Политическая социализация личности. Политическая социализация

Понятие, агенты и типы политической социализации.

Понятие политической социализации личности. Личность - одновременно и субъект и объект политики. Но одни люди в большей степени проявляют политическую активность, другие - в меньшей, а третьи вообще стараются «убежать» от полити­ки. Одни стремятся к утверждению существующего политиче­ского строя и проявляют конструктивное политическое поведе­ние, другие, напротив, предпринимают меры, направленные на его ниспровержение и демонстрируют деструктивную позицию.

Есть и такие, кто легко приспосабливается к любому политиче­скому режиму и всякой власти. Такое разнообразие видов по­литического поведения во многом обусловлено характером по­литической социализации личности.

В общем плане социализация (от лат. socialis - обществен­ный) - это процесс активного воспроизводства личностью со­циального опыта, осуществляемый в ее деятельности и обще­нии. Политическую социализацию личности можно определить как процесс активного воспроизводства личностью политического опыта, определенной системы норм, ценностей и установок поли­тической деятельности и политических отношений. Можно ска­зать и по-другому: политическая социализация личности - это процесс, в ходе которого у личности в несколько этапов фор­мируются определенная картина политического мира, опыт по­литической деятельности и политического общения.

Политическая социализация имеет две основные функции:

    обеспечение достаточно эффективного в рамках данной со­циальной системы политического взаимодействия с различны­ми политическими организациями;

2) сохранение динамиче­ского равновесия политической системы, а вместе с тем и са­мого общества благодаря усвоению новыми членами принятых в нем норм и ценностных образцов политического поведения.

Стержнем политической социализации является обогащение личности политическим опытом предыдущих поколений, который выражен в политической культуре. Политическая культура - это совокупность общепринятых ценностных ориентации, убежде­ний и норм политической жизни общества. По мере ее усвое­ния человек все больше адаптируется к существующей полити­ческой системе, становится в состоянии активно влиять на нее, т.е. все в большей степени делается субъектом политической жизни.

Таким образом, политическая социализация личности - это всегда двусторонний процесс, в котором личность, с одной стороны, испытывает на себе воздействие различного рода по­литических субъектов, а с другой стороны, по мере социализа­ции сама становится в состоянии влиять на политическую жизнь общества.

Процесс политической социализации включает в себя раз­личные уровни, механизмы и факторы. Самый широкий - международный уровень, охватывающий международные сообщест­ва и организации. Здесь на личность воздействуют принятые в международном сообществе ценности, нормы и факторы: не­допущение распространения ядерного оружия, угрозы между­народных конфликтов, предотвращение глобальных катастроф, международных финансовых кризисов и т.д.

Социальный уровень политической социализации охватывает общество в целом и большие социальные группы: классы, про­фессии, национально-этнические общности и др. На этом уровне на личность воздействуют такие факторы, как государ­ство, правительство, политические партии, социально-эконо­мические кризисы, безработица, уровень преступности в стране и др.

Самый низкий - личностный уровень политической социа­лизации, на котором личность испытывает воздействие со сто­роны людей, составляющих непосредственный круг ее общения и оказывающих прямое влияние на ее политическую психоло­гию, ценности и установки. Среди механизмов политической социализации здесь можно выделить подражание, внушение, заражение, которые помогают человеку адаптироваться к поли­тическим условиям и сформировать политическую идентифи­кацию.

Агенты политической социализации личности. Агенты, или факторы, политической социализации личности играют важ­нейшую роль в ее развитии. Они могут быть разных видов, ка­чества и широты воздействия на личность.

К непосредственным агентам политической социализации относятся политические институты и организации (государство, политические партии, движения), политические элиты и лиде­ры, группы интересов. Вся совокупность этих факторов образу­ет систему, которая с помощью политических механизмов стремится контролировать и направлять политическое поведе­ние личности.

Агенты политической социализации выступают также спо­собами и средствами выражения политической активности личности, ее политического самоутверждения. На разных эта­пах развития личности и в разных странах на первый план вы­двигаются различные агенты в зависимости от конкретных об­стоятельств политической жизни, особенностей политического строя общества и т.д.

К числу агентов политической социализации относятся не только собственно политические, но и неполитические факто­ры: семья, группы сверстников, церковь, система образования, профессиональные и женские организации, культурные и спор­тивные объединения и т.д. Известно, например, какую боль­шую роль могут сыграть группы популярных артистов или спортсменов при агитации за или против того или иного поли­тического лидера на выборах.

К агентам политической социализации личности относятся и СМИ, которые оказывают на формирование личности силь­нейшее влияние. Не случайно их называют четвертой властью. Поэтому в обществе идет постоянная борьба за владение СМИ и возможность их использовать в целях политической социали­зации.

Важную роль в политической социализации личности игра­ют и такие неполитические факторы, как социально-экономи­ческие условия и образ жизни человека, национальные тради­ции и даже отдельные важные для жизни индивида обществен­ные факторы. Речь, в частности, идет о таких событиях, как невыплата заработной платы, безработица, обман населения со стороны государства или отдельных политических лидеров и тд. В определенных общественных ситуациях неполитические факто­ры могут оказывать на политическую социализацию личности более существенное влияние, нежели собственно политические агенты. Особенно это касается современного открытого и взаимосвязанного общества, где все политические и неполити­ческие факторы тесно переплетены. В качестве примера можно привести роль шахтеров, недовольных своим экономическим положением, в политической жизни современной России.

Политическая социализация имеет исторический характер. Конкретно-историческое содержание общественной жизни вы­нуждает каждое новое поколение по-своему адаптироваться к политической ситуации и реагировать на нее. В стабильном обществе этот процесс достаточно плавный и безболезненный, а в обществе, где происходит резкая смена политических норм и ценностей, политических отношений и форм политической деятельности, часто возникает кризис системы политической социализации, политическая аномалия, отчуждение личности от политики. Этот кризис проявляется прежде всего в том, что утрачиваются или не воспринимаются старые политические идеалы и/или разрушаются старые механизмы их трансляции, что особенно наглядно обнаруживается при смене одного типа общества другим.

Типы (модели) политической социализации. Как уже сказано выше, политическая социализация личности происходит в про­цессе взаимодействия ее с обществом. Характер такого взаимо­действия обусловлен прежде всего соотношением экономиче­ских, политических и других интересов человека и общества, гражданина и государства. Различная комбинация интересов обусловливает конкретные типы или модели политической со­циализации личности. Под типом политической социализации имеется в виду совокупность устоявшихся ценностных образ­цов взаимодействия личности и политических институтов об­щества. На него оказывает влияние совокупность ряда факто­ров: уровень исторического развития общества, экономические условия, политическая культура, социальная структура общест­ва, доминирующие агенты политической социализации и др.

В общем плане тип политической социализации определя­ется теми стандартами политической жизни общества, которые диктуют личности определенный способ ее политического по­ведения, соответствующий политической культуре данного об­щества. В результате обеспечиваются политическая стабиль­ность и преемственность в развитии общества. С большой сте­пенью вероятности можно сказать: какой тип политической социализации личности господствует в обществе, таково и со­стояние самого общества, и наоборот, каково общество, таков и доминирующий тип политической социализации личности.

В зависимости от принятых в обществе образцов и норм политического поведения современная политология выделяет четыре основных типа политической социализации личности.

Гармонический тип характеризуется не только принятием личностью существующих политического порядка и власти, но и уважительным отношением к государству, политической сис­теме в целом. Личность рассматривается как сознательный и добровольный участник политической жизни, активный субъ­ект политики. Здесь наблюдается гармония между властью и личностью, предполагается обоюдоответственное выполнение правил, норм и обязанностей: личности перед властью и власти перед личностью. Понятно, что этот тип возможен только в условиях достаточной социальной однородности, гражданского общества и правового государства. По существу это идеальный тип политической социализации, обеспечивающий бескон­фликтное развитие политической системы и личности как субъекта политики.

Плюралистический тип предполагает толерантность по отношению к ценностям и убеждениям других людей, нормы политического поведения которых признаются равноправными. Данный тип политической социализации личности преобладает в странах политического либерализма, основанного на принци­пах частной собственности, правах человека и демократическом устройстве общества. Личность рассматривается здесь как суверен, равноправный и независимый гражданин. Основное условие функционирования данного типа политической социализации - защищенность прав и свобод человека и всеобщая ответственность гражданина перед законом, т.е. право выступает как основание и как реальность свободы личности. Это являет­ся гарантом, что. плюрализм не превратится в анархизм и не перерастет в гегемонизм.

Гегемонистский тип характерен для общества закрытого па. Его сущностью является установка на резко отрицательные отношение личности к любым политическим системам и Организациям, кроме той, с которой она себя идентифицирует. Политическая социализация возможна здесь лишь на ценностях и нормах своей группы, класса, общности. Девиз полити­ческого поведения человека: «партия (нация, государство и т.д.) !выше всего».

Конфликтный тип характеризуется борьбой между разными политическими группировками общества, в основе >рой лежат различные, но вместе с тем взаимосвязанные интересы. В этих условиях, чтобы иметь возможность проявить себя в качестве субъекта политики, личность вынуждена присоединяться к какой-либо группе, классу, касте, клану и т.д. Другого пути у нее не существует. Данная модель политической социализации формируется при недостаточном уровне экономического развития страны, закрытости общества, его большой социально-экономической и культурной дифференциации. Глав­ой принцип политического взаимодействия здесь - лозунг «кто не с нами, тот против нас». Сегодня эта модель политической социализации сохранилась в странах, где еще сильны социально-политические элементы традиционного общества, деление людей на кланы и касты, сохраняются агрессивные ре­лигиозные объединения.

Стадии политической социализации личности.

В современной политологии утвердилась точка зрения, что политическая социализация личности - это непрерывный про­цесс ее развития, продолжающийся в течение всей жизни чело века и в разных социальных группах и общностях. Можно вы­делить в нем разные стадии, играющие неодинаковую роль в политическом развитии личности. Однако при объяснении спе­цифики этих стадий сегодня нет единой точки зрения,

Это обусловлено, на наш взгляд, двумя причинами. Первая связанас тем, что концепция политической социализации на­чала формироваться после создания теории общей социализа­ции личности и на ее основе. Однако и по сей день существует несколько теорий общей социализации личности, наличие ко­торых и затрудняет создание концепции политической социа­лизации. Назовем лишь некоторые из теорий общей социали­зации личности.

    Теория социализации личности Ч. Кули и Дж. Мида . Со­гласно последнему, процесс развития личности включает три ста­дии, связанные с принятием на себя роли других людей:

    имитация - дети копируют поведение взрослых, пока не понимая его;

    игровая стадия - дети осознают свое поведение как ис­полнение определенных ролей взрослых (клерка, бизнесмена, космонавта и т.д.);

3) стадия коллективных игр - дети учатся осознавать ожидания не только близкого человека, но и всей группы, оценивают свое поведение по нормам и стандартам других людей.

II. Теория Э. Эриксона , одного из первых предложившего теорию социализации личности на протяжении всей жизни че­ловека. Согласно этой теории личность проходит восемь ста­дий, каждая из которых связана с преодолением кризисов ин­дивидуального развития.

III. Теория когнитивного развития Ж. Пиаже , исследовав­шего процесс развития познания человека, обучение его мыш­лению. Согласно теории на каждой стадии развития личности возникают новые познавательные навыки. Таких стадий Ж. Пиаже выделяет четыре: 1) сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет) - характеризуется тем, что у детей формируется способ­ность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира; 2) предоперациональная стадия (от 2 до 7 лет) - связана с различением детьми символов и значений. В конце ее | дети понимают разницу между символами предметов и самими S предметами; 3) стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет) - | ребенок учится совершать мыслительные операции, переносить 1 в идеальный план те действия, которые он ранее выполнял I только руками; 4) стадия формальных операций (от 12 до 15 лет) - характеризуется тем, что подростки могут решать абстрактные задачи, осмысливать нравственные вопросы, строить планы на будущее.

IV. Теория социализации Т. Парсонса . Согласно этой теории |в процессе социализации происходит обучение человека социальным ролям, через которые он и включается в ту или иную социальную систему. Личность аккумулирует в себе общие ценностные образцы поведения в процессе ее общения со зна­чимыми для нее. Основной общностью первичной социализа­ции является семья, хотя на уровне семьи социализация не за­канчивается. Она представляет собой постоянный процесс при­способления человека к существующим в обществе ценност­ным образцам поведения.

Вторая причина трудностей в создании единой концепции политической социализации личности носит социокультурный характер. На политическую социализацию большое влияние оказывает конкретный социокультурный контекст развития личности, прежде всего та политическая культура, в рамках ко­торой происходит политическая социализация. Кроме того, на политическую социализацию личности влияют разнообразные и разнокачественные факторы: характер социальной стратифика­ции общества, система образования и воспитания, национально-этнические особенности, религиозные верования и т.д. Поэтому и невозможно создать хорошо сбалансированную общую для всех стран теорию политической социализации личности, по крайней мере говорить сегодня об этом еще преждевременно.

Достаточно отметить, что концепции современных полито­логов по рассматриваемому вопросу расходятся уже на подсту­пах к созданию концепции политической социализации. Так, одни полагают, что в ее основе должна лежать позиция, со­гласно которой личность подчинена целому и в процессе сво­его развития сознательно и добровольно усваивает существую­щие ценности и нормы политической культуры общества. Со­гласно другой точке зрения личность должна рассматриваться в качестве субъекта власти, поэтому процесс ее социализации реализуется во взаимодействии с существующей политической системой. Нам представляется, что правы те, кто рассматрива­ют политическую социализацию личности как двуединый про­цесс, в котором она одновременно выступает и как субъект и как объект власти, политической деятельности и политических отношений. В процессе политической социализации личность одновременно и приспосабливается к ним, и изменяет их в со­ответствии со своими интересами, ценностями и установками.

Несмотря на имеющиеся расхождения, политологи соглас­ны в том, что основными качественными этапами политиче­ской социализации являются первичная и вторичная стадии. В основе их различия лежат такие основания, как возраст, нали­чие политического опыта и уровень политической идентифика­ции личности.

Первичная политическая социализация характерна для дет­ского возраста. Американские политологи Д. Истон и Дж. Деннис полагают, что она начинается уже с 3 лет. При этом базо­вые детские впечатления играют важную роль в рассматривае­мом процессе. Они связаны с началом социальной идентифи­кации ребенка и удерживаются наиболее прочно. Выделяются четыре фазы политической социализации личности с 3 до 13 лет.

Политизация - характеризуется непосредственным вос­приятием политической жизни, осуществляемым в процессе взаимодействия с родителями и близкими людьми. Ребенок формирует свое восприятие на основе их суждений и чувств по вопросам политической жизни.

Персонализация - ребенок персонифицирует политиче­скую власть. Политическая система осознается и олицетворяется для ребенка через определенные политические «лица» и фигуры, принадлежащие к власти, например, президента стра­ны, полицейского, которых он часто видит на экране телевизо­ра или на улице. В результате социализации на этой стадии у ребенка складывается определенное представление о том, как следует вести себя по отношению к представителям власти.

Идеализация - тем фигурам, которые наиболее важны и заметны в политической жизни, приписываются только пози­тивные качества и свойства, т.е. они идеализируются. Поэтому личность готова к добровольной политической поддержке представителей власти.

Институционализация - по мере накопления политиче­ского опыта и представлений, по мере усложнения образа по­литической картины мира осуществляется переход от персони­фицированного представления о власти и политики к надличностному, институциональному уровню. Формируется осозна­ние политической системы как сложного образования, вклю­чающего государство, партии, органы правосудия, полицию итд.

Представленная модель политической социализации лично­сти относится к направлению, которое получило название по­литической поддержки власти и которое призвано обеспечить стабильность политической системы. В этой модели политиче­ская социализация ребенка происходит таким образом, что раз­вивающаяся личность без особых проблем «вписывается» в имеющуюся политическую систему.

Однако более или менее сносно такая модель может функ­ционировать лишь в стабильной и достаточно однородной социокультурной среде. В действительности политическая социа­лизация осуществляется не только посредством сознательного и добровольного принятия и поддержки существующего полити­ческого строя, но и путем его критики, в конфликтной форме. В таком случае особая роль принадлежит семье и ближайшему окружению личности в опосредовании отношения между ре­бенком и официальной властью. Причины такой конфликтной формы политической социализации могут носить экономиче­ский, социальный, расовый, этнический, религиозный и другой характер. Семья вообще является самым первичным условием поли­тической социализации. Именно здесь формируется основа по­литических установок и взглядов личности. Семейный уклад, социальный статус семьи, ее нравственные характеристики иг­рают важнейшую роль в способах и направленности политиче­ской социализации личности.

Помимо семьи в стадии первичной социализации большое влияние на личность оказывают подростковые референтные группы, т.е. группы, на которые человек ориентирует свое по­ведение. Прежде всего, это сверстники и ближайшее окруже­ние, которые пользуются авторитетом у личности и с которых она берет пример. Если в начальный период развития ребенка первостепенное влияние на его политическую социализацию оказывает семья, то по мере взросления человека значение ре­ферентных подростковых групп, как правило, возрастает. Сре­ди других институтов и групп политической социализации сле­дует назвать дошкольные учреждения, школу, вуз, группы по интересам и др.

Вторичная политическая социализация начинается с того времени, когда заканчивается базовая политическая идентифи­кация личности. К этому периоду у человека уже складываются основные социально-политические ценности, установки, пред­ставления и нормы, которые дают ему возможность самостоя­тельно и конструктивно выполнять свои политические роли. Личность уже вполне способна выступать сознательным субъ­ектом политики, способна независимо от группового мнения и давления сформулировать собственную точку зрения и действо­вать в соответствии со своей политической позицией.

Вторичный этап политической социализации личности про­должается на протяжении всей сознательной жизни человека, охватывает не только социальную зрелость индивида, но и вре­мя завершения активного участия в общественно-политической жизни.

Политическая социализация носит, таким образом, динами­ческий характер в силу постоянного изменения всей совокуп­ности социокультурных, в том числе и политических, факторов, которое влечет за собой возникновение новых политических ценностей и установок личности. Непрерывность и динамич­ность процесса политической социализации личности - харак­теристики объективные и необходимые для ее развития. Для того, чтобы жить нормальной политической жизнью, человек должен постоянно социализироваться. Личность, живущая во всех отношениях и в полной мере образами, чувствами и цен­ностями прошлой жизни, - это личность невротика. Хотя это вовсе не означает, что нормальная личность каждый день должна менять свои ценностные ориентации в политике или вообще отказываться от своих стержневых политических убеж­дений. Другими словами, политическая социализация личности на вторичной стадии характеризуется динамическим равнове­сием. Оно выражается в том, что личность, адаптируясь к но­вым политическим условиям, вместе с тем активно воздейству­ет на них, не теряя своей политической самоидентификации.

Специфика политической социализации личности в современной России.

Особенности политической социализации в нашем общест­ве сегодня обусловлены, прежде всего, его переходным состоя­нием и общей нестабильностью. Модель «политической под­держки», о которой сказано выше, в сегодняшней России явно неприменима. Страна поражена системным кризисом, охва­тившим все сферы общественной жизни: экономическую, по­литическую, социальную и духовную. Экономические реформы буксуют. Динамика социальной стратификации крайне небла­гоприятная. Неуклонно растет пропасть между богатством и бедностью. Происходит массовое обнищание населения, доста­точно сказать, что сегодня 1,5% россиян владеют 65% нацио­нального богатства страны. Среднего класса - основы ста­бильности - у нас нет. Перманентные забастовки, голодовки, марши протеста, пикеты - неотъемлемая характеристика сего­дняшней социально-политической жизни.

Все перечисленные изменения в общественном бытии вы­звали крутую ломку в сознании людей. Произошла утрата ста­рых ценностей и установок, в том числе и политических, у большинства населения, а новые еще не сформировались. Си­туация экзистенциального вакуума, связанная с потерей смысла жизни, никчемности своего существования, стала реальностью для многих членов общества. В стране растут наркомания, ал­коголизм, преступность и суицид. Вместе с тем происходит тотальное отчуждение многих россиян от политики. Нарастает чувство неуверенности, отчаяния и страха перед будущим. По­литическая психология народа все больше характеризуется пес­симизмом и негативизмом.

Все это непосредственно воздействует на процессы полити­ческой социализации личности. В советское время партия ком­мунистов была единственной «руководящей и направляющей силой общества», охватывающей своим влиянием и контролем деятельность всей системы политического воспитания и обра­зования - от университетов марксизма-ленинизма до полити­ческих кружков пенсионеров ЖЭКа, а также и такие важней­шие институты политической социализации, как дошкольные учреждения, школы, вузы, производственные коллективы, ар­мия. Теперь же при наличии огромного числа конкурирующих и часто маловлиятельных политических партий и организаций политическая социализация осуществляется стихийно и проти­воречиво. Основным ее типом является конфликтный. При этом человек все чаще теряет смысл и ценность политической жизни. Он все больше находится в постоянном противоречии с политической реальностью, которую ему трудно понять в силу ее неопределенности и неясности. Отсюда и все нарастающий процесс политической дезидентификации личности.

Выход из сложившейся ситуации зависит от успехов в эко­номике. Пока не начнет эффективно работать производство, пока не будет вовремя выплачиваться заработная плата, пока не улучшится благосостояние народа и не сформируется на этой основе мощный средний класс, до тех пор ни о какой гармонической модели политической социализации не может быть и речи. Переход к такой модели требует общности или хотя бы совпадения основных интересов, а этого нельзя дос­тигнуть, не ликвидировав пропасть между богатством и бедно­стью. До тех пор, пока в стране не будут положительно решать­ся социально-экономические проблемы, люди, в том числе на­ходящиеся на начальных этапах политической социализации, будут совершенно по-разному воспринимать политических ли­деров, власть, правительство и само государство. Одни будут говорить «это наше правительство», другие - «это их прави­тельство».

Без единства общества, без гармонизации его интересов не­возможен бесконфликтный тип политической социализации, ее институтов. В условиях экономической и политической неоп­ределенности люди даже в одной социальной среде придержи­ваются порой разной политической ориентации. Кроме того, сами институты - семья, школа, вуз, армия находятся в со­стоянии глубокого кризиса.

Политическая культура выступает важным фактором социализации личности, ибо социализация – это процесс, с помощью которого политическая культура передается, а также приобретается и изменяется. Под политической социализацией понимается также совокупность процессов становления политического сознания и поведения личности, принятия и исполнения политических ролей, проявления политической активности. Иными словами, под социализацией понимается процесс обучения человека нормам, отношениям и поведению, предпочтительным для существующей политической системы.

Политическая социализация может быть представлена и как способ регулирования и воспроизводства политических отношений. В процессе социализирующих действий через ее агентов задаются и легитимируются определенные образцы политического поведения и политической активности, политической культуры и политического сознания. Короче говоря, политическая социализация – это вступление личности в политику: формирование политических представлений, ориентаций и установок, приобретение навыков политического участия, врастание в определенную политическую культуру.

Почему в демократическом обществе политической социализации придается большое значение? Это связано, прежде всего, с тем, что при нормальном процессе политической социализации в обществе обеспечивается преемственность в передаче от поколения к поколению политических установок и ценностных ориентаций. Американские политологи называют этот процесс "культурной трансмиссией". Далее, при нормальном процессе политической социализации осуществляется подготовка к реализации прав и обязанностей гражданина, к плавному вхождению человека в общественно-политическую жизнь. Как уже отмечалось, благодаря политической социализации, в конечном счете, ставится цель обеспечить политическую стабильность, равновесие и устойчивость политической системы.

Наконец, что касается роли социализации в регулировании и воспроизводстве политических отношений, то последнее действительно формируется под воздействием социализирующих факторов, прежде всего культуры. Однако выделение элемента культуры в социализации есть лишь одна сторона этого процесса. Другая сторона состоит в том, что в ходе социализации индивиды не просто адаптируются к среде и усваивают образцы политического поведения и политической активности. Они учатся сохранять и трансформировать унаследованный опыт, преобразуя тем самым себя и окружающий мир.

Все изложенное позволяет сделать вывод о том, что социализация человека в сфере политики представляет двусторонний процесс. С одной стороны, она включает передачу индивиду существующих норм, ценностей, традиций, знаний, образцов политического поведения и ролей, с другой – преобразование их в свои собственные ценностные ориентации и установки. В итоге формируется социально-политическая зрелость индивида и способность участвовать в политических процессах.



Таким образом, в результате политической социализации индивидуум приобщается к политической культуре, формирует свою политическую ориентацию, усваивает правила и нормы политического поведения. Они становятся для него той самой опорой, которая формирует стиль его политической деятельности. В этом смысле социализация выступает как процесс политического формирования и политического воспитания человека.

Подытоживая все сказанное, политическую социализацию можно определить как процесс вовлечения личности в политику и функционирования в ней. В этом процессе человек обретает познания, представления, связанные с существующей политической системой, вырабатывает свое отношение к ней. Различные формы политической ориентации вплетаются в сознание индивидуума и его эмоциональную сферу по мере того, как он приобретает опыт из области политики и государственной деятельности. Такая ориентация может складываться постепенно, под воздействием сознательных усилий других членов политического сообщества или же незаметно, под влиянием различных событий в жизни индивида.

Социализация как процесс может осуществляться напрямую посредством участия в политических акциях, мероприятиях, кампаниях и косвенно, например, невольное подражание детей родителям в политических предпочтениях. Как уже отмечалось, в социализации индивид не является полностью пассивным объектом, но он и не единственно действующий субъект. Индивиды и социализируют себя, и социализируются извне.

Каждому историческому типу политической социализации соответствует определенный идеал "политического человека", степень вовлеченности его в политику, степень активности, развитости политического сознания, идентификации с политическими партиями, группами, организациями и т.д. Этот идеал отражается в теоретических концепциях политологов и в практике вовлечения людей в политическую жизнь.

Итак, социализация ставит перед собой две главные задачи. Первая – привить людям устойчивые образцы поведения, что способствует укреплению власти, порядка в обществе, его интеграции и предотвращению отклонений от признанных обществом норм и образцов. В таком понимании политическая социализация предполагает жесткую зависимость индивидов от социальных стандартов. В свою очередь, это несет в себе потенциальную угрозу самостоятельному развитию личности, ведет к подчинению ее власть имущим. Это характерно для тоталитарных и авторитарных обществ.

Однако социализация предполагает и другую установку, которая также вытекает из объективной потребности общества в объединении политических субъектов, но уже на основе согласования и единства их политических интересов и целей. Это характерно для развития демократических политических систем.

Американские политологи различают социализацию горизонтальную и вертикальную. Под вертикальной политической социализацией они подразумевают передачу политико-культурных ценностей от старшего поколения к младшему, от дедов к отцам и сыновьям. Горизонтальная социализация осуществляется в пределах одного поколения – братьев, сестер, одноклассников, среди равных, среди друзей. Иными словами, представители одного поколения тоже влияют друг на друга.

Люди, живущие в обществе, должны уметь приспособиться к политическим, культурным и социальным институтам, которые они унаследовали (по вертикали), а также уметь приспособиться друг к другу в настоящее время (по горизонтали). Говорят, человек "хорошо подготовлен" к жизни, если он приспосабливается ко всеобщей модели гармонично, и "плохо подготовлен", если он отклоняется от определенных стандартов.

Все это говорит о том, что если политическая система хочет сохранить себя, существующее поколение должно повториться в младшем поколении. Это вертикальная стабилизация устойчивости политической системы. В стабильном обществе у членов правящей верхушки существует сходство взглядов. Функция социализации – движение к гармонии взглядов и поведения данного поколения.

Существуют два уровня политической социализации. Первичный – уровень ближайшего окружения, в первую очередь семья, круг знакомых и т.д. И вторичный уровень политической социализации, на котором человек включается в систему политических отношений, – это его взаимодействие с себе подобными в рамках государственных структур и различных негосударственных организаций.

Принято считать, что политическая социализация осуществляется на трех уровнях личности: биологическом, психологическом и социальном. Биологический уровень личности оказывает немаловажное воздействие на сознание человека и его политическое поведение. Среди элементов этого уровня следует выделить наследственность, темперамент, пол, возраст, состояние здоровья и т.д. Например, свойства нервной системы, темперамент придают индивидуальное своеобразие политическому поведению не только отдельной личности, но и масс в целом.

Такие элементы, как эмоции, воля, память, способности, мышление, характер составляют психологический уровень в структуре личности и оказывают влияние на политического сознание и поведение человека. Скажем, без воли как наиболее осознанного психологического элемента невозможно личности добиться целей в любой сфере деятельности. В политике же воля – это не просто упорство в достижении поставленных целей, но и способность встать над личными пристрастиями, симпатиями и антипатиями, а также групповыми интересами.

Социальный уровень социализации человека характеризуется мировоззрением, его интересами, целями, ценностными установками и ориентациями. Они усваиваются индивидом в процессе воспитания и непосредственно определяют его политическое поведение.

Общеизвестно, что социализация сопутствует человеку всю сознательную жизнь. Приобретенные политические представления и установки не остаются неизменными, они видоизменяются и корректируются под воздействием личного политического опыта.

Нынешний переломный период в развитии нашей республики оказывает на политическую социализацию весьма противоречивое воздействие. С одной стороны, в целях стабильности общество нуждается в усилении интеграционных связей, в том числе между поколениями, с другой – рушатся многочисленные стереотипы и догмы прошлого, происходит отрицание норм тоталитарно-авторитарной политической культуры.

Через какие стадии происходит процесс политической социализации? Некоторые политологи выделяют четыре этапа: дошкольный, школьный, трудовой и посттрудовой периоды, другие – три: начальный этап, этап зрелости и пенсионный.

На начальном этапе, в детском возрасте, происходит первое знакомство с такими понятиями, как власти, закон, государство, права и обязанности и др. Естественно, что это знакомство происходит в кругу семьи, в школе, в соответствующих возрастных группах. Своеобразие данного этапа состоит в том, что образное восприятие политической действительности преобладает над рациональным, поскольку воспитание детей обращено преимущественно к чувствам. Американские политологи Истон и Деннис выделяют на этом этапе четыре периода в социализации детей:
1) политизация , то есть восприимчивость к политике; 2) персонализация , когда какие-нибудь авторитетные фигуры служат как бы точкой соприкосновения ребенка и системы; 3) идеализация политических властей: ребенок воспринимает их как идеально доброжелательные (или злонамеренные) и учатся их любить (или ненавидеть); 4) институциализация : ребенок переходит от персонализированного представления к институционному, обезличенному представлению о политической системе (Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология. Ч. 1. Пер. с французского. – М., 1992. – С. 160).

Следующий этап – это период сложившихся политических представлений и предпочтений индивида. Это также наиболее деятельностный этап. Человек стремится выразить, реализовать себя в различных видах деятельности, в том числе и политической. В этот период еще возможна корректировка взглядов и убеждений личности под влиянием среды или изменившихся условия жизни.

Третья стадия связана чаще всего с отходом индивида от активной политической и иной деятельности, с мировоззренческой косностью и негибкостью мышления. На этом этапе процесс политической социализации замедляется, усиливается критическое отношение к политическим новациям и реформам.

Каковы же основные средства политической социализации личности? В рамках любой политической системы действуют специальные институты, целью которых является формирование определенного типа личности, в том числе политическая социализация. Одним из таких институтов является, прежде всего, семья. Семья – это первое для ребенка окно во внешний мир, первый контакт с политикой и властью. В западной политологии семья называется "ключевым агентом", через который политическая культура передается от одного поколения к другому (Dawson R.E., Prewitt K. Political Socialization. – Boston, 1969. – Р. 107). В силу своей интимности, доверительности социализирующая роль семьи огромна. Благодаря этому она способна "перекрыть" все другие виды социализирующего воздействия на личность. Вместе с тем необходимо отметить некоторую консервативность семейного влияния в деле социализации. Семья может передавать политические установки, которые уже не соответствуют изменившимся условиям, мешают пластичности в политических ориентациях.

Другим важным средством политической социализации является школа и иные учебные заведения. Они оказывают влияние на процесс социализации через обучение, воспитание и неформальные связи, которые там устанавливаются. Своеобразие этого "агента" социализации состоит в том, что учебные заведения могут осуществлять политическое воспитание целенаправленно через учебные программы и соответствующий подбор педагогов. Короче говоря, в процессе образования проще всего осуществляется целенаправленная передача накопленных прошлыми поколениями знаний и культурных ценностей, и создается возможность свободного отбора индивидами сообщаемой информации.

Значительное влияние на политическую социализацию молодежи оказывают сверстники, или "родственные группы", как их называют на Западе. К ним относятся школьные друзья, коллеги, приятельские "кланы" и т.д. Сила социализирующего влияния этих групп вытекает из тех же факторов, которые определяют социализирующее влияние семьи, а именно: тесные контакты и доверительные отношения.

В качестве важного средства политической социализации выступают партии и политические организации, которые ведут значительную пропагандистскую работу и тем самым способствуют политическому образованию граждан.

Наконец, эффективным "агентом" политической социализации являются средства массовой информации. Во всех технологически развитых странах они играют большую непосредственную, а еще больше – косвенную роль в формировании политических взглядов и умонастроений людей. Они же чаще всего используются властью в качестве средств манипуляций политическим сознанием и поведением граждан. Отличительной особенностью данного средства политической социализации является то, что СМИ способны воздействовать на огромное количество людей в максимально короткий промежуток времени (см.: Шаран П. Сравнительная политология. Пер. с англ. Ч. 2. – М., 1992. –
С. 173).

Могут быть и другие средства политической социализации. При этом важно иметь в виду: если воздействия от различных средств социализации совпадают, то процесс социализации развивается гармонично. В обществе наблюдается политическая стабильность. И наоборот, если граждане воспринимают противоречивую информацию и сомнительные установки, исходящие от разных "агентов" политической социализации, в таком случае могут возникать политические волнения, конфликты и кризисы.

Таким образом, политическая культура и политическая социализация неразрывно связаны и взаимообусловливают друг друга. С одной стороны, политическая культура выступает важным фактором социализации человека, с другой – социализация является необходимым средством повышения политической культуры как отдельных граждан, так и всего общества в целом.

Контрольные вопросы и задания по лекции №11:

1. Раскройте понятие "политическая культура".

2. Какова структура политической культуры?

3. Перечислите основные функции политической культуры.

4. Опишите известные вам типы политической культуры.

5. Что такое "политическая социализация" и каковы особенности ее протекания?

6. Опишите стадии политической социализации и факторы, влияющие на данный процесс.

7. На основании каких показателей вы бы оценивали политическую культуру, имеющую место в Республике Беларусь?

Литература

Важное место в системе целенаправленного развития политических структур общества занимают процессы политической социализации человека (рис. 15).

Само понятие политической социализации возникло но аналогии с термином "социализация", который родился в рамках социологической науки для описания процесса формирования личности под воздействием социальной среды.

Рис. 15.

Социализация охватывает все сферы жизнедеятельности общества, и в первую очередь такую определяющую сферу, как политика.

Политика – важнейшая часть жизни общества. Человек никуда не может от нее уйти: всегда при любых обстоятельствах и при любых режимах он выполняет те или иные политические роли. Поэтому и возникает закономерный вопрос: как человек вовлекается в политику? Как он овладевает теми или иными политическими ролями?

Большинство мнений по этому поводу сводятся к тому, что политическая специализация – это длительный и к тому же достаточно сложный двусторонний процесс. Он складывается, с одной стороны, посредством усвоения личностью социального и политического опыта, накопленного обществом и сконцентрированного в культурных традициях, групповых ценностях, нормах политического поведения, с другой стороны, путем приобретения личностью в результате участия в различных формах политической жизни знаний и опыта, обусловленных конкретной действительностью.

В самом общем виде политическую социализацию можно определить как усвоение индивидом системы политических знаний, ценностей, норм, которое позволяет ему участвовать в политической деятельности в качестве полноправного субъекта. Политическая социализация – это совокупность процессов становления политического сознания и поведения, принятия и исполнения политических ролей.

По своему содержанию политическая социализация – своеобразное введение человека в социально-политическую среду, приобщение его к системе функционирующих политических ориентации, традиций, навыков, передача и усвоение им существующих политических отношений, процессов, явлений, включение в систему политических связей посредством развития его социальной и прежде всего общественно-политической активности. Другими словами, политическая социализация есть включение индивида в систему социально-политических отношений посредством обретения им свойств, необходимых для нормального функционирования присущих данному социальному строю общественных отношений.

Социализация в сфере политики существенно влияет на формирование и развитие личности. Она охватывает весь процесс становления человека как субъекта политических отношений и политической деятельности. Следует подчеркнуть, что процесс социализации во всех ее направлениях и видах оказывает непосредственное влияние на политическую культуру как самого человека, так и общества в целом, характеризуя в нем качественный уровень политических отношений и существующих институтов власти и управления. По процесс социализации в сфере политики может рассматриваться и как единство изменения социальных и личностных сторон жизнедеятельности индивида.

В современном обществе процесс политической социализации начинается достаточно рано. Дети трех-четырех лет уже различают символы своего государства, тех или иных политических деятелей. Центральным институтом ранней стадии политической социализации индивида была и остается семья. Родители, как, впрочем, и остальные члены семьи, принадлежат к определенной социальной группе, прослойке общества, отражают их интересы, потребности, политические ценности и ориентации. Это, естественно, в значительной степени влияет на формирование социальных установок ребенка.

Не менее важная роль на ранней стадии политической социализации отведена и таким специализированным учреждениям общественного воспитания, как детские дошкольные учреждения (ясли, детские сады, детские дома). И хотя в них на первый взгляд не проводится работа по сугубо политическому воспитанию в узком смысле этого слова, между тем именно здесь оказывается существенное влияние на формирование первичных социально-политических ценностных ориентации, осознание таких понятий, как "добро" и "зло", "страна", "народ", зарождение таких эмоциональных гражданских чувств, как любовь к своей отчизне, преданность ей. Именно здесь ребенок получает, хотя и в самом общем виде, элементарные первичные политические знания, усваивает известные нормы общения, поведения, формирует зачатки прообразов будущих социальных ролей. Этот процесс политологи назвали первичной социализацией , под которой понимается первоначальное восприятие человеком политических категорий, постепенно формирующее у него индивидуальное отношение к явлениям политической жизни.

Американские политологи Д. Истон и Дж. Деннис выделяют следующие этапы политической социализации ребенка:

  • 1) политизация, усвоение наличия внешней власти;
  • 2) персонализация, осознание политической власти через символизирующие политические фигуры;
  • 3) идеализация, приписывание политическим лидерам исключительно положительных качеств;
  • 4) институализация, поворот в сознании детей к допер- сонифицированному представлению о власти.

Большое значение в политической социализации индивида имеют такие учреждения, как школа, колледж, вуз. И хотя семья по-прежнему продолжает играть большую роль, существенное значение для политического развития личности постепенно приобретают школа, колледж, училище, вуз, формальные и неформальные общественные организации (молодежные, ученические, спортивные клубы и т.д.). Именно эти институты предназначены и ведут целенаправленную работу по политическому воспитанию личности, расширению ее политических знаний и кругозора, выработке устойчивых ценностных ориентаций, интересов и потребностей. В становлении личности как будущего субъекта политических отношений все большее значение имеет приобретение личностью новых политических знаний благодаря ее приобщению к изучению обществоведческих дисциплин. Постепенно у человека появляется потребность сопоставлять знания, полученные из учебников, средств массовой информации, с реальной жизнью. Таким образом, возникает критический подход к оценке достоверности слова. Отсюда совсем недалеко до того, чтобы человек мог самостоятельно анализировать и систематизировать разного рода политические явления.

Периоды устойчивой и целостной политической социализации человека, как правило, совмещаются со стадией социальной зрелости личности и охватывают период активной трудовой и творческой общественно-политической деятельности. При этом реализуются все те статусные и функциональные возможности, которые были подготовлены на предшествующих стадиях политической социализации. Политическая сущность человека наиболее полно реализуется именно в этот период. Политически зрелого индивида характеризует широкая информированность, глубокие политические знания, относительная устойчивость ценностных ориентаций и установок, развитость политического мышления.

Наиболее значимые в эти периоды институты политической социализации – производственный коллектив, общественные организации, формальные н неформальные группы. Трудовой коллектив является тем местом, где личность в процессе общения с друзьями, коллегами, товарищами глубже проникает в суть происходящих политических явлений и событий, вырабатывает определенные убеждения.

Процесс политической социализации не сводится только к воспитанию, формированию личности, он не заканчивается с получением паспорта или какого-либо диплома, а продолжается в течение всей жизни, по мере вхождения индивида в те или иные социальные группы, участия в тех или иных событиях. Накопление опыта приводит к тому, что человек не только приобретает, но и утрачивает некоторые оценки, суждения, представления. Политическая социализация не может быть односторонним процессом одного лишь обретения и накопления – это и процесс утраты определенных политических качеств. Этот процесс происходит постоянно, оказывая влияние на реальные качества личности как субъекта политики.

В процессе политической социализации нельзя не учитывать влияние стихийных факторов, таких событий, как войны, революции, политические и экономические кризисы. Наиболее отчетливо видны особенности протекания политической социализации в периоды, когда политическая система переживает тот или иной кризис. В таких условиях процесс социализации приобретает новое измерение, он чреват нарушениями и серьезными сбоями. Складываются деформированные представления об обществе, которые приобретают устойчивый характер. Это видно на примере тех стран, которые долго существуют и развиваются в условиях конфликта или переживают серьезный системный кризис. Люди в них теряют систему ориентиров, лишаются возможности научиться устойчивому политическому поведению. В результате в обществе воцаряется ситуация, когда идет игра "без правил"; нарушаются интеграция и стабильность общества.

Все факторы, влияющие на процесс политической социализации, можно разделить на две группы:

  • а) неполитические – семья, школа, коллектив, окружение, церковь, отношение к религии;
  • б) политические – характер и тип государственного устройства, политический режим, общественно-политические организации и политические партии. Политические и государственные структуры стремятся к воспроизводству конформистского тина поведения, лояльного к данной политической системе.

Становление личности в качестве субъекта политики происходит постепенно по мере социального созревания человека, в процессе его политической социализации.

Кратко можно сказать, что политическая социализация -- это прежде всего вступление, врастание личности в мир политики: формирование политических представлений, ориентаций и установок, приобретение навыков политического участия, врастание в определенную политическую культуру. Политические представления, ценности, установки не даются с рождением, а именно приобретаются по мере созревания личности.

Другими словами политическая социализация - это процесс усвоения человеком опыта, норм и традиций политической культуры. Это часть общей социализации личности, ее приобщения к социальному опыту, становления членом общества. В процессе политической социализации формируется политическое сознание личности, ее установки, вкусы, предпочтения в сфере политической жизни.

Начинаясь с раннего детства, политическая социализация продолжается всю сознательную жизнь, поскольку раз приобретенные представления, ориентации, установки и навыки не остаются навсегда неизменными; они могут корректироваться, меняться и в зрелом и даже в преклонном возрасте в зависимости от различных факторов, и в первую очередь под воздействием личного общественно-политического опыта.

Особенно сильное влияние на процесс социализации оказывают переломные периоды общественного развития. Некоторые события--войны, экономические кризисы, внутренние революции, достижение политической независимости -- сильно влияют на изменение политических взглядов людей.

Политическая социализация осуществляется двумя основными путями.

Первый -- это передача новым поколениям политического опыта предшествующих поколений, опыта, воплощенного в нормах политической культуры. Такая передача происходит в процессе семейного воспитания, обучения в школе, через средства массовой информации и другие каналы. Второй путь -- это приобретение личностью новых ранее неизвестных политических знаний, усвоение нового, ранее неизвестного политического опыта. В реальной жизни и то и другое направление переплетаются, взаимодополняют друг друга.

В становлении политической социализации можно выделить два этапа. Первый этап - это становление личности, ее формирование в качестве гражданина и получение права участия в выборах. На этом этапе происходит накопление политических знаний, усвоение основных политических ценностей и ориентаций. На втором этапе политическая социализация продолжается уже с подключением опыта собственной политической практики, освоением новых социальных и политических ролей. В дальнейшем для разных индивидов этапное значение могут иметь переломные моменты в динамике общественно-политических изменений, повороты собственной политической судьбы и т.п.

На политическую социализацию личности оказывают влияние разнообразные факторы. В качестве основных среди них можно выделить следующие:

  • § усилия политической системы по политическому просвещению и вовлечению граждан в политическую жизнь; это - социализирующее воздействие образовательных учреждений, влияние официальной пропаганды, пропаганды политических партий и движений, влияние средств массовой информации;
  • § стихийное влияние на политическое сознание и поведение личности социальной и политической практики на макроуровне - международных и внутриполитических реальностей, глобальных проблем современности, экономической и социальной ситуации, отдельных политических событий;
  • § влияние микросреды - семьи, школы, круга формального и неформального общения, отдельных личностей; в молодежной среде существенное значение имеют неформальные группы и молодежная субкультура в целом;
  • § личное участие индивида в общественно-политической жизни, его собственный социальный опыт. В процессе практической политической активности происходит переход полученных знаний в убеждения, их проверка личным опытом.

Институты политической социализации принято подразделять на политические и неполитические. К первым относят государственные и специализированные политические институты, партии, организации и движения. Ко вторым - семью, систему образования, работу, круг неформального общения, церковь, средства массовой информации.

С результатами политической социализации тесно связано политическое участие граждан. Под этим понятием подразумевается участие в политике автономных, частных граждан, не являющихся политическими лидерами или функционерами властных или партийных структур. Политическое участие предполагает преодоление отчуждения личности от власти и политики, ее активное вовлечение в политический процесс. Развитие добровольных, демократических, законных форм политического участия считается важным показателем демократичности политической системы.

Вместе с тем проблема оптимальной меры участия рядовых граждан в политической жизни (особенно в сфере политико-властных решений) по-разному решается в современных концепциях демократии. Сторонники элитарной демократии исходят из того, что управление современным обществом требует высокого профессионализма и компетентности, поэтому необходимо свести к минимуму давление рядовых граждан и их организаций при принятии решений органами власти. Сторонники расширения демократического политического участия рассматривают его как одну из основных ценностей демократического общества, как способ самовыражения и самореализации личности, как средство легитимации политической власти, защиты от бюрократизма и чрезмерного централизма.

Политическая активность граждан различна. В стабильном демократическом обществе она в наибольшей степени проявляется в деятельности политических лидеров, функционеров и активистов политических партий. Основная масса населения проявляет умеренный интерес к политике и ограничивается голосованием на выборах и эпизодическим участием в мероприятиях местных органов. Определенная часть граждан по различным причинам проявляет политическую апатию и, как правило, не участвует в политической жизни.

Резкое повышение политической активности происходит в периоды политической нестабильности. Однако такая активность носит нередко деструктивный характер и может быть признаком общественного кризиса.

Роль отдельных личностей в политической жизни неравнозначна. Есть немногие индивиды, оказывающее значительное влияние на политическую ситуацию, и есть большинство людей, роль которых в политическом плане малозаметна. Это связано как с объективными, не зависящими от личности обстоятельствами, так и с обстоятельствами субъективного плана (отсутствие у личности желания заниматься политикой, соответствующих навыков, опыта и т.п.).

В истории роль отдельной личности как субъекта политики возрастает, ибо возрастает степень ее свободы в выборе того или иного варианта политического действия. Но усиливается и ее ответственность за свой политический выбор, за свои действия и их последствия.

Далеко не всегда личность бывает достаточно зрелой, чтобы сделать правильный выбор. Вот почему расширение границ свободы, должно быть соизмеримо с возможностями личности правильно, не во вред лично себе и обществу в целом ее использовать.

Отдельная личность становится субъектом политики, лишь осознав свои интересы и овладев определенными политическими знаниями и навыками. Процесс приобретения личностью определенных политических знаний и навыков, усвоения политического опыта есть политическая социализация личности. Политическая социализация является частью общей социализации личности.

Политическая социализация – это постоянно совершающийся процесс. Выделяется три стадии этого процесса: дотрудовая, трудовая, послетрудовая .

Политическая социализация происходит:

а) стихийно, под влиянием социальной среды;

б) в результате целенаправленного воздействия (политического образования и воспитания).

Особенностями политической социализации являются ее:

- многомерность (на личность действует масса факторов, социализация проходит во многих аспектах);

- разнонаправленность (противоречивое действие многих факторов: так, семья и школа могут в своих воздействиях на личность противостоять влиянию СМИ).

В качестве институтов политической социализации выступают семья, школа, вуз, СМИ, общественные организации, политические партии, государственные органы пропаганды и др. В настоящее время особенно велика роль средств массовой информации, прежде всего электронных (радио, телевидения, Интернет). Агентами политической социализации являются родители, учителя, преподаватели общественных наук в вузах, журналисты, телекомментаторы и др.

Исследователи выделяют следующие типы социализации:

а) гармонический: воспитание в духе лояльности к власти и приверженности к общепринятым политическим ценностям;

б) конфликтный: социализация в духе приверженности к частным ценностям (региона, этноса, какой-либо социально-профессиональной группы) и борьбы с носителями других политических ценностей и властью;

в) плюралистический: воспитание в духе терпимости к другим политическим культурам и ценностям;

г) гегемонистский: социализация в духе приверженности ценностям какого-либо класса, религии и стремления утвердить их за счет ценностей других социальных групп.

Если в советский период на официальном уровне преобладал гегемонистский тип социализации, то в настоящее время – политическая социализация плюралистического типа.

В 90-е гг. прошлого века процесс политической социализации населения России сопровождался большими трудностями. Это было связано с тем, что вместо единой коммунистической политической идеологии в обществе стали существовать несколько конфликтующих друг с другом идеологий. Ситуация в стране отличалась крайней нестабильностью, резкими переменами. Отдельным индивидам было трудно соотнести себя с определенными политическими целями, сориентироваться в меняющейся обстановке. Противоречия во внешней среде выразились в противоречиях во взглядах отдельной личности. Люди часто чувствовали себя обманутыми со стороны политиков, разочаровывались в своем выборе, что порождало растерянность, отчуждение от политики.

В 2000-е гг. государство стремится сделать процесс политической социализации личности более управляемым. Акцент делается на воспитании у граждан России чувства патриотизма.

Политические лидеры

К индивидам, оказывающим значительное влияние на политический процесс, относят политических лидеров.

Лидер (от англ. leader – ведущий)– человек, за которым признается право принимать решения.

Лидерство существует во всех сферах общественной жизни. Лидеры бывают формальными (занимающими официальный высокий статус, обязывающий их руководить другими людьми) и неформальными (принимающими решения, возглавляющими других людей без официальных властных полномочий).

На вопрос, чем определяется лидерство в политической сфере, нет единого ответа. В науке существует несколько концепций, объясняющих феномен лидерства в политической и других сферах.

1.Теория черт . Согласно ей, лидером может быть только человек, обладающий определенными качествами (единства мнений относительно того, какие это качества, – нет).

2. Ситуационная теория . Предполагается, что различные ситуации требуют от лидеров различных черт. Лидером в ситуации становится тот член группы, у которого соответствующая черта максимально развита. Разнообразие жизненных ситуаций дает возможность любому члену группы стать на время лидером.

3.Теория последователей (конституэнтов). Согласно этой теории лидер есть нечто производное от тех людей, которые его выдвигают в качестве лидера и готовы ему подчиняться. Из этого следует, что лидер является инструментом социальной группы, т.е. группы последователей.

4.Синтетическая теория . Лидер рассматривается как производное трех факторов: 1) сам лидер; 2) ситуация; 3) члены группы.

При анализе конкретного политического лидерства синтетическая теория видится предпочтительнее других.

В отличие от лидерства в других сферах для политического лидера важно наличие потребности во власти. Без этой потребности он не будет стремиться к власти, нести большой груз обязанностей и ответственности, связанных с нею.

Политические лидеры необходимы обществу в силу важности выполняемых ими функций . К ним относятся:

- диагностическая – лидер должен правильно оценить ситуацию, предложить способы решения имеющихся проблем;

- директивная – лидер дает указания, как и что делать;

- мобилизующая – в функции лидера входит задача вдохновить общество, «поднять» его на достижение поставленных целей.

Политические лидеры отличаются один от другого, что объясняется как своеобразием индивидов, выполняющих функции лидера, так и спецификой ситуации, в которой они действуют. Существует несколько типологий политических лидеров.

М. Вебер выделил три типа политических лидеров:

2. Харизматический – лидеры этого типа наделены, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами, необычайной способностью к руководству. К лидерам подобного типа можно отнести Ленина, Сталина, Мао, Гитлера, Ельцина в начале 90-х гг. и др.

3. Рационально -легальный – это лидеры, избранные демократическим путем.

В зависимости от характера взаимоотношений руководителя и населения выделяют авторитарных и демократических лидеров.

Существует своеобразная метафорическая типология лидеров, когда говорят о следующих типах:

- знаменосец (этот лидер выдвигает идеал, способный увлечь массы);

- служитель (лидер стремится выразить интересы масс, он действует от их имени);

- торговец (для этого лидера характерна способность преподнести свои идеи в привлекательном виде, убедить массы в их преимуществе перед другими идеями, заставить «купить» эти идеи и привлечь массы к их осуществлению);

- пожарный (этот лидер ориентируется на неотложные проблемы, он мобилизует массы на преодоление острых кризисов).

Распространена типология по преимущественной ориентации политического лидера на определенный вид деятельности. При этом выделяют лидера-теоретика (в современной политической жизни России к такому типу можно отнести Г. Зюганова), лидера-агитатора (Г. Явлинский, В. Жириновский), лидера-организатора (В. Путин).

Американский политолог Р.Такер выделил следующие три типа политического лидерства:

- реформатор – склонен к постепенному изменению общества мирным путем, ориентируясь на методы убеждения;

- революционер – склонен к радикальному переустройству общества с использованием не только мирных, но и насильственных политических средств.

Следует отметить, что в реальном политическом процессе тот или иной тип политического лидерства редко встречается в чистом виде. Обычно конкретный политический лидер в разной мере несет в себе черты нескольких типов.

В науке политические лидеры прошлого и настоящего подвергаются всестороннему изучению. Прежде всего, исследуются следующие аспекты:

Мотивация лидера (какие потребности движут им, какие цели он стремится реализовать);

Внушаемость (насколько лидер самостоятелен в своих действиях, каким влияниям он подвержен);

Эффективность в различных ситуациях и в различных средах (одни лидеры более эффективны в кризисных, казалось бы, безвыходных ситуациях, другие проявляют себя в рутинной планомерной организаторской работе; одни удачно общаются с массами, другие производят благоприятное впечатление на избранную публику и т.п.);

Биография лидера, особенности его жизненного пути и др.

От политических лидеров многое зависит в политическом процессе. Лидеры-руководители государства в значительной мере определяют судьбу страны. Поэтому важна компетентность масс при выборе своих лидеров, их готовность к постоянному контролю над деятельностью лидеров.

Выполнение лидером своих функций, его влияние на массы во многом зависит от образа, имиджа лидера. В настоящее время возрастает роль специалистов по созданию имиджа – имиджмейкеров. Возникло новое направление в науке – имеджелогия. Разумеется, часто тот или иной имидж того или иного лидера (его образ в массах) далек от того, что в действительности представляет этот лидер.


Похожая информация.