Пьяный в телеге преступление и наказание. Уличные сцены в романе преступление и наказание

Работу выполнили:
Меньщикова Алена, Мельников Захар,
Хренова Александра, Печенкин Валерий,
Швецова Дарья, Валов Александр, Мецлер
Вадим, Елпанов Александр и Томин Артем.

Часть 1 гл. 1 (пьяный в телеге, запряженной огромными ломовыми лошадьми)

Раскольников идёт по улице и впадает "в
глубокую задумчивость", но от
размышлений его отвлекает пьяный,
которого провозили в это время по улице в
телеге, и который крикнул ему: "Эй ты,
немецкий шляпник". Раскольников не
застыдился, а испугался, т.к. он совершенно
не хотел бы привлекать ничьего внимания.

В этой сцене Достоевский знакомит нас со своим героем:
описывает его портрет, одежду-лохмотья, показывает его
характер и делает намёки на замысел Раскольникова.
Он чувствует отвращение ко всему окружающему и
окружающим, ему некомфортно: "и пошёл, уже не замечая
окружающего и не желая его замечать". Ему плевать, что о
нём подумают. Также, автор это подчёркивает оценочными
эпитетами: "глубочайшее омерзение", "злобное презрение"

Часть 2 гл. 2 (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние)

На Николаевском мосту Раскольников вглядывается в Исаакиевский
собор. Памятник Петру I, сидящего на вздыбленном коне тревожит и
пугает Раскольникова. Перед этой величественностью, прежде
возомнивший себя сверхчеловеком, он ощущает себя "маленьким
человеком", от которого отворачивается Петербург. Словно иронизируя
над Раскольниковым и его "сверхчеловеческой" теорией, Петербург
сначала ударом кнута по спине кнутом(аллегорическое отвержение
Раскольникова Петербургом) вразумляет замешкавшегося на мосту
героя, а потом рукой купеческой дочери кидает Раскольникову
подаяние. Тот, не желая принимать от враждебного города подачки,
швыряет двугривенный в воду.

Переходя к художественному построению текста и художественным
средствам, нужно заметить, что эпизод построен на контрасте
образов, почти у каждой сцены есть ей противопоставленная: удар
противопоставлен подаянию милостыни старой купчихи и ее
дочери, реакция Раскольникова("злобно заскрежетал и защелкал
зубами") противопоставлена реакции окружающих ("кругом
раздавался смех"), причем словесная деталь "разумеется"
указывает на привычное отношение петербургской публики к
"униженным и оскорбленным" - над слабыми царят насилие и
издевательство. То жалкое состояние, в котором оказался герой как
нельзя лучше подчеркивается фразой "настоящий собиратель
грошей на улице".
Художественные средства направлены на усиление чувства
одиночества Раскольникова и на отображение двойственности
Петербурга.

Часть 2 гл.6 (пьяный шарманщик и толпа женщин у «распивочно-увеселительного» заведения)

Часть 2 гл.6 (пьяный шарманщик и толпа женщин у «распивочноувеселительного» заведения)
Раскольников мечется по кварталам Петербурга и видит сцены,
одну безобразнее другой. В последнее время Раскольникова "
тянуло шляться" по злачным местам, «когда ему тошно
становилось, "чтоб еще тошней было"». Приближаясь к одному из
распивочно-увеселительных заведений взгляд Раскольникова падает
на нищих людей, бродивших вокруг, на пьяных "оборванцев",
ругающихся друг с другом, на "мертво-пьяного" (оценивающий эпитет,
гипербола) нищего, лежащего поперек улицы. Всю мерзкую картину
дополняет толпа потрепанных, избитых женщин в одних лишь платьях и
простоволосых. Действительность, которая окружает его в этом
месте, все люди здесь могут оставить только отвратительные
впечатления («..аккомпанировал … девушке, лет пятнадцати, одетой
как барышня, в кринолине, в мантильке, в перчатках и в
соломенной шляпке с огненного цвета пером; все это было старое
и истасканное»).

В эпизоде автор не раз подмечает многолюдность
(«большая группа женщин толпилась у входа, иные
сидели на ступеньках, другие на тротуарах..»),
собравшись вместе, в толпу, люди забывают о горе,
своем бедственном положении и рады поглазеть на
происходящее.
На улицах многолюдно, но тем острее воспринимается
одиночество героя. Мир петербургской жизни – мир
непонимания, равнодушия людей друг к другу.

Часть 2 гл.6 (сцена на … мосту)

В этой сцене мы наблюдаем, как мещанка сбрасывается с моста, на котором
стоит Раскольников. Сразу же собирается толпа зевак, заинтересованных
происходящим, но вскоре городовой спасает утопленницу, и люди расходятся.
Достоевский использует метафору "зрители" по отношению к людям,
собравшимся на мосту.
Мещане - бедные люди, жизнь которых очень тяжела. Пьяная женщина,
пытавшаяся покончить жизнь самоубийством - это в каком-то смысле
собирательный образ мещан и аллегорическое изображение всех горестей и
страданий, которые они переживают во времена, описанные Достоевским.
"Раскольников смотрел на все с странным ощущением равнодушия и
безучастия." "Нет, гадко... вода... не стоит, - бормотал он про себя", как бы
примеряя себя на роль самоубийцы. Затем Раскольников все-таки собирается
совершить намеренное: пойти в контору и сознаться. "Ни следа давешней
энергии… Полная апатия заступила ее место" - метафорично отмечает автор, как
бы указывая читателю на перемену внутри героя, произошедшую после
увиденного.

Часть 5 гл.5 (смерть Катерины Ивановны)

Петербург и его улицы, которые Раскольников знает уже наизусть,
предстают перед нами пустыми и одинокими: «Но двор был пуст и не
было видно стучавших». В сцене уличной жизни, когда Катерина
Ивановна на канаве собрала небольшую кучку народу, в которой
преимущественно были мальчишки и девчонки, видна скудность
интересов этой массы, их привлекает не что иное, как странное
зрелище. Толпа, сама по себе не является чем-то положительным, она
ужасна и непредсказуема.
Здесь же затрагивается тема ценности всякой человеческой жизни и
личности, одна из важнейших тем романа. Кроме того, эпизод смерти
Катерины Ивановны как бы пророчествует, какая смерть могла бы ждать
Сонечку, если бы девушка не решила для себя твердо хранить в душе
Любовь и Бога.
Эпизод очень важен для Раскольникова, герой все больше утверждается
их в правильности принятого решения: искупить вину страданиями.

Вывод:

Ф.М.Достоевский обращает внимание на другую сторону Петербурга - с
самоубийцами, убийцами, пьяными. Все грязное и вонючее попадает вместе с
воздухом во внутрь человека и порождает не самые хорошие чувства и эмоции.
Петербург душит, угнетает и ломает личность.
Писатель придаёт первостепенное значение изображению углов и задворок
блистательной столицы империи, и вместе с городским пейзажем в романе
возникают картины нищеты, пьянства, разных бедствий низших слоев общества.
От такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга «враждебно и с
недоверчивостью». Между ними не может быть иных отношений, кроме
безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки. От встреч с этими
людьми у Раскольникова остается ощущение чего – то грязного, жалкого,
безобразного и в то же время увиденное вызывает у него чувство сострадания к
«униженным и оскорбленным». На улицах многолюдно, но тем острее
воспринимается одиночество героя. Мир петербургской жизни – мир
непонимания, равнодушия людей друг к другу.

Роман Достоевского «Преступление и наказание» – сложное, многогранное произведение. За уличным многоголосьем слышатся народные песни, малые фольклорные жанры, элементы балаганного театра. Не будет преувеличением назвать значительную часть фольклора в романе «уличным» и «кабацким». В первую очередь это сказалось на народных песнях, представленных в романе. Это песни, исполняемые или заказываемые пьяными на улицах или в трактирах. «Безобразное», «сиплое», «разгульное» пение под балалайки и бубен сопровождает бессмысленно жестокое пьяное молодечество в сне Раскольникова:

– По морде её, по глазам хлещи, по глазам! – кричит Миколка.
– Песню, братцы! – кричит кто-то с телеги, и все в телеге подхватывают. Раздается разгульная песня, брякает бубен, в припевах свист. Бабенка щелкает орешки и посмеивается.

Подобные песни и наяву сопровождают Раскольникова в его метаниях по улицам и трактирам. Он слышит различные кабацкие куплеты, исполняемые с прищелкиванием пальцами, подпрыгиваниями и отбиванием такта каблуками. Перед встречей с Мармеладовым он видит задремавшего пьяницу, вспоминающего спросонья какие-то куплеты. Уже после убийства Раскольникова так и тянет к этому шуму, грохоту, пьяному веселью, к толпе:

Его почему-то занимало пенье и весь этот стук и гам, там внизу... Оттуда слышно было, как среди хохота и взвизгов, под тоненькую фистулу разудалого напева и под гитару кто-то отчаянно отплясывал, выбивая такт каблуками. Он пристально, мрачно и задумчиво слушал, нагнувшись у входа, и любопытно заглядывал с тротуара в сени.
Ты мой бутошник прикрасной,
Ты не бей меня напрасно! – разливался тоненький голос певца. Раскольникову ужасно захотелось расслушать, что поют, точно в этом и было все дело.

Еще одной составляющей городской уличной и трактирной лирики является чувствительный романс (по определению Достоевского, лакейская песня), исполняемый под гитару или шарманку. Подобные песни звучат на улицах, певцов приглашают в трактиры. Например, в рассказе о похождениях Свидригайлова:

Весь этот вечер до десяти часов он провел по разным трактирам и клоакам, переходя из одного в другой. Отыскалась где-то и Катя, которая опять пела другую лакейскую песню о том, как кто-то «подлец и тиран»
Начал Катю целовать
Свидригайлов поил и Катю, и шарманщика, и песенников, и лакеев, и двух каких-то писаришек.

По всей видимости, эти песни близки к жанру мещанского (жестокого) романса, получившего большое распространение среди городских низов во второй половине девятнадцатого века.

Рассматривая подобные примеры в романе, можно заметить, что автора интересуют в первую очередь не сами песни, а связанная с ними реально бытовая обстановка, внешний вид исполнителей, манеры, аккомпанемент, реакция слушателей и т. д. Достоевский даже воспроизводит фонетические особенности некоторых песен в уличном исполнении («целлый», «бутошник», «прикрасной»).

Авторские комментарии содержат и эмоционально оценочные характеристики. Манера исполнения чувствительного романса характеризуется так: «Уличным, дребезжащим, но довольно приятным и сильным голосом она выпевала романс в ожидании двухкопеечника из лавочки». О Кате, развлекающей Свидригайлова, сказано: «Пела она свою рифмованную лакейщину тоже с каким-то серьезным и почтительным оттенком в лице».

В такой передаче мир нищего Петербурга становится видимым и слышимым. Но это не единственная роль, которую играют народные песни и романсы в романе. Можно также соотнести содержательную сторону песенных отрывков с идейно художественным смыслом отдельных моментов романа (слова «не бей напрасно» со сценами избиения хозяйки квартальным надзирателем, померещившегося Раскольникову, ударами, которые он наносит своим жертвам во время убийства и во сне, когда старуха смеется над его напрасными усилиями; слова из Катиной песни - «подлец и тиран» – с саморазоблачающей исповедью Свидригайлова – циника и растлителя).

Знаменательно, что из всех героев романа слушателями такого пения Достоевский делает лишь Раскольникова и Свидригайлова. Возможность окунуться в атмосферу улиц, кабаков, толпы дает возможность как бы забыться на время человеку с нечистой совестью: «Здесь было уж как будто легче и даже уединённее. В одной харчевне, перед вечером, пели песни: он просидел целый час, слушая, и помнил, что ему даже было очень приятно».

Рассмотренные нами песни, вошедшие в роман, – примета улицы бедных районов города, характерная особенность быта городских низов, способ их социально-бытовой характеристики. Участвуя в создании мрачного образа города, целый пласт фольклорных материалов лишний раз подчеркивает уродливость, неблагообразие действительности.

Переходя к художественному построению текста и художественнымсредствам, нужно заметить, что эпизод построен на контрастеобразов, почти у каждой сцены есть ей противопоставленная: ударпротивопоставлен подаянию милостыни старой купчихи и еедочери, реакция Раскольникова(«злобно заскрежетал и защелкалзубами») противопоставлена реакции окружающих («кругомраздавался смех»), причем словесная деталь «разумеется»указывает на привычное отношение петербургской публики к»униженным и оскорбленным» — над слабыми царят насилие ииздевательство. То жалкое состояние, в котором оказался герой какнельзя лучше подчеркивается фразой «настоящий собирательгрошей на улице».Художественные средства направлены на усиление чувстваодиночества Раскольникова и на отображение двойственностиПетербурга.6.

Петербург достоевского. сцены уличной жизни

Часть 2 гл.6 (пьяный шарманщик и толпа женщин у «распивочно-увеселительного» заведения) Часть 2 гл.6 (пьяный шарманщик и толпа женщин у «распивочноувеселительного» заведения) Раскольников мечется по кварталам Петербурга и видит сцены,одну безобразнее другой. В последнее время Раскольникова «тянуло шляться» по злачным местам, «когда ему тошностановилось, «чтоб еще тошней было»». Приближаясь к одному израспивочно-увеселительных заведений взгляд Раскольникова падаетна нищих людей, бродивших вокруг, на пьяных «оборванцев»,ругающихся друг с другом, на «мертво-пьяного» (оценивающий эпитет,гипербола) нищего, лежащего поперек улицы.

Всю мерзкую картинудополняет толпа потрепанных, избитых женщин в одних лишь платьях ипростоволосых.

Сцены уличной жизни в романе достоевского «преступление и

Город на Неве вместе со всей своей величественной и зловещей историей всегда был в центре внимания русских писателей. Петра творенье По замыслу его основателя Петра Первого, вызванный «из топи болот» Петербург должен был стать оплотом державной славы. Вопреки древней русской традиции возводить города на возвышенностях, он действительно был построен в болотистой низине ценой жизни многих безымянных строителей, измученных сыростью, холодом, болотными миазмами и тяжелейшим трудом.
Выражение, что город «стоит на костях» его строителей, можно понимать буквально. В то же время смысл и миссия второй столицы, ее великолепная архитектура и дерзкий таинственный дух сделали Петербург поистине «дивным градом», заставлявшим восхищаться собой его современников и потомков.

Петербург в романе «преступление и наказание»

Только стерва ужасная…» - рассказывает студент офицеру. В то время в Петербурге было очень много таких людей, как Раскольников, и их судьба схожа с его судьбой в какой-то степени. Многие студенты находились на грани нищеты и время от времени были вынуждены обращаться к злой и капризной старухе-процентщице.


Тот же Разумихин бросил университет из-за того, что нечем платить за учебу. И сколько еще таких студентов слонялось бесцельно по грязным улицам Петербурга, предаваясь мрачным размышлениям. Родион Раскольников стремится найти выход из этого положения.
В этом мире униженных и оскорбленных рождается полубезумная идея Раскольникова. Петербург в романе Достоевского не только город беспомощных голодных бедняков, но и город деловых людей, промышляющих кто чем может: мошенник Кох скупает у старухи-процентщицы просроченные вещи, содержатель распивочной Душкин - закладчик и краденое прячет…

Уличные сцены в романе преступление и наказание

Ни следа давешнейэнергии… Полная апатия заступила ее место» — метафорично отмечает автор, какбы указывая читателю на перемену внутри героя, произошедшую послеувиденного.9. Часть 5 гл.5 (смерть Катерины Ивановны) Петербург и его улицы, которые Раскольников знает уже наизусть,предстают перед нами пустыми и одинокими: «Но двор был пуст и небыло видно стучавших». В сцене уличной жизни, когда КатеринаИвановна на канаве собрала небольшую кучку народу, в которойпреимущественно были мальчишки и девчонки, видна скудностьинтересов этой массы, их привлекает не что иное, как странноезрелище.
Толпа, сама по себе не является чем-то положительным, онаужасна и непредсказуема. Здесь же затрагивается тема ценности всякой человеческой жизни иличности, одна из важнейших тем романа.

Роль уличных сцен в романе преступление и наказание

Он почувствовал, «что нет у него более ни свободы рассудка, ни воли и что всё вдруг решено окончательно». На этом заканчивается первая часть сцен уличной жизни до преступления. Вольно или невольно Раскольников становится жертвой общества, неумолимо толкавшего его на преступление.

Вторая часть моей работы посвящена тем эпизодам, которые произошли уже после преступления. На Николаевском мосту после посещения Разумихина Родион попадает под кнут кучера, народ не сочувствует, а смеётся над ним, лишь пожилая купчиха и её дочь пожалели его и дали двугривенный. В этот момент он увидел прекрасную панораму парадного Петербурга: «дворец, купол Исакия».


Холодом повеяло на него от этой великолепной панорамы, «духом немым и глухим полна для него была эта картина». Он бросил двугривенный в Неву, «ему показалось, что он как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего в эту минуту».

Сцены уличной жизни в романе преступление и наказание

Внимание

Сразу же собирается толпа зевак, заинтересованныхпроисходящим, но вскоре городовой спасает утопленницу, и люди расходятся.Достоевский использует метафору «зрители» по отношению к людям,собравшимся на мосту.Мещане — бедные люди, жизнь которых очень тяжела. Пьяная женщина,пытавшаяся покончить жизнь самоубийством — это в каком-то смыслесобирательный образ мещан и аллегорическое изображение всех горестей истраданий, которые они переживают во времена, описанные Достоевским.»Раскольников смотрел на все с странным ощущением равнодушия ибезучастия.» «Нет, гадко… вода… не стоит, — бормотал он про себя», как быпримеряя себя на роль самоубийцы. Затем Раскольников все-таки собираетсясовершить намеренное: пойти в контору и сознаться.

Сцены уличной жизни в романе преступление и наказание цитаты

Исследовательская работа на тему: Какую роль играют сцены уличной жизни в романе Достоевского «Преступление и наказание» Предметом изучения моей работы являются сцены уличной жизни в романе Достоевского «Преступление и наказание». Сразу хочется отметить, что эпизодов, где описывается уличная жизнь Петербурга, очень много. Характерно, что в основном мы видим ту часть Петербурга, где живёт беднота, это район Сенной площади.

Важно

Именно в этой части Петербурга и живёт Раскольников, бедный студент юридического факультета Петербургского университета. Особенностью этой части Петербурга является «обилие известных заведений», а именно распивочных, трактиров, как следствие этого множество пьяных. Сам Раскольников редко бывал в подобных заведениях. Но, возвращаясь от старухи-процентщицы, он «долго не думая» идёт в распивочную, где встречает Мармеладова.

Сцены уличной жизни в романе преступление и наказание по главам

Эта встреча для героя стала знаменательной во многих отношениях. Прежде всего тем, что судьба Мармеладова вызвала в душе Раскольникова сострадание. Проводив пьяного Мармеладова домой, Раскольников «неприметно положил на окошко» деньги, в которых сам нуждался.
Потом он также неосознанно будет продолжать помогать семье Мармеладова, а также другим нуждающимся в помощи, отдавая последнее. В следующей уличной сцене Раскольников помогает пьяной девочке, пытаясь защитить её от развратного господина, делает это он также неосознанно. Один из самых значительных, символических эпизодов в романе – это первый сон Раскольникова.


Страшный сон, приснившийся ему накануне задуманного им убийства. В этом сне Миколка жестоко убивает свою лошадь на глазах у маленького Родиона и многочисленной толпы. Раскольников пытается защитить лошадь, он бунтует, бросается с кулачками на Миколку.

Описание сцен уличной жизни в романе преступление и наказание

Петербург Достоевского. Сцены уличной жизни Работу выполнили:Меньщикова Алена, Мельников Захар,Хренова Александра, Печенкин Валерий,Швецова Дарья, Валов Александр, МецлерВадим, Елпанов Александр и Томин Артем.2. Часть 1 гл. 1 (пьяный в телеге, запряженной огромными ломовыми лошадьми) Раскольников идёт по улице и впадает «вглубокую задумчивость», но отразмышлений его отвлекает пьяный,которого провозили в это время по улице втелеге, и который крикнул ему: «Эй ты,немецкий шляпник». Раскольников незастыдился, а испугался, т.к. он совершенноне хотел бы привлекать ничьего внимания. В этой сцене Достоевский знакомит нас со своим героем:описывает его портрет, одежду-лохмотья, показывает егохарактер и делает намёки на замысел Раскольникова.Он чувствует отвращение ко всему окружающему иокружающим, ему некомфортно: «и пошёл, уже не замечаяокружающего и не желая его замечать».

Гроза звучит антитезой жаре и духоте Петербурга, намечает неминуемый поворот в мировоззрении главного героя, ловко уничтожившего фактические улики, но не сумевшего скрыть душевную катастрофу, порожденную убийством. На эту идею блестяще работает изменение погоды, которое в романе переживает Петербург Достоевского. «Преступление и наказание» — произведение, поражающее глубиной и точностью использования психологической детали. Не случайно же Раскольников обрушивает на голову процентщицы обух топора, направив тем самым острие на себя.

Он как бы раскалывает себя, переживая крах и духовную смерть. Уличные сцены В 1-й главе первой части на тесной улице Петербургских трущоб происходит примечательная сцена: задумавшегося Раскольникова вдруг отмечает истошным криком какой-то пьяный в огромной телеге, запряженной ломовой лошадью. Петербург Ф. М.

Тема: «Петербург Достоевского» по романуФ.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Цель: Показать город, как фон, служащий для изображения безысходностигероев, на котором разворачиваются драматические события. Помочь учащимся увидеть Петербург как символ неблагополучной, безнравственной жизни. Указать на художественные средства, использованные автором вромане.

Т ип урока: Урок-путешествиесэлементами исследовательской работы с текстом.

Оборудование: Иллюстрации с видами Петербурга, иллюстрированный стенд«Уголок Петербурга».

ХОД УРОКА

I . Организационный момент.

II . Слово учителя. Сообщение темы и цели урока.

Петербург не раз становился действующим лицом в русской

литературе. Вспомним, что о нём говорили А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь,

Н.А. Некрасов.

III . Сообщение учащихся.

IV . Проверка домашнего задания. Учащиеся составили план о Петербурге

Достоевского, обратив внимание на психологический характер

городского пейзажа, сцены уличной жизни, многообразие

петербургских типов и др.

ПЛАН

1. Психологический характер городского пейзажа.

ч. 1, гл. 1 - «Колорит городского дня».

ч. 2, гл. 2 - «Великолепная панорама».

ч. 2, гл. 6 - «Великолепный Петербург».

ч. 2, гл. 5 - «Вид из окна Раскольникова».

ч. 6, гл. 6 - «Грозовой вечер».

2. Многообразие петербургских типов.

ч. 1, гл. 1 - «Пьяный в телеге».

ч. 2, гл. 2 - «Удар бича и подаяние».

ч. 2, гл. 6 - «Шарманщик и толпа женщин у трактира».

ч. 2, гл. 6 – «Сцена на мосту. Утопленница».

ч . 2, гл. 7 - «Смерть Мармеладова».

3. Груды мертвых камней (доходные места, черные лестницы).

ч. 1, гл. 1.

4. Интерьер.

ч. 1, гл. 3 – «Каморка Раскольникова».

ч. 4, гл. 3 – «Комната, сарай Сони».

ч. 1, гл. 2 – «Угол Мармеладова».

5. Реальность и бред в картинахпетербургской жизни.

ч . 2, гл. 4 – «Ночь после убийства».

ч. 1, гл. 5 – «Сон Раскольникова».

6. М ечта о прекрасном городе.

ч . 1, гл. 5 – «О фонтанах думает Раскольников».

V. Слово учителя.

Свой Петербург и у Ф.М. Достоевского. Скудные средства заставляли его часто менять жильёи жить не в богатых квартирах, а в холодных угловых домах, лишённых всякой архитектуры, где люди, «так и кишат».

Герои Достоевского сторонятся пушкинских кварталов. Из крохотной клетушки по Садовой, Гороховой и другим «серединным» улицам идёт Раскольников, встречает Мармеладова, Катерину Ивановну, Соню… Часто проходит через Сенную площадь, где ещё в 18 веке был открыт рынок для продажи скота, овса, где крепостные подвергались публичному наказанию (вспомним стихиН.А. Некрасова «Вчерашний день, в часу шестом…»).

В двух шагах от Сенной находился Столярный переулок, состоявший из шестнадцати домов, в которых находилось восемнадцать питейных заведений.

Итак, отправимся в путешествие по Петербургу.

VI . Аналитическая работа с текстом по предложенному плану.

Работа над эпизодом «Колорит городского дня» (ч. 1, гл. 1)

Раскольников вышел из дома.

Что узнаем о герое из первых строк романа? Где он живет? В каком доме?

Что поразило его на улице? Какой вид открывается из окна

Раскольникова?

Какова их роль? Какова роль обобщающего слова «все»?

Найти определение, выраженное прилагательными, которые несут

неприятие действительности («особая вонь», «летняя вонь», «нестерпимая

вон».

Зачем столько определений к слову «вонь »? Не это ли вызывает у

Раскольникова чувство омерзения?

олете, жаре, духоте… и тутже даётпортрет Раскольникова?

Какие слова показывают, что герой нерешительный? («как бы»,

«в какое-то», «что-то».)

трудно какого-нибудь удивить»? Кто жил на серединных улицах?

подчеркнуть Достоевский?

Какое оскорбление пришлось пережить герою? Из-за чего?

Какое чувство охватилогероя?

Куда держит путь герой?

Промежуточный вывод. (Записи в тетради.)

День, проведенный с Раскольниковым, заставил нас подумать о Петербурге, как о городе грязном, неухоженном, чуждом и далёком. Он живёт своей жизнью, а герои – своей.

Работа над эпизодом «Великолепная панорама» (ч. 2, гл. 2).

Раскольников совершил преступление, нужно было спрятать украденное, что он и делает. Герой чувствует себя нездоровым, идёт по Николаевскому мосту.

Что заставляет Родиона очнуться от дурных мыслей?

За что ударили его?

неожиданным? Что пережил он? Каково было его состояние?

(«Злобно заскрежетал и защёлкал зубами»). Так можно сказать о звере.

Зачем Достоевский это говорит о Раскольникове? Кого напоминает герой?

Работа над эпизодом «Удар бича» и «Подаяние» (ч. 2, гл. 2).

Сразу после удара бича Раскольников получает подаяние.

Зачем нужна эта сцена Достоевскому? Что этим хотел сказать автор?

За кого приняли Раскольникова? Почему герой взял подаяние?

Что испытал он при этом?

Почему Достоевский показываетвеликолепие Петербурга в момент

унижения и оскорбления героя?

Так в чем же состоит великолепие города? Что нравится Раскольникову?

Как панорама города подействовала на состояние героя? Так от чего же

неуютно, холодно Родиону?

Какой художественный прием использует автор, говоря о великолепии

города и униженном человеке ?

Почему Раскольникову показалось, что он «как будто ножницами отрезал

себя от всех»?

Промежуточный вывод. (Записи в тетради.)

Плохо, неуютно герою и «серединных» улицах и там, откуда открылась чудесная панорама города. Родион Раскольников одинок, его самолюбиеуя звлено. Прелестный пейзаж лишь на время уносит героев в прежний мир, когда он ходи в университет и, возвращаясь домой, гулял, любовался прекрасным Петербургом.

Работа над эпизодом «Вечерний Петербург» (ч. 2, гл. 6).

- Каким изображает автор вечерний Петербург? Каково состояние героя?

Почему Раскольников бесцельно бродит по городу? О чём он думает?

Пытаясь объяснить состояние героя, автор используетвопросительные предложения. С какой целью?

Найти слова с отрицательной частицей «не». Что отрицается героем?

Работа над эпизодом «Шарманщик и толпа женщин у распивочной»

(ч. 2, гл. 6).

- Где Раскольников встретил шарманщика? Каков его облик?

Здесь же Раскольников увидел девушку. Какую нелепость в одежде

Какое настроение героя вызвало пение девушки? Почему Раскольников

затрагивает прохожих?Был ли понят Раскольников?

Зачем Достоевский показывает толпу женщин у распивочной?

С какой целью они здесь собрались? Каков их возраст? Внешний вид?

Зачем Раскольников даёт им деньги?

Работа над эпизодом «Сцена на мосту. Утопленница» ( ч. 2, гл. 6)

Еще одна женская судьба. Раскольников случайно на мосту встретил ту, которая пришла сюда, чтобы наложить на себя руки.

Раскольников встречает женщину.

Каков ее портрет? Что привлекает внимание в облике женщины?

Какова была реакция Раскольникова на то, что женщина бросилась с

моста? Каковы причины заставившие совершить такой дикий поступок?

Что толкнуло её в воду? Попытается ли она вторично совершить такой же

поступок?

Работа над эпизодом «Смерть Мармеладова» (ч. 2, гл. 7)

Как получилось, что он попал подпролетку?

Какое впечатление произвел на толпу этот трагический случай?

Как отреагировал Раскольников на произошедшее ? Почему он принял

живейшее участие в похоронах Мармеладова?

Что собой знаменует смерть Мармеладова?

Промежуточныйвывод (Запись в тетради.)

Зеваки равнодушно смотрят на окровавленное тело незнакомого человека (Мармеладова). Но никто не помог бедолаге . Один лишь Раскольников проявил живейшее участие в судьбе Мармеладова. Да, эгоистичныи равнодушны люди, живущие в «серединных» и окраинных улицах Петербурга.

Работа над эпизодом «Грозовой вечер» и «Утро накануне смерти Свидригайлова » (ч. 6, гл. 6)

И опять мы на улице неуютного Петербурга.

Это будет темой другого разговора. А пока Свидригайлов сидит в распивочной. Он явился свидетелем ссоры писаришек .

Каков их вид?

Из-за чего произошла ссора?

Какое участие в разрешении ссоры принял Свидригайлов ?

Найти описание природы перед грозой.

Почему Свидригайлов в этот момент принимает важное решение? Какое?

Зачем и кому решает помочь Свидригайлов ?

Найти описание гостиницы, куда после грозы идет Свидригайлов .

Что из себя она представляет? Почему интерьер гостиницы производит на читателя гнетущеевпечатление?

Итак, войдем в номер вслед за Свидригайловым .

Каковоубранство номера (или нумера , как пишет Достоевский)?

(Состояние героя и убранство номера доводит его до бреда, грёз).

Какой кошмар чудится ему?

Прошла ночь, наступило утро…

-Каким предстаёт утренний пейзаж? Принес ли дождь облегчение герою?

Почему?

Какие детали городского пейзажа подчеркивают безысходность,

ненужность человека в этом мире?(собаченка , «мертво-пьяный в

Работа над эпизодом «Коморка Раскольникова» (ч. 1, гл. 3)

Работа по тексту.

от слов: «Он проснулся…. до …. сиделбез обеда».

2. Вопросы.

Какие синонимы названия комнатки , где живет нищий студент,

использует Достоевский? («Каморка», «клетушка», «гроб»)

Какие ассоциации рождаются у вас с этими словами?

(«Каморка»- мышь, «клетушка»- зверь, «гроб»- покойник.

з атаился, как зверь.)

Что говорит о бедности, убогости убранства его комнатки?

Могут ли здесь родиться здоровые мечты? Почему?

Можно ли, живя в таких условиях, чувствовать себя человеком?

Уважает ли себя Раскольников?

Может ли герой изменить образ жизни?

Работа над эпизодом «Видиз окна Раскольникова» (ч. 5, гл. 5)

Какая деталь комнаты особо заостряется Достоевским? (Желтые обои.)

Какой вид открывается из окна Раскольникова?

Какие детали интерьера комнаты подчеркивает одинокость героя?

Зачем на подоконнике стоит одинокий цветок герани?

Работа над эпизодом«Угол Мармеладова» (ч. 1, гл. 2)

Родион Раскольников случайно в распивочной встретил Семена Мармеладова. Проявив человечность, бывший студент провожает пьяненького Мармеладова.

Отправимся и мы в жилище этого героя. Убогую обстановку помещения видит Раскольников.

Что из себя представляла комнатка? Каково её убранство?

О чём оно напоминает Раскольникову?

Удобно ли в таком помещении жить семейным людям?

Комфортно ли живётся детям Мармеладова?

Могут ли муж и жена (Мармеладов и Катерина Ивановна) найти местечко,

где можно откровенно, по душам поговорить? Зачем Мармеладов жил в

проходной комнате?

Почему соседи Мармеладова знали о горестях семьи?

Работа над эпизодом «Комната-сарай Сони» (ч. 4, гл. 4)

Где живёт Соня? Что можно увидеть примечательного в комнате?

Каково освещение в комнате? Что поразило Раскольникова, когда он

впервые увидел комнату Сони? (тупой угол – безысходность, тупик.)

Что даёт право назвать Сонину комнату «сараем»? Как в этом «сарае»

Как чувствует себя человек, когда живёт так убого? Какие мысли родятся

у Сонипод низким потолком сарая?

Промежуточный вывод. (Запись в тетради.)

Некомфортно, плохо человеку живется в «сарае», «коморке», «клетушке», «углу», «гробу» (так называла коморку сына мать Раскольникова).

Работа над эпизодом «Сон Раскольникова» (ч.1, гл. 5)

« Низкие потолки душу и ум теснят».

Жизнь в Петербурге приобретает уродли вые очертания, и реальное кажется нередко кошмарным видением, а бред и сон реальностью.

Художественный пересказ сна.

- Что собойсимволизирует кляча ?

Почему Раскольников увидел себя маленьким мальчиком?

Промежуточный вывод. (Запись в тетради)

Образ клячи , замученной надорвавшейся от непосильного труда, которую, насмехаясь, секут по глазам - один из обобщенных образов романа. В этом сне показана надрывность , которая была оправдана достоверностью жизнью, как бы сосредоточены судьбы всех измученных людей, которым живется неуютно в Петербурге.

Работа над эпизодом «Мечта о прекрасном городе» ( ч. 1, гл. 5.)

О фонтанах думает Раскольников. На острова, куда вышел Родион, было зелено.

Какой пейзаж изображает Достоевский?

Чем он отличается от обычного пейзажа «серединных» улиц Петербурга?

Чтоза долгое время впервые увидел Раскольников? (Цветы.)

Работа над эпизодом «Устройство фонтанов» ( ч. 1, гл. 6)

После сна о загнанной кляче он думает об устройстве высоких фонтанов. Почему?

Да, мечта прекрасна. А действительность какова? (Грязь, вонь,

гадость …)

Будет ли мечта Раскольникова когда-нибудь реальностью?

Какой художественный прием использует авторпротивопоставляя

реальность и мечту (антитеза)?

VII . Итоги.

1. Какими вы видите улицы Петербурга, по которым бродил Раскольников?

2. Расскажитео внешнем облике людей, которые встречаются на «серединных» улицах?

3. Какое впечатление они производят на вас?

4. Каким вам предстаёт Петербург Достоевского?

VIII . Художественные достоинства романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

I . Художественная деталь в романе.

· Про следим какой цвет преобладает у Ф.М. Достоевского при

описании города, интерьера помещения?

· Какими звуками «наполнен» Петербург»? Что слышим мы на

улицах города?

· Какие запахи сопровождают повсюду героев живущих, в

«серединных» улицах Петербурга?

Вывод: Петербург- город- монстр, город – чудовище, город- хищник.

II . Слово и образ в романе «Преступлении и наказание».

· Пейзаж- фон, служащий для изображения безысходности героя,

на котором разворачиваются драматические события.

· Петербург – символ неблагополучной, безнравственной жизни

бедных людей.

· Образ клячи – символ неустроенности и достоверности жизни,

в котором нашли отражениясудьбы всех простых людей,

измученных жизнью.

· Описание интерьера помещений: «Каморка», «клетушка»,

«угол» (снимает Мармеладов), «сарай» (жилище Сони),

«гроб» (здесь обитает Раскольников).

IX . Домашнее задание.

История семьи Мармеладовых.

1.Портрет Мармеладовач. 1, гл. 2.

2.Смерть Мармеладовач. 2, гл. 7.

3.Поминкич. 3, гл. 2.

4.Смерть Катерины Ивановнач. 5, гл. 7.

Ирина Анатольевна Руденко (1976) - преподаватель Магнитогорского городского многопрофильного лицея при МГТУ им. Носова.

Сон об убийстве лошади

Материал для анализа эпизода в романе «Преступление и наказание»

С ны в романе Достоевского «Преступление и наказание» несут огромную смысловую нагрузку, и это очень важно донести до учащихся. Подросткам следует показать, что эпизоды снов - не только увлекательное чтение. Сны в романе не только помогают понять героев, проникнуть в потаённые уголки человеческой души, узнать истинные стремления и ценности героев, их переживание персонажами во многом определяет их дальнейшие поступки, а значит, и последующие события произведения.

Первый сон, который снится Раскольникову, - сон об убийстве лошади. Примечательно то, что этот сон снится Раскольникову не в его клетушке, похожей на гроб, а на природе, на Петровском острове, где герой в изнеможении засыпает. Можно предположить, что Достоевский выводит своего героя из его каморки для того, чтобы показать настоящего Раскольникова, на которого не давят нищета, необустроенность и безысходность.

В основе построения эпизода лежит принцип антитезы: противопоставлены тощая клячонка и ломовые лошади, которые перевозят тяжёлые телеги, Миколка, убивающий животное, и мальчик, целующий мёртвую голову лошади, зрители, хохочущие и острящие, и свидетели убийства, осуждающие Миколку и жалеющие Савраску.

Контраст читатель видит уже в описании городка, являющемся началом эпизода: кабак, вызывающий страх у мальчика, противопоставлен церкви, стоящей посреди кладбища; и эту церковь семилетний Раскольников любит. Ребёнок не боится кладбища, могилки родных вызывают у него религиозное чувство. Не случайно то, что мальчик с отцом идут к кладбищу с церковью, но останавливаются у кабака и становятся свидетелями ужасающей сцены. Так впоследствии главный герой романа (уже не мальчик, а молодой человек двадцати трёх лет), душой тянущийся к Богу, увидит смерть: только из неравнодушного наблюдателя убийства он превратится в убийцу, который попытается стать равнодушным, потому что “сильные мира сего”, по мнению героя, не должны подвергаться мукам совести.

Цветовой контраст тоже не случаен: чёрный цвет (“чёрной пылью всегда покрыта дорога возле кабака”) символизирует смерть, а белый (белое блюдо, белый рис) ассоциируется с очищением. Подбирая цвета подобным образом, Достоевский, возможно, уже намечает путь Раскольникова от духовного падения к очищению. Купол церкви во сне Раскольникова зелёного цвета. Читая следующие страницы романа, мы увидим, что зелёный цвет - цвет жизни, обновления - Достоевский связывает с образом Сони. Мы заметим, что зелёный дом, в котором живёт Сонечка Мармеладова, притягивает молодого человека, совершившего убийство, так же, как и церковь с зелёным куполом влечёт чистого, безгрешного ребёнка.

Когда Достоевский рисует картину убийства лошади, в его палитре становится преобладающим кроваво-красный цвет - цвет агрессии, смерти (у Миколки мясистое, красное лицо, налитые кровью глаза; у лошади - окровавленная морда). Убийца Миколка вызывает у читателей возмущение и ненависть: здоровый, крепкий мужик убивает слабое, беззащитное существо. Говоря о лошади, Достоевский называет её словами с уменьшительно-пренебрежительными суффиксами (лошадёнка , клячонка , кобылёнка ), для того чтобы подчеркнуть бессилие животного, его невозможность защитить себя.

Миколка совершает жестокий поступок, убивая существо, неспособное ему противостоять, но при этом у него есть аргументы “за” убийство (“…а кобылёнка эта только сердце мне надрывает… даром хлеб ест…”, “…моё добро, что хочу, то и делаю…”). Именно так он объясняет своё право убивать. С подобными доводами мы встретимся, читая разговор офицера со студентом, мысли которого близки Раскольникову (“…я бы эту проклятую старуху убил и ограбил”, потому что она “бессмысленная… никому не нужная и даже вредная…”). Таким образом, и Миколка из сна, и взрослый Раскольников дают себе право определять нужность или ненужность того или иного существа в мире, что, по мнению Достоевского, недопустимо. Но доводы разума сильны, поэтому люди из толпы, даже те, кто осуждает Миколку и жалеет лошадь, понимают формальную правоту Миколки и выражают свой протест лишь словами.

По-иному ведёт себя семилетний мальчик. “Разумных” аргументов он ещё, в силу возраста, не понимает, и душа его бунтует против убийства: ему жалко бедную лошадку (это слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом передаёт нежное, трепетное отношение мальчика к савраске), и он, единственный из всех сочувствующих, пытается сначала спасти несчастную лошадь, а потом отомстить за неё, бросаясь на Миколку. Читая роман, мы увидим, что взрослый Раскольников, обдумывающий убийство и даже уже являющийся убийцей, будет много раз в душевном порыве помогать слабым и беспомощным (он попытается спасти пьяную девочку, он же отдаст последние деньги семье Мармеладовых). Таким образом, внешний конфликт сна об убийстве лошади - конфликт убийцы Миколки и ребёнка, пытающегося спасти несчастное животное, - станет внутренним конфликтом взрослого Раскольникова - конфликтом воспалённого сознания, в котором возникла теория о возможности одних распоряжаться судьбами других, и души, протестующей против зла и насилия.

Создавая образ жестоко избиваемой, жалкой лошадёнки, Достоевский выражает мысль, которая получит своё развитие в романе: от “сильных мира сего” страдают прежде всего самые слабые, беззащитные. Во сне Раскольникова лошадь пытается сопротивляться, она лягается, рвётся, но чем сильнее сопротивляется несчастное животное, тем в большую ярость приходит Миколка. Говоря о чувствах Миколки, Достоевский прибегает к градации: сначала убийца испытывает наслаждение от предполагаемой потехи, потом сердится, а затем приходит в бешенство, оттого что не может убить с одного удара; градуированы и орудия убийства: кнут, оглобля, лом. Образ измученной клячи появится в романе в связи со смертью Катерины Ивановны: она погибнет не столько от чахотки, сколько от непосильного груза навалившихся проблем, от жестокого отношения мира к её страданиям. Недаром последние слова её: “Уездили клячу…”

Появятся в романе в качестве важнейших художественных деталей и предметы вещного мира, о которых случайно на первый взгляд упоминают люди, наблюдающие страшную сцену: топор (“топором её, чего…”) и крест (“креста на тебе нет…”). Слово “топор” звучит во сне, возможно, потому что Раскольников уже сознательно выбрал топор как орудие убийства, а фраза “креста на тебе нет” звучит как предупреждение для героя.

И сам герой верит этому предупреждению: поэтому он, проснувшись, отрекается от “проклятой мечты своей”…

Подводя итоги, приходим к следующим выводам.

Во-первых, в этом эпизоде Достоевский показывает сущность Раскольникова, его душу чистого, жалостливого существа.

Во-вторых, в сцене убийства лошади Достоевский определяет внутренние противоречия Раскольникова: противостояние мужика, логически оправдывающего убийство, и мальчика, душой протестующего против злодеяния, становится в дальнейшем внутренним конфликтом Раскольникова, конфликтом разума и сердца.

В-третьих, в этом сне Достоевский уже намечает путь героя от падения к очищению.

В-четвёртых, именно в этом эпизоде появляются образы, художественные детали, цвета, которые впоследствии определят события произведения и судьбы героев.