Профессия психолог описание для детей. Психологическая характеристика профессии

Психология - это интересная наука, знания из ее области можно применять в собственной жизни на каждом шагу. Кроме того, данная специальность считается в наши дни не только интересной, но и престижной, а также высокооплачиваемой. Как и любая другая, плюсы и минусы свои имеет. Постараемся разобраться, кому подойдет такая работа.

В чем заключается деятельность психолога?

Возможно, вы будете удивлены, но в наши дни иметь психолога в штате предпочитают не только муниципальные образовательные или здравоохранительные организации, но и частные компании самых разных профилей. А это значит, что после получения профильного образования остаться без работы риск минимальный. Соискателей востребованная профессия психолог манит также высоким уровнем заработной платы. Впрочем, это зависит от профессионализма специалиста и компании, в которой он трудится. Для сравнения, в Москве минимальная зарплата психолога составляет 25-30 тысяч рублей. Многие сотрудники среднего уровня квалификации получают в столице не менее 50 тысяч рублей ежемесячно, в то время как для регионов средняя заработная плата в этой сфере редко превышает отметку в 20 тысяч рублей. Главная задача психолога - понять своего клиента и помочь. Квалифицированный специалист должен не только хорошо знать теорию, но и быть способным использовать на практике различные техники. В процессе работы психолог сталкивается с людьми, которым требуется помощь в преодолении страхов, адаптации к нормальной жизни и решении иных личных проблем.

Плюсы профессии

Даже если вы не станете работать по полученной в институте специальности, вы научитесь намного лучше понимать окружающих. На интуитивном уровне вы будете замечать, когда собеседник с вами искренен, а когда пытается что-то утаить, сможете без труда находить подход к самым разным людям. Да-да, все это профессия психолог. Плюсы и минусы ее связанны с постоянным общением с людьми. По работе вы сможете не только узнать не одного интересного человека, но и без труда завяжете полезные знакомства в самых разных отраслях. Если вам нравится помогать людям, принесет вам эта специальность и бесконечное самоудовлетворение. Ежедневно наблюдая, как преображаются ваши пациенты, вы будете гордиться ними и собой. Неограниченный карьерный рост - это еще один положительный момент, которым может порадовать профессия психолог. Зарплата же редко дает поводы для грусти, но если вам мало - повышайте квалификацию и устраивайтесь в более престижную компанию. Не забывайте и о том, что хороший специалист в этой сфере вполне может открыть частную практику или отправиться на заработки заграницу.

Минусы профессии

В самом начале статьи мы оговорились, что имеет профессия психолог плюсы и минусы. И если с первой категорией все понятно, самое время изучить негативные стороны этой специальности. Готовьтесь к тому, что большая часть ваших подопечных будут обращаться к вам с заметным негативом. И если вы привыкли пропускать все эмоции окружающих через себя, первое время будет сложно. Для того чтобы стать хорошим профессионалом, потребуется выработать оптимистичное отношение к жизни. Категорически не подходит для вспыльчивых людей, психолог должен оставаться спокойным и хладнокровным в любой ситуации. Со временем вам может стать скучно жить, ведь все люди будут казаться предсказуемыми, а из-за ежедневного наблюдения за проблемами окружающих на работе, ваши собственные вам могут показаться ничтожными и неинтересными. И самая главная трудность - даже специалист высшей категории рано или поздно встретит пациента, которому не сможет или не успеет помочь. Такой случай может не только навредить репутации, но и надолго подорвет веру в себя. Теперь вы знаете, что профессия психолог плюсы и минусы имеет самые разные. Однако не забывайте и о том, что выбирать ее для себя или нет - это личное дело каждого.

Конкурс на психологические факультеты держится на стабильно высоком уровне уже немало лет. Как не затеряться среди абитуриентов-конкурентов? Как понять, что психология - это действительно ваше призвание?

Востребованность

Оплачиваемость

Конкуренция

Входной барьер

Перспективы

Зачем идут в психологи

Психология многим кажется увлекательной и интересной наукой, которая имеет свои плюсы. Популярная психологическая литература иногда представляет психологию как своеобразный набор секретов и приемов, знание которых способно сделать человека успешным и счастливым. И, конечно, многие хотят влиять на окружающих.

А вот студенты-первокурсники часто бывают неприятно удивлены: курсы « » и «Физиология высшей нервной деятельности» особой увлекательностью не отличаются, а главное - это довольно трудные дисциплины. Только на 4-5-м курсах у будущих психологов появляются практико-ориентированные предметы, более или менее близкие по содержанию к популярной литературе: «Психологическое консультирование», «Семейная психология» и т. п. Однако на экзаменах всё равно не получится «выехать» на житейском опыте. Психология - это серьезная, содержательная наука. А значит, если вы выбираете эту специальность в надежде на легкую учебу, вы неминуемо окажетесь разочарованы.

Еще одна распространенная мотивация для поступления на психфак - желание разобраться в себе.

Конечно, некоторые, поступив в вуз, чтобы решить свои проблемы, позднее всерьез заинтересовываются психологией именно как будущей профессией. Но всё же, если вы осознаете, что этот мотив выбора для вас ведущий, желательно выбрать другой путь.

Следующий популярный мотив - желание помогать людям. И профессия психолога действительно даст возможность реализовать этот мотив. Только нужно понимать: для того чтобы профессионально оказывать психологическую помощь, предстоит много работать над собой. Ведь основной инструмент психолога-консультанта, психотерапевта - его собственная личность. Причем обучения в вузе окажется недостаточно. Высшее профильное образование дает лишь необходимую базу, а для возможности стать психотерапевтом (именно так называются специалисты, профессионально оказывающие психологическую помощь) потребуется дополнительное обучение, довольно длительное и оканчивающееся процедурой сертификации; учиться предстоит и во время практики.

Какие качества необходимы

Необходимых качеств не так уж много; всё остальное - профессиональные навыки, которым и можно с большим или меньшим трудом овладеть. Сами психологи полагают, что профессионалам необходимы интерес и уважение к Человеку (да, именно с большой буквы). Им искренне интересно, как устроен внутренний мир человека, они искренне хотят разобраться в хитросплетениях человеческой психики. Эдакое здоровое любопытство: а как же он устроен, человек? Такой интерес мало поддается развитию: либо он есть, либо его нет. Другими словами: есть ли в вас человеколюбие, дружелюбны ли вы?

Еще одно важное качество - толерантность. Это терпимость к другому, иному, готовность принимать разные человеческие проявления без агрессии и раздражения. Такое качество уже, пожалуй, больше поддается развитию, но всё же, если оно уже есть как данность, будет проще.

Третье - это гибкость, открытость изменениям. Если вы легко приспосабливаетесь к новым условиям, умеете признавать свои ошибки и быстро изменять свое поведение, то вы обладаете одним из профессионально важных для психолога качеств.

Будущему психологу необходима и сенситивность, иначе говоря -- чувствительность. Если вы хорошо чувствуете настроение другого человека, умеете догадаться о его потребностях, ощущаете боль и радость близких как свою собственную, значит, вы обладаете еще одним важным качеством. Оно развиваемо, но и начальный уровень имеет значение.

Также важны умение ясно выражать свои мысли, умение слышать и понимать другого и умение управлять собственными эмоциями.

Наличие и степень развития у вас всех этих качеств вы можете оценить сами (кстати, это будет еще одной проверкой, ведь профессионал должен очень хорошо знать свои собственные возможности и ограничения). Также спросите мнения окружающих либо обратитесь к психологу для психодиагностики.

Чем занимаются

Частной практикой в чистом виде в нашей стране занимается не так много людей. Обычно это уже «раскрученные» профессионалы, имеющие обширную клиентуру. Порой студенты мечтают после обучения открыть собственный психологический кабинет. Увы, будучи никому не известными, они рискуют работать себе в убыток. Большинство психологов если и занимаются частной практикой, то только в дополнение к деятельности по основному месту работы.

Каким оно может быть? Прежде всего, стоит назвать сферу образования. Психологи работают в:

  • школах;
  • детских садах;
  • училищах;
  • образовательных центрах.

В основном они занимаются психодиагностикой - определением при помощи специальных методов способностей и личностных особенностей учащихся и воспитанников и выстраиванием индивидуального подхода к обучению на основании психологического портрета. Также они ведут коррекционную и развивающую работу - помогают детям справляться с теми или иными трудностями, формировать необходимые навыки и качества. При этом приходится много возиться с документами, что часто удивляет новичков. Психологические характеристики, отчеты, обработка диагностических данных - всё это составляет как минимум треть реального рабочего времени.

Психологов берут на работу и в кадровые службы организаций или, как их иначе называют, службы по персоналу либо HR-подразделения. В качестве менеджера по персоналу психолог также может выполнять целый ряд задач. Он подбирает персонал на основе оценки личностных и профессиональных качеств кандидатов, помогает новым сотрудникам адаптироваться к месту работы, проводит обучающие программы и тренинги, обеспечивает грамотную расстановку кадров на основе психодиагностики и оценки психологической совместимости специалистов и даже способствует развитию управленческих технологий. Всё это в итоге должно повысить эффективность работы предприятия.

Психологические знания и умения востребованы также в рекламе, в политике, в юриспруденции, в различных силовых ведомствах. Наконец, психолог может заниматься научными и прикладными исследованиями в своей области.

Минусы профессии

Основная трудность работы психолога в любой сфере - это риск эмоционального выгорания. Ведь психолог, так или иначе, включается в судьбу и жизнь каждого человека, пропускает его проблемы через себя. Этот риск не стоит недооценивать. Если вы замечали, что быстро устаете от интенсивного общения, то представьте, что оно будет занимать основную часть вашей жизни в качестве профессиональной обязанности.

Если, прочитав эту статью, вы только укрепились во мнении, что психология - это ваше, остается только пожелать вам удачи в постижении науки о человеческой душе.

Профессия "Психолог" по предмету труда относится к типу – "человек–человек"; по характеру труда является профессией творческого класса.

Назначение профессии "Психолог": оказание психологической помощи клиенту. В зависимости от должностного предназначения: психолог на предприятии – задачи по оптимизации трудового процесса; психолог–консультант – помощь в разрешении личностных трудностей, семейных проблем; в научно–исследовательских организациях – выполнение научной работы.

Основные решаемые задачи профессии "Психолог":

o прием клиента;

o изучение проблемы и трудностей клиента (методами беседы, анализа документов, анкетирования, тестирований, эксперимента);

o анализ проблемы, ее осознание;

o поиск путей разрешения проблемы;

o проработка с клиентом путей разрешения проблемы;

o помощь в их осознании;

o помощь проработки способов выхода из подобного рода трудных ситуаций;

o ведение специальной документации;

o постоянное саморазвитие, повышение уровня профессионализма.

Профессия "Психолог" требует от специалиста преимущественно интеллектуальных затрат. Профессиональная деятельность, прежде всего, подразумевает анализ, сравнение и интерпритацию данных, предложение новых решений, координацию работ, согласование действий, обеспечение правильного и точного функционирования системы.

Профессионально–важные качества профессии "Психолог":
o адекватная самооценка; o дисциплинированность; o оптимизм, доминирование положительных эмоций; o организованность, самодисциплина; o ответственность; o самоконтроль, способность к самонаблюдению; o самообладание, эмоциональная уравновешенность, выдержка; o стремление к профессиональному совершенству; o внимание к деталям; o избирательность внимания; o развитый объем внимания (способность одновременно воспринимать несколько объектов); o способность подмечать изменения в окружающей обстановке, не сосредотачивая сознательно на них внимание; o умение подмечать незначительные (малозаметные) изменения в исследуемом объекте, в показаниях приборов; o способность к созданию образа по словесному описанию; o способность к образному представлению предметов, процессов и явлений; o способность к переводу образа в словесное описание; o аналитичность (способность выделять отдельные элементы действительности, способность к классификации) мышления; o гибкость мышления; o абстрактность (абстрактные образы, понятия) мышления; o интуитивное мышление; o понятийное мышление; o стратегическое мышление; o творческое мышление; o эрудированность; o хорошо развитые мнемические способности (свойства памяти); o коммуникативные способности (способности общения и взаимодействия с людьми); o способность речевого аппарата к интенсивной и длительной работе; o умение грамотно выражать свои мысли; o умение четко и кратко формулировать информацию; o умение быстро ориентироваться в окружающей обстановке; o умение быстро ориентироваться в событиях; o навыки письменного изложения информации; o склонность к исследовательской деятельности; o способность грамотно и четко задавать вопросы; o способность к эмпатии, сопереживанию; o способность устанавливать контакты с людьми; o творческие способности; o умение предвидеть результат; o умение слушать и слышать собеседника и сопереживать; o умение понять потребность клиента и найти подход к нему.
Заболевания, противопоказанные для профессии "Психолог":
o нервно–психические расстройства; o судороги, потери сознания; o употребление наркотиков, зависимость от алкоголя; o некорректируемое снижение остроты зрения; o расстройства слуха; o вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия; o расстройства координации движений; o расстройства речи; o хронические инфекционные заболевания; o кожные заболевания.

Специфика работы Психологом:

В нашей стране больше всего психологов работает в сфере образования - педагог-психолог: он помогает малышам адаптироваться к незнакомой обстановке, проводит тестирование на готовность к школе, работает с проблемными детьми. В школах педагоги-психологи отбирают первоклассников, занимаются коррекционно-развивающей деятельностью, профориентацией старшеклассников, проводят разные тренинги и т. д.

Клинический психолог - работает в службах помощи тяжелым больным: онкологическим, ВИЧ-инфицированным и т.д. и помогает пациентам справиться со стрессом, поддерживает их, следит за состоянием здоровья, а в случае необходимости подключает к лечению психиатра и невролога. Так же психолог может найти свое место в политике и бизнесе.

Выбирайте профессию психолога, если вы:

  • по складу ума гуманитарий
  • общительны, у вас много друзей
  • доброжелательны и терпеливы

Не выбирайте, если вы:

  • невнимательны, не готовы прислушаться к проблемам других
  • рассчитываете на очень большие зарплаты
  • неуравновешенны

Х орошим психологом обычно называют опытного и проницательного человека, который тонко разбирается в людях, понимает мотивы их настроений и поступков и в силу этого умеет хорошо ладить с людьми, а когда надо - и помочь им советом в решении жизненных проблем. Для этого, кстати, не обязательно заканчивать факультет психологии. Многие приобретают эти ценные способности в силу особого склада характера, помноженного на природную наблюдательность и жизненный опыт. Правда, такие житейские психологи не застрахованы от ошибок, наивных иллюзий, широко распространенных в обыденном сознании. К тому же им приходится интуитивно, нередко - ценой болезненных ошибок, открывать те закономерности и феномены, которые давно не являются секретом для специалистов.
Профессиональные психологи обладают тем преимуществом, что человеческое поведение они изучают целенаправленно, с помощью специально организованных научных экспериментов. При этом, правда, далеко не все они являются хорошими психологами в житейском смысле этого слова и постоянно совершают нелепые ошибки в своих собственных будничных делах, в отношениях с близкими. Да и те эксперименты, которые тщательно планируют и организуют психологи-профессионалы, иной раз лишь подтверждают то, о чем интуитивно мы все догадываемся.
Настоящим знатоком человеческих душ удается стать лишь тому, кто умеет совместить преимущества обоих подходов - научного и житейского. Для этого, разумеется, необходима определенная психологическая эрудиция, ну и, конечно, умение видеть психологическую подоплеку в явлениях, которые окружают нас повседневно.

Основная трудность работы психолога в любой сфере - это риск эмоционального выгорания. Ведь психолог, так или иначе, включается в судьбу и жизнь каждого человека, пропускает его проблемы через себя. Этот риск не стоит недооценивать. Если вы замечали, что быстро устаете от интенсивного общения, то представьте, что оно будет занимать основную часть вашей жизни в качестве профессиональной обязанности.

Плюсы профессии:

В нашей стране больше всего психологов работает в сфере образования - педагог-психолог : он помогает малышам адаптироваться к незнакомой обстановке, проводит тестирование на готовность к школе, работает с проблемными детьми. В школах педагоги-психологи отбирают первоклассников, занимаются коррекционно-развивающей деятельностью, профориентацией старшеклассников, проводят разные тренинги и т. д.
Клинический психолог - работает в службах помощи тяжелым больным онкологическим, ВИЧ-инфицированным и т.д. и помогает пациентам справиться со стрессом, поддерживает их, следит за состоянием здоровья, а в случае необходимости подключает к лечению психиатра и невролога.
Так же психолог может найти свое место в политике и бизнесе.

Описание профессии:

Психолог - специалист с профильным образованием, оказывающий психологическую помощь пациентам. Также в задачи психолога входят прикладные и научные исследования в области психологии.

Психологи делятся на несколько категорий: психологи-консультанты, психологи-педагоги, клинические психологи.

Психолог-консультант - специалист широкого профиля, в его задачу входит оказание психологический помощи пациентам. Проводить консультации в образовательных учреждениях могу только психологи-педагоги; в их задачу входит как оказание психологической помощи учащимся, так и консультирование преподавателей по вопросам работы с учениками. Клинический психолог имеет специальную подготовку в области диагностики и лечения психических заболеваний. Как правило, этот специалист работает в медицинских учреждениях.

Виды деятельности:

· прием и консультация клиентов;

· выявление психологической проблемы;

· проведение определенного комплекса упражнений (занятий) с помощью различных профессиональных методик;

· анализ среды, в которую погружен объект психологического консультирования

Места работы:

· специализированные государственные и частные медицинские учреждения;

· образовательные и воспитательные учреждения;

· центры психологической помощи;

· службы по подбору персонала, кадровые агентства;

· сфера научно-исследовательской деятельности.
Психологические центры, частные конторы по психологическому консультированию, образовательные и медицинские учреждения.

Профессиональные навыки:

· профильное образование (высшее профессиональное или курсы профессиональной переподготовки);

· знание и умение использовать на практике различные психологические методики и способы терапии

Дополнительные особенности:

Сегодня достаточно много сфер, в которых психолог может найти профессиональное применение: работа с детьми, рекрутмент, менеджмент, коучинг.

1 Общая характеристика профессий, требования профессий к свойствам личности.

Профессия – это исторически возникшая форма деятельности, необходимая человеку, и для выполнения которой он должен обладать суммой знаний, умений и навыков. Также иметь соответствующие профессиональные способности и профессионально важные качества. Она необходима для общества и ограниченная вследствие труда. Это область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность для существования и развития. Существуют различные классификации профессий: по условиям труда, по предмету труда, по целям профессиональной деятельности и др. Рассмотрим по предмету труда. Профессии, согласно этой классификации, разделяются на пять основных видов. Рассмотрим таблицу 1:

Таблица 1 – Краткая характеристика групп, классифицированная по предмету труда

Название группы

Краткая характеристика группы

Человек- техника Все профессии, связанные с созданием техники, её обслуживанием и управлением ею; профессии, связанные с металлами, с электрооборудованием, с созданием эксплуатации зданий и сооружений, с производством промышленных товаров, с добычей полезных ископаемых.
Человек- человек Профессии, связанные с воспитанием, обучением, лечение, информированием, бытовым обслуживанием и с управлением людьми.
Человек- природа Все профессии, связанные с растительными, животными организмами, микроорганизмами.
Человек- знаки Все, связанное с цифрами, чертежами, нотами, схемами, физическими и химическими символами и др.
Человек - художественный образ Профессии, связанные с музыкой, искусством, литературой, актерской деятельностью и т.д.

К каждому из работников, не зависимо от сферы деятельности, существуют особые требования. Выделяют основные аспекты требований:

1. Профессиональные требования.

· Высокий уровень профессионализма, способность к быстрой адаптации.

· Системное видение производственных процессов.

· Готовность к постоянному профессиональному росту.

· Взаимодействие со специалистами других специальностей.

2. Личностные требования.

· Наличие личного и социального опыта.

· Конструктивность, мобильность, непроизводственные резервы личности.

· Способность принимать решения в ситуации выбора.

· Способность прогнозировать последствия своих решений, нести за них ответственность.

3. Социально- экономические требования.

· Знание информационных технологий.

· Знание основ профилирующих предметов.

4. Творческие требования.

· Творческое отношение к работе.

· Знание методов инженерного и художественного творчества.

Также, особое внимание акцентируют на профессионально- важных качествах, определяющих профпригодность специалиста.

Профессионально- важные качества - это совокупность качеств человека, которые характеризуют его как субъекта труда, влияют на эффективность профессиональной деятельности и на успешность её освоения.

Существуют три основные группы профессионально-важных качеств:

1. Качества, гарантирующие профессиональную направленность личности. Это, как правило, система эмоциональных ценностных отношений человека, которая определяет соответствующую иерархическую структуру мотивов, побуждающих человека к самоутверждению профессиональной деятельности. Где, профессиональная направленность характеризуется как идеи, убеждения, принципы, взгляды, отношения.

2. Качества, определяющие профессиональную компетентность личности. Существуют два вида профессиональной компетентности: предметно-профессиональная компетентность и социально- профессиональная компетентность.

3. Особенности психофизиологии-особенности мышления, памяти, восприятия, возраст, пол, темперамент и характер.

Также выделяют общие профессиональные качества. Классификацию которых рассмотрим в таблице 2.

Таблица 2 – Общие профессиональные качества

Качества

Описание

Внимательность Чувствительность к изменениям в настроении и поведении человека и способность учитывать самочувствие человека при принятии решения.
Эмоциональная устойчивость Устойчивость к факторам внешней среды и негативным реакциям людей на производственные ситуации.
Общие характеристики поведения Интерес и уважение к людям, активное желание оказать помощь и поддержку, личная примерность, порядочность, обязательность, принципиальность, чистоплотность.
Характеристики речи Точность, выразительность, разборчивость, интеллектуальная и эмоциональная насыщенность.

Понятие профессионально-важных признаков. Все многообразие психики, так или иначе, проявляется в трудовой деятельности человека, но вместе с тем эти проявления носят разный характер, который обусловлен специфическими для каждой профессии предметами и орудиями труда, а также и трудовыми задачами. Для изучения этого многообразия выделения профессионально важных признаков можно проводить по следующему плану; психологические особенности сенсорной деятельности, и потом, хотя это все неотделимо друг от друга, рассмотреть внимание, память, эмоционально-волевую сферу и особенности личности.

Сенсорная деятельность в разных видах труда может отличаться, прежде всего, по нагрузке на тот или иной анализатор зрительной, слуховой, кожной, мышечно-суставный и др. или комплексе анализаторов. Например, если у настройщика музыкальных инструментов ведущим является слуховой анализатор, то такие профессии, как радист, настройщик радио и телеаппаратуры, требуют наряду со зрительным восприятием не в меньшей степени и слухового восприятия; тонкого различения шумов, различения высоты и тембра звуков и т.д. Есть профессии, где ведущим анализатором может быть осязание, это, например, браковщики полировки, где вопросы осязания имеют большое значение. Есть виды труда, в которых довольно, довольно большую роль играют обоняние и вкус. Прежде всего, это профессии связанные с дегустацией. А если говорить об обонянии - то некоторые виды химической и нефтеперерабатывающей промышленности.

Кроме анализатора нужно иметь в виду особенности характера самого восприятия. Целый ряд профессий требует длительного слежения в широком сенсорном поле. Ряд профессий, наоборот, требует резкого сужения поля восприятия, но зато в течение длительного времени.

Есть профессии, в которых большое значение имеет слежение за движущимися и мелькающими объектами. Это должно быть также учтено, когда мы анализируем профессию с точки зрения восприятия.

Профессиональные особенности мыслительной деятельности. Мышление является обязательным компонентом любой деятельности, но мышление как профессионально важный признак, прежде всего, выделяют в тех профессиях, где приходится оценивать какую-нибудь ситуацию, требующую принятия определенного решения в зависимости от данной ситуации и реализации его в виде каких-то адекватных действий.

Мы представляем себе, что научно-технический прогресс, механизация, автоматизация все время повышают требования, даже в рабочих профессиях, к мышлению. По сути дела, во многих видах деятельности трудно отделить физический и умственный труд.

В целом ряде видов ручного труда чаще всего имеет место, так называемое наглядно-действенное мышление. Но есть виды труда, особенно в автоматизированных системах, где роль интеллектуального компонента значительно повышается. Приходится оценивать ситуацию по целому ряду параметров, находить решение с учетом вероятности наступления какого-то события, выбирать различные действия в зависимости от меняющихся ситуаций.

Профессиональные особенности моторной деятельности.

Когда говорят о моторной деятельности, правильнее рассматривать сенсомоторную координацию даже в тех случаях, когда моторный компонент деятельности крайне прост; нажимание на кнопку или рычаг. Почему? Потому, что всякая моторная деятельность вызывается сенсорным компонентом, и реализация этого действия контролируется так же сенсорным компонентом.

По сенсомоторной координации профессии очень резко отличаются друг от друга. Есть профессии, в которых моторный компонент действия носит очень простой характер, а именно; в ответ на какую-то возникшую ситуацию провести какие-то ручные действия - поворот рычажка, нажимание на кнопку и др. Но в ряде случаев здесь, с одной стороны, играет роль скорость реакции, т.е. действие само по себе простое, но все должно реализовываться достаточно быстро. При замедлении могут появиться нежелательные результаты. С другой стороны ряд профессий сложной сенсомоторной координации не только рук, но и ног. Это водительские профессии; шоферы, летчики, также профессия швеи- мотористки и другие профессии станочников.

Профессиональные особенности внимания.

Внимание, которое осуществляет функцию контроля деятельности, неотделимо от восприятия, от мышления, оно обязательно присутствует в любой деятельности. Но в разных профессиях отдельные свойства внимания имеют разное значение. Есть профессии (браковщики, контролеры, сборщики и др.), в которых требуется длительное, в течение всего рабочего дня устойчивое внимание на одном или даже нескольких объектах и периодическая его концентрация.

Есть профессии, которые требуют исключительно широкого расширения внимания и переключения внимания. Вообще в трудовой деятельности очень трудно отделить распределение внимания от его переключения. Целый ряд профессий операторов, которые имеют широкое поле для обзора, требует все время и распределять внимание и переключать внимание с одних объектов на другие. Но есть профессии, в которых необходимо поочередно то концентрировать внимание, то переключать его.

Профессиональные особенности памяти.

Память нужна всегда независимо от видов труда. Но мы говорим о профессионально важном признаке памяти для видов труда. Дело в том, что большая нагрузка на память требуется при обучение данному виду труда, когда еще не сформировались навыки, но когда сформировались основные навыки, но когда сформировываются основные навыки, тогда нагрузка на память снижается. Люди которые прекрасно освоили станок не должны каждый раз специально вспоминать, какими рычагами нужно действовать, на что нужно смотреть. Шоферам не нужно думать о том, какой рукой или какой ногой и какое движение нужно сделать. Но есть профессии в которых память является одним из наиболее важных признаков. Например; в работе телеграфиста, машинистки, где требуется на какое-то небольшое время удерживать в памяти положения, ситуации. В данном случае речь идет о кратковременной или оперативной памяти как наиболее важном профессиональном признаке.

Профессиональные особенности эмоционально волевой сферы личности. При психологическом анализе трудовой деятельности, эмоционально-волевую сферу лучше рассматривать вместе с особенностями личности. Если говорить о любой деятельности, то она вызывает к себе определенное отношение, эмоционально переживается. С чем это связано? Это связано с мотивами, с потребностями человека, с интересом к работе. Это, например, общие эмоции в труде. Они могут быть положительными и отрицательными.

Положительные эмоции, это, например удовлетворение своим трудом, чувство долга, соревнования. С другой стороны, могут быть и отрицательные эмоции. Это, прежде всего, касается тех случаев, когда люди хотя и работают, но эта работа им не по душе. Они выполняют ее из чувства долга, может быть и добросовестно.

В психологии труда в ряде случаев необходимо учитывать еще один момент эмоций. Это настроение сегодняшнего дня, которое влияет на производительность, т.е. настроение с которым приходит человек и выполняет работу.

Также важно учитывать и специфические эмоции, которые вызываются непосредственно конкретной трудовой деятельностью. Эти эмоции выделяются в первую очередь как профессионально важные. Они подразделяются на две подгруппы. Первая подгруппа - это те эмоции, которые связывают взаимоотношения людей с коллективом в процессе данного коллективного вида труда.

Второй подвид профессиональных эмоций - это те эмоции, которые возникают в процессе самой работы. Это, прежде всего те профессии, в которых могут возникнуть аварийные ситуации и где неправильное, замедленное принятие решения может привести в условиях высокой эмоциональной напряженности к аварии (летчики, верхолазы, некоторые виды операторского труда). В этих профессиях эмоционально неустойчивые люди не могут работать.

Целый ряд профессий предъявляет особые требование к другим разнообразным особенностям личности: аккуратности, организованности, педантичности в ряде случаев, общительности или замкнутости.

Наряду с изучением профессионально важных признаков нужно обращать внимание на индивидуальные особенности человека, на индивидуальный стиль его работы, как один из способов адаптации человека к профессии. Для того, чтобы понять индивидуальные особенности, индивидуальный стиль деятельности, нужно проводить сравнительный анализ тех работников, которые выполняют одну и ту же работу, используя при этом различные приемы и действия.


2 Индивидуально-психологические особенности личности и их проявления в профессиональной деятельности

2.1 Способности

В самом общем виде способности - это индивидуально-психологические особеннос­ти личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знани­ям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Успешность в деятельности и общении определяется не одной, а системой различных способностей, при этом они могут взаимокомпенсироваться.

Существует целый ряд классификаций способностей. Воспро­изведем одну из них, наиболее значимую:

1. природные (или естественные) способности в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненно­го опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;

2. специфические человеческие способности, имеющие об­щественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде (общие и специальные высшие интел­лектуальные способности, в основе которых лежит пользование ре­чью, логикой, теоретические и практические, учебные и творческие). Специфические человеческие способности в свою очередь подразде­ляются на:

а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способнос­ти, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных ви­дах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.). Эти способности, как правило, могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру;

б) теоретические, определяющие склонность человека к абст­рактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, форми­рования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, но­вых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих про­явлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) - талантом;

г) способности к общению, взаимодействию с людьми, а именно, речь человека как средство общения, способности восприятия и оценки людей, социально-психологической приспособляемости к различной обстановке, вхождения в контакт с различными людьми, расположения их к себе и т. д., и предметно-деятельностные способ­ности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.

Человек, способный ко многим и различным видам деятельно­сти и общения, обладает общей одаренностью, то есть единством об­щих способностей, обусловливающим диапазон его интеллектуаль­ных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.

Способности, задатки и индивидуальные различия

Подавляющее большинство психологов считает, что задатки - это некоторые генетически детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие ин­дивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей. Однако некоторые из ученых (например, Р. С. Немов) полагают, что у человека есть два вида задатков: врож­денные (природные) и приобретенные (социальные).

Индивидуальные (индивидуально-психологические) разли­чия - это особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств), отличающих людей друг от друга. Индивидуальные разли­чия, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром в самом широком значении этого слова. Индивидуальные различия являют­ся предметом изучения дифференциальной психологии.

Природа человеческих способностей

Здесь, прежде всего речь должна идти о природе так называемых со­циальных способностей, биологическая основа которых до сих пор точно не установлена. Это - высшие, культурно-обусловленные спо­собности. Условиями и предпосылками развития их являются в пер­вую очередь обстоятельства жизни человека: жизнь в обществе, на­личие социально-культурной среды, созданной искусственно тру­дом многих поколений людей; обучение в детстве пользованию соответствующими предметами, например, музыкальными инстру­ментами; участие в целом ряде сложных, высокоорганизованных ви­дах деятельности и общения; наличие круга людей, которые в состо­янии передать необходимые знания, умения и навыки с помощью эффективных средств и методов обучения и воспитания; отсутствие у человека с рождения жесткой запрограммированности поведения, наличие незрелости мозговых структур с их способностью к после­дующему формированию путем обучения и воспитания.

Анатомо-физиологической основой социальных способностей, когда они становятся развитыми, выступают так называемые функ­циональные органы - прижизненно складывающиеся нервно-мы­шечные системы, обеспечивающие функционирование и усовер­шенствование соответствующих способностей.

Развитие способностей

Способности - не статичные, а динамические образования, их фор­мирование и развитие происходит в процессе определенным обра­зом организованной деятельности и общения. Развитие способнос­тей происходит поэтапно.

Важным моментом у детей в развитии способностей является комплексность - одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей.

Выделяют следующие уровни способностей: репродуктив­ный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое зна­ние, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элемен­ты творческого, и наоборот.

Оценки которых учащиеся выбирают стратегию достижения успеха или избегания неудачи, является мотивационной средой их деятельности. Глава II. Сравнительное исследование индивидуально-психологических особенностей учащихся школьных классов различного профиля (милицейского, физико-математического). 2.1. Организация и методы исследования. В данном исследовании принимало участие 50 человек - ...





В результате использования неправильного стиля воспитания, для того, чтобы своевременно их заметить и постараться исправить. ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ 2.1 Организация и методы экспериментального исследования Целью данной части исследования является сравнительный анализ индивидуально-психологических...

Выше материалу хотелось бы сказать, что все приведённые в этом разделе характеристики, описывающие особенности ряда диагностических методик, носят направленный рекомендательный характер и служат цели оптимизации диагностического процесса при проведении индивидуальной профконсультации. В этом разделе работы мы не затронули многих валидных, имеющих научную основу методик, но с некоторым

Существует довольно распространенная классификация профессий Евгения Александровича Климова, профессора психологических наук. Он делит их на типы по предмету труда. Всего их пять. К примеру, тип «человек-природа» назван так, потому что специалист данной профессии работает главным образом с природой. Это зоологи, геологи, кинологи и так далее. По этому же принципу названы профессии «человек-человек», то есть те профессиональные виды деятельности, где один человек работает непосредственно с другим или другими людьми. Это может быть психология, менеджмент, образовательная сфера и так далее.

Краткое описание: профессии «человек-человек»

Как уже говорилось ранее, таких профессий является человек или, точнее будет сказать, люди. Они связаны с обучением детей или взрослых, с управлением предприятием или группой людей, с организацией взрослых и детских коллективов, с торговым, бытовым или информационным, медицинским или информационно-художественным обслуживанием. Все профессии, связанные с людьми, предполагают наличие постоянной коммуникации с другими представителями человеческого рода. Для этого лицо, выбравшее такую профессию, должно изначально обладать соответствующими склонностями, навыками, способностями, которые впоследствии разовьет до профессиональных знаний и умений.

Подобная характеристика профессии «человек-человек» говорит о том, что этот тип деятельности подойдет далеко не всем. Например, социопату вряд ли захочется работать с людьми. Или мужчина, хорошо разбирающийся в технике, но редко добивающийся взаимопонимания с людьми, скорее всего, выберет профессию иного типа. То же может касаться и женщин.

Главные особенности профессии «человек-человек»

Основные отличия, выделяющие профессии данного типа среди других, и объединяющие столь непохожие между собой, выражаются в задачах. Ведь и врача, и полицейского, и продавца объединяет одно - главная их профессиональная задача - взаимодействие с другими людьми, клиентами или пациентами, посетителями или пострадавшими, и так далее.

Еще одна особенность и задача любой профессии «человек-человек» - это наличие практически двойного образования: психологического и специального. Например, продавец должен знать психологию покупателя, специфику продаваемого товара, если нужно, уметь работать с кассой, с платежным терминалом и так далее. Хирург, помимо медицинских прикладных знаний должен также знать психологию человека, чтобы уметь правильно общаться с больными или их родственниками, а также эффективно коммуницировать с подчиненными и коллегами. И так со всеми профессиями данного типа.

Требования к людям, выбирающим этот тип профессий

В первую очередь это стремление к общению с людьми, развитые и хорошее понимание окружающих. Умение держать себя в руках при любом возможном общении с человеком - то, что сейчас модно называть стрессоустойчивостью, - не менее важное требование. Приветствуются такие как высокая способность к эмпатии, отзывчивость, доброжелательность, толерантность и умение разрешать конфликты.

Индивид, обладающий данными качествами, может смело рассматривать для себя профессии «человек-человек».

Что включает в себя главное коммуникативное требование для профессий, связанных с людьми

Умение коммуницировать включает в себя не только простую способность разговаривать, но и такие важные навыки, как умение грамотно построить свою речь, услышать, выслушать и понять собеседника, донести до него свою мысль так, чтобы он ее понял именно в том смысле, который вложили в нее вы. Большую роль играет способность человека в короткий промежуток времени, а также найти общий язык с индивидом любого возраста, социального положения и умственного развития. Умение наблюдать и анализировать необходимо человеку, работающему с людьми.

Подгруппы профессий типа «человек-человек»

Группа профессий «человек-человек» включает в себя три подгруппы: образовательную, защитную и обслуживающую.

К первой подгруппе относятся все педагоги, нянечки и воспитатели, ведущие детских кружков, тренеры по разным видам спорта, а также репетиторы.

Ко второй - полицейские, юристы разного толка, военнослужащие и инспектора.

Третью подгруппу можно разделить еще на несколько категорий. Обслуживание делится на информационное и информационно-художественное, торговое, бытовое и медицинское. По названиям понятно, кто чем обслуживает население. Например, библиотекарь - профессия, относящаяся к информационному обслуживанию, так же, как и гид. Они предоставляют людям информацию.

Медицинским обслуживанием занимаются врачи, медсестры и медбратья, фельдшера, сиделки и фармацевты.

К торговому обслуживанию относятся продавцы различных товаров: от продуктов до техники или канцелярии.

Бытовое обслуживание предоставляют парикмахеры, косметологи, мастера маникюра и другие подобные им специалисты. Также к этой категории относятся официанты и вахтеры.

Информационно-художественное обслуживание близко по своей специфике к профессиям типа «человек-художественный образ». Это могут быть экскурсоводы в картинных галереях или консультанты в художественных магазинах. Также руководителя художественного кружка или хореографа можно отнести сразу к двум категориям - к образовательной подгруппе и к информационно-художественному обслуживанию.

Какие еще профессии относятся к типу «человек-человек»

К типу этих профессий также относятся директора и менеджеры, операторы на телефоне и бармены, контролеры в автобусах или электропоездах, риелторы и страховые агенты, и супервайзеры, и Это психологи, политологи, промоутеры и стюардессы и т.п.

С каждым годом появляются все новые и новые специальности. И многие из них связаны именно с людьми.