Шедевры русской живописи. Федор Васильев

Фёдор Александрович Васильев «Болото в лесу. Осень», 1872

Русский Музей, Санкт-Петербург

В 1871 году только что достигший творческой зрелости и едва вступивший в третье десятилетие своей жизни Васильев заболел туберкулезом. Он был вынужден покинуть Петербург и уехать на Украину в село Хотень, а затем в Крым, откуда ему уже не суждено было вернуться. Живя в Ялте, он испытывал большие жизненные трудности. Небольшой ссуды Общества поощрения художников не хватало на содержание семьи и расходы, которых требовала работа над картинами. Велика была его тоска по дорогим ему северным лесам и болотам с их ни с чем не сравнимой свежестью и простором, родным и близким ему. И мастер продолжал работать над картинами среднерусской природы, используя сохранившиеся этюды и свою необыкновенно цепкую память. Так были созданы «Мокрый луг», «Заброшенная мельница», «Утро». Одним из последних было полотно «Болото в лесу. Осень», начатое в 1872 и принадлежащее к самым замечательным русским пейзажам 70-х годов XIX столетия. В цветовом решении картины, в самой системе живописи с применением широкого динамичного мазка Васильев значительно опередил общий уровень и возможности искусства своего времени, предвосхитив достижения отечественной живописи 1890-х годов.

Незадолго до своей кончины писал И. Крамскому: «О, болото, болото! Как болезненно сжимается сердце от тяжкого предчувствия! Ну, неужели не удастся мне опять дышать этим привольем, этой живительной силой просыпающегося над дымящейся водой утра?». Изобразив осенние деревья на фоне темно-сизой тучи, художник заставил с необычайной силой гореть медно-золотистые кроны пышнолиственных дубов, поддержав этот звенящий цветовой акцент сложным аккомпанементом оттенков желтого и красного в березовых и осиновых рощах дальнего плана. Воспоминания о прекрасном осеннем убранстве русских лесов Васильев сочетал с наблюдениями, сделанными им в крымских горах, расцвеченных по осени необычайно яркими и свежими цветными пятнами. Застывшие в предвечерней тишине осенние дубы как бы светятся в теплых лучах клонящегося к вечеру солнца. Недвижные, какие-то загадочные силуэты болотных птиц среди зеленой и ржаво-красной растительности вносят в общее настроение ноту таинственности, задумчивости и грусти, очень типичную для последних картин Васильева. Свойственная ему романтичность образного строя получила здесь преимущественно элегическое звучание. Живопись картины свободна и выразительна в каждом мазке, будучи предельно точной и продуманной в многочисленных нюансах. О своих впечатлениях о картине И. Крамской писал автору: «Настоящая картина – ни на что уже не похожа, никому не подражает, не имеет ни малейшего, даже отдаленного сходства ни с одним художником, ни с какой школой, это что-то до такой степени самобытное и изолированное от всяких влияний, стоящее вне всего теперешнего движения искусства, что я могу сказать только одно: это еще… не вполне хорошо, … но это – гениально».

Над своей известной картиной «Болото в лесу. Осень» знаменитый пейзажист Федор Алексеевич Васильев работал с 1871 по 1873 год. Вынужденно, из-за тяжелой болезни, художник жил и творил на чужбине. Именно благодаря этому столько чувств и эмоций ему удалось вложить в созданный образ родных северных мест. В этот период отчаянной тоски по дому мастер настолько глубоко уходит в работу, что порой жертвует так необходимым ему отдыхом. На это нелегкое для творца время пришлось рождение настоящего прощального признания в любви дикой и неприветливой, но

По-матерински ласковой северной природе – пейзаж «Болото в лесу. Осень».

Дикое болотистое местечко, заросшее причудливыми травами всех осенних оттенков. Низкие прохладные тучи, прозрачный воздух и застывшая тишина. На переднем плане живыми пятнами застыли белые цапли. Лес и топи кажутся слишком яркими под небом, которое готово пролиться дождем. В верхней левой части полотна будто парит воздушная белая вата облаков. Кажется, что именно оттуда изливает свой удивительный, нетипичный для осенних пейзажей свет, хмурое небо. И этот свет оживляет северные цвета и дарит ощущение едва уловимой радости. Терпеливо

И смиренно лес встречает осень. Молодой художник, очевидно, выразил этим надежду на то, что и его разлука с поразительно близкой ему родной природой, завершится долгожданной встречей.

Цветовая палитра холста легка, гармонична и не перегружена. Визуальная и смысловая контрастность отличает эту работу Васильева не только от пейзажей художников – современников, но и от полотен, созданных им самим. Где по внутреннему ощущению должно быть пасмурно и грустно, там светло, ярко и благостно. Вероятно, это обратило на себя внимание известного мастера живописи и прославленного художественного критика Ивана Николаевича Крамского. Он назвал эту работу гениальной, несмотря на то, что, по его мнению, местами она «не хороша», местами «не вполне хороша», а местами откровенно «плоха».

Гениальность пейзажа в его непревзойденной самобытности, отсутствии даже намека на подражание всем известным мастерам, техникам и школам. Васильевское «Болото в лесу» обособлено от массового течения изобразительного искусства. Но для тех, кто приходит полюбоваться этой необычной картиной, важно совсем другое: ощущение легкости и предчувствие радости, пусть и немного омраченное ожиданием. Такие чувства передает зрителю полотно, принадлежащее кисти мастера-пейзажиста Ф.А.Васильева «Болото в лесу. Осень».

Познакомиться с этим произведением можно в Государственном Русском Музее г. Санкт-Петербурга.

Болото в лесу. Осень. 1872

Васильев Ф.А.
Холст, масло
81 х 115,5

Русский музей

Аннотация

В 1871 году только что достигший творческой зрелости и едва вступивший в третье десятилетие своей жизни Васильев заболел туберкулезом. Он был вынужден покинуть Петербург и уехать на Украину в село Хотень, а затем в Крым, откуда ему уже не суждено было вернуться. Живя в Ялте, он испытывал большие жизненные трудности. Небольшой ссуды Общества поощрения художников не хватало на содержание семьи и расходы, которых требовала работа над картинами. Велика была его тоска по дорогим ему северным лесам и болотам с их ни с чем не сравнимой свежестью и простором, родным и близким ему. И мастер продолжал работать над картинами среднерусской природы, используя сохранившиеся этюды и свою необыкновенно цепкую память. Так были созданы «Мокрый луг», «Заброшенная мельница», «Утро». Одним из последних было полотно «Болото в лесу. Осень», начатое в 1872 и принадлежащее к самым замечательным русским пейзажам 70-х годов XIX столетия. В цветовом решении картины, в самой системе живописи с применением широкого динамичного мазка Васильев значительно опередил общий уровень и возможности искусства своего времени, предвосхитив достижения отечественной живописи 1890-х годов.
Незадолго до своей кончины писал И. Крамскому: «О, болото, болото! Как болезненно сжимается сердце от тяжкого предчувствия! Ну, неужели не удастся мне опять дышать этим привольем, этой живительной силой просыпающегося над дымящейся водой утра?». Изобразив осенние деревья на фоне темно-сизой тучи, художник заставил с необычайной силой гореть медно-золотистые кроны пышнолиственных дубов, поддержав этот звенящий цветовой акцент сложным аккомпанементом оттенков желтого и красного в березовых и осиновых рощах дальнего плана. Воспоминания о прекрасном осеннем убранстве русских лесов Васильев сочетал с наблюдениями, сделанными им в крымских горах, расцвеченных по осени необычайно яркими и свежими цветными пятнами. Застывшие в предвечерней тишине осенние дубы как бы светятся в теплых лучах клонящегося к вечеру солнца. Недвижные, какие-то загадочные силуэты болотных птиц среди зеленой и ржаво-красной растительности вносят в общее настроение ноту таинственности, задумчивости и грусти, очень типичную для последних картин Васильева. Свойственная ему романтичность образного строя получила здесь преимущественно элегическое звучание. Живопись картины свободна и выразительна в каждом мазке, будучи предельно точной и продуманной в многочисленных нюансах. О своих впечатлениях о картине И. Крамской писал автору: "Настоящая картина – ни на что уже не похожа, никому не подражает, не имеет ни малейшего, даже отдаленного сходства ни с одним художником, ни с какой школой, это что-то до такой степени самобытное и изолированное от всяких влияний, стоящее вне всего теперешнего движения искусства, что я могу сказать только одно: это еще... не вполне хорошо, ... но это – гениально".

Биография автора

Васильев Ф.А.

Васильев Федор Александрович (1850, Гатчина –1873, Ялта)
Живописец-пейзажист, рисовальщик.
Почетный вольный общник Императорской Академии художеств (с 1873).
Родился в Гатчине Санкт-Петербургской губернии. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художников (1863-1867). С 1868 - член Общества поощрения художников. Под руководством И.И. Шишкина работал на о. Валаам. В 1871 зачислен вольноприходящим учеником Академии художеств, но занятий не посещал. Значительное влияние на формирование художественной индивидуальности живописца оказал И.Н. Крамской.
В 1870 во время продолжительного путешествия по Волге исполнил многочисленные рисунки и эскизы. По материалам поездки создал ряд значительных произведений. Конец жизни провел в Ялте, где написал лучшие свои работы. Несмотря на непродолжительный период творческой деятельности, оказал большое влияние на развитие русского реалистического "пейзажа настроения".

Это только часть стихотворения. Чтобы узнать каким настроением проникнуто описание осени у Майкова, я вам прочитаю это стихотворение целиком, а вы внимательно послушайте и скажите, правильно ли мы определили настроение этого стихотворения?

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!

Нет мне здесь прежних утех!
Лес с себя тайну совлек:
Сорван последний орех,
Свянул последний цветок;

Мох не приподнят, не взрыт
Грудой кудрявых груздей;
Около пня не висит
Пурпур брусничных кистей;

Долго на листьях, лежит
Ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как-то глядит
Ясность прозрачных небес...

Листья шумят под ногой;
Смерть стелет жатву свою...
Только я весел душой
И, как безумный, пою!

Знаю, недаром средь мхов
Ранний подснежник я рвал;
Вплоть до осенних цветов
Каждый цветок я встречал.

Что им сказала душа,
Что ей сказали они -
Вспомню я, счастьем дыша,
В зимние ночи и дни!

Листья шумят под ногой...
Смерть стелет жатву свою!
Только я весел душой -
И, как безумный, пою!

Какие картины представили?

Каким настроением проникнуто описание осени у Майкова?

Меняется ли настроение в конце стихотворения?

Сожалеет ли поэт, что пришла осень?

Встретились ли в стихотворении слова, значение которых вам непонятно?

Обратите внимание, что в этом стихотворении встречаются эпитеты. Найдем их.

Лист (какой?) золотой

А сейчас прочитаем второе стихотворение. Кто его автор?

Что вы знаете о Сергее Александровиче Есенине?

- Сергей Александрович Есенин – поэт, который жил в конце 19 – начале 20 века. Родился в крестьянской семье, воспитывали его дедушка с бабушкой. Стихи Сергей Есенин начал писать рано, толчки давала к этому бабушка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами ему не нравились, и он их начал писать, подражая частушкам. Бабушка сумела передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи.

Сейчас я вам прочитаю стихотворение Сергея Есенина, а вы попробуйте с закрытыми глазами представить картины природы, которые рисует поэт.

Закружилась листва золотая.

В розоватой воде на пруду

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер,

Близок сердцу желтеющий дол.

Отрок-ветер по самые плечи

Заголил на березке подол.

И в душе и в долине прохлада,

Синий сумрак как стадо овец.

За калиткою смолкшего сада

Прозвенит и замрет бубенец.

Я еще никогда бережливо

Так не слушал разумную плоть.

Хорошо бы, как ветками ива,

Опрокинуться в розовость вод.

Хорошо бы, на стог улыбаясь,

Мордой месяца сено жевать...

Где ты, где, моя тихая радость -

Все любя, ничего не желать?

Какие картины природы вы представили?

Какое настроение вы уловили?

О какой поре осени рассказывает поэт?

Попробуйте передать настроение при чтении, которое создает это стихотворение.

Обратите внимание, что в этом стихотворении есть сравнение. Найдите его. Вам поможет слово-подсказка словно.

Почему С.Есенин сравнивает кружащуюся золотую листву с легкой стаей бабочек?