Интересные факты из жизни варлама шаламова. Биография шаламов в

18.06.1907 – 17.01.1982

Писатель Варлам Шаламов родился в Вологде в семье священника Тихона Николаевича Шаламова и его жены Надежды Александровны. В 1914 г. поступил в гимназию имени Александра Благословенного г. Вологды. В 1923 г. окончил единую трудовую школу второй ступени №6, располагавшуюся в бывшей гимназии. В 1924 г. уехал из Вологды и поступил на работу дубильщиком на кожевенный завод г. Кунцево Московской области.

В 1926-м поступает по направлению от завода на 1-й курс Московского текстильного института и одновременно по свободному набору на факультет советского права Московского государственного университета. Выбирает МГУ.

19 февраля 1929 г. арестован при облаве в подпольной типографии при печатании листовок под названием «Завещание Ленина». Получает за это как «социально-опасный элемент» 3 года заключения в лагерях. После содержания в Бутырской тюрьме прибывает с этапом в Вишерский лагерь (Северный Урал). Работает на строительстве Березниковского химкомбината под руководством Э.П.Берзина, будущего начальника колымского Дальстроя. В лагере встречается с Галиной Игнатьевной Гудзь, будущей первой женой (поженились в 1934).

В октябре 1931 г. освобожден из исправительно-трудового лагеря, восстановлен в правах. В 1932 возвращается в Москву и начинает работать в профсоюзных журналах «За ударничество» и «За овладение техникой», с 1934 – в журнале «За промышленные кадры».

В 1936 г. Шаламов публикует первую новеллу «Три смерти доктора Аустино» в журнале «Октябрь» №1.

13 января 1937 г. писатель арестован за контрреволюционную троцкистскую деятельность и вновь помещен в Бутырскую тюрьму. Особым совещанием осужден на 5 лет заключения в исправительно-трудовых лагерях с использованием на тяжелых работах. 14 августа с большой партией заключенных на пароходе прибывает в бухту Нагаево (Магадан). До декабря 1938 г. работает в золотодобывающих забоях прииска «Партизан». В декабре 1938 г. арестован по лагерному «делу юристов». Находится в следственной тюрьме в Магадане («Дом Васькова»), после чего переведен в тифозный карантин магаданской пересыльной тюрьмы. С апреля 1939 по май 1943 работает в геологоразведочной партии на прииске «Черная речка», в угольных забоях лагерей «Кадыкчан» и «Аркагала», на общих работах на штрафном прииске «Джелгала».

В мае 1943 г. арестован по доносу солагерников «за антисоветские высказывания» и за похвалу в адрес писателя И.А. Бунина. 22 июня 1943 г. на суде в пос. Ягодном осужден за антисоветскую агитацию на 10 лет лагерей. Осенью 1943 г. в состоянии «доходяги» попадает в лагерную больницу «Беличья» близ пос. Ягодное. После выписки работает в шахте на прииске «Спокойный». Летом 1945 тяжело больным находится в больнице «Беличья». С помощью сочувствующих медиков выходит из предсмертного состояния. Остается временно в больнице культоргом и подсобным рабочим.

Осенью 1945 г. работает с лесорубами в тайге на зоне «Ключ Алмазный». Не выдержав нагрузки, решается на побег. В наказание направляется на общие работы на штрафной прииск «Джелгала». Весной 1946 г. находится на общих работах на прииске «Сусуман». С подозрением на дизентерию вновь попадает в больницу «Беличья». После выздоровления с помощью врача А.М. Пантюхова направляется на учебу на курсы фельдшеров в лагерную больницу на 23-й километр от Магадана. После окончания курсов направляется на работу фельдшером хирургического отделения в Центральную больницу для заключенных «Левый берег» (пос. Дебин, 400 км от Магадана). Доработает фельдшером в поселке лесорубов «Ключ Дусканья». Начинает писать стихи, вошедшие затем в цикл «Колымские тетради». В 1950 – 1951 гг. работает фельдшером приемного покоя больницы «Левый берег».

13 октября 1951 г. срок заключения окончен. В последующие два года по направлению треста «Дальстрой» работает фельдшером в поселках Барагон, Кюбюма, Лирюкован (Оймяконский район, Якутия), чтобы заработать деньги для отъезда с Колымы. Продолжает писать стихи и написанное отправляет через знакомого врача Е.А. Мамучашвили в Москву к Б.Л. Пастернаку. Получает ответ. Начинается переписка двух поэтов.

12 ноября 1953 г. возвращается в Москву, встречается с семьей. Сразу же встречается с Б.Л. Пастернаком, который помогает установить контакты с литературными кругами. В 1954 г. Шаламов начинает работу над первым сборником «Колымские рассказы». К этому же времени относится расторжение брака с Г. И. Гудзь.

В 1956 г. переезжает в Москву, заключает брак с О.С. Неклюдовой. Работает внештатным корреспондентом журнала «Москва», Публикует первые стихи из «Колымских тетрадей» в журнале «Знамя», №5. В 1957 - 1958 гг. переносит тяжелое заболевание, приступы болезни Меньера, лечится в Боткинской больнице.

В 1961 г. издает первую книжку стихов «Огниво». Продолжает работать над «Колымскими рассказами» и «Очерками преступного мира». В 1964 г. издает книгу стихов «Шелест листьев». Год спустя завершает сборники рассказов колымского цикла «Левый берег» и «Артист лопаты».

В 1966 г. Шаламов разводится с О.С. Неклюдовой. Знакомится с И.П. Сиротинской, в ту пору сотрудницей Центрального государственного архива литературы и искусства.

В 1966 – 1967 гг. создает сборник рассказов «Воскрешение лиственницы». В 1967 г. издает книгу стихов «Дорога и судьба». В 1968 – 1971 гг. работает над автобиографической повестью «Четвертая Вологда». В 1970 - 1971 гг. – над «Вишерским антироманом».

В 1972 г. на Западе, в издательстве «Посев», были опубликованы «Колымские рассказы». Шаламов пишет письмо в «Литературную газету» с протестом против самовольных незаконных изданий, нарушающих авторскую волю и право. Многие коллеги-литераторы воспринимают это письмо как отказ от «Колымских рассказов» и порывают отношения с писателем.

В 1972 г. Шаламов издает книгу стихов «Московские облака». Принят в Союз писателей СССР. В 1973 – 1974 гг. работает над циклом «Перчатка, или КР-2» (заключительным циклом «Колымских рассказов»). В 1977 г. издает книгу стихов «Точка кипения». В связи с 70-летием представлен к ордену «Знак почета», но награды не получает.

В 1978 г. в Лондоне, в издательстве «Overseas Publications», выходит книга «Колымские рассказы» на русском языке. Издание осуществлено также вне воли автора. Здоровье Шаламова резко ухудшается. Начинает терять слух и зрение, учащаются приступы болезни Меньера с потерей координации движений. В 1979 г. с помощью друзей и Союза писателей направляется в пансионат для престарелых и инвалидов.

В 1980 г. получил известие о присвоении ему премии французского Пен-клуба, но премии так и не получил. В 1980 - 1981 гг. - переносит инсульт. В минуты подъема читает стихи навещавшему его любителю поэзии А.А. Морозову. Последний публикует их в Париже, в «Вестнике русского христианского движения».

14 января 1982 г. по заключению медкомиссии переводится в пансионат для психохроников. 17 января 1982 г. умирает от крупозного воспаления легких. Похоронен на Кунцевском кладбище г. Москвы.

Биография составлена И.П.Сиротинской, уточнения и дополнения – В.В. Есипов.

Варлам Шаламов


СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ

ТОМ 1

КОЛЫМСКИЕ РАССКАЗЫ


Как топчут дорогу по снежной целине? Впереди идет человек, потея и ругаясь, едва переставляя ноги, поминутно увязая в рыхлом глубоком снегу. Человек уходит далеко, отмечая свой путь неровными черными ямами. Он устает, ложится на снег, закуривает, и махорочный дым стелется синим облачком над белым блестящим снегом. Человек уже ушел дальше, а облачко все еще висит там, где он отдыхал, - воздух почти неподвижен. Дороги всегда прокладывают в тихие дни, чтоб ветры не замели людских трудов. Человек сам намечает себе ориентиры в бескрайности снежной: скалу, высокое дерево, - человек ведет свое тело по снегу так, как рулевой ведет лодку по реке с мыса на мыс.

По проложенному узкому и неверному следу двигаются пять-шесть человек в ряд плечом к плечу. Они ступают около следа, но не в след. Дойдя до намеченного заранее места, они поворачивают обратно и снова идут так, чтобы растоптать снежную целину, то место, куда еще не ступала нога человека. Дорога пробита. По ней могут идти люди, санные обозы, тракторы. Если идти по пути первого след в след, будет заметная, но едва проходимая узкая тропка, стежка, а не дорога - ямы, по которым пробираться труднее, чем по целине. Первому тяжелее всех, и когда он выбивается из сил, вперед выходит другой из той же головной пятерки. Из идущих по следу каждый, даже самый маленький, самый слабый, должен ступить на кусочек снежной целины, а не в чужой след. А на тракторах и лошадях ездят не писатели, а читатели.


На представку


Играли в карты у коногона Наумова. Дежурные надзиратели никогда не заглядывали в барак коногонов, справедливо полагая свою главную службу в наблюдении за осужденными по пятьдесят восьмой статье. Лошадей же, как правило, контрреволюционерам не доверяли. Правда, начальники-практики втихомолку ворчали: они лишались лучших, заботливейших рабочих, но инструкция на сей счет была определенна и строга. Словом, у коногонов было всего безопасней, и каждую ночь там собирались блатные для своих карточных поединков.

В правом углу барака на нижних нарах были разостланы разноцветные ватные одеяла. К угловому столбу была прикручена проволокой горящая «колымка» - самодельная лампочка на бензинном паре. В крышку консервной банки впаивались три-четыре открытые медные трубки - вот и все приспособление. Для того чтобы эту лампу зажечь, на крышку клали горячий уголь, бензин согревался, пар поднимался по трубкам, и бензиновый газ горел, зажженный спичкой.

На одеялах лежала грязная пуховая подушка, и по обеим сторонам ее, поджав по-бурятски ноги, сидели партнеры - классическая поза тюремной карточной битвы. На подушке лежала новенькая колода карт. Это не были обыкновенные карты, это была тюремная самодельная колода, которая изготовляется мастерами сих дел со скоростью необычайной. Для изготовления ее нужны бумага (любая книжка), кусок хлеба (чтобы его изжевать и протереть сквозь тряпку для получения крахмала - склеивать листы), огрызок химического карандаша (вместо типографской краски) и нож (для вырезывания и трафаретов мастей, и самих карт).

Сегодняшние карты были только что вырезаны из томика Виктора Гюго - книжка была кем-то позабыта вчера в конторе. Бумага была плотная, толстая - листков не пришлось склеивать, что делается, когда бумага тонка. В лагере при всех обысках неукоснительно отбирались химические карандаши. Их отбирали и при проверке полученных посылок. Это делалось не только для пресечения возможности изготовления документов и штампов (было много художников и таких), но для уничтожения всего, что может соперничать с государственной карточной монополией. Из химического карандаша делали чернила, и чернилами сквозь изготовленный бумажный трафарет наносили узоры на карту - дамы, валеты, десятки всех мастей… Масти не различались по цвету - да различие и не нужно игроку. Валету пик, например, соответствовало изображение пики в двух противоположных углах карты. Расположение и форма узоров столетиями были одинаковыми - уменье собственной рукой изготовить карты входит в программу «рыцарского» воспитания молодого блатаря.

Новенькая колода карт лежала на подушке, и один из играющих похлопывал по ней грязной рукой с тонкими, белыми, нерабочими пальцами. Ноготь мизинца был сверхъестественной длины - тоже блатарский шик, так же, как «фиксы» - золотые, то есть бронзовые, коронки, надеваемые на вполне здоровые зубы. Водились даже мастера - самозваные зубопротезисты, немало подрабатывающие изготовлением таких коронок, неизменно находивших спрос. Что касается ногтей, то цветная полировка их, бесспорно, вошла бы в быт преступного мира, если б можно было в тюремных условиях завести лак. Холеный желтый ноготь поблескивал, как драгоценный камень. Левой рукой хозяин ногтя перебирал липкие и грязные светлые волосы. Он был подстрижен «под бокс» самым аккуратнейшим образом. Низкий, без единой морщинки лоб, желтые кустики бровей, ротик бантиком - все это придавало его физиономии важное качество внешности вора: незаметность. Лицо было такое, что запомнить его было нельзя. Поглядел на него - и забыл, потерял все черты, и не узнать при встрече. Это был Севочка, знаменитый знаток терца, штоса и буры - трех классических карточных игр, вдохновенный истолкователь тысячи карточных правил, строгое соблюдение которых обязательно в настоящем сражении. Про Севочку говорили, что он «превосходно исполняет» - то есть показывает умение и ловкость шулера. Он и был шулер, конечно; честная воровская игра - это и есть игра на обман: следи и уличай партнера, это твое право, умей обмануть сам, умей отспорить сомнительный выигрыш.

Играли всегда двое - один на один. Никто из мастеров не унижал себя участием в групповых играх вроде очка. Садиться с сильными «исполнителями» не боялись - так и в шахматах настоящий боец ищет сильнейшего противника.

Партнером Севочки был сам Наумов, бригадир коногонов. Он был старше партнера (впрочем, сколько лет Севочке - двадцать? тридцать? сорок?), черноволосый малый с таким страдальческим выражением черных, глубоко запавших глаз, что, не знай я, что Наумов железнодорожный вор с Кубани, я принял бы его за какого-нибудь странника - монаха или члена известной секты «Бог знает», секты, что вот уже десятки лет встречается в наших лагерях. Это впечатление увеличивалось при виде гайтана с оловянным крестиком, висевшего на шее Наумова, - ворот рубахи его был расстегнут. Этот крестик отнюдь не был кощунственной шуткой, капризом или импровизацией. В то время все блатные носили на шее алюминиевые крестики - это было опознавательным знаком ордена, вроде татуировки.

Годы жизни: с 05.06.1907 по 16.01.1982

Советский поэт и прозаик. Более 17-ти лет провел в лагерях и именно описание лагерного быта стало центральной темой его творчества. Основная масса литературного наследия Шаламова была издана в СССР и России только после смерти писателя.

Варлам (имя при рождении – Варлаам) Шаламов родился в Вологде в семье священника Тихона Николаевича Шаламова. Мать Варлама Шаламова, Надежда Александровна, была домохозяйкой. В 1914 году поступил в гимназию. Во время революции гимназия была преобразована в единую трудовую школу второй ступени. которую писатель и закончил в 1923 г.

В течение следующих двух лет работал рассыльным, дубильщиком на кожевенном предприятии в Подмосковье. В 1926 г. поступил на факультет советского права в МГУ, откуда два года спустя был исключен - "за сокрытие социального происхождения".

19 февраля 1929 года Шаламов был арестован при облаве в подпольной типографии при печатании листовок под названием «Завещание Ленина». Осужден Особым совещанием Коллегии ОГПУ как социально вредный элемент к трем годам заключения в концлагерь. Наказание отбывал в Вишерском исправительно-трудовом лагере на Урале. Работал на строительстве Березниковского химкомбината. В лагере встречается с Г. И. Гудзь, будущей первой женой. В 1932 году Шаламов возвратился в Москву, в 1932-37 гг. работал литсотрудником, зав. редакцией, зав. методотделом в отраслевых профсоюзных журналах "За ударничество", "За овладение техникой", "За промышленные кадры". В 1934 г. заключил брак с Г.И. Гудзь (развелся в 1954), в 1935 г. у них родилась дочь. В 1936 г. опубликована первая новелла Шаламова «Три смерти доктора Аустино» в журнале «Октябрь».

В январе 1937 года Шаламова вновь арестовали за «контрреволюционную троцкистскую деятельность». Он был осуждён на пять лет лагерей. Шаламов работал на различных золотодобывающих приисках (землекопом, кипятильщиком, помощником топографа), в угольных забоях и наконец – на «штрафном» прииске «Джелгала».

22 июня 1943 года его по доносу солагерников повторно осудили на десять лет за антисоветскую агитацию. За последующие 3 года Шаламов трижды находился в больнице в предсмертном состоянии. В 1945 г. совершил попытку побега, за что вновь отправился на «штрафной» прииск. В 1946 г. был направлен на учебу на курсы фельдшеров, после окончания работал в лагерных больницах.

В 1951 году Шаламов был освобождён из лагеря, но поначалу не мог вернуться в Москву. В течение двух лет он работал фельдшером в Оймяконском районе. В это время Шаламов отправляет свои стихи и между ними начинается переписка. В 1953 г. Шаламов приезжает в Москву, через Б. Пастернака контактирует с литературными кругами. Но до 1956 г. Шаламов не имел права жить в Москве и он проживал в Калининской области, работал агентом по снабжению на Решетниковском торфопредприятии. В это время Шаламов начал писать «Колымские рассказы» (1954-1973) - труд всей своей жизни.

В 1956 г. Шаламова реабилитировали «за отсутствием состав преступления», он вернулся в Москву и заключил брак с О.С.Неклюдовой (развелся в 1966). Работал внештатным корреспондентом, рецензентом, печатался в журналах «Юность», «Знамя», «Москва». В 1956- 1977 гг. Шаламов издал несколько сборников стихов, в 1972 г. его приняли в Союз писателей, однако его прозу не издавали, что сам писатель переживал очень тяжело. Шаламов стал известной фигурой среди "диссидентов", его «Колымские рассказы» распространялись в самиздате.

В 1979 г. уже тяжелобольного и полностью беспомощного Шаламова с помощью немногих друзей и Союза писателей определили в Дом инвалидов и престарелых Литфонда. 15 января 1982 года Шаламова после поверхностного обследования медицинской комиссией перевели в интернат для психохроников. Во время транспортировки Шаламов простудился, заболел пневмонией и скончался 17 января 1982 года. Шаламов похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

По воспоминаниям самого В. Шаламова, в 1943 г. он «был осуждён… за заявление, что - русский классик».

В 1972 за рубежом были опубликованы «Колымские рассказы». В. Шаламов пишет открытое письмо в «Литературную газету» с протестом против самовольных незаконных изданий. Насколько искренним был этот протест Шаламова неизвестно, но многие коллеги-литераторы воспринимают это письмо как отречение и предательство и порывают отношения с Шаламовым.

Имущество, оставшееся после смерти В. Шаламова: "Пустой портсигар тюремной работы, пустой кошелек, рваный бумажник. В бумажнике несколько конвертов, квитанции на ремонт холодильника и пишущей машинки за 1962 год, талончик к окулисту в поликлинику Литфонда, записка очень крупными буквами: «В ноябре Вам еще дадут пособие сто рублей. Приедите и получите потом», без числа и подписи, свидетельство о смерти Н.Л. Неклюдовой, профсоюзный билет, читательский билет в «Ленинку», все." (из воспоминаний И.П. Сиротинской)

Награды писателя

"Премия свободы" французского ПЕН-клуба (1980). Награду Шаламов так и не получил.

Библиография

Сборники стихов, изданные при жизни
(1961)
Шелест листьев (1964)

До 1904 года в одной из епархий Русской православной церкви, на острове Кадьяк, который относится к Аляске, служил священник отец Тихон (Шаламов). В любую погоду, на собаках или в маленькой лодке, он объезжал своих прихожан, распространяя среди алеутов православную веру.

Боролся с произволом компаний из США, за водку и безделушки скупавших у аборигенов меха и рыбу. Поняв, что не могут ничего сделать с русским «попом», они даже покушались на его жизнь. Но всё было бесполезно. Характер передался и сыну Тихона Николаевича, родившемуся уже в Вологде. Мальчишкой он сопровождал ослепшего отца, когда тот, уже в Советской России, ходил защищать веру на диспуты с безбожниками.

Начало взрослой жизни

В 1924 году Варлам покинул родной город. Он, читавший уже в детстве Овидия, одним из лучших окончивший школу, не смог поступить в университет. Сыну священника туда пути не было. Что ж, он начал проходить школу жизни на кожевенном заводе, работая дубильщиком. Но в 1926 году всё же поступил в МГУ. Это был факультет советского права. Видимо, сказалась жажда справедливости.

Три года за письмо Ленина

Время было жестоким, но приспосабливаться к реальности было не по нему. Единственным реальным противником Сталина тогда был Лев Троцкий, и Варлам Шаламов примыкает к его сторонникам. Подпольная типография, участие в демонстрациях под лозунгами необходимости свержения диктатора. Причин для ареста было более чем достаточно. И он не заставил себя ждать. В феврале 1929 года В.Т. Шаламов осуждён на три года исправительно-трудовых лагерей за распространение «Письма к съезду» В.И. Ленина. Начались жизненные университеты будущего летописца Колымского ада.

На пять лет в забой

Литература воспринималась им как призвание с юношеских лет. В 20-х годах Варлам входит в кружок «Молодой ЛЕФ», участвует в литературных диспутах, знакомится с Маяковским, Луначарским, Пастернаком. После возвращения из лагеря работает в журналах профсоюзов, публикуются его рассказы, очерки. Но о нём не забыли. Приговор 12 января 1937 года был вынесен за «контрреволюционную троцкистскую деятельность». Пять лет с «использованием на тяжёлых физических работах». Это был смертный приговор. Больше нескольких недель в золотых и угольных забоях не выживал никто. И тут вступил в дело случай. О влиянии случайностей на жизнь каторжанина он потом много писал в своих рассказах.

Опять суд

От постоянных издевательств, голода и непосильной работы в 50-градусный мороз его увозят в Магадан, на очередной суд. Он не воспринял это удачей, поскольку понимал: расстрел неизбежен. И опять везение. «Дело юристов» закрывают, а его отправляют на пересылку. Там, в тифозном бараке, есть возможность хоть как-то подкормиться, вымыться, поспать. Но угольный забой в штрафной зоне, куда его посылают после этого, тоже быстро делает из человека рабочую скотину. Вряд ли и Варлам Шаламов смог бы там выжить. Спас новый суд. Одно из обвинений – «клеветнические измышления о политике советской власти в области развития русской культуры». На самом деле всё было проще. В разговоре он назвал русским классиком Ивана Бунина.

Возвращение к жизни

Новый приговор, как ни странно, стал спасением. «Антисоветская агитация» не означала неизбежной смерти, в отличие от «контрреволюционной деятельности». Появилась возможность устроиться на «блатную» работу. После окончания фельдшерских курсов заключённый Шаламов стал фельдшером Центральной больницы для заключённых. Именно там, в 1949 году, он снова начал писать стихи. Появились и первые наброски того, что станет «Колымскими рассказами».

Даже после освобождения возвратиться на материковую часть России было невозможно. После смерти Сталина разрешение на жительство для него ограничено городками с населением не больше 10 тыс. человек. Он живёт в небольшом посёлке, работает агентом по снабжению. Оставшиеся годы жизни Шаламов пишет летопись своих «хождений по мукам». Это его долг перед теми, кто навсегда остался на Колыме.

О «Колымских рассказах»

Казалось бы, можно провести параллель между творчеством героя этой статьи и Солженицына. Но это только на первый взгляд. Для Шаламова лагерь представляет собой отрицательный опыт для всех, будь то заключённый или конвоир. Это зло нельзя преодолеть, оно неизбежно разлагает человека. Не зря герои «Колымских рассказов», это люди без биографии. У них нет ни прошлого, ни будущего, только настоящее, где надо или умереть, или выжить.

Кроме того, в прозе Шаламова нет публицистики, каких-либо обобщений или цифровых выкладок. Это документ куда большей силы, потому что написан кровью, пускай и в фигуральном смысле. О публикации рассказов в Советском Союзе речи быть, конечно, не могло. Единственный из них, дошедший до читателя при жизни автора, называется «Стланик». Посвящён очень неприхотливому, но живучему растению, распространённому на севере.

Проза жизни и смерть в интернате

Реабилитация последовала в 1956 году. В его действиях не нашли состава преступления. Пятнадцать лет просто выпали из жизни. Но отрицательный опыт тоже обогащает человека. Шаламов переносит его на бумагу. Однако печатать возможно только стихи, да и то нейтральные по содержанию. Они появляются в «Знамени», «Сельской молодёжи», «Юности».

Первый крохотный поэтический сборник он назвал «Огниво». А рассказы расходятся благодаря Самиздату. Стихийно распространяясь между людьми, попадают за границу, где их публикуют во многих журналах и читают по радио. На Родине, да и то мизерными тиражами, вышли из печати ещё четыре поэтических сборника.

В 1979 году Варлам Тихонович переселяется в дом инвалидов и престарелых. Несмотря ни на что, продолжает писать стихи. Но спокойно дожить остаток дней не дали. Писателя насильно отправили в интернат для психохроников. Там он в 1982 году и обрёл покой, которого не знал при жизни.