Фриц Крейслер: биография. Фриц Крейслер: биография американский скрипач и композитор австрийского происхождения

Мир музыкального искусства насчитывает несколько десятков имен истинных гениев. Их талант и вклад в развитие искусства навсегда оставили след в истории и подарили миру немало музыкальных шедевров, которые сегодня именуют классикой. Достойное место среди великих музыкантов занимает австрийский скрипач и композитор Крейслер Фриц. Он прославился не только виртуозным владением скрипкой, но и созданием потрясающих произведений, которые сегодня переигрываются современниками и включены в золотую коллекцию

Биография

Крейслер Фриц родился в 1875 году в Вене. Отец работал врачом и в кругу знакомых слыл страстным меломаном. Возможно, именно это пристрастие послужило причиной будущего выбора его сына.

С четырех лет Крейслер Фриц обучался скрипке и довольно стремительно преуспел в ней. Благодаря гениальным способностям и вопреки правилам в семь лет юный скрипач был принят в Венскую консерваторию. Именно там состоялось его первое выступление на публике. Среди его учителей были выдающийся композитор и органист того времени Антон Брукнер и известный скрипач и дирижер Йозеф Хельмесбергер. Через три года Фриц с золотой медалью окончил консерваторию, а в качестве награды получил скрипку, изготовленную известным итальянским мастером Амати - учителем великого Антонио Страдивари.

В 1885 году юный скрипач поступил в Парижскую консерваторию. Там он оттачивал музыкальное мастерство на уроках Жозефа Массара и Лео Делиба. По достижении 12 лет он сдал выпускной экзамен, получил Гран-при и решил начать самостоятельную музыкальную карьеру.

Америка

В 1889 году Крейслер Фриц отправляется в совместный концертный тур по Соединенным Штатам с пианистом Морицем Розенталем. Но ожидания о восторженном приеме были поспешными. Американская публика довольно сдержанно отнеслась к творчеству юного скрипача. Позже, в 1900 году, Фриц предпринял еще одну попытку турне по Штатам. На этот раз он получил теплый прием, и даже поступили предложения о сотрудничестве, но перебираться за океан скрипач не спешил. Европейская публика для него была более родной и отзывчивой.

Признание

В 1893 и 1896 годах Крейслер Фриц концертировал по России. Вместе с ним выступал и Сергей Рахманинов. В 1899 году он солировал в Берлинском симфоническом оркестре под управлением известного в то время дирижера Артура Никиша. Настоящий триумф Фриц получил на лондонских концертах в 1904 году, тогда ему была вручена золотая медаль Лондонского филармонического общества. А выдающийся Эдвард Элгар посвятил Крейслеру скрипичный концерт, который был повторен в 1910 году самим Фрицем.

Австрийский скрипач, несмотря на разноречивые отклики и критику, все же оставался популярным и востребованным до глубокого возраста, пока из-за прогрессирующей слепоты и глухоты ему не пришлось закончить музыкальную карьеру.

Творчество

Крейслер Фриц считается одним из крупнейших скрипачей первой половины прошлого столетия. У него был особенный стиль игры, в котором соединялись и техническая безукоризненность, и элегантность звучания, и живой ритм, и точная фразировка. Безусловно, некоторые технические «маневры» он перенял у коллег-предшественников, вложив в них теплоту собственной души и виртуозность. Так, например, прием вибрато (попеременное изменение высоты, тембра либо силы звука), заимствованный у Генрика Венявского, стал одной из отличительных особенностей его творчества.

Помимо гения скрипача, Крейслер обладал талантом композитора. Его шедеврами заслуженно считаются оперетты «Сисси» и «Цветы яблони», струнный квартет и произведения для скрипки, или каденции, сочиненные им к концертам Бетховена, Брамса и к сонате Тартини «Дьявольские трели».

Не менее очаровательными и виртуозными являются вальсы "Муки любви", "Китайский тамбурин", "Радости любви" и "Чудесный розмарин". Они и сегодня звучат в интерпретации современников, и всегда публика встречает их бурными овациями. Особую симпатию у слушателей вызывает пьеса «Маленький венский марш».

Мистификации

Известен Крейслер Фриц и как музыкант-мистификатор. В 1905-1910 годах он опубликовал «Классические рукописи». Это были пьесы для скрипки, фортепиано, которые композитор представил как обработки произведений Куперена, Пуньяни, Франкера и Боккерини - композиторов 17-18-го веков. Критики по своей непросвещенности не раз отмечали великолепный стиль этих обработок, точное следование автора текстам подлинников. И лишь в 1935 году сам Фриц признался, что все эти пьесы являются его собственными сочинениями, а не музыкальными подражаниями предшественникам.

Однако была и оборотная сторона таких мистификаций. Так, произведения «Муки любви» и «Радость любви» в свое время Крейслер выдал за стилизации старинных вальсов. Они подверглись уничтожающей критике, противопоставлялись транскрипциям как образцам истинной музыки. Но фрицевское саморазоблачение повергло в шок скептиков и хулителей.

Коллекция

У Крейслера Фрица была небольшая коллекция антикварных скрипок, созданных выдающимися (например, Антонио Страдивари, Карло Бергонци). Позже эти инструменты стали носить имя владельца - великого Крейслера.

Коллекция скрипок пригодилась Фрицу не только на многочисленных выступлениях и в творческих изысканиях. Известен случай, когда для погашения налоговой задолженности в США скрипачу пришлось отдать в дар скрипку Гварнери (Дель-Джезу) На склоне лет Фриц распродал всю свою антикварную коллекцию, оставив лишь скрипку работы Жана-Батиста Вийома.

  • В 1896 году пробовал поступить в оркестр Венской придворной оперы, но не прошел конкурс: помешала слабость чтения с листа.
  • Когда началась Первая мировая война, Крейслера призвали на фронт, но он скоро получил ранение и был демобилизован. Из-за неспокойной обстановки скрипач вынужден был уехать в США. Но через 10 лет тоска по родной Европе заставила его вернуться. Он жил сначала в Берлине, потом переехал во Францию.
  • В 1938 году из-за усилений нацистских настроений Крейслеру Фрицу пришлось вновь уехать в Штаты и принять американское гражданство. В 1941 году австрийского скрипача сбил грузовик, но он довольно быстро оправился после катастрофы. Однако позже последствия травмы дали о себе знать и заставили оставить музыкальную карьеру.
  • Гений скрипки - Крейслер Фриц - обладал живым веселым нравом. Однажды он посетил антикварный магазин, чтобы похвастать своей скрипкой и предложить купить ее. В ответ владелец вызвал полицию и сообщил, что у незнакомца незаконным путем оказался инструмент «великого Крейслера». Чтобы доказать свою личность и невиновность, виртуозному скрипачу пришлось сыграть на скрипке.

P. S.

Крейслер Фриц умер в Нью-Йорке в возрасте 86 лет. Он боялся, что о нем вскоре забудут, и слава его произведений померкнет и канет в Лету. Однако, как и большинство гениев, талант виртуозного скрипача и композитора критики оценили гораздо позже. И сегодня он по достоинству занимает почетное место в списке музыкальных гениев, чья игра и произведения являются образцами бессмертной классической музыки.

Ф. Крейслер - последний скрипач-художник, в творчестве которого продолжали развиваться традиции виртуозно-романтического искусства XIX в., преломленные через призму мировоззрения новой эпохи. Он во многом предвосхитил интерпретаторские тенденции сегодняшнего дня, тяготеющие к большей свободе и субъективизации трактовки. Продолжая традиции Штраусов, И. Лайнера, венского городского фольклора, Крейслер создал многочисленные скрипичные произведения и обработки.

Оценивая музыкальный мир 30-х годов XX столетия, Рахманинов писал «Лучшим скрипачом считается Крейслер. За ним идет Яша Хейфец, или рядом с ним».

Фриц Крейслер - В темпе менуэта (в стиле Г. Пуньяни)

Фриц Крейслер родился 2 февраля 1875 года в Вене в семье врача. С четырёх лет учился игре на скрипке у Жака Обера , и достаточно быстро достиг больших успехов. В семь лет получил право обучаться в Венской консерватории (ныне Венский университет музыки и исполнительского искусства), став самым молодым её студентом в истории, допущенным в виде исключения — по правилам в консерваторию принимались лица не моложе 14 лет. Занимался по классу скрипки у Йозефа Хельмесбергера и теории музыки у Антона Брукнера . В девять лет Крейслер впервые выступил на публике, а ещё через год окончил консерваторию с золотой медалью. Продолжил совершенствоваться в Парижской консерватории у Жозефа Массара (скрипка) и Лео Делиба (теория и композиция). В 1887 году Крейслер получил первую премию на выпускном экзамене, после чего решил начать самостоятельную творческую карьеру.

Прелюдия и Аллегро (в стиле Г. Пуньяни)

Настоящее международное признание приходит к скрипачу в 1899 году, когда он впервые выступил с Берлинским филармоническим оркестром под управлением Артура Никиша . В следующем сезоне (1900—1901) Крейслер гастролировал в США, а 12 мая 1902 года дал первый концерт в Лондоне. Английская музыкальная общественность с восторгом приняла скрипача, в 1904 ему была присуждена золотая медаль Лондонского филармонического общества, а композитор Эдвард Элгар посвятил ему свой Скрипичный концерт, впервые исполненный Крейслером 10 ноября 1910 года под управлением автора.

Сицилиана и ригодон (в стиле Ф. Франкёра)

В 1905 г. Крейслер создает цикл скрипичных пьес "Классические рукописи" - 19 миниатюр, написанных как подражание классическим произведениям XVIII в. Крейслер, в целях мистификации, скрыл свое авторство, выдав пьесы как транскрипции.

Андантино (в стиле Дж. Мартини)

Одновременно он опубликовал и свои стилизации старинных венских вальсов - "Радость любви", "Муки любви", "Прекрасный розмарин", которые подверглись уничтожающей критике и противопоставлялись транскрипциям как истинной музыке. Лишь в 1935 г. Крейслер признался в мистификации, повергнув критиков в шоковое состояние.

Вальсы "Муки любви" и "Радость любви"

Перу Крейслера принадлежит 55 сочинений и свыше 80 транскрипций и обработок различных концертов и пьес, представляющих порой коренную творческую переработку оригинала. Сочинения Крейслера широко исполняются и пользуются огромным успехом у слушателей.

Прекрасный розмарин

Крейслер был очень добр и щедр. Большую часть состояния он роздал на благотворительные цели. Так, после Первой мировой войны он заботился о 43 сиротах своих товарищей-соратников; приехав в Берлин в 1924 году, он пригласил на рождественский праздник 60 самых бедных детей. Явилось 85. «Мои дела идут хорошо!» — воскликнул он, хлопнув в ладоши. Крейслер не раз бывал и в России, где тесная дружба связывала его со многими русскими музыкантами — Сафоновым, Рахманиновым, Кусевицким, Конюсом и др. Незадолго до смерти маэстро (он умер 29 января 1962 года) в Нью-Йорке его посетил Ойстрах «У меня было непреодолимое желание увидеть великого артиста, побеседовать с ним. Он уже плохо слышал и плохо видел. Крейслер был растроган, узнав из привезенной мной афиши о том, что в Москве его восьмидесятипятилетний юбилей был отмечен торжественным концертом в консерватории, с программой, целиком состоявшей из его произведений в исполнении студентов моего класса. «Меня забыли. Я уже принадлежу прошлому», — сказал Крейслер.

Конечно же, Крейслер скромничал. Никто его не забыл. Его почти полувековая творческая деятельность оставила глубокий след, войдя в историю скрипичного искусства как «эпоха Крейслера».

Маленький венский марш

Фриц Крейслер исполняет Медитацию Массне (Таис), 1928 год

Ф. Крейслер исполняет Концерт для скрипки с оркестром Мендельсона, 1 часть, 1935 год

Фриц Крейслер родился 2 февраля 1875 года в городе Вена, Австрия. В возрасте трех с половиной лет мальчик уже знал ноты, в семь лет поступил в Венскую консерваторию, в десять лет получил консерваторскую золотую медаль. Затем его приняли в Парижскую консерваторию.

Занимался Фриц по классу скрипки у Жозефа Массара и по композиции у Лео Делиба. Завоевал Большой приз консерватории в возрасте 12 лет, в 14 лет дал первый концерт в США с Бостонским симфоническим оркестром и затем совершил успешное турне по Америке с пианистом Морицем Розенталем.

На некоторое время Крейслер оставил скрипку, занявшись медициной. Прошел службу положенный срок в австрийской армии и затем вернулся к музыке. В 19 лет сочинил ставшие потом знаменитыми каденции к скрипичному концерту Л. Бетховена, опубликовал Классические рукописи, серию скрипичных пьес, стилизованных под известных мастеров.

Мировую славу скрипачу принесло его первое выступление с Берлинским филармоническим оркестром в 1899 году. В период с 1900 по 1914 года совершил множество концертных поездок по разным странам и создал несколько популярных произведений.

С началом Первой мировой войны Крейслера призвали в австрийскую армию в звании лейтенанта, но вскоре демобилизовали и тот продолжил свою музыкальную деятельность. Все европейские и американские концерты скрипача проходили при переполненных залах.

С 1923 по 1925 года совершил гастрольные поездки по Востоку, Австралии, Новой Зеландии. После прихода к власти нацистов Крейслер переселился в город Париж, а в 1939 году переехал в город Нью-Йорк.

Ушел с эстрады в 1950 году, став одним из наиболее любимых публикой виртуозов первой половины XX века. Его исполнение отличалось технической безукоризненностью, точной фразировкой, элегантным и теплым звучанием, живым ритмом. Техника вибрато также стала одной из отличительных черт его игры. Сохранилось достаточно большое количество его записей. Среди них: концерты И.С. Баха, В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Н. Паганини, Ф. Мендельсона, скрипичные сонаты Ф. Шуберта и Э. Грига.

Музыкант долгое время играл на скрипке Гварнери «Дель-Джезу», однако позднее передал ее в дар Библиотеке Конгресса в обмен на урегулирование его налоговой задолженности с налоговой службой США. После этого скрипач на протяжении более десяти лет использовал в качестве первой скрипки инструмент работы Карло Бергонци. В качестве второго инструмента нередко играл на скрипке Ж.Б. Вийома.

Значение Фрица Крейслера в истории скрипичного искусства трудно переоценить. Он оказал влияние и на , и на многих других скрипачей своего времени. называл его лучшим скрипачом, а , услышав в 1937 г. игру шестидесятидвухлетнего Крейслера, почувствовал, по его словам, «всю силу и обаяние этого замечательного скрипача». Он был так популярен, что ему подражали – но звук его, особенный и не похожий ни на что иное, не удавалось воспроизвести никому.

Будущий музыкант появился на свет в Вене. Профессией отца была медицина, но музыкой этот человек был увлечен – играл на скрипке и даже возглавлял любительский струнный квартет. Детство Фрица проходило в атмосфере, насыщенной музыкой. В четырехлетнем возрасте он получил в подарок скрипку и сразу же подобрал на ней самостоятельно мелодию гимна Австрии. Отец пришел в восторг и начал учить сына игре на скрипке, затем учителем его стал Жак Обер. Успехи талантливого мальчика были настолько велики, что в Венской консерватории ради него было сделано исключение: обычно в это учебное заведение не принимали людей моложе двенадцати лет, но его приняли в семилетнем возрасте.

В Венской консерватории Крейслер обучается искусству скрипичной игры у Йозефа Хельмесбергера, а в области композиции его наставляет Антон Брукнер. Юному музыканту было всего восемь лет, когда он написал свой первый струнный квартет. Немалое значение имели для него музыкальные впечатления, связанные с выступлениями и Иосифа Иоахима.

В десятилетнем возрасте Крейслер заканчивает консерваторию в Вене с золотой медалью и весьма успешно концертирует, но отец убежден, что этого недостаточно. Вундеркинд продолжает учебу в Париже, где его наставником в исполнительском искусстве становится Массар – тот самый, у которого обучался – а композиции он учится у Лео Делиба. В Парижской консерватории Фриц учится столь же успешно, как и в Венской, в двенадцатилетнем возрасте заканчивает ее с золотой медалью и отправляется на гастроли в США. Первое выступление его там состоялось в Бостоне, где он исполнил скрипичный концерт Мендельсона.

Нельзя сказать, что отец был недоволен успехами сына-вундеркинда, но он хотел, чтобы мальчик получил образование. Музыкальные занятия приходится отложить ради учебы в гимназии, а потом – в медицинском институте (правда, в восемнадцатилетнем возрасте юноша все-таки совершил одну гастрольную поездку – на сей раз в Российскую империю).

В молодые годы Крейслер не отказывается от музыки совершенно – он продолжает сочинять (в основном военные марши), принимает участие в премьере квартета – и, наконец, решает устроиться на работу в качестве музыканта. И вот этот человек, который с отличием закончил две консерватории и в детские годы покорял публику виртуозной игрой… не смог пройти конкурс в группу вторых скрипок в оркестр оперного театра. В качестве причины отказа было названо… отсутствие чувства ритма. Ситуация приводит Крейслера в отчаяние, он даже решает навсегда отказаться от игры на скрипке. Однако к 1896 году музыкант сумел полностью оправиться от потрясения.

Крейслер вновь отправляется на гастроли в Россию, затем выступает в Берлине. Публику покоряет его особая манера игры, одной из отличительных черт которой было выразительное, чувственное вибрато, используемое не только в кантилене, но даже в пассажах, ставшее не «краской», а неотъемлемым качеством скрипичного звука. Смычок, отдаленный от подставки, делал его штрих особенно мягким, а частое использование портаменто позволяло очень выразительно расставлять акценты в кантилене, причем они подчеркивались вибрационными «толчками» в левой руке. Исполнение Крейслера всегда было необыкновенно певучим, тембры отличались глубиной, а rubato органично сочеталось с четкостью ритма.

Но Фриц Крейслер проявил себя не только как блестящий исполнитель, но и как композитор, и судьба его в этом качестве начиналась так же парадоксально, как и исполнительская. В 1905 г. он создает цикл из девятнадцати миниатюр для скрипки с фортепиано под заглавием «Классические рукописи». Композитор утверждает, что это транскрипции ранее неизвестных творений Луи Куперена, Гаэтано Пуньяни и Франсуа Франкёра, которые он обнаружил в манускриптах, хранящихся в неком старинном французском монастыре. Пишет он и пьесы, стилизованные под венские вальсы – «Муки любви» и «Радость любви», выдавая их за произведения Йозефа Ланнера. И что же? Критики превозносят «настоящую музыку» – «Классические рукописи» и «вальсы Ланнера», а вот те произведения, в отношении которых Крейслер своего авторства не скрывает – «Венский каприс», «Китайский тамбурин» – называют не иначе как «пустяковыми пьесами». Вероятно, таким критикам следовало бы смутиться, когда Крейслер раскрыл мистификацию – но тогда и «вальсы Ланнера» стали находить «банальными».

Музыка, создаваемая молодыми современниками, вызывает сомнения у Крейслера, но он понимает, что это выражение эпохи: «От удушливых газов современной цивилизации ни один композитор не найдет действенной маски».

Крейслер не скрывал своих антифашистских взглядов, и потому в 1933 г. был вынужден уехать в США. Здесь он создал транскрипции произведений , и других композиторов. В 1941 г., переходя улицу, музыкант был сбит грузовым автомобилем, долгое время был в тяжелом состоянии, к исполнительской деятельности смог вернуться лишь по прошествии года.

Последний раз Крейслер выступил в 1947 г. в Карнеги-холле. Некоторое время он выступал по телевидению, но последствия травмы давали себя знать, и исполнительскую карьеру он завершил. Последние годы жизни музыканта прошли в Нью-Йорке.

Музыкальные Сезоны