Сочинение на тему «Татьяна — русская душою» по роману А. С


Татьяна Ларина – героиня романа в стихах «Евгений Онегин». К этому образу поэт относится с особой теплотой и даже называет Татьяну «милым идеалом». Главной чертой образа этой героини является то, что она «русская душой», потому что автор наделил героиню способностью думать и чувствовать как истинно русский человек.

Не случайно А.С. Пушкин дает героине исконно русское имя – Татьяна.

«…с ним, я знаю, неразлучно /Воспоминанье старины / Иль девичьей!», - пишет поэт, чем подчеркивает ее связь с народной жизнью.

Во второй главе романа, предваряемой эпиграфом «О, Русь!», Пушкин описывает быт дворянской семьи и показывает, что у Лариных чтутся русские обряды:

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели;

Любили круглые качели,

Подблюдны песни, хоровод;

Данный фрагмент свидетельствует о том, что жизнь в их доме строилась на народных («масленица жирная», «русские блины») и церковных (говение, то есть подготовка к исповеди и причастию) традициях, а Татьяна – прямая наследница всего этого.

И не случайно самым близким человеком для героини становится няня Филипьевна – простая русская крестьянка. Именно с ней Татьяна говорит о самом сокровенном: о любви («Была ты влюблена тогда?»), о сомнениях и переживаниях («Я… знаешь, няня… влюблена…»). Именно няня приобщила Татьяну к суеверию и гаданию. Так героиня верит «преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям…» и гадает на Святки, пытаясь узнать свою судьбу («Татьяна любопытным взором / На воск потопленный глядит…»). Таким образом поэт связывает образ Татьяны Лариной с русским фольклором.

Отсюда и сон героини, наполненный образами народных сказаний: медведь, помогающий Татьяне попасть на другую сторону ручья, а также лесной дом - неотъемлемый образ русских песен и сказок. Следовательно, используя прием сна, поэт не только изображает психологическое состояние героини, но и демонстрирует ее национальный характер.

Стоит упомянуть и о том, что Татьяна верит в Бога. Об этом свидетельствует её письмо к Онегину, в котором героиня пишет, что Евгений ей «послан Богом», и что сама любовь дана ей свыше: «То в вышнем суждено совете…/То воля неба: я твоя;». Смиренная вера, как мне кажется, является чертой исконно «русской души».

Также Татьяна духовно связана с русской природой. Большая часть пейзажных зарисовок словно дополняет ее образ. Обратимся к четвертой главе романа:

Уж небо осенью дышало,

Уже реже становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман…

Настроение осенней печали, ощущение медленного угасания соотносятся с описанием состояния героини: после объяснения с Онегиным «Татьяна увядает, бледнеет, гаснет и молчит».

Также природа вновь подчеркивает «русскую душу» героини:

Она любила на балконе

Предупреждать зари восход,

Когда не бледном небосклоне

Звёзд исчезает хоровод…

Используя сравнение звёзд на небе с хороводом, автор подчёркивает «русский дух» как в самой в природе, так и в Татьяне (хоровод – русский национальный танец).

Таким образом, «русская душа» Татьяны Лариной раскрывается А.С. Пушкиным разными способами: с помощью имени, описания быта и традиций семьи, фольклорных мотивов и пейзажа.

Обновлено: 2017-07-09

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Как раскрывается в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» «русская душа» Татьяны?

Татьяна Ларина - первый в русской литературе реалисти­ческий женский образ, «милый идеал» поэта. Миросозерца­ние героини, ее характер, душевный склад - все это раскры­то в романе очень подробно. Это натура цельная, незаурядная, исключительная, с истинно русской душой, с сильным ха­рактером и духом. Характер ее остается неизменным на про­тяжении всего романа. «Портрет ее в детстве, так мастерски написанный поэтом, является только развившимся, но не из­менившимся», - писал В.Г. Белинский.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой…

Татьяна росла задумчивой и впечатлительной девочкой, она не была участницей шумных детских игр, веселых развлечений, ее не занимали куклы и рукоделие. Она любила мечтать в одиночестве или слушать рассказы няни. В душе ее не было места рациональности, фальши, холодности, натура ее была глубока, поэтична, мечтательна. И это, безусловно, черты рус­ского человека. Татьяна понимает «тайный язык» природы, единственными друзьями ее становятся поля и леса, луга и рощи. Но особенно она любит зиму:

Татьяна (русская душою,

Сама не зная, почему)

С ее холодною красою Любила русскую зиму,

На солнце иней в день морозной,

И сани, и зарею поздной Сиянье розовых снегов,

И мглу крещенских вечеров.

Раскрывая внутренний мир Татьяны, поэт использует срав­нения («Как лань лесная боязлива»), эпитеты («с ее холодною красою», «розовых снегов»).

Эта глубинная связь героини с природой сохраняется на протяжении всего повествования. Татьяна живет по законам природы, в полном согласии со своими природными ритма­ми. Поэт говорит об этом, используя развернутое метафори­ческое сравнение. «Пора пришла, она влюбилась. Так в зем­лю падшее зерно Весны огнем оживлено». И общение героини с няней, вера «преданьям простонародной старины», снам, гаданьям, приметам и суевериям - все это только усиливает эту таинственную связь в природой. Отношение к природе у Татьяны сродни древнему язычеству, в героине как будто ожи­вает память ее далеких предков, память рода. «Татьяна - вся родная, вся из русской земли, из русской природы, загадоч­ная, темная и глубокая, как русская сказка… Душа ее проста, как душа русского народа. Татьяна из того сумеречного, древ­него мира, где родились Жар-птица, Иван-Царевич, Баба- Яга…», - писал Д. Мережковский.

В формировании внутреннего мира героини большую роль сыграло и ее увлечение модными романами. Сама любовь ее к Онегину проявляется «по-книжному», она присваивает себе «чужой восторг, чужую грусть». Однако постепенно она начи­нает открывать для себя внутренний мир Онегина. И в фина­ле он уже не является для нее загадкой, «пародией». И хотя она по-прежнему любит Онегина, однако теперь счастье героев невозможно: Татьяна замужем, и узы брака для нее священ­ны. Она не может причинить боль своему мужу, цельность натуры ее не позволяет ей пойти на легкомысленную интригу. И это тоже чисто русская черта.

Автору очень симпатична его героиня. Рассказывая о чув­ствах и поступках Татьяны, сравнивая ее со светскими ко­кетками, он неоднократно заступается за нее перед читате­лем. «Я так люблю Татьяну милую мою», - замечает Пуш­кин. И прежде всего поэта привлекает именно «русская душа» Татьяны, глубина ее натуры, эмоциональность.

Отметим, что в этой невозможности соединения героев у Пушкина был заложен глубокий, символический подтекст. Онегин - герой «культуры», западноевропейской цивили­зации. Татьяна - дитя природы, воплощающее собой саму суть русской души. Природа и культура в романе не совмес­тимы - они трагически разъединены.

Здесь искали:

  • русская душа татьяны лариной
  • в чем проявляется русская душа татьяны лариной
  • как раскрывается русская душа татьяны в романе евгений онегин

Существуют образы в литературе, которые становятся нарицательными, понятными и близкими каждому читателю. Именно к такому типу принадлежит и любимая героиня А.С.Пушкина − Татьяна Ларина. Русская душою, она вызывает искреннюю симпатию читателей, да и сам автор горячо восклицает: "...я так люблю Татьяну милую мою!"

В чём же поистине магическая притягательность образа этой героини?

Литературная эпоха, в которую создавался роман "Евгений Онегин", была перенасыщена образами жеманных барышень, изъяснявшихся исключительно по-французски и мечтающих о благородном незнакомце. Внешность этих героинь описывалась по определенному шаблону: выразительные голубые глаза, белокурые локоны, стройный стан. Тем необычнее на фоне их выглядит провинциальная Татьяна, самое имя которой настолько нестандартно на страницах романа, что Пушкину даже пришлось оправдываться: "Впервые именем таким Страницы нежные романа Мы своевольно освятим. И что ж? оно приятно, звучно..." Кроме того, он сразу признается: "Ни красотой сестры своей, ни прелестью её румяной Не привлекла б она очей" − и это тоже нехарактерно для главной героини.

Татьяна воспитывалась в традиционной семье, в провинциальном поместье, её родители и сестра − вполне заурядные люди, довольные своей жизнью и не претендующие на звание обладателей неординарной души. Поэтому вполне объяснимо, что она, умеющая тонко чувствовать и размышлять, "в семье своей родной казалась девочкой чужой" и с детства искала отдушины в книгах. Так формировалась романтическая сторона её характера: не имеющая жизненного опыта, юная Татьяна мерила Евгения мерками, почерпнутыми из французских сентиментальных романов. С другой стороны, огромное влияние на формирование её души оказала няня-крепостная, образ которой так любовно выписан поэтом. Именно ей Татьяна обязана глубоким знанием народных примет, сказаний, даже суеверий. Именно ей она впервые открывает свою душу, признавшись в любви к Онегину. Именно ей барышня, воспитанная на сентиментальной литературе, обязана тем щемящим и глубоким чувством, которое появляется в её душе при звуках народных песен, при виде первого снега и исконно русского пейзажа.

Неординарность характера Татьяны, его открытость и прямолинейность проявляются и в том, что она решает первой открыться в своих чувствах Онегину, пишет письмо, в котором чудесным образом переплетается напускное книжное влияние и живое искреннее чувство. Судить о силе духа Татьяны мы можем и по её поведению во время холодной отповеди Евгения: она приняла её с достоинством, неслыханным для 17летней девушки.

Позже Онегина, встретившего в высшем свете уже замужнюю Татьяну, поражает разительная перемена, произошедшая с ней. Но так ли она изменилась? Вряд ли. Высокое положение в свете, богатство не радуют её, она душой по-прежнему там, в милой сердцу деревне, среди книг и природы, она по-прежнему любит Онегина. Но долг свой перед мужем, перед своей честью она не нарушит. И в сцене последнего объяснения с Евгением явно заметно её душевное превосходство, глубина и цельность натуры настоящей русской женщины.

Пушкин неоднократно признавался, что образ Татьяны Лариной является собирательным, в том числе он совмещает в себе черты прекрасных знакомых поэта - жён декабристов. Он создал идеальный образ настоящей русской женщины, каким видел его. Этим и объясняется жизненность и неувядающее обаяние главной героини романа "Евгений Онегин".

Русская душа Татьяны Лариной в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Время в своем необратимом течении уносит все в историю. Но остается искусство. С портретов и миниатюр кисти О. Кипренского и В. Боровикова, В. Тропинина и К. Брюллова беззащитно, задумчиво и нежно смотрят на нас глаза их современниц. Неповторимые судьбы, сбывшиеся и неосуществленные мечты, надежды...
И как важно, что остался Пушкин! Осталась с нами его незабвенная Татьяна Ларина, так просто и естественно занявшая ведущее место в галерее женских образов русской литературы девятнадцатого века.
Собственно, кто был у нас в литературе до Татьяны? Людмила из «Руслана и Людмилы»? Мария из «Бахчисарайского фонтана»? Светлана из одноименной баллады Жуковского? Лиза из повести Карамзина?
Все эти героини, обладающие, несомненно, массой индивидуальных достоинств, начала русскому национальному женскому типу не дали. А Татьяна сделала это.
Чем же интересен образ героини романа «ЕвгенийОнегин»?
Прежде всего — своими глубокими национальными корнями, своей русской основой. Татьяна пользуется успехом в московском и петербургском обществе. Кажется, есть повод для гордости и радости. Первая среди знатных дам! Но блеск светского общества оставляет Татьяну равнодушной.
А мне, Онегин, пышность эта, Постылой жизни мишура, Мои успехи в вихре света, Мой модный дом и вечера, Что в них? Сейчас отдать я рада Всю эту ветошь маскарада, Весь этот блеск, и шум, и чад За полку книг, за дикий сад, За наше бедное жилище, За те места, где в первый раз, Онегин, видела я вас, Да за смиренное кладбище, Где нынче крест и тень ветвей Над бедной нянею моей... В этом признании из финального диалога героини с Онегиным — вся она, Татьяна. И здесь все, что связывает с нею автора, все, за что Пушкин любит ее. Ни в одной из знакомых женщин не чувствовал поэт этой внутренней силы, самобытности, простоты, потому и создал «милый идеал».
Не случайно М. Цветаева в книге «Мой Пушкин» обращает внимание на треугольник — Пушкин, Татьяна, няня Пушкина. Арина Родионовна всю жизнь была для поэта непревзойденным образцом истинно русской женщины. Она, скорее всего, стала прототипом няни Татьяны. Сама же Татьяна Ларина, придуманная поэтом, стала любимой героиней, олицетворением его Музы.
Только влюбленностью поэта можно объяснить, почему так неторопливо рисует он картины ее детства, юности, стремясь передать особенности характера, показать его в развитии.
Любимая женщина — всегда тайна, и Пушкин стремится постигнуть тайну Татьяны, приглашая читателя, доверяя ему свое самое дорогое. Вот Татьяна безмятежно живет в родительском доме. Она читает, мечтает в одиночестве, беседует по ночам с няней. Поэт рисует исключительно тонкий психологический портрет героини:
Итак, она звалась Татьяной, Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной Ни привлекла б она очей. Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная, боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой, А кругом — русская природа, мир деревни, столь милый сердцу самого Пушкина. И юное девичье сердце, пробуждаясь, жадно впитывает звуки, краски и запахи родных мест. Все в Татьяне ново, даже имя:
Впервые именем таким Страницы нежные романа Мы своевольно освятим.
И хорошо, что Татьяна не похожа ни на кого. Именно это позволяет ей вначале почувствовать, а потом понять Онегина. Его «урок» в саду, последовавший за ее письмом, пошел ей на пользу. Пусть Онегин знает о жизни все, а Татьяна ничего, зато она сильнее его, сильнее нравственно, потому что близка к своим истокам, то есть «русская душою».
Этого-то как раз и лишен герой. В конечном счете именно это объясняет развязку романа. Счастлива ли Татьяна, выгодно (только не для себя!) выйдя замуж и заняв достойное место в обществе? Естественно, нет. Ее чистота, красота, высокая нравственная сила — все это чуждо окружающему ее миру, где ценится совсем иное.
Вот почему она искренна с Онегиным. Она чувствует в нем родственную душу. Ведь она действительно любит его и никому, кроме него, в этом не призналась бы.
Думается, пушкинская героиня во многом повлияла на героинь Тургенева, Гончарова, Некрасова, Льва Толстого... Став «родоначальницей» женского национального типа в нашей литературе, столь неповторимого и яркого, героиня романа «Евгений Онегин» своим прекрасным обликом, богатым внутренним миром оказывает серьезное воздействие и на современное поколение.
И среди нас гораздо больше легкомысленных, похожих на Ольгу. Но подлинное уважение всегда вызывают такие прекрасные душой женщины, как Татьяна Ларина

Он первый поэтически воспроизвел, в
лице Татьяны, русскую женщину.
В. Г. Белинский
Женский характер пушкинских времен. С портретов и миниатюр кисти О. Кипренского и В. Боровиковского, В. Тропинина и К. Брюллова беззащитно, задумчиво и нежно смотрят глаза современниц великого поэта. Неповторимые судьбы, сбывшиеся и не свершившиеся надежды, мечты. Увы, река забвения унесла все это в своем необратимом течении. Но осталось искусство. Остался Пушкин. Осталась с нами его незабвенная Татьяна Ларина, так просто и естественно занявшая ведущее

Место в галерее женских образов русской литературы XIX века.
Собственно, кто был у нас в литературе до Татьяны? Его же Людмила из “Руслана и Людмилы” и Мария из “Бахчисарайского фонтана”? Или Светлана Жуковского? А может быть, Лиза из повести Карамзина? Все эти героини, имеющие, несомненно, массу индивидуальных достоинств, начала русскому национальному женскому типу не дали. А образ Татьяны оставил глубокий след в литературе.
Чем же интересен образ героини романа “Евгений Онегин”?
Прежде всего своими глубокими национальными корнями, своей русской основой, делающей ее совершенным явлением в московском и петербургском обществе, “блеск” которого оставляет Татьяну равнодушной. Помните?
А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
Мои успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера,
Что в них? Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад.
За наше бедное жилище,
За те места, где в первый раз,
Онегин, видела я вас,
Да за смиренное кладбище,
Где нынче крест и тень ветвей
Над бедной нянею моей.
В этой, может быть, несколько длинной цитате из финального диалога героини с Онегиным – вся она, Татьяна. И здесь – все, что связывает с нею автора, все, за что Пушкин любит ее. Ни в Голицыной, ни в Завадовской, ни в Воронцовой, ни в Керн не чувствовал поэт этой внутренней силы, самобытности, простоты. А потому и создал “милый идеал”. Не случайно М. Цветаева в книге “Мой Пушкин” обращает внимание на связь: Пушкин – Татьяна – няня. Арина Родионовна всю жизнь была для поэта непревзойденным образцом истинно русской женщины, воплотившей в себе все самое светлое и чистое. Отсюда-и слова Татьяны.
Итак, Татьяна Ларина – любимая героиня поэта, олицетворение его Музы. Именно поэтому так неторопливо рисует он картины ее детства, юности, стремясь передать динамику характера, показать образ в развитии. Любимая женщина – всегда тайна, и Пушкин стремится постигнуть тайну Татьяны, приглашая читателя, доверяя ему свое самое дорогое.
Вот Татьяна безмятежно живет в родительском доме. Она читает, мечтает в одиночестве, водит хороводы с крестьянскими девушками, беседует по ночам с няней.
Поэт рисует исключительно тонкий психологический портрет героини:
. она звалась Татьяной,
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
А вокруг – русская природа, мир деревни, столь отрадный сердцу самого Пушкина. И юное женское сердце, пробуждаясь, жадно впитывает звуки, краски и ароматы родных мест.
Все в Татьяне ново, даже имя:
Впервые именем таким
Страницы, нежные романа
Мы. своевольно освятим.
Но входит она в наше сознание сразу и неотвратимо, даже магически. И хорошо, что Татьяна не похожа ни на кого. Именно это позволяет ей вначале почувствовать, а потом понять Онегина. Его “урок” в саду, последовавший за ее письмом, пошел ей на пользу. Пусть Онегин знает о жизни все, а Татьяна ничего, зато она сильнее его, потому что близка к своим истокам, она – “русская душою”. Этого-то как раз и лишен Онегин. В конечном счете именно это объясняет развязку романа.
Счастлива ли Татьяна, выгодно (только не для себя!) выйдя замуж и заняв достойное место в обществе? Естественно, нет. Ее чистота, красота, высокая нравственная сила – все это чуждо миру, где ценится совсем иное. Поэтому-то она искренна с Онегиным, чувствуя в нем родственную душу, но потому она и отказывает ему. Ведь она действительно любит его и никому, кроме него, в этом бы не призналась.
Думается, пушкинская Татьяна во многом повлияла на героинь Тургенева, Гончарова, Некрасова, JI. Толстого,
Чехова. Став “родоначальницей” женского национального типа в нашей литературе’, столь неповторимого и яркого, героиня романа “Евгений Онегин” своим прекрасным обликом, богатым внутренним миром оказывает серьезное воздействие и на современное поколение.

Сочинения по темам:

  1. Татьяна Ларина – образ, запечатлевший все лучшие представления о женщине в России. Тихая, печальная, молчаливая, неяркая, чужая. Такой видится Татьяна...