НОД (открытое занятие в старшей группе) "Зимушка-зима" (нетрадиционное рисование манной крупой) план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему. Занятие "Зимушка-Зима" план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему Рисование в ст

Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество»,«Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Музыка», «Физическая культура».

Задачи:

  1. Познакомить детей с техникой рисования солью, развивать умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы средствами рисунка (цвет, форма).
  2. Вызвать положительный эмоциональный отклик на явления природы и желание передать свое отношение средствами изобразительного искусства.
  3. Развивать наблюдательность, воображение, способность видеть красоту и разнообразие зимней природы.
  4. Активизировать словарь детей, развивать умение вступать в диалог со взрослым и сверстниками, формировать эстетические суждения.
  5. Воспитывать бережное отношение к каждой детской работе.

Материал:

  1. Поваренная соль, картон синего или черного цвета, клей, гуашь белого цвета.
  2. Аудиозапись (у автора): «Декабрь» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского, «Зима» (Концерт №4 «Времена года») А. Вивальди.
  3. Кокошник для Зимушки-зимы.
  4. Чудесный мешочек, «снежок».
  5. Мультимедиа, презентации (у автора): «Зимушка-зима» (картины зимней природы, обитатели зимнего леса – птицы, звери ); «Елочка», «Снеговик» (физминутки).

Ход занятия

Коммуникативная игра «Давайте познакомимся».

ВОСПИТАТЕЛЬ: Здравствуйте, ребята. Давайте познакомимся. Я вам даю мяч (может быть другая игрушка) , а вы будете передавать его друг другу и называть свои имена. Договорились? Меня зовут Елена Алексеевна, а тебя как?.. Вот мы и познакомились.

(Звучит музыка – шум вьюги)

Общение.

– Ой, ребята, что-то холодом повеяло… Да это же промчалась Зимушка-зима! Хотите отправиться вслед за ней и увидеть ее владения? (ответы детей)

Игра-превращение.

– Тогда, раздаю всем шапки-невидимки… Закрываем глаза и произносим волшебные слова:

Тара-бары, растабары,
Шуры-муры, шары-вары…

(Дети изображают, как они надевают шапки-невидимки, закрывают глаза, произносят волшебные слова и «оказываются» во владениях Зимушки-зимы. В это время звучит музыка «Декабрь» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского, и на экране появляется картина зимнего пейзажа).

Рассказ.

ЗИМУШКА-ЗИМА (воспитатель надевает кокошник): Здравствуйте ребята, я Зимушка-зима. Рада пригласить вас в мой сказочный, волшебный лес. Посмотрите, распустила я свою белую мантию по полям, по лесам (обращаю внимание на зимний пейзаж ). Мчусь стрелою, танцую с метелью, кружусь снежком. Дохнула я на реки и застудила водицу, зеркальными льдинками покрыла, как в волшебной сказке. Вот такая я – Волшебница-зима. Хотите увидеть мои зимние чудеса? Тогда присаживайтесь и внимательно смотрите. А потом расскажете мне, какие зимние чудеса вы заметили. И я узнаю, кто самый наблюдательный.

Просмотр детьми презентации (картины зимней природы, в том числе, с обитателями зимнего леса – птицами, зверями).

Общение (используется прием «волшебный снежок»).

– Расскажите, какие чудеса вы заметили в моем зимнем лесу? (Каких зверей, птиц вы заметили? Какие деревья? А увидели ли вы то, что вас удивило? А что вас порадовало? Какого цвета мой зимний лес? И т.д.)

А может быть вы догадаетесь и назовете зимние слова, которые описывают меня, Зимушку-зиму? (Давайте я вам подскажу первое слово, которое я очень люблю: «снежная»…) Порадовали Зимушку-зиму, много обо мне знаете.

– Немножко замерзли? Тогда давайте поиграем. Будьте внимательны и повторяйте движения за моей подружкой-елочкой.

Игра-имитация с ёлочкой (используется мультимедиа).

(Показываю мешочек, в котором лежит соль).

Обследование.

Посмотрите, пожалуйста, какой у меня чудесный мешочек. Как вы думаете, что у меня там? Потрогайте на ощупь (ответы детей). А теперь понюхайте… А вы опустите руки в мешочек и пощупайте… Что же это? Догадались? Да, это соль.

Общение.

– Хотите, я научу вас создавать необыкновенные зимние картины солью? А почему солью, как вы думаете? На что она похожа? (на снег) А почему? (белая, сверкает, скрипит как снег)Правильно, соль белая и ее кристаллы блестят как снежок.

– Проходите в мою волшебную мастерскую.

Знакомство детей с техникой «солевого» рисования: комментированное рисование, общение.

– Посмотрите, у меня есть волшебный клей, которым я буду рисовать. Клей белый, как снег. Сначала нарисую дерево, потом летящие снежинки, теперь большие сугробы… Что же еще мне нарисовать?.. Кто же спрячется за этим сугробом?.. (рисую на основе предложений детей)

– Вдруг закружилась метель… Посыплю все волшебным снегом (солью): и дерево, и сугробы… Дам немножко подсохнуть и лишнюю соль ссыплю с рисунка. Посмотрите, какой зимний пейзаж получился! Вам нравится?

Рисование/общение.

– А сейчас я предлагаю вам приступить к созданию своих зимних картин. (помощь при затруднении; развитие замысла с помощью приема «комментированное рисование»: «Я вижу у тебя Снеговика. А у него есть друг?; Какие у тебя большие сугробы! А кто за ними спрятался?; Какие красивые снежинки! Сейчас начнется метель?» И т.д).

– Настоящие волшебники! Какие чудесные снежные картины у вас получились! А самое главное, что этот снег не растает, и будет долго радовать вас и напоминать обо мне – Волшебнице-Зиме.

– Немножко замерзли? Давайте поиграем. Будьте внимательны и повторяйте движения за моим другом-снеговиком.

Игра-имитация со снеговиком (используется мультимедиа).

– Вам понравилось у меня в зимнем лесу? Но пришло время прощаться. А я еще долго буду радовать вас снегом, зимними играми, катанием с горок…

А как вы вернетесь в детский сад? Я же забыла, у вас есть шапки-невидимки!

Игра-превращение.

– Давайте я вам помогу – станем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и произнесем волшебные слова:

Тара-бары, растабары,
Шуры-муры, шары-вары.

(Звучит музыка Антонио Вивальди «Зима»)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ой, ребята, вы уже вернулись? Вам понравилось в гостях у зимушки-зимы? А что вы там делали? (подходим к столам с рисунками) Какие вы необыкновенные картины нарисовали. Давайте полюбуемся…Все искрится, переливается! Это настоящий снег? (дети рассказывают, как они создавали рисунки) Кто авторы этих необыкновенных картин? Какие зимние чудеса вы нарисовали? А какое название можно дать вашим картинам? Настоящие волшебники!!! Оказывается, рисовать можно не только карандашами и красками!

Вам, ребята, спасибо за работу, а гостям – за внимание.

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 17 «Колокольчик»

Открытое интегрированное занятие

«ЗИМУШКА-ЗИМА»

(нетрадиционное рисование

манной крупой).

Составила:

Соколова Юлия Николаевна

воспитатель старшей группы

г. Лыткарино – 2016 г.

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе: «Зимушка-Зима»

Программное содержание:

Обогащать словарь детей качественными прилагательными.

Закрепить знания детьми народных примет и пословиц о зиме, закрепить понятие «пейзаж».

Развивать связную речь .

Познакомить с новым видом искусства «балет».

Предварительная работа: Беседа с детьми о зиме , наблюдение за зимними явлениями в природе.

Рассматривание репродукций картин, изображающих зимний пейзаж; прослушивание музыкальных произведений на тему зимы.

Материал: Музыкальный центр, компьютер, снежинка, письмо, наглядный материал (картины зимних пейзажей). Набор для рисования: заготовка панно, клей, кисточки, манная крупа.

Ход интегрированного занятия:

Ребята стоят в круге.

Этюд приветствия.

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, матушка земля,

Здравствуйте, мои друзья!

Коммуникативная игра «Комплименты».

Все игроки стоят в кругу и по очереди говорят друг другу комплименты. В комплиментах можно отметить и настроение, и внешний вид, и личные качества и многое другое.

Стук в дверь. Приносят письмо.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам пришло письмо. Давайте сядем на свои стульчики и его прочтем.

Ребята садятся за столы.

Чтение письма от «Зимушки – зимы»

Ребята, вы слышали, что случилось с зимушкой, поможем ей собрать снежинку?!(Да.) Но вы же понимаете, за каждую часть снежинки нам придется хорошенько потрудиться. А вот и первая часть, и в ней задание.

1 часть снежинки:

Игра «Назови, какая бывает зима»

(подбор прилагательных с помощью картинок – зимних пейзажей).

Ребята справились с заданием. Маша, помоги приклеить первую часть снежинки. (Приклеиваем часть снежинки на доску). Ну, что, ребята, хорошее начало.

«Какая зима бывает?» (холодная, морозная, снежная, веселая, пушистая, грустная)

Воспитатель: «А зимой мороз какой бывает?» (сильный, злой, крепкий, трескучий)

Вы правы: зима бывает разная - и веселая и грустная. Первая часть снежинки вернулась на свое место, а вот и вторая часть снежинки. Давайте посмотрим, какое следующее задание нам нужно выполнить.

2 часть снежинки:

Игра «Назови месяцы зимы»

Картинки месяцев зимы.

Ребята, давайте мы с вами вспомним, какие же месяцы зимы вы знаете?! (Декабрь, январь, февраль).

Верно, сколько их всего? (три),

Первый месяц зимы какой? (декабрь),

Второй? (январь),

Третий? (февраль). Какие вы молодцы!

Даня, помоги, пожалуйста, приклеить, вторую часть снежинки.

Воспитатель: Ребята, А у нас есть 3-е задание. Снежинки придумала нам загадки о зиме, давайте их отгадаем.

3 часть снежинки:

Снежный ворох во дворе.
Вот забава детворе!
В шапке сдвинутой на лоб
Снегопада ждет… (сугроб)

Его кисти невидимки
Красят инеем картинки
На стекле букеты роз
Нам нарисовал … (Мороз)

Змейкой вьется по земле
Воет жалобно в трубе
С ветром ей кружить не лень
Заметет следы … (Метель)

Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (снег)

С неба все скользят пушинки-
Серебристые (снежинки)

Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в.(снежки)

Словно в белый пуховик,
Нарядился (снеговик)

На снегу-то посмотри?-
С красной грудкой (снегири)

Какие вы умные ребята! Все загадки отгадали! Помоги, Сема повесить 3-ю часть снежинки.

4 часть снежинки:

«Зимние пословицы»

Воспитатель: Наши прабабушки и прадедушки были очень наблюдательными и умными. Они оставили советы-подсказки, как вести себя зимой и что бывает зимой в природе. Эти подсказки называются пословицами. Какие пословицы о зиме знаете вы?!

Готовь зимой телегу, а летом сани.

Чем крепче зима, тем скорее весна.

Февраль переменчив: то январем потянет, то мартом проглянет.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

(дети называют пословицы, 2-е из перечисленных дети разбирают вместе с педагогом). Костя, помоги, пожалуйста, прикрепить следующую часть снежинки.

Воспитатель: Ребята, верно: декабрь год кончает.

Скажите, пожалуйста, какой ваш любимый праздник был в декабре?! (Новый Год).

А что мы делаем перед Новым годом? (украшаем елку).

Вспомним, как это было, и заодно разомнем свое тело, пальчики и глазки!

Физминутка «Мы повесим шарики»

Все стоят по кругу.

Мы повесим шарики - несколько мелких шагов (бег) вперед (руки плавно вверх)

и обратно (руки плавно вниз);

А потом фонарики - 4 пружинки на месте с поворотом вправо, влево (руками

Показываем фонарики на уровне головы);

А потом еще дождинки - руками делаем перед собой вверх-вниз поочередно

(вешаем дождик);

Не забудем про снежинки - 1 раз кружимся вокруг себя (руки чуть в стороны –

Снежинки);

Рыбки золоченые - руки перед собой ладошками вместе и вилять вперед,

как будто плывет рыбка;

Огоньки веселые - дети прыгают ноги врозь - вместе и руки в стороны - вниз,

(а взрослые делают волну руками по сторонам с пружинкой);

Разбросаем мишуру – 1 раз вокруг себя (руками как будто разбрасываем вокруг себя

что-то);

Продолжаем мы игру - 4 раза хлопаем

Воспитатель: Зима – это прекрасное время года, которое вдохновляет на творчество поэтов, художников, композиторов, они передают настроение зимы в музыке, стихах, в красках.

«Зима на палитре художников»

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Перед вами картины русских художников о зиме. Расскажите мне, пожалуйста, как художники передают особенности зимы в своих картинах.

Ребята, как бы назвали эту картину?

А называется она… (дать название).

Скажите, чем похожи все картины? (отвечают).

Чем отличаются? (отвечают).

Каждый художник передает в картине свое настроение, свои чувства. Ребята, а вы помните, как называются картины, на которых изображена природа? (Пейзаж)

Воспитатель: Какие же вы сегодня молодцы! Ребята, посмотрите, вокруг снежинки висят какие-то значки, что они могли бы означать? (то, что мы сегодня видели, и о чем говорили).

Глаза – что мы сегодня видели?

Ушки – что мы сегодня слышали?

Язычок – о чем мы сегодня говорили?

Руки – что мы сегодня своими руками делали?

А что мы делали своими руками? (ничего).

Ребята, вы хотели бы сами побыть художниками и нарисовать свою картину о зиме (да).

Нам снежинка приготовила поистине творческое задание. Черный лист бумаги превратить в прекрасную картину зимы.

Но для начала мы разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Зимняя прогулка

Раз, два, три, четыре, пять. (Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять. ("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, ("Лепим" комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались, (Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

Рисование детьми картин зимы.

Я хочу вам предложить такой вариант: нарисовать ее с помощью манки, посмотрите, как я это буду делать и что мне понадобится. Мне нужен клей, кисточка, манка и салфетки. Я беру кисточку, макаю ее в клей и начинаю рисовать все, что бывает зимой.

А что может быть зимой? (Дети отвечают).

А затем аккуратно кладу кисточку на подставку, вытираю руки салфеткой, чтобы они не были липкими от клея, и посыпаю свою картину манкой, лишнее струшиваю в тарелочку.

Посмотрите, какая волшебная и пушистая зима у меня получилась. Давайте еще раз вспомним, как будем работать (дети напоминают способ действия).

Иван Шишкин. Первый снег.

Аполлинарий Васнецов. Зимний сон.

Алексей Саврасов. Зима.

Игорь Грабарь. Февральская лазурь.

Игорь Грабарь. Восход солнца.

Николай Крымов. Зимний вечер.

Исаак Левитан. Зимой в лесу.

Григорий Аванесов. Хрустальный ручей.


Конспект НОД помогает уточнить знания детей о зимних явлениях в природе, совершенствовать умения детей создавать картинки зимней природы на основе знаний, полученных при восприятии окружающей действительности, чтении литературных произведений и рассматривании репродукций картин известных художников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида» № 39

Г. Арзамас Нижегородской области

Конспект НОД в старшей группе

Пришла зима

подготовила

Воспитатель группы компенсирующей направленности

Кривоногова Татьяна Ивановна

г. Арзамас

2013

Цель:

Уточнение знаний детей о зимних явлениях в природе, совершенствование умений детей создавать картинки зимней природы на основе знаний, полученных при восприятии окружающей действительности, чтении литературных произведений и рассматривании репродукций картин известных художников.

Задачи:

Обобщать знания детей о зимних природных явлениях, об их взаимосвязи с жизнью человека.

Формировать умение детей строить развёрнутые предложения на заданную тему.

Обогащать активный словарь детей.

Совершенствовать умения детей использовать полученные изобразительные и технические представления для самостоятельного выбора содержания рисунка в пределах предложенной темы.

Вызывать положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отношения средствами изобразительного искусства.

Развивать мышление, слуховое и зрительное восприятие, связную речь, творческое воображение.

Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивая других.

П редварительная работа :

Экскурсия в зимний парк.

Беседы о зиме.

Чтение художественных произведений: «Зима» Д.Н. Мамин-Сибиряк , «Шёл первый снег» А.П.Чехов, «На катке» В.А.Осеева, «Здравствуй, зима!» М.В. Шолохов, «Снеговик» В.Мохов.

Рассматривание репродукций картин: «Зима в лесу» И. Шишкин, «Зимняя дорога» И. Левитан, «Розовая зима» Н. Крымов, «Зима пришла» Р. Дункан.

Пение песен о зиме, слушание музыки П.И.Чайковского из цикла «Времена года».

Рисование на занятиях по изобразительной деятельности и в самостоятельной художественной деятельности различных картинок о зиме.

Тонирование бумаги, изображение на ней дополнительных деталей рисунка, которые могут пригодиться.

Оборудование:

Репродукции картин с изображением зимней природы разных авторов («Зима в лесу» И. Шишкин, «Зимняя дорога» И. Левитан, «Розовая зима» Н. Крымов, «Зима пришла» Р. Дункан), аудиозапись пьесы «Декабрь» из цикла «Времена года» А. Вивальди и фонограмма песни «Новогодний хоровод» муз. Г. Струве, оборудование для рисования, тонированные альбомные листы и по две плоские счетные палочки на каждого ребенка, подборка стихов русских поэтов, загадок о зиме, зимних явлениях.

Ход занятия

Педагог: Ребята, совсем недавно деревья сбросили последнюю листву и стояли голые, часто шли дожди. Какое это время года было?

Дети: Осень.

Педагог: А какай именно период осени?

Дети: Поздняя осень.

Педагог: А что сейчас изменилось в природе?

Дети: Выпал снег, стало холодно, люди надели зимнюю одежду, перелётные птицы улетели в тёплые края, животные сменили летние шубки на зимние, а медведи и ежи уснули до весны.

Педагог: Так какое время года пришло на смену осени?

Дети: Зима.

Педагог: Послушайте стихотворение о зиме.

Чтение стихотворения «Пришла весёлая зима» В. Коркина

(Педагог читает стихотворение с одновременным показом электронной презентации «Зима пришла».)

Кругом снежинок кутерьма.
Не спи, пораньше встань,
Коньки скорей достань.
Пришла веселая зима!

Примерзло солнышко ко льду,
Я на каток с утра иду.
И щиплет больно нос
Сердитый Дед Мороз. -

Примерзло солнышко ко льду.
Снежки стремительно летят -
Никто не трусит из ребят.
И вспыхнул жаркий бой,

Хоть мы друзья с тобой.
Снежки стремительно летят.
Пришла веселая зима -
Кругом снежинок кутерьма.

Не спи, пораньше встань.
Коньки скорей достань.
Коньки скорей достань.
Пришла веселая зима!

Педагог: Понравилось вам это стихотворение?

Дети: Очень.

Педагог: И если вы были внимательны, то сможете ответить на вопрос, какой же период зимы описан в стихотворении?

Дети: Начало зимы.

Педагог: Какие слова вам подсказали ответ?

Дети: Пришла весёлая зима.

Педагог: Почему зиму часто называют весёлой?

Дети: Потому что зимой можно играть в разные весёлые игры: в снежки, кататься на санках, кататься на коньках и на лыжах, лепить снеговиков и строить из снега крепости.

Педагог: Вы молодцы и поэтому я предлагаю поиграть в очень интересную игру, которая поможет мне проверить, хорошо ли вы знаете приметы зимы.

Дидактическая игра «Я знаю 5 зимних слов».

Педагог бросает мяч одному из детей и тот, отбивая мяч об пол, произносит пять слов на зимнюю тематику.

(Снежинка, снеговик, санки, лед, снегопад, рукавички, шуба, шапка, мороз, вьюга, Снегурочка, метель, пуржит, коньки, лыжи, вьюга, мороз, зима и др.).

Педагог: А теперь попробуйте разгадать загадки о зиме.

Отгадывание загадок.

Все его зимой боятся –

Больно может он кусаться.

Прячьте уши, щёки, нос,

Ведь на улице... (Мороз )

С неба он летит зимой,

Не ходи теперь босой,

Знает каждый человек,

Что всегда холодный... (Снег)

Под ногами у меня

Деревянные друзья.

Я на них лечу стрелой,

Но не летом, а зимой… (Лыжи )

Не сосите, сорванцы,

Ледяные леденцы!

Сам глотаю я пилюльки,

Потому что ел... (Сосульки)

Он из снега одного,

Из морковки нос его.

Чуть тепло, заплачет вмиг

И растает... (Снеговик)

Он когда-то был водой,

Но сменил вдруг облик свой.

И теперь под Новый год

На реке мы видим... (Лёд)

Он и добрый, он и строгий,

Бородой до глаз зарос,

Красноносый, краснощекий,

Наш любимый... (Дед Мороз)

Педагог: Сейчас немного отдохнём. Вставайте быстрее в круг.

Физкультминутка «На дворе у нас мороз».

(Звучит фонограмма песни «Новогодний хоровод», муз. Г. Струве)

На дворе у нас мороз, Дети хлопают себя ладонями по плечам и
Чтобы носик не замерз,
топают ногами, хлопают в ладоши.
Надо ножками потопать,
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки,
Дети поднимают руки над головой и делают
Как на сказочной картинке.
хватательные движения, «ловят снежинки».
Будем их ловить руками,
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы,
Потягивания - руки в стороны.
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы,
Ходьба на месте с высоким подниманием
Поднимаем выше ноги.
колен.
Мы идем, идем, идем
Ходьба на месте.
И к себе приходим в дом.
Дети садятся на свои места.

Педагог: Ребята, скажите, пожалуйста, так как же называется самый первый месяц зимы.

Дети: Декабрь.

Педагог: А какие зимние месяцы вы ещё знаете?

Дети: Январь и февраль.

Педагог: Я попробую вас запутать и предлагаю ещё одну игру «Скажи наоборот».

Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Педагог предлагает детям назвать противоположные значения слов.

(Лето-зима, тепло-холодно, стоит-идёт, день-ночь, жара-мороз, дождь-снег, вода-лёд, летний день-зимняя ночь, и др.).

Педагог: Ребята, а вы согласны с высказыванием, что «Зима – чудесное время года!»?

Дети: Да.

Педагог: Объясните, почему и расскажите, за что вы любите зиму.

Составление рассказов на тему «Хорошо зимой» с помощью мнемотаблицы.

Наступила зима. Выпал белый, пушистый снег. Холодно на улице зимой. Надо одеться тепло, а потом идти гулять. Зимой можно кататься на санках, лыжах, играть в снежки. А ещё можно слепить весёлого снеговика. Хорошо зимой!

Вопросы:

Какое наступило время года?

Какой снег?

Какая погода на улице?

Как оделись дети?

Куда пошли дети?

Что делали дети на прогулке?

Педагог: Молодцы, очень интересные рассказы у вас получились. А сейчас взгляните, как увидели и изобразили зиму известные художники.

(Показ репродукций картин)

Рассматривание картины «Зима пришла» Р. Дункан.

(Педагог обращает внимание на одну из выставленных картин и просит детей внимательно её рассмотреть.)

Педагог: Ребята, посмотрите, пожалуйста, какая интересная картина. Обратите внимание, девочка вышла на улицу, она рада зиме, так как морозы еще не очень сильные, она может играть со снегом и лепить снеговиков.

Вопросы:

Что на картине изображено близко к нам, а что – на отдалении?

Какого цвета краски использовал художник?

Нравится ли вам эта картина?

Какие мысли и желания возникают у вас, когда вы глядите на эту картину?

Педагог: Хотите и мы с вами организуем выставку ваших работ?

Дети: Хотим.

Педагог: А для этого мы с вами должны стать настоящими художниками. Подходите к своим «мольбертам» и подумайте, какую картину на зимнюю тему вы хотели бы нарисовать. Но сначала подготовим пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Лыжники».

Указательный и средний пальцы вытянуть и опустить вниз, безымянный и мизинец прижать к ладони большим пальцем. Указательный и средний пальцы поставить на счетные палочки.

Не отрывая средний и указательный пальцы от «лыж»- счетных палочек, ребенок «едет» скользящими движениями по столу и проговаривает слова стихотворения.

Утром на лыжах кататься пошли,

Быстро до леса на лыжах дошли.

Время к обеду – весь лес обошли.

Дружно на лыжах домой мы пришли.

Педагог: Я предлагаю украсить ваши картины снеговиками. И каждый из вас нарисует только такого снеговика, чтобы он отличался от других. Конечно, ваши снеговики будут немного похожи друг на друга, ведь каждый снеговик состоит из снежных шаров. Сколько нужно снежных шаров для снеговика? Какого размера эти шары и как они расположены? Что может служить снеговику головным убором? Какие предметы одежды можно нарисовать снеговику? А что дать ему в руки? Какое выражение лица может быть у снеговика?

Продуктивная деятельность детей «Забавные снеговики».

Звучит фонограмма пьесы «Декабрь» из цикла «Времена года» А. Вивальди.

(Дети рисуют снеговиков)

Педагог: Не только художники с помощью красок и карандашей могут изображать зиму. Музыканты изображают зиму с помощью звуков. Вы работаете под музыку Антонио Вивальди. Пьеса называется «Декабрь» из цикла «Времена года».

Итог занятия: выставка детских работ.

Педагог: И так, ребята, у нас получилась замечательная выставка. Действительно каждый снеговик отличается от остальных, но все они очень красивые и весёлые. С такими снеговиками и наступившая зима будет весёлой, интересной и забавной.

Используемая литература:

  1. Галкина Г.Г, Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей/Г.Г.Галкина, Т.И. Дубинина. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2008.-40с.
  2. Дубровская Н.В. Игры с цветом. Знакомство дошкольников 5-7 лет с основами цветоведения: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.-150с.
  3. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2002. -114с.
  4. Коллективное творчество дошкольников: Конспекты занятий/ Под ред. А.А. Грибовской. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
  5. Копцева Т.А. Природа и художник. Программа по изобразительному искусству.- Москва: Творческий Центр «Сфера», 2001г.-130с.
  6. Развитие речи. Старшая группа. Занимательные материалы. Сост. О.И. Бочкарева и т.д.- Волгоград: «Корифей», 2009.- 26с.
  7. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ Под ред. Р.Г.Казаковой–М.: ТЦ Сфера, 2005.-128с.
  8. Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году!?.- Москва: «Гном и Д», 2000г.-56с.

Стук в дверь. Приносят письмо.

В: Ребята, посмотрите, нам пришло письмо, да не простое, а электронное. Давайте сядем на стульчики и посмотрим на экран.

Видеозапись.

« Здравствуйте ребята.Я – Зима. Я уже давно наблюдаю за вами, но никак не могу с вами поговорить. Тогда я решила послать вам видео письмо и хочу вам подарить свои снежинки, но они не простые, а волшебные. Чтобы бы их получить, вам надо выполнить задания, которые находятся в конверте».

А вот и первое задание: «Назовите: какая бывает зима»

Словесная игра «Назови, какая бывает зима»

В: «Какая зима бывает?» (холодная, морозная, снежная, пушистая)

В: «А зимой мороз какой бывает?» (сильный, злой, крепкий, трескучий)

(ребенок назвавший прилагательное получает от воспитателя снежинку и крепит ее на экран)

В: Ребята, вы справились с заданием. Ну, что, ребята, хорошее начало.

В: А вот и второе задание: «назовите месяцы зимы»

«Назови месяцы зимы»

Ребята, давайте мы с вами вспомним, какие же месяцы зимы вы знаете?! (Декабрь, январь, февраль).

Верно, сколько их всего? (три),

Первый месяц зимы какой? (декабрь),

Второй? (январь),

Третий? (февраль). Какие вы молодцы!

Ребята, давайте поговорим о зиме на калмыцком языке.

-Һаза ямаран җилин цаг? (һаза үвл.)

Ямаран салькн үләнә? (Киитн салькн үләнә.)

-Үвләр юн орна? (Цасн орна. Цасн цаһан киитн.)

(дети за каждый ответ продолжают приклеивают снежинку)

В: А втретьем задании Зимушка приготовила нам загадки о зиме на калмыцком языке. А помогут нам их отгадать эти картинки.

«Загадки с использованием мнемотаблиц»

1.Нүдн уга, Һар уга зурач. (киитн)

2. Һалд шатго, уснд чивдго. (мөсн)

В: Какие вы умные ребята! Все загадки отгадали!

(дети за отгадку приклеивают снежинку)

В: А теперь последнее задание: «Зимние пословицы»

В: Наши прабабушки и прадедушки были очень наблюдательными и умными. Они оставили советы-подсказки, как вести себя зимой и что бывает зимой в природе. Эти подсказки называются пословицами. Какие пословицы о зиме знаете вы?!

Готовь зимой телегу, а летом сани.

Чем крепче зима, тем скорее весна.

В: Молодцы ребята!

(дети за пословицу приклеивают снежинку)

Обращаю внимание детей на экран. (На экране снегопад)

В: Ребята, посмотрите наши снежинки ожили. Получился настоящий снегопад.

В: А что такое снегопад? (Когда падает много снежинок).

В: А во что можно играть на прогулке зимой? (ответы детей)

В: А давайте сейчас и поиграем.

Физминутка « Зимняя прогулка».

Рано утром в степь ходили. (Ходьба на месте )

Там снеговика лепили. (Махи руками )

А потом с холма катились.(Руками показывают «моторчик»)

Веселились и резвились. (Прыжки на месте )

На санях друзей возили. (Берут друг друга за руки)

В Миньку кинули снежком («Бросают снежки»)

Получился снежный ком. (Руками показать круг)

Холодно гулять зимой. (Киваем головой )

Побежим скорей домой. (Бегом возвращаются на места )

(Вверху экрана появляются картинки-значки)

В: Посмотрите, ребята над нашими снежинками появились значки, что они могли бы означать? (то, что мы сегодня видели, и о чем говорили).

Глаза – что мы сегодня видели?(снегопад)

Ушки – что мы сегодня слышали?(письмо от зимушки-зимы)

Язычок – о чем мы сегодня говорили?(о зиме)

Руки – что мы сегодня своими руками делали?

А что мы делали своими руками? (ничего).

Ребята, давайте тогда сделаем что-нибудь интересное и красивое. Хотитепобыть художниками (да).

Видеозапись. Задание от Зимы.

-«Дорогие ребята, я вам помогу стать художниками и посылаю вам волшебный снег. А самое главное – этот снег не тает, и будет долго радовать вас и ваших друзей.»

Открываю посылку и достаю мешочки с солью.

В: Дети посмотрите какие сказочные мешочки. Давайте пощупаем и рассмотрим этот волшебный снег.

  • Отдельно я не так вкусна –

Но в пище каждому нужна. (Соль)

В: Что это за волшебный снег. Попробуйте на вкус.

В: Угадали что это? (Соль)

(Воспитатель вместе с детьми пробует соль из своего мешочка)

В: Нам зимушка-зима приготовила поистине творческое задание, используя этот волшебный снег мы изобразим вот такое зимнее дерево.

В: Давайте пройдем в художественную мастерскую.

Рисование детьми зимнего дерева.

В: Сейчас я расскажу вам как нарисовать такое зимнее дерево.

Мне нужен клей, кисточка, трафарет дерева и салфетки.

Техника выполнения работы:

  1. Приготовлю волшебный снег для рисования.

Высыпаю соль в контейнер. И хочу сказать, что солью надо пользоваться осторожно, ведь она едкая: чтобы соль не попала в глаза – руки вытирайте салфеткой.

  1. Обвожу внутреннюю часть трафарета карандашом, прорисовывая контур дерева. Откладываю трафарет в сторону.
  2. Обмакиваю кисть в клей и наношу на силуэт дерева.
  3. Посыпаю солью дерево.
  4. Лишнюю соль стряхиваю аккуратно в контейнер.

Посмотрите, какое волшебное и пушистое дерево у меня получилась.

Вы запомнили, как изобразить дерево?

Тогда приступайте к работе. А чтобы вам лучше рисовалось, а включу музыку, которая поможет лучше отобразить зиму в ваших рисунках.

(Звучит «Зима» А. Вивальди) (Дети рисуют).

КОНСПЕКТ

организованной образовательной деятельности

по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

в старшей группе на тему: «Зима».

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Технологии: информационно-коммуникационная технология, здоровьесберегающая технология.

Цель: формировать интерес детей к эстетической стороне окружающей действительности.

Задачи:

Закреплять умение детей отражать в рисунке признаки зимы, рисовать зимний пейзаж, передавая в рисунке разнообразие деревьев, их характерные признаки.

Упражнять в рисовании восковыми мелками и гуашью, сочетая между собой эти материалы. Закреплять приёмы рисования восковыми мелками основного рисунка - деревьев и кустов; умение дополнять рисунок изображением снега кистью и белой гуашью.

Развивать у детей познавательный интерес к сезонным изменениям в природе, чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа, образные представления, воображение, творческую самостоятельность при выборе композиции рисунка. Развивать мелкую моторику рук.

Воспитывать активность, самостоятельность.

Средства: голубые и серые тонированные листы бумаги формата А4, восковые мелки, белая гуашь, беличьи кисти № 5, баночки с водой, салфетки, CD-проигрыватель, запись инструментальной музыки, ПК, мультимедийный проектор, презентация «Зима», отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Евгений Онегин», образцы рисунков с разными композициями, магнитная доска, мольберты.

Форма организации : групповая.

Предварительная работа: наблюдения на прогулках за деревьями, явлениями природы; беседы на тему «Времена года»; рассматривание картин-репродукций и беседы по ним; заучивание стихотворений.

Литература:

Основная общеобразовательная программа дошкольного воспитания «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада».

Ход ООД

Воспитатель (показывает презентацию): - Отшумела ярко-жёлтой листвой золотая осень. Бирюзовое небо затянули серые облака. Холодно, дождливо. Ветер гонит бесконечные гряды туч. Прошёл ноябрь. Серые дни стали короткими, леса стоят полупустые, грустя по птичьим голосам. Но…

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл - и вот сама

Идёт волшебница зима.

Пришла, рассыпалась, клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы. (А. С. Пушкин).

Пришла зима. Растянула по небу серые тучи и стала покрывать землю свежим пушистым снегом. Побелели поля и пригорки, тонким льдом покрылась река. Погостила Зима в городе, побывала в деревне. Заглянула Зима и в лес. Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри чинно, спокойно. А внизу под ними, словно детишки, маленькие деревца и кустики разные. Их Зима тоже в белые шубки одела. И на рябинку белое покрывало натянула. На концах ветвей гроздья ягод висят, точно красные серьги. Вдруг подул ветерок… и в воздухе закружились, заплясали снежинки. Чудная получилась картина! Пожалуй, лучше и не нарисуешь!..

Вот какие прелестные картины нарисовала нам Зимушка-зима: то морозные и радостные, то метельные и печальные. Поэты, художники и композиторы по-своему чувствуют зиму, её настроение и рассказывают нам о зиме: поэты - в словах, композиторы в звуках, художники - в красках. Давайте-ка и мы с вами станем ненадолго художниками и нарисуем зиму такой, как вы её себе представляете: в лесу, в парке, в поле.

Но прежде чем начать рисовать, настоящие художники сначала придумывают композицию будущей картины. Предметы могут располагаться близко или далеко, они могут быть большими или маленькими (воспитатель показывает образцы рисунков с разными композициями) . Обратите внимание на то, как выполнены рисунки: деревья, кусты изображены восковыми мелками, а снег - белой гуашью и кистью. А теперь вы закройте на минутку глаза и попробуйте увидеть картинку зимы (дети закрывают глаза) : какие деревья стоят перед вами, сколь их, что находится рядом… Представили? Открывайте глаза. Прошу вас пройти к столам и начать выполнять рисунок. (Дети проходят и садятся за столы).

А поможет вам сегодня в рисовании красивая музыка (воспитатель включает инструментальную музыку).

(Дети восковыми мелками рисуют разные деревья и кусты, самостоятельно составляя композицию рисунка. По завершении кистями белой гуашью дети рисуют снег на ветвях деревьев и на земле, дополняют изображение подходящими деталями).

(По окончании рисования все рисунки выносятся на мольберты).

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какими разными получились пейзажи, почему, как вы думаете?

Дети: - Рисунки получились разными, потому что у всех своё воображение.

Воспитатель: - Правильно, ведь каждый из нас по-своему представляет и видит окружающий мир. А как красиво в зимнем лесу, правда! Какие нарядные деревья и ели стоят в нём. Скажите, а всем ли удалось передать красоту зимнего леса? Что получилось в рисунках лучше? (Ответы детей). А теперь поделитесь со всеми своими впечатлениями и настроением. Что особенно понравилось? Что больше всего запомнилось? (Рефлексия).