Драконы в геральдике. Геральдическое значение дракона Символизирует черный дракон на гербе

Драконы в геральдике

Идея Творчества выражена в образе дракона, ибо он таков,
что непостижимы его чудесные превращения.
Вот почему он как образ выражает метаморфозы творческого пути,
прибавление и убыль силы света, выступление и отступление…
Чэн И-чуань. Комментарий к «И-цзин

Вот уже большая часть года Дракона прошла, но еще не поздно поговорить о драконах. Сегодня - о драконах в символах и гербах.
В алхимии дракон — это вещество, металл и физическое тело. Дракон с хвостом во рту — символ бесконечного — означает символ духовной работы алхимиков или символ бесконечного времени. Под эмблемой черного дракона алхимики разумели также серу и селитру.

Драконы в геральдике стран и городов мира

Геральдическое значение дракона в гербах — сила, неприкосновенность, запрет, девственность охраняемого объекта (сокровища, девы).
Символика гербов появилась из-за военной необходимости опознавать воинов, чьи лица были скрыты шлемами и забралами. Во времена Крестовых походов геральдическая идентификация распространилась среди благородных сословий Западной Европы.

Многие аристократы не могли писать, и их гербы стали использоваться в восковых печатях, гербами обзаводились и духовные лица, и главы организаций, и города.

Гербы с драконами
Во многих странах Востока - Китае, Корее, Вьетнаме дракон является национальным символом.
А присутствует он на гербе Бутана.

Бутан

На тибетском языке название этой страны в Гималаях звучит «Друк Йол» - «Страна Дракона».
На флаге Бутана дракон символизирует народ страны. Согласно буддийской системе, оранжевая половина флага олицетворяет духовную сферу бытия, желтая - земную жизнь и королевскую власть.

Национальная эмблема находится в круге, составлена из двойной ваджры (алмазного удара молнии), лотоса и драгоценного камня между двумя драконами .
Лотос символизирует чистоту; драгоценный камень - верховную власть; а два дракона - название страны.
…………….

Гербы Европы

Дракон является одним из известнейших геральдических персонажей в Европе. В частности, он изображён на флаге Уэльса и Лондона.

Англия. Лондон

Столица Англии, а затем и Великобритании — Лондон существовал как город (Лондиний) со времен римского завоевания Британии в I в. н.э. Еще раньше здесь было поселение бриттов — Линдун. С IX в. он стал резиденцией королей Англии.
Символом столицы стал (как и всей Англии) Георгиевский крест, ведь святой Георгий Победоносец — покровитель Англии.

В XVI — XVII вв. сложился большой герб Лондона — с двумя драконами-щитодержателями, рыцарским шлемом в навершии и латинским девизом «Domine dirige nos» («Бог ведет нас»).
…..
Уэльс

Как красный дракон стал национальной эмблемой Уэльса?
Известна легенда о сражении красного и белого драконов, которые бились в крепости Вортигерна в Сноудонии, и красный дракон победил белого. Бой символизировал борьбу между англами и саксами. Мерлин тогда предсказал, что англичане после долгих лет притеснения оттеснят саксов за море.
С того времени красный дракон, олицетворяющий храбрость и свирепость, был выбран Королевской Эмблемой Уэльса и символизировал уэльских принцев.
«Уэльсский Дракон» — «красный сказочный дракон, нарисованный на бело-зеленом шелке»

Красный дракон был эмблемой как британских, так и саксонских королей: короля Артура, затем перешел к Тюдорам, к Генриху VII . Генрих VII, как утверждалось, происходил от Кадваладра, уэльского короля, которого называли «последний король Британии».
В 1959 году Королева объявила, что на флаге современного Уэльса будет изображаться красный дракон на зелено-белом фоне.

Сейчас королевский знак Уэльса другой— герб , носимый монархом Великобритании (Елизавета II). Новый королевский знак введён в июле 2008 года и представляет собой щит с четырьмя львами . Щит окаймлён лентой с девизом: «Я верен своей стране!».
Эмблема с красным драконом продолжает применяться, например, при заверении документов, или в символике «Уэльского Офиса».

Любляна , столица Словении
На гербе Любляны изображён символ города — зелёный Люблянский дракон.

Образ дракона связывается с аргонавтами , которые с Золотым руном возвращались из Колхиды домой по Дунаю и его притокам. Именно здесь, на берегу Любляницы, Ясон , предводитель аргонавтов, одолел крылатого змея-дракона и освободил местных жителей от страха.

………………
Камник — старинный словенский город в 23 километрах от Любляны, обязанный своим названием каменоломням и шахтам.
В центре города на скалистом холме высятся руины Малого замка. Легенда связывает Малый замок с именем заколдованной графини Вероники — полуженщины-полузмеи, которая стережет сокровища, спрятанные где-то в развалинах замка.

В гербе города — на лазоревом поле подземный дракон поддерживает белую башню с иллирийскими звездой и месяцем, также мы видим в гербе и женщину - змею.

……………………………………..
Исландия

На геральдическом щите - рисунок национального флага, поддерживаемый четырьмя щитодержателями, духами-хранителями Исландии. Согласно сагам, они охраняют остров от датских королей.

Сага рассказывает, что конунг Дании Харальд решил совершить поход против Исландии.
Харальд конунг велел колдуну отправиться в Исландию на разведку. Тот отправился в обличьи кита. Подплыв к Исландии, он увидал, что все горы и холмы полны духами страны. А когда он хотел выйти на берег фьорда, ему препятствовали или огромный дракон или бык, или другие духи-охранители Исландии. Так эти четыре фигуры стали символизировать на гербе духов, охраняющих страну.
……

Тараскон, Франция

На реке Рона, в лесу между Арлем и Авиньоном, обитал дракон. Он прятался в реке и убивал всех, следующих мимо, а корабли топил.
Жители выяснили, что если Тараск съест сразу восьмерых человек, то в течение полугода он безопасен. И установили очередность этого кошмарного оброка. Многие пытались истребить зловредного дракона Тараска, но погибли.
Когда Святая Марфа (Марта) пришла на берега Роны, ее стали умолять избавить округу от ужасного дракона.

Марфа обнаружила дракона в лесной чаще. Она окропила его святой водой, осенила крестным знамением и показала ему распятие. И дракон сделался кротким, как овца, а святая Марфа связала его, после чего люди забили дракона камнями.

И город стал прозываться Тараскон, а прежде назывался Нерлук, Черное Озеро.

Каждый год летом жители Тараскона проводят фестиваль Тараски.
Праздник приурочили ко дню святой Марфы — 29 июля. Тараск идет по городу — смирный, он добродушно мотает своей огромной головой.

А приводят в движение эту изготовленную из папье-маше на каркасе махину восемь молодых людей, находящихся внутри чучела. Именно восемь — в память об аппетитах Тараска. И называются эти люди Тараскирами.
……..

Клагенфурт, Австрия
Клагенфурт-ам-Вертерзее - столица федеральной земли Каринтия, город расположен на одном из альпийских озер, Вёртерзее.

Согласно легенде Клагенфурт получил свое название из-за плачущих женщин, проливающих слезы в городской реке Глан (Клаге - плач, фурт - брод). Поводом для плача был дракон, обитавший в окрестностях и требовавший человеческих жертв.
Герцог построил неподалёку от этого места замок и предложил награду тому, кто смог бы одолеть дракона. Одолели дракона хитростью.
Железной цепью с зазубренными крючьями приковали к башне быка. Дракон заглотнул наживку целиком и попался на крючья. Тут же налетела толпа мужиков с дубинами и принялась колотить дракона, пока он не испустил дух...
Дракон стал символом города и изображён на его гербе.

Еще в средневековье жители города построили в центре памятник своему дракону (1593г): на площади появился не знающий тогда аналогов в мире Дракон-фонтан , четырехметровый монумент массой 60 тонн!

Позднее рядом с драконом появился и его легендарный победитель - каменный Геракл.
Вот он - знаменитый дракон Линдвурм, фигурирующий на гербе Клагенфурта.


Считалось, что это сказки, пока в окрестностях города не был найден 75-сантиметровый череп неизвестного животного. Находка усилила веру местных жителей в легенду о драконе, она и послужила моделью для головы фонтана-дракона.
"Череп дракона" был сохранён в городской ратуше и только в 1840 году палеонтолог Франц Унгер определил его как череп шерстистого носорога, жившего в ледниковый период.
(Линдвурм или линдорм — вымышленное существо германской мифологии; в геральдике — двухлапый крылатый дракон , часто с ядовитой слюной.)

……………..
Шиптвет. Норвегия
В норвежском городе Шиптвет есть история XIX в. о драконе-линдорме. Говорят, он был похож на змею, но с крыльями и лошадиной гривой. Утром он спал на кладбище или колокольне, а вечером уходил в лес.

Пока он так делал, церковью было сложно пользоваться, и линдорма убили железной отравленной стрелой. Он упал в тарн (карстовое озеро) к востоку от церкви, и с тех пор вода в нём стала бурой и страшной, по цвету крови.
Местные жители прозвали озеро Dragehullet — драконьей ямой.

В 1981 году был утверждён герб Шиптвета: серебряный дракон на червленом щите.
………….

Орден Дракона был основан в XIV веке сербским рыцарем Милосом Обиличем . В него входило еще 12 рыцарей, отличительными признаками которых было изображение дракона на шлемах.
Целью Ордена было убийство султана Османской империи Мурада I.
15 июня 1389 года, во время битвы в Косово, Милос добрался до шатра султана и заколол его.
Узнав об этом, сын султана Баязид I приказал удавить своего брата Якуба, взошел на трон и казнил Милоса.
Герб ордена Драконов - Урборос, дракон, кусающий свой хвост

Позже император Священной Римской империи и король Венгрии Сигизмунд наделил Орден Дракона официальным статусом.
В 15 веке членом Ордена стал Влад II Дракул — отец печально знаменитого Влада Цепеша, ставшего прообразом графа Дракулы. На самом деле титул «dracul» означал лишь членство в Ордене Дракона.
……………………….
А теперь перейдем из Западной Европы в Восточную.

Россия

Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном геральдическом щите. Над орлом — три исторические короны Петра Великого; в лапах орла — скипетр и держава; на груди орла на красном щите — всадник, поражающий копьём дракона (змея).

Москва

Герб города Москвы - изображение на темно-красном геральдическом щите всадника — Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще), на серебряном коне, поражающего золотым копьем черного Змея.

Окончательно как герб Московского княжества всадник-змееборец утвердился во время правления Ивана III. В 1710-х первым всадника на московском гербе назвал святым Георгием Пётр I.

Егорьевск, Московской области

Назван в честь Святого Егория, то есть Георгия Победоносца.

Существует и другая версия, народная. На этом месте, в Высоком, сходились когда-то границы трёх княжеств — Московского, Рязанского и Владимирского. За данью в село наведывались из каждого. Жители сумели якобы «объегорить» всех и не платили никому, заявляя сборщикам, что у них уже всё забрали предыдущие посетители.
Новый герб с 2011 года.
В червлёном поле — рука в золотом рукаве, выходящая из серебряного облака, держащая золотое копьё и поражающая им в пасть лежащего дракона.
………….

Кузьмолово Ленинградская область

Кузьмолово - еще в конце XIX века небольшой хутор, часть деревни Варкалово, возникший при лесном озере Ламми (по-фински, lammi - "пруд").
В начале 1950-х годов здесь построили крупные химические предприятия ГИПХ и "Изотоп".
В гербе хотели изобразить химический профиль поселка, но в геральдике не принято изображение узкотехнологических предметов - реторт, колб, формул. Но возможно изображение драгоценного камня в виде равностороннего шестиугольника, что напоминает собой один из символов химии - бензольное кольцо.

В основу герба положен геральдический сюжет дракона, охраняющего сокровища.
Дракон символизирует силу и мощь, свернувшийся в кольцо дракон охраняет собой так называемый «лазоревый драгоценный камень» — историю, прошлое посёлка.
Драгоценный камень (шестиугольник) также напоминание о ГИПХе — аллегория химии.
……………………………….
Казань
Происхождение казанского герба связывают с татарской легендой о Зиланте — змеином царе, обитавшим на месте Казани.
В серебряном поле на зелёной земле чёрный дракон с червлёными крыльями и языком, с золотыми лапами, когтями и глазами, увенчанный золотой короной.

Дракон обладает космической сверхъестественной силой, символизирует мощь, величие, мудрость. Язык в форме стрелы означает импульс и быстроту. Корона — символ достижения высокой ступени развития.
……….
Герб Киевской области

Святой Георгий, поражающий дракона
.
……………………………..

Драконы - символы городов

Брно, южная Чехия.

Второй по величине город Чехии (после столицы Праги) и бывшая столица Моравии.
Атрибуты двух главных брненских легенд находятся в арке Старой ратуши - это колесо от телеги и брненский дракон.


Но Дракон вовсе и не является драконом. На самом деле это чучело крокодила, которого привезли в Брно в XVII веке. Это было невиданное животное для жителей города, и они назвали крокодила «драконом». Животное это так поразило местных жителей, что родилась легенда о «брненском драконе».
Этот «дракон» стал неофициальным символом Брно.
В кондитерской, у площади Свободы продают марципановых «дракончиков» и пряники в форме дракона. А также выпускают пиво «Брненский дракон». Но на гербе дракона нет.

Легенды
Дракон
жил некогда в реке Свратка и кушал проезжающих купцов.
Чтобы избавиться от него поставили приманку - чучело ягненка, начиненное известью.
Дракон (крокодил) съел ягненка, напился воды, и известь сожгла его внутренности.
Заодно расскажем и о другом символе Брно - колесе.

Легенда о брненском колесе:
Примерно в 1636 году в городе Леднице жил колесник Иржи Бирк. Однажды он поспорил с друзьями, что в течение двенадцати часов он повалит дерево, сделает колесо для повозки и докатит его до Брно. Утром Бирк приступил к работе, и в полдень колесо было готово. Из последних сил он докатил колесо до ратуши, попросил бургомистра дать подтверждение и вернулся домой. Он выиграл пари, а колесо висит в пассаже ратуши по сей день.
………….

Краков , Польша
Символ Кракова - дракон. По старинной легенде, когда-то это создание жило в здешних местах, изрыгало огонь и требовало на завтрак невинных девиц. Потом, естественно, нашелся рыцарь, победил дракона, и все закончилось свадьбой. Почему символом города стал не герой, а злодей, - история умалчивает.

Герб Кракова - в испанском щите в поле официальных цветов города изображена алая крепость, а в воротах белый орёл.

Драконы - легенды и памятники

…………………

Источники
http://dragons-nest.ru/def/herald0.php
И Википедия
……………….



Геральдический монстр. Изображался обычно с двумя крыльями, двумя ногами, длинным завитым остроконечным хвостом и чешуйчатым телом. Когда дракон изображён без крыльев, он называется «lindworm » , когда без ног - «serpent » . С опущенной головой он называется побеждённым драконом. Геральдическое значение дракона - неприкосновенность, запрет, девственность охраняемого объекта (сокровища, девы и проч.).

  • Крылатый дракон - дракон с двумя лапами;
  • Змей - дракон без крыльев;
  • Амфиптер - извивающийся дракон с крыльями, но без лап;
  • Гивр - дракон с крыльями и лапами (в Интернете гивр описывается, наоборот, как дракон без крыльев и лап).

Глубже значение символа определяется по позе дракона :

  • вздыбленный (стоящий на задних лапах; с поднятыми передними);
  • шествующий (идущий; с поднятой правой передней лапой и смотрящий вправо);
  • стоящий (стоящий на всех четырёх лапах, крылья приподняты над спиной, распростёрты или приопущены, хвост узловатый).

Ещё глубже значение определяется цветом: чёрным, красным, зелёным или золотым .

Змий в русской геральдике

Змий - разновидность дракона. Оба изображаются крылатыми, но дракон - с двумя лапами, а змий - с четырьмя. Является отрицательным символом и в русской геральдике практически отождествляется с драконом . По мнению доктора исторических наук Г. И. Королёва, различие между этими существами по числу их лап несущественно и в русской эмблематической традиции отсутствует .

См. также

Напишите отзыв о статье "Дракон в геральдике"

Примечания

Отрывок, характеризующий Дракон в геральдике

Княжна Марья понимала то, что разумела Наташа словами: сним случилось это два дня тому назад. Она понимала, что это означало то, что он вдруг смягчился, и что смягчение, умиление эти были признаками смерти. Она, подходя к двери, уже видела в воображении своем то лицо Андрюши, которое она знала с детства, нежное, кроткое, умиленное, которое так редко бывало у него и потому так сильно всегда на нее действовало. Она знала, что он скажет ей тихие, нежные слова, как те, которые сказал ей отец перед смертью, и что она не вынесет этого и разрыдается над ним. Но, рано ли, поздно ли, это должно было быть, и она вошла в комнату. Рыдания все ближе и ближе подступали ей к горлу, в то время как она своими близорукими глазами яснее и яснее различала его форму и отыскивала его черты, и вот она увидала его лицо и встретилась с ним взглядом.
Он лежал на диване, обложенный подушками, в меховом беличьем халате. Он был худ и бледен. Одна худая, прозрачно белая рука его держала платок, другою он, тихими движениями пальцев, трогал тонкие отросшие усы. Глаза его смотрели на входивших.
Увидав его лицо и встретившись с ним взглядом, княжна Марья вдруг умерила быстроту своего шага и почувствовала, что слезы вдруг пересохли и рыдания остановились. Уловив выражение его лица и взгляда, она вдруг оробела и почувствовала себя виноватой.
«Да в чем же я виновата?» – спросила она себя. «В том, что живешь и думаешь о живом, а я!..» – отвечал его холодный, строгий взгляд.
В глубоком, не из себя, но в себя смотревшем взгляде была почти враждебность, когда он медленно оглянул сестру и Наташу.
Он поцеловался с сестрой рука в руку, по их привычке.
– Здравствуй, Мари, как это ты добралась? – сказал он голосом таким же ровным и чуждым, каким был его взгляд. Ежели бы он завизжал отчаянным криком, то этот крик менее бы ужаснул княжну Марью, чем звук этого голоса.
– И Николушку привезла? – сказал он также ровно и медленно и с очевидным усилием воспоминанья.
– Как твое здоровье теперь? – говорила княжна Марья, сама удивляясь тому, что она говорила.
– Это, мой друг, у доктора спрашивать надо, – сказал он, и, видимо сделав еще усилие, чтобы быть ласковым, он сказал одним ртом (видно было, что он вовсе не думал того, что говорил): – Merci, chere amie, d"etre venue. [Спасибо, милый друг, что приехала.]
Княжна Марья пожала его руку. Он чуть заметно поморщился от пожатия ее руки. Он молчал, и она не знала, что говорить. Она поняла то, что случилось с ним за два дня. В словах, в тоне его, в особенности во взгляде этом – холодном, почти враждебном взгляде – чувствовалась страшная для живого человека отчужденность от всего мирского. Он, видимо, с трудом понимал теперь все живое; но вместе с тем чувствовалось, что он не понимал живого не потому, чтобы он был лишен силы понимания, но потому, что он понимал что то другое, такое, чего не понимали и не могли понять живые и что поглощало его всего.

Первоначально символика дракона была целиком благоприятной и означала воды, несущие жизнь (змея), и дыхание земли (птица). Он идентифицировался с небесными богами и их земными представителями - императорами и королями. Впоследствии его символика стала амбивалентной, обозначая благодатные дожди, следующие за грозами, и, вместе с тем, разрушительные силы молнии и наводнения.

Дракон может быть солярным и лунным, мужским и женским, добрым и злым.

Дракон и змей обычно взаимозаменяемы в символизме, представляющем неявное, неразличенное, хаос, латентное, необузданную природу, а также живительную силу воды. Когда он изрыгает громы и молнии, происходит переход от мира непроявленного к сотворенному миру формы и материи. И здесь дракон обладает двойственным символизмом: он может выступать и как бог дождя, и как его противник, не дающий дождю упасть. Его ассоциируют, с одной стороны, с морем и пучиной морской, с другой - с вершинами гор, облаками и солярными восточными регионами.

Выступая в роли чудовищ, драконы - «владыки земли», с которыми приходится бороться героям, завоевателям и созидателям, чтобы захватить или освободить землю. Они же являются хранителями сокровищ и доступа к тайному знанию. Дракон также - символ долголетия.

На Востоке дракон, как правило, есть Сила Небесная, несущая благо, тогда как на Западе он рассматривается как разрушительная и злая сила.

На Дальнем Востоке он символизирует космическую и сверхъестественную силу, мудрость, скрытое знание, силу вод, несущих жизнь. Драконы охраняют сокровища, они служат символами плодородия и силы. Это эмблема Императора как Сына Неба и человека мудрого и благородного. Гудение дракона свидетельствует о полноте жизненности (ци) и воспроизводящей силы (цзин).

Монотеистические религии изображают дракона злой силой, символом войны и разрушения, за исключением отдельных случаев, когда он может олицетворять Логос, дух оживляющий или всемогущее божество.

В христианской культуре дракон - мифическое чудовище со смрадным дыханием и чешуйчатым телом, когтями льва, крыльями, похожими на крылья летучей мыши, и раздвоенными языком и хвостом; дракон - символ смерти, тьмы и дьявола как змия, введшего человека во грех.

В искусстве часто изображается архангел Михаил с драконом у ног, а также святой Георгий, пронзающий дракона копьем, что символизирует победу добра над злом.

Дракон на цепи означает побежденное зло, часто у него хвост завязан узлом, так как существует поверье, что у дракона, как и у скорпиона , сила заключена в хвосте.

Несмотря на такую характеристику, короли и императоры выбирали дракона своим символом. Древние бритты сделали дракона своим символом борьбы с саксонскими захватчиками.

У кельтов дракон символизирует способность внушать ужас, а также непобедимость, а отсюда - независимость.

Битва с драконом символизирует трудности, которые необходимо преодолеть, чтобы овладеть сокровищами внутреннего знания. Победа над драконом олицетворяет разрешение конфликта между светом и тьмой, разрушение деструктивных сил зла или победу над собственной темной природой человека и достижение самообладания.

В Китае это существо, имеющее наибольшую духовную силу, - символ жизни и света; эмблемой китайской императорской семьи является золотой дракон. По восточному гороскопу дракон - самый счастливый знак. В 1988 году, году Дракона, китайские родители игнорировали закон, предписывающий давать близнецам разные имена, и называли их сыновьями дракона.

В качестве священного небесного Дракона, покровителя китайского народа, в Поднебесной почитают красную звезду Антарес (альфа созвездия Скорпион).

Согласно китайской легенде, Солнце ежедневно совершает свой путь с востока на запад в колеснице, запряженной шестью драконами. К вечеру колесница останавливается, драконы и возница (Сихэ) отдыхают.

В «Книге перемен» («И-Цзин») первая гексаграмма (Цянь, Творчество) характеризуется через действия драконов: нижняя черта - «нырнувший дракон», начало подъема животворных сил; вторая черта - «появившийся дракон находится на поле», то есть светлое животворное начало вышло на поверхность; пятая черта - «взлетевший дракон находится на небе». То есть происходит расцвет светлого животворного начала, его сила наполняет все; шестая черта - «Возгордившийся дракон испытывает раскаяние», то есть, достигнув наивысшего расцвета, светлое животворное начало начинает слабеть, после чего Цянь превращается в другую гексаграмму - Кунь.

Этот символ очень и очень неоднозначен. Если многие другие известные символы имеют схожее значение в разных культурах и традициях, то этот у разных народов трактуется совершенно по-разному, принимая порой противоположные значения. В то же время этот символ один из самых эстетически привлекательных и служащих поводом для фантазии людей искусства: писателей, художников, музыкантов.

Дракон — символ зла или величия?

Дракон — злое чудище

Само слово дракон происходит от греческого derkien – «видящий». Это фантастическое животное используется в эмблематике и геральдике европейских народов с самых древнейших времен. И именно у европейских народов этот символ имеет отрицательное значение, являя собой злое чудовище и олицетворяя собой силы зла.

Дракон в европейских традициях предстает в значении первобытного врага, сражение с которым является высшим испытанием и подвигом. Покорение дракона означает победу космоса над хаосом, духа над материей. С распространением христианства дракон на Западе стал олицетворением сил хаоса, разрушительных энергий и зла, в которые погружен мир материи. В средние века дракон стал восприниматься только как зло, коренящееся в материи, как злая разрушительная сила и демонический символ. В христианстве победителями дракона являются святые – покровители рыцарства – святой Георгий и святой архангел Михаил. В данном случае победа над драконом означает преодоление и сублимацию греха.

На картинах эпохи Возрождения дракон используется как символ бедствия или болезни, постигших страну или человека, а авторы разных околонаучных и религиозных трудов приписывают дракону неимоверную силу и остроту зрения, и способность всегда бодрствовать. Дракон, изображавшийся с несколькими головами, являлся носителем агрессивных черт, усугубляющихся в зависимости от количества его голов. Так, например, в Апокалипсисе является красный дракон с семью головами и десятью рогами, и «на головах его семь диадем. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю».

Отметим и то, что в Средние века на Западе дракон часто изображался с шеей и ногами орла, телом огромного змея, крыльями летучей мыши и хвостом, заканчивающимся стрелой. Это толковалось как соединение небесного принципа, выраженного орлом, тайного, хтонического принципа, олицетворяемого змеем, крылья выражают интеллектуальную возвышенность, а хвост в виде знака зодиакального Льва – подчинение рассудку.

В русской символике и эмблематике дракон полностью отождествлялся со змеем как эмблемой дьявола, сатаны, злыми силами ада и, в частности, считался эмблемой сил, противостоящих Руси. Одним из главных символов российского государства было изображение святого Георгия Победоносца - покровителя России, поражающего своим копьем дракона.

Георгий Победоносец.

Добавим и то, что в русских народных сказках дракон отождествлялся со Змеем Горынычем, имевшем обычно несколько голов и с которым постоянно устраивали поединки великие богатыри Земли Русской.

Дракон — символ силы и величия

Тогда как в Европе и на Руси дракон был ярко выраженным отрицательным персонажем и именно так использовался в символике, в странах Центральной, Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока все было с точностью до наоборот. В китайской, корейской и японской мифологии дракон символизировал не отрицательные, а положительные черты.

В народных китайских представлениях дракон - это символ силы, величия. Дракон - национальная китайская эмблема, охраняющая каждый дом, великий друг китайского народа. До сих пор не только изображения дракона сопутствуют китайскому очагу, но и иероглиф дракона по-прежнему означает ум, силу, энергию, способности, цельную натуру и в этом качестве применяется как эмблема всех указанных понятий.

В китайской мифологии дракон обозначается иероглифом Рю, который служит, с одной стороны, символическим знаком мощи, великой силы и величия, а с другой - собственным именем дракона.

Не удивительно, что именно изображения дракона употреблялись как главная государственная эмблема императорского Китая и именно эти изображения были главным атрибутом одежды монарха. В орнаментах и украшениях императора использовался дракон с пятью когтями. Придворные имели право носить драконов только с четырьмя и меньше когтями. Тип китайского имперского дракона с пятью когтями, возвышающегося над драконом с четырьмя когтями, представляет духовную силу, явленную в лице императора, господствующей над силами материи – четырьмя элементами.

В Китае и Японии дракон приносит удачу и разгоняет демонов. Дракон, восстающий из моря был положительным знаком и ассоциировался с ученостью и творческим умом. Его считают посредником между противоположными космическими силами, ассоциируемыми с характеристиками трехуровнего символизма: высшего уровня духовности, среднего уровня – феноменальной жизни и низшего уровня – природных и хтонических сил.

Добавим и то, что драконы на Востоке и в наше время входят в государственную символику, например, в Бутане, Сиккиме и Тибете и до сих пор остаются общепризнанной народной эмблемой на Дальнем Востоке. А потому тем, кто родился в Год Дракона по китайскому календарю имеет смысл не обращать особого внимания на европейские толкования этого образа, а сосредоточиться именно на восточных.

Исландия

На геральдическом щите изображен рисунок национального флага, поддерживаемый четырьмя щитодержателями духами-хранителями Исландии. Согласно сагам, они охраняют остров от датских королей. Основой для их вхождения в государственный герб послужил отрывок из произведения «Круг земной» известного исландского скальда, историка и политика Снорри Стурлусона, созданного ок.1230 г.

Сага об Олаве сыне Трюггви рассказывает о том, как конунг Дании Харальд, сын Горма, совершая поход против ярла Норвегии Хакона, решил совершить поход против Исландии в отместку за хулительные стихи, которые все исландцы сочинили о нем по решению Альтинга. «Харальд конунг велел одному колдуну отправиться в чужом обличьи в Исландию на разведку и потом ему донести. Тот отправился в обличьи кита. Подплыв к Исландии, он отправился на запад и обогнул стану с севера. Он увидал, что все горы и холмы полны там духами страны, большими и малыми. А когда он проплывал мимо Оружейного Фьорда, он заплыл в него и хотел выйти на берег. Но тут вышел из долины огромный дракон и за ним - множество дышащих ядом змей, жаб и ящериц. Колдун поплыл прочь и направился на запад вдоль берега к Островному Фьорду. Но когда он заплыл в этот фьорд, навстречу ему вылетела птица, такая громадная, что крылья ее задевали горы по обоим берегам, а за ней множество других птиц, больших и малых. Колдун поплыл оттуда прочь и направился сначала на запад, а затем, огибая страну, на юг к Широкому Фьорду и заплыл в него. Но тут навстречу ему вышел огромный бык и пошел вброд по морю со страшным ревом, а за ним шло множество духов страны. Колдун поплыл прочь и направился на юг, огибая Мыс Дымов, и хотел выйти на берег у Викарскейда. Но тут навстречу ему вышел великан с железной палицей в руке. Голова его была выше гор, и много других великанов шло за ним. Оттуда колдун поплыл вдоль берега на восток. Но там, как он сказал, нет ничего кроме песчаных отмелей, и негде пристать, и сильный прибой, и море, такое огромное между странами, что на боевых кораблях туда не переплыть».

Таким образом, четыре эти фигуры стали символизировать на гербе духов, охраняющих страну.

© Снорри Стурлусон. Круг Земной. (Snorri Sturluson "Heimskringla"). "Наука". Москва, 1980. © Перевод, статьи, примечания Издательство "Наука", 1980 г. Издание подготовили: А.Я.Гуревич, Ю.К.Кузьменко, О.А.Смирницкая, М.И.Стеблин-Каменский.

Англия

На штандартах саксонских королей Англии были изображения драконов - дабы вселить ужас в войско неприятеля.

Столица Англии, а затем и Великобритании - Лондон существовал как город (Лондиний) со времен римского завоевания Британии в I в. н.э. Еще раньше здесь было большое поселение бриттов - Линдун. С IX в. он стал резиденцией королей Англии. Но городская печать Лондона известна лишь с XIII в. - времени развития городского совета. Символом столицы стал (как и всей Англии) Георгиевский крест, потому что святой Георгий Победоносец - покровитель Англии. По одной из многочисленных версий родиной этого полководца и христианского мученика называют Британию. Крест на печати дополняет меч апостола Павла - покровителя Лондона. Эти же символы закрепились в гербе города, утвержденном впервые в 1380 г. В XVI - XVII вв. сложился большой герб Лондона - с двумя драконами-щитодержателями (дракон - традиционный персонаж иконографии святого Георгия), рыцарским шлемом в навершии и латинским девизом «Domine dirige nos» («Бог ведет нас»).

Уэльс

В Уэльсе, подчиненном английским королям в XI - XII вв., города долгое время не имели утвержденных гербов. Узаконенное развитие местной геральдики начинается примерно с XV в., когда появились многие частновладельческие гербы и усилилось значение городов.

Основой герба столицы Уэльса - Кардиффа - стало знамя последнего самостоятельного принца Уэльса Гламоргана Иестина-ан-Гверганта - красное с тремя серебряными стропилами. В городском гербе 1906 г. его держит красный дракон - древний символ кельтских племен Британии, страж подземных богатств центра угольных копий. Красный дракон изображен и на флаге Уэльса. В углу гербового щита - цветок лука-порея, один из местных национальных символов. Серебряный щит и зеленая трава соответствуют цветам уэльского флага.

У другого крупного города Южного Уэльса - Суонси городская печать известна с 1548 г., а герб утвержден в 1843 г. На нем присутствует личный герб уэльского и валлийского рода Браое, расположенный на щите над серебряными приоткрытыми воротами замка в лазоревом поле. Над башнями - флаги с красным драконом.

Красный дракон был эмблемой как британских, так и саксонских королей: короля Артура, затем перешел к Тюдорам и к Генриху VII.

«Уэльсский Дракон» - «красный сказочный дракон, нарисованный на бело-зеленом Подкладочном шелке» - был одним из флагов, предоставленных Генриху VII в Соборе Святого Павла в благодарственном молебне после его победы в Босфоре. Генрих VII, как утверждалось, происходил от Кадваладра, великого уэльсского короля, которого называли «последний король Британии», символ которой - олицетворяющий храбрость и свирепость дракон - был принят позднее уэльсскими принцами.

Самое раннее упоминание о красном драконе как о национальной эмблеме Уэльса появляется в «Истории Бриттов», где рассказывается известная история о сражении красного и белого драконов, которые бушевали ниже участка крепости Вортиджерна в Снойдония, и красный дракон, сначала имеющий худшее положение в конце концов преодолевает белого. Бой был использован для того, чтобы показать в символической форме борьбу между англами и саксами и Мерлин предсказал, что англичане после долгих лет притеснения, однажды оттеснят саксов за море. С того времени красный дракон символизировал великих уэльсских принцев, и, вполне определенно, он должен был, в конечном счете, быть выбран Королевской Эмблемой Уэльса.

Дракон входил в герб династии Тюдоров и найден в Тюдоровских рукописях, на Тюдоровской печати и даже, согласно Королевскому Монетному двору, на лицевой стороне золотых суверенов Генри VII.

В 1959 году Королева объявила, что на флаге современного Уэльса будет изображаться красный дракон на зелено-белом фоне.

Уэльский флаг состоит из двух равных горизонтальных полос, белой над зеленой, поверх которых расположен большой красный дракон, идущий с поднятой правой передней лапой.

На первоначальной версии флага был изображен дракон, стоящий на зеленых холмах. Постепенно это изображение трансформировалось в современную версию.

Изображение Красного дракона использовалось при чеканке золотых монетах Генри VII, единственного британского монарха, использовавшего дракона как марку монетного двора. На всех остальных монетах если и присутствовали драконы, то только повергаемые Св. Георгием.

Знаменитый красный дракон Уэльса был скопирован Норманом Силлманом с рисунка Геральдической палаты для воспроизведения на фунтовой монете. Как и копии 1985 и 1990 годов, новая уэльская монета носит надпись по краям «PLEIDOL WYF, I"M - GWLAD», взятой из уэльсского государственного гимна и означающей «я верен моей стране». До настоящего времени этот знаменитый дракон появился на фунтовых монетах 1995 и 2000 годов.

Гербы г. Банкомпанья




В основу взят родовой герб семейства,
проживавшего в городе Бонкомпанья
Maison Buoncompagni
De gueules, au dragon issant d"or.

Maison Buoncompagni - Prince de Piombino
De Buoncompagni, au chef de Gonfalonier de l"Eglise.

De Buoncompagni, a la plaine de Ludovisi.

Ecartele: 1 et 4, de Ludovisi; 2 et 3, de Buoncompagni,
au pal de Gonfalonier de l"Eglise, brochant sur l"ecartele.

Милан

Согласно древней легенде, в первом крестовом походе, родоначальник рода Висконти (первых герцогов миланских) убил на дуэли предателя и взял себе его щит, на котором был изображен змей, держащий в пасти ребенка. В дальнейшем этот герб стал гербом города Милана, символизируя силу и победы города. В середине XV века миланский престол вместе с гербом перешел к династии Сфорца. Дочь герцога Галеаца Сфорца, ставшея через замужество Великой Княгиней Литовской привезла этот герб в Белоруссию, в город Пружаны .


Loska dolina

Rogasovci (Словения)

Sentjur pri Celju (Словения)

Duplek (Словения)

Kamnik (Словения)

Kozje (Словения)

Krsko (Словения)

Postojna (Словения)

Radlje ob Dravi (Словения)

Любляны (Словения)

Ziri (Словения)

Ljutomer (Словения)


La komunoma
blazono de Sencur
en Slovenio

Donji Miholjac (Словения)

Sveti Jurij (Словения)




Senj


Senj (Словения)





Jena

Герб г. Тараскон

Эльзас, Франция













Zeitz













Melfi

Jesolo

Португалия, XVIII век