Можно ли заряжать аккумулятор авто не снимая. Все о зарядке и «прикуривании» автомобильного аккумулятора: эффективная стратегия от эксперта

Многим автолюбителям будет полезно знать, как зарядить аккумулятор автомобиля не снимая с машины. Существует достаточно много причин, из-за которых происходит частичный или полный разряд аккумуляторной батареи. Особенно часто такое происходит в зимний период эксплуатации машины. Пуск холодного двигателя потребует отдачи значительно большего тока для стартера, а времени для восстановления его электрической ёмкости недостаточно. Водители прибегают зарядке батареи стационарным зарядным устройством.

Как зарядить аккумулятор автомобиля не снимая с машины , будет интересно тем владельцам авто, у которых его снятие может привести к сбросу всех настроек электронного блока управления двигателем, автомагнитолы и других электронных устройств.

Проблемы с магнитолой, часами и другими подобными приборами решить довольно просто, а вот блок управления, возможно, придётся перепрошивать. Поэтому в таких случаях «подпитать» аккумуляторную батарею лучше всего на штатном месте в моторном отсеке машины.



Возможно ли это?


Ответ будет однозначно утвердительным, однако имеется несколько «но», о которых нельзя не вспомнить. Если послушать рассказы опытных и не очень водителей, то среди большого количества положительных отзывов случаются отрицательные, которые повествуют о возникших проблемах в машинах после такой зарядки. Их единицы, но, все таки они имеются. Риск имеется, поэтому стоит несколько подробнее на этом остановиться.

К одной из самых опасных тенденций такой процедуры относят превышение напряжения зарядки АКБ. Сегодня большая часть автомобильной электроники без особых проблем переносит превышение напряжения примерно до 16 вольт. Это говорит о том, что используя ЗУ, вы должны быть на 100% уверены, что зарядное устройство отдаёт при зарядке не более этого показателя.

Почему на этом акцентируется ваше внимание, потому, что нередко встречаются устройства, у которых на выходе 18 вольт, а то и больше.

Даже кратковременные импульсы могут быть опасны для автомобильных электронных устройств. Поэтому, если предполагается их использование в предполагаемом режиме, перед этим следует внимательно изучить инструкцию по эксплуатации ЗУ, особенно параметры работы в автоматическом режиме. Только абсолютное обеспечение безопасных условий такого способа зарядки может быть допустимым и не создаст новых проблем.



Об особенностях такой зарядки


Выполнение такой операции требует соблюдения определённых правил. Только это позволяет избежать повреждений электронной аппаратуры машины и сможет восстановить емкость бортового аккумулятора. Давайте вместе рассмотрим порядок выполнения этой операции:


Вот примерно таков порядок действий при выполнении зарядки аккумуляторной батареи без снятия её с автомобиля. Хочется ещё напомнить о том, что обязательно нужно иметь вентиляцию в помещении, где производится эта процедура. Если имеется время для её выполнения, то лучше всего установить первоначальный ток заряда не более 3 ампер. При такой величине будет достаточно примерно 10-12 часов для полного восстановления батареи.



О других способах


Иногда такая ситуация может возникнуть вдали от города и при отсутствии зарядного устройства. В таком случае на помощь можно попросить любую другую исправную машину, то есть, как говорят водители, нужно «прикурить». Тут также имеются свои особенности проведения этой операции. В первую очередь нужно подсоединить клеммы на севшую батарею, в порядке, описанном ранее. После этого подключают провода к рабочему автомобилю.

Заведите исправное авто и дайте ему поработать несколько минут, это даст возможность для подзарядки севшего АКБ. После этого пробуйте завести двигатель. Если всё получилось, отсоедините провода и покатайтесь некоторое время на автомобиле для дальнейшей
зарядки батареи.

Как видите, операция не сложная. О том, как зарядить аккумулятор автомобиля не снимая с машины мы рассказали вполне доступным языком. Главное, это соблюдение правил безопасности при выполнении заряда АКБ и наших советов, которые изложены в этой статье.

Большинство автолюбителей даже не задумываются о необходимости подзарядки аккумулятора. Но беспечность продолжается недолго – до момента полного отказа авто заводиться. Согласитесь, не совсем приятно прийти в гараж за автомобилем и обнаружить транспортное средство без признаков «жизни». Как поступить в такой ситуации? Есть два выхода: купить новый аккумулятор (это дорого) или же подзарядить старый (на это уйдет очень много времени). Но есть и третий вариант – не допускать такой ситуации. Сделать это очень просто – следовать рекомендациям, приведенным в этой статье.

Для выполнения этой работы необходимо сделать минимум манипуляций. Так, можно выделить два наиболее эффективных способа:

1) Произвести измерение напряжения на клеммах АКБ с помощью обычного мультиметра (для ненагруженного аккумулятора нормальный параметр – около 12,6-12,7 Вольт, для нагруженного – 12,0-12,3 Вольта);

2) Измерить плотность электролита. Данную работу можно сделать с помощью специального прибора ареометра. Плотность электролита у полностью заряженной батареи составляет около 1,28 гр/куб. см. При снижении плотности до значения 1,2 гр/куб. см можно говорить о разряде АБ на 50%. Делать выводы о полном разряде батареи можно делать в том случае, когда плотность опустилась до уровня 1,0-1,1 гр/куб. см.

Не ленитесь проверять емкость во всех банках аккумулятора. Даже незначительные на первый взгляд различия в показателях (0,1-0,2) могут свидетельствовать о наличии определенных проблем с АБ. В итоге может понадобиться полная замена аккумулятора.


Многие новички боятся самостоятельно заряжать аккумулятор. На самом же деле, ничего сложного в этом нет. Все, что необходимо – качественное зарядное устройство, способное преобразовывать переменный оперток в постоянный. Одним из элементов зарядных устройств является вариатор, с помощью которого можно производить регулировку основных параметров — силы тока и напряжения. Кроме этого, даже у самого простого ЗУ должно быть информационное табло и сигнальные лампы, которые бы оповещали о наличии факта подзарядки. Хотелось бы отметить, что для «оживления» стандартного 12-ти вольтового аккумулятора необходимо использовать зарядное на 16 Вольт.

Чтобы зарядить АКБ совсем не обязательно снимать ее с транспортного средства – сделать это можно на «родном» месте – достаточно снять клеммы. Предварительно уберите с клемм всю имеющуюся пыль и грязь, проверьте наличие течи, повреждений и трещин на аккумуляторе.

Если аккумулятор обслуживаемый, необходимо открутить все пробки и посмотреть на цвет электролита. Полная прозрачность – это норма, а наличие хлопьев и темный цвет – главное свидетельство замыкания пластин или наличия короткого замыкания. Если проблем с аккумулятором не обнаружено можно переходить к процессу зарядки.


Особенности и основные способы подзаряда аккумулятора

К зарядке можно приступать только после проведения описанной выше проверки. При этом в целях безопасности все работы желательно выполнять в перчатках. Сначала подключите вывода зарядного устройства к клеммам (с учетом полярности), а потом включайте зарядное устройство. Методов зарядки аккумулятора множество, но основных пять:

1) Применение постоянного тока. Особенность данного метода в том, что весь период зарядки необходимо следить за уровнем тока. В частности, для зарядки 60-ти амперного аккумулятора понадобится около 20 часов времени. Сначала выставляете ток на уровне 6 ампер, а затем уменьшаете до уровня 3-4 ампер. Как только напряжение достигнет 15 Вольт, проверьте силу тока (она должна быть не выше 1,5 Ампер). Стоит отметить, что на заключительном этапе подзярядки может выделяться большой объем газа, что является основным недостатком данного способа. Как следствие, процесс нельзя пускать на самотек;

2) Применение постоянного напряжения. Уровень зарядного напряжения напрямую зависит от величины заряда самой АКБ. Данный метод на сегодняшний день является одним из наиболее безопасных и щадящих для аккумулятора. Можно смело ставить изделие на зарядку и оставлять его без присмотра. Как только АКБ полностью заряжена, загорается специальный индикатор. Остается лишь проверить уровень напряжения (норма – 14,4 Вольта);

3) Большая часть популярных зарядных устройств работает на комбинированном принципе, когда используется два описанных выше метода. Сначала заряд осуществляется постоянным током, а потом – постоянным напряжением. Устройства, работающие на таком принципе, полностью автоматические и автолюбителю не обязательно принимать участие в процессе. Как только проведена полная зарядка, устройство отключается;

4) Быстрая подзарядка. Если необходимо быстро зарядить АБ, можно использовать один интересный метод. Сначала с аккумулятора снимаются клеммы, очищаются и подсоединяются клеммы подзарядного устройства (естественно, с учетом полярности). Ток ставится на максимальный уровень (около 20 Ампер). В таком режиме аккумулятор необходимо держать около 20 минут. После этого АКБ возвращается его на авто (двигатель должен завестись).

У данного метода есть несколько особенностей. Во-первых, его не желательно применять часто, ведь можно быстро «убить» аккумулятор. Во-вторых, при глубоком разряде АКБ метод бесполезен (подзарядка не даст никакого эффекта).

5) Глубокий заряд аккумулятора. Если есть время, то лучше полностью зарядить АКБ своего автомобиля. Этот вариант является наиболее щадящим. Так, уровень тока выставляется минимальный. Время зарядки – около 10 часов. При необходимости заряд можно производить и более продолжительный срок. Прекращать процесс необходимо только по завершению зарядки аккумулятора. Контролировать данный факт можно по дисплею, стрелочному указателю или прочей индикации.


Основные меры безопасности

Заряд автомобильного аккумулятора – это достаточно опасная процедура, поэтому соблюдение ряда мер безопасности является обязательным: — во-первых, во время выполнения работ необходимо пользоваться специальными перчатками (обязательно химически стойкими) и очками;

— во-вторых, курить, что-либо поджигать во время зарядки АКБ запрещено. Искрение приборов также необходимо исключить;

— в-третьих, работы должны производиться в хорошо проветриваемом помещении. Осуществлять подзарядку дома запрещено. Причина – выделение большого количества ядовитых веществ, которые могут привести к отравлению организма;

— в-четвертых, подзарядка должна осуществляться через специальный автомат, чтобы в случае короткого замыкания происходило мгновенное отключение питания.


Особенности «прикуривания» аккумулятора

Бывают ситуации, когда АКБ вашего автомобиля отказывается работать прямо в дороге, где нет возможности провести хотя бы малейшую подзарядку. Здесь уже спасет «прикуривание» от другого аккумулятора. Как же правильно действовать. Рассмотрим алгоритм:

— во-первых, припаркуйте авто с пострадавшим аккумулятором вплотную с машиной-«помощницей»;

— во-вторых, во избежание непроизвольного движения поставьте ручник, отключите в машине все электроприборы;

— в-третьих, соедините толстым медным проводом плюсовые провода аккумуляторов;

В-четвертых, подсоединяете другой провод к минусу целого аккумулятора. Соединение «минуса» с клеммой разрядившегося аккумулятора запрещено, ведь в этом случае целая АКБ также может пострадать;

— в-пятых, проверьте положение проводов (они не должны касаться подвижных частей);

— в-шестых, теперь заводите машину «помощника» и подержите 10-15 минут авто заведенным. После этого можно пробовать заводить свое авто. Если не получилось, то все манипуляции проводится повторно.

— не «прикуривайте» от другой машины, если на улице температура ниже 15 градусов мороза;

— не прикасайтесь к проводам (можно получить сильный ожог);

— выполняйте процедуру прикуривания только при уверенности в полной исправности разряженной АКБ. В противном случае есть вероятность взрыва;

— не стоит пытаться «прикурить» внедорожник от небольшого малолитражного автомобиля с малоемким аккумулятором (это его «убьет»);

— вся процедура должна выполняться с помощью специальных проводов толстого сечения. Кроме этого, проводники обязательно должны быть гибкими, со специальными зажимами на концах;

— помните, что производители официально запрещают прикуривать, поэтому в случае неудачи можно остаться без гарантии на автомобиль.

Покупка зарядного устройства для автомобильного аккумулятора позволит автовладельцу самому обслуживать свое авто без обращения в сервис. Это поможет сэкономить время и деньги, а также не зависеть от работников мастерской. Ведь кто знает, как долго они продержат Ваш аккумулятор? Имея под рукой , Вы сможете быстро зарядить батарею перед поездкой или же поставить ее заряжаться на длительное время для восстановления полного ресурса.

Современные автомобильные аккумуляторы достаточно надежны и при правильном использовании имеют очень долгий срок службы. Но, к сожалению, наиболее частой причинной поломок является неправильная или несвоевременная зарядка. Если электрохимический процесс происходит правильно, то естественный износ пластин наступает спустя много лет эксплуатации. Чтобы зарядка автомобильного аккумулятора в домашних условиях не стала причиной поломок и, как следствия, покупки нового аккумулятора, важно соблюдать определенные правила.

Подготовительные работы и меры предосторожности

Многие автолюбители задают такой вопрос: «Обязательно ли снимать аккумулятор для зарядки, или можно оставить его в автомобиле?». В принципе, применимы оба варианта. Выбор способа зарядки зависит от условий помещения, где это будет происходить, а также от того, на какое время Вы планируете поставить батарею заряжаться.

Если Вы снимаете аккумулятор и отсоединяете его от бортовой сети автомобиля, то должны быть готовы к тому, что могут сбиться настройки подключенной электроники, например, климат-контроля, акустической системы. Также при этом стираются данные из системы памяти блока управления двигателем (результаты диагностики и другая информация). Поэтому такой способ используется крайне редко, лишь когда нужно произвести качественную зарядку полностью севшего аккумулятора. Как правило, этот процесс занимает много времени (от 10 до 30 часов), поэтому обычно это делается дома. Ведь мало кто готов сидеть так долго в гараже, а оставлять работающее зарядное устройство без присмотра небезопасно.

Важно знать! Если Вы планируете проводить зарядку аккумулятора автомобиля в домашних условиях, постарайтесь поставить его в таком месте, где нет людей, например, на балконе. Так Вы обезопасите своих близких от вредного воздействия выделяющихся токсичных веществ (хлористого водорода, сернистого газа и др). Первыми признаками отравления являются головная боль, металлический привкус во рту, кашель. Но если позаботиться о том, чтобы воздух с балкона не попал внутрь помещения, а выходил на улицу, можно избежать этих последствий.

Если Вы осуществляете зарядку аккумулятора в автомобиле , то делать это нужно в сухом месте (желательно, в отапливаемом гараже). Если машина стояла на морозе, нужно выждать несколько часов, пока батарея отогреется при комнатной температуре. Зарядка аккумулятора должна проводиться при выключенном двигателе, также нужно отключить зажигание и другие электросистемы автомобиля или перевести их в спящий режим, если это возможно. Такой способ обычно используется, когда нужно подзарядить аккумулятор, чтобы завести двигатель.

Независимо от того, где Вы будете проводить зарядку, нужно соблюдать несколько общих требований. Рядом с местом расположения аккумулятора не должно быть открытого огня, так как выделяемый вместе с газами водород в смеси с кислородом может стать причиной взрыва от искры. Провода от пуско-зарядного устройства нужно расположить таким образом, чтобы их ничто не пережимало, и не было вероятности случайного задевания.

Настройка зарядного устройства

Теперь поговорим о том, как правильно зарядить аккумулятор. Прежде всего, нужно прочитать инструкцию по эксплуатации зарядного устройства и действовать согласно описанному там алгоритму. Последовательность действий будет следующая: сначала подсоединяются клеммы к аккумулятору, затем зарядное устройство подключается к электророзетке. Если оно рассчитано на работу с разными типами аккумуляторов, на панели управления нужно выбрать подходящий режим : WET (зарядка свинцовых аккумуляторов с жидким электролитом), AMG (зарядка батарей с сухим наполнителем, пропитанным электролитом) или GEL (зарядка гелевых аккумуляторов). После этого выставляется сила тока , на которой будет происходить зарядка.

Важно знать! Силу тока нужно поставить не более 10% для WET-аккумуляторов и не более 25% от емкости GEL и AGM аккумуляторов, а лучше вести зарядку на минимальной силе тока. Это хоть и займет больше времени, зато поможет провести более полную зарядку аккумулятора, избежать сульфатации пластин, закипания электролита и, как следствия - преждевременного выхода батареи из строя.

К примеру, если аккумулятор сел полностью , а его емкость составляет 55 (а/ч), то на зарядном устройстве нужно выставить силу тока не более 5,5 А. Для полного заряда батареи при таких показателях понадобится около 12 часов.

Другая ситуация: аккумулятор емкостью в 60 а/ч разряжен наполовину . То есть, требуется зарядка на 30 а/ч. Чтобы определить время зарядки, нужно разделить 30 а/ч на силу тока, которую будет выдавать зарядное устройство:

  • 30/3 = 10 (часов) - это самое короткое время, за которое можно зарядить аккумулятор без риска.
  • 30/1 = 30 (часов) - это максимальное время, зато при такой силе тока обеспечится наиболее эффективное восстановление аккумулятора.

Конечно, второй вариант хоть займет у Вас более суток, зато Вы сможете избежать сульфатации батареи и продлите срок ее службы. Кроме того, медленный заряд будет предпочтителен для старых аккумуляторов или, если плотность электролита в банках неодинакова.

Случаются и экстренные ситуации, когда нет времени ждать целый день, пока зарядится аккумулятор - ехать нужно сегодня. Тогда Вы можете воспользоваться функцией быстрого заряда , которая присутствует в большинстве современных устройств. С ее помощью можно зарядить аккумулятор в домашних условиях всего за пару часов. Но часто пользоваться ею не рекомендуется, так как это негативно сказывается на сроке службы батареи.

Режимы зарядки аккумулятора

Как было упомянуто выше, некоторые модели могут заряжать аккумулятор в двух режимах:

  • Ускоренный - используется более высокий ток (более 10% от емкости аккумулятора), что позволяет осуществить частичную зарядку за короткий срок. Однако, не стоит использовать этот режим часто - это значительно сократит срок службы аккумулятора.
  • Обычный - действует с меньшим током и занимает длительное время. Воздействие тока оптимальных параметров способствует более полному растворению сульфата на пластинах, что положительно сказывается на емкости аккумулятора.
Емкость аккумулятора (А/ч) Свинцовый Гелевый AGM
Способ зарядки (А)

Обычная

Быстрая

Обычная

Быстрая

Обычная

Быстрая

20 6-14А 10-14А 10-14А
60 18-55А 15А 30-55А 15А 30-55А
100 10А 30-70А 25А 50-70А 25А 50-70А
150 15А 45-100А 35А 75-100А 35А 75-100А
200 20А 60-140А 50А 100-140А 50А 100-140А

Прописные истины

Напоследок добавим еще несколько простых советов, которые пригодятся автолюбителю при обслуживании аккумулятора.

  • Чем меньшую силу тока Вы установите, тем бережнее будет процесс зарядки аккумулятора.
  • Зимой зарядку аккумулятора нужно проводить при разрядке на 25%, летом - на 50%.
  • Периодически контролируйте процесс зарядки. Если возникнет проблема, нужно прервать работу зарядного устройства и выяснить причину.

У современных устройств на дисплей выводится сообщение об ошибке (обычно с кодовым обозначением), поэтому Вы легко сможете устранить ее причину. Вот несколько наиболее частых примеров:

Причина ошибки Действия пользователя
Произошло замыкание клемм/проводов или замыкание в аккумуляторе Отключить зарядное устройство от сети и отсоединить клеммы от аккумулятора. Проверить правильность подключения клемм, осмотреть их на наличие коррозии и грязи. При необходимости нужно протереть клеммы и контакты батареи.
Аккумулятор имеет сильную сульфацию пластин Прекратить зарядку, такой аккумулятор требует замены.
У батареи повышенный уровень саморазряда, зарядка невозможна Требуется замена аккумуляторной батареи

Надеемся, что наша статья помогла Вам разобраться в том, как правильно зарядить аккумулятор в домашних условиях с помощью зарядного устройства. Теперь и Вы сможете применять наши рекомендации на практике и делиться опытом с другими автолюбителями. А если Вы еще не приобрели зарядное устройство для автомобиля, самое время купить его в нашем интернет-магазине!