Николай гогольганц кюхельгартен. Биография кюхельбекера

English: Wikipedia is making the site more secure. You are using an old web browser that will not be able to connect to Wikipedia in the future. Please update your device or contact your IT administrator.

中文: 维基百科正在使网站更加安全。您正在使用旧的浏览器,这在将来无法连接维基百科。请更新您的设备或联络您的IT管理员。以下提供更长,更具技术性的更新(仅英语)。

Español: Wikipedia está haciendo el sitio más seguro. Usted está utilizando un navegador web viejo que no será capaz de conectarse a Wikipedia en el futuro. Actualice su dispositivo o contacte a su administrador informático. Más abajo hay una actualización más larga y más técnica en inglés.

ﺎﻠﻋﺮﺒﻳﺓ: ويكيبيديا تسعى لتأمين الموقع أكثر من ذي قبل. أنت تستخدم متصفح وب قديم لن يتمكن من الاتصال بموقع ويكيبيديا في المستقبل. يرجى تحديث جهازك أو الاتصال بغداري تقنية المعلومات الخاص بك. يوجد تحديث فني أطول ومغرق في التقنية باللغة الإنجليزية تاليا.

Français: Wikipédia va bientôt augmenter la sécurité de son site. Vous utilisez actuellement un navigateur web ancien, qui ne pourra plus se connecter à Wikipédia lorsque ce sera fait. Merci de mettre à jour votre appareil ou de contacter votre administrateur informatique à cette fin. Des informations supplémentaires plus techniques et en anglais sont disponibles ci-dessous.

日本語: ウィキペディアではサイトのセキュリティを高めています。ご利用のブラウザはバージョンが古く、今後、ウィキペディアに接続できなくなる可能性があります。デバイスを更新するか、IT管理者にご相談ください。技術面の詳しい更新情報は以下に英語で提供しています。

Deutsch: Wikipedia erhöht die Sicherheit der Webseite. Du benutzt einen alten Webbrowser, der in Zukunft nicht mehr auf Wikipedia zugreifen können wird. Bitte aktualisiere dein Gerät oder sprich deinen IT-Administrator an. Ausführlichere (und technisch detailliertere) Hinweise findest Du unten in englischer Sprache.

Italiano: Wikipedia sta rendendo il sito più sicuro. Stai usando un browser web che non sarà in grado di connettersi a Wikipedia in futuro. Per favore, aggiorna il tuo dispositivo o contatta il tuo amministratore informatico. Più in basso è disponibile un aggiornamento più dettagliato e tecnico in inglese.

Magyar: Biztonságosabb lesz a Wikipédia. A böngésző, amit használsz, nem lesz képes kapcsolódni a jövőben. Használj modernebb szoftvert vagy jelezd a problémát a rendszergazdádnak. Alább olvashatod a részletesebb magyarázatot (angolul).

Svenska: Wikipedia gör sidan mer säker. Du använder en äldre webbläsare som inte kommer att kunna läsa Wikipedia i framtiden. Uppdatera din enhet eller kontakta din IT-administratör. Det finns en längre och mer teknisk förklaring på engelska längre ned.

हिन्दी: विकिपीडिया साइट को और अधिक सुरक्षित बना रहा है। आप एक पुराने वेब ब्राउज़र का उपयोग कर रहे हैं जो भविष्य में विकिपीडिया से कनेक्ट नहीं हो पाएगा। कृपया अपना डिवाइस अपडेट करें या अपने आईटी व्यवस्थापक से संपर्क करें। नीचे अंग्रेजी में एक लंबा और अधिक तकनीकी अद्यतन है।

We are removing support for insecure TLS protocol versions, specifically TLSv1.0 and TLSv1.1, which your browser software relies on to connect to our sites. This is usually caused by outdated browsers, or older Android smartphones. Or it could be interference from corporate or personal "Web Security" software, which actually downgrades connection security.

You must upgrade your web browser or otherwise fix this issue to access our sites. This message will remain until Jan 1, 2020. After that date, your browser will not be able to establish a connection to our servers.

Николай Васильевич Гоголь известен подавляющему большинству населения как автор «Тараса Бульбы», «Вечеров на хуторе близ Диканьки», «Вия» и так далее. Однако мало кто знает, что перу его принадлежат и другие, ныне почти забытые работы. Одна из них - «Ганц Кюхельгартен».

Краткая биографическая справка

Николай Гоголь родился 20 марта 1809 года в селе Великие Сорочинцы и был назван так в честь святого Николая Диканьского - мать его верила, что это поможет ребенку выжить (она рожала много раз, но детки появлялись на свет слабенькими и быстро умирали). С детства хорошо рисовал, вообще в учебе же не блистал.

В девятнадцать лет он переехал в Санкт-Петербург, где первое время работал чиновником, а затем служил в театре. Ему не по нраву пришлось ни то, ни другое, и он решил попробовать себя в литературе. Первым произведением, которое принесло успех начинающему автору, стала повесть «Вечер накануне Ивана Купалы». Помимо сочинительства повестей и рассказов, Гоголь занимался драматургией - он все же очень любил театр и хотел хоть как-то быть связанным с ним.

В середине тридцатых писатель много путешествовал, именно за границей он начал работу над первым томом «Мертвых душ». Умер Николай Гоголь 21 февраля 1852 года.

Основные сочинения

Из известных работ Гоголя, кроме уже упомянутых выше, можно выделить следующие: «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Ревизор», «Женитьба», «Шинель», «Нос».

Среди трудов Гоголя числится и некий «Ганц Кюхельгартен». Однако он, скорее, напротив, малоизвестен - не изучается ни в школах, ни в институтах. О чем эта повесть («Ганц Кюхельгартен»), будет рассказано выше. Нужно заметить прежде, что, строго говоря, повестью данное произведение назвать нельзя, скорее, это поэма. Сам Гоголь обозначил его как «романтическую идиллию в стихах».

«Ганц Кюхельгартен»: краткое содержание

Как уже можно было понять из сказанного выше, данное произведение является стихотворным. Гоголь разбил его на несколько картин. Помимо Ганца Кюхельгартена, в нем еще несколько героев - его возлюбленная Луиза, с которой он дружит с детства, ее родители, младшая сестренка и бабушка с дедушкой, дедушка притом является пастором, уважаемым и почитаемым человеком в местной деревеньке. Именно появлением пастора открывается данное произведение. Он уже стар; сидя в кресле на свежем воздухе, он то радуется хорошему теплому утру, то дремлет.

Прибежавшая внучка Луиза кажется тревожной, она рассказывает дедушке, что ее «милый Ганц» в последнее время сам не свой, его что-то печалит, он чем-то озабочен. Она переживает, как бы он не разлюбил ее, и просит деда побеседовать с юношей. Когда очередная картина начинается от лица Ганца, читателю становится понятно, что тот увлечен чтением. Он бредит Древней Грецией, ее культурой, ее героями. Он очарован, ему кажется, что вот там - «жизнь», а тут у него - так, прозябание. Дальнейший сюжет «Ганца Кюхельгартена» прост и очевиден - Ганц уходит, оставив Луизе записку и разбив ей сердце. Он отправляется к своей мечте.

Через два года в родной деревушке Ганца многое изменилось - старого пастора, например, уже нет в живых, так и не успело сбыться его желание - побывать на свадьбе внучки. А сама внучка, Луиза, несмотря на прошедшее время, по-прежнему ждет своего Ганца, нет-нет да выглядывая в окно. И дожидается - Ганц возвращается домой, усталый и сломленный - он нашел в Афинах совсем не то, чего ожидал. Иллюзии рухнули, он понял, что истинное счастье всегда было рядом с ним.

История создания

Интересна история создания поэмы «Ганц Кюхельгартен» Гоголя. Поначалу, кстати, не было известно, что она принадлежит перу Гоголя - это выяснилось лишь после смерти прозаика. Написав свою «романтическую идиллию» в восемнадцать лет (а по некоторым источникам, в девятнадцать или двадцать; допустимыми годами сочинения поэмы являются, таким образом, 1827-1829), молодой человек отнес ее издателю Адольфу Плюшару, сообщив, что эта работа его друга, В. Алова. Под таким псевдонимом (и, разумеется, на собственные последние деньги и даже занятые у друзей) поэма и была напечатана.

Гоголь снабдил ее небольшим предисловием, в котором указал, что эта вещь никогда бы не увидела свет, если бы не обстоятельства, «известные одному только автору». О том, что «Ганц Кюхельгартен» принадлежит не какому-то Алову, а самому Гоголю, в то время знали лишь двое - слуга юноши Яким и один из его друзей, с которым он как раз в то время делил кров.

Источники вдохновения

Не секрет, что многие авторы, сочиняя свои произведения, черпают вдохновение в событиях собственной судьбы. Порой они рассказывают о чем-то, что уже произошло с ними или их знакомыми, порой, напротив, сочинив какую-то вещь и отождествляя себя с героем, стремятся осуществить описанное в жизни. Примерно так произошло и с Гоголем.

После окончания гимназии Гоголь уехал в Петербург, который в его мечтах представлялся ему чем-то величественным и возвышенным. Он видел себя в этом городе в ореоле славы, с прекрасной работой, приносящей ему счастье, с успехами на литературном поприще. Он мечтал о том, чего у него не было, но что казалось настолько легко осуществимым - нужно лишь добраться в этот город грез. Именно так рассуждал и герой «Ганца Кюхельгартена» - кстати, на эту поэму Гоголь возлагал немыслимые надежды, полагая, что она принесет ему и славу, и почет.

На деле все оказалось далеко не так радужно, как представлялось в воображении. Впечатление от Петербурга осталось унылым: и город грязный, серый, и жизнь дорогая, и даже на театр не хватает средств, лишь на пропитание. Соблазнов, манивших яркими вывесками и витринами, хватало, но из-за отсутствия денег они были недоступны, что не могло не повергать Гоголя в отчаяние. Не везло ему и с карьерой - желаемого места, достойного его, так и не находилось.

Помимо жизненных неурядиц, очевидно, что источником, вдохновившим Гоголя на создание своей поэмы, стала идиллия Фосса «Луиза» - даже имя главной героини он позаимствовал оттуда. Помимо имени девушки, Гоголь взял из данного сочинения образ пастора и описание сельского быта, которое так напоминает у него пастораль. Тем не менее нельзя говорить об исключительном влиянии работы Фосса на Гоголя хотя бы потому, что у первого прослеживаются черты сентиментальной идиллии, у второго - они тоже есть, но кроме них, можно заметить и воздействие романтизма, пришедшие от Жуковского и Байрона, которых Гоголь несомненно почитал. Также исследователи выделяют в поэме Гоголя кое-что от Пушкина и его поэтики - например сон Луизы очевидно напоминает о сне Татьяны в «Евгении Онегине». И подобных отсылок в содержании «Ганца Кюхельгартена» немало.

Почему в поэме изображена Германия? Это объясняется просто. Молодость Гоголя прошла под знаком немцев - начинающий писатель страстно любил немецкую литературу и философию, увлекался самой страной и ее жителями и, как гораздо позже признавался сам в одном из писем, возможно, просто смешивал любовь к искусству с людьми, создавая некий романтизированный идеал в своем представлении. Немецкие романтики будоражили ум Гоголя, он пытался писать, подстраиваясь под них, и, еще учась в гимназии, приобрел некую известность в качестве поэта среди своих товарищей.

Особенности поэмы

Главная мысль произведения, ясная даже из краткого содержания «Ганца Кюхельгартена» Гоголя, заключается в опасности попасть под влияние своего воображения, оказаться полностью в его власти. Иными словами, в «розовых очках». Гоголь показал в своей работе (и сам ощутил в жизни), к чему может привести подобная ситуация.

Еще одной особенностью поэмы является то, что самим автором она названа идиллией, но при этом разрушает все каноны данного жанра. Классическая идиллия изображает счастье в полной мере, идиллия Гоголя же наполнена элегией, в которой неизбежен конец - далеко не счастливый. Впоследствии разрушение идиллии станет одной из популярных тем в литературе, так что можно считать, что в «Ганце Кюхельгартене» Гоголь сделал к этому первый шаг.

Также существенным отличием поэмы от последующих работ писателя стало то, что в ней он описал события, которых не было в реальности, но которые должны были случиться (он сам планировал путешествие на Запад), а позже, в будущих своих рассказах и повестях, Гоголь писал уже, основываясь исключительно на прошедшем житейском опыте и наблюдениях.

Образ главного героя

Уже очевидно, что своего Ганца Гоголь отождествлял с самим собой. В голову героя автор вложил свои идеи и мечты, свои планы и надежды - это легко проследить, если прочесть письма Гоголя данного периода, которые он писал матери и некоторым друзьям.

Героя «Ганца Кюхельгартена» - стремление распрощаться с ненавистным мещанским миром, выразить свои способности в чем-то ином. Здесь есть намек на декабристов - неслучайно фамилия Ганца так похожа на фамилию участника декабрьского восстания - Вильгельма Кюхельбекера, который был поэтом и другом Пушкина. Так же как и декабристы, так же как и сам Гоголь, Ганц Кюхельгартен терпит поражение в своих попытках и помыслах - все оказывается совершенно иначе, нежели ему представлялось. Жизнь играет с ним злую шутку, но если и остальные декабристы поплатились своей свободой, Ганцу, как и Гоголю самому, пришлось лишь распрощаться со своими иллюзиями. Впрочем, в чем-то и это - отсутствие свободы.

Интересно также имя главного героя - Ганц. В немецком языке слово ganz означает «весь», «целиком» - герой гоголевского произведения тоже хочет «объять необъятное», впустить весь мир в свою жизнь.

Предлагаемое сочинение никогда бы не увидело света, если бы обстоятельства, важные для одного только Автора, не побудили его к тому. Это произведение его восемнадцатилетней юности. Не принимаясь судить ни о достоинстве, ни о недостатках его, и предоставляя это просвещенной публике, скажем только то, что многие из картин сей идиллии, к сожалению, не уцелели; они, вероятно, связывали более ныне разрозненные отрывки и дорисовывали изображение главного характера. По крайней мере мы гордимся тем, что по возможности споспешествовали свету ознакомиться с созданьем юного таланта.

КАРТИНА I

Светает. Вот проглянула деревня,

Дома, сады. Всё видно, всё светло.

Вся в золоте сияет колокольня

И блещет луч на стареньком заборе.

Пленительно оборотилось всё

Вниз головой, в серебряной воде:

Забор, и дом, и садик в ней такие ж.

Всё движется в серебряной воде:

Синеет свод, и волны облак ходят,

И лес живой вот только не шумит.

На берегу далеко вшедшем в море,

Под тенью лип, стоит уютный домик

Пастора. В нем давно старик живет.

Ветшает он, и старенькая кровля

Посунулась; труба вся почернела;

И лепится давно цветистый мох

Уж по стенам; и окна искосились;

Но как-то мило в нем, и ни за что

Старик его б не отдал.

Вот та липа,

Где отдыхать он любит, тож дряхлеет.

Зато вкруг ней зеленые прилавки

Из дерну свежего.

В дуплистых норах

Ее гнездятся птички, старый дом

И сад веселой песнью оглашая.

Пастор всю ночь не спал, да пред рассветом

Уж вышел спать на чистый воздух;

И дремлет он под липой в старых креслах,

И ветерок ему свежит лицо,

И белые взвевает волоса.

Но кто прекрасная подходит?

Как утро свежее, горит

И на него глаза наводит?

Очаровательно стоит?

Взгляните же, как мило будит

Ее лилейная рука,

Его касаяся слегка,

И возвратиться в мир наш нудит.

И вот в полглаза он глядит,

И вот спросонья говорит:

«О дивный, дивный посетитель!

Ты навестил мою обитель!

Зачем же тайная тоска

Всю душу мне насквозь проходит,

И на седого старика

Твой образ дивный сдалека

Волненье странное наводит?

Ты посмотри: уже я хил,

Давно к живущему остыл,

Себя погреб в себе давно я,

Со дня я на день жду покоя,

О нем и мыслить уж привык,

О нем и мелет мой язык.

Чего ж ты, гостья молодая,

К себе так пламенно влечешь?

Или, жилица неба-рая,

Ты мне надежду подаешь,

На небеса меня зовешь?

О, я готов, да недостоин.

Велики тяжкие грехи:

И я был злой на свете воин,

Меня робели пастухи;

Мне лютые дела не новость;

Но дьявола отрекся я,

И остальная жизнь моя -

Заплата малая моя

За прежней жизни злую повесть…»

Тоски, смятения полна,

«Сказать» - подумала она -

«Он, бог знает, куда заедет…

Сказать ему, что он ведь бредит».

Но он в забвенье погружен.

Его объемлет снова сон.

Склонясь над ним, она чуть дышет.

Как почивает! как он спит!

Вздох чуть заметный грудь колышет;

Незримым воздухом обвит,

Его архангел сторожит;

Улыбка райская сияет,

Чело святое осеняет.

Вот он открыл свои глаза:

«Луиза, ты ль? мне снилось… странно…

Ты поднялась, шалунья, рано;

Еще не высохла роса.

Сегодня, кажется, туманно».

«Нет, дедушка, светло, свод чист;

Сквозь рощу солнце светит ярко;

Не колыхнется свежий лист,

И по утру уже всё жарко.

Узнаете ль, зачем я к вам? -

У нас сегодня будет праздник.

У нас уж старый Лодельгам,

Скрыпач, с ним Фриц проказник;

Мы будем ездить по водам…

Когда бы Ганц…» Добросердечный

Пастор с улыбкой хитрой ждет,

О чем рассказ свой поведет

Младенец резвый и беспечный.

«Вы, дедушка, вы можете помочь

Одни неслыханному горю:

Мой Ганц страх болен; день и ночь

Всё ходит к сумрачному морю;

Всё не по нем, всему не рад,

Сам говорит с собой, к нам скучен,

Спросить - ответит невпопад,

И весь ужасно как измучен.

Ему зазнаться уж с тоской -

Да эдак он себя погубит.

При мысли я дрожу одной:

Быть может, недоволен мной;

Быть может, он меня не любит. -

Мне это - в сердце нож стальной.

Я вас просить, мой ангел, смею…»

И кинулась к нему на шею,

Стесненной грудью чуть дыша;

И вся зарделась, вся смешалась

Моя красавица-душа;

Слеза на глазках показалась…

Ах, как Луиза хороша!

«Не плачь, спокойся, друг мой милый!

Ведь стыдно плакать, наконец»,

Духовный молвил ей отец. -

«Бог нам дарит терпенье, силы;

С твоей усердною мольбой,

Тебе ни в чем он не откажет.

Поверь, Ганц дышет лишь тобой;

Поверь, он то тебе докажет.

Зачем же мыслию пустой

Душевный растравлять покой?»

Так утешает он свою Луизу,

Ее к груди дряхлеющей прижав.

Вот старая Гертруда ставит кофий

Горячий и весь светлый, как янтарь.

Старик любил на воздухе пить кофий,

Держа во рту черешневый чубук.

Дым уходил и дельцами ложился.

И, призадумавшись, Луиза хлебом

Кормила с рук своих кота, который

Мурлыча крался, слыша сладкий запах.

Старик привстал с цвеченых старых кресел,

Принес мольбу и руку внучке подал;

И вот надел нарядный свой халат,

Весь из парчи серебряной, блестящей,

И праздничный неношенный колпак -

Его в подарок нашему пастору

Из города привез недавно Ганц, -

И, опираясь на плечо Луизы

Лилейное, старик наш вышел в поле.

Какой же день! Веселые вились

И пели жавронки; ходили волны

От ветру золотого в поле хлеба;

Сгустились вот над ними дерева,

На них плоды пред солнцем наливались

Прозрачные; вдали темнели воды

Зеленые; сквозь радужный туман

Неслись моря душистых ароматов;

Пчела работница срывала мед

С живых цветов; резвунья стрекоза

Треща вилась; разгульная вдали

Неслася песнь, - то песнь гребцов удалых.

Редеет лес, видна уже долина,

По ней мычат игривые стада;

А издали видна уже и кровля

Луизина; краснеют черепицы

И ярко луч по краям их скользит.

КАРТИНА II

Волнуем думой непонятной,

Наш Ганц рассеянно глядел

На мир великий, необъятной,

На свой незнаемый удел.

Доселе тихий, безмятежной

Он жизнью радостно играл;

Душой невинною и нежной

В ней горьких бед не прозревал;

Земного мира уроженец,

Земных губительных страстей

Он не носил в груди своей,

Беспечный, ветренный младенец.

И было весело ему.

Он разрезвлялся мило, живо

В толпе детей; не верил злу;

Пред ним цвел мир как бы на диво.

Его подруга с детских дней

Дитя-Луиза, ангел светлый,

Блистала прелестью речей;

Сквозь кольца русые кудрей

Лукавый взгляд жег неприметно;

В зеленой юбочке сама

Поет, танцует ли она -

Всё простодушно, в ней всё живо,

Всё детски в ней красноречиво;

На шейке розовый платок

С груди слетает понемножку,

И стройно белый башмачок

Ее охватывает ножку.

В лесу ль играет вместе с ним -

Его обгонит, всё проникнет,

В куст притаясь с желаньем злым,

Николай Васильевич Гоголь

ГАНЦ КЮХЕЛЬГАРТЕН

Идиллия в картинах

Предлагаемое сочинение никогда бы не увидело света, если бы обстоятельства, важные для одного только Автора, не побудили его к тому. Это произведение его восемнадцатилетней юности. Не принимаясь судить ни о достоинстве, ни о недостатках его, и предоставляя это просвещенной публике, скажем только то, что многие из картин сей идиллии, к сожалению, не уцелели; они, вероятно, связывали более ныне разрозненные отрывки и дорисовывали изображение главного характера. По крайней мере мы гордимся тем, что по возможности споспешествовали свету ознакомиться с созданьем юного таланта.

КАРТИНА I

Светает. Вот проглянула деревня,

Дома, сады. Всё видно, всё светло.

Вся в золоте сияет колокольня

И блещет луч на стареньком заборе.

Пленительно оборотилось всё

Вниз головой, в серебряной воде:

Забор, и дом, и садик в ней такие ж.

Всё движется в серебряной воде:

Синеет свод, и волны облак ходят,

И лес живой вот только не шумит.


На берегу далеко вшедшем в море,

Под тенью лип, стоит уютный домик

Пастора. В нем давно старик живет.

Ветшает он, и старенькая кровля

Посунулась; труба вся почернела;

И лепится давно цветистый мох

Уж по стенам; и окна искосились;

Но как-то мило в нем, и ни за что

Старик его б не отдал.

Вот та липа,

Где отдыхать он любит, тож дряхлеет.

Зато вкруг ней зеленые прилавки

Из дерну свежего.

В дуплистых норах

Ее гнездятся птички, старый дом

И сад веселой песнью оглашая.

Пастор всю ночь не спал, да пред рассветом

Уж вышел спать на чистый воздух;

И дремлет он под липой в старых креслах,

И ветерок ему свежит лицо,

И белые взвевает волоса.


Но кто прекрасная подходит?

Как утро свежее, горит

И на него глаза наводит?

Очаровательно стоит?

Взгляните же, как мило будит

Ее лилейная рука,

Его касаяся слегка,

И возвратиться в мир наш нудит.

И вот в полглаза он глядит,

И вот спросонья говорит:


«О дивный, дивный посетитель!

Ты навестил мою обитель!

Зачем же тайная тоска

Всю душу мне насквозь проходит,

И на седого старика

Твой образ дивный сдалека

Волненье странное наводит?

Ты посмотри: уже я хил,

Давно к живущему остыл,

Себя погреб в себе давно я,

Со дня я на день жду покоя,

О нем и мыслить уж привык,

О нем и мелет мой язык.

Чего ж ты, гостья молодая,

К себе так пламенно влечешь?

Или, жилица неба-рая,

Ты мне надежду подаешь,

На небеса меня зовешь?

О, я готов, да недостоин.

Велики тяжкие грехи:

И я был злой на свете воин,

Меня робели пастухи;

Мне лютые дела не новость;

Но дьявола отрекся я,

И остальная жизнь моя -

Заплата малая моя

За прежней жизни злую повесть…»


Тоски, смятения полна,

«Сказать» - подумала она -

«Он, бог знает, куда заедет…

Сказать ему, что он ведь бредит».


Но он в забвенье погружен.

Его объемлет снова сон.

Склонясь над ним, она чуть дышет.

Как почивает! как он спит!

Вздох чуть заметный грудь колышет;

Незримым воздухом обвит,

Его архангел сторожит;

Улыбка райская сияет,

Чело святое осеняет.


Вот он открыл свои глаза:

«Луиза, ты ль? мне снилось… странно…

Ты поднялась, шалунья, рано;

Еще не высохла роса.

Сегодня, кажется, туманно».


«Нет, дедушка, светло, свод чист;

Сквозь рощу солнце светит ярко;

Не колыхнется свежий лист,

И по утру уже всё жарко.

Узнаете ль, зачем я к вам? -

У нас сегодня будет праздник.

У нас уж старый Лодельгам,

Скрыпач, с ним Фриц проказник;

Мы будем ездить по водам…


Когда бы Ганц…» Добросердечный

Пастор с улыбкой хитрой ждет,

О чем рассказ свой поведет

Младенец резвый и беспечный.

«Вы, дедушка, вы можете помочь

Одни неслыханному горю:

Мой Ганц страх болен; день и ночь

Всё ходит к сумрачному морю;

Всё не по нем, всему не рад,

Сам говорит с собой, к нам скучен,

Спросить - ответит невпопад,

И весь ужасно как измучен.

Ему зазнаться уж с тоской -

Да эдак он себя погубит.

При мысли я дрожу одной:

Быть может, недоволен мной;

Быть может, он меня не любит. -

Мне это - в сердце нож стальной.

Я вас просить, мой ангел, смею…»

И кинулась к нему на шею,

Стесненной грудью чуть дыша;

И вся зарделась, вся смешалась

Моя красавица-душа;

Слеза на глазках показалась…

Ах, как Луиза хороша!


«Не плачь, спокойся, друг мой милый!

Ведь стыдно плакать, наконец»,

Духовный молвил ей отец. -

«Бог нам дарит терпенье, силы;

С твоей усердною мольбой,

Тебе ни в чем он не откажет.

Поверь, Ганц дышет лишь тобой;

Поверь, он то тебе докажет.

Зачем же мыслию пустой

Душевный растравлять покой?»

Так утешает он свою Луизу,

Ее к груди дряхлеющей прижав.

Вот старая Гертруда ставит кофий

Горячий и весь светлый, как янтарь.

Старик любил на воздухе пить кофий,

Держа во рту черешневый чубук.

Дым уходил и дельцами ложился.

И, призадумавшись, Луиза хлебом

Кормила с рук своих кота, который

Мурлыча крался, слыша сладкий запах.

Старик привстал с цвеченых старых кресел,

Принес мольбу и руку внучке подал;

И вот надел нарядный свой халат,

Весь из парчи серебряной, блестящей,

И праздничный неношенный колпак -

Его в подарок нашему пастору

Из города привез недавно Ганц, -

И, опираясь на плечо Луизы

Лилейное, старик наш вышел в поле.

Какой же день! Веселые вились

И пели жавронки; ходили волны

От ветру золотого в поле хлеба;

Сгустились вот над ними дерева,

На них плоды пред солнцем наливались

Прозрачные; вдали темнели воды

Зеленые; сквозь радужный туман

Неслись моря душистых ароматов;

Пчела работница срывала мед

С живых цветов; резвунья стрекоза

Треща вилась; разгульная вдали

Неслася песнь, - то песнь гребцов удалых.

Редеет лес, видна уже долина,

По ней мычат игривые стада;

А издали видна уже и кровля

Луизина; краснеют черепицы

И ярко луч по краям их скользит.