает, пробиваясь, как подземная река в темноте, в тишине вечной ночи, и вдруг выходит на простор, к солнцу и свету, выходит, и оказывается, что ничто не пропадает даром!

скачать

Аудио роман Вениамина Каверина "Два капитана", глава 15, Бороться и искать, найти и не сдаваться. "Все путешествия, когда путешественникам по одиннадцати-двенадцати лет, когда они ездят под вагонами и не моются месяцами, похожи одно на другое... Семь заповедей тети Даши были вскоре забыты. Мы ругались, дрались, курили - иногда навоз, чтобы согреться. Мы врали... Мы выдавали себя за братьев - это производило трогательное впечатление. Мы не умели петь, но я читал в поездах письмо штурмана дальнего плавания. Помню, как на станции Вышний Волочок какой-то моложавый седой моряк заставил меня повторить это письмо дважды. - Очень странно, - сказал он, глядя мне прямо в лицо суровыми серыми глазами, - экспедиция лейтенанта Седова? Очень странно...
Мы не были беспризорниками... Мы шли открывать новую страну - солнечные города, привольные сады. Мы дали друг другу клятву... И вот наконец - Москва!.. Утром в комитете седьмого депо мы узнали, что дядя уехал на фронт... дядя был холостой. Он жил... в каком-то вагоне и так в этом вагоне и поехал на фронт...Так начались плохие дни... И вдруг все переменилось..."

таков был знаменитый девиз Саньки Григорьева, героя произведения Вениамина Каверина "Два капитана", он же стал девизом огромного поколения людей.

Академик Николай Каверин рассказал "Российской Газете" о своем отце и его легендарном романе.
Это роман Вениамина Каверина "Два капитана".

Российская газета: В прошлом году на Земле Франца-Иосифа были найдены следы пропавшей береговой партии группы Альбанова, в том числе дневники, в которых описывался дрейф шхуны "Св. Анна", этим замкнулась тема дневников штурмана Климова из "Двух капитанов". А на протяжении всего советского ХХ века пропавшую экспедицию даже не искали. Что побудило Вениамина Каверина взяться за этот сюжет?

Николай Каверин: В романе ведь описана не просто экспедиция Брусилова. У капитана Татаринова было сразу несколько прототипов. Сам он похож, пожалуй, больше на Седова, а приписанное ему открытие Северной Земли на самом деле было сделано экспедицией Вилькицкого, которая никаких бедствий не терпела. Вот из трех разных экспедиций и сложился замысел. "Два капитана" в одном томе вышли еще до войны, в 39-м году, и задуман роман был в тридцатые годы.

РГ: Какая книга отца вам больше нравится? Вы любили в детстве его сказки?

Каверин: Трудно ответить на этот вопрос. У него были разные периоды - настолько, что казалось, будто работают разные писатели. "Скандалист", "Два капитана" и "Перед зеркалом" - все хороши по-своему. Что касается сказок, то он только сказку "О Мите и Маше..." написал, когда я был в том возрасте, для которого она создавалась. Потом я уже был старшим школьником, студентом.

РГ: Вы узнаете в ком-нибудь из героев "Двух капитанов" себя, своих сверстников, друзей?

Каверин: В "Двух капитанах" - нет, это, все-таки, другая эпоха. В основу биографии Сани Григорьева положена биография генетика Лобашева. Это он был "слухонемой", как Саня: слышал, но не мог говорить. Кроме того, был летчик Самуил Клебанов - погиб во время войны, его биография тоже отчасти была заимствована. Но моих знакомых в "Двух капитанах" нет. Вот фамилия Татьяны Власенковой в "Открытой книге" - это фамилия мальчика, с которым я учился в одном классе. Прототип Дмитрия Львова оттуда же - это, конечно, Лев Александрович Зильбер, старший брат В.А. Каверина.

РГ: Роман "Два капитана" был громогласно популярен, я не знаю ни одного человека, которому он не нравился бы. Вениамин Александрович получал письма от читателей?

Каверин: Да, он получал письма и отвечал на них. Но в действительности, когда книга вышла, она подверглась серьезной критике.

РГ: Но книга ведь получила Сталинскую премию? Получение премии каким-то образом изменило жизнь вашей семьи?

Каверин: Вениамин Александрович на эти деньги купил разборный щитовой финский домик. В то время мы жили в Ленинграде, и он не мог получить в Переделкино литфондовскую дачу, ее тогда давали только московским писателям. А он хотел жить в Переделкино летом, поэтому взял у сельсовета в аренду участок земли и, вот, купил этот домик. Потом уже надстроил второй этаж, пристроил веранду, гараж. И получилась наша дача. Там и сегодня сохраняется его кабинет.

РГ: Книги Вениамина Александровича довольно часто экранизировались. Какая экранизация по душе вам? Какое участие принимал В. А. в этих постановках?

Каверин: Он часто сам писал сценарий, с ним консультировались режиссеры. Не могу сказать, что какая-либо из экранизаций мне очень нравится. Хотя актерский состав и в первой, и во второй экранизации "Двух капитанов" хороший. Тут ведь нет обязательной корреляции. Среднее произведение может стать основой для великого фильма. И, наоборот, сплошь и рядом мы видим слабые экранизации замечательных книг.

РГ: В идели вы на сцене мюзикл "Норд-Ост"? Нравился ли он вам? Как бы вы отнеслись к возможности его восстановления?

Каверин: Конечно, видел. Я на премьере был. Мне, в общем, понравилось. Хотя Вениамин Александрович этого не любил. Если он мог пресечь попытку сделать из "Двух капитанов" оперу, он ее пресекал. Но мы с сестрой посмотрели, и нас ничего особенно не резануло. Против восстановления я бы, во всяком случае, не возражал.

РГ: Каким вы помните Юрия Николаевича Тынянова?

Каверин: Он умер в 1943 году, мне было десять. Я его помню очень хорошо, он был мягкий, добрый человек. Но он был человек очень больной, я никогда не видел его здоровым - всегда с палочкой, ходил с трудом. Во время войны мы вместе были в эвакуации, в Перми. Отец был военным корреспондентом "Известий", сначала на Ленинградском фронте, потом - на Северном флоте. Вернувшись в Москву, Юрий Николаевич очень быстро умер. Вениамин Александрович его очень любил и как писателя ставил намного выше, чем себя.

РГ: Как возник девиз Сани Григорьева: Бороться и искать, найти и не сдаваться?

Каверин: Это фраза из стихотворения Альфреда Теннисона, эпитафия на могиле исследователя Антарктики Роберта Скотта, который дошел до Южного полюса, но на обратном пути погиб.
Полная версия здесь:

Вениамин Александрович Каверин родился 19 апреля 1902 года в Пскове в семье капельмейстера 96-го пехотного Омского полка Абеля Абрамовича Зильбера и его жены - урожденной Ханы Гиршевны (Анны Григорьевны) Дессон, владелицы музыкальных магазинов. Старшая сестра Каверина - Лея Абелевна Зильбер (в замужестве Елена Александровна Тынянова, 1892-1944) - вышла замуж за его друга детства, писателя и филолога Ю. Н. Тынянова.

Старший брат Каверина - крупный советский вирусолог Л. А. Зильбер (1894-1966). Кроме того, в семье росли еще трое старших детей - Мирьям (в замужестве Мира Александровна Руммель, 1890-й, после 1988-го - жена первого директора Народного дома им. А. С. Пушкина Исаака Михайловича Руммеля), Давид, впоследствии военный врач, и Александр (1899-1970), композитор, взявший псевдоним Ручьёв. Жена Каверина - детская писательница Л. Н. Тынянова (1902-1984), младшая сестра Ю. Н. Тынянова.

Окончил Институт восточных языков по отделению арабистики (1923) и историко-филологический факультет Ленинградского государственного университета (1924). Был близок к младоформалистам. В 1929-м защитил диссертацию "Барон Брамбеус. История Осипа Сенковского".

Псевдоним "Каверин" взят в честь гусара, приятеля молодого Пушкина (выведенного им под собственной фамилией в "Евгении Онегине"). "Уж тёмно: в санки он садится. / "Пади, пади!" - раздался крик; / Морозной пылью серебрится / Его бобровый воротник. / К Talon помчался: он уверен, / Что там уж ждет его Каверин. / Вошел: и пробка в потолок, / Вина кометы брызнул ток, / Пред ним roast-beef окровавленный, / И трюфли, роскошь юных лет, / Французской кухни лучший цвет, / И Стразбурга пирог нетленный / Меж сыром Лимбургским живым / И ананасом золотым".

Первый рассказ Вениамина Каверина "Хроника города Лейпцига за 18... год" был опубликован в 1922 г.
В начале 1920-х годов входил в литературную группу "Серапионовы братья". Ранние рассказы написаны на фантастические сюжеты. Обращение к реальной жизни отразилось в романе "Девять десятых судьбы" (1926) и др. В 1927 году принял участие в коллективном романе "Большие пожары", публиковавшемся в журнале "Огонек".

Роман "Исполнение желаний" (2 кн., 1935-1936) и роман-трилогия "Открытая книга" (1949-1956) посвящены изображению творческого труда, научным исканиям советской интеллигенции. Наибольшую известность приобрел приключенческий роман "Два капитана" (2 кн., 1938-1944, Сталинская премия, 1946), в котором показана советская молодежь. Романы "Открытая книга" и "Два капитана" были неоднократно экранизированы.
Подписал обращение в защиту Юлия Даниэля и Андрея Синявского.

Подготовил для Четвертого съезда СП СССР (1967) речь "Насущные вопросы литературы", которую ему запретили зачитывать. В 1968-м он в "Открытом письме" объявил о разрыве с Константином Фединым, когда тот не допустил до читателя "Раковый корпус" Солженицына.
Скончался 2 мая 1989 года в Москве.