Образы главных и второстепенных. Значение слова санин в литературной энциклопедии Герой санин

Литературная энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое САНИН в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • САНИН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    часть экономического района Тюгоку в …
  • САНИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    С́АНИН (наст. фам. Шенберг) Ал-др Акимович (1869-1956), актёр, режиссёр, театральный деятель. Был актёром и режиссёром МХТ, Александринского и др. т-ров, …
  • САНИН в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Владимир Маркович (1928-89) , русский писатель. В прозе - интерес к испытаниям человека в трудных условиях, нравственно-психологические проблемы. Книги: «Наедине …
  • ИОСИФ (САНИН)
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". См. Иосиф Волоцкий. ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru О проекте | Хронология | Календарь …
  • ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ (САНИН)
    Иосиф Волоцкий (Санин) - знаменитый полемист, родился в 1439 или 1440 г., учился грамоте в Воздвиженском монастыре, около 1459 г. …
  • ВАССИАН САНИН в Краткой биографической энциклопедии:
    Вассиан Санин - родной брат Иосифа Волоколамского, архиепископ Ростовский, занимавший кафедру с 1506 г. Принимал большое участие в тяжбе …
  • САНИН ВЛАДИМИР МАРКОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1928-89) русский писатель. В прозе - интерес к испытаниям человека в трудных условиях, нравственно-психологические проблемы. Книги: "Наедине с Большой Медведицей" …
  • ВАССИАН САНИН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    родной брат преп. Иосифа Волоколамского, архиепископ ростовский, бывший на кафедре в 1506 г. Он принимал большое участие в тяжбе Иосифа …
  • АЛЕКСАНДРОВ в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
  • АЛЕКСАНДРОВ в Энциклопедии фамилий:
    Эта фамилия занимает двенадцатое место в первой сотне самых распространенных российских фамилий. В этом нет ничего удивительного, ведь и имя, …
  • ПАФНУТИЙ БОРОВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Пафнутий Боровский (1394 - 1477), схиигумен, преподобный, чудотворец. Память 1 мая …
  • ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Иосиф Волоцкий (1439 …
  • АРЦЫБАШЕВ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
  • АРЦЫБАШЕВ в 1000 биографий знаменитых людей:
    Михаил Петрович (1878-?) - писатель, один из наиболее типичных представителей идейного и литературного течения, возникшего в России после поражения революции …
  • АРЦЫБАШЕВ МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии.
  • АРЦЫБАШЕВ в Лексиконе секса:
    Мих.Петр. (1878- 1927), рус. писатель. Автор натуралистических романов, проповедующих аморализм ("Санин", …
  • ЛИТЕРАТУРНЫЙ РАСПАД в Литературной энциклопедии:
    название двух критических сборников, сыгравших большую роль в эпоху реакции после 1905. В 1907 группа с.-д. — Л. Б. Каменев, …
  • ДОН-ЖУАН в Литературной энциклопедии:
    [точнее — Хуан] — один из наиболее излюбленных образов мировой литературы (ему посвящено до 140 произведений). Цель жизни Д.-Ж. — …
  • ВОРОВСКИЙ в Литературной энциклопедии:
    Вацлав Вацлавович (псевдонимы: Ю. Адамович, П. Орловский, Фавн, Шварц) — выдающийся представитель марксистской лит-ой критики и один из виднейших …

ПЕРСОНАЖЕЙ В ПОВЕСТИ

Санин - главный герой «Вешних вод»

Вначале, еще раз отметим, что и конфликт в повести, и подбор характерных эпизодов, и соотношение персонажей - всё подчиняется одной основной задаче Тургенева: анализу психологии дворянской интеллигенции в области личной, интимной жизни Батюто А.И. Тургенев-романист. - Л., 1972. - С. 270.. Читатель видит, как знакомятся, любят друг друга и потом расходятся главные герои, какое участие принимают в истории их любви другие персонажи.

Главный герой повести - Дмитрий Павлович Санин, в начале повести мы видим его уже 52-летним, вспоминающими свою молодость, свою любовь к девушке Джеме и свое несложившееся счастье.

Мы сразу очень многое узнаем о нем, автор рассказывает нам все без утайки: «Санину минул 22-й год, и он находился во Франкфурте, на возвратном пути из Италии в Россию. Человек он был с небольшим состоянием, но независимый, почти бессемейный. У него, по смерти отдаленного родственника, оказалось несколько тысяч рублей - и он решился прожить их за границею, перед поступлением на службу, перед окончательным возложением на себя того казенного хомута, без которого обеспеченное существование стало для него немыслимым». Тургенев И.С. Вешние воды. / Полное собрание сочинений и писем: В 30-ти т. Сочинения: в 12-ти т. - Т. 12 - М., 1986. - С. 96.

В первой части повести Тургенев показывает то лучшее, что было в характере Санина и что пленило в нём Джемму. В двух эпизодах (Санин помогает брату Джеммы, Эмилю, впавшему в глубокий обморок, а потом, защищая честь Джеммы, дерётся на дуэли с немецким офицером Дёнгофом) выясняются такие черты Санина, как благородство, прямота, смелость. Описывается автором внешность главного героя: «Во-первых, он был очень и очень недурен собою. Статный, стройный рост, приятные, немного расплывчатые черты, ласковые голубоватые глазки, золотистые волосы, белизна и румянец кожи - а главное: то простодушно веселое, доверчивое, откровенное, на первых порах несколько глуповатое выражение, по которому в прежние времена тотчас можно было признать детей степенных дворянских семей, «отецких» сыновей, хороших баричей, родившихся и утучненных в наших привольных полустепных краях; походочка с запинкой, голос с пришепеткой, улыбка, как у ребенка, чуть только взглянешь на него... наконец, свежесть, здоровье - и мягкость, мягкость, мягкость, - вот вам весь Санин. А во-вторых, он и глуп не был и понабрался кое-чего. Свежим он остался, несмотря на заграничную поездку: тревожные чувства, обуревавшие лучшую часть тогдашней молодежи, были ему мало известны» Тургенев И.С. Вешние воды. / Полное собрание сочинений и писем: В 30-ти т. Сочинения: в 12-ти т. - Т. 12 - М., 1986. - С. 110..

Особого внимания заслуживают своеобразные художественные средства, какими пользуется Тургенев для передачи интимных душевных переживаний. Обычно это - не характеристика автора, не высказывания героев о самих себе - по преимуществу это внешние проявления их мыслей и чувств: выражение лица, голос, поза, движения, манера пения, исполнение любимых музыкальных произведений, чтение любимых стихов. Например, сцена перед дуэлью Санина с офицером: «Раз только на него нашло раздумье: он наткнулся на молодую липу, сломанную, по всем вероятиям, вчерашним шквалом. Она положительно умирала... все листья на ней умирали. "Что это? предзнаменование?" - мелькнуло у него в голове; но он тотчас же засвистал, перескочил через ту самую липу, зашагал по дорожке» Тургенев И.С. Вешние воды. / Полное собрание сочинений и писем: В 30-ти т. Сочинения: в 12-ти т. - Т. 12 - М., 1986. - С. 125.. Здесь душевное состояние героя передано посредством пейзажа.

Естественно, герой повести не уникален в ряду других тургеневских персонажей подобного типа. Можно сопоставить «Вешние воды» например с романом «Дым», где исследователи отмечают близость сюжетных линий и образов: Ирины - Литвинова - Татьяны и Полозовой - Санина - Джеммы. Действительно, Тургенев в повести как будто изменил романный финал: Санин не находил в себе силы отказаться от роли раба, как было в случае с Литвиновым, и следовал всюду за Марьей Николаевной. Это изменение финала не было случайным и произвольным, а как раз определялось логикой жанра. Также жанр актуализировал преобладающие доминанты в развитии характеров героев. Санину, собственно как и Литвинову, даётся возможность «выстроить» себя: и он, внешне безвольный и бесхарактерный, удивляясь сам себе, вдруг начинает совершать поступки, жертвует собой ради другого - при встрече с Джеммой. Но повесть не довлеет этой донкихотской черте, в романе же она доминирует, как в случае с Литвиновым. В «бесхарактерном» Литвинове актуализируется как раз характер и внутренняя сила, реализующаяся в том числе в идее социального служения. А Санин оказывается полон сомнений и презрения к себе, он, подобно Гамлету, «человек чувственный и сластолюбивый» Батюто А.И. Тургенев-романист. - Л., 1972. - С. 272. - именно страстность гамлетовская и побеждает в нём. Он также сокрушён общим течением жизни, не в силах противостоять ему. Жизненное откровение Санина созвучно размышлениям героев многих повестей писателя. Суть его заключается в том, что счастье любви столь же трагически мгновенно, как и человеческая жизнь, однако она и есть единственный смысл и содержание этой жизни. Таким образом, герои романа и повести, изначально обнаруживающие единые свойства характера, в разных жанрах реализуют различные доминантные начала - либо донкихотское, либо гамлетовское. Амбивалентность качеств дополняется доминированием одного из них.

Также Санина можно соотнести с Энеем (с которым он сравнивается) - главным героем произведения «Энеида», повествующего о путешествии и возвращении странника на родину. У Тургенева присутствуют настойчивые и неоднократные отсылки к тексту «Энеиды» (гроза и пещера, в которой укрылись Дидона и Эней), т. е. к «римскому» сюжету. «Эней?» - шепчет Марья Николаевна у входа в караулку (то есть, пещеру). К ней ведет долгий лесной путь: «<…> тень леса накрыла их широко и мягко, и со всех сторон <…> дорожка <…> внезапно повернула в сторону и вдалась в довольно тесное ущелье. Запах вереска, смолы сосновой, промозглой, прошлогодней листвы так и сперся в нем - густо и дремотно. Из расселин бурых крупных камней било свежестью. По обеим сторонам дорожки высились круглые бугры, поросшие зеленым мохом <…> По верхушкам деревьев, по воздуху лесному, прокатилось глухое сотрясение <…> шел этот путь все вглубь, да вглубь леса <…> Наконец, сквозь темную зелень еловых кустов, из-под навеса серой скалы, глянула на него убогая караулка, с низкой дверью в плетеной стене…». Тургенев И.С. Вешние воды. / Полное собрание сочинений и писем: В 30-ти т. Сочинения: в 12-ти т. - Т. 12 - М., 1986. - С. 175.

Кроме того, с Энеем Санина сближает еще одно: Эней в поисках дороги домой попадает в объятия царицы Дидоны, забывает о своей жене и придается любви в объятиях соблазнительницы, то же самое происходит с Саниным: он забывает о своей любви к Джемме и поддается страсти роковой женщины Марьи Николаевны, которая заканчивается ничем.

Герой романа Владимир Санин прожил долгое время вне семьи, вероятно, поэтому он легко овладевает нитями всех коллизий, которые замечает в родном доме и в знакомом городе. Сестра Санина, красавица Лида, «тонкое и обаятельное сплетение изящной нежности и ловкой силы», увлекается совсем недостойным её офицером Зарудиным. Некоторое время они даже встречаются к взаимному удовольствию с той небольшой разницей, что после свиданий у Зарудина ровное хорошее настроение, а у Лиды тоска и негодование на саму себя. Забеременев, она справедливо назовёт его «скотиной». Лида совсем не ждала от него предложения, но он не находит слов, чтобы успокоить девушку, для которой стал первым мужчиной, и у неё возникает желание покончить с собой. От необдуманного шага её спасает брат: «Умирать не стоит. Посмотри, как хорошо... Вон как солнце светит, как вода течёт. Вообрази, что после твоей смерти узнают, что ты умерла беременной: что тебе до того!.. Значит, ты умираешь не оттого, что беременна, а оттого, что боишься людей, боишься, что они не дадут тебе жить. Весь ужас твоего несчастья не в том, что оно несчастье, а в том, что ты ставишь его между собой и жизнью и думаешь, что за ним уже ничего нет. На самом деле жизнь остаётся такою, как и была...» Красноречивому Санину удаётся убедить влюблённого в Лиду молодого, но робкого Новикова жениться на ней. Он просит за неё у него прощения (ведь это только был «весенний флирт») и советует, не думая о самопожертвовании, отдаться до конца своей страсти: «Ты светел лицом, и всякий скажет, что ты святой, а потерять ровно ничего не потерял, у Лиды остались те же руки, те же ноги, та же страсть, та же жизнь... Приятно наслаждаться, зная, что делаешь святое дело!» Ума и деликатности в Новикове оказывается достаточно, и Лида соглашается выйти за него замуж.

Но тут оказывается, что и офицеру Зарудину знакомы угрызения совести. Он является в дом, где всегда был хорошо принят, но на этот раз его чуть было не выгоняют за дверь и вдогонку кричат, чтобы больше не возвращался. Зарудин чувствует себя оскорблённым и решает вызвать «главного обидчика» Санина на дуэль, но тот категорически отказывается стреляться («Я не хочу никого убивать и ещё больше не хочу быть убитым»). Встретившись в городе на бульваре, они в очередной раз выясняют отношения, и Санин укладывает Зарудина одним ударом кулака. Публичное оскорбление и ясное понимание того, что ему никто не сочувствует, заставляют щеголеватого офицера выстрелить себе в висок.

Параллельно любовной истории Лиды в тихом патриархальном городе развивается роман молодого революционера Юрия Сварожича и юной учительницы Зины Карсавиной. К стыду своему, он вдруг осознает, что любит женщину не до конца, что не способен отдаться могучему порыву страсти. Овладеть женщиной, потешиться и бросить её он не может, но жениться он тоже не может, поскольку боится мещанского счастья с женой, детьми и хозяйством. Вместо того чтобы порвать с Зиной, он кончает с собой. Перед смертью он штудирует Екклезиаст, и «ясная смерть вызывает в его душе беспредельную тяжёлую злобу».

Санин, поддавшись очарованию Зининой красоты и летней ночи, объясняется ей в любви. По-женски она счастлива, но её мучают угрызения совести по утраченной «чистой любви». Она не догадывается об истинной причине самоубийства Сварожича, её не убеждают слова Санина: «Человек - гармоничное сочетание тела и духа, пока оно не нарушено. Естественно, его нарушает только приближение смерти, но мы сами разрушаем его уродливым миросозерцанием... Мы заклеймили тела животностью, стали стыдиться их, облекли в унизительную форму и создали однобокое существование... Те из нас, которые слабы по существу, не замечают этого и влачат жизнь в цепях, но те, которые слабы только вследствие связавшего их ложного взгляда на жизнь и самих себя, те - мученики: смятая сила рвётся вон, тело просит радости и мучает их самих. Всю жизнь они бродят среди раздвоений, хватаются за каждую соломинку в сфере новых нравственных идеалов и в конце концов боятся жить, тоскуют, боятся чувствовать...»

Смелые мысли Санина пугают местную интеллигенцию, учителей, врачей, студентов и офицеров, особенно когда Владимир говорит, что Сварожич «жил глупо, мучал себя по пустякам и умер дурацкой смертью». Его мысли «нового человека» или даже сверхчеловека разлиты по всей книге, во всех диалогах, в разговорах с сестрой, матерью, многочисленными персонажами. Его возмущает христианство в той форме, которая открылась человеку начала XX в. «По-моему, христианство сыграло в жизни печальную роль... В то время, когда человечеству становилось уже совсем невмоготу и уже немногого не хватало, чтобы все униженные и обездоленные взялись за ум и одним ударом опрокинули невозможно тяжёлый и несправедливый порядок вещей, просто уничтожив все, что жило чужою кровью, как раз в это время явилось тихое, смиренно мудрое, многообещающее христианство. Оно осудило борьбу, обещало внутреннее блаженство, навеяло сладкий сон, дало религию непротивления злу насилием и, выражаясь коротко, выпустило пар!.. На человеческую личность, слишком неукротимую, чтобы стать рабом, надело христианство покаянную хламиду и скрыло под ней все краски человеческого духа... Оно обмануло сильных, которые могли бы сейчас, сегодня же, взять в руки своё счастье, и центр тяжести их жизни перенесло в будущее, в мечту о несуществующем, о том, что никто из них не увидит...» Санин - революционер ницшеанско-дионисийского толка - нарисован автором книги как лицо весьма симпатичное и привлекательное. Для современного слуха он ни циничен, ни груб, однако российская провинция, застоявшееся болото косности и идеализма, его отторгает.

Владимир Санин - советский писатель. Его книги пронизаны романтикой приключений и Библиография Санина включает более двадцати произведений, среди которых рассказы, повести, пьесы, киносценарии.

Биография (кратко)

Санин Владимир Маркович родился в 1928 году. Детские годы писатель отразил в повести «Когда я был мальчишкой». В этом произведении автор описал жизнь детей тридцатых годов прошлого века. Свое детство писатель никогда не считал светлым и безоблачным. Тем не менее об этом времени он вспоминал с огромной нежностью.

Владимир Санин окончил экономический факультет, работал на радио и телевидении. Тема путешествий, которая неизменно присутствует в его книгах, появилась неслучайно. Писатель неоднократно участвовал в экспедициях.

Санин Владимир Маркович ушел из жизни в 1989 году. Похоронен в Москве.

Творчество

Люди, о которых писал Владимир Санин, - представители героических профессий: полярники, моряки, пожарные. Большая часть книг этого автора посвящена Антарктиде и Арктике. Советский писатель изображал героев. Однако образ их не был шаблонным, плоским. Людей, имеющих слабости, но способных преодолеть их, описывал в своих повестях и рассказах Владимир Санин. Книги этого автора:

  1. «В ловушке».
  2. «Точка возврата».
  3. «Одержимый».
  4. «Белое проклятие».
  5. «Бенгальские огни».
  6. «Остров веселых Робинзонов».

Список этот не является полным. Владимир Санин также создал несколько драматургических произведений, сценариев и документальных сочинений.

В 1986 году в свет вышел роман «Большой пожар». В основу этого художественного произведения легло трагическое событие, которое случилось за девять лет до написания книги.

«Большой пожар»

В 1977 году произошло возгорание в здании гостиницы «Россия». В результате пожара погибло сорок два человека. Написать книгу об этом событии Санину предложили сотрудники пожарной охраны. Созданию романа предшествовало глубокое изучение особенностей трудовых дней представителей этой непростой профессии. «Большой пожар» - единственное отечественное художественное произведение, целиком посвященное теме пожарной охраны.

«Зов полярных широт»

Такое название имеет цикл рассказов и повестей о полярниках. Автор повествует о их взаимоотношениях, о поддержке, помощи, разочарованиях, потерях и, наконец, о борьбе за жизнь. Первая повесть - необыкновенная история о мужестве и героизме. В этом произведении автор рассказывает о подвиге людей, которые вынуждены, несмотря на мартовский арктический холод, довезти топливо до станции. Повесть называется «Семьдесят градусов ниже нуля». Книга была экранизирована в 1976 году.

В «Точке возврата» автор также показывает, как меняется поведение человека в критической ситуации. Но герои этой повести на протяжении почти всего повествования пребывают в ожидании. Несколько человек оказываются во льдах, в совершенно невыносимых условиях. Вынужденная посадка самолета приводит к тому, что они вынуждены выживать, надеяться, верить в себя. А главное - сохранять человечность и дисциплину.

«Остров веселых Робинзонов»

Литературный стиль этого писателя отличается лаконичностью, простотой, тонким юмором. Все это присутствует в повести «Остров веселых Робинзонов».

Герой произведения - редактор одной из газет. Он мечтает побывать в Международном лагере журналистов, но вопреки своим желаниям отправлен начальником в принудительный отпуск. Виной всему бессонница, создающая помятый и уставший вид. Начальник отправляет редактора в санаторий, где подчиненный сможет нормализовать здоровый сон. Здесь герой подвергается методу эксцентричного академика Бородина. Сопровождает редактора, страдающего хронической бессонницей, молодой врач - девушка с небесно-голубыми глазами.

Санаторий находится на острове на Валдае. Удивление главного героя и других пациентов, имеющих нарушения нервной деятельности (а среди них преобладали люди, занимающие весьма достойные должности), безгранично, когда они узнают, что стали «жертвами» нового терапевтического метода. В так называемой лечебнице отсутствуют элементарные удобства. На единении с природой и основан метод избавления от бессонницы.

Согласно отзывам читателей, повесть Владимира Санина пронизана положительными эмоциями и юмором. Она, подобна методу Бородина, способна излечить от депрессии и дурного настроения.