Юшка проблемы. В чём заключается основная идея рассказа А.П

Конспект открытого урока литературы по рассказу А.П Платонова «Юшка»

Тема: Нравственные проблемы в рассказе «Юшка». Анализ рассказа.

    Мотивация.

Известный мастер афоризмов Леонид Сухоруков задавался вопросом: «Что лучше освещать: проблему или дорогу к её решению?» А как вы считаете? Какой это вопрос? (проблемный). Почему? (содержит противоречия).

— А где мы сталкиваемся с проблемами? Какие пути решения проблем вы знаете на литературе? (поиск информации, исследования, обсуждение, анализ). Сегодня мы будем разрешать проблемы, ставить проблемные вопросы)

    Проблемная ситуация.

– Выберите дверь, в которую вы бы зашли. Трудно? Почему? (Нет информации, наличие информации – один из вариантов решения проблемы).

— А сейчас, я думаю, что вам будет легче выбрать. Выберите дверь и определите группу, в которой вы бы хотели работать. Как вы будете представлять свои работы?

Слайд с изображением 3 дверей. Попробуйте сейчас выбрать и в зависимости от того, кем вы хотите быть сегодня на уроке, распределитесь на группы: 1 – творческие личности, 2- исследователи, 3- изобретатели.

    Определение темы. Актуализация.

– О каком писателе мы говорили? Почему с этих строк Виктора Чалмаева об Андрее Платонове я начала урок? Что вы можете сказать о Платонове? «Грустное упрямство, печальная воля к жизни живет в авторе, застенчиво явление его в мир с «извинением» за свою непохожесть на других». (Потому что мы будем сегодня говорить о Платонове, рассказ «Юшка», в образе Юшки можно увидеть мировоззрение, характер самого автора)

Прочитайте высказывания. Что их объединяет? Какие высказывания вы бы отнесли к рассказу?

Какие слова требуют объяснения?

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек.

Сострадание — жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Милосердие — готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Можно ли сказать, что эти высказывания затрагивают нравственные проблемы?

Сформулируйте тему урока.

Нравственные проблемы в рассказе «Юшка» Андрея Платонова.

1)«Смысл жизни имеет лишь жизнь, прожитая ради других» (А. Энштейн)
2) «Зло порождает зло» (М.Ю. Лермонтов)
3) «Сострадание – есть горе о чужом несчастье» (Плутарх)
4) «Милосердие – это свобода отдавать что – либо о всей души» (Неизвестный)
5) «Возлюби ближнего своего, как самого себя» (Библия)

    Анализ рассказа «Юшка» Платонова.

– Чтобы выявить эти проблемы в произведении в рассказе, что мы должны сделать?

О чем это произведение? Главную мысль, идею рассказа можем назвать? Нет. Почему? Потому что не проанализировали? Следовательно, какие задачи мы ставим перед собой?

С чего начнем анализ?

— Почему это произведение называется «Юшка»?

— Это его настоящее имя?

— Почему главного героя называют Юшка?

— Какие предположения могут быть по поводу появления этого прозвища? Дома вы должны были найти определение этого слова.

А ещё есть предположение, что Юшка от слова юродивый.

Юродивые — люди, принимавшие на себя из любви к Богу и ближним один из подвигов христианского благочестия - юродство о Христе. Они не только добровольно отказывались от удобств и благ жизни земной, от выгод жизни общественной, от родства самого близкого и кровного, но принимали на себя вид безумного человека.

Какое предположение мы выберем? Как нам доказывать истинность нашего предположения? (Проанализировать текст, исследовать имя)

Сегодня у нас урок — исследование, которое состоит из двух этапов: 1 – исследование прозвища главного героя, 2 – дискуссия.

— Что будет предметом нашего исследования? (Сам герой, образ Юшки, отношение людей к нему)

А что представляет собой образ? (внешность, характер, отношение к нему).

Обычно прозвище человеку дается по каким –то внешним особенностям или по особенностям характера. Как вы думаете, по каким признакам Юшке дали такое прозвище? (по внешнему виду, качествам)

Заполните таблицу выражениями из текста. Подготовьте рассказ о Юшке, но знайте, что творческие личности должны представить свой рассказ в творческой форме, исследователи – в виде рассуждения, а изобретатели могут построить свой рассказ, на основе созданной формулы, уравнения, алгоритма и т.п

Заполняют таблицу. 3 мин на работу

— Давайте обсудим, что у вас получилось. Прочитайте. Дополните.

— Ребята, на что вы обратили внимание? Как выглядел Юшка? А каким человеком был? Соотносятся ли внешность и характер?

Найдите отрывок, в котором Юшка наслаждается природой? Счастлив ли Юшка? Почему?

Прослушаем отрывок.

1 группа: Рассказ о Юшке должен нести творческий характер (рисунок ассоциация, стихотворение).

2 группа: Рассказ о Юшке в виде рассуждения.

3 группа: Рассказ о Юшке сопровождается изобретенной формулой, уравнением, геометрической фигурой и др.

Какой вывод мы можем сделать по рассказам о Юшке?- Можно ли соотнести внешность и характер? Какой прием использован? Почему?

Ребята, по вашим работам мы можем сделать вывод, что внешность Юшки противопоставлена его внутреннему миру. Какой прием здесь использует Платонов? Почему именно этот прием? (чтобы противопоставить неприметную внешность Юшки его богатой духовной жизни).

Можно ли по результату анализа внешности и характера Юшки ответить на наш вопрос: почему главного героя называют Юшкой?

Вам даны цитаты из текста. Прочитайте их внимательно. Почему эти предложения сгруппированы именно так?

1.Дети поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор горстями и бросали в Юшку.

2.Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них; он шел так же тихо, как прежде.

1.У взрослых людей бывало злое горе или обида, или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью. Увидев Юшку, шедшего в кузницу или ко двору на ночлег, взрослый человек разговаривал с ним, убеждался, что Юшка во всем виновен, и бил его.

2.Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания.

1.Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться…

2.Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя…

Вывод: Они противопоставлены друг другу. Как? Что чему?

(Эти предложения можно разбить на 3 группы: Юшка и дети, добро Юшки и зло взрослых, смерть и жизнь; сопоставить 1-2,3-4,5-6 противопоставлены дети и Юшка, зло людей – добро Юшки, смерть и жизнь).

Какой прием здесь опять использует Платонов? (опять противопоставляет Юшку людям) Какие противопоставления вы можете ещё найти?

— Как люди называют Юшку? (блажной, юрод, негодный, божье чучело)

Становится ли гипотеза фактом?

— Ребята, попробуйте ответить на вопрос: почему после смерти Юшки люди стали жить хуже?

Сравните: Одни из исследователей творчества Платонова пишет: «Юшка — воплощение добра, утрата его так же губительна для людей, как и потеря крови».

Согласны ли вы с этим?

Почему сам себя герой называет Юшкой? Почему Платонов выбрал для своего героя имя Юшка? На эти вопросы однозначного ответа нет: гипотеза остается гипотезой.

— Совпадает ли ваше отношение к Юшке с отношением людей или автора к нему?

Обращаются к словарю

Блажной — взбалмошный, неуравновешенный, сумасбродный, негодный.

Юрод — юродивый.

Юродивый — чудаковатый, помешанный; безумец, обладающий даром прорицания.

Негодный — такой, который нельзя использовать для чего-либо

— Ребята, возникли ли у вас какие-то вопросы, которые вы бы хотели обсудить?

Какое однородное определение вы ба вставили: незлобная и ………………..девочка. Посмотрите как у Платонова.

У меня к вам вопрос: «Почему в предложении «А люди думали, что в дальней деревне живет Юшкина любимая дочь, такая же незлобная и лишняя людям, как отец» писатель использует такое прилагательное? Как вы понимаете эти строки? К чему мы придем, если добрые люди в этом мире будут лишними? (Дочь Юшки такая же незлобная, как Юшка, а значит и лишняя среди людей, но нужная Юшке. Сиротство оказывается преодоленным благодаря любви, Юшка живет для того, чтобы девочка- сирота знала, что нужна в этом мире, поэтому она будет продолжать дело своего отца: творить добро).

Какие главные слова произносит Юшка? Согласны ли вы с ними?

— Какова идея этого рассказа? Какие нравственные проблемы можно выявить?

Какие чувства вызвал урок? Какие выводы вы сделаете? Кого вы бы хотели из ребят отметить? 10 мин

Рефлексия.

— Изобретателям я предлагаю создать синквейн: запишите существительное, в следующей строчке два прилагательных или причастия, которые бы описывали существительное, 3 глагола, 4 слова личное отношение, творческим личностям сочинить стихотворение, а исследователям ответить, какая из нравственных проблем здесь более глубоко рассматривается.

— Чехов: «За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные, и что после непродолжительного счастья наступает несчастье».

«Крыжовник», 1898 год

— Фотографии, которые вы увидите, фотографии детей нашего дома ребенка. Они тоже, как и Юшка, должны быть кому-то нужны.

Домашнее задание на выбор:

1.Может кто-то уже совершал благие поступки и захочет об этом написать в мини- сочинение «Как моя любовь помогла другому человеку». К каким реальным действиям может подвигнуть наш урок?

2. Организовать проект помощи дому ребенка нашего города.

3. Ответить на вопрос: Один из героев Булгакова сказал «злых людей не бывает». Согласны ли вы с этим высказыванием?

Слово учителя:

Хочется крикнуть людям:

“Будьте щедрей на ласку!”

Путь человека труден,

Мало похож на сказку.

Как скопидом монеты,

Ласку не прячьте, люди,

Пусть она добрым светом

Вечно светить вам будет.

Каждый из нас нужен.

Я ТОЖЕ ВСЕМУ СВЕТУ НУЖЕН …

Предполагаемые задания.

1 группа: Определите, все ли данные вопросы соответствуют по тематике данному тексту и являются проблемными. Выберите один вопрос и ответьте на него.

Тогда дети опять толкали Юшку и кидали в него комья земли, - пусть он лучше злится, раз он вправду живет на свете. Но Юшка шел и молчал. Тогда сами дети начинали серчать на Юшку. Им было скучно и нехорошо играть, если Юшка всегда молчит, не пугает их и не гонится за ними. И они еще сильнее толкали старика и кричали вкруг него, чтоб он отозвался им злом и развеселил их. Тогда бы они отбежали от него и в испуге, в радости снова бы дразнили его издали и звали к себе, убегая затем прятаться в сумрак вечера, в сени домов, в заросли садов и огородов. Но Юшка не трогал их и не отвечал им.

Когда же дети вовсе останавливали Юшку или делали ему слишком больно, он говорил им:

- Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, должно быть, любите меня!.. Отчего я вам всем нужен?.. Обождите, не надо меня трогать, вы мне в глаза землей попали, я не вижу.

Дети не слышали и не понимали его. Они по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он им ничего не делает.

Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его.

— Почему дети, которые только начинают жить и, значит, не должны ещё научиться злу и ненависти, «терзают» Юшку?

— Почему Юшка радовался вместе с детьми, когда те над ним издевались? (Юшка рад от сознания своей нужности, он думал, что дети его от любви «терзают», они любить не умеют)

-Почему дети ждут от Юшки другой реакции? (Для детей ответить на зло злом нормально)

— Что является для детей источником радости и веселья? (зло)

2 группа: Определите, все ли данные вопросы соответствуют по тематике данному тексту и являются проблемными. Выберите один вопрос и ответьте на него.

И после разговора, во время которого Юшка молчал, взрослый человек убеждался, что Юшка во всем виноват, и тут же бил его. От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе.

Юшка потом долго лежал в пыли на дороге. Очнувшись, он вставал сам, а иногда за ним приходила дочь хозяина кузницы, она подымала его и уводила с собой.

- Лучше бы ты умер, Юшка, - говорила хозяйская дочь. - Зачем ты живешь?

Юшка глядел на нее с удивлением. Он не понимал, зачем ему умирать, когда он родился жить.

- Это отец-мать меня родили, их воля была, - отвечал Юшка, - мне нельзя помирать, и я отцу твоему в кузне помогаю.

- Другой бы на твое место нашелся, помощник какой!

- Меня, Даша, народ любит!

Даша смеялась.

- У тебя сейчас кровь на щеке, а на прошлой неделе тебе ухо разорвали, а ты говоришь - народ тебя любит!..

- Он меня без понятия любит, - говорил Юшка. - Сердце в людях бывает слепое.

- Сердце-то в них слепое, да глаза у них зрячие! - произносила Даша. - Иди скорее, что ль! Любят-то они по сердцу, да бьют тебя по расчету.

- По расчету они на меня серчают, это правда, - соглашался Юшка. - Они мне улицей ходить не велят и тело калечат.

— Почему Юшка уверен, что народ его любит, несмотря на то, что терпел обиды от них?

— Почему люди так жестоки к Юшке?

— Платонов писал, что бить злых – это бить детей? Как вы понимаете это высказывание?

— Почему Даша, которая помогает Юшке, тоже сомневается в его «надобности»?

— Почему после смерти Юшки людям стало жить хуже? Люди стали жить хуже, потому что вся злоба оставалась среди людей, не на кого было вымещать свое зло, злое горе и обиду.

3 группа: Определите, все ли данные вопросы соответствуют по тематике данному тексту и являются проблемными. Выберите один вопрос и ответьте на него.

В июне или августе месяце Юшка надевал на плечи котомку с хлебом и уходил из нашего города. В пути он дышал благоуханием трав и лесов, смотрел на белые облака, рождающиеся в небе, плывущие и умирающие в светлой воздушной теплоте, слушал голос рек, бормочущих на каменных перекатах, и больная грудь Юшки отдыхала, он более не чувствовал своего недуга - чахотки. Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим. Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве веселые звуки, и поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущих влагой и солнечным светом.

По дороге Юшка отдыхал. Он садился в тень подорожного дерева и дремал в покое и тепле. Отдохнув, отдышавшись в поле, он не помнил более о болезни и шел весело дальше, как здоровый человек. Юшке было сорок лет от роду, но болезнь давно уже мучила его и состарила прежде времени, так что он всем казался ветхим.

— Почему на природе Юшка чувствует себя счастливым?

— Почему Юшка чувствовал себя без «бабочек и жуков» осиротевшим? Почему Платонов использует здесь именно слово «осиротевший»? (Он чувствовал, что даже от этой маленькой утраты, мир стал неполным).

У меня к вам тоже есть проблемный вопрос.

— Почему в предложении «А люди думали, что в дальней деревне живет Юшкина любимая дочь, такая же незлобная и лишняя людям, как отец» выделенные слова являются однородными определениями? (Дочь Юшки такая же незлобная, а значит и лишняя среди людей, но нужная Юшке. Сиротство оказывается преодоленным благодаря любви, Юшка живет для того, чтобы девочка- сирота знала, что нужна в этом мире, поэтому она будет продолжать дело своего отца: творить добро).

— Как Юшка понимал смысл своего существования? Ради другого человека, ради девочки, которая стала работать врачом, помогать людям. Ради других людей, он любит все и всех. А люди этого не понимали, мешали себя любить.

— Что значило бы для вас: жить как Юшка? Почему? Нравственные проблемы возникают, потому что люди не могут установить равенство между собой, вспомните веселого прохожего, который говорил Юшке, что тот не имеет право равнять его с собой.

— Какова идея этого рассказа?

— Нужны ли такие люди в жизни?

Какие чувства вызвал урок? Какие выводы вы сделаете?

— Синквейн: запишите существительное, в следующей строчке два прилагательных или причастия, которые бы описывали существительное, 3 глагола, 4 слова личное отношение.

Чехов: «За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные, и что после непродолжительного счастья наступает несчастье».

«Крыжовник», 1898 год

Фотографии, которые вы увидите, фотографии детей нашего дома ребенка. Они тоже, как и Юшка, должны быть кому-то нужны.

Домашнее задание: 1.Может кто-то уже совершал благие поступки и захочет об этом написать в мини- сочинение «Как моя любовь помогла другому человеку». К каким реальным действиям может подвигнуть наш урок? 2. Организовать проект помощи дому ребенка нашего города.

Хочется крикнуть людям:

Будьте щедрей на ласку!”

Путь человека труден,

Мало похож на сказку.

Как скопидом монеты,

Ласку не прячьте, люди,

Пусть она добрым светом

Вечно светить вам будет.

Каждый из нас нужен.

Я ТОЖЕ ВСЕМУ СВЕТУ НУЖЕН …

-Один из героев Булгакова сказал «злых людей не бывает». Согласны ли вы с этим высказыванием?

Произведения Андрея Платонова обладают той магической свойственностью, которая заставляет нас задумываться о многих окружающих вещах. Некоторые ситуации, которые описываются в его рассказах, вызывают у нас некоторое недоумение и провоцируют на протест. .

Это и является той сильной стороной его творчества, которая не оставляет читателя равнодушным. Писатель мастерски раскрывает нам сущность красоты и искренности простых людей, которые благодаря своему глубокому внутреннему наполнению изменяют мир к лучшему.

Рассказ «Юшка» - трагедия героя

Главный герой рассказа «Юшка» - человек, который обладает непревзойденным чувством понимания и любви природы. Он относится к ней как к живому существу. Доброта и сердечность его души не имеет границ. Имея страшный недуг, он не жалуется на жизнь, а воспринимает ее как настоящий драгоценный дар. Юшка обладает настоящим душевным благородством: он считает, что все люди равные и заслуживают на счастье.

Трагедия рассказа заключается в том, что окружающие люди не воспринимают бедного Юшку как личность, они потешаются над его юродивостью и всячески оскорбляют при первом удобном случае. Дети, следуя примерам взрослых, бросают в него камни и обижают презрительными словами.

Однако наш герой воспринимает это как любовь к себе, ибо в его мировоззрение отсутствуют понятия ненависти, насмешки и призрения. Единственный человек, который относился ему с благодарностью и любовью, была сирота, которую он воспитал.

Девушка стала доктором и вернулась в родную деревню, чтобы вылечить своего названого отца, однако было поздно Юшка закончил свой нелегкий жизненный путь. Но все - таки она решает остаться в селе, чтобы помогать людям. Таким образом, она продолжает миссию Юшки с одной только разницей: он лечил их души, а она тела.

Только после его смерти, окружающие люди смогли по-настоящему оценить то, каким человеком он являлся. Их осенило прозрение: Юшка был лучше их всех вместе взятых, ведь никто не мог так искренне любить и восхищаться окружающим миром, как он. Советы, которые несчастный юродивый давал при жизни, ранее казавшиеся глупостями, обрели в их глазах настоящую философию и мудрость жизни.

Нравственность как основа характеров героев Платонова

В своем произведении Платонов показывает нам необходимость быть более открытыми окружающему восприятию. В погоне за призрачными целями мы теряем настоящие приоритеты, которые заключаются в любви и понимании.

А вместо того, чтобы прислушиваться к людям, которые пытаются на собственном примере показать всю нравственность и духовность человека, беспощадно отталкиваем их от себя.

Язык эпохи в рассказе: актуальность темы

Ситуация описанная в произведении, весьма характерна для начала XX века, в котором общество забывало абсолютно все ценности, раннее присущи своему народу. Однако, произведение останется актуальным в любую эпоху, ведь даже в современном мире общество преимущественно преследует материальные ценности, совсем забывая о духовности.

1) Особенности жанра. Произведение А. Платонова «Юшка» относится к жанру рассказа.

2) Тематика и проблематика рассказа. Основная тема рассказа А. Платонова «Юшка» - тема милосердия, сострадания. Андрей Платонов в своих произведениях создает особый мир, который поражает нас, завораживает или приводит в недоумение, но всегда заставляет глубоко задуматься. Писатель раскрывает перед нами красоту и величие, доброту и открытость простых людей, которые способны переносить невыносимое, выживать в условиях, в которых выжить, казалось бы, невозможно. Такие люди, по мнению автора, могут преобразить мир. Таким необыкновенным человеком предстает перед нами герой рассказа «Юшка».

3) Основная идея рассказа. Основная идея художественного произведения - это выражение авторского отношения к изображаемому, его соотнесение этого изображения с утверждаемыми или отрицаемыми писателем идеалами жизни и человека. Платонов утверждает в своём рассказе идею значимости любви и добра, идущих от человека к человеку. Он стремится воплотить в жизнь принцип, взятый ещё из детских сказок: невозможного нет, всё возможно. Сам автор говорил: «Надо любить ту Вселенную, которая может.быть, а не ту, которая есть. Невозможное - невеста человечества, и к невозможному летят наши души...» К сожалению, не всегда добро ’побеждает в жизни. Но добро, любовь, по Платонову, не иссякают, не уходят из мира со смертью человека. После смерти Юшки прошли годы. В городе давно позабыли его. Но Юшка вырастил на свои маленькие средства, отказывая себе во всём, сироту, которая, выучившись, стала врачом и помогала людям. Докторшу называют дочерью доброго Юшки.

4) Характеристика героев рассказа.

Образ Юшки. Главный герой рассказа - Юшка. Добрый и сердечный Юшка обладает редким даром любви. Эта любовь истинно святая и чистая: «Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим». Погружаясь в мир природы, вдыхая аромат лесов и трав, он отдыхает душой и даже перестает чувствовать свой недуг (бедный Юшка страдае т от чахотки). Искренне любит он и людей, в особенности же одну сиротку, которую вырастил, выучил в Москве, отказывая себе во всем: он никогда не пил чаю, не ел сахара, «чтоб она ела его». Каждый год ездит он проведывать девушку, привозит денег на весь год, чтобы она могла жить и учиться. Он любит её больше всего на свете, и она, наверное, единственная из всех людей, отвечает ему «всем теплом и светом своего сердца». Достоевский писал: «Человек есть тайна». Юшка же в своей «нагой» простоте кажется людям откровенно понятным. Но его непохожесть на всех раздражает не только взрослых, но и детей, а также влечёт к нему человека «со слепым сердцем». Всю жизнь несчастного Юшку все бьют, оскорбляют и обижают. Дети и взрослые потешаются над Юшкой, упрекают его «за безответную глупость». Однако он никогда не проявляет злобы к людям, никогда не отвечает на их оскорбления. Дети бросают в него камни и грязь, толкают его, не понимая, почему он не ругает их, не гонится за ними с хворостиной, как другие взрослые. Наоборот, когда ему бывало совсем уж больно, этот странный человек говорил: «Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, должно быть, любите меня?.. Отчего я вам всем нужен?..» Наивный Юшка видит в непрерывных издевательствах людей извращенную форму любви к себе: «Меня, Даша, народ любит!» - говорит он хозяйской дочери. Перед нами старый на вид человек, слабый, больной. «Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его вместо усов и бороды росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как не остывающие слёзы». Он долгие годы носит без смены одну и ту же одежду, напоминающую рубище. И стол его скромен: чаю он не пил и сахару не покупал. Он - подручный помощник у главного кузнеца, выполняет работу незаметную для постороннего глаза, хотя и необходимую. Он первым идёт поутру в кузницу и (последним покидает, так что старики и старухи сверяют по нему начало и конец дня. Но в глазах взрослых, отцов и матерей Юшка - человек ущербный, не умеющий жить, ненормальный, потому-то именно его вспоминают они, ругая детей: мол, будешь как Юшка. Кроме того, каждый год Юпжа куда-то уходит на’ месяц и потом возвращается. Уйдя далеко от людей, Юшка преображается. Он распахнут миру: благоуханию трав, голосу рек, пению птиц, веселью стрекоз, жуков, кузнечиков - живет одним дыханием, одной живой радостью с этим миром. Мы видим Юшку весёлым и счастливым. И умирает Юшка из-за того, что оскорблено его принципиальное чувство и убеждение в том, что каждый человек «по надобности» своей равен другому. Только после его смерти оказывается, что он всё же был прав в своих убеждениях: он действительно был нужен людям.

Образ приёмной дочери Юшки. Став врачом, девушка приехала в городок, чтобы вылечить Юшку от мучавшей его болезни. Но, к сожалению, было уже поздно. Не успев спасти своего приёмного отца, девушка всё же остается, чтобы распространить на всех людей чувства, зажжённые в её душе несчастным юродивым, - своё сердечное тепло и доброту. Она остается, чтобы «лечить и утешать больных людей, не утомляясь утолят! страдание и отдалять смерть от ослабевших».

Рассказ «Юшка» был написан Платоновым в первой половине 30-х гг., а опубликован только после смерти писателя, в 1966 г., в «Избранном».

Литературное направление и жанр

«Юшка» - это рассказ, раскрывающий на нескольких страницах образ мыслей населения целого городка и менталитет человека как такового.

В произведении неожиданный конец, связанный с приездом в город сироты, выученной на врача. Такая концовка делает рассказ похожим на новеллу. Есть в произведении и сходство с притчей, если воспринимать концовку как мораль, показывающую истинное милосердие.

Тема, основная мысль и проблематика

Тема рассказа – природа добра и зла, милосердия и жестокости, красота человеческой души. Основная мысль может быть выражена сразу несколькими библейскими истинами: творить добро нужно бескорыстно; человеческие сердца лукавы и крайне испорчены, поэтому люди не ведают, что творят; нужно возлюбить ближнего своего, как самого себя. Проблематика рассказа тоже связана с нравственностью. Платонов поднимает проблему запоздалой благодарности, презрения и жестокости к непохожим на всех. Одна из важнейших проблем – нравственная мёртвость героев, противопоставленная нравственной живости Юшки, хотя как раз в его живости сомневаются дети.

Сюжет и композиция

Действие рассказа происходит «в старинное время». Такая отсылка к прошлому делает рассказ почти сказкой, начинающейся со слов «в некотором царстве жили-были». То есть герой рассказа сразу представлен как универсальный вневременной герой, в котором воплощены нравственные ориентиры человечества.

Помощник кузнеца Юшка, над которым смеются все жители города как над существом кротким и безответным, каждое лето уходит на месяц. По его словам, то к племяннице, то к другой родственнице в деревню или в Москву. В тот год, когда Юшка не пошёл никуда, чувствуя себя очень плохо, он умер, сбитый с ног очередным насмешником.

Осенью в городе появилась сирота, которую Юшка всю жизнь кормил и учил. Девушка приехала, чтобы вылечить своего благодетеля от туберкулёза. Она осталась в городе и всю жизнь посвятила бескорыстной помощи больным.

Герои

Рассказ назван по имени главного героя. Юшка – это не прозвище, как думают многие читатели, а уменьшительно-ласкательное имя, которое в Воронежской губернии образовывалось от южнорусского варианта имени Ефим – Юхим. Но слово юшка в том же южнорусском диалекте означает жидкую еду наподобие супа, вообще жидкость и даже кровь. Таким образом, имя героя как бы говорящее. Оно намекает на способность героя приспособиться к жёсткому злому миру, как приспосабливается вода к форме сосуда. А также имя – намёк на смерть героя, умершего от открывшегося кровотечения, очевидно, спровоцированного ударом в грудь.

Юшка – помощник кузнеца. Сейчас человека, который выполняет такую работу, «которую нужно было делать», назвали бы чернорабочим. Его возраст определяется как «старый на вид». Только в средине рассказа читатель узнаёт, что Юшке было 40 лет, а слабым и старым на вид он был из-за болезни.

Рассказ оказался пророческим и для самого Платонова, который умер от туберкулёза, заразившись от сына, попавшего в тюрьму в 15 лет и выпущенного через 2,5 года уже тяжелобольным.

В портрете Юшки подчёркнуты его худоба и невысокий рост. Особо выделены глаза, белые, как у слепца, со стоящими в них постоянно слезами. Этот образ не случаен: Юшка видит мир не таким, каким он есть на самом деле. Он не замечает зла, считая его проявлением любви, и словно вечно плачет о нуждах других.

Юшка похож на блаженного, какими их представлял русский народ. Разница только в том, что блаженных не принято было обижать. Но Юшку унижают и бьют, называя не блаженным, а блажным, непохожим, животным, божьим чучелом, юродом негодным . И требуют, чтобы Юшка был похожим на них, жил, как все.

Юшка считает всех людей равными «по надобности». Его случайно убивает односельчанин как раз за то, что он осмелился равнять себя с ним.

Герой соотносим даже с Христом, который пострадал за народ, претерпев мучения. Когда над Христом издевались римские солдаты, он молчал, не объясняя им ничего. Но ещё больше похож на Юшку герой романа Булгакова, написанного чуть позже «Юшки», в 1937 г. Иешуа, в отличие от библейского Иисуса, активно оправдывает обидчиков, называя их добрыми людьми. Так и Юшка называет обижающих его детей родными, маленькими.

Юшка считает, что он нужен и детям, и взрослым. Казалось бы, он ошибочно делает вывод о том, что дети и взрослые нуждаются в нём, потому что любят его. Но через годы становится понятным, что его действительно любили, просто не умея выразить ни любви, ни потребности в нём. А именно так и думал Юшка, которого обижали.

Как и многие блаженные, Юшка обходится малым. Свой крошечный доход (семь рублей и шестьдесят копеек в месяц) Юшка не тратит на чай и сахар, довольствуясь простой бесплатной едой кузнеца – хлебом, щами и кашей. Настолько же проста и одежда Юшки, которая за все годы как будто не изнашивается, оставаясь равномерно ветхой и дырявой, но исполняя своё предназначение.

Народ обижал Юшку, потому что в сердцах людей «лютая ярость» , «злое горе и обида» . Кротость Юшки противопоставлена агрессии людей, спровоцированной их горем, виновником которого все считают Юшку.

К Юшке добра Даша, дочь кузнеца. Она пытается объяснить Юшке, что его никто не любит, что его жизнь напрасна. Но Юшка знает, зачем он живёт: по воле родителей и для цели, о которой он никому не говорит, как и о своей любви ко всему живому.

Юшка не нуждается в людях, как они в нём, зато, уходя в безлюдные места, Юшка переживал единение с природой. Он чувствовал себя осиротевшим даже от смерти жука или букашки. Именно живая природа исцеляла героя, давая ему силы.

После смерти Юшка разделяет судьбу многих юродивых и святых. Нашедший его труп столяр сразу просит прощения: «Забраковали тебя люди» . Проститься с ним пришёл весь народ. Но потом Юшку забыли, как забывают и обычных людей, и юродивых, и святых. Одинокий Юшка оказался благодетелем, даровав народу ту, что стала заботиться о нём – выращенную и выученную на его деньги сиротку, ставшую врачом. Её и называют дочерью доброго Юшки, не помня его самого.

Особенности стиля

В рассказе встречаются традиционные для Платонова мотивы. Один из них – мотив смерти. Дети сомневаются в том, что Юшка живой, потому что он не отвечает злом на их зло.

Пейзаж в рассказе раскрывает источник душевных сил героя. В отличие от людей, черпающих энергию из удовольствия обижать слабых, Юшка слабых поддерживал и воспринимал себя как часть природы. Странное платоновское выражение «лица жуков» , встречающееся и в других произведениях, показывает, что и природу Юшка воспринимал как равную себе, очеловечивая её.

Платонов создаёт убедительный образ счастья, которое случается с людьми вопреки их злым поступкам. Жизнь писателя во многом была подобна жизни его героя: тяжёлая неблагодарная работа, в которую он вкладывал душу, и преждевременная смерть от болезни.

Произведение по жанровой направленности относится к небольшой новелле, написанной в реалистическом стиле, затрагивающей проблематику проявления в человеке милосердных и добрых качеств, а также существования на земле людской жестокости и черствости.

Композиционная структура рассказа представляется в несложной последовательной форме, охватывающей достаточно значительный временной промежуток, при этом развитие повествовательного действия происходит стремительно и особую роль в этом отводится портретному изображению главного героя и его приемной дочки, подчеркивая неразветвленную систему литературных образов.

Главным персонажем рассказа является деревенский сорокалетний мужик Ефим, представленный в образе помощника кузнеца, разнорабочего, прозванного в народе Юшкой, производящего впечатление старого, изможденного человека из-за изнуряющей серьезной чахоточной болезни и тяжелого каждодневного труда. Внешне Ефим представляется небольшим, худым человеком, отличающимся сморщенным лицом с отсутствием волосяного покрова и постоянно влажными, слезящимися глазами.

Сюжетная линия произведения повествует об истории жизни Юшки, с усердием и ответственностью работающего на износ с целью получения постоянного дохода, который он отправляет, как оказывается впоследствии, своему приемному ребенку, обучающемуся в городе.

Местное население деревни недружелюбно относится к Ефиму, вымещая на нем свою злость и недовольство, применяя порой недюжинное физическое насилие, однако Юшка, являясь простодушным и добрым человеком, считающимся среди окружающих блаженным и юродивым, оправдывает и прощает односельчан, считая их поступки сердечной слепотой.

Ежегодно Юшка покидает родную деревню и проводит целый месяц в окружении дикой природы, где в отсутствии людей его душевное состояние преображается, мужчина испытывает настоящее человеческое счастье, наблюдая за живыми существами в окружении птичьих песнопений и благоухания растений.

В один из дней с Юшкой происходит трагический случай, результатом которого становится его гибель от рук озлобленного деревенского алкаша. После смерти главного героя в деревню возвращается его приемная дочь, получившая медицинское образование, мечтавшая исцелить больного отца от чахотки и решившая посвятить свою жизнь бескорыстному служению людям, став деревенским врачом, называемым в народе дочерью блаженного Юшки.

Смысловая нагрузка рассказа «Юшка» определяется образом главного героя, выражающим отличное от других людей собственное мировосприятие, в котором отсутствуют зло, агрессия, жестокость, боль, а существует неиссякаемая вера в прекрасное будущее.

Писатель демонстрирует в произведении красоту, величие добродетельной и открытой души необыкновенного человека, обнажая глубину его нравственного состояния, передающего особое значение любви, великодушия, сострадания и добра в жизни каждого человека.

Образец 2

Произведение было создано в начале 30–х годов, но опубликовано только после смерти писателя в конце 60- х. В основе рассказа лежит постоянное противоборство добра и зла, человеческого милосердия и жестокости. В некоторых вопросах автор отсылает читателя к библейским заповедям: любви к ближнему своему, необходимости творить добро, не ожидая благодарности.

Одна из главных проблем рассказа душевная черствость героев, которой противостоит немного наивная, но такая чистая душевная открытость и доброта Юшки. Благодарность и понимание жизни которого приходит запоздало, только после его смерти. В рассказе присутствует неожиданная концовка, приезд девушки врача, творящей добро, дарящей настоящее милосердие. Такой финал показывает истинную мораль произведения.

Время, в которое происходят события рассказа, автор называет «старинным», тем самым он размывает временные рамки происходящего и делает рассказ актуальным, не привязанным к конкретным датам. Такого человека, как Юшка можно встретить и сейчас.

Юшка, главный герой рассказа работает помощником кузнеца уже много лет. Он кроткий и безответный человек, отказывает себе во всем. Юшка – уменьшительное имя от имени Ефим, или как говорили на юге России Ехвим. Также в деревнях часто таким словом называли жидкий суп. В самом слове автор закладывает способность героя приспосабливаться к тяжелым обстоятельствам жизни, как жидкость может принимать форму сосуда. Юшка выглядит как старик, хотя в середине рассказа читатель узнает, что ему всего только сорок лет, просто он болен чахоткой.

Описывая внешность своего героя, Платонов особенно выделяет его глаза – белые как у слепого, постоянно наполненные слезами. Автор подчеркивает, что Юшка видит окружающий его мир не как все. Он не видит зла. На Руси таких людей называли юродивыми. Окружающие постоянно обижают его, вымещают на нем свою злобу и неудовлетворенность жизнью, а он смиренно терпит, считая эти обиды проявлением любви. Юшка считает всех людей равными, а когда он пытается сравнить себя с остальными, разозленный сосед убивает его за это.

Несомненно, в образе Юшки есть что-то похожее на Христа. Он терпит мучения, принимает на себя оскорбления и побои, отвечает только добром. Детей, которые бьют его, он называет маленькими и родненькими, оправдывая их поступки. Сам герой считает себя нужным и полезным, просто не всегда понятым другими людьми. К сожалению, окружавшие его люди понимают это только после его смерти.

Свою силу и любовь к жизни Юшка черпает в единении с природой. Раз в год он уходил в лес и там отдыхал и набирался сил.

Как часто было на Руси, после смерти юродивые и блаженные люди становятся святыми. Так и Юшка становится полезным всем горожанам. Сирота, выученная на его сбережения, становится врачом и лечит многих больных бесплатно. Многие считают девушку дочерью Юшки, хотя и его уже начинают забывать.

В образе Юшки Платонов показывает своеобразную модель человеческого счастья, человека трагической судьбы. В некоторых моментах рассказа есть автобиографические совпадения. Жизнь самого писателя была тоже очень тяжелой, и ранняя смерть случилась из-за болезни.

Несколько интересных сочинений

  • Причины и мотивы преступления Раскольникова в романе Преступление и наказание

    Родион Раскольников – главный персонаж в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, который стал совершенным и запутанным одновременно. Раскольников, будучи бедным студентом, совершает непростительное уголовное преступление

  • Образ и характеристика Пети Трофимова в пьесе Вишнёвый сад Чехова сочинение

    Его образ изначально был задуман как положительный, он ни к чему не привязан и не обременён заботами об имении.

  • Образ и характеристика Иешуа в романе Мастер и Маргарита сочинение

    В роман «Мастер и Маргарита» встроен еще один роман о временах древнего города Ершалаима. Роман, написанный мастером о Понтии Пилате. Иешуа Га-ноцри является главной фигурой в этом романе, наравне с Пилатом.

  • Я родился в семье, где книги были не какие-то бумажки, а нечто большее, это было главной ценностью моей семьи. И естественно, меня это тоже коснулось. С раннего детства я начал проявлять тягу к книгам, родители привили мне тягу к их чтению

  • Сочинение по картине Маторина Дмитрий Донской (описание)

    Изображенный на картине Виктора Маторина Князь и полководец Дмитрий Донской, это олицетворение мощи и силы духа русского народа