Волыняне происхождение названия. Древнеславянские племена

Волыняне и бужане

Они жили на территории, где ранее проживало племя дулебов. Волыняне селились по обоим берегам Западного Буга и в верховьях Припяти. Их главным городом был Червень, а после того как Волынь была завоевана киевскими князьями, на реке Луге в 988 году был поставлен новый город - Владимир-Волынский, который дал название образовавшемуся вокруг него Владимир-Волынскому княжеству

На юге волыняне соседствовали с уличами и тиверцами, а на севере - с литовцами и ятвягами.

Некоторые историки считают, что волыняне и бужане (жившие там же) являются потомками дулебов.

Археологические раскопки показывают, что у волынян были развиты земледелие и многочисленные ремёсла, в том числе ковка, литьё и гончарное ремесло. Арабский географ аль-Масуди сообщал во второй половине X в. о племенах «валинана» и «дулаба»,

которых в исторической литературе принято считать волынянами и дулебами.

В 981 году Владимир Святой подчинил волынян, и они вошли в состав Киевской Руси.

В племенное объединение, возникшее на месте обитания дулебов, входили кроме волынян и бужане, жившие на берегах Южного Буга. Есть мнение, что волыняне и бужане были одним племенем, а их названия отражают только места обитания. По данным средневековых западных авторов, у бужан было 230 «городов» (укрепленных городищ), а у волынян - 70.

Про волынян рассказывают былины о Дюке Степановиче и Чурило Пленковиче.

Из книги Славянские древности автора Нидерле Любор

Дулебы, волыняне, бужане, лучане Взаимная связь между этими наименованиями племен неясна, однако все они, видимо, ведут свое начало от одного большого, самого западного русского племени, которое обитало между Западным и Южным Бугом, прежде всего - в исторической Волыни.

автора

Бужане Одно из летописных племен, которое на протяжении VІІІ-Х вв. проживало на территории западноукраинских земель. «…бужане, сидевшие по Бугу…» («Повесть временных лет»). От названия реки и название племени. С ІХ в. иностранные исторические источники указывают на

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Волыняне Одно из летописных племен (племенной союз), упоминаемый в «Повести временных лет». Известны с конца І – начала ІІ тысячелетия на землях Западной Украины и Беларуси в исторической области Волыни (бассейн реки Буг, верховья реки Припять). Арабские источники

Из книги Что было до Рюрика автора Плешанов-Остоя А. В.

Волыняне Волыняне жили в конце X – начале XI веков в бассейне верхнего течения Западного Буга и близ истоков Припяти. Археологи отмечают, что в основном волыняне занимались земледелием и ремеслами, но при этом известно, что племена владели более 70 крепостями.Волыняне

Древняя Русь! Как же давно происходили события, описываемые Нестором в « Повести временных лет»! Тогда, в далёком 882 году, начало образовываться государство, в будущем превратившееся в сильную державу — Россию.

На территории Древней Руси жило много племён. Каждое имело своё название. Почему племена имели то или иное название? Чем это объясняется? Какова история названий племён древних славян? Разберёмся в этом.

История названий племён древних славян

  • Многие племена получили своё название по местности , в которой проживали.

Бужане - жили по берегам реки Западного Буга

Волыняне – название по местности — Волынь

Древляне - жили в лесной местности(северо-запад Киева)

Дреговичи - жители болот (дрегва- это на древнерусском болото).Жили на левом берегу Припяти

Ильменские племена или словене - жили на берегу озера Ильмень, их центр — Новгород.

Полочане (группа кривичей) – жили на реке Полота — притоке Двины

Поляне - занимали равнинную местность, отсюда начнётся Киев.

Тиверцы – жили на берегу Днепра (раньше его называли Тирас, то есть быстрый)

Уличи - от слова «угол», жили на берегу Чёрного моря в течении Днепра и Буга- составлявших «угол».Жили в Поднестровье.

  • Другая группа племён носила название по основателю рода

Вятичи - по имени родоначальника рода — Вятко(Вята). Жили в районе Оки и Москвы- реки.

Радимичи — основатель рода — Радим или Радимир. Жили между Днепром и Сожем.

Кривичи - по основателя рода – Криве, в будущем на данной территории возникнет Москва. Жили в верховьях Волги, Днепра и Двины.

  • Есть группа славянских племён, названия которых до сих пор вызывает споры.

Северян — одни считают, что название произошло от названия племени гуннов – савиров, с которым слилось данное племя. Другие исследователи предполагают, что название связано в древнерусским словом, обозначающим «родственник» .Но никак это племя не связано с севером, так как жило в центре Руси. Жили на левом берегу Днепра

Белые хорваты - жили на реке Сан, в окрестностях города Перемышля. Слово «хорваты» вызывает наибольшее сомнение у учёных. Но наиболее распространённое объяснение происхождения этого слова — « отделённый», « выделенный», « кусок, часть чего-то ».

Расселение древнеславянских племён

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Объединял волынян, древлян, полян и дреговичей в т. н. «дулебскую группу», которая представляла юго-западную ветвь восточных славян. Аналогичной точки зрения придерживалась И. П. Русанова , Г. Н. Матюшин , а также В. В. Богуславский и Е. И. Куксина . Иным названием у других специалистов было «дулебский племенной союз».

Расселение

Источники

Археологические источники

Археологические исследования указывают на то, что у волынян были развиты земледелие и многочисленные ремёсла, в том числе ковка , литьё и гончарство .

Письменные источники

Волыняне упоминаются в Повести временных лет в именном списке племён Руси в начале повести, где ещё нет летоисчисления, в периоде (до Рюрика) между смертью братьев, основателей Киева, и началом межплеменных столкновений, последовавших после смерти братьев:

Арабский географ аль-Масуди сообщал во второй половине X в. о племенах «валинана» и «дулаба», которых в исторической литературе принято считать волынянами и дулебами. Вот что он говорит о волянынах:

Из этих племен одно имело прежде в древности власть над ними, его царя называли Маджак, а само племя называлось Валинана. Этому племени в древности подчинялись все прочие славянские племена; ибо (верховная) власть была у него, и прочие цари ему повиновались… Мы уже выше рассказывали про царя, коему повиновались, в прежнее время, остальные цари их, то есть Маджак , царь Валинаны, которое племя есть одно из коренных племен славянских, оно почитается между их племенами и имело превосходство между ними. Впоследствии же пошли раздоры между их племенами, порядок их был нарушен, они разделились на отдельные колена и каждое племя избрало себе царя.

Объединял волынян, древлян, полян и дреговичей в т. н. «дулебскую группу», которая представляла юго-западную ветвь восточных славян. Аналогичной точки зрения придерживалась И. П. Русанова , Г. Н. Матюшин , а также В. В. Богуславский и Е. И. Куксина . Иным названием у других специалистов было «дулебский племенной союз».

Расселение

Источники

Археологические источники

Археологические исследования указывают на то, что у волынян были развиты земледелие и многочисленные ремёсла, в том числе ковка , литьё и гончарство .

Письменные источники

Волыняне упоминаются в Повести временных лет в именном списке племён Руси в начале повести, где ещё нет летоисчисления, в периоде (до Рюрика) между смертью братьев, основателей Киева, и началом межплеменных столкновений, последовавших после смерти братьев:

Арабский географ аль-Масуди сообщал во второй половине X в. о племенах «валинана» и «дулаба», которых в исторической литературе принято считать волынянами и дулебами. Вот что он говорит о волянынах:

Из этих племен одно имело прежде в древности власть над ними, его царя называли Маджак, а само племя называлось Валинана. Этому племени в древности подчинялись все прочие славянские племена; ибо (верховная) власть была у него, и прочие цари ему повиновались… Мы уже выше рассказывали про царя, коему повиновались, в прежнее время, остальные цари их, то есть Маджак , царь Валинаны, которое племя есть одно из коренных племен славянских, оно почитается между их племенами и имело превосходство между ними. Впоследствии же пошли раздоры между их племенами, порядок их был нарушен, они разделились на отдельные колена и каждое племя избрало себе царя.

Бужане , прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами.

Поляне были из славянского рода и только после назвались полянами, и древляне произошли от тех же славян и также не сразу назвались древляне; радимичи же и вятичи - от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов - Радим, а другой - Вятко; и пришли, и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи , а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое названиевятичи .

Этноним «ляхи » - это наименование жителей Польши, которым наградили их восточные славяне по имени какого-нибудь местного предводителя, которого звали Олегом. Название народа по личному имени очень часто встречается в истории. У западных славян «олег» - это дух человека, живущий в легких.

19 век Александр Гильфердинг: «Северо-западные славяне, составлявшие ляшское племя, т. е. ветви польские и балтийские, сами себя никогда не называли ляхами. Видно, они не ощущали себя единым племенем. Ляхами звали их восточные соседи, литва и русские славяне, выражая этим словом местность, в какой они жили. Лях, без сомнения, значило житель низменности, луговой земли. Так, по-литовски Lenkas - лях, а lenke - луг, низменное место; польское (lag, lеka) луг, русское (в Архангельской губернии) ляга - лужа и др. относятся к этому же корню. Не имея племенного названия, ляхи обозначали себя лишь одним самым общим именем всего поколения, славянами, и затем знали только частные прозвища отдельных ветвей, взятые, как и у других славян, большей частью от местности…»

Саки-массагеты, булгары, балкары, болгары и гунны, один и тот же народ.

Прокопий Кессарийский называл гуннов массагетами. А этноним гунны возник в Европе и означал «союз племен». Этот этноним имеет европейское происхождение. Можно привести аналогичный более поздний этноним – бургунды, означающий «союз городов», который, по-видимому, относился в большей мере к городам Ганзейского союза. Этноним массагеты имеет иранское происхождение и означает рыбаки или охотники на рыбу. Но если слово «рыба» перевести на тюркский язык, то он будет звучать как балык, а слово массагеты при переводе на тюркский будет звучать как балыкар или балкар. Историки болгарского народа помнят, что их предки жили на Северном Кавказе, а народ разделился на два племени, которые мигрировали на север вдоль реки Волги и на запад вдоль побережья Черного моря. Один народ стал называться булгары – северные рыбаки, так как булан – на их языке – северный олень, а другой - болгары – умные рыбаки, так как бояр (боир) –на их языке – умная голова. Известно, что высшим органом власти племенного союза являлась Хаса – общее собрание вождей племен, на котором решались организационные вопросы и выборы вождей - Хасанов –Хаканов- Каганов. Благодаря этому возникло государство Хазар ия и этноним хазар - тюркский аналог европейского слово гунн. В наследство от Хазарии остались названия городов Хасавюрт – город, где собиралась Хаса, Астрахань – еще Афанасий Никитин упоминал об этом городе как Хас-Тархан – освобожденный от налогов по решению Хасы, Казань – Хасань- место сбора Хасы.

Савиры,сабиры – народ, носящий меховые или соболиные шапки, так как сабур – тюркское название соболя. Сабирами называли хазар все тюркские племена. Близкими наследниками этнонима являются башкиры – «носящие волчьи головы или меховые волчьи шапки». Существует вероятность ошибочного появления этнонима савир из-за того, что его использовали вместо более характерного для этих мест этнонима – сувары. Так называли угро-финские племена все тюркоязычные народы со времен гуннов по наши дни. Сувары - народы живущие по берегам рек (тюркское «су»-река), что соответствует современному этнониму мордва. В состав сувар могли входить народы веси, меря , мещеры, муромы, марийцы, мордвы, удмурты и коми.

В эпоху гуннов и хазар они проживали значительно южнее, занимая территорию между Днепром и Уралом. В истории Геродота они могли упоминаться под фисагетами, массагетами, агрипеями. Основообразующим племенем было племя веси, что по фински значит вода. При этом часть веси жила в болотах и называлась суоми – болотная весь, часть жила по берегам озер и называлась меря, мари, основные племена жили по берегам рек и назывались мордва, вятичи, ватка, ватяки (удмурты), емь, кемь, коми. У некоторых племен приток реки назывались чер, шур, шер, ша, поэтому дочернии племена они называли притоками мери – мещера, еми –черемьсын-черемисы(угрофинское название марийцев). Племена чужие, говорящие на другом языке назывались чудь , чувесь-чуваш, т.е. протобулгары не являлись угрофинскими племенами, а являлись переселенцами, вытеснившими сувар на север.

Утигуры, оногуры – угро-финские племена как правило имеющие в своем названии числительные – семь(чувашское ути) племен, десять (тюркское он) племен.

Летописные дулебы . По всему славянскому миру, от сербской реки Дулибы до новгородской деревни Тулебли, от чешских Дудлебов до московского микрорайона Жулебино - всюду встречаемся с этим выразительным славянским самоназванием. В словаре Даля "дулебая баба" значит "глупая, некрасивая, грубая". Оказывается, как показал О.Н. Трубачев,дулебы - от герм. daud-laiba - дословно "имущество, наследство умершего", "выморочная земля". Но на угро-финских языках дулебы означает сопливые.

Черемисы – народ мари-эл, марийцы.

Славиюны, славины, славяне – народ дунайских болгар или полян.

До половцев-куманов на территорию Причерноморья переселились племена огузов – печенегов . Византийские источники называли их пачинаки. Анализируя греческое значение этого слова, можно привести известное русское слово, пришедшее из греческого – починок – новое поселение, поэтому пачинаки – новые, первые переселенцы.

Тюркологи связывают этот этноним с родоплеменным именем одного из огузких племен – беренче, однако, анализ образования европейских этнонимов показывает, что византийские авторы редко использовали чужие непонятные им этнонимы, а старались использовать собственные, указывающие на характерные особенности того или другого народа. Можно привести в качестве основы образования этнонима булгарское слово печен – сено. Действительно, основной особенностью существования этих кочевых племен, как и половцев были заготовки сена и соломы для питания скота в зимнее время либо его конфискация при набегах на население, ведущее оседлый образ жизни. Русские князья отлично знали зависимость набегов кочевников от наличия у них запасов кормов, поэтому регулярно проводили операции по сжиганию сена половцев и печенегов в пограничных районах. Кочевники вынуждены были уходить в южные районы и ослабевшие, слабо откормленные лошади не позволяли совершать набеги на южные районы Руси в зимнее время. Учитывая, что слово «полова» означало раньше солому, то вполне возможно использование двойного родственного этнонима по отношению к родственным племенам как сено - солома или печенеги – половцы. Остается выяснить откуда пришел этот этноним из Византии на Русь или из Руси на Византию. Скорее всего из Византии, т.е. первоначально он означал первых переселенцев, а затем учитывая фонетическое сходство пачинаков с печенегами мог означать и разбойников ворующих сено. Первыми с огузкими племенами столкнулись хазары-булгары. Учитывая тесные контакты народов Руси с хазарами – булгарами вполне допустима передача этнонима печенеги из Булгара на Русь.

Анализируя происхождение этнонимов, которые использовал Нестор можно остановиться на авторском варианте объяснения, но можно предположить, что этноним поляне идревляне относились к населению только, что переселившемуся предположительно полочан-полян, и коренному населению этих мест - древлян, более старому древнему населению этих мест. В языке того времени трудно подобрать более точное определение для коренного населения этих мест. Следует учесть, что переселенцы старались жить на чужой территории, строя города-остроги или крепости, чтобы защитить себя от коренного населения, которое всячески препятствовало переселенцам. Другим вариантом деления полян и древлян может быть деление по признаку проживания новых переселенцев в городах, которые имели греческое название «поль» и деревенскому проживанию коренного или ранее пришедшего населения древлян. В греческих источниках это деление оформилось в виде этнонимов славяне и анты – древние, старые, коренные, а как еще греки могли подчеркнуть разницу между двумя группами населения, проживающих на одной территории.

Угр о – финское происхождение. Опять же покопавшись в словаре коми – пермяцкого языка, самого архаичного из всех существующих угро - финских языков, Николая Рогова, выпущенного 1869 году (Низкий поклон ему за это.) можно найти значение слова вин – убийство, умервщление кровопусканием, так как оно связано со словом вир – кровь. В русском языке это нашло отражение в слове вина, обвинение. Ярослав Мудрый хорошо знал это слово, так как в его своде законов существовала плата за убийство - вира, т.е. плата за пролитие крови. Благодаря этому слову становиться понятно и такое международное слово как вино. В украинской мифологии осталось наследие этого слова в лице страшного Вия - кровопийца, кровепускатель. Исходя из этого, можно заключить, что основным занятием венетов на территории проживания угро - финнов были грабежи и убийства. И буквальный перевод слова викинг на угро- финский язык звучит как кровавые руки, т.е. головорезы, что вполне соответствовало их сущности в те времена. Становиться понятным и европейское значение слова склавин – раб, связанный, охраняемый убийца или убивающий мечом. В русском языке еще остался парный синоним меч- кладенец.

Наиболее прозрачным из всех является этноним дреговичи , для которого в русском языке можно при большом желании отыскать забытое слово дрягва –болото. Рассматривая этимологию этого слова, следует заключить, что оно имеет угро-финское происхождение и означает определенный вид болота, а именно болото поросшее мелким сосновым лесом, хотя в самом этнониме дрегов – может означать мелколесье, малолесье, так как «гов» - имеет значение нищий, бедный.

С точки зрения лингвистики близким по смыслу этнонимому дреговичи также является более поздний этноним голядь, по которому, вероятно, можно отследить возможную миграцию дреговичей в 15-16 веке.

Исходя из этого в 8-9 веке к славянскому населению уверенно можно отнести лишь полян ,полочан, новгородцев и волынян . Следует отметить, что все славянские этнонимы были даны по названию городов, что подтверждает объяснение этнонима поляне из греческого «поль» -город.

По поводу полочан Нестор дает информацию «…иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане.»

Самым загадочным является этноним поляне . Где жили, чем занимались, какие города построили, непонятно. По Нестору - сидели сначала в поле. В каком поле. Потом начали сидеть по Днепру. В каком городе. Если в Киеве, то должны называться киевляне. Полочане, волыняне и новгородцы понятно где сидели, а где сидели поляне. Единственно, что известно, собирали дань с древлян и северян и отдавали князьям. Даже не примучивали древлян и северян. Этим занималась княжеская дружина. И еще они сочиняли былины о богатырях русских. Кроме Нестора и Владимира Мономаха о полянах, судя по источникам, никто не знал. Потом поляне пропали не оставив после себя ни городов, ни поселков, ни великих мужей.

В свое время А.Шлецер на почве того, что в первом пересчете восточнославянских племен Лаврентьевская летопись не упоминает кривичей, посчитал невозможным относить последних к славянам и признавал их за латышей. П.Шафарик опроверг эту мысль. Он заметил, что латыши называли всех восточных славян "кревами", это значит кривичами , которые были их непосредственными соседями.

Говоря о северянах, мы имеем ввиду всего лишь одно конкретное племя, про которое написано в ПВЛ следующее: «А друзии же с ѣ доша на Десн ѣ , и по Семи, и по Сул ѣ и наркошася с ѣ веро . И тако разидеся словенескъ языкъ , т ѣ мьже и прозвася словеньская грамота». Это отрывок из известного рассказа Нестора о расселении славян, изгнанных с Дуная волохами. Вроде всё просто и понятно. Но это не совсем так. В частности у Нестора нет ясности в причинах появления этнонима «северяне ». Северяне, поселившиеся на Десне, Суле и Сейме отмечены ПВЛ, как славянский народ. Истории также известны савиры (сабиры, сабары), народ хоть и европеоидной внешности, но говорящий на тюркском языке. Булгарские летописи сообщают нам о сербийцах (сэбэрцах, сюрбийцах) племенах финно-угорского и гуннского происхождения. Приведу два примера. Гази-Барадж пишет о времени правления балтавара Масгута (конец 6 века):«Будучи по природе добрым, он выкупил у сабаров сто хонских биев и большое количество их людей и присоединил их к булгарам под именем сюрбийцев ...». Здесь: Сула - Дунай; Джалда - Крым. Почему тогда Нестор называет это племя славянским? Второй отрывок рассказывает о скитаниях Булюмара, который был вынужден в середине 4 века мигрировать на запад. В западной Сибири он столкнулся с башкортами:«Царь принужден был уйти к башкортам, которые приютили хонов и палучили от них название "сэбэрцы» ("союзники"). Башкорты, которых тюрки называли угырами, были своевольны…».

Мы уже касались истории происхождения термина «северяне». Он неразрывно связан с савроматами, племенами индоарийского происхождения. Савроматы, согласно Геродоту, говорили на языке скифов. А это значит, что данный народ был индоарийским и близким к праславянам.

Мурома́ - финно-угорское племя, которое с середины 1 тысячелетия нашей эры жило в бассейне Оки.

Упоминается в Повести временных лет как неславянское и живущее у впадения Оки в Волгу. Было родственно мордве и происходило от племён городецкой и отчасти мощинской культур.

Племя занималось сельским хозяйством, охотой, ремёслами. К XII веку было ассимилировано восточными славянами на начальном этапе формирования русского этноса.

Название «мурома» скорее всего переводится как «возвышенное место у воды», что вполне соответствует местоположению города Мурома.

В зависимости от положения черемис ских поселений относительно Волги в литературе издавна установилось деление нагорных илуговых. До известной степени это деление основывается на том, как обозначают отдельные группы племени сами Ч.: название "горный" соответствует черемисскому "Курук-Марэ", которое обозначает у "луговых" одновременно и горных черемисов, и чуваш; "луговые" Ч. у горных называются лесными, ельниковыми - "Кожла-Мар", от слова кожла = еловый лес.

Существует мнение, что волыняне и бужане были одним племенем, а их самостоятельные названия произошли только вследствие различных мест обитания.

Древляне жили в густых лесах, получив свое имя от слова «древо» - дерево.

ВОЛЫНЯ́НЕ - один из племенных союзов вост. славян 2-й пол. 1 тыс. н. э. Другое назв. - бужане. В "Повести Временных лет" при перечислении глав племен сказано: "...бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем стали называться волынянами", и далее - "Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне...". Отсюда считается, что та ч. дулебов, к-рая обитала в бассейне Буга, первонач. наз. бужанами, а позднее - волынянами. Судя по тому, что этноним "бужане" упомянут в зап.-европ. хронике 873, назв. "В." появилось позже. Этимология этнонимов "бужане" и "В", прозрачна: бужане - от гидронима Буг, В. - от назв. города Велынь (Волынь).

Широкую известность получило мнение, согласно которому название Пермь происходит от коми слова "парма" - возвышенная местность, поросшая елью. Но в таком случае земля пермяков именовалась бы скорее Парма Великая, а не Пермь Великая.

По предположению географа Н. И. Шишкина, слово "Пермь" восходит к названиям двух древних племен, пер и емь, которые некогда населяли эту землю. Но такое толкование не получило признания специалистов.

По другой гипотезе, происхождение слова связано с именем героя коми-пермяцкого эпоса Перы - богатыря. В некоторых финно-угорских языках "пери" означает дух (удмуртское "пери" - злой дух, мордовское "пери" - дух ветров). Возможно, камские коми назывались пермяками потому, что им покровительствовал в древности всесильный дух - бог Пера. Однако слово "Пермь" гораздо старше, чем предание о Пере.

Наиболее убедительной является версия, что слово "Пермь" родилось не на исконной земле пермяков. Оно пришло в Прикамье с северо-запада и встречается в разных вариантах: в коми-пермяцком - Перем, в коми-зырянском - Перым, в коми-язьвинском наречии - Перим. Оно появлялось в разных местах, вслед за продвижением русских на восток, то в обозначении территории, то, как этноним. А понятие "земля за чем-либо", "волоком" в прибалтийско-финских языках обозначается словосочетанием "Pera maa", в вепском языке - "пера ма". Это название и пришло в русский язык как Перемь, Пермь.

Название племени произошло от имени реки. Печера или Печора. Древнего финского племени, обитавшего, по летописи, "между Перемью и Самоядью", т. е. на севере от Перми, по р. Печоре.

Русское название емь может быть измененным финским названием Хяме. Это остается неясным, поскольку средневековые источники использовали названия далеко проживающих племён непоследовательно, зачастую вводящим в заблуждение. На востоке от Онежского озера по течению реки Емтца (фин.Jemtsajoki ) находился в средние века погост Емь, и в принципе не исключено, что некоторые военные походы против ями были направлена туда. Некоторые детали описанных военных походов всё-таки указывают на то, что ямь проживали западнее.

Впервые ямь упоминает Повесть временых лет в 1042, когда новгородский князь Владимир, сын Ярослава Мудрого совершил поход против ями. Если это действительно указывает на территорию нынешней Финляндии, а не на ямь с реки Емтца, то речь идёт о самом первом письменном упоминании, касающемся истории Финляндии. Повесть временых лет не упоминает среди союзников князя новгородцев, но в более ранней Первой новгородской летописи можно найти подтверждение того. Также Повесть временых лет сообщает о том, что ямь платила дань русам.

Мнения исследователей относительно происхождения этнонима «литва » расходятся. Высказывается, в частности, предположение о его связи с названием реки Литава (Lietava, приток реки Вилия (лит. Нярис)).

Литва литъва ») упоминается в «Повести временных лет», где этим словом в разных местах называется и племя, и страна - территория Литовского государства. В западноевропейских письменных источниках название «литва » (Lituae ) впервые встречается в Кведлинбургских анналах в записи за 1009 год.

Согласно словарю Фасмера, русское название «литва » восходит к древнерусскому «литъва ». По мнению автора, это слово было заимствовано из литовского «Lietuva » («Литва »).

Есть несколько этнонимов в Прибалтике, которые совпадают с этнонимами античного Средиземноморья. Часть Латвии встарь называли Курземе, что буквально означает земля куров (от народа курши /кори/корсь ); более известное название – Курляндия; с эти этнонимом перекликаются индийские куру, восточносибирское племя кури/курыкане, проживавшие возле Байкала, самодийский народ кураки, проживающий в Таймырской тундре. Есть ещё один вариант: Курши, К- уршам, около РУШЕЙ (руссов). То есть названия как первого племя, так и второго указывают на то, что данные племена жили "по соседству" с народом в имени которого отчетливо читается слог RU.

Нарова . Самоназвание и дало имя реке Нарве и одноименному городу.

Скифы.

Василий Абаев, вслед за Юрием Марром, возводил этноним skuta к*skul-ta , где*skul (*skol ) он считал «каким-то важным термином доиранского населения юга России ». Но К. Т. Витчак и С. В. Кулланда бъясняют скифское самоназвание так: др.-греч.Σκόλοτοι <*skula-ta <*skuδa-ta <*skuda-ta (то есть «лучники», с закономерным переходом *d > *l в скифском). Причем форма*skuδa-ta бытовала в VII веке до н. э., когда греки начали контактировать со скифами (оттого и др.-греч.Σκύϑαι ). Тогда же состоялся ассирийский поход скифов - оттого и ассир.Ašgūzai илиIšgūzai . К V веку до н. э. - времени визита в Ольвию Геродота, уже произошел переход>*l .

Античные схолии к «Илиаде» упоминают следующую этимологию: :

Ибо лаконцы носят длинные волосы, а от них все эллинство... скифы же первые стали стричься, почему и называются «оскифленными (греч.απεσκυθισμενοι)».

Этноним угры является транскрипцией словаungor и переводится с тюркских языков в значении «десять племён».

Происхождение этнонима хорваты , в основном, объясняют примерно так. Агеева прямо пишет, что «происхождение этнонимахорваты ,по-видимому , иранское. В «Этимологическом словаре славянских языков» (1981,вып.8,стр.151) говорится о «полном этимологическом тождестве» названийхарваты и сарматы , которые возводятся к иранскому прилагательному *sarma(n)t/ *harva(n)t– «женский, изобилующий женщинами».

Известный археолог и этнограф Мария Гимбутас в своей книге «Славяне» упоминает точку зрения К.Мощиньского и предполагает, что «в ираноязычной среде сарматов славянское «serv»могло превратиться в «ksarv» и, если добавить к нему суффикс /at ,то получится слово, очень близкое кHrvat , как называется современный «хорват».

Уличи.

Древность первого варианта обосновывалась более ясной этимологией “от угла”, а также упоминанием ее в летописном фрагменте, описывающем переселение уличей с Нижнего Днепра в Днестровско-Бужскую область. Критики этой точки зрения исходили из того, что эпизод 940 г. помещен, в основном, только в позднейших летописях, которые во вводной части, когда упоминаются уличи, не содержат названия “угличи”. Ранние Лаврентьевская и Ипатьевская летописи ни во вводной части, ни в датированной этого варианта не содержат вообще. Первоначальность первого варианта получила признание у небольшого числа исследователей (Татищев 1963: 31-41, 210; Карамзин 1989: I, 267; Надеждин 1844: 243-253; Брун 1879: 101-106; Веселовский 1900: 20). В послереволюционной историографии она фактически не высказывалась. Единственная попытка заново ее доказать была предпринята О.Н.Трубачевым. При этом исследователь привлекал старое основание - наличие Днепровского “угла”, от которого и могло произойти, по его мнению, это название (Трубачев 1961: 187). То, что форма “угличи” произошла от “угла”, собственно, никто никогда и не оспаривал. Другое дело, первоначальная ли она. Исследование Г.А.Хабургаева, подвергнувшего критике точку зрения О.Н.Трубачева, подтвердило тезис, звучавший и в прошлой историографии, о том, что название “угличи” является позднейшей этимологизацией летописцев, пытающихся осмыслить “непонятное” этническое наименование в плане “народной этимологии” (Хабургаев 1979: 198-199).

Тиверцы.

Вероятно, производное от названия реки *Тивръ, которое могло бы восходить к ир. соответствию др.-инд. tivras "быстрый, резкий", Tivra – название реки (Фасмер).