Тема: а. м
(По повести М. Горького «Детство»)
В художественном произведении важный эпизод помогает писателю глубже раскрыть характеры героев, изображает кульминационное событие, характеризует значимые детали.
В повести Максима Горького «Детство» множество эпизодов, с помощью которых выражается авторское отношение к жизни, характеризуются герои. Одним из таких эпизодов является «Пляска бабушки». Музыка, ритм танцевальных движений преобразили героиню, она стала как будто моложе. «Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то». Через танец героиня передавала свою душу, повествовала о нелегкой женской доле, о жизненных трудностях и невзгодах, а когда лицо «засияло доброй, приветливой улыбкой», то создавалось впечатление, что она вспоминает о чем-то радостном, счастливом. Пляска изменила Акулину Ивановну: «она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было глаз отвести от нее». Пляска возвращала героиню в дни беззаботной юности, когда еще не задумываешься о завтрашнем дне, чувствуешь себя беспричинно счастливой, веришь в лучшую жизнь. Бабушка во время танца становилась «буйно-красива и мила».
Описывая сам характер танца, писатель использует выразительные метафоры и сравнения: «плыла по полу бесшумно, как по воздуху», «большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно», «лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой», «откачнулась в сторону, уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то», «замерла, прислушиваясь», «ее сорвало с места, закружило вихрем». Эти художественные средства позво-ляют не только увидеть описываемую картину, но и почувствовать состояние героини.
Танец бабушки – неторопливый рассказ о прожитой жизни, счастливых мгновениях, трудных испытаниях, незабываемых впечатлениях.
Итак, эпизод горьковской повести «Детство», условно названный «Пляска бабушки», по-новому раскрывает образ бабушки, передает ее переживания, сложный внутренний мир.
(2 вариант)
Еще не отзвучали в душе мальчишки тягучая песня Якова, не успокоилось сердце после бешеной пляски Цыганка, а Григорий начал упрашивать бабушку «пройтись разок». Как ни отнекивалась Акулина Ивановна («Людей смешить только…»), а упросили («А смейтесь, ино, на здоровье!»). И опять изменяется музыка и характер танца, а вслед за ними мгновенно преображаются люди. Дядя Яков «вскинулся, вытянулся, прикрыл глаза и заиграл медленнее», Цыганка с его присядкой отогнал мастер («Не стучи, Иван!»), а бабушка помолодела на глазах. Бабушка «плыла бесшумно, как по воздуху, разводя руками, подняв брови, глядя куда-то вдаль темными глазами». Мальчишка не сразу проникся этим танцем, этим слиянием с музыкой и движением («Мне она показалась смешной…»), но постепенно он начинает понимать («Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то»).
Танец бабушки – сценка, рассказ. У него есть сюжет, даже герои. Первая часть «рассказа» спокойная, задумчивая. Героиня его кого-то ждет, поглядывая из-под руки вокруг, она осторожна и нерешительна. Но вот героиня «рассказа» остановилась, напугавшись чего-то. Тут же изменилось лицо: нерешительность сменилась суровостью, «лицо дрогнуло, нахмурилось». Но что-то радостное произошло, а, может быть, она узнала того, с кем встретилась, потому что лицо «тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой». Теперь уже бабушка плясала за двоих. Она «откачнулась в сторону, уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то». Но что-то говорит ей герой, уговаривает, заставляет себя слушать, так как опустила голову бабушка, «замерла, прислушиваясь, улыбаясь все веселее». И исчезла нерешительность, изменился характер пляски: «ее сорвало с места, закружило вихрем». На глазах у мальчика бабушка преобразилась. Теперь «она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было глаз отвести от нее – так буйно-красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!» Наблюдая за людьми во время песен, танцев, герой видит, что никто не остается равнодушным: во время песен «все застывали, очарованные», на протяжении пляски «людей за столом подергивало, они тоже порою вскрикивали, подвизгивали, точно их обжигало». Бабушку ее танец преобразил, она помолодела.
Ребенок впервые столкнулся с силой искусства. «Певцы да плясуны – первые люди на миру!», – говорит одна из героинь «Детства».
Другие работы по теме:
Прошлым летом я целый месяц провел у бабушки в деревне. Мы с друзьями купались ходили в лес за грибами бегали по глубоким лужам после дождя. Прошлым летом я целый месяц провел у бабушки в деревне. Мы с друзьями купались ходили в лес за грибами бегали по глубоким лужам после дождя.
Мою бабушку зовут. Клавдия Петровна. Она живет в красивом живописном селе. С огромным нетерпением жду я начала каникул чтобы поскорее поехать в гости к бабушке. Она всегда встречает меня на автостанции а дома сразу начинает кормить чем нибудь вкуснень Мою бабушку зовут.
У меня есть друг. Алеша который с семи лет занимается боксом. Он намного сильнее и выше меня. В нашем дворе мальчики его не трогают но со всеми остальными задираются. Однажды вечером я возвращался от бабушки и в подворотне встретил.
О папе У нас дружная семья, а во главе ее - наш папа. Я очень люблю своего отца и хочу быть похожим на него. Сотрудники уважают моего папу за профессионализм и дружественную поддержку. Да и соседи нередко приходят за советом.
Сочинение-описание животных Во время каникул я отдыхала у бабушки. Однажды, гуляя в поле, мы нашли маленького лисенка. Он был очень смешным. Хвостик его был пушистеньким, а ушки - всегда настороженными.
Достоевский по праву считается писателем-психологом. В романе «Преступление и наказание» психологический анализ состояния преступника до и после совершения убийства слит воедино с анализом «идеи» Раскольникова. Роман строится так, что читатель постоянно находится в сфере сознания героя - Раскольникова, хотя повествование ведется от 3 лица.
(Сочинение по теме: пословицы) Наверное, каждый человек с детства знает народные пословицы и поговорки. Эти короткие, но точные выражения слышали мы от бабушки или дедушки, мамы или отца.
Text Text Алексей Пешков родился в Нижнем Новгороде в семье столяра - Максима Савватьевича Пешкова (1839-1871). Мать - Варвара Васильевна, урожденная Каширина. Рано осиротев, детские
Чичиков на балу у губернатора. (Анализ эпизода из первой главы поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души"). Автор: Гоголь Н.В. В городе NN было два рода мужчин: толстые и тоненькие. Тоненькие больше вились около дам и занимали не очень важные места, по особенным поручениям, а толстые - "были почетные чиновники в городе".
Знакомство Раскольникова со Свидригайловым. (Анализ эпизода из романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание", ч. IV, гл. 1.)
На батарее Тушина. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого "Война и мир", т. I, ч. 2, гл. XX.) Автор: Толстой Л.Н. Л.Н.Толстой был участником Севастопольской обороны и в те трагические месяцы позорного поражения русской армии многое поняли и осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне.
Автор: Гончаров И.А. Сцена занимает место под конец произведения – конец четвёртой части. В ней подводятся итоги произошедшего в романе. Обломов прожил долгую жизнь: прожил детство, прожил молодость, прожил старость, ни разу не отступив от своего стиля жизни, и этот эпизод показывает итоги его жизни, то, к чему привела его жизнь, к чему должна была привести такая жизнь, кто виноват в том, что она такая, и справедлив ли её конец.
Анализ эпизода "Смерть Фролова" Автор: Фадеев А.А. Произведения о революции и Гражданской войне, вышедшие в 1926-1927 годах, носили, в известной степени, итоговый характер. Эти произведения ставили острые вопросы гуманистического смысла революции, полемизируя друг с другом. Авторы этих романов принадлежали разным направлениям в русской литературе двадцатых годов.
Сочинение по повести М. Горького «Детство». «На тему бог бабушки и дедушки». Каков человек таков и бог для него. Я думаю, что бог у каждого человека в душе. Так и в этой повести. Бабушка Алёши очень добрый и хороший человек. Она искренне, по настоящему верит в бога. Ей стыдно перед ним нагрешить, потомучто он добрый.
«Сон Обломова» - это особая глава романа. «Сон Обломова» повествует о детстве Ильи Ильича, о его влиянии на характер Обломова. Во «Сне Обломова» показана его родная деревня Обломовка, его семья, уклад по которому жили в обломовском имении. Обломовка – это название двух деревень, которыми владеют Обломовы.
В повести "Детство" М. Горький рассказал о своих детских годах, в которых едва ли не главное место занимала его бабушка. Странноватая, очень полная, большеголовая, с огромными глазами, рыхлым красноватым носом.
Определим вначале композиционное и содержательное значение данного эпизода, в котором происходит решающее объяснение героев, окончательно проясняются их отношения.
М. Горький написал повесть «Детство», где в образе главного героя вывел автобиографический персонаж – Алешу Пешкова. Все события и герои произведения изображаются писателем через восприятие маленького мальчика.
Анализ эпизода "Прощание Веры Николаевны с Желтковым"
Ночь в Отрадном. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого "Война и мир", т. II, ч. 3, гл.11.) Автор: Толстой Л.Н. По определению, данному в Словаре литературоведческих терминов, эпизод - это отрывок, фрагмент какого-либо художественного произведения, обладающий известной самостоятельностью и законченностью.
Совет в Филях. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого "Война и мир", т. Ill, ч. 3, гл. IV.) Автор: Толстой Л.Н. Лев Николаевич Толстой в романе "Война и мир" неоднократно подчеркивал предопределенность происходящих событий. Он отрицал роль личности в истории, но отстаивал предначертанность судьбы отдельного человека и государства в целом.
Анализ эпизода "Прощальная встреча Обломова и Ольги" Автор: Гончаров И.А. Этот эпизод является кульминацией романа, т.к. после него действие идет на спад – герои расстаются. Эта глава знаменует поворот в жизни героев и раскрывает их внутреннее состояние. Характер эпизода смешанный и условно его можно разделить на три части: 1) Обломов приходит к Ольге; 2) Обломов один; 3) последний разговор Обломова и Ольги.
Дуэль Пьера с Долоховым. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого "Война и мир", т. II, ч. I, гл. IV, V.) Автор: Толстой Л.Н. Лев Николаевич Толстой в романе "Война и мир" последовательно проводит мысль о предначертанности судьбы человека. Его можно назвать фаталистом. Ярко, правдиво и логично это доказано в сцене дуэли Долохова с Пьером.
Сцена захвата казака-убийцы в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". (Анализ эпизода из главы "Фаталист".)
Автор: Сочинения на свободную тему За что я люблю свой край? На этот вопрос не каждый сможет ответить. Для меня это место, где я родился, вырос, река, на которой мы с друзьями купались с малого детства. Наши матери и бабушки с младенчества рассказывали нам истории, произошедшие здесь давным-давно. Лично я люблю свой край за свойственную только ему природу со своей экосистемой.
Итак, мы рассматриваем выбор темы сочинения как оценку возможности смоделировать исследование в рамках этой темы. Важнейшее условие успеха на письменном экзамене - сформировать "скелет" сочинения в первый час работы над ним.
Анализ эпизода Чичиков у Коробочки (по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души") Автор: Гоголь Н.В. В поэме «Мертвые души» Н.В.Гоголь, по его словам, стремился изобразить «всю Русь», но с «одного боку». И у него это получилось: он очень точно и правильно сумел показать как отрицательные, так и положительные стороны жизни России того времени.
Автор: Сочинения на свободную тему Когда была жива моя любимая бабушка, она рассказывала мне о своем военном детстве. Ей было двенадцать лет, когда началась война. Жила она вместе со своей семьей в Омской области. Детство было голодное, это были трудные времена. Отца моей бабушки отправили на войну, он погиб под Ленинградом, а мама бабушки осталась одна с тремя детьми.
«Слово о полку Игореве», как и каждое произведение литературы, имеет идейное содержание и художественную форму, которую определяет род, жанр, язык, вся система средств и приёмов, с помощью которых создаётся содержание.
Когда я выздоровел, мне стало ясно, что Цыганок занимает в доме особенное место: дедушка кричал на него не так часто и сердито, как на сыновей, а за глаза говорил о нем, жмурясь и покачивая головою: — Золотые руки у Иванка, дуй его горой! Помяните мое слово: не мал человек растет! Дядья тоже обращались с Цыганком ласково, дружески и никогда не «шутили» с ним, как с мастером Григорием, которому они почти каждый вечер устраивали что-нибудь обидное и злое: то нагреют на огне ручки ножниц, то воткнут в сиденье его стула гвоздь вверх острием или подложат, полуслепому, разноцветные куски материи, — он сошьет их в одну «штуку», а дедушка ругает его за это. Однажды, когда он спал после обеда в кухне на полатях, ему накрасили лицо фуксином, и долго он ходил смешной, страшный: из серой бороды тускло смотрят два круглых пятна очков, и уныло опускается длинный багровый нос, похожий на язык. Они были неистощимы в таких выдумках, но мастер всё сносил молча, только крякал тихонько да, прежде чем дотронуться до утюга, ножниц, щипцов или наперстка, обильно смачивал пальцы слюною. Это стало его привычкой; даже за обедом, перед тем как взять нож или вилку, он муслил пальцы, возбуждая смех детей. Когда ему было больно, на его большом лице являлась волна морщин и, странно скользнув по лбу, приподняв брови, пропадала где-то на голом черепе. Не помню, как относился дед к этим забавам сыновей, но бабушка грозила им кулаком и кричала: — Бесстыжие рожи, злыдни! Но и о Цыганке за глаза дядья говорили сердито, насмешливо, порицали его работу, ругали вором и лентяем. Я спросил бабушку, отчего это. Охотно и понятно, как всегда, она объяснила мне: — А видишь ты, обоим хочется Ванюшку себе взять, когда у них свои-то мастерские будут, вот они друг перед другом и хают его: дескать, плохой работник! Это они врут, хитрят. А еще боятся, что не пойдет к ним Ванюшка, останется с дедом, а дед — своенравный, он и третью мастерскую с Иванкой завести может, — дядьям-то это невыгодно будет, понял? Она тихонько засмеялась: — Хитрят всё, богу на смех! Ну, а дедушка хитрости эти видит да нарочно дразнит Яшу с Мишей: «Куплю, говорит, Ивану рекрутскую квитанцию, чтобы его в солдаты не забрали: мне он самому нужен!» А они сердятся, им этого не хочется, и денег жаль, — квитанция-то дорогая! Теперь я снова жил с бабушкой, как на пароходе, и каждый вечер перед сном она рассказывала мне сказки или свою жизнь, тоже подобную сказке. А про деловую жизнь семьи, — о выделе детей, о покупке дедом нового дома для себя, — она говорила посмеиваясь, отчужденно, как-то издали, точно соседка, а не вторая в доме по старшинству. Я узнал от нее, что Цыганок — подкидыш; раннею весной, в дождливую ночь, его нашли у ворот дома на лавке. — Лежит, в запон обернут, — задумчиво и таинственно сказывала бабушка, — еле попискивает, закоченел уж. — А зачем подкидывают детей? — Молока у матери нет, кормить нечем; вот она узнает, где недавно дитя родилось да померло, и подсунет туда своего-то. Помолчав, почесавши голову, она продолжала, вздыхая, глядя в потолок: — Бедность всё, Олеша; такая бывает бедность, что и говорить нельзя! И считается, что незамужняя девица не смей родить, — стыдно-де! Дедушка хотел было Ванюшку-то в полицию нести, да я отговорила: возьмем, мол, себе; это бог нам послал в тех место, которые померли. Ведь у меня восемнадцать было рожено; кабы все жили, — целая улица народу, восемнадцать-то домов! Я, гляди, на четырнадцатом году замуж отдана, а к пятнадцати уж и родила; да вот полюбил господь кровь мою, всё брал да и брал ребятишек моих в ангелы. И жалко мне, а и радостно! Сидя на краю постели в одной рубахе, вся осыпанная черными волосами, огромная и лохматая, она была похожа на медведицу, которую недавно приводил на двор бородатый, лесной мужик из Сергача. Крестя снежно-белую, чистую грудь, она тихонько смеется, колышется вся: — Получше себе взял, похуже мне оставил. Очень я обрадовалась Иванке, — уж больно люблю вас, маленьких! Ну, и приняли его, окрестили, вот он и живет, хорош. Я его вначале Жуком звала, — он, бывало, ужжал особенно, — совсем жук, ползет и ужжит на все горницы. Люби его — он простая душа! Я и любил Ивана и удивлялся ему до немоты. По субботам, когда дед, перепоров детей, нагрешивших за неделю, уходил ко всенощной, в кухне начиналась неописуемо забавная жизнь: Цыганок доставал из-за печи черных тараканов, быстро делал нитяную упряжь, вырезывал из бумаги сани, и по желтому, чисто выскобленному столу разъезжала четверка вороных, а Иван, направляя их бег тонкой лучиной, возбужденно визжал: — За архереем поехали! Приклеивал на спину таракана маленькую бумажку, гнал его за санями и объяснял: — Мешок забыли. Монах бежит, тащит! Связывал ножки таракана ниткой; насекомое ползло, тыкаясь головой, а Ванька кричал, прихлопывая ладонями: — Дьячок из кабака к вечерней идет! Он показывал мышат, которые под его команду стояли и ходили на задних лапах, волоча за собою длинные хвосты, смешно мигая черненькими бусинами бойких глаз. С мышами он обращался бережно, носил их за пазухой, кормил изо рта сахаром, целовал и говорил убедительно: — Мышь — умный житель, ласковый, ее домовой очень любит! Кто мышей кормит, тому и дед-домовик мирволит... Он умел делать фокусы с картами, деньгами, кричал больше всех детей и почти ничем не отличался от них. Однажды дети, играя с ним в карты, оставили его «дураком» несколько раз кряду, — он очень опечалился, обиженно надул губы и бросил игру, а потом жаловался мне, шмыгая носом: — Знаю я, они уговорились! Они перемигивались, карты совали друг другу под столом. Разве это игра? Жульничать я сам умею не хуже... Ему было девятнадцать лет, и был он больше всех нас четверых, взятых вместе. Но особенно он памятен мне в праздничные вечера; когда дед и дядя Михаил уходили в гости, в кухне являлся кудрявый, встрепанный дядя Яков с гитарой, бабушка устраивала чай с обильной закуской и водкой в зеленом штофе с красными цветами, искусно вылитыми из стекла на дне его; волчком вертелся празднично одетый Цыганок; тихо, боком приходил мастер, сверкая темными стеклами очков; нянька Евгенья, рябая, краснорожая и толстая, точно кубышка, с хитрыми глазами и трубным голосом; иногда присутствовали волосатый успенский дьячок и еще какие-то темные, скользкие люди, похожие на щук и налимов. Все много пили, ели, вздыхая тяжко, детям давали гостинцы, по рюмке сладкой наливки, и постепенно разгоралось жаркое, но странное веселье. Дядя Яков любовно настраивал гитару, а настроив, говорил всегда одни и те же слова: — Ну-с, я начну-с! Встряхнув кудрями, он сгибался над гитарой, вытягивал шею, точно гусь; круглое, беззаботное лицо его становилось сонным; живые, неуловимые глаза угасали в масленом тумане, и, тихонько пощипывая струны, он играл что-то разымчивое, невольно поднимавшее на ноги. Его музыка требовала напряженной тишины; торопливым ручьем она бежала откуда-то издали, просачивалась сквозь пол и стены и, волнуя сердце, выманивала непонятное чувство, грустное и беспокойное. Под эту музыку становилось жалко всех и себя самого, большие казались тоже маленькими, и все сидели неподвижно, притаясь в задумчивом молчании. Особенно напряженно слушал Саша Михаилов; он всё вытягивался в сторону дяди, смотрел на гитару, открыв рот, и через губу у него тянулась слюна. Иногда он забывался до того, что падал со стула, тыкаясь руками в пол, и, если это случалось, он так уж и сидел на полу, вытаращив застывшие глаза. И все застывали, очарованные; только самовар тихо поет, не мешая слушать жалобу гитары. Два квадрата маленьких окон устремлены во тьму осенней ночи, порою кто-то мягко постукивает в них. На столе качаются желтые огни двух сальных свеч, острые, точно копья. Дядя Яков всё более цепенел; казалось, он крепко спит, сцепив зубы, только руки его живут отдельной жизнью: изогнутые пальцы правой неразличимо дрожали над темным голосником, точно птица порхала и билась; пальцы левой с неуловимою быстротой бегали по грифу. Выпивши, он почти всегда пел сквозь зубы голосом, неприятно свистящим, бесконечную песню:Быть бы Якову собакою —
Выл бы Яков с утра до ночи:
Ой, скушно мне!
Ой, грустно мне!
По улице монахиня идет;
На заборе ворона сидит.
Ой, скушно мне!
За печкою сверчок торохтит,
Тараканы беспокоятся.
Ой, скушно мне!
Нищий вывесил портянки сушить,
А другой нищий портянки украл!
Ой, скушно мне!
Да, ох, грустно мне!
Эхма! Кабы не было мне жалко лаптей,
Убежал бы от жены и от детей!
Всю неделю, до субботы,
Плела девка кружева,
Истомилася работой, —
Эх, просто чуть жива!
В воскресенье от обедни
До полуночи плясала,
Ушла с улицы последней,
Жаль, — праздника мало!
(По повести М. Горького «Детство»)
В художественном произведении важный эпизод помогает писателю глубже раскрыть характеры героев, изображает кульминационное событие, характеризует значимые детали.
В повести Максима Горького «Детство» множество эпизодов, с помощью которых выражается авторское отношение к жизни, характеризуются герои. Одним из таких эпизодов является «Пляска бабушки». Музыка, ритм танцевальных движений преобразили героиню, она стала как будто моложе. «Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то». Через танец героиня передавала свою душу, повествовала о нелегкой женской доле, о жизненных трудностях и невзгодах, а когда лицо «засияло доброй, приветливой улыбкой», то создавалось впечатление, что она вспоминает о чем-то радостном, счастливом. Пляска изменила Акулину Ивановну: «она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было глаз отвести от нее». Пляска возвращала героиню в дни беззаботной юности, когда еще не задумываешься о завтрашнем дне, чувствуешь себя беспричинно счастливой, веришь в лучшую жизнь. Бабушка во время танца становилась «буйно-красива и мила».
Описывая сам характер танца, писатель использует выразительные метафоры и сравнения: «плыла по полу бесшумно, как по воздуху», «большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно», «лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой», «откачнулась в сторону, уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то», «замерла, прислушиваясь», «ее сорвало с места, закружило вихрем». Эти художественные средства позво-ляют не только увидеть описываемую картину, но и почувствовать состояние героини.
Танец бабушки – неторопливый рассказ о прожитой жизни, счастливых мгновениях, трудных испытаниях, незабываемых впечатлениях.
Итак, эпизод горьковской повести «Детство», условно названный «Пляска бабушки», по-новому раскрывает образ бабушки, передает ее переживания, сложный внутренний мир.
(2 вариант)
Еще не отзвучали в душе мальчишки тягучая песня Якова, не успокоилось сердце после бешеной пляски Цыганка, а Григорий начал упрашивать бабушку «пройтись разок». Как ни отнекивалась Акулина Ивановна («Людей смешить только…»), а упросили («А смейтесь, ино, на здоровье!»). И опять изменяется музыка и характер танца, а вслед за ними мгновенно преображаются люди. Дядя Яков «вскинулся, вытянулся, прикрыл глаза и заиграл медленнее», Цыганка с его присядкой отогнал мастер («Не стучи, Иван!»), а бабушка помолодела на глазах. Бабушка «плыла бесшумно, как по воздуху, разводя руками, подняв брови, глядя куда-то вдаль темными глазами». Мальчишка не сразу проникся этим танцем, этим слиянием с музыкой и движением («Мне она показалась смешной…»), но постепенно он начинает понимать («Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то»).
Танец бабушки – сценка, рассказ. У него есть сюжет, даже герои. Первая часть «рассказа» спокойная, задумчивая. Героиня его кого-то ждет, поглядывая из-под руки вокруг, она осторожна и нерешительна. Но вот героиня «рассказа» остановилась, напугавшись чего-то. Тут же изменилось лицо: нерешительность сменилась суровостью, «лицо дрогнуло, нахмурилось». Но что-то радостное произошло, а, может быть, она узнала того, с кем встретилась, потому что лицо «тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой». Теперь уже бабушка плясала за двоих. Она «откачнулась в сторону, уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то». Но что-то говорит ей герой, уговаривает, заставляет себя слушать, так как опустила голову бабушка, «замерла, прислушиваясь, улыбаясь все веселее». И исчезла нерешительность, изменился характер пляски: «ее сорвало с места, закружило вихрем». На глазах у мальчика бабушка преобразилась. Теперь «она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было глаз отвести от нее – так буйно-красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!» Наблюдая за людьми во время песен, танцев, герой видит, что никто не остается равнодушным: во время песен «все застывали, очарованные», на протяжении пляски «людей за столом подергивало, они тоже порою вскрикивали, подвизгивали, точно их обжигало». Бабушку ее танец преобразил, она помолодела.
Ребенок впервые столкнулся с силой искусства. «Певцы да плясуны – первые люди на миру!», – говорит одна из героинь «Детства».
Текст сочинения:
Автобиографическая повесть "Детство" М. Горького наполнена разнообразными впечатлениями детства мальчика Алеши. Самые теплые и самые светлые воспоминания храниҭ Алеша о первом своем верном и надежном друге бабушке. Алеша говориҭ, что бабушка, появившись после смерҭи отца, сразу стала "самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком".
Бабушка не была похожа на других людей. Она говорила, "как-то особенно выпевая слова", а ее улыбка делала все лицо молодым и светлым. Бабушкины глаза вспыхиваюҭ "невыразимо приятным светом", да и вообще "вся она темная, но светилась изнутри через глаза неугасимым, веселым и теплым светом".
Любовь бабушки к миру, ее рассказы, неистощимое чувство юмора и трогательная нежность и забота о мальчике внутренне обогатили Алешу, дали ему силы для стойкого перенесения испытаний в дальнейшей жизни.
Слушать бабушку "невыразимо приятно". Алеша говориҭ, что свои диковинные истории и сказки бабушка сказывала ҭихо и таинственно "говориҭ, точно поет", точно вливает в сердце мальчика силу, приподнимающую его.
Во время путешествия на пароходе Алешу удивило и привлекло умение бабушки видеть красоту природы и восхищаться ею до слез.
Внешность бабушки (суҭулая, почти горбатая, очень полная) неожиданно контрастирует с ее умением легко и ловко двигаться. Во время танца Акулина Ивановна "плыла по полу бесшумно, как по воздуху", ведь не зря Алеша сравнивал ее с большой мягкой кошкой. Пляска бабушки это не обычный танец, а рассказ, путешествие. Во время танца Акулина Ивановна становилась "буйно красива и мила", ведь эҭи чудесные минуҭы возвращали ей юность.
Попав в новое окружение, в семью деда, Алеша остается одиноким, поскольку образ жизни, наполненный "горячим (ҭуманом взаимной вражды Данный текст предназначен только для частного использования - всех со всеми", чужд мальчику, |чье сердце требовало любви и тепла. И снова рядом оказывается бабушка. Она пытается оправдать невиновного | мальчика перед дедом, заступается за него, жалеет, не дает бить. И хотя у нее, конечно, и не получилось бы оградить внука от всех неприятностей, своим присуҭствием она поддерживает его, подсказывает лучшие способы поведения и взаимодействия с жестокими родственниками. Ведь сам дух, атмосфера дома Кашириных были чужды ей так же, как и Алеше. Во время разговоров с мальчиком о жизни этой семьи, бабушка "говорила посмеиваясь, отчужденно, как-то издали, точно соседка".
Поведение бабушки во время пожара разительно отличается от реакции остальных домочадцев. Она, не задумываясь, бросается в горящий дом, чтобы вынести взрыво-. опасную "ведерную буҭыль" купоросного масла. Не теряя самообладания, бабушка останавливает перепуганную лошадь, успокаивает ее ласковыми словами. Сердечно и рассудительно просиҭ помощи у соседей. Предельная собранность и решительность приходят на смену мягкости и уступчивости с первых минуҭ пожара. Везде успевает бабушка со своими дельными и точными распоряжениями. Даже после пожара Акулина Ивановна находиҭ в себе силы поддержать других, не жалуясь на собственную боль.
Эта трогательная любовь и забота о других людях проявляется и в хорошем отношении бабушки к слепому бывшему мастеру Григорию. Она жалела его, разговаривала с ним, кормила, взваливая на свои сильные женские плечи груз чужой вины перед эҭим человеком.
Даже разорение и нищета не смогли ожесточить бабушкино сердце. В самые ҭяжелые периоды жизни она все же сохраняет свойственные ей сострадание, щедрость, человеколюбие.
Наблюдение за бабушкой, тесные отношения с ней, открытая восприимчивость к ее бескорыстной любви к людям, умению видеть красоту, мягкость, но несгибаемость ее характера помогли Алеше лучше понять жизнь и вырасти настоящим Человеком.
Права на сочинение "Портрет бабушки в повести М. Горького "Детство"" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на
Бабушка главного героя произведения Алеши Пешкова Акулина Ивановна является персонажем, которому отведена особая роль.
Писатель изображает героиню в образе полной женщины, имеющей большую голову, крупные глаза и смешной рыхлый нос, отличающейся внутренним теплом, душевностью и добротой, чутким отношением к окружающим и бескорыстной любовью.
Акулине Ивановне характерна особая манера разговора, в которой слова произносятся в ласковой, складной форме нараспев. Обладая необычайной врожденной одаренностью, бабушка рассказывает внуку сказочные и реальные истории, которые оказывают значительное влияние на развитие личности будущего писателя, помогая преодолевать жизненные трудности и получая ценные уроки.
Являясь искусной рукодельницей, Акулина Ивановна выполняет заказы горожан, плетя изысканные кружевные творения и вышивая причудливые узоры. Будучи любительницей плясок и веселья, Алешина бабушка преподносит обычный танец в виде наполненного внутренним смыслом действия, рассказывая в пляске о чем-то своем.
Присущие бабуле мужественность, храбрость, героизм ярко проявляются в описании сцены пожара, когда Акулина Ивановна мечется по двору, успевая и спасти людей, и животных, а также распоряжаться тушением огня, не обращая внимание на полученные ею ожоги и боль.
С детства бабушкина жизнь была нелегкой, рано оставшись без отца еще девочкой ей пришлось работать, чтобы помогать матери-инвалиду содержать семью. Оказавшись замужем за суровым и жестоким дедом, она покорно сносит его ругательства и побои, переживая за внуков и детей, которые не ладят между собой, объясняя, что муж намного старше ее и необходимо проявлять к нему уважение и терпение.
Бабушка очень религиозна и в ее душе бог занимает особое место, помогая ей терпеливо и стойко переносить все трудные ситуации. Она ежедневно беседует с иконами, подробно передавая всевышнему события минувшего дня и свои душевных переживаниях. При этом любит нюхать табак и не откажется от стакана вина.
Многие из окружающих, глядя на Акулину Ивановну, считают ее блаженной, но писатель утверждает, что все характерные качества бабушки основаны на ее человеческой мудрости, которая не ставит материальные блага во главу жизненных ценностей, несмотря на тяготы бренного существования, ощущая к окружающему ее миру лишь искреннюю бескорыстную любовь и сострадание.
2 вариант
В произведение Горького "Детство" важным персонажем является бабушка главного героя. Из рассказа мы узнаем, что бабушку зовут Пешкова Акулина Ивановна.
Автор описывает ее как полную женщину с непривычными для всех размерами головы. На ее большой голове красуются соответственно большие глаза и к заключению образа рыхлый, немного смешной нос. Душа ее была бескорыстна, ко всем относилась с добротой, от нее так и веяло внутренним душевным теплом. Эта душевность проявлялась в ее манере разговора. Все слова произносящие Акулиной были в уменьшительно ласкательной форме.
В жизни главного героя бабушка сыграла не малую роль. Ее рассказы и истории складывали психику и мировоззрение Алеши с самого детства. А именно эти вымышленные и реальные истории повлияли на развитие личности Алеши, как будущего писателя. В уже более сознательном возрасте все рассказы, которые слышал Алеша от бабушки, помогали справляться с трудностями, встречавших его на пути. Из всего услышанного внук извлекал все самое нужное и ценное.
Подрабатывала Акулина Ивановна, когда брала заказы у горожан и односельчан. Она, обладая прекрасным мастерством вязания, выполняла разные кружевные творения. На вязании ее таланты не заканчиваются, она любила танцы и пляски и могла обычный танец превратить во что-то необычное и глубокомысленное, выполненное с душой.
Ее наполняли такие качества, как: храбрость, мужественность, героизм. Все это мы можем наблюдать во время сцены с пожаром. Она, не задумываясь о полученной боли, спасает одновременно, и людей, и животных при этом туша пожар.
С детства Акулина встречает на своем жизненном пути много препятствий. С раннего возраста ей пришлось пойти работать, что бы обеспечить семью. Так как отец умер, а мать была инвалидом. Из-за воспитанных в ней качеств, Акулина терпит все ругательства и побои мужа с мыслью, что он старше и нужно его уважать, думая о спокойствие детей, которого, к сожаление, нет. Дети и внуки не ладят между собой.
Вера в Бога помогает Акулине преодолеть все трудности и невзгоды, которые происходят с ней в жизни.
Сочинение Бабушка в рассказе Детство
Детство Алексея Пешкова прошло в многочисленной семье Кашириных. Василий Васильевич и Акулина Ивановна были родителями матери Алеши. После смерти ее мужа Максима, Каширины забрали Алешу с матерью к себе в Нижний Новгород. Дедушка Алексея держал собственную мастерскую, и, помимо его сыновей, в доме у них жили мастеровые. Все они оказали какое-либо влияние на мальчика, но самым близким и любимым человеком для него стала бабушка.
Бабушка Акулина Ивановна была уже пожилой женщиной, ей перевалило за шестой десяток. Она была полная, круглолицая, у нее были большие глаза и длинная грива волос, которые бабушка всегда долго расчесывала. Ее облик притягивал взгляды всех окружающих, она вся светилась изнутри добрым, ласковым светом. Акулина Ивановна была мастерицей рассказывать сказки и старинные предания, слушать которые всегда собиралось много народа. Талантливая рассказчица, она заставляла своих слушателей смеяться и плакать над своими рассказами. Бабушка могла и выйти станцевать, и ее танец оказывал на зрителей такое же завораживающее действие, как и предания.
Особое место в жизни Акулины Ивановны занимает искренняя вера в Бога. Бабушка ежедневно ведет с ним беседы, рассказывает ему о происходящих событиях, советуется с ним по любому поводу, общаясь с ним, как с живым близким человеком. Вера в Бога помогает Акулине Ивановне преодолевать все тяготы жизни, а жизнь ее не слишком баловала. Росла она без отца, и с самого детства она помогала матери по хозяйству. Потом она вышла замуж. И ей пришлось терпеть побои мужа. Но бабушка, как истинно русская женщина, стойко и мужественно переносит все жизненные невзгоды.
Особенно ярко ее крепкий и сильный характер проявляется во время пожара, случившегося в доме Кашириных. Бесстрашно бабушка бросилась в полыхающую мастерскую, чтобы вынести оттуда бутыль с купоросом, получила там сильные ожоги, но сумела остановить взвившуюся на дыбы лошадь, и не ушла со двора до конца пожара.
Мужество и стойкость Акулины Ивановны, ее доброта и ласка, благожелательное отношение к окружающим людям, и на будущего великого писателя оказали огромное влияние в формировании и становлении его личности, что в будущем признавал и сам Максим Горький. Про Акулину Ивановну можно сказать словами другого великого русского писателя, Н. А. Некрасова: «есть женщины в русских селеньях…»
Особенностью рассказов Шукшина является использование образов, так называемых чудиков. Есть даже рассказ с именно этим названием, а Стенька Разин продолжает тему. Здесь главным героем выступает молодой парень Васека
Николай Васильевич Гоголь творил необычайные произведения, которые вызывали множество разногласий, споров, поводов для раздумий. Особо явное отражение российской действительности 19 века показано в романе «Мертвые души»