Кто написал балет руслан и людмила композитор. Балет «Руслан и Людмила» (рецензия Е

Балет "Руслан и Людмила"

Стоимость билетов: 900-2500 рублей
Стоимость одного билета включает услуги по резервированию и доставке.
Точную стоимость и наличие билетов уточняйте по телефонам с сайта. Билеты есть в наличии.

Продолжительность: 2 часа 30 минут

Балет в двух действиях
М. Глинка, В. Агафонников

Либретто - Андрей Петров, по мотивам поэмы А. С. Пушкина и оперы М. И. Глинки
Хореограф-постановщик - народный артист Российской Федерации, лауреат премии Москвы Андрей Петров
Художник-постановщик - Марина Соколова

Под могучим дубом певец-сказитель Баян играет на гуслях... Руслан и Людмила встречаются под широкой кроной дуба. Их любовь пока тайна для всех, а утром Людмила должна выбрать себе жениха.

I КАРТИНА

В гриднице великого князя Светозара праздничное оживление. Все с нетерпением ждут, какого суженого выберет Людмила. Появляются женихи княжны: надменный варяжский витязь Фарлаф и мечтательный хазарский князь Ратмир. Ратмира преследует влюбленная в него Горислава с мольбой отказаться от затеи породниться с киевским князем.

Вот и Руслан. Соперники с подозрением смотрят друг на друга. Появляется Людмила. Ее выбор давно сделан. Дружина и князь славят молодую чету. Начинается свадебный обряд. Молодых с почестями вводят под полог... Гром... Молния...

Возникает зловещая фигура Черномора. Все застывают. Зачарованная Черномором Людмила замирает. Злой колдун со своей пленницей исчезают.

Все очнулись. Людмилы нет. Руслан в отчаянии. Светозар обещает Людмилу в жены тому, кто возвратит ему дочь. Все три витязя клянутся сделать это. Соперники покидают Киев.

2 картина

Сказочный лес. Наина преследует своей любовью Финна. Он отвергает ее. Она клянется отомстить.

Руслан идет по лесу и приходит к жилищу доброго Финна. Хозяин встречает Руслана радушно. В дыме волшебного костра Руслан видит Людмилу и Черномора. Руслан благодарит Финна и уходит искать замок Черномора.

Наина подстерегает Фарлафа. Она обещает ему Людмилу. Трус готов на все. Его радости нет предела. Наина дает ему то, о чем он мечтал: мягкую постель и стол с яствами. Сраженный вином и обжорством, он засыпает, забыв о Людмиле.

3 КАРТИНА

Руслан выходит на поле: видны следы кровавой сечи, останки богатырей. Долина смерти производит тягостное впечатление. Руслан устал. Сомнения гложут его. Найду ли Людмилу, а может, паду, как эти безвестные воины? Вдруг Руслан видит холм, при блеске луны он оживает — перед витязем голова. Голова рассыпается на множество воинов. Битва жестокая, силы неравные, но Руслан выходит победителем. Воины рассеяны: на месте головы — волшебный меч.

4 КАРТИНА

Наина колдует, привлекает витязей. Ее свита—рой безобразных старух, но по жесту волшебницы они превращаются в прекрасных дев. И сама Наина становится юной красавицей. Лес оживает чудесным восточным дворцом. Наина ждет жертву, готовит для нее отравленный напиток.

Горислава неотступно следует за Ратмиром, но он неумолим. Он жаждет найти Людмилу, хотя Горислава ему и милей и ближе, но упрямство гордого князя безгранично. Ратмир оставляет плачущую Гориславу и входит во дворец Наины. Волшебные девы, вино и угощение — вот уже он лишился и шита, и меча, и шлема. Вот и хозяйка-обольстительница. Чары Наины заставляют Ратмира забыть обо всем на свете. Во дворце появляется Горислава, которая привела с собой Финна и Руслана. Вместе они освобождают от чар Ратмира.

1 КАРТИНА

Утро. Людмила просыпается в замке Черномора. Все ей здесь чуждо. Прислужницы хотят накормить ее дивными яствами. Появляется Черномор. Желая добиться любви Людмилы, он принимает облик Руслана. Людмила чувствует обман, и чары рассеиваются. Перед нею карлик. Людмила запутывает волшебную бороду злодея.

Торжественным маршем выходят слуги Черномора, неся карлика и его бороду. Людмилу торжественно сажают напротив Черномора. Парад мощи волшебника. Вихрь лезгинки захватывает всех. Оба трона несутся по кругу. Людмила уже почти без чувств. Карлик с хохотом приближается к своей жертве...

Раздается звук рога. Это Руслан вызывает на бой Черномора. Колдун зачаровывает Людмилу и обнажает свой меч. Короткий, но жестокий бой, и карлик уносит Руслана под облака.

2 картина

Руслан вбегает с отрубленной бородой Черномора. Людмила спит колдовским сном и не узнает возлюбленного. Рыдающий Руслан уносит Людмилу. Ратмир и Горислава пришли на помощь Руслану.

3 КАРТИНА

Наина тащит трясущегося Фарлафа —его час настал. Страх заставляет его покориться. Они идут по следу Руслана.

4 КАРТИНА

Ночь в степи. Ратмир и Горислава уходят в лес. Руслан охраняет сон Людмилы, но, утомленный, засыпает. Появляются Наина и Фарлаф. Наина заставляет Фарлафа поднять меч на Руслана. Фарлаф вонзает меч в грудь витязя и похищает Людмилу. Наина торжествует. Внезапно появляется Финн. В руках у него два сосуда — с мертвой и живой водой. Он заживляет раны Руслана.

Руслан, Ратмир и Горислава устремляются в Киев. Их осеняет благословение Финна. Наина повержена, ее планы разрушены,

5 КАРТИНА

Фарлаф, похитив Людмилу, привез её в Киев. Но никто не в силах пробудить ее от волшебного сна. Она не узнает даже отца...

Князь оплакивает дочь. Неожиданно для всех появляется Руслан. Фарлаф молит о пощаде. Любовь Руслана пробуждает Людмилу. Счастье и ликование в чертогах князя Светозара. Русичи славят храброго витязя и молодую княжну...

«Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника» - «большой волшебно-героический балет в пяти действиях», поставленный хореографом А. П. Глушковским на музыку композитора Ф. Е. Шольца по поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила »; первое сценическое воплощение этого произведения и первая постановка Пушкина на сцене вообще.

Премьера состоялась на сцене Пашковского театра в Москве 16 декабря года (оркестр под управлением Ф. Е. Шольца, декорации А. Раслова, костюмы Левизи, Руслан - А. П. Глушковский, Людмила - Т. И. Глушковская); 2 декабря года перенесён в Санкт-Петербург, на сцену Большого театра (постановщики Шарль Дидло и Огюст , в бенефис последнего, Руслан - Николай Гольц , Людмила - Авдотья Истомина) .

Главные действующие лица

  • Людмила
  • Руслан, её жених
  • Князь, отец Людмилы
  • Черномор, волшебник
  • Голова
  • Злотвора, волшебница
  • Добрада, волшебница

Либретто

Действие первое

«Театр представляет великолепную залу. Князь Киевский ведёт из храма Руслана и Людмилу; послы (казарский, венгерский, черкесский), князья, бояре, воины и народ сопровождают их». Марш. Затем начинаются танцы, «в которых участвует вся свита». На облаке спускается волшебник Черномор. Он уносит потерявшую сознание Людмилу и погружает всех гостей в оцепенение.

«Князь и Руслан подходят к тому месту, где была Людмила, но, не нашед ее, приходят в отчаяние». Марш. Руслан отправляется на поиски супруги. «Лес, с одной стороны - пещера, вдали на горах виден замок Черномора, около его видно множество мёртвых рыцарей, побитых неприятелем, всюду разбросаны копья, мечи, колчаны, щиты, шишаки, конские снаряды, знамена». Голова сторожит вход в замок. После встречи с Добрадой Руслан сражается с Головой. Туловище и голова распадаются на части, состоящие из лежащих неподвижно артистов. Руслан вступает в бой с воинами - победа над ними открывает ему доступ к Черномору.

Действие второе

Ночь. «Театр представляет сад». Злотвора с Людмилой спускаются на облаке, «вокруг их порхают купидоны». Являются духи, несущие изображение семи планет, разноцветные фонари, факелы, шали, гирлянды, вазы. Пробудившаяся Людмила с изумлением осматривается вокруг. Начинаются танцы, прерываемые выходом Злотворы и Черномора. Людмила осыпает карлу упреками, тот предлагает ей корону, но она «всё отвергает с презрением». Звуки тамтама и трубный глас возвещают приближение противника: это Руслан. Радость Людмилы, бешенство Черномора; волшебник поручает Злотворе спрятать Людмилу, а сам бросается в бой.

Действие третье

«Театр представляет внутренность замка Черномора, посредине стоит трон, украшенный змеями и чудовищами; в разных местах видны жертвенники, подобные украшениям трона, из пастей чудовищ пылают огни; на правой стороне стоит оракул колоссального вида с одним глазом во лбу, держащий свиток, на котором являются предсказания», «видны гробницы и несколько человеческих скелетов». Черномор творит заклинания. В магическом зеркале возникает образ Людмилы; она отвергает страсть Черномора.

На призыв карлы является Злотвора, по её знаку приносят доспехи и оружие Руслана, которые должны убедить Людмилу в том, что её супруг погиб. Вводят Людмилу. Увидев доспехи Руслана и надпись «Вооружение умерщвлённого Руслана», она теряет сознание. «Придя в себя, Людмила отталкивает волшебника, бежит к ложному вооружению Руслана, развёртывает знамя, целует его и проливает горестные слезы». Удар грома (тамтам); на свитке оракула появляется надпись: «Руслан приближается. Страшись, Черномор». К Людмиле возвращается мужество.

Злотвора пытается победить Руслана властью обольщения. Она превращает подвластных ей волшебниц в молодых прекрасных дев: одной дает очаровательную лиру, другой - кубок с ядом, третьей - гирлянду».

Действие четвертое

Черномор и Злотвора превращают розовый куст в пещеру, где прячут Людмилу. Звук трубы возвещает приближение Руслана. В саду Черномора его встречают нимфы. Одна из них играет на лире, завлекая Руслана в сад. Она советует Руслану оставить своё оружие и предаться наслаждению. Увидев другую под покрывалом, он подбегает к ней; вторая нимфа подаёт ему очарованный венок и гирлянду, предлагая надеть это украшение вместо шлема и покончить с поисками Людмилы. Всякий раз, как только Руслан уже готов поддаться искушению, раздаётся удар грома и появляется надпись на камне: «Неверный». «Третья нимфа, видя неудачу своих подруг, с большим старанием начинает танцевать и в это время подносит ему кубок, наполненный ядом. Ослепленный красотою, рыцарь хочет исполнить предложение обольстительницы».

Вдруг из кубка нимфы вырывается пламя. Руслан приходит в себя и бросается с оружием на коварных волшебниц. Сад превращается в пустыню, нимфы становятся фуриями, которые набрасываются на витязя. Руслан побеждает в схватке, и тогда начинается его поединок с Черномором. Герой в опасности, и на помощь ему приходит его покровительница - волшебница Добрада. Она низвергает злые силы в преисподнюю. Руслан освобождает Людмилу, супруги улетают на крылатой колеснице Добрады.

Действие пятое

«Театр представляет поляну среди густого леса, посредине виден храм Перуна ; жрецы окружают жертвенник; князь Киевский, бояре, народ». Жрец совершает обряд - зажигается священный огонь, слышен удар грома, и на храме появляется надпись: «Руслан и Людмила под моим покровительством».

«Руслан появляется, предшествуемый воинами, позади его идут рыцари; он ведёт за руку Людмилу, которая, увидя своего родителя, бросается в его объятия; князь благодарит Руслана за спасение своей дочери и вторично вручает её руку избавителю; Руслан, принеся благодарность богам, садится с князем и Людмилою на возвышенное место». Большой танцевальный дивертисмент .

История постановки

Сохранив отдельные сюжетные ходы и образы поэмы, Глушковский ввёл эпизоды и сцены, характерные для музыкального театра того времени. Он поставил большой пятиактный спектакль, каждое из действий которого изобиловало сказочными превращениями. Эти превращения и фантастические эпизоды пронизывают всю ткань спектакля. В программе балета, составленной Глушковским, было намечено много волшебных эпизодов, требовавших сложной сценической техники и художественной изощренности: так, «Злотвора, превратясь в карлу Черномора, уносила Людмилу на облаке, окруженном фуриями. Голова, отражая нападение Руслана, превращалась в воинов и двенадцатиглавого змея. Затем на витязя набрасывались адские чудища, вылетавшие из водопада, а красавицы, после тщетной попытки соблазнить его, оборачивались разъярёнными фуриями»

балет в 2-х действиях

О спектакле:

Постановка 2016 г. Премьера в Воронежском театре состоялась 25 декабря.
Выпуск спектакля осуществлён при поддержке правительства Воронежской области.

Постановка балета «Руслан и Людмила» - это обращение к истокам - поэзии Александра Сергеевича Пушкина - первого поэта России и к музыке Михаила Ивановича Глинки - первого композитора России.
Многие критики отмечали несоответствие по-юношески легкой поэмы молодого Пушкина, написанной в «пору сердечных вдохновений», и монументальными, философскими образами музыки Глинки. Работая над спектаклем, постигая глубину пушкинской поэмы, я этого противоречия не обнаружил. «Руслан и Людмила» - не просто очаровательная волшебная сказка, но исповедь о вечных человеческих чувствах: преданной, верной любви, побеждающей предательство и коварство, о вероломстве, обречённом на гибель. Каждая пушкинская строка наполнена любовью к героям, чьи чувства и мысли не фантастичны, а реальны. Юная, беззаботная Людмила, неустрашимый Руслан, молодой Ратмир, влюбленный в наслаждения жизни, Горислава, сумевшая сохранить любовь к отвергнувшему ее юноше. Цена предательства, расплата за злобу и лицемерие - опять и опять мы возвращаемся к простым истинам, которые и оказываются вечными…
Поэма «Руслан и Людмила» насквозь пронизана театральными впечатлениями поэта: прогулка Людмилы в садах Черномора, полеты и превращения - приметы балета пушкинской эпохи. Рисунки поэта на полях рукописи связаны с театром и театральным окружением Пушкина - на одном листе автор легкой рукой набросал контур ножки в балетной туфельке и танцующую женскую фигурку. Михаил Глинка задумал свою оперу через несколько месяцев после гибели Пушкина - осенью 1837 года. Взяв сюжет пушкинской поэмы, композитор тем самым как бы посвящал свое произведение памяти великого поэта. Удивительно схожи судьбы поэмы и оперы. Как известно, критика встретила поэму Пушкина, как и оперу Глинки, далеко не сочувственно, хотя в публике эти произведения пользовались большим успехом... Меня всегда привлекали и завораживали мелодии Глинки. Воплотить на балетной сцене пушкинские образы - моя давняя мечта. Любовь к творениям этих художников оформилась в твердое решение поставить именно этот балет.
Андрей Петров,
народный артист России,
художественный руководитель и главный балетмейстер театра «Кремлёвский балет»

Первое действие

1 картина. В гриднице великого князя Светозара праздничное оживление. Людмила должна выбрать себе суженого. Появляются женихи: надменный варяжский витязь Фарлаф и мечтательный хазарский хан Ратмир, которого преследует влюбленная Горислава, умоляя отказаться от Людмилы.
Вот и Руслан. Взаимная любовь давно тайно связывает Людмилу и русского витязя. Выбор княжны сделан. Дружина и князь славят молодую чету.
Начинается свадебный обряд. Гром… Молния… Возникает зловещая фигура Черномора. Людмила замирает. Колдун похищает её. Руслан в отчаянии. Светозар обещает отдать Людмилу в жены тому, кто возвратит ему дочь. Соперники покидают Киев.

2 картина. Сказочный лес. Колдунья Наина преследует своей любовью Финна. Он отвергает её, и Наина клянется ему отомстить.
Финн встречает Руслана и в дыме волшебного костра показывает ему Людмилу. Руслан благодарит Финна и уходит искать замок Черномора… Наина подстерегает Фарлафа и обещает Людмилу ему. Наина даёт Фарлафу то, о чём он мечтал: мягкую постель и стол с яствами. Сраженный вином и сытным угощением, он засыпает, забыв о Людмиле.

3 картина. Руслан выходит на поле: видны следы кровавой сечи. Сомнения гложут Руслана. «Найду ль Людмилу или паду, как эти безвестные воины?» Перед Русланом - холм, он оживает - это Голова, которая рассыпается на множество воинов. Битва жестокая, силы не равны, но Руслан выходит победителем. Воины рассеяны: на месте Головы - волшебный меч.

4 картина. Наина колдует, завлекая витязей. Её свита - рой безобразных старух, которые превращаются в прекрасных дев. Лес превращается в чудесный восточный дворец. Наина ждёт свою жертву, готовит для неё отравленный напиток…
Горислава неотступно следует за Ратмиром, но гордый хазарский хан жаждет найти Людмилу, хотя Горислава ему милей и ближе. Ратмир оставляет плачущую подругу и входит во дворец Наины.
Волшебные девы, вино и угощения - вот он уже лишился и щита, и меча, и шлема. Чары Наины заставляют Ратмира забыть обо всём на свете.
Во дворце появляются Горислава, Финн и Руслан. Они освобождают Ратмира.

Второе действие

1 картина. Людмила просыпается в замке Черномора. Он, желая добиться любви Людмилы, принимает облик Руслана. Людмила чувствует обман - перед нею злой карлик. Она запутывает волшебную бороду злодея.
Торжественно выходят слуги Черномора, неся карлика и его бороду.
Парад мощи волшебника. Вихрь лезгинки захватывает всех. Людмила уже почти без чувств. Карлик с хохотом приближается к своей жертве… Раздаётся звук рога - это Руслан вызывает на бой Черномора. Короткий жестокий бой. Карлик уносит Руслана под облака…

2 картина. Руслан победил, но Людмила не может узнать возлюбленного - она спит колдовским сном.
Ратмир и Горислава приходят на помощь Руслану.

3 картина. Наина торопит трясущегося Фарлафа - его час настал. Страх заставляет его покориться. Они идут по следу Руслана.

4 картина. Ночь в степи. Руслан охраняет сон Людмилы, но, утомленный, засыпает. Появляются Наина и Фарлаф. Он вонзает меч в грудь Руслана и похищает Людмилу. Наина торжествует. Внезапно появляется Финн с мертвой и живой водой. Раны Руслана заживают.
Герои устремляются в Киев. Наина повержена, её планы разрушены.

5 картина. Фарлаф, похитив Людмилу, привозит её в Киев. Но никто не в силах пробудить её от волшебного сна. Князь оплакивает дочь.
Неожиданно вбегает Руслан. Его любовь пробуждает Людмилу. Трусливый Фарлаф молит о пощаде.
Счастье и ликование в чертогах князя Светозара. Русичи славят храброго витязя и молодую княжну…

Сюжеты о том, как готовилась премьера балета:

  • Первые репетиции балета «Руслан и Людмила» (TV Губерния, передача «Утро вместе»)
  • Экскурсия в закулисье (TV Губерния, передача «Утро вместе»)
  • В Воронежском театре опера и балета премьера балета «Руслан и Людмила» (ГТРК «Воронеж» - Вести-Воронеж)

Пресса о спектакле:

  • Арт-проспект. «Руслан и Людмила». (Программа "Арт-проспект", интернет-телеканал ТВ Губерния)
  • «Руслан и Людмила» на воронежской сцене (Интернет-портал «Музыкальные сезоны»)
  • Хореограф Андрей Петров в Воронеже: «Хорошая литература дает большой простор для фантазии» (Информационное агентство, «Галерея Чижова»)
  • ПОЛЁТ МАСТЕРА. Знаменитый «Руслан и Людмила» в Воронеже (Литературная газета)
  • Воронежский оперный театр представил премьеру балета «Руслан и Людмила» (Медиа-холдинг РИА-Воронеж)
  • В Воронеже премьера балета «Руслан и Людмила» (Интернет-канал «СВИК-ТВ»)
  • Мысли по поводу премьеры балета «Руслан и Людмила» на сцене Воронежского театра оперы и балета (Интернет-журнал «Культура-ВРН» )
  • Спасибо за сказку (Газета «Труд-Черноземье» )

14 января 2016 г. зрителям Театра оперы и балета был показан балет «Руслан и Людмила» (премьера которого состоялась совсем недавно, в конце декабря), поставленный художественным руководителем театра «Кремлевский балет» Андреем Борисовичем Петровым. Спектакль получился замечательный – зрителям была продемонстрирована не просто классика в лучшем смысле этого слова, а классика высшей пробы: сюжет Пушкина, музыка Глинки и постановка Петрова. Отдельную радость и гордость вызывает и тот факт, что Воронежский театр оперы и балета стал второй и единственной (кроме Москвы) площадкой, где идёт этот балет.

История этого балета интересна сама по себе. Впервые балет с таким названием был поставлен в Москве 16 декабря 1821 г. (через полтора года после издания самой поэмы Пушкина) и стал первой постановкой на сцене как «Руслана и Людмилы», так и вообще пушкинских произведений. Уже тогда на сцене были воплощены многие фантастические эпизоды (например, голова великана превращалась в отряд воинов и т.п.). В год смерти Пушкина величайший русский композитор того времени Михаил Иванович Глинка начал работу над оперой «Руслан и Людмила», не имея даже готового либретто, и опера была поставлена в 1842 г. А уже в наше время А.Б. Петров вернулся к истокам и поставил в 1992 г. балет на музыку Глинки – и результат могут увидеть воронежские зрители.

Балет «Руслан и Людмила» – один из тех нечастых случаев, когда трудно провести грань между исполнителями главных партий и массовкой: настолько хорошо и с энтузиазмом исполняют свои роли те и другие! Свита Черномора, помощницы Наины, шутихи князя, мудрые старцы Финна – все исполняли свои роли с такой же самоотдачей как и главные герои балета, а Черномор (Вадим Мануковский) умело передаёт свои чувства не только танцем, но и пантомимой.

Однако, спектакль это не только музыка и актёры, но ещё и костюмы и декорации, и здесь у постановщиков есть много поводов для гордости, а у зрителей – для радости. Художественное оформление балета было создано великим мастером своего дела – Мариной Алексеевной Соколовой (1939-1992). Идеи для костюмов и декораций к «Руслану и Людмиле» она черпала из русского народного творчества – поэтому и занавес с русалками, жар-птицами и котом Баюном, и костюмы князя и его подданных, и дворец князя получились яркими, запоминающимися, неповторимыми и удивительно точно соответствуют атмосфере спектакля. Костюмы и декорации в восточном стиле также удались на славу и продемонстрировали много оригинальных решений – живой трон Черномора, его прислужницы с головными уборами в виде ваз с фруктами и церемония расчёсывания бороды злого волшебника отдельно радуют зрителей, хотя, собственно, весь спектакль – это поток непрерывной радости.

На воронежской сцене романтическая поэма вчерашнего лицеиста Пушкина превратилась в произведение о вечных ценностях – любви, дружбе, взаимовыручке, а в сочетании с увлекательным сюжетом, великой музыкой, великолепным оформлением и профессиональным мастерством актёров и получился новый выдающийся спектакль, который будет радовать не одно поколение зрителей!

Текст - Евгений Киселев

Балет «Руслан и Людмила» создан на основе произведений двух великих творцов земли русской - поэта А.С.Пушкина и композитора М.И.Глинки. Этот спектакль - не просто очаровательная волшебная сказка, а философская притча о вечных, как мир, человеческих чувствах: верной любви, побеждающей предательство и коварство. Пушкинские строки наполнены любовью к героям, чьи чувства не выдуманы, а реальны. Юная, беззаботная Людмила, неустрашимый Руслан, влюбленный в наслаждения Ратмир, Горислава, сохранившая свою любовь к юноше, отвергшему ее.

Волшебные персонажи поэмы, с которыми сталкиваются главные герои, вовлекая их в мир чудес, как бы проверяют истинность чувств влюбленных, заставляют их сделать свой выбор… Великий русский композитор М.Глинка задумал свою оперу через несколько месяцев после трагической гибели Пушкина на дуэли, посвятив свое произведение его памяти. В балетной версии оперы, созданной известным композитором, профессором Московской консерватории Владиславом Агафонниковым, проведен ряд музыкальных сокращений, переработаны для оркестра вокальные и хоровые разделы, сделаны необходимые музыкальные связки.