В какой тюрьме умер петр лещенко. Почему пётр лещенко закончил жизнь в румынской тюрьме

Лещенко Пётр Константинович (1898-1954) – румынский и русский певец эстрадного жанра, исполнял народные танцы.

Детство

Пётр Лещенко появился на свет 2 июня 1898 года. Местом его рождения была Херсонская губерния, небольшое село Исаево (теперь это Одесская область на Украине). Мальчик родился вне брака, поэтому носил фамилию матери, а в метрике в строчке «отец» ему написали «незаконнорожденный».

У матери его, Марии Калиновны, был абсолютный музыкальный слух, она замечательно пела народные песни, что и повлияло на формирование мальчика, который уже в раннем детстве проявлял незаурядные способности в музыке.

Когда малышу было девять месяцев, Мария Калиновна с маленьким сыном и своими родителями уехала в Кишинёв.

Учёба

До восьми лет мальчик воспитывался и обучался дома, а в 1906 году его приняли в солдатский церковный хор, так как Петя был очень способным в музыке и танцах. Помимо этих талантов, он ещё очень быстро изучал языки, владел русским, украинским, немецким, румынским и французским.

Регент хора помог определить мальчика в кишинёвское приходское училище. И к 1915 году Пётр имел уже музыкальное и общее образование.

В 1907 году мама заключила брак с Алексеем Васильевичем Алфимовым. Отчим оказался человек простым и добрым, мальчика он любил. Позже у Петра родились сестрёнки: в 1917 году Валя, в 1920 – Катя. Алфимов работал зубным техником, немного увлекался музыкой, играл на гитаре и гармонике.

Отчим принимал Петю, как родного сына, видел, что мальчик растёт талантливый и в подростковом возрасте отдал ему свою гитару.

Кроме учёбы в училище и пения в хоре, Петя с детства помогал по хозяйству, много трудился и даже имел небольшой самостоятельный заработок.

Фронт

До конца осени 1916 года Пётр находился в Донском казачьем полку. Оттуда его направили в Киевскую пехотную школу прапорщиков, которую он окончил в начале весны 1917 года и получил соответствующее звание.

Из Киева через запасной одесский полк юношу отправили командовать взводом Подольского пехотного полка на румынском фронте. Меньше чем через полгода Пётр получил тяжёлое ранение и был контужен, в связи с этим его отправили на лечение. Сначала он находился в полевом госпитале, позже больного перевели в Кишинёв, где он и узнал о революционных событиях.

Румынский подданный

В 1918 году Кишинёв был объявлен территорией Румынии и Пётр выходил из госпиталя уже как румынский подданный.

Бывшему военному Петру Лещенко нужно было как-то зарабатывать себе на жизнь. В Кишинёве на постой его приютили родственники, и молодой человек начал трудиться, где только ему предоставлялась возможность:

  • токарь у частного предпринимателя;
  • псаломщик в приютской церкви;
  • подрегент в церковном хоре на кладбище;
  • солист в вокальном квартете;
  • певец в Кишинёвской опере.

Начало творческого пути

В начале осени 1919 года Петра приняли в танцевальный коллектив «Елизаров», с которым он в течение четырёх месяцев выступал в Бухарестском театре «Альгамбра», а потом в кинотеатрах «Орфеум» и «Сузанна». Это были первые шаги Лещенко в его творческой карьере.

Около пяти лет он гастролировал по Румынии в составе различных коллективов в качестве певца и танцора.

В 1925 году Пётр уехал в Париж, где продолжились его выступления в кинотеатрах. Он исполнял много номеров, которые имели у публики успех:

  • выступал в ансамбле балалаечников «Гусляр»;
  • участвовал в гитарном дуэте;
  • исполнял кавказские танцы с кинжалом в зубах.

Зинаида Закитт

Свою технику танца он считал несовершенной, поэтому поступил на обучение в лучшую французскую школу балетного мастерства. Здесь произошло его знакомство с артисткой Зинаидой Закитт, её сценическое имя было Жени. Зинаида по происхождению была латышкой, родом из Риги. Вместе с Петром Жени разучила несколько номеров, и они стали выступать в паре в ресторанах Парижа. К ним быстро пришёл оглушительный успех, а вскоре Пётр и Зинаида поженились.

С 1926 года с поляками-музыкантами Лещенко и Закитт в течение двух лет гастролировали по Европе и Ближнему Востоку. Им рукоплескали в Салониках и Константинополе, в Афинах и Адане, в Алеппо и Смирне, Дамаске и Бейруте.

После гастрольного тура супруги вернулись в Румынию, где поступили на работу в театр под названием «Театрул Ностра», который находился в Бухаресте. Но долго на одном месте они не задерживались. Около трёх месяцев выступали в ресторане в Черновцах, потом давали номера в Кишинёве по кинотеатрам. Позже их пристанищем стала Рига, где Пётр один поступил на работу в ресторан «А. Т.» как вокалист. Танцевать они прекратили по причине беременности Зинаиды. В начале 1931 года у пары родился сын Игорь.

Работая в ресторане, Пётр познакомился с композитором Оскаром Строком, который впоследствии написал для певца много песен и романсов. Его музыкальные композиции набирали популярность, Лещенко начал сотрудничать с другими композиторами и с 1932 года начал записываться на фирмах грампластинок.

В 1933 году Пётр с женой и ребёнком обосновался в Бухаресте, откуда иногда выезжал в турне и на записи. Зинаида также вернулась к танцам, и пара снова начала совместные выступления.

В 1935 году Пётр открыл свой ресторан под названием «Лещенко», в котором выступал сам, а также огромной популярностью пользовался ансамбль «Трио Лещенко», в него входили Зинаида и младшие сёстры Петра.

Война

В конце 1941 года Петру Лещенко поступило предложение от Одесского оперного театра, его просили приехать в этот город и дать там несколько концертов. Культурно-просветительский отдел Румынского губернаторства дал ему на это своё разрешение, и певец поехал в Одессу в мае 1942 года.

Здесь он давал концерты, а во время репетиций познакомился с певицей Верой Белоусовой. Девушке было всего 19 лет, она училась в Одесской консерватории. Между ними вспыхнул бурный роман, и Пётр отправился в Бухарест, чтобы развестись с женой. Супруга устроила разборки и скандалы, вдобавок ко всему Лещенко получил извещение явиться в пехотный полк для отправки на войну.

Осенью 1943 года он попал в Крым, где в течение полугода находился при штабе, а потом заведовал офицерской столовой. Получив отпуск, Пётр поехал не к семье в Бухарест, а в Одессу к Белоусовой Вере, где узнал, что его возлюбленную готовят к отправке в Германию. Он забрал Веру с её матерью и братьями и увёз в Бухарест.

В мае 1944 Пётр и Вера поженились. Вскоре в Бухарест вошла Красная Армия, Лещенко давал много концертов для советских военных в гарнизонах и офицерских клубах, пел с молодой женой в госпиталях.

Арест и смерть

После войны Лещенко много выступал перед разнообразной публикой в Румынии. Но ему очень хотелось вернуться на Родину, он писал на этот счёт неоднократные прошения на имя Сталина и Калинина, но положительного ответа долго не получал.

В начале весны 1951 года после очередного обращения к руководству Советского Союза, Петру Константиновичу дали добро на возвращение, но сделать этого не успел. Органы безопасности Румынии его арестовали. Это случилось прямо во время антракта, Лещенко давал концерт, в зале был аншлаг, а между первым и вторым отделением певца увели прямо из гримёрной комнаты.

Петра Константиновича допрашивали в качестве свидетеля по делу Веры Белоусовой-Лещенко. Его молодую супругу обвиняли в том, что она изменила Родине.

Лещенко была разрешена только одна короткая встреча с женой. Вера так и не смогла забыть, какие ужасные черные руки были у него во время их последнего свидания. То ли он так много работал, то ли его так сильно били – он не успел ей рассказать, лишь выкрикнул громко супруге: «Вера, я ни в чём не виноват!»

16 июля 1954 года Лещенко Пётр Константинович скончался в тюремной больнице, все материалы по его делу до сих пор остаются закрытыми. Ввиду такой секретности точных данных нет, но скорее всего, Пётр Лещенко являлся одним из тысяч строителей Дунайского канала, которые так и остались безвестными и безымянными. До сих пор никто не знает, где находится могила певца.

Летом 1952 года арестовали и Веру за брак с иностранным подданным, что квалифицировалось как измена Родине, а также за то, что принимала участие в концертах в оккупированной Одессе. Суд назначил ей смертную казнь, но потом наказание заменили на 25 лет лишения свободы. А в 1954 году Веру освободили, судимость сняли и выслали в Одессу. Она умерла в Москве в 2009 году.

Память

В послевоенное время песни Лещенко были очень популярны в Советском Союзе, народ узнал их по пластинкам, которые везли бойцы Красной армии из освобождённой Европы в качестве трофеев. Но творчество Петра Константиновича в СССР находилось под строжайшим запретом. Считалось, что его песни пропагандируют «кабацкий загул».

Перестали запрещать слушать Лещенко лишь в конце 80-х годов. Песни его зазвучали на радио, в печатных изданиях стали печатать публикации о нём, потом на телевидении вышло несколько передач о певце.

В 1988 году фирмой грамзаписи «Мелодия» была выпущена пластинка «Поёт Пётр Лещенко».

Она была настоящей сенсацией, потому что, занимая сначала 73-ю позицию в отечественном хит-параде, за две-три недели вышла на первое место. Петра Лещенко впервые официально и вполне легально признали лучшим певцом на Родине.

Его песни до сих пор слушают благодарные ценители великого искусства:

  • «Ах, эти черные глаза»;
  • «Ванька – милый»;
  • «Скажите, почему?»;
  • «Марфуша»;
  • «Всё, что было»;
  • «Моя Марусечка»;
  • «Чубчик кучерявый»;
  • «У самовара я и моя Маша»;
  • «Настя – ягодка».

В 2013 году на российские телеэкраны вышел биографический фильм о жизни певца «Пётр Лещенко. Всё, что было…»

Главную роль исполнил Константин Хабенский, сценарий написал Эдуард Володарский.
В Кишинёве в честь Петра Лещенко названы улица и переулок. Вот и вся память о короле романсов и танго…

ЕЩЕ РАЗ О СУДЬБЕ ПЕТРА ЛЕЩЕНКО

Прежде всего, хочется поблагодарить Н. Нефедова за попытку пролить свет на загадочную историю Петра Лещенко, выяснением которой я занимаюсь уже много лет. В частности, в своей статье в Новом Русском Слове от 12 апреля с.г. Н. Нефедов пишет: "В 1944 г. советские войска, стремительно войдя в Румынию, отрезали все пути из Бухареста на Запад. Лещенко пытался было выбраться из Бухареста, но был схвачен в поезде смершевцами и расстрелян на месте как белогвардеец и буржуй (владелец ресторана). О трагической гибели певца... после окончания войны в русском зарубежье стало широко известно, но, как видно из статьи Р. Рублева, в СССР правда не проникла".

Здесь Н. Нефедов приводит всего лишь одну из многочисленных версий гибели прославленного певца. Дело в том, что таких "правд" очень много рассказывалось и рассказывается обо всех без исключения таинственно исчезнувших знаменитостях. В Союзе, например, наиболее распространенной была версия о том, что П. Лещенко был застрелен прямо в своем бывшем ресторане, в момент исполнения песни, пьяным советским офицером. По крайней мере, эта версия более логична и лучше вяжется с рассказом о нем певца Константина Сокольского, в гостях у которого мне довелось побывать в середине 70-х годов.

Меня, как и других коллекционеров, всегда интересовал вопрос, действительно ли был П. Лещенко в оккупированной немцами Одессе во время войны, как об этом пел Л. Утесов в своей пародии на популярную после войны эмигрантскую песню "Журавли", где были такие слова: "Для кого ты там пел? Для какого народа? Перестаньте рыдать надо мной, журавли!" Константин Сокольский подтвердил это. Кроме того, он снабдил нас адресом вдовы П. Лещенко Веры Лещенко, которая тогда еще была жива в Одессе. Она, к сожалению, как выяснилось позже, не знала никаких подробностей о гибели Петра Лещенко, рассталась с ним по причине семейной драмы, о которой нам не совсем удобно было расспрашивать, но совершенно точно подтвердила нам факт недолгого периода жизни П. Лещенко в оккупированной немцами Одессе. Затем П. Лещенко вернулся в Бухарест, а она осталась у родственников в Одессе.

После получения этих сведений уже можно представить себе причину гибели П. Лещенко. Действительно, какой-нибудь советский офицер, знавший о выступлениях певца в оккупированной Одессе или слышавший на фронте песни П. Лещенко, которые немцы, как известно, использовали для агитации и заводили перед советскими окопами, вполне мог разрядить свой пистолет в певца совершенно безнаказанно.

Уже после появления в печати статьи Н. Нефедова на мое имя в редакцию НРСлова пришли письма, в которых читатели задают вопросы о П. Лещенко или сами сообщают то, что знают о нем. Популярный певец Виктор Шульман, например, рассказал мне следующее.

Еще задолго до эмиграции из Союза ему пришлось выступать для особо высокопоставленных "товарищей" на теплоходе "Тарас Шевченко". В числе прочих песен Шульман пел тогда "Журавли" и "Я тоскую по Родине" Лещенко. Однажды после исполнения одной из этих песен певца пригласил к себе за столик генерал-лейтенант КГБ. Он добродушно спросил, знает ли Виктор Шульман, чьи песни исполняет. Виктор ответил утвердительно. Тогда, ударившись в воспоминания, генерал-лейтенант рассказал ему, что после войны еще простым капитаном госбезопасности он служил в Румынии и несколько раз не только слышал, но и разговаривал с Петром Лещенко, который приезжал с концертами в части войск, расквартированных в Бухаресте, и продолжал даже петь в своем бывшем ресторане. Особенной популярностью как раз и пользовались эти две песни – "Журавли" и "Я тоскую по Родине".

По мнению Виктора Шульмана, рассказ бывшего капитана, а ныне генерал-лейтенанта, выглядел искренним и звучал вполне убедительно. Мне тоже кажется, что этому рассказу можно поверить. Когда Виктор спросил его, что же с Лещенко стало в дальнейшем, генерал пожал плечами, поскольку пробыл в Бухаресте недолго.

Я думаю, могут быть два варианта. Первый – версия об убийстве Лещенко в ресторане; это, кстати, объясняет слухи о его добровольном отъезде в Союз, специально распущенные для того, чтобы замять скандал. Вторая версия, нисколько, впрочем, не подтвержденная, – это арест и последующая гибель певца в сталинских лагерях. Но тогда должны были бы остаться хоть какие-нибудь свидетельства очевидцев, сокамерников и т.д. А их нет.Может быть, кто-нибудь из читателей знает что-то более точно о судьбе П. Лещенко?

© Рувим РУБЛЕВ, 1980-е г.г.

© Р.Фукс, И.Ефимов, Д.Петров.

Пётр Константинович Лещенко (рум. Petre Leșcenco). Родился 2 (14) июня 1898 года в селе Исаево Херсонской губернии - умер 16 июля 1954 в румынской тюремной больнице Тыргу-Окна. Русский и румынский эстрадный певец, танцор, ресторатор.

Петр Лещенко родился 2 (14 по новому стилю) июня 1898 года в селе Исаево Херсонской губернии. Ныне это Николаевский район Одесской области.

Мать - Мария Калиновна Лещенкова.

Петр был внебрачным ребенком. В метрической книге районного архива сохранилась запись: «Лещенкова Мария Калиновна, дочь отставного солдата родила сына Петра 02.06.1898». В графе «отец» запись: «незаконнорождённый».

Крещен 3 июля 1898 года и в дальнейшем в документах Петра Лещенко фигурировала именно дата крещения. Крёстные: дворянин Александр Иванович Кривошеев и дворянка Катерина Яковлевна Орлова.

Известно, что мать Петра обладала абсолютным музыкальным слухом, знала много народных песен и хорошо пела, что оказало должное влияние на формирование его личности. Он с раннего детства также обнаружил незаурядные музыкальные способности.

Семья матери вместе с 9-месячным Петром переехала в Кишинёв, где примерно спустя девять лет мать вышла замуж за зубного техника Алексея Васильевича Алфимова.

Пётр Лещенко владел русским, украинским, румынским, французским и немецким языками.

Сам музыкант о себе писал: "В возрасте 9 месяцев с матерью вместе, а также с её родителями переехали на жительство в город Кишинёв. До 1906 года я рос и воспитывался дома, а затем, как имевший способности по танцам и музыке, был взят в солдатский церковный хор. Регент этого хора Коган позднее определил меня в 7-е народное приходское училище в Кишинёве. Одновременно с этим регент архиерейского хора Березовский, обратив на меня внимание, определил в хор. Таким образом, к 1915 году я получил общее и музыкальное образование. В 1915 году ввиду перемены голоса я в хоре участвовать не мог и остался без средств, поэтому решил пойти на фронт. Устроился вольноопределяющимся в 7-й Донской казачий полк и служил там до ноября 1916 года. Оттуда я был направлен в пехотную школу прапорщиков в город Киев, которую окончил в марте 1917 года, и мне было присвоено звание прапорщика. После окончания упомянутой школы через 40-й запасной полк в Одессе был отправлен на румынский фронт и зачислен в 55-й пехотный Подольский полк 14-й пехотной дивизии на должность командира взвода. В августе 1917 года на территории Румынии был тяжело ранен и контужен - и отправлен в госпиталь, сначала в полевой, а затем в город Кишинёв. Революционные события октября 1917 года застали меня в этом же госпитале. Ещё и после революции я продолжал находиться на излечении до января 1918 года, то есть до момента захвата румынскими войсками Бессарабии".

Бессарабия была в 1918 году объявлена румынской территорией, и Пётр Лещенко официально выписался из больницы уже румынским подданным.

После выхода из госпиталя жил у своих родственников. До 1919 года Лещенко работал токарем у одного частника, затем служил псаломщиком в церкви при Ольгинском приюте, подрегентом церковного хора в Чуфлинской и кладбищенской церквах. Кроме того, участвовал в вокальном квартете и пел в Кишинёвской опере, директором которой была некая Белоусова.

С осени 1919 года в составе танцевальной группы «Елизаров» (Данила Зельцер, Товбис, Антонина Кангизер) четыре месяца выступал в Бухаресте в театре «Алягамбра», затем с ними же весь 1920 год - в кинотеатрах Бухареста.

До 1925 года как танцор и певец в составе различных артистических групп гастролирует по Румынии. В 1925 году с Николаем Трифанидисом уезжает в Париж, где встречается с Антониной Кангизер. С нею, её 9-летним братом и матерью, с Трифанидисом в течение трёх месяцев выступает в парижских кинотеатрах.

Лещенко выступал с гитарным дуэтом в балалаечном ансамбле «Гусляр» с номером, в котором он играл на балалайке, а затем, переодевшись в кавказский костюм, выходил на сцену «арабскими шагами» с кинжалами в зубах, танцуя в «присядку» и сопровождая всё это метанием кинжалов в пол. Номер имел успех у публики.

Желая усовершенствовать технику танца, Лещенко поступил в балетную школу Трефиловой, которая считалась одной из лучших во Франции. В школе он познакомился с артисткой Жени (Зинаида) Закитт из Риги, латышкой. Пётр и Зинаида разучили несколько танцевальных номеров и стали выступать дуэтом в парижских ресторанах, с большим успехом. Вскоре танцевальный дуэт стал супружеской парой.

В феврале 1926 года в Париже Лещенко случайно встретил знакомого по Бухаресту Якова Вороновского. Тот собирался уезжать в Швецию - и предложил Лещенко своё место танцора в ресторане «Норманди». До конца апреля 1926 года Лещенко выступал в этом ресторане.

Поляки-музыканты, ранее работавшие в ресторане в Черновцах и имевшие контракт с турецким театром в городе Адане, приглашают Петра Лещенко и Закитт поехать с ними на гастроли. И с мая 1926 до августа 1928 года семейный дуэт совершил гастрольную поездку по странам Европы и Ближнего Востока - Константинополь, Адана, Смирна, Бейрут, Дамаск, Алеппо, Афины, Салоники.

В 1928 году супруги Лещенко возвращаются в Румынию, поступают в Бухарестский театр «Театрул Ностра». Затем они выезжают в Ригу, по случаю смерти отца жены. В Риге пробыли две недели и перебрались в Черновцы, где три месяца отработали при ресторане «Ольгабер». Затем - переезд в Кишинёв.

Вплоть до зимы 1929 года супруги Лещенко выступают в ресторане «Лондонский», в Летнем театре и кинотеатрах. Потом - Рига, где до декабря 1930 года Пётр Лещенко работал один в кафе «A.T.». Лишь на месяц уезжал по приглашению танцоров Смальцовых в Белград.

Когда Зинаида забеременела, их танцевальный дуэт распался. Ища альтернативный способ зарабатывания денег, Лещенко обратился к своим вокальным способностям.

Театральный агент Дуганов устроил Лещенко на месяц выезд на концерты в Либаву. В это же время Лещенко заключает контракт с летним рестораном «Юрмала». Всё лето 1931 года проводит с семьёй в Либаве. По возвращении в Ригу вновь работает в кафе «A.T.». В это время состоялось знакомство певца с композитором Оскаром Строком - создателем танго, романсов, фокстротов и песен. Лещенко исполнил и записал песни композитора: «Чёрные глаза», «Синюю рапсодию», «Скажите, почему» и другие танго и романсы. Работал и с другими композиторами, в частности с Марком Марьяновским - автором «Татьяны», «Миранды», «Насти-ягодки».

Хозяин нотного магазина в Риге, по фамилии Юно́ша, осенью 1931 года предложил Лещенко на десять дней поехать в Берлин для записи песен на фирме «Parlophon». Лещенко заключает также контракт с румынским филиалом английской фирмы звукозаписи «Columbia» (записано около 80 песен). Пластинки певца издают фирмы «Parlophone Records» (Германия), «Electrecord» (Румыния), «Bellaccord» (Латвия).

С весны 1932 года вновь работает вместе с Закитт в Черновцах, в Кишинёве. В 1933 году Лещенко с семьёй решил обосноваться на постоянное жительство в Бухаресте и поступил на работу в павильон «Рус». Кроме того - турне по Бессарабии, поездка в Вену для записи на фирме «Коламбия».

В 1935 году с Кавурой и Геруцким по улице Каля Виктория, 2 открывает ресторан «Лещенко», который просуществовал до 1942 года. Лещенко в своём ресторане выступал с ансамблем «Трио Лещенко»: супруга певца и его младшие сёстры - Валя и Катя.

В 1935 году Лещенко дважды выезжает в Лондон: выступает по радио, записывается на студии звукозаписи и по приглашению известного импресарио Гольта Лещенко даёт два концерта. В 1937 и 1938 годах на летний сезон с семьёй выезжал в Ригу. Всё остальное время до начала войны проводит в Бухаресте, выступая в ресторане.

За свою творческую жизнь певец записал свыше 180 граммофонных дисков.

Петр Лещенко в оккупированной Одессе

В октябре 1941 года Лещенко получил извещение из 16 пехотного полка, к которому был приписан. Но под разными предлогами Лещенко старается от службы уклониться и продолжает концертную деятельность. Лишь по третьему вызову Лещенко прибыл в полк в Фалтичени. Здесь его судили офицерским судом, предупредили, что надо являться по вызовам, и отпустили.

В декабре 1941 года Лещенко получил приглашение от директора Одесского оперного театра Селявина с просьбой прибыть в Одессу и дать несколько концертов. Он ответил отказом по причине возможного повторного вызова в полк.

В январе 1942 года Селявин сообщил, что дата концертов перенесена на неопределённый срок, но, тем не менее, все билеты проданы. В марте 1942 года Лещенко получил разрешение культурно-просветительского отдела Губернаторства за подписью Руссу на въезд в Одессу.

Он выехал в оккупированную румынскими войсками Одессу 19 мая 1942 года, остановился в гостинице «Бристоль». В Одессе 5, 7 и 9 июня Лещенко провёл сольные концерты.

На одной из своих репетиций он познакомился с девятнадцатилетней Верой Белоусовой, которая стала его второй женой.

В феврале 1943 года он получил распоряжение немедленно явиться в 16 пехотный полк для продолжения воинской службы. Знакомый гарнизонный врач предложил Петру Лещенко лечение в военном госпитале. Лещенко решается на удаление аппендикса, хотя в этом не было необходимости. После операции и 25 дней положенного отпуска на службу не является. Лещенко удаётся устроиться в военную артистическую группу 6 дивизии. До июня 1943 года выступает в румынских воинских частях.

В октябре 1943 года новое распоряжение от румынского командования: отправить Лещенко на фронт в Крым. В Крыму до середины марта 1944 года он был при штабе, а потом заведующим офицерской столовой. Затем получает отпуск, но вместо Бухареста приезжает в Одессу. Узнаёт, что семью Белоусовых должны отправить в Германию. Пётр Лещенко увозит свою будущую жену, её мать и двух братьев в Бухарест.

В сентябре 1944-го, после входа в Бухарест Красной армии, Лещенко давал концерты в госпиталях, воинских гарнизонах, офицерских клубах для советских солдат. С ним выступала и Вера Лещенко.

Арест и смерть Петра Лещенко

26 марта 1951 года Лещенко был арестован органами госбезопасности Румынии в антракте после первого отделения концерта в городе Брашове.

Из румынских источников известно, что Пётр Лещенко находился в Жилаве с марта 1951 года, потом в июле 1952 года был переведён в распределитель в Капул Мидиа, оттуда 29 августа 1953 года в Борджешть. С 21 или 25 мая 1954 года переведён в тюремную больницу Тыргу-Окна. Там ему была сделана операция по поводу открывшейся язвы желудка.

Существует протокол допроса Петра Лещенко, из которого ясно, что в июле 1952 года Пётр Лещенко был перевезён в Констанцу (недалеко от Капул Мидиа) и допрошен как свидетель по делу Веры Белоусовой-Лещенко, которая обвинялась в измене Родине.

Согласно воспоминаниям Веры Белоусовой-Лещенко, ей разрешили всего лишь одно свидание с мужем. Пётр показал жене свои чёрные (от работы или от побоев?) руки и сказал: «Вера! Я ни в чём, ни в чём не виноват!!!». Больше они не встречались.

Материалы по делу Лещенко до сих пор закрыты.

В СССР Пётр Лещенко был под негласным запретом. Имя его не упоминалось в советских СМИ. В годы перестройки о нем опять вспомнили. По советскому радио стали звучать записи песен в исполнении Лещенко. Потом о нём появились передачи и статьи. В 1988 году фирма «Мелодия» выпустила пластинку «Поёт Пётр Лещенко», ставшую очень популярной.

Пётр Лещенко. Моё последнее танго

Рост Петра Лещенко: 172 сантиметра.

Личная жизнь Петра Лещенко:

Дважды был женат.

Первая жена - артистка Жени (Зинаида) Закитт, уроженка Риги, латышка. Поженились в июле 1926 года.

В январе 1931 года у пары родился сын - Игорь (Икки) Лещенко (Игорь Петрович Лещенко) (1931-1978), балетмейстер Театра оперы и балета в Бухаресте.

Вторая жена - Вера Белоусова (в замужестве Лещенко), музыкант, певица. Познакомились в 1942 году на одной из репетиций. На тот момент она была студенткой Одесской консерватории. В мае 1944 года поженились.

Вера Белоусова-Лещенко в июле 1952 года была арестована. Она обвинялась в браке с иностранным подданным, что квалифицировалось, как измена Родине (ст. 58-1 «А» УК РСФСР, уголовное дело № 15641-п).

Вера Белоусова-Лещенко 5 августа 1952 была приговорена к смертной казни, которую заменили 25 годами лишения свободы, но в 1954 освобождена: «Заключённую Белоусову-Лещенко освободить со снятием судимости и с выездом в Одессу 12 июля 1954 года».

Вдове Лещенко удалось получить из Румынии единственную информацию: LESCENCO, PETRE. ARTIST. ARESTAT. A MURIT ÎN TIMPUL DETENIEI, LA. PENITENCIARUL TÂRGU OCNA. (ЛЕЩЕНКО, ПЁТР. АРТИСТ. ЗАКЛЮЧЁННЫЙ. УМЕР ВО ВРЕМЯ ПРЕБЫВАНИЯ В ТЮРЬМЕ ТЫРГУ-ОКНА).

Вера Лещенко умерла в Москве в 2009 году.

Образ Петра Лещенко в кино:

2013 году на экраны вышел сериал «Пётр Лещенко. Всё, что было...» режиссёра Владимира Котта (автор сценария Эдуард Володарский). Роль Петра Лещенко исполнили Иван Стебунов (Петр Лещенко в молодости) и Константин Хабенский.

песни из сериала "Пётр Лещенко. Всё, что было..."

Дискография Петра Лещенко:

За гитарный перебор (романс, муз. народная);
Пой, цыгане (романс);
Признайся мне (танго, муз. Arthur Gold);
Спи, моё бедное сердце (танго, О. Строк и J. Altschuler);
Останься (танго, муз. Э. Хёнигсберга);
Миранда (танго, муз. М. Марьяновского);
Аникуша (танго, Клауде Романо);
Милость («Всё за любовь я прощаю», вальс, Н. Варс);

Сашка (фокстрот, М. Хальм);
Я б так хотел любить (танго, Е. Скляров - Н. Михайлова);
Миша (фокстрот, Г. Вильнов);
Мальчишка (народная);
В цирке (бытовая, Н. Мирский - Колумбова - П. Лещенко);
Возле леса (цыганский вальс, оркестр Хёнигсберга - Хеккера);
Частушки;
Андрюша (фокстрот, З. Бялостоцкий);
Трошка (бытовая);
Кто ты (слоу-фокс, М. Марьяновский);
Алёша (фокстрот, Ж. Корологос);
Мой друг (английский вальс, М. Хальм);
Серенада (C. Sierra Leone);

Марш из к/ф «Весёлые ребята» (И. О. Дунаевский, Ostrowsky);
Лошадки (фокстрот);
Ха-ча-ча (фокстрот, Werner Richard Heymann);
Татьяна (танго, М. Марьяновский, оркестр Хёнигсберга);
Настенька (фокстрот, Траян Корня);
Плачь, цыган (романс);
Ты едешь пьяная (романс);
Сердце мамы (танго, муз. З. Карасиньского и Ш. Каташека);
Кавказ (ориент-фокстрот, муз. М. Марьяновского);
Мусенька (танго, слова и музыка Оскара Строка);
Дуня («Блины», фокстрот, муз. М. Марьяновского);
Забыть тебя (танго, С. Шапиров);
Давай простимся (танго-романс);
Капризная, упрямая (романс, Александр Кошевский);
Моя Марусечка (фокстрот, Г. Вильнов);
Мрачное воскресенье (венгерская песня, Режё Шереш);
Синяя рапсодия (слоу-фокс, Оскар Строк);


Туманно на душе (Е. Скляров, Надя Кушнир);
Марш из к/ф «Цирк» (И. О. Дунаевский, В. И. Лебедев-Кумач);
Не покидай (танго, О. Строк);

Старинный вальс (слова и музыка Н. Листова);
Стаканчики (слова Г. Гридова, муз. Б. Прозоровского);
Капитан;
Спой нам, ветер (песни из к/ф «Дети капитана Гранта», И. О. Дунаевский - В. И. Лебедев-Кумач);
Как хороши;
Колечко (романсы, Ольга Франк - Сергей Франк, аранж. J. Azbukin);
Ванька милый;
Настя ягоды продаёт (фокстроты, музыка и слова М. Марьяновского);
Голубые глаза (танго, слова и музыка Оскара Строка);
Вино любви (танго, слова и музыка Марка Марьяновского);
Чёрные глаза (танго, слова и музыка Оскара Строка);
Станочек (народная песня, слова Тимофеева, муз. Бориса Прозоровского);

Жизнь цыганская (таборная, муз. Д. Покрасса);
Рюмка водки (фокстрот на русский мотив, слова и музыка М. Марьяновского);
Льётся песня (цыганская кочевая, слова М. Лахтина, музыка В. Кручинина);
Чубчик (народная);
Прощай, мой табор;

Буран (таборная);
Марфуша (фокстрот, Марк Марьяновский);
Вернулась снова ты (танго);
У самовара (фокстрот, N. Gordonoi);
Моё последнее танго (Оскар Строк);
Ты и эта гитара (танго, музыка Е. Петерсбургского, русский текст Ротиновского);
Скучно (танго, Sasa Vlady);
Прощай, мой табор (русская цыганская песня);
Чубчик (русская народная песня);
Буран (таборная);
Бессарабянка (народный мотив);
Жизнь цыганская (таборная, муз. Д. Покрасс);
Что мне горе (цыганский романс);
Льётся песня (цыганская кочевая, сл. М. Лахтина, муз. В. Кручинина);
Станочек (народная песня, сл. Тимофеева, муз. Б. Прозоровского);
Скучно (танго);
Ты и эта гитара (танго);
Моё последнее танго́;
У самовара (фокстрот);
Марфуша (фокстрот);
Вернулась снова ты (танго);
Возле леса;
Чёрные глаза;
Мой друг (вальс, Max Halm);
Серенада (C. Sierra Leone);
Не уходи (танго, Е. Скляров);
Сашка (фокстрот, M. Halm);
Моя Марусечка (фокстрот, G. Villnow);
Давай простимся (танго);
Колечко;
Как хороши (романсы, Ольга Франк - Сергей Франк, аранж. J. Azbukin);
Признайся мне (танго, Arthur Gold);
Ты едешь пьяная (романс);
Сердце (танго, И. О. Дунаевский, аранжировка F. Salabert - Ostrowsky);
Марш весёлых ребят (И. О. Дунаевский, Ostrowsky);
Вино любви (танго, М. Марьяновский);
Голубые глаза (танго, Оскар Строк);
Мусенька родная (танго, Оскар Строк);
Дуня («Блины», фокстрот, М. Марьяновский);
Кавказ (фокстрот, М. Марьяновский);
Татьяна (танго, М. Марьяновский);
Ваня (фокстрот, Шапиров - Лещенко - Федотов);
Не покидай (танго, Оскар Строк);
Миранда (танго, М. Марьяновский);
Останься (танго, Э. Хёнигсберг);
Комарик (украинская народная песня);
Карії очі (украинская песня);
Эй, друг гитара!;
Капризная;
Туманно на душе;
Андрюша;
Беллочка;
Все, что было;
Льется песня;
Барселона;
Настя;
Марфуша;
Вернись;
Возле леса, у реки;
Песнь гитары;
Синий платочек (поёт Вера Лещенко);
Тёмная ночь;
Мама (поёт Вера Лещенко);
Наташа;
Надя-Надечка. Любимая (дуэт с Верой Лещенко);
Моя Марусечка;
Сердце;
Бродяга;
Чёрные косы;
Чёрные глаза;
Андрюша;
Катя;
Студенточка;
Петрушка;
Сердце мамы;
Лошадки;
Сашка;
Рюмка водки;
Не уходи;
Марфуша;
Послушай что скажу я;
Вечерний звон;
Однозвучно гремит колокольчик

Пётр Лещенко и Лев Лещенко родственники или однофамильцы? Как это часто бывает, талантливые люди, работающие в одном направлении, и имеющие одинаковые фамилии, у многих ассоциируются с родством. Взять, хотя бы Петра и Льва Лещенко. Певец Петр Лещенко был известен за долго до появления на эстраде его однофамильца – Льва.

Пётр Константинович Лещенко (1898-1954) известен, как румынский и русский певец эстрадного жанра, исполнявший еще и народные танцы. В начале был военным. Творческая карьера началась с танцевального коллектива. Позже ярко проявился вокальный талант этого артиста. Лев Валерианович Лещенко (родился в 1942 году) – советский и российский певец эстрады и оперетты. С 1983 года имеет звание Народного артиста РСФСР. Пётр Лещенко впервые увидел свет 2 июня 1898 года. Уроженец Херсонской губернии, небольшого села Исаево (сейчас Одесская область в Украине). Мальчик родился вне брака, поэтому носил фамилию матери, а в метрике в строчке «отец» ему написали «незаконнорожденный». У матери его, Марии Калиновны, был абсолютный музыкальный слух, она замечательно пела народные песни, что и повлияло на формирование мальчика, который уже в раннем детстве проявлял незаурядные способности в музыке. Когда малышу было девять месяцев, Мария Калиновна с маленьким сыном и своими родителями уехала в Кишинёв.

До восьми лет мальчик воспитывался и обучался дома, а в 1906 году его приняли в солдатский церковный хор, так как Петя был очень способным в музыке и танцах. Помимо этих талантов, он ещё очень быстро изучал языки, владел русским, украинским, немецким, румынским и французским.Регент хора помог определить мальчика в кишинёвское приходское училище, информирует ftimes.ru . И к 1915 году Пётр имел уже музыкальное и общее образование.В 1907 году мама заключила брак с Алексеем Васильевичем Алфимовым. Отчим оказался человек простым и добрым, мальчика он любил. Позже у Петра родились сестрёнки: в 1917 году Валя, в 1920 – Катя. Алфимов работал зубным техником, немного увлекался музыкой, играл на гитаре и гармонике.Отчим принимал Петю, как родного сына, видел, что мальчик растёт талантливый и в подростковом возрасте отдал ему свою гитару.Кроме учёбы в училище и пения в хоре, Петя с детства помогал по хозяйству, много трудился и даже имел небольшой самостоятельный заработок. В 17-летнем возрасте у юноши поменялся голос, и петь в церковном хоре он уже не мог. Потеряв зарплату, он решил отправиться на фронт. До конца осени 1916 года Пётр находился в Донском казачьем полку. Оттуда его направили в Киевскую пехотную школу прапорщиков, которую он окончил в начале весны 1917 года и получил соответствующее звание. Из Киева через запасной одесский полк юношу отправили командовать взводом Подольского пехотного полка на румынском фронте. Меньше чем через полгода Пётр получил тяжёлое ранение и был контужен, в связи с этим его отправили на лечение. Сначала он находился в полевом госпитале, позже больного перевели в Кишинёв, где он и узнал о революционных событиях.

В 1918 году Кишинёв был объявлен территорией Румынии и Пётр выходил из госпиталя уже как румынский подданный. Начало творческого пути. В начале осени 1919 года Петра приняли в танцевальный коллектив «Елизаров», с которым он в течение четырёх месяцев выступал в Бухарестском театре «Альгамбра», а потом в кинотеатрах «Орфеум» и «Сузанна». Это были первые шаги Лещенко в его творческой карьере.Около пяти лет он гастролировал по Румынии в составе различных коллективов в качестве певца и танцора. В 1925 году Пётр уехал в Париж, где продолжились его выступления в кинотеатрах. Он исполнял много номеров, которые имели у публики успех: выступал в ансамбле балалаечников «Гусляр»; участвовал в гитарном дуэте; исполнял кавказские танцы с кинжалом в зубах. Свою технику танца он считал несовершенной, поэтому поступил на обучение в лучшую французскую школу балетного мастерства. Здесь произошло его знакомство с артисткой Зинаидой Закитт, её сценическое имя было Жени. Зинаида по происхождению была латышкой, родом из Риги. Вместе с Петром Жени разучила несколько номеров, и они стали выступать в паре в ресторанах Парижа, информирует ftimes.ru . К ним быстро пришёл оглушительный успех, а вскоре Пётр и Зинаида поженились. С 1926 года с поляками-музыкантами Лещенко и Закитт в течение двух лет гастролировали по Европе и Ближнему Востоку. Им рукоплескали в Салониках и Константинополе, в Афинах и Адане, в Алеппо и Смирне, Дамаске и Бейруте. После гастрольного тура супруги вернулись в Румынию, где поступили на работу в театр под названием «Театрул Ностра», который находился в Бухаресте. Но долго на одном месте они не задерживались. Около трёх месяцев выступали в ресторане в Черновцах, потом давали номера в Кишинёве по кинотеатрам. Позже их пристанищем стала Рига, где Пётр один поступил на работу в ресторан «А. Т.» как вокалист. Танцевать они прекратили по причине беременности Зинаиды. В начале 1931 года у пары родился сын Игорь. Работая в ресторане, Пётр познакомился с композитором Оскаром Строком, который впоследствии написал для певца много песен и романсов. Его музыкальные композиции набирали популярность, Лещенко начал сотрудничать с другими композиторами и с 1932 года начал записываться на фирмах грампластинок. В 1933 году Пётр с женой и ребёнком обосновался в Бухаресте, откуда иногда выезжал в турне и на записи. Зинаида также вернулась к танцам, и пара снова начала совместные выступления. В 1935 году Пётр открыл свой ресторан под названием «Лещенко», в котором выступал сам, а также огромной популярностью пользовался ансамбль «Трио Лещенко», в него входили Зинаида и младшие сёстры Петра.

После войны Лещенко много выступал перед разнообразной публикой в Румынии.Но ему очень хотелось вернуться на Родину, он писал на этот счёт неоднократные прошения на имя Сталина и Калинина, но положительного ответа долго не получал. В начале весны 1951 года после очередного обращения к руководству Советского Союза, Петру Константиновичу дали добро на возвращение, но сделать этого не успел. Органы безопасности Румынии его арестовали. Это случилось прямо во время антракта, Лещенко давал концерт, в зале был аншлаг, а между первым и вторым отделением певца увели прямо из гримёрной комнаты. Петра Константиновича допрашивали в качестве свидетеля по делу Веры Белоусовой-Лещенко. Его молодую супругу обвиняли в том, что она изменила Родине. 16 июля 1954 года Лещенко Пётр Константинович скончался в тюремной больнице, все материалы по его делу до сих пор остаются закрытыми. Ввиду такой секретности точных данных нет, но скорее всего, Пётр Лещенко являлся одним из тысяч строителей Дунайского канала, которые так и остались безвестными и безымянными. До сих пор никто не знает, где находится могила певца. Летом 1952 года арестовали и Веру за брак с иностранным подданным, что квалифицировалось как измена Родине, а также за то, что принимала участие в концертах в оккупированной Одессе. Суд назначил ей смертную казнь, но потом наказание заменили на 25 лет лишения свободы. А в 1954 году Веру освободили, судимость сняли и выслали в Одессу. Она умерла в Москве в 2009 году.

Петр Лещенко и Лев Лещенко: биография и жизненный путь Льва Валериановича. Лев Валерианович родился в московском районе Сокольники 1 февраля 1942 года. Там стоял старый, ещё купеческой постройки, деревянный дом из двух этажей, в котором жила семья Лещенко. Именно в нём, а не в родильном доме, появился на свет мальчик. Шла война, особенно ожесточенные бои были под Москвой, но, несмотря на это, жизнь семьи Лещенко в те годы нельзя назвать тяжёлой. Дом у них был почти с удобствами, что для того времени являлось чрезвычайной роскошью, приходилось только самим топить печь. Отец хоть и был на фронте, но служил в полку особого назначения, располагавшемся в Богородском, совсем неподалёку от Сокольников. Поэтому он имел возможность часто навещать семью и приносить продукты из своего сухого пайка. Размещалась семья Лещенко в одной из трёх комнат коммунальной квартиры, где ещё в двух других жили соседки ─ тётя Надя и баба Женя, которая принимала на руки только родившегося ребёнка Льва. Семья Лещенко состояла из мамы, родившегося мальчика и его старшей сестры Юли, ну, и конечно, папы, когда ему удавалось навестить родных. Лев Валерианович сейчас недоумевает, как могли они всей семьёй тогда размещаться в маленькой комнатушке. Тем февральским днём в честь рождения сына отец приехал домой, и устроили целый пир. Папа привёз полбуханки хлеба, четвертушку спирта и ещё немного продуктов из своего пайка. По такому случаю хорошо натопили дровами печь, и в доме стало тепло. Отец будущего певца, Валериан Андреевич, до войны окончил Курскую гимназию, в совхозе начинал свой трудовой путь. В 1931 году его направили в столицу на краснопресненский витаминный завод, где он работал бухгалтером. Участвовал в советско-финской войне, возвратившись с которой пошёл на службу в НКВД. От начала и до победного конца прошёл Великую Отечественную войну, награждён множеством орденов и медалей, после войны и до самой пенсии служил в МГБ. Папу Льва Лещенко можно отнести к долгожителям, он умер в 99 лет. Мама певца, Клавдия Петровна, скончалась очень рано, когда мальчику был всего лишь годик, а ей самой к тому времени едва исполнилось 28 лет. После смерти мамы маленького Льва воспитывали бабушка с дедушкой. А через 5 лет в 1948 году отец второй раз женился, сообщает ftimes.ru . О мачехе Марине Михайловне Лев Валерианович вспоминает с уважением и теплотой, по его словам, она всегда относилась к нему, как к родному сыну, недостатка в любви и внимании мальчик не испытывал. А в 1949 году у Льва родилась маленькая сестрёнка Валя. В самом раннем детстве отец часто брал маленького Льва с собою в воинскую часть, солдаты шуточно прозвали его «сын полка». Так как мальчик рос очень резвым и подвижным, уследить за ним было сложно, потому отец приставил к ребёнку старшину Андрея Фесенко. Мальчик обедал с солдатами в столовой, строем ходил с ними в кино, в четыре года уже бывал на стрельбище и носил военную форму. А ещё старшина Фесенко научил малыша зимой ходить на лыжах, которые по длине были раза в три больше самого мальчугана. И с музыкой маленькому Льву довелось столкнуться в раннем детстве. Он часто гостил у деда Андрея Васильевича Лещенко. Трудился он на сахарном заводе бухгалтером и в свободное время в заводском струнном квартете играл на скрипке, а до революции пел в церковном хоре. Дедушка в плане музыки был человеком очень одарённым и понемногу приучал к этому искусству маленького Льва: играл ему на скрипке и учил пению. Детство Лещенко прошло в Сокольниках, а потом семья перебралась в Войковский район, где мальчик начал обучение в средней школе № 201. Помимо школьной программы, он стал солистом хора в Доме пионеров, увлекался плаванием в бассейне, занимался в кружке художественного слова и духовом оркестре. Вскоре педагоги в хоре посоветовали Льву оставить все остальные увлечения и кружки, уделяя основное внимание только пению. Да и сам мальчик уже твёрдо решил связать своё будущее с творчеством, только пока не определился, кем хотелось бы стать больше – артистом или певцом. Поэтому оставил себе два занятия – в хоре и драматическом кружке. А дома он заслушивался пластинками с песнями Утёсова, обожал его манеру исполнения, подражал великому певцу. Уже через некоторое время голосистый мальчишка выступал с песнями Утёсова на всех школьных мероприятиях, а потом и на городских смотрах-конкурсах. Армия и институт После школы попытка поступить в театральный вуз оказалась неудачной. Лев пошёл трудиться рабочим сцены Большого театра, днём он работал, а по вечерам с галёрки смотрел спектакли. Потом испробовал себя в качестве слесаря-сборщика на заводе измерительных приборов. В 1961 году Льва Лещенко призвали в ряды Советской Армии. В военкомате юноша заявил, что очень хотел бы служить на море, но все его планы подкорректировал отец, оформив сына в танковые советские войска, которые располагались в ГДР. Но уже с первых месяцев службы армейское руководство направило Льва в ансамбль песни и пляски, где он в скором времени закрепился в качестве основного солиста. Помимо сольных исполнений песен, Лев декламировал стихи, был ведущим концертных программ, участвовал в ансамбле-квартете. Именно службу в армии Лев Валерианович считает началом своей музыкальной карьеры и долгого успешного творческого пути. Любую свободную армейскую минутку он готовился к поступлению в театральный институт. И в 1964 году, окончив службу в армии, Лещенко поступил в ГИТИС. В 1969 году в Московском театре оперетты Лев уже был полноправным членом труппы, на его счету числилось много ролей, но чего-то не хватало. Ему хотелось большой работы на сцене. В начале 1970 года он успешно прошёл конкурс и стал солистом Гостелерадио СССР. Вслед за этим он одержал победу на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Его популярность росла бешеными темпами, и уже редко какой концерт на радио или телевидении мог обходиться без участия Льва Лещенко. В 1972 году Лещенко – лауреат сразу двух престижных музыкальных конкурсов: болгарского «Золотого Орфея» и польского «Сопота». Победа в Сопоте сделала его знаменитым на всю страну, в Советском Союзе началась мода на Лещенко. Одну за другой он получал награды и премии: премию Московского комсомола (1973); звание заслуженного артиста РСФСР (1977); премию Ленинского комсомола (1978); орден Дружбы народов (1980); звание Народного артиста РСФСР (1983); орден «Знак Почёта» (1985).

Но до встречи с ним, так изменившей судьбу Лещенко, было еще так далеко! Сперва Петр Лещенко выступает вместе с женой в кафе и кинотеатрах, причем, скорее, как партнер Закис по танцам. Пока жена переодевается для нового номера, он поет для публики под гитару, поет, как все танцовщики, – «на коротком дыхании». Голос несильный, помещения большие и часто с плохой акустикой, публика невнимательная, – все понимают, что это пение так просто, пока танцовщица меняет свой сценический облик.
Много позже за Лещенко утвердится репутация «пластиночного певца», который по-настоящему раскрывался именно в студии. Или для этого нужна была какая-то камерная обстановка и внимательная аудитория.
В конце концов, Лещенко повезло. Его пригласили спеть в доме известного врача Соломира. Знаменитый отоларинголог спас для сцены немало певцов, среди его благодарных пациентов были Собинов и Шаляпин. В уютной гостиной Соломира и состоялся дебют Лещенко в качестве певца перед избранной аудиторией. Среди его слушателей оказался знаменитый Оскар Борисович Строк.
Началось плодотворное сотрудничество певца и композитора.
В 1932 году двое англичан пленились пением Лещенко, и он записал в Лондоне свои песни.

Процветание

За небольшой промежуток времени Петр Лещенко напел более шестидесяти пластинок. И вернулся в 1933 году в Бухарест вместе с женой, сыном и немалым состоянием.
Осенью 1936 года на главной улице Бухареста открывается ресторан «Лещенко», отделанный с истинно русским размахом. Это было в полном смысле слова семейное предприятие: Петр пел и осуществлял общее руководство делом, Катя и Валя танцевали, а мать и отчим заведовали гардеробом. Среди артистических сил, которые привлек Лещенко к выступлениям в своем ресторане, была и юная Алла Баянова.
Главная концертная программа – выступление самого Лещенко – начиналась в полночь. Шампанское лилось рекой, вся знать Бухареста отплясывала под его пение и веселилась в ресторане до шести утра. Правда, есть сведения, что во время выступлений самого Петра Константиновича не только не танцевали, но даже прекращали пить и жевать.
Петр Лещенко был звездой богемы и света румынской столицы. Не раз бронированный авто отвозил его на виллу к королю Каролю, большому поклоннику его таланта.
Не только во дворце румынского монарха, но и в домах простых советских граждан без конца «гоняли» веселые и томные песни и танго Лещенко. Но мало кто из наших граждан был посвящен в то, что с пластинок звучит не голос самого Лещенко (его пластинки изымались советской таможней), а голос певца Николая Маркова – солиста ансамбля «Джаз табачников». В этом коллективе одно время работал и известный композитор Борис Фомин. Доходы создателей этой контрафактной продукции измерялись чемоданами денег!
Впрочем, признание румынского короля и советского народа вовсе не делало Лещенко «серьезным» певцом в глазах эстетов. А. Вертинский называл его «ресторанным певцом» и относился к творчеству Лещенко крайне пренебрежительно.
Да и один ли Вертинский? Как-то в бухаресткий ресторан к Лещенко заглянул сам Федор Иванович Шаляпин. Хозяин всю ночь пел для именитого гостя, а потом спросил, как тот находит его пение. «Да, глупые песенки поете неплохо!» – вальяжно ответил Шаляпин.
Лещенко сначала жутко обиделся. Но друзья уверили его, что великий певец его похвалил: песенки-то зачастую и впрямь были глупые…

«Спи, мое бедное сердце…»

Все чаще гостями ресторана делались немецкие офицеры. Вели они себя очень корректно, с удовольствием аплодировали певцу. Вряд ли далекий от политики Петр Лещенко сразу увидел в сближении Румынии и гитлеровской Германии угрозу и лично себе. Не раз игнорировал певец и повестки, предписывавшие ему явиться на военные сборы.
В 1941 году Румыния вместе с Германией вступила в войну с СССР. Вопрос о призыве Лещенко в румынскую армию не поднимался, пока, зато речь шла о том, чтобы дать серию концертов на оккупированной советской территории. Петр Константинович согласился, не догадываясь, чем это будет чревато для него и в самом скором и в более отдаленном будущем.
В мае 1942 года он дал несколько концертов в оккупированной Одессе. Начинать концерты приходилось с репертуара на румынском языке, ведь Петр Лещенко являлся подданным румынского короля. Но потом наступал черед русского репертуара, и тут зал взрывался овациями. На несколько часов слушатели забывали и о войне, и об оккупации.
На одном из концертов он увидел в первом ряду ослепительно красивую девушку. После концерта они разговорились. Девушку звали Вера Белоусова, она училась в Одесской консерватории.
Их роман развивался стремительно. Казалось, что между ним и нею нет возрастной пропасти в четверть века!