Профессия гример. Необычные профессии: гримёр театра и кино

Кровавые следы, синяки, черные следы мазута, ангельское личико, бравые усы, прическа, как у прабабки… Все это вы видите на экране, как и просто уставшие или свежие лица, все это – работа гримера. “ТвоеКино” привлекает гримеров для , мы знаем об этой профессии все!

Начало

Результат на экране – самая видная часть работы гримера, однако начинается она задолго до съемок видеоролика.

Сначала специалист получает литературный сценарий, знакомится с героями, изучает атмосферу, понимает историческую подоплеку и старается учесть все необходимые моменты. Если фильм имеет какую-то особенную вселенную или историческую отсылку, гример вникает в этот вопрос вместе со съемочной группой. Сделать инопланетян в декабристском стиле – да, пожалуйста!

Следующий пункт – эскизы или “референсы”, которые предполагают не только портрет героя, но и с помощью которых гример понимает, какое количество кисточек, усов, париков, теней, лаков для волос и т.д. ему потребуется для данного героя в одну сцену и на протяжении всех съемочных дней. А значит, профессионал должен обладать и математическими способностями, чтобы бутафорская кровь ненароком не закончилась на “главной битве”.

Эскизы обсуждаются с режиссером, а потом “примеряются” к актерам. И вдруг выясняется, что на роль лысого лесника подобрали косматого дядьку, а “безбородый юноша” не имеет права сбрить щетину, которая задействована в других съемках… Чьи это проблемы – правильно, гримера.

Тогда команда берется за пробный грим, уточняется и образ, и смета.

Начало №2

Когда все перипетии пришли к хэппи-энду, вступает в силу другое “начало” работы – на съемочной площадке, когда декорации, оснащение и другие департаменты готовы (и гримерная тоже!), и на месте действия появляются актеры.

На каждого героя максимальное время – 40 минут (иногда и 15), из которых большая часть тратится на прическу. Навык быстро работать с лицом – 30% работы гримера.

Прежде всего профессионал должен оценить типаж актера, а если грим не опробован ранее, что бывает нередко, то прикинуть цвета, которые необходимо использовать, соотнести с образом, учесть погодные условия и время съемок. И так десять раз, ну или сколько там актеров. Кого-то даже стричь приходится. Конечно, с его согласия и при самоотверженном следовании идее.

Иногда задачи заключаются не только в приклеенных ресницах и идеальном тоне, но, например, в разрезанной щеке, синяке или ссадине. Такие фокусы должен уметь делать профессиональный гример. Конечно, сложные маски или истекающие кровью конечности – дела другого специалиста.

При этом нужно понимать, что пока гример не закончит, команда не приступит к съемкам, а значит можно ожидать раздражительных: “Скоро уже?” – и ловить вторым ухом план рабочего дня. Актеры, режиссеры, продюсеры – люди со своим характером, со своими комплексами и “заскоками”, и гример, впрочем, как и любой член команды, вынужден с этим считаться.

Конец?

Казалось бы, можно выдохнуть. Все готовы. “Камера, мотор!”

Как бы не так! Пост гримера – за спиной оператора. Если есть возможность видеть на экранчике, что получается – идеально. Если нет, то нужно следить за гримом вживую. И предотвращать катастрофу “потекших” глаз, отклеившихся усов, выбившихся из-под лысины косм.

Это называется “дежурство на площадке”, и продолжается оно весь съемочный день. Изредка гример подбегает к актеру и пудрит заблестевший нос, подкручивает растрепавшийся локон.

В каждой сцене специалист прописывает для себя все необходимые материалы и прикрепляет фото актера с готовым гримом к сценарию, на случай, если съемки длятся более одного дня.

“Пунктики” в профессии

Сложности есть в любой профессии, а поскольку гример – специальность творческая и необычная, то и проблемные места здесь такие же.

Образование: В России нет высших учебных заведений, выпускающих профессиональных “художников по гриму”. Более того, этих заведений нет и во всем мире. Профессия распространяется методом “из рук в руки” и подкрепляется мастер-классами, краткосрочными курсами и выходящими из ряда вон ситуациями на съемочной площадке.

Гример-визажист: Молодые режиссеры, не ведая, что творят, нередко приглашают на съемки визажистов вместо гримеров, и это большая ошибка. Задача визажиста – подчеркнуть красоту лица. Задача гримера – передать характер и ситуацию. Поэтому если не хотите видеть в своем фильме, к примеру, сахалинских заключенных с подчеркнутыми скулами и идеальными бровями, приглашайте гримера, который из свеженькой “ягодки” сделает изможденную старуху одним движением кисти.

Грим – не нужен : Другая ошибка: приглашать на съемки фильма гримера и говорить, что грим не нужен, нужно просто, чтобы актеры хорошо выглядели. Как ни парадоксально, но “хорошо”, а именно – соответственно идее фильма, эпохе и атмосфере, актеры выглядят именно благодаря гриму, а это – большая работа одного профессионала.

Программа курса включает:

  • Гримм и косметика в истории грима и народов
  • Основные сведения о гриме и косметике
  • Подготовительные работы для выполнения грима
  • Разновидности грима. Портретный, национальный, сказочный грим. Гримм для цирка, кинематографа
  • Схемы грима. Эскизирование.
  • Классификация гримировальных красок.
  • Взаимосвязь грима, прически и костюма
  • Значение пастижерных изделий при создании сценического грима
  • Классификация пастижерных изделий, парики, шиньоны, косы, бороды, усы, накладки

По окончании курса и сдаче экзамена присваивается квалификация «Гример - пастижер»

Гример-постижер – это высококлассный специалист широкого профиля, работающий в кино, на телевидении или в театре. При помощи специальных красок, наклеек и прочих профессиональных атрибутов он изменяет внешность ведущих актеров, придает необходимый облик лицам участников групповых сцен и массовки, создает портретные и персональные гримы по эскизам и описаниям или в соответствии с указаниями художника-гримера.

Если для роли или сценического образа требуется изготовить или подобрать парики, усы, бороды или бакенбарды, этим тоже занимается гример-постижер.

Профессия «Гример-постижер»: чему обучают на занятиях

Курс разработан с учетом самых прогрессивных требований современного кино и теле-индустрии. Вы получите базовые теоретические знания и практические навыки по самым актуальным и востребованным техникам гримерно-постижерного искусства, таким как:

  • основные правила и принципы работы с художественным и пластическим гримом (специфика применения грима в кино и театре, материалы для изготовления художественного грима, анатомия лица и мимические особенности, старение/омоложение лиц с помощью грима, характерный и сказочный грим, иллюзорные эффекты для мужских и женских образов, грим животного);
  • пластика (как правильно использовать специфические инструменты и материалы, как создавать пластические эффекты синяков, ожогов, обморожения и пр., пластический грим для кино и телевидения, гримирование участников тематических шоу-программ).
  • азы постижерского мастерства (начальная подготовка волоса: мытье, расчесывание, первичная сортировка, перетяжка и пр.).
  • правила создания постижерных изделий (изготовление крепа, треса, шиньонов, кос, локонов и прядей из сарлычного или искусственного волоса).
  • деление волос на пряди, накрутка на коклюшки разного диаметра, завивка париков и пр.
  • отличительные особенности и специфические свойства красок и материалов, используемых при изготовлении постижерских изделий.
  • усы, бороды, мушки, ресницы, брови (какие для них необходимы материалы, примерный расход, принципы закрепления на лице).

Все слушатели, посещавшие занятия, по окончании курса получат сертификационное свидетельство установленного образца.

Максимум полевых работ в команде и немного теории — вот отличительные черты учебной программы по специальности художник-гримёр , разработанной в нашем Учебном центре кино и телевидения UHD (ЮЭйчДи). Мы ведем этот практический курс, потому что верим: у нового поколения мастеров грима есть все возможности для того, чтобы раскрыть свой творческий потенциал на закулисной TV-кухне. Этому способствуют современные технологии, рост популярности ежедневных телепрограмм, и желание медийных лиц выглядеть на все 100% без фотошопа.

Зачем нужен художник гримёр на телевидении

Современные стандарты не позволяют режиссеру показывать только всю студию целиком, крупные планы ведущего и героев — обязательная часть телешоу. Это значит, что роль гримёра возрастает с каждым новым сезоном и, вероятно, в дальнейшем не потеряет своей актуальности.

Профессия позволяет мастеру по гриму изменять форму человеческого лица при помощи красок, париков и так далее. И в этом она по художественной задаче схожа с ремеслом в театре, кино или цирке. Но работа художника-гримёра на телевидении отличается своими техническими приемами: цифровая съемка отображает действительность с высокой четкостью, то есть видны абсолютно все дефекты на коже, и у специалиста нет права на ошибку.

Коррекция физиологии лица — это не прикрытие недостатков толстым слоем краски и модным макияжем, а поиск решения для каждого конкретного персонажа вместе с оператором. Например, даже очень красивую девушку, но со сложной фактурой лица, лучше снять на мягкий фокус, чем жертвовать естественностью в угоду глянцу. То есть мы скрываем бросающиеся в глаза недостатки кожи и убираем блеск, а забота оператора подобрать аппаратуру, которая «полюбит» человека в кадре. В этом и заключается вся сложность и прелесть нашего искусства.

Чему Вы научитесь в нашем учебном центре

За 12 месяцев обучения гриму вы, вместе со своими однокурсниками, успеете понять: что включает в себя мастерство гримера, актера и телеоператора; зачем на площадке нужен режиссер; каковы правила работы в прямом эфире. А самое главное — изучите технологию нанесения легкого грима и приемы для полного перевоплощения.

У нас преподают только опытные художники по гриму. Поэтому минимум теории, все задания будут проходить по методу «разведка боем». На практических занятиях мы понаблюдаем за тем, как видоизменяется грим под действием света в процессе съемки, научимся работать на зелёном фоне (хромакейный). Кроме того, пройдем боевое крещение в составе команды настоящей съемочной группы, которую сформируют из студентов режиссерского, телеоператорского и других курсов.

Миссия курса художника гримёра: привить ученикам все необходимые для успеха в профессии навыки, дать базовые знания по предмету, научить взаимодействию в команде специалистов.

Ваши знания и способности будут в итоге протестированы курсовой и дипломной работой. Фотографии процесса подготовки и сам дипломный телефильм станут отличной визитной карточкой для молодого специалиста и началом профессионального портфолио.

Три направления в работе художника-гримёра

  1. Парикмахер . После обучения вы сумеете уложить волосы как женщине, так и мужчине. Прическа в нашей профессии — это инструмент, который позволяет точно выразить индивидуальность человека. Мы не делаем праздничную завивку или будничное выпрямление волос просто потому, что сейчас они в моде. На съемочной площадке художник-гримёр, в первую очередь, выполняет задачу режиссера. Внешний вид телеведущих должен соответствовать формату, жанру и настроению программы. А образ актеров телевизионных фильмов должен быть правдивым и помогать зрителю угадывать характер, эмоциональное состояние и возраст героя.
  2. Визажист . Специалисты по гриму с помощью макияжа способны омолодить, состарить, украсить или обезобразить медийное лицо. Все завит от целей авторов конкретной телепередачи, для участия в которой гримируется артист. Очень часто абитуриенты думают, что наше предназначение делать из всех героев красавиц и красавцев, но в реальной работе все немного не так. В вашем профессиональном багаже должна присутствовать широкая палитра идей для самого разного макияжа.
  3. Творец . Говорят, что художники мыслят цветовыми пятнами. И это очень похоже на правду. Каждый гримёр видит перед собой прежде всего цвет и линии, которые необходимо усилить, ослабить или создать. В наших хрупких руках имидж всех без исключения телевизионных деятелей. Потому что в зависимости от того угадал ли оператор с ракурсом, осветитель с количеством софитов, а гримёр с геометрией лица и цветовым сочетанием внутри образа, зрители или будут восхищаться красотой и привлекательностью героя, или будут обсуждать недостатки внешнего вида артиста.

Обучение гриму и главный профессиональный секрет...

По мере приобретения опыта, вы научитесь и ещё одной важной составляющей мастерства художника — психологически грамотной работе с людьми. Как сказать иностранному гостю телестудии, что его лицо бликует и требует дополнительного грима? Как объяснить звезде театра и кино почему вы именно так, а не иначе укладываете волосы? Со временем вы поймете, о чем и как разговаривать с людьми, которые волнуются перед съемкой. Это и есть секрет профессионального художника по гриму. Он состоит не только из способности делать мейкап, но и из умения преподнести свою работу, сгладить углы в конфликтной ситуации, найти подход к каждому телеведущему или актеру на площадке.

Психологический настрой каждого из них зависит от умения гримёра держать свои эмоции под контролем. Хорошо ли будет сыграна сцена, не запнется ли диктор на сложном слове, во все ли ноты попадет певица в прямом эфире — многое на телевидении зависит от умения гримёра приободрить человека перед выходом на авансцену съемочного павильона.

Раздел «Должностные инструкции» содержит необходимую информацию о том, как составляется должностная инструкция. Здесь вы можете найти типовые должностные инструкции по разным специальностям. Наш банк должностных инструкций включает в себя более чем 2500 разных документов. Данные должностные инструкции 2015 года составления и редактирования, а значит, являются актуальными на сегодняшний день.

Из этой статьи вы узнаете:

  • какие обязанности, полномочия и права отражает должностная инструкция гримера-пастижера;
  • какие положения содержит типовая должностная инструкция гримера-пастижера;
  • за какие участки работы по этой должностной инструкции несет ответственность данный специалист в вашей организации.

Общество с ограниченной ответственностью «Альфа»

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
_________ А.В. Львов
10.01.2015

Должностная инструкция № 47
гримера-пастижера

г. Москва 01.10.2015

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность гримера-пастижера.

1.2. Решение о назначении на должность и об освобождении от должности принимается генеральным директором по представлению непосредственного руководителя.

1.3. На должность гримера-пастижера назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование, без предъявления требований к стажу работы.

1.4. Гример-пастижер в своей деятельности руководствуется:

– действующими нормативными документами по вопросам выполняемой работы;

– уставом организации, локальными нормативными актами организации;

– настоящей должностной инструкцией.

1.5. Гример-пастижер должен знать:

– основы гримерного и пастижерского дела;

– правила пользования инструментом, применяемым для выполнения пастижерских работ;

– свойства материалов и красок, применяемых для гримирования и изготовления пастижерских изделий;

– основы цветоведения;

– технологию производства грима и технику гримирования;

– принципы художественного освещения;

– строение лицевого черепа;

– законы мимики;

– виды, модели причесок различных стилей и эпох;

– способы изготовления специальных париков;

– нормы расхода материалов на изготовление грима и париков;

– правила составления схемы построения внешнего образа персонажей;

– принцип действия различных красителей на кожу;

– фотогеничность красок на разных сортах пленки;

– свойства волоса и шерсти, а также правила подбора красителей для их окраски;

– виды, правила выполнения пластической и нательной декоративной косметики;

– технологию изготовления маски;

– правила и приемы подготовки материалов для снятия маски с лица;

– способы изготовления и применения пластических деталей, а также свойства материалов, применяемых при их изготовлении;

– Правила трудового распорядка;

– правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

1.6. Гример-пастижер подчиняется непосредственному руководителю.

1.7. На время отсутствия гримера-пастижера (отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке.

2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Гример-пастижер обязан:

2.1. Обслуживать участников массовых и групповых сцен разнообразного плана с любой сложностью грима на разнообразную тематику.

2.2. Подготавливать искусственные и натуральные волосы для изготовления пастижерских изделий (мыть, расчесывать, сортировать, перетягивать, завивать, разделять на пряди, накручивать на коклюшки).

2.3. Изготавливать для участников массовых и групповых сцен разнообразного плана накладки всех видов (усы, брови, ресницы, мушки, разнообразные вклейки, бороды, бакенбарды, контраньюры), разнообразные парики (косы, шиньоны, локоны, тресы, крепы).

2.4. Выполнять:

– художественные прически;

– стрижку волос и париков;

– лепку гуммозных наклеек.

2.5. Участвовать в изготовлении и снятии маски с головы актера.

3. ПРАВА

Гример-пастижер вправе:

3.1. Знакомиться с проектными решениями руководства, касающимися его деятельности.

3.2. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.

3.3. В пределах своей компетенции сообщать непосредственному руководителю о недостатках, выявленных в процессе исполнения должностных обязанностей, и вносить предложения по их устранению.

3.4. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

3.5. Запрашивать лично или через непосредственного руководителя информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Гример-пастижер несет ответственность:

4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией , в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За нарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

5. ПОРЯДОК ПЕРЕСМОТРА ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ

5.1. Должностная инструкция пересматривается, изменяется и дополняется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.

5.2. С приказом о внесении изменений (дополнений) в должностную инструкцию знакомятся под расписку все работники организации, на которых распространяется действие этой инструкции.

Должностная инструкция разработана в соответствии с приказом генерального директора от 16 ноября 2015 г. № 67.

СОГЛАСОВАНО

Руководитель отдела кадров Е.Э. Громова

С настоящей инструкцией ознакомлен. Один экземпляр получил на руки и обязуюсь хранить на рабочем месте.

Гример-пастижер П.А. Беспалов

Гримёр (от староитал. grimo — морщинистый) — мастер, владеющий искусством преобразовывать внешность актера с помощью красок, наклеек и прочих ухищрений. Профессия подходит тем, кого интересует рисование, мировая художественная культура и труд и хозяйство (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Гримёр работает с лицом актёра, а иногда, если это нужно для роли, подбирает ему парик, усы и т.п. Специалист по изготовлению париков, накладных бород и усов называется постижёром (фр. postiche искусственный, фальшивый). Поэтому гримёра также называют гримёром-постижёром. Хотя чаще всего постижёрные изделия готовят в специальных мастерских. Гримёр, разрабатывая грим для будущего спектакля, заказывает там необходимые парики и пр.

Ещё до запуска спектакля или съёмочного процесса он продумывает все необходимые детали грима, чтобы результат соответствовал замыслу режиссёра. Приходится учитывать силуэт лица, характерные черты, особенности костюма, освещения, которое планируется применить на сцене или съёмочной площадке. В день спектакля или съёмки гримёр работает над лицом актёра, стараясь успеть к началу спектакля.

Грим бывает живописным и пластическим (объёмным). Живописный грим может серьёзно изменить внешность, подчеркнуть какие-то черты, добавив новые. В сочетании с наклеенными бровями или усами это даёт великолепный эффект. Но вершина гримёрного искусства - пластический грим. Он способен сделать человека совершенно неузнаваемым, превратив его в кого-то другого.

Когда вышел фильм о Владимире Высоцком «Спасибо, что живой», съёмочная группа и продюсеры какое-то время держали в тайне имя исполнителя главной роли. Интрига удалась, потому что без подсказки узнать в главном

герое Сергея Безрукова было почти невозможно.

Не зависимо от того, живописный накладывается грим или пластический, он должен делать лицо ярким, чтобы его детали были видны с галёрки. Однако грим - это не маска. Изменяя внешность, он сохраняет актёру возможность выражать чувства мимикой. Без этого актёрская игра невозможна.

Когда спектакль или съёмки окончены, грим нужно снять, отклеить бороды (они крепятся специальным клеем или мастикой), уложить их в специальные коробки, парики натянуть на специальные болванки. Гримёр следит за их состоянием, а когда они изнашиваются, заказывает новые.

На телевидении гримёра правильнее было бы назвать гримёром-визажистом или просто визажистом. Визажист колдует над внешностью телеведущих и гостей студии, но его задача - не преобразить человека, а подчеркнуть достоинства его внешности и затушевать недостатки.

Рабочее место

Гримёр может работать в театре, в цирке, на кино- и телестудиях.

Оплата труда

Зарплата на 19.02.2020

Москва 130000—150000 ₽

Важные качества

Профессия гримёр предполагает творческое отношение к делу, художественные способности, хорошую зрительную память, тонкое цветовосприятие, хорошую мелкую моторику. А также контактность, доброжелательность, аккуратность.

Знания и навыки

Гримёр или гримёр-постижёр должен владеть приёмами наложения разных типов грима, создания причёсок, хранения париков, накладных усов и пр.