Опера с.рахманинова "алеко". история создания, интересные факты, исполнители

Опера «Алеко» — одноактная лирическая психологическая драма. Композитор - Сергей Васильевич Рахманинов , автор либретто - Владимир Иванович Немирович-Данченко. Премьера оперы прошла 27 апреля 1893 года в Москве.

Основана на поэме Александра Сергеевича Пушкина «Цыганы» .




Сюжет .

Однажды юноша по имени Алеко в отчаянии покидает город. Ему опостылела светская жизнь. Он примыкает к цыганскому табору. Вот уже несколько лет Алеко кочует с цыганами по свету.

В таборе он повстречал прекрасную девушку Земфиру и горячо полюбил ее. Его чувства не были безответными, поэтому пара принимает решение пожениться.

Но через некоторое время девушка увлеклась другим юным цыганом, а муж стал вызывать лишь только раздражение. Повторялась история ее матери, которую так часто вспоминал отец Земфиры. В один из вечеров старый цыган рассказал Алеко , что только лишь год Мариула любила его, а потом цыганка приняла решение сбежать с другим и бросила малышку Земфиру с отцом.


Рассказ старого цыгана в исполнении Валерия Малышева.Запись 1967 года



Главный герой раздраженно недоумевает, почему старик не отомстил за себя и дочь. И вот, в один из вечеров Земфира сбегает с новым возлюбленным из табора на одну ночь. Алеко не выдерживает порыва собственной ревности и наутро в беспамятстве убивает двоих любовников.


Став невольными свидетелями убийства, цыгане выгоняют Алеко из табора и снова отправляются в путь-дорогу. А юноша снова остается один на один со своим отчаянием.


История создания .

«Алеко» является первой оперой Рахманинова. Произведение было написано в качестве выпускной работы в Московской консерватории, по окончании которой композитор получил Большую золотую медаль. Сергей Васильевич здорово увлекся дипломной работой. Он создал великолепную оперу всего за семнадцать дней. Талант композитора проявился во всей красе. Премьера спектакля удалась: ее с успехом приняли не только простые зрители, но и критики.


Произведение так и не вошло в традиционный репертуар оперных театров, однако, разовые спектакли принимались публикой с неизменным успехом.

Музыка прекрасно раскрывает характеры главных героев, рисует поразительные картины цыганских вечеров и красочных пейзажей. Мелодичная, яркая, драматичная оркестровая партия создает уникальную атмосферу душевной тревоги и предчувствия неминуемой трагедии. Характеры главных героев - отца Земфиры и Алеко - создают сильный контраст.


Мудрость и справедливость старого цыгана противоположны моральным принципам эгоистичного Алеко. Критики отмечали, что Сергей Васильевич Рахманинов обладает явным талантом писать удивительные музыкальные характеристики, которые отличаются необычайной ясностью и краткостью.



Занимательные факты :
- Лучшим исполнителем роли Алеко признан друг композитора - Федор Иванович Шаляпин . На первом исполнении оперы, проходившем в честь столетнего юбилея со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, певец загримировался под великого русского поэта.


Поет Федор Шаляпин. Запись 1929 года

Однажды на репетиции оперы к молодому Рахманинову подошел Петр Ильич Чайковский с вопросом, не может ли и его «Иоланта» пройти в один вечер вместе с «Алеко». Сергей Васильевич был так удивлен подобной честью, что потерял дар речи и мог делать только какие-то невразумительные жесты.


Финал оперы "Алеко"

Тогда Чайковский предложил ему подмигнуть в качестве согласия. Тот так и сделал. Тогда Петр Ильич окончательно развеселился: «Благодарю вас, кокетливый молодой человек, за оказанную мне честь». Впоследствии Чайковский всеми силами содействовал постановке оперы «Алеко».


Каватина главного героя Алеко "Весь табор спит" отнесена к лучшим произведениям оперного искусства.


Каватину Алеко исполняет Дмитрий Хворостовский

Aleko - опера, состоящая из одного акта, написана Сергеем Рахманиновым. Впервые музыкальный шедевр смогли в Москве слушать любители оперного искусства: Большой Театр в конце весны 1893 года давал премьеру. Стоит отметить, что композитору, создавшему Алеко, на момент написания было всего 19 лет и именно это произведение стало его дипломной работой в Московской консерватории. Отзывы на произведение, которые дал Чайковский, были максимально высокими. Одним из замечательных исполнителей роли главного героя - Алеко, был сам Федор Шаляпин. Кстати, оперу впервые представляли в рамках столетия со дня рождении Пушкина, и Шаляпин выступал в образе великого поэта.

Содержание оперы не может быть полностью раскрыто без знания истории ее создания. Все началось приблизительно дней за тридцать до аттестационного экзамена, который Рахманинов должен был сдавать по классу композиции. Ему было представлено либретто Немировича-Данченко, написанное по пушкинским «Цыганам». Сюжет понравился и увлек, что позволило молодому дарованию окончить работу всего за 17 дней.

Стоит отметить, что написанное по поэме либретто не только сократило само произведение, но и кое-где изменило его. Автор оперы с первых секунд смог обрисовать ситуацию, полную напряженного драматизма. Так же как и в поэме, либретто выделило центральный конфликт, заключающийся в столкновении вольных нравов свободных цыган и одинокого в своей гордости Алеко. Он отрекся от общества в стремлении обрести покой, но именно общество становится его проклятием, мешающим ему стать хорошим и благодарным гостем кочевого народа. Алеко становится источником горя для тех, кто его приютил.

Что касается музыки, то произведение представляется камерной лирико-психологической оперой, в которой прослеживается интенсивная драматургия. Образы главных героев неотделимы от красочных картин природы и быта кочевников. Сюжет, как и музыка, пленяет откровенным прямодушием и щедростью на разнообразие мелодий.

Краткое содержание не может отразить всего колорита картины, но оно позволит лучше понять суть произведения. А начинаются действия оперы на берегу реки, где разбросаны цыганские разноцветные шатры. В одном из них располагаются Алеко и Земфира. Действия дополняются бытовыми картинами и неспешной обыденной суетой. Алеко среди цыган, с которыми он кочует уже два года. В начале оперы звучит интродукция, в которой чистота образов переплетается с жутковатым впечатлением от Алеко. Зрители и слушатели с первых мгновений окунаются в мир табора, где цыганский хор полон безмятежности и хорошего настроения. Привлекает образ старого цыгана, предающегося воспоминаниям о собственной грустной истории любви к Мариуле, сбежавшей всего через год и бросившей недавно рожденную дочь - Земфиру. Недоумевающий Алеко не понимает, почему старик не отомстил, ведь он сам готов совершить подлость, если ему придется мстить, не задумываясь. Земфира, раздраженная словами Алеко, говорит о стремлении к свободе и о том, что больше не хочет его любви. Она увлечена молодым цыганом, что становится основанием для мести со стороны ревнивца.

Цыгане не любят печалиться и стремятся развеять грустные мысли веселым пением и плясками. «Женская пляска» и «Пляска мужчин» - автор оперы использовал подлинные мелодии цыганских песен для того, чтобы отразить все оттенки чувств и эмоций.

Действие продолжается сценой разговора Земфиры с молодым цыганом, который мечтает о поцелуе, но получает отказ, из-за боязнь Земфирой Алеко. Однако назначается свидание, а местом для него выбирается курган над могилой. Бытовые сцены сопровождаются пением Земфиры у люльки, размышлениями Алеко о радостях случайной любви. Земфира уже не скрывает своей неприязни к мужу, но утверждается в предпочтениях к молодому цыгану. Она откровенна в своих признаниях, высказанных перед уходом.

Непревзойденной и впечатляющей признается ария Алеко из оперы одноименной, исполняемой им в одиночестве.

Сцена рассвета сопровождается появлением Земфиры и молодого цыгана, которые не могут расстаться, но боятся появления Алеко. Но последний, незамеченный, становится свидетелем любовной сцены. В драматичной развязке выясняется то, что Земфира уже не любит Алеко, и его мольбы о воспоминаниях былого счастья остаются без душевного отклика. Рассудок покидает Алеко, который готов к мести. Просьбы Земфиры к молодому цыгану о том, чтобы он бежал, не успевают реализоваться и Алеко закалывает его, а в итогом проклятий Земфиры становится ее смерть. Разбуженные шумом цыгане застают трагическую сцену убийства. Алеко не мстят, его изгоняют, и он опять остается наедине с одиночеством.

На сайте клуба «Орфей» можно бесплатно в режиме онлайн услышать самые знаменитые арии из оперы Алеко, созданные Рахманиновым. Там же можно бесплатно увидеть видео многочисленных постановок оперы.

И полный текст .]

Идея поэмы Пушкина «Цыганы»

Поэма «Цыганы» является отражением как личной жизни Пушкина в южной ссылке , так и литературных влияний. Наблюдения над жизнью полувосточного Кишинева, знакомство с бытом бессарабских цыган заставили Пушкина всмотреться в своеобразное местное понимание «любви», которое было совершенно чуждо культурному человеку. Этот интерес Пушкина выразился также в стихах «Черная Шаль», «Режь меня, жги меня».

Оказалось, что среди цыган сохранилась еще та свобода любовных отношений, которая носит черты первобытного общества и в культурной среде давно заменена цепью зависимостей – от писаных законов до условий светского «приличия». Из всех человеческих чувств любовь мужчины и женщины – чувство самое эгоистическое. Пушкин выбрал трудный любовный вопрос для анализа того типа героя, который был свойственен его творчеству периода южной ссылки – человека зараженного ядом «мировой тоски», врага культурной жизни с её ложью. Герои писателей, влиявших тогда на Пушкина (Рене Шатобриана , персонажи Байрона) проклинают культурную жизнь, прославляют жизнь дикарей... Но выдержит ли такой герой первобытную жизнь, со всей простотой её быта, чистотой и свободой чисто растительного и животного бытия? Герой пушкинской поэмы «Цыганы» не выдержал испытания. Одной ненависти к культуре оказалось недостаточным для того, чтобы сделаться дикарем. Выросший в атмосфере эгоизма и насилия, культурный человек всюду несет, вместе с прекрасными словами и мечтами эгоизм и насилие.

Пушкин. Цыганы. Аудиокнига

История и образ Алеко в «Цыганах»

Как Рене Шатобриана, как некоторые герои Байрона, как герой «Кавказского Пленника », герой «Цыган» Алеко бросает город и цивилизованных людей из разочарования их жизнью. Он отказался от их полного условностей бытия – и не жалеет об этом. Молодой цыганке Земфире он говорит:

О чем жалеть? Когда б ты знала,
Когда бы ты воображала
Неволю душных городов!
Там люди в кучах, за оградой
Не дышат утренней прохладой,
Ни вешним запахом лугов;
Любви стыдятся, мысли гонят,
Торгуют волею своей,
Главу пред идолами клонят
И просят денег да цепей.

Ему ненавистно все в брошенной им жизни. Судьба цыган его пленяет, и Алеко мечтает, что сын его, выросши дикарем, не будет никогда знать:

Нег и пресыщенья
И пышной суеты наук...

зато он будет:

…беспечен здрав и волен,
Не будет ведать ложных нужд;
Он будет жребием доволен,
Напрасных угрызений чужд.

Алеко «опростился», сделался настоящим цыганом, водит ручного медведя и этим зарабатывает пропитание. Но он не слился с этой первобытной жизнью: как и Рене, он временами тоскует:

Уныло юноша глядел
На опустелую равнину
И грусти тайную причину
Истолковать себе не смел.
С ним черноокая Земфира,
Теперь он вольный житель мира,
И солнце весело над ним
Полуденной красою блещет.
Что ж сердце юноши трепещет?
Какой заботой он томим?

Но стоило Алеко убедиться, что его подруга Земфира ему изменила, в нем проснулся прежний эгоист, выросший в условиях культурной «несвободной» жизни. Он убивает изменницу-жену и её любовника. Цыганский табор бросает его, и, на прощанье, старый цыган, отец убитой Земфиры, говорит ему знаменательные слова:

Оставь нас, гордый человек,
Ты не рожден для дикой воли,
Ты для себя лишь хочешь воли.
Ужасен нам твой будет глас:
Мы робки и добры душой,
Ты зол и смел – оставь же нас.
Прощай! да будет мир с тобой!

В этих словах Пушкин указал полную несостоятельность «байронических героев» «эгоистов», которые слишком живут собой и для себя. Этих героев Пушкин теперь развенчивает в характеристике поэм Байрона: «Гяур» и «Дон Жуан». В них, по его словам:

Отразился век.
И современный человек
Изображен довольно верно,
С его безнравственной душой,
Себялюбивой и сухой,
Мечтанью преданной безмерно,
С его озлобленным умом,
Кипящим в действии пустом.

В этих словах, вся характеристика Алеко и ясное раскрытие новых отношений поэта к байронизму. В поэзии Байрона Пушкин теперь увидел только «безнадежный эгоизм».

Алеко развенчан Пушкиным: с него смело сдернута маска, и он стоит перед нами без всяких прикрас, наказанный и униженный. Байрон никогда не развенчивал своих героев, так как они – его любимые созданья, выношенные в его сердце, вскормленные его кровью, воодушевленные его духом. Если бы он написал поэму «Цыганы», то она, конечно, имела бы другой конец... Жаль, что в своих, наиболее типичных, поэмах он никогда не подвергал своих героев такому испытанию, какому рискнул подвергнуть своего Алеко Пушкин.

У Байрона герой, проклинающий людей, с их суетой, с их цивилизацией, бросается на лоно природы, и если дух его не сливается всецело с жизнью природы, так как нигде не умиротворяется, то все-таки никогда природа эта не становится ему на дороге в виде той неумолимой, суровой силы, которая сломила Алеко.

Итак, Алеко – образ, который при детальном анализе может быть сопоставлен с героями Байрона, так как в нем чувствуется и энергия, и мрачность духа, оскорбленного в борьбе с людьми. В нем есть и мания величия, присущая истым созданиям байроновской фантазии. Но Алеко осужден Пушкиным, он не окружен даже тем бледным ореолом мученичества, которое слабо мерцает вокруг чела «Кавказского Пленника». Алеко уже не Пушкин, и байронические мотивы, звучащие в речах героя «Цыган», не прошли сквозь сердце Пушкина. Он просто взял любопытный тип, перенес его в своеобразную обстановку и поставил в столкновение с новой интригой. Здесь было чисто объективное творчество, характеризующее в литературной жизни Пушкина переход к периоду эпического творчества.

Литературное влияние Байрона и Шатобриана на пушкинских «Цыган»

Литературные влияния на пушкинских «Цыган» шли со стороны Байрона и Шатобриана: первый помог поэту нарисовать «тип», помог изобразить «местный колорит», дал саму форму поэмы, перебивающуюся диалогами. Второй дал некоторые детали в обрисовке образов героев, и, быть может, помог разобраться в душе героя.

За пушкинским Алеко, как и за Рене Шатобриана, тоска следует по пятам. Это их характерная черта. В романе Шатобриана мы встречаем любопытный образ патриарха индейского племени Chaktas. Он знает жизнь, с её бедами и печалями, много видел на веку, он выступает судьей эгоизма и сердечной пустоты юноши Рене. Chaktas не произносит таких энергичных укоров, которые услышал Алеко от старого цыгана, но, тем не менее, зависимость пушкинского героя от шатобриановского вполне возможна. Сходство между произведением Пушкина и Шатобриана простирается до тождества замысла: оба писателя сознательно развенчивают своих героев, наказывая их за пустоту души.

Русская критика о «Цыганах» Пушкина

Русская критика и публика восторженно приняла новое произведение Пушкина. Всех пленили описания цыганского быта, заинтересовал и драматизм поэмы. В своём анализе критика отметила самобытность Пушкина в отношении к герою; отметила, что русский поэт зависит от Байрона лишь в «манере письма». Критик «Московского Вестника» указал, что с «Цыган» начинается новый, третий период творчества Пушкина , «русско-пушкинский» (первый период он назвал «итальяно-французским», второй «байроническим»). Совершенно справедливо отметил критик: 1) наклонность Пушкина к драматическому творчеству, 2) «соответственность со своим временем», т. е. способность изображать «типичные черты современности» и 3) стремление к «народности», «национальности».

С. Рахманинов опера «Алеко»

Чуть более 20 дней работы над оперой, 19 лет ее автору… Кто бы мог подумать, что дипломная работа юного выпускника консерватории будет исполняться на протяжении как минимум нескольких столетий? Но юношу звали Сергеем Васильевичем Рахманиновым , либреттистом дебютанта выступил В.И. Немирович-Данченко, а в основе сюжета лежали вечные пушкинские строки. Благодаря этим именам «Алеко» уже с премьеры вошел в историю мировой оперы на равных с творениями признанных мастеров.

Краткое содержание оперы Рахманинова «» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

баритон русский, живущий в цыганском таборе
Земфира сопрано цыганка, жена Алеко
Молодой цыган тенор любовник Земфиры
Старик бас отец Земфиры

Краткое содержание


Два года назад Алеко пришел в цыганский табор за Земфирой, которую любил. До недавнего времени это чувство было взаимным, но она увлеклась Молодым цыганом. В один из вечеров Старик рассказывает Алеко о том, что его с маленькой дочерью на руках бросила жена, убежав с любовником. Алеко удивлен, что Старик не отомстил за измену. Ночью Земфира уходит на встречу с Молодым цыганом. Утром вернувшуюся пару встречает Алеко, он пытается воззвать к чувствам возлюбленной, но в ней они давно остыли. В порыве ярости ревнивец убивает их обоих. Цыгане изгоняют его из табора.





Интересные факты

  • Рахманинов был не единственным композитором, кто в тот год писал дипломную работу на это либретто – аналогичные оперы создали его однокурсники, Н.С. Морозов и Л.Э. Конюс.
  • Пушкинские «Цыгане» использовались в качестве сюжета оперного либретто и до Рахманинова. В 1850 году появилась опера В.Н Кашперова, в 80-е – работа Г.А. Лишина. Через 20 лет после Рахманинова оперу «Цыгане» написал один из главных представителей веризма Р. Леонкавалло. Всего на этот сюжет было создано 14 опер и 2 балета, не считая многочисленных романсов и оркестровой сюиты.
  • В октябре 1893 года Рахманинова пригласили продирижировать постановкой «Алеко» в Киеве. Публика хорошо приняла спектакль, несмотря даже на то, что на первом из них исполнители партий Земфиры и Молодого цыгана в дуэте забыли слова.
  • «Алеко» - 14 по популярности русская опера. Каждый сезон она исполняется примерно 80 раз, опережая по числу исполнений «Снегурочку » Римского-Корсакова, «Мазепу » Чайковского и «Руслана и Людмилу » Глинки.
  • Либретто Немировича-Данченко неоднократно критиковалось за изменение и упрощение идей пушкинской поэмы, излишнюю мелодраматизацию философии поэта.
  • Партия Алеко была одной из лучших в репертуаре Ф.И. Шаляпина.


  • Каватину Алеко называют последней великой арией в истории русской оперы. Она является центром оперы и позднее композитор, готовя ее очередное нотное издание, обратился к своему другу, М.А. Слонову, с просьбой расширить центральную часть арии. Это было единственное дополнение, сделанное автором в опере.
  • Когда Рахманинов готовил оперу к премьере, к нему подошел Чайковский и предложил, чтобы в будущем сезоне «Алеко» дали в один вечер с «Иолантой». Юного композитора настолько обескуражила такая высокая честь, что он даже не смог вымолвить ни слова.
  • На произведения А.С. Пушкина написано несколько камерных опер: «Каменный гость» А.С. Даргомыжского , «Пир во время чумы» Ц.А. Кюи, «Моцарт и Сальери» Н.А. Римского-Корсакова . «Алеко» С.В. Рахманинова является самой популярной из них.
  • С Пушкиным и Чайковским связаны и две другие оперы Рахманинова: «Скупой рыцарь» в качестве текста использует пушкинскую поэму, а «Франческа да Римини» написана по либретто М.П. Чайковского, брата композитора. Пушкинские стихи также легли в основу многих романсов Рахманинова, известны его музыкальные наброски к «Борису Годунову» и «Полтаве», а сам он всегда считал себя учеником и последователем Чайковского.
  • Сергей Васильевич признавался, что именно успех первой оперы побудил его к продолжению композиторской деятельности.
  • На выпускном экзамене консерватории, где 7 мая 1892 года Рахманинов впервые сыграл «Алеко», присутствовал известный издатель К. А. Гутхейль, который немедленно заявил о желании купить права на печать произведения. В тот же год было выпущено фортепианное переложение, однако полная партитура им так и не была издана. Ее первая публикация состоялась только в 1953 году.
  • В 2015 году бельгийский театр Ла Монне представил в один вечер все три оперы композитора в проекте «Рахманинов. Тройка».

Лучшие номера оперы

Ария Земфиры «Старый муж, грозный муж» (слушать)

Каватина Алеко «Весь табор спит…» (слушать)

Рассказ Старика «Волшебной силой песнопенья…» (слушать)

История создания и постановок

История этой оперы начинается с либретто, которое написал В.И. Немирович-Данченко под впечатлением новинки прошлого московского театрального сезона – «Сельской чести » П. Масканьи. С.В. Рахманинов , получив либретто в качестве задания к выпускному экзамену, увлекся этим сюжетом. Однако его вдохновение черпало свои силы не в творчестве модных веристов, а в русской оперной традиции, на которую опирались Глинка, Мусоргский , Чайковский. В частности, ближайшим примером была опера «Пиковая дама », впервые исполненная полутора годами ранее. Несмотря на весьма сжатый срок, отпущенный учебным заведением на написание дипломного произведения – 1 месяц, работа над «Алеко» завершилась еще раньше, менее чем за 25 дней. Рахманинов безоговорочно удостоился большой золотой медали консерватории.

П.И. Чайковский , называя Рахманинова своим «внуком в музыке», был очарован его первой работой. Мэтр всячески помогал юному композитору в процессе подготовки оперы к постановке, премьера которой в Большом театре состоялась 27 апреля 1893 года. Работу композитора-дебютанта ждал невероятный успех у публики. Разумеется, впечатление на собравшихся в театре произвел и горячий прием, оказанный опере Чайковским, который аплодировал стоя, «высунувшись из ложи».

Петр Ильич договорился с дирекцией Большого театра о включении «Алеко» в постоянный репертуар. С декабря 1893 года оперу планировалось давать в один вечер с его «Иолантой ». К несчастью, 25 октября Чайковский скоропостижно скончался, и «Алеко» вновь прозвучал в Большом только через 12 лет - 2 февраля 1905 года, под управлением самого автора.

Легендарной стала постановка к столетию со дня рождения А.С. Пушкина. Она состоялась в театральном зале Таврического дворца в Санкт-Петербурге 27 мая 1899 года. В ней принимали участие Ф.И. Шаляпин, М. Дейши-Сионицкая, И. Ершов. Рахманинов присутствовал на спектакле и остался им доволен, а вот критика неоднозначно приняла решение Шаляпина выйти в роли Алеко загримированным под Пушкина.

В Москве оперу возобновили в 1903 году. В 1926 году в своем театре поставил «Алеко» и один из ее авторов, В.И. Немирович-Данченко.

Музыка «Алеко» в кинофильмах


«Ленфильм» создал две экранизации «Алеко». В 1953 году вышел фильм С. Сиделёва, главные роли в котором исполнили А. Огнивцев (Алеко), М. Рейзен (Старик), И. Зубковская (Земфира). В фильме В. Окунцова 1986 года снимались Е. Нестеренко (Алеко), Н. Волшанинова, поет С. Волкова (Земфира), В. Головин, поет В. Маторин (Старик).

Музыка из оперы редко становится частью саундтреков кинофильмов, единственным можно назвать «Повесть о любви и тьме» 2015 года.

В 1937 году, когда мир отмечал столетие со дня смерти Пушкина, Шаляпин предложил Рахманинову написать первый акт – пролог для «Алеко», в котором раскрывалась бы судьба героя до начала оперы. Композитор идею отверг – прошло 45 лет, и в возвращении к своей юношеской работе он не видел ни смысла, ни интереса. Он понимал, что этот шаг обернулся бы противостоянием между 64-летним опытным мастером и вдохновенным 19-летним юношей, причем обоими был он сам. «» остался шедевром начинающего гения, брызжущим искрами молодого таланта и творческой энергии.

Сергей Рахманинов «Алеко»

Алеко – главный герой в поэме Пушкина Цыганы . Как ни странно, но сам Алеко цыганом не является и не становится таковым, хотя и перенимает повадки этого народа.

После того как цыгане приютили Алеко, он начинает зарабатывать по деревням развлечениями с медведем – типично цыганский заработок. Помимо этого он страстно любит Земфиру, девушку которая его привела в табор и с которой он завязал свои отношения. По сути, он получает свой новый дом, но в действительности остается человеком цивилизации.

Этот герой гордый и ревнивый. Он свободолюбив, но не признает ни чьей другой свободы. Собственно, он не признавал этого и когда проживал в городе, мы можем только домыслить, но, вероятно, он скрывается от властей после совершенного преступления, к которому привела его пылкость.

Если бы Алеко полностью стал цыганом, то внял бы словам старого цыгана, который рассказывал о любви женщин своего народа (они свободны выбирать и даже от старого цыгана тоже ушла супруга, полюбив другого) и понял бы Земфиру. Если он ищет свободы для себя, то следовало бы принять и возможность свободы для других, в частности возможность свободы выбора Земфирой своего возлюбленного. Земфира – молодая девушка, которая, хотя и является частью молодой семьи, не станет обманывать себя и собственные чувства, если она полюбила молодого цыгана, то отправляется вслед за своим чувством и начинает новые отношения.

Алеко представляет собой гордого европейца, который относится ко всему довольно высокомерно. Тем не менее, он – достойный человек, ведь крепко любит свою избранницу и не собирается отступать от собственного выбора. Отсутствие взаимности со стороны молодой цыганки приводит Алеко к совершению нелицеприятного поступка, который оборачивается его изгнанием.

В итоге он остается одиноким посреди поля с собственной телегой и вне табора. На самом деле и, когда он был частью табора, то тоже был одиноким, он не смог стать частью другого мира и этот новый мир не принял его. При этом цыгане его уважают за смелость, но называют злым, они уважают его выбор, но не способны терпеть такого человека в таборе.

Сочинение про Алеко

Пушкин писал не только стихи и романы, он писал и поэмы. Одной из очень известных и является поэма «Цыгане». Главный герой этой поэмы - молодой человек, выросший в богатой европейской стране, но так и не нашедший там свободы. Все моральные нормы, законы, традиции и устои кажутся ему преградой к свободе всего мира, кажутся нелепыми и сковывающими душу таких орлов свободы, как он сам.

В один прекрасный день Алеко встречает цыганку Земфиру, в которую влюбляется с первого взгляда. Земфира же отвечает ему взаимностью. Она провожает своего возлюбленного к себе в табор цыган, где они и начинают вместе жить. Живя с любимым, Земфира, как и читатель, узнаёт, что её мужа преследует закон, что он скрывается от властей.

Алеко - очень страстный человек, он не просто любит и ценит Земфиру, она для него заменяет весь мир. Ему вообще никто не нужен, кроме неё одной, так сильно он её любит и ценит. При всём при этом, он считает, что женские сердца любят, шутя, игриво, в отличие от мужских, которые страдают при любви, отдают все свои соки для поддержания страсти и для того, чтобы объект симпатии был счастлив. Тут же читатель узнаёт и о том, что Алеко - очень мстительный человек, который не прощает своих врагов и обидчиков. Он готов убить спящего врага, настолько он злой и жестокий человек. Для многих это является доказательством и его бесчестия, ведь даже в самые ужасные войны находились люди, которые никогда бы не убили своих врагов в спящем положении.

Чтобы обеспечивать себе и своей женщине жизнь, Алеко выступает в таборе с медведем перед публикой. Он полностью отвык от жизни городской, приноровился к табору и полюбил его душой. Земфира говорит, что Алеко хочет свободы лишь для себя, а не для всех людей, что его борьба за свободу во всём мире - это лишь борьба за свободу для себя, эгоистичная борьба.

Вскоре у них рождается ребёнок, но чувства Земфиры начинают остывать, она больше не находит Алеко таким прекрасным мужчиной, каким его считала до свадьбы - теперь она действительно узнала, каков молодой бунтарь на самом деле. Заканчивается поэма тем, что Земфира изменяет Алеко с другим цыганом, зная о том, какой её муж ревнивый. Алеко, узнав про измену, убивает и любовника, и саму Земфиру, за что его исключают из табора, оставив в поле одного, как брошенную птицу. Алеко очень гордый человек, и он никогда бы не попросил прощения у табора, чтобы его оставили. Да и какая ему жизнь теперь без человека, бывши ему всем миром. Но если Алеко действительно так любил Земфиру, убил бы он её?

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Остап и Андрий братья и враги 7 класс

    Интересная повесть Николая Васильевича Гоголя, «Тарас Бульба» входит в одну из великих творений русского поэта. Гоголь показал разнообразные обличия великих Запорожских казаков былых времен.

  • Одним из величайших человеческих навыков является его способность развиваться. С самого начала своего существования и до настоящего времени человеку удалось не только взобраться на вершину пищевой цепи

  • Окружающий мир мой любимый предмет сочинение-рассуждение 5 класс

    Мой любимый школьный предмет… проще говоря – урок! Это окружающий мир. Мне интересно понять, как и почему всё происходит вокруг нас. Почему идёт дождь, например. Это только наши очень древние предки думали

  • Сочинение по рассказу Телеграмма Паустовского

    С самого начала, как только я узнала об произведении Константина Паустовского "Телеграмма" я начала думать, о чем же в нём пойдет речь. Если посмотреть на год написания, то можно предположить, что будет затронута военная тематика

  • Сочинение Береги платье снову, а честь смолоду

    Пока человек молод не совсем разумен, пока у него не хватает жизненного опыта, он не может осознать насколько серьезны его поступки, и как они могут оказать влияние на его дальнейшую судьбу.