Как играется пентатоника на гитаре? Запомним пентатоники и научимся играть воспользовавшись ими соло на гитаре Аппликатура пентатоники боксы.

Мы с вами познакомились с хроматической гаммой. По большей части мы рассматривали ее как основу для упражнений. В этой же части мы взглянем на хроматику под другим углом, а именно, как с её помощью можно дополнить другие гаммы, в частности пентатонику.

Пентатоника и хроматика для гитаристов

Самый простой и уже известный нам по статье пример использования хроматики в пентатонике – это блюзовая гамма.

Аппликатура блюзовой гаммы

На рисунке выше, отмечена последовательность нот по полутонам, а именно ре — ре диез – ми. Как мы знаем, эта последовательность давно и крепко прижилась в гитарной музыке, однако мало кто догадывается, что с помощью хроматики можно гораздо серьезнее дополнить данную гамму.

Самый простой пример – это сделать хроматический переход между нотами ля и до на шестой струне. Таким образом, внеся определенные джазовые оттенки в вашу игру. Аппликатура приведена на рисунке ниже

Само собой, такой прием будет работать не везде, использовать его лучше всего при переходах. Попробуйте поиграть его, как от ноты ля к до, так и от до к ля.


Табулатура простейшего перехода в пентатонике с использованием хроматической гаммы

Так же данная последовательность полутонов отлично звучит со слайдами.

Переход в пентатонике с использованием хроматической гаммы посредством слайдов

Хроматика в пяти позициях пентатоники

По такому же принципу, можно дополнить и аппликатуру минорной пентатоники.


Аппликатура первого бокса ля-минорной пентатоники с использованием хроматической гаммы

Где красным отмечена тоника, черным основные ноты гаммы, а желтые кружки представляют собой хроматические переходы. Само собой если играть пентатонику в таком виде, ничего хорошего не будет, однако иногда перейти от одной ноты к другой по полутонам бывает очень вкусно.

Точно так же можно представить и все 5 позиции минорной пентатоники.


Аппликатура второго бокса ля-минорной пентатоники с использованием хроматической гаммы

Аппликатура первого бокса ля-минорной пентатоники с использованием хроматической гаммы


Аппликатура третьего бокса ля-минорной пентатоники с использованием хроматической гаммы
Аппликатура четвертого бокса ля-минорной пентатоники с использованием хроматической гаммы
Аппликатура пятого бокса ля-минорной пентатоники с использованием хроматической гаммы

Мелодические примеры использования хроматики в пентатонике

Поговорив об аппликатуре, можно перейти непосредственно к примерам использования хроматики внутри минорной пентатоники, при построении мелодических линия

Пример 1

Данный пример начинается с тонового бэнда, после чего поднявшись до тоники идет нисходящий пассаж с применением хроматического перехода на третьей и пятых струнах. Данный переход делает звучание пентатонике немного ближе к джазу, однако вполне может быть использовано и внутри других стилистических направлений.

Пример 2

Данный пример, так же как и предыдущий базируется, на первой позиции минорной пентатонике и представляет собой нисходящий пассаж. Однако хроматика тут применена, не только для перехода от ноты к ноте, но и является достаточно интересной и запоминающейся мелодичной линией

Пример 3

Данный пример так же является достаточно эффектным мелодическим ходом и вполне может использоваться в качестве одного из клише при вашей импровизации. Да и в целом все эти примеры являются отличными Licks, способными существенно разбавить игру внеся в нее элементы джаза.

Заключение

Хроматика является отличным дополнением, которое полюбилось многим гитаристам, однако использовать ее нужно с умом, в определенных ситуациях и для определенных целей.

Подробнее об этом можно посмотреть в видео ниже, настоятельно рекомендуем с ним ознакомится, так как на просторах ру.нета не так много материалов посвященных применению хроматической гаммы не в контексте тяжелой музыки.

Если ты уже выучил гамму Ми-минор , то без труда поймешь, на чем основывается пентатоника Ми-минор.
Выучив пентатонику, ты получишь большое подспорье к собственной импровизации.

Звуки, входящие в Ми-минорную пентатонику

Диаграмма грифа

Названия нот, входящих в пентатонику Ми-минор

Последовательность звуков пентатоники Ми-минор имеет следующий вид: Ми(E) – Соль(G) – Ля(A) – Си(H) – Ре(D)

Указания к применению Ми-минорной пентатоники

Ми-минорную пентатонику можно применять в песнях, написанных в тональности Ми-минор, а также в тональности Соль-мажор. Применяй её для заполнений, роковых пассажей, пентатонических ликов, и простых легко запоминающихся мелодий. Из Ми-минорной пентатоники также могут получаться суперские ритмические гитарные партии. Применяй в данной пентатонике при необходимости блюзовые ноты из блюзовой гаммы для того, чтобы твои рифы звучали более грязно.

(Кстати, на счет блюза. У меня классный бесплатный курс, который называется Азы блюза для новичков . Рекомендую тебе на него подписаться.)

Пентатоника Ми-минор, дробленая по позициям. В каждой из этих позиций играются по три ноты на каждой из струн

Позиция №1

Позиция №2

Позиция №3

Ля-минорная пентатоника – обычно это первая шкала, которую учит каждый начинающий гитарист. Она имеет многостороннее применение и состоит из звуков, которые хорошо применяются в роковом и блюзовом контексте. Я расцениваю пентатонику как легкую версию гаммы Ля-минор .

Звуки, входящие в пентатонику Ля-минор

Диаграмма грифа гитары

Названия нот, входящих в пентатонику

Последовательность звуков пентатоники Ля-минор имеет следующий вид: Ля(A) – До(C) – Ре(D) – Ми(E) – Соль(G)

Указания к применению и запоминанию

Ля-минорная пентатоника применяется для ликов и заполнений. Если ты хочешь играть мелодии, рекомендуется широко применять в своей игре звуки из Ля-минорной пентатоники.

Для запоминания пентатоники ты можешь использовать следующие 5 позиций, которые нужны для наглядного представления ля-минорной пентатоники по всему грифу гитары. Тренируй все указанные ниже образцы по очереди и вскоре ты почувствуешь эту шкалу.

Ля-минорная пентатоника в виде 5-ти позиций на грифе гитары. В каждой из этих позиций играются по три ноты на каждой из струн

Позиция №1

Позиция №2

Позиция №3

Помимо семиступенных звуковых рядов, довольно широко распространены пятиступенные ряды. О них и пойдёт речь в данной статье.

Пентатоника

Пентатоникой называют лад, состоящий из 5 нот, находящихся в пределах одной октавы. Существует 4 вида пентатоник:

  • Бесполутоновая пентатоника. Это основной вид и, если не оговорено иное, то имеется ввиду именно этот вид пентатоник. Звуки этого вида пентатоники могут быть расположены по чистым квинтам. Между соседними ступенями данного звукоряда возможны только 2 вида интервалов: большая секунда и малая терция. В связи с отсутствием малых секунд, пентатоника не содержит сильных ладовых тяготений, в результате чего отсутствует тональный центр лада - функции главного тона может выполнить любая нота пентатоники. Бесполутоновая пентатоника сильно распространена в народной музыке стран бывшего СССР, в рок-поп-блюз музыке европейских стран.
  • Полутоновая пентатоника. Данный вид распространён среди стран Востока. Вот пример полутоновой пентатоники: e-f-g-g#-a#. Интервалы e-f и g-g# представляют собой малые секунды (полутоны). Или другой пример: h-c-e-f-g. Интервалы h-c и e-f являются малыми секундами (полутонами).
  • Смешанная пентатоника. В этой пентатонике объединены свойства предыдущих двух пентатоник.
  • Темперированная пентатоника. Представляет собой индонезийский звукоряд слендро, в котором нет ни тонов, ни полутонов.

На клавиатуре фортепиано чёрные клавиши в любом порядке (слева направо, либо справа налево) в пределах одной октавы образуют звукоряд пентатоники. Исходя из этого видно, что пентатоника содержит следующие интервалы:

  • Вариант1. Одна малая терция и три больших секунды (забегая вперёд: напоминает мажор).
  • Вариант 2. Две малые терции и две большие секунды (забегая вперёд: напоминает минор).

Повторимся, что рассматриваемый звукоряд не содержит малых секунд, что исключает ярко выраженные тяготения неустойчивых звуков. Также пентатоника не содержит тритона.

Довольно широко распространены следующие два вида пентатоник:

Мажорная пентатоника

Честно говоря, «мажорная пентатоника» - определение неверное. Поэтому уточним: имеется в виду пентатоника, которая на I ступени содержит мажорное трезвучие, состоящие из звуков пентатоники. Поэтому она напоминает мажор. В сравнении с натуральным мажором, в данном виде пентатоники отсутствуют IV и VII ступени:

Рисунок 1. Мажорная пентатоника

Последовательность интервалов от I ступени до последней следующая: б.2, б.2, м.3, б.2.

Минорная пентатоника

Так же, как и в случае с мажорной, речь идёт о пентатонике, содержащей на I ступени теперь уже минорное трезвучие. В сравнении с натуральным минором отсутствуют II и VI ступени:

Рисунок 2. Минорная пентатоника

Последовательность интервалов от I ступени до последней следующая: м.3, б2, б.2, м.3.

Флэшка

В заключении статьи предлагаем вам программу (ваш браузер должен поддерживать flash). Двигайте курсор мышки над клавишами фортепиано и вы увидите мажорную (красным цветом) и минорную (синим цветом) пентатоники, построенные от выбранной вами ноты:

Итоги

Вы познакомились с пентатоникой . Звукоряд этого типа очень широко распространён в современной рок-поп-блюз музыке.

Краткое предисловие: читательница моей (и весьма талантливая) все же не совсем поняла несколько моментов из видео №2 . Вывод. Эти моменты, возможно, важны и для д ругих начинающих музыкантов…
——————-
Алина!
То есть у тебя самой ощущений, что некоторые ноты звучат неустойчиво, не возникло — так?
Вот послушай.
В любом звукоряде есть сильные (как они правильно называются — "устойчивые") ноты. И ноты неустойчивые.
Неустойчивые ноты вызывают тяготение к устойчивым.

Ну, это как в жизни — люди со "слабым стержнем" тянутся к сильным. Так тебе понятнее?

И переход от слабой, неустойчивой ноты к сильной, устойчивой называется разрешением.
Вся суть импровизации — и сочинения мелодии вообще — это вызывать тяготения и разрешать их.

А сейчас — сжато ответы на твои вопросы.

Что значит "сменился аккорд аккомпанемента" ?
- Как ты, н аверное, все же знаешь, аккорды в аккомпанементе меняются. В моем примере аккорд Ля-минор сменился на аккорд Ре-минор.

Что значит "сменился основной тон, ля из тоники превратилась в кварту"?
- Каждый аккорд имеет свой основной тон (тоника в звукоряде, от которого аккорд построен). То есть Ля сменилось на Ре.

Аккорд состоит из трех звуков. Минорный из минорного трезвучия. Мажорный из мажорного трезвучия.
Вот эти три звука. Тоника, третья ступень и пятая ступень.
С тониками — разобрались. Что такое третья и пятая ступени?

Помнишь звукоряд До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си — ? Это мажорная гамма. Точнее До-мажорная гамма.
Аккорд До-мажор будет состоять из До (тоника), Ми (третья нота в звукоряде), и Соль (пятая нота в звукоряде)

Сколько бы ты пальцев на струны не ставила — в аккорде До-мажор должно звучать это трезвучие — До-Ми-Соль
(я не беру сейчас четырехнотные аккорды — септаккорды, только обычные)

Аккорд Ля минор строится из минорной гаммы Ля. Вот она:
Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа-Соль
Из каких звуков?

Правильно — из первого, третьего и пятого.

Это Ля, До, Ми.

Аккорд Ре-минор (на который сменился Ля-минор в аккомпанементе) строится по гамме Ре-минор
Вот она:
Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си бемоль-До

Аккорд Ре минор — 1,3 и 5 ноты -
Ре — Фа - Ля Кстати, по другому они еще называются
Тоника — Терция — Квинта (по названию ИНТЕРВАЛОВ от тоники)

Смотри.
В аккомпанементе мы играем вначале Ля-минор
Ля — До — Ми,
а потом Ре-минор
Ре- Фа — Ля

"Что значит "сменился основной тон, ля из тоники превратилась в кварту"???"
- В первом случае (когда аккорд Ля) — нота Ля идет первой. Она - тоника.
Во втором случае (во второй строке, где аккорд Ре-минор) — нота Ля идет пятой.
Она — квинта.

Тоника и квинта — не равноценные ступени. Пусть они обе устойчивые, но Тоника всегда важнее.
Поэтому, хотя мы и не меняли ноту импровизации, но во время смены аккорда сопровождения, она поменяла свою роль. Из тоники — самой главной — превратилась в квинту (по отношению к ноте Ре) — ноту важную, устойчивую, но все же второстепенную.

"Что значит аккорд ре обыгрывать пентатоникой ля?"
- Вот смотри.
Кстати, почему вообще пентатоника? Там звукоряд коротенький, его просто запомнить, легко сыграть, и устойчивые ноты — там три из пяти. Всяк легче для понимания.
Так вот…
Аккорд у нас Ре-минор. А пентатонику мы играем, построенную на звукоряде Ля-минор. То есть мы не начинаем играть другую пентатонику, построенную от ноты Ре. Нет! Мы используем все ту же!! Нам не нужна новая (пока)

И вот почему.
Звукоряд Ля-минора:
Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа-Соль

Пентатоника Ля (минор)
Ля-До-Ре-Ми-Соль (нет Си и Фа)

Звукоряд Ре-минора:
Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си бемоль - До

Пентатоника Ре (минор)
Ре-Фа-Соль-Ля-До (нет Си и Ми)

Давай их, пенатоники, сопоставим:
Ля-До-Ре-Ми-Соль — в Ля
Ре-Фа-Соль-Ля-До — в Ре

Совпадают ноты Ля, Ре, Соль, До - 4 ноты из пяти!!!
Поэтому Ре-минор можно обыгрывать Ля-минорной пентатоникой.
Но при этом (как мы уже говорили) те же ноты будут иметь другое значение.

Они будут другими СТУПЕНЯМИ и будут звучать по-другому!