Феликс мендельсон оратория павел. Оратории мендельсона

Подобно Шуману и Вагнеру, Мендельсон мечтал о создании немецкой национальной оперы - возвышенной, драматичной и на­родной. На протяжении всей жизни он искал либретто, которое да­ло бы ему возможность сочинить оперу, по своему идейному уров­ню и драматизму подобную пьесам Шиллера и Гёте. В конце жиз­ни он обратился к сюжету «Лорелеи» по тексту Гейбеля; смерть композитора прервала работу над оперой.

Трудно давать оценку незавершенным замыслам художника. Однако можно предположить, что Мендельсон вряд ли смог стать тем смелым преобразователем оперного искусства, потребность в котором остро ощущалась в Германии. Композитор сам призна­вался, что если современная эпоха требует в музыкальном театре вульгарного и низменного, то он расстанется с мечтой об опере и будет писать оратории. И в самом деле, две оратории Мендельсо­на - «Павел» (1834-1836) и «Илия» (1846-1847) - дали выход его устремлениям к серьезной вокально-драматической музыке. Они сосредоточили в себе возвышенные, демократические идеи композитора.

Оратории написаны на сюжеты из «Священного писания». Мен­дельсона восхищала художественно-поэтическая сторона библей­ских сказаний. Несомненную роль в выборе тем сыграли также традиции баховских и генделевских ораторий.

В музыкально-драматической композиции «Павла» и «Илии» очевидна преемственность с классицистскими образцами *.

* В оратории «Павел», написанной на евангельский текст, черты генделевского ораториального стиля своеобразно сочетаются с баховским. В оратории «Илия» обнаруживается преемственность с Генделем и с вокально-драматиче­скими произведениями Гайдна и Бетховена.

Однако их художественная сила заключается не в этом. Наоборот, при со­поставлении с хоровыми произведениями Генделя, Баха и Бетхо­вена оратории Мендельсона несомненно проигрывают. Слишком явно ощутимо противоречие между монументально-героическим за­мыслом и его реальным воплощением. Философские мотивы легенд получили у Мендельсона не героическую трактовку, принятую у классиков, а лирическую. Кроме того, отлично владея техникой контрапункта и хорового письма, Мендельсон все же мыслил пре­имущественно в гармоническом «песенно-фортепианном» стиле. В его произведениях нет той подлинно классической полифонии, ко­торая придает хорам звуковую насыщенность, напряженность и внутренний драматизм, соответствующие героическому характеру ораториального жанра.

Но «Павел» и «Илия» представляют большой художественный интерес как образцы вокально-хорового искусства романтиков. Оригинально и выразительно воплощены здесь интимные, элегич­ные, лирико-созерцательные настроения. Разнообразны преломле­ния лирических образов. Музыкальный диапазон ораторий прости­рается от прозрачного звучания возвышенного хорального склада до шубертовской красочной романсности и интимной лирики «Пе­сен без слов», от энергичной маршевости до передачи углубленной «бетховенской» созерцательности.

При этом оба произведения, и в особенности «Илия», покоряют своей артистической вдохновенностью, чистотой стиля и совершен­ством воплощения. Некоторые из сольных номеров приобрели большую популярность, вошли в быт почти как народные песни. Только противоречием между монументальными внешними форма­ми оратории и их лирическими камерными образами можно объ­яснить незаслуженное забвение этой выразительной и благород­ной музыки.

Подобного противоречия нет в единственной светской оратории Мендельсона, написанной к поэме Гёте «Первая Вальпургиева ночь» (1831 -1842). Композитор назвал свое произведение балла­дой.

Поэма Гёте, рисующая столкновение жизнерадостных языче­ских обрядов с аскетизмом христианских ритуалов, выражала идею борьбы против тирании церкви. В балладе Мендельсона во­плотились образы светлой языческой поэзии в духе «романтики леса», господствовавшей в немецком сказочном фольклоре. Компо­зитор достигает замечательной красоты в звучании хоров a cap­pella (восходящих к немецкому национальному стилю мужского хорового пения), великолепных красочных эффектов в гармонии, ясности, прозрачности музыкального языка.

В рамках абонемента № 41 Московской филармонии «Шедевры и премьеры» 5 апреля 2017 года в Концертном зале им. П. И. Чайковского состоялось исполнение оратории Феликса Мендельсона-Бартольди «Павел» для солистов, хора и оркестра.

Солисты: Мехтильд Бах (сопрано), Бритта Шварц (меццо-сопрано), Маркус Шафер (тенор), Манфред Биттнер (бас-баритон). Партия органа – Евгения Кривицкая. Хор Дворцовой церкви г. Вайльбург (худ. рук. Дорис Хагель), Московский камерный оркестр MUSICA VIVA). Дирижёр – Александр Рудин.

Исполнение оратории было посвящено 500-летию протестантизма, возникновение которого условно отсчитывается от 31 декабря 1517 года, когда католический священник и богослов Мартин Лютер прибил к дверям Виттенбергского собора свои 95 тезисов.

Так началось обличение римо-католической церкви в том, что она узурпировала право быть единственным посредником между Богом и человеком. Другим объектом резкой критики стала продажа индульгенций – грамот с отпущением грехов. Эти тезисы ещё не были полным и систематическим изложением учения протестантизма, но положили ему начало.

Концерт состоялся при содействии посольства Германии в Москве.

Это был во всех смыслах великолепный концерт – и по неожиданному для большинства зала характеру и качеству самой музыки, и по солистам, и по хору.

Что касается самой музыки, то большинство слушателей имеет представление о музыке Мендельсона по свадебному маршу, песням без слов, увертюрам «Сон в летнюю ночь», «Морская тишь и счастливое плавание», «Итальянской симфонии» и т. п. Но эти представления в корне неверны.

Если вы не поленитесь и просмотрите список сочинений Мендельсона, то увидите, что около половины их предназначены для Церкви. За те 37 лет, что были отпущены ему провидением, Мендельсон сочинил очень много церковной музыки. Это две грандиозные оратории: «Павел» и «Илия» (третья, незаконченная – «Христос»), Magnificat, Gloria, множество псалмов, хоралов и церковных песнопений, органных хоралов. Его с полным основанием можно называть церковным композитором. Нельзя забывать и заслуг Мендельсона в широком развитии в мире интереса к музыке Иоганна Себастьяна Баха.

Здесь уместно одно важное отступление. Есть расхожее мнение, что в начале XIX века И. С. Бах был практически полностью забыт – и только исполнение Мендельсоном в 1832 году баховских «Страстей по Матфею» возродило интерес к наследию гениального лейпцигского кантора.

Это мнение, мягко говоря, не совсем верно. Старшего Баха не забывали никогда. Хотя бы потому, что в церквах его музыка по-прежнему звучала; его сыновья стали знаменитыми композиторами. Просто масштаб его известности перестал соответствовать масштабу его гениальности. Мендельсон помог миру осознать то, что спустя полтора века точно сформулирует Альфред Шнитке:

«Бах – это эпицентр музыки. К нему всё шло и от него всё вышло».

Мендельсон собирался сочинить три больших оратории на библейские сюжеты, связанные с Христом. Первой стала оратория «Павел» – об апостоле Иисуса Христа, который, прежде чем им стать, был злейшим гонителем первых христиан, под именем Савл. Он был организатором побиения камнями первомученика Стефана. После того, как по дороге в Дамаск, куда Савл спешил для преследования христиан, ему явился Христос, Савла, взяв имя Павел, превратился в самого ревностного последователя Христа.

Второй была сочинена оратория «Илия» о ветхозаветном предшественнике Христа, пророчествовавшем о грядущем пришествии Мессии. Третью – «Христос» – Мендельсон закончить не успел.

Мендельсон никогда не скрывал, что образцом при сочинении этих ораторий для него были «Страсти по Матфею» И. С. Баха. Но именно образцом, а не предметом копирования или стилизации. Музыка «Павла» гораздо более романтическая – оставаясь при этом хоральной по стилю и религиозной по духу. В ней не было никакой ожидаемой многими «сиропности».

В целом получилась монументальная фреска, писанная не плотной темперой, а прозрачной акварелью. (Я знаю, что фрески акварелью не пишутся, но позволил тут использовать это определение для описания характера музыки).

Текст оратории практически полностью составлен из библейских цитат. За основу взят текст из новозаветных «Деяний апостолов», но не только. Использованы фрагменты из новозаветных книг: Евангелие от Луки, посланий Павла к Тимофею, Коринфянам, Римлянам и «Откровения Иоанна Богослова» (Апокалипсис).

А из ветхозаветных книг использованы Псалмы, книги Левит, Исайи и Иеремии. В № 36 хор исполняет в качестве Cantus Firmus лютеранский «Символ веры» («Веруем»), составленный Мартином Лютером. Два хорала Мендельсон цитирует полностью: № 16 Филиппа Николаи (1599 г.) и № 26 текст Й. Хеермана (1630 г.), мелодия – Нюрнберг (1676 г.). Подбор текстов показывает хорошее знание Мендельсоном всей Библии и лютеранского богословия. Собственно, такое знание Библии свойственно большинству протестантов. И по сей день большинство из них раз в год перечитывает всю Библию полностью.

Удачным и очень ровным был подбор солистов – каждый из которых, может, и не блистал каким-то суперкрасивым и звучным голосом, но все вместе они радовали инструментальностью, чистотой и прозрачностью. Хотя в некоторых эпизодах они выдавали просто великолепный вокал.

Солисты были точны в стиле и не грешили во вкусе. А уж как они были безупречны в ансамблях – и слов нет. Наиболее интересными мне показались бас-баритон Манфред Биттнер и сопрано Мехтильд Бах.

Репертуар М. Биттнера включает произведения разных эпох, начиная от опер и ораторий средневекового барокко, классики и романтизма до премьер сочинений современных авторов. У него есть множество радио и СD записей. Он постоянно выступает и записывается с такими известными коллективами, как Фрайбургский барочный оркестр, Берлинская академия старинной музыки, Оркестр Тонхалле в Цюрихе и др., и с такими дирижёрами как Филипп Херревеге, Рене Якоб, Томас Хенгельброк и др. В рецензируемом концерте Биттнер проявил мощь в сценах Савла-гонителя, и смирение в эпизодах Павла.

Мехтильд Бах гастролирует по всей Европе; сотрудничала с Райнхардом Гёбелем, Петером Нойманном, Манфредом Хонекем, Тоном Коопманом, Гельмутом Риллингом, Конрадом Юнгхэнелем. Выступала на Дрезденских днях музыки, в Международной академии Баха в Штутгарте, в замке Вайльбург, на Неделях музыки Малера в Тоблахе, в филармониях Берлина и Кёльна, Берлинском драматическом театре, Консертгебау в Амстердаме, во многих других музыкальных центрах Европы. Постоянная приглашённая солистка ансамбля «Кантус Кёльн». В последние годы поёт также в Оперном театре Галле (родном городе Генделя) и театре Люцерна. В этом концерте блистательным у Мехтильд Бах было исполнение № 7 «Иерусалим, Иерусалим, побивающий пророков» (от Луки, 13,34). Оно проникало глубоко в душу.

Бритта Шварц выступает с известными оркестрами – Берлинским и Израильским филармоническими, Консертгебау в Амстердаме, «Академией святого Мартина в полях», Саксонской государственной капеллой и «Капеллой Андреа Барка»; сотрудничает со знаменитыми дирижёрами, среди которых Филипп Херревеге, Кент Нагано, Марек Яновский, Петер Шрайер, Густаво Дудамель. Бритта Шварц побывала с концертами почти во всех странах Европы, а также в Израиле и Японии.

Cотрудничает с выдающимися барочными исполнителями и ансамблями, среди которых Райнхард Гёбель, Пьер Као, Густав Леонхардт, Реми Людгер и Михаэль Шёнхайт, Фрайбургский барочный оркестр, ансамбль Musica Antiqua Köln, Берлинская академия старинной музыки и Камерный хор RIAS. Организовала цикл вокальных вечеров в Дрездене, где выступала с пианистом Андрашем Шиффом. Уже несколько лет преподаёт в Дрезденской высшей школе музыки имени Вебера, а в 2015 году стала почётным профессором Берлинской высшей школы музыки имени Эйслера.

Маркус Шафер пел в Цюрихском оперном театре, Немецкой опере на Рейне, венецианском Ла Фениче, Лисео в Барселоне, Лионской опере, Баварской и Берлинской государственных операх, на фестивалях в Зальцбурге и Пезаро. За ним закрепилась слава непревзойдённого исполнителя партий Евангелиста в «Страстях» И. С. Баха; в его репертуаре множество партий в кантатно-ораториальных сочинениях и операх Генделя и Гайдна, операх и ораториях венских классиков, вокальные циклы Шуберта и Шумана, композиторов ХХ века.

Среди недавних работ Шафера такие далёкие друг от друга по стилистике сочинения, как «Воццек» Берга в берлинской Комической опере и «Летучая мышь» И. Штрауса в нидерландском Nationale Reisoperaand. Среди партнёров певца – выдающиеся исполнители музыки барокко: Рене Якобс, Сигизвальд Кёйкен, Франс Брюгген, Пол Маккриш, Николаус Арнонкур, Филипп Херревеге, Тон Коопман, Густав Леонхард, а также признанные исполнители современной музыки Михаэль Гилен, Кент Нагано и другие.

Запись «Страстей по Матфею» Баха, осуществлённая с Николаусом Арнонкуром и его ансамблем Concentus Musicus Wien, была удостоена премии «Грэмми». М. Шафер – профессор вокала Ганноверской Высшей школы музыки и театра.

Среди исполнителей этого концерта больше всего меня поразил Cantorei der Schlosskirche Weilburg (хор Дворцовой церкви города Вайльбурга). Поразил тем, что городок с 13-тысячным населением в Земле Гессен в самом центре Германии располагает столь прекрасным, грамотным и профессиональным хором, который приглашают в лучшие концертные залы.

Этому хору рукоплескали в Праге, Париже, Лондоне, в Санкт-Петербурге (где в Большом зале филармонии он исполнил ораторию «Павел»). Совместно с хором Церкви Богородицы в Дрездене хор из Вайльбурга исполнил такую сложную хоровую партитуру, как «Сновидения Геронтиуса» Э. Элгара.

Парадоксально, но этот хор формально даже нельзя назвать профессиональным: он не является для его певцов местом постоянной работы, хотя хорошее музыкальное образование есть у всех. Это всё результаты многовековой культуры почти всеобщего хорового пения, чаще всего как раз самодеятельного. Этот хор поддерживается муниципалитетом города Вайльбурга.

Помимо традиции, в таком высоком качестве хора главная заслуга кантора Дворцовой церкви в Вайльбурге музыковеда Дорис Хагель, состоящей в этом качестве с 1986 года. Она выступает в качестве дирижёра, певицы, органистки, художественного руководителя и организатора цикла концертов «Старинная музыка в замке Вайльбург».

Как обычно, великолепно звучал оркестр «Musica Viva», за дирижёрским пультом которого стоял замечательный музыкант современности, входящий в число лучших камерных дирижёров мира Александр Рудин.

Рудин – виолончелист с мировым именем, дирижёр, пианист, клавесинист, педагог, исследователь старинных партитур, автор оркестровых редакций камерных произведений и уникальных тематических циклов. В его репертуар входят произведения четырёх столетий – как самые известные, так и никогда вообще не исполнявшиеся.

Значительную часть репертуара Рудина и как виолончелиста, и как дирижёра составляют произведения наших современников – Валентина Сильвестрова, Вячеслава Артёмова, Эдисона Денисова, Родиона Щедрина, Андрея Головина. Так, 17 февраля 2017 года в Камерном зале Московского Дома музыки п/у А. Рудина феерически успешно прошёл концерт оркестра «Musica Viva» с музыкой нашего современника Арво Пярта.

Получив академическое образование, Александр Рудин увлёкся аутентичным исполнением старинной музыки – и со временем пришёл к органичному синтезу обоих направлений. Он играет как на современной виолончели, так и на виоле да гамба, исполняет музыку романтиков, произведения эпохи барокко и раннего классицизма. Эта линия творчества привела Рудина и оркестр «MusicaViva» к тесному сотрудничеству с признанными мэтрами в области аутентичного исполнительства, среди которых Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Кристофер Мулдс, Андреас Штайер, Алексей Любимов.

Это исполнение оратории Мендельсона «Павел» можно по праву отнести к событиям нынешнего 2016/2017 концертного сезона – щедрого на концерты, к которым это определение применимо.

Владимир Ойвин

История оркестра Musica Viva ведет отсчет с 1978 года, когда скрипач и дирижер Виктор Корначев основал ансамбль из девяти человек, недавних выпускников московских музыкальных вузов. В 1988 году коллектив, к тому моменту выросший в оркестр, возглавил дирижер и виолончелист Александр Рудин, давший ему имя Musica Viva. Под его руководством оркестр обрел уникальный творческий облик, достиг высочайшего исполнительского уровня и вошел в число ведущих в России.

Сегодня Musica Viva – универсальный музыкальный коллектив, свободно чувствующий себя в самых разных стилях и жанрах. Квинтэссенцией творческих проектов оркестра стал концертный цикл «Шедевры и премьеры» в Московской филармонии: в программах абонемента широко известные сочинения звучат свежо, будто исполняются впервые, а музыкальные раритеты становятся подлинными открытиями для публики. В 2011 году появился цикл «Серебряная классика»; его основу составляют произведения, которые не вошли в золотой репертуарный фонд, хотя и достойны этого. В рамках цикла проходит молодежная программа, представляющая лауреатов европейских международных конкурсов, а также ежегодные «Виолончельные ассамблеи», к участию в которых Александр Рудин приглашает своих коллег-виолончелистов.

Значительное место в репертуаре оркестра занимают незаслуженно забытые произведения: в исполнении Musica Viva впервые в России прозвучали сочинения К. Ф. Э. Баха, Чимарозы, Диттерсдорфа, Дюссека, Плейеля, Триклира, Фолькмана, Козловского, Фомина, Виельгорского, Алябьева, Дегтярева и многих других. Musica Viva также знакомит слушателей с лучшими страницами современной музыки: оркестр осуществил мировые и российские премьеры сочинений Артёмова, Пярта, Саллинена, Сильвестрова, Маноцкова, Ахунова, Андрея Головина и других.

В течение последнего десятилетия Musica Viva успешно осуществляет крупные проекты – оперы в концертном исполнении и оратории. Под руководством Александра Рудина в Москве звучали оратории «Сотворение мира» и «Времена года» Гайдна, оперы «Идоменей» Моцарта, «Оберон» Вебера, «Фиделио» Бетховена, Реквием Шумана, оратории «Торжествующая Юдифь» Вивальди и «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярева. Впервые в России были исполнены кантата Генделя «Аполлон и Дафна» и его серената «Ацис, Галатея и Полифем», а также серената «Марк Антоний и Клеопатра» и оратория «Паломники ко Гробу Господню» Хассе. В сотрудничестве с британским маэстро Кристофером Мулдсом были осуществлены российские премьеры опер Генделя «Орландо», «Ариодант» и оратории «Геркулес».

Musica Viva привлекает к сотрудничеству крупнейших музыкантов мира, в их числе Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Владимир Юровский, Андраш Адориан, Роберт Левин, Андреас Штайер, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман, Иван Монигетти, Николай Луганский, Борис Березовский, Алексей Любимов, Джулиано Карминьола, Изабель Фауст, Руль Дильтинс, Томас Цетмайр, Кристиан Тецлафф, Шломо Минц, примадонны мировой оперной сцены Джойс Дидонато, Анник Массис, Вивика Жено, Дебора Йорк, Сьюзен Грэм, Малена Эрнман, Стефани д’Устрак, Хибла Герзмава, Юлия Лежнева. С оркестром выступали всемирно известные хоры Collegium Vocale Gent и «Латвия», а также российский вокальный ансамбль Intrada.

Musica Viva – постоянный участник международных музыкальных фестивалей, в том числе всемирно известных «Безумных дней», проходящих во Франции, Испании, Японии, Польше, России (Екатеринбург). Коллектив гастролировал в Германии, Франции, Нидерландах, Италии, Испании, Бельгии, Японии, Латвии, Чехии, Словении, Финляндии, Турции, Индии, на Тайване. Ежегодно выступает в городах России.

Оркестром записано более двадцати дисков, в том числе для лейблов «Русский cезон», Olympia, Hyperion, Naxos, Chandos, Тudor, Fuga Libera, «Мелодия». Среди недавних успешных записей коллектива – альбом симфоний Иоганна Стамица (2019, Naxos). Особый интерес в дискографии оркестра представляют записи с Александром Рудиным в качестве солиста. В их числе виолончельные концерты Жан-Бальтазара Триклира, Мясковского, Антонина Крафта, композиторов эпохи барокко (в том числе Иоганна Адольфа Хассе, Карла Филиппа Эмануэля Баха, Иоганна Вильгельма Хертеля и др.). «Григ-альбом» знакомит слушателей также с Рудиным – мастером оркестровки: в записи представлены его оркестровые версии камерных сочинений норвежского классика.

В сезоне 2018/19 оркестр Musica Viva отметил 40 лет со дня основания. В течение многих лет его деятельность поддерживается грантом Президента Российской Федерации.

Александр Рудин

Александр Рудин – виолончелист с мировым именем, дирижер, пианист, клавесинист, педагог, исследователь старинных партитур, автор оркестровых редакций камерных произведений и уникальных тематических циклов.

Музыкант родился в 1960 году в Москве. В 1983 году окончил Государственный музыкально-педагогический институт (ныне Российская академия музыки) имени Гнесиных (класс виолончели Льва Евграфова, класс фортепиано Юрия Понизовкина), в 1989 – класс оперно-симфонического дирижирования Московской государственной консерватории (руководитель – Дмитрий Китаенко).

Лауреат международных конкурсов имени И. С. Баха в Лейпциге (1976), имени Гаспара Кассадо во Флоренции (1979), имени П. И. Чайковского в Москве (1978, 1982). Солист Московской государственной академической филармонии (1983). Художественный руководитель (с 1988) и главный дирижер камерного оркестра Musica Viva.

Получив академическое образование, Александр Рудин увлекся исторически информированным исполнительством и со временем пришел к органичному синтезу обоих направлений в исполнительском искусстве. Играет как на современной виолончели, так и на виоле да гамба, исполняет музыку романтиков, произведения эпохи барокко и раннего классицизма. Эта линия творчества привела Рудина и оркестр Musica Viva к тесному сотрудничеству с признанными мэтрами в области аутентизма, среди которых Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Кристофер Мулдс, Андреас Штайер, Алексей Любимов и др.

В репертуар музыканта входят произведения четырех столетий. Благодаря вниманию Рудина к забытым страницам музыкальной истории меломаны впервые услышали много неизвестных сочинений. В их числе Тема с вариациями для виолончели с оркестром Михаила Виельгорского, виолончельные концерты Антонина Крафта, Жан-Бальтазара Триклира, Иоганна Генриха Фациуса, Роберта Фолькмана, Первый виолончельный концерт Дворжака, авторские версии сочинений для виолончели с оркестром Чайковского – «Вариаций на тему рококо» и Pezzo capriccioso.

Вместе с оркестром Musica Viva впервые в современной России были представлены произведения Сальери, Плейеля, Дюссека, Диттерсдорфа, Козловского, Пашкевича, Алябьева. Представив в столице уникальные концертные программы, маэстро зарекомендовал себя как блестящий интерпретатор оперных партитур и масштабных произведений кантатно-ораториального жанра. В частности, под его руководством состоялись российские премьеры ораторий «Торжествующая Юдифь» Вивальди, «Воскресение и Вознесение Иисуса» К. Ф. Э. Баха и авторской редакции оратории «Минин и Пожарский, или освобождение Москвы» Дегтярёва. Прозвучали оратории Гайдна «Сотворение мира» и «Времена года», Симфония № 2 («Хвалебный гимн») Мендельсона, концертные версии опер «Идоменей» Моцарта и «Оберон» Вебера.

Крупнейшим событием московской музыкальной жизни стал концерт, посвященный 50-летию Рудина, состоявшийся 22 ноября 2010 года. В течение вечера музыкант представил две российские премьеры (Концерт для виолончели с оркестром до мажор Вагензайля, Две пьесы для виолончели с оркестром Сибелиуса), а также пять крупных виолончельных концертов – Гайдна, К. Ф. Э. Баха, Крафта, Шостаковича, Дворжака.

Значимую часть репертуара артиста составляют произведения наших современников – Валентина Сильвестрова, Вячеслава Артёмова, Родиона Щедрина, Андрея Головина. Он был первым исполнителем ряда сочинений для виолончели Дмитрия Кабалевского, Эдисона Денисова.

Александр Рудин выступает со многими известными оркестрами, среди которых Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Российский национальный оркестр, БСО имени П. И. Чайковского, Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, симфонические и камерные оркестры Норвегии, Финляндии, Турции. Как солист и дирижер Рудин участвовал в международных фестивалях Les Pianos Folies (Франция), La Follе Journée (Франция, Испания, Япония) и других. Среди партнеров музыканта по ансамблю – Элисо Вирсаладзе, Николай Луганский, Алексей Любимов, Наталия Гутман, Энтони Марвуд, дирижеры Роджер Норрингтон, Михаил Плетнёв и др. Сольные концерты музыканта проходят в Германии, Финляндии, Нидерландах, Канаде, Великобритании, Венгрии, Словении, Турции и других странах.

В дискографии артиста – более 30 дисков. Особую известность получили его записи шести виолончельных сюит Баха (Naxos), виолончельных концертов Триклира, Мясковского, произведений Алябьева и А. Черепнина, «Григ-альбом» (камерные сочинения Эдварда Грига в оригинальной оркестровой версии Рудина), а также запись концерта из Большого зала консерватории (Третья симфония Бетховена и Виолончельный концерт Крафта). Альбом виолончельных концертов композиторов эпохи барокко (Chandos, 2016) получил восторженные отклики ведущих западноевропейских критиков. Последний релиз – альбом симфоний Иоганна Стамица (Naxos, 2019).

С 1989 года Александр Рудин преподает на кафедре камерного ансамбля и квартета Московской консерватории, с 2002 – профессор. Неоднократно был членом жюри международных конкурсов, в том числе X, XI и XII (председатель жюри виолончелистов) Конкурса имени П. И. Чайковского.

Удостоен почетного звания «Народный артист России» (2001) и Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства (2003).

Хор Kantorei der Schlosskirche Weilburg

Хор Kantorei der Schlosskirche регулярно выступает с известными солистами, коллективами Capella Weilburgensis, L’arpa festante, Harmonie Universelle и Le Tendre Amour – на больших церковных праздниках и на крупных светских концертах. В репертуаре коллектива – сочинения Монтеверди, И. С. Баха, Генделя, Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Брамса и других. С 1986 года кантор хора – Дорис Хагель. Она выступает в качестве дирижера, певицы, органистки, художественного руководителя и организатора цикла концертов «Старинная музыка в замке Вайльбург». Помимо работы c ведущими ансамблями старинной музыки, хор выступает с оркестром Capella Weilburgensis, в котором участвуют лучшие исполнители на исторических инструментах из Германии и соседних стран.

В сотрудничестве с издательством Profil-Medien сделана серия записей «Старинная музыка в замке Вайльбург». Записаны также «Четыре строгих напева» Брамса в исполнении Клауса Мертенса (баритон), «Реквием» Дворжака (впервые на исторических инструментах), оратории «Павел» и «Илия» Мендельсона.

13 ноября 2005 года по случаю сотой годовщины со дня смерти герцога Адольфа фон Нассау хором исполнен «Реквием» Дворжака. В 2007 году коллектив участвовал в исполнении Мессы Дворжака в одном концерте с «Песнями об умерших детях» Малера. В 2014 году в рамках XIII Международного фестиваля Di Musica e Arte Sacra в Риме хор принял участие в исполнении оратории «Саул» Генделя. В 2010, 2012 и 2013 годах состоялись гастроли хора в Санкт-Петербурге и церкви Богородицы в Дрездене, в 2015– на Международном фестивале в базилике города Эхтернах (Люксембург).

Мехтильд Бах

Мехтильд Бах родилась в городе Лимбург-ан-дер-Лан. Училась в Государственной высшей школе музыки и изобразительного искусства во Франкфурте-на-Майне у профессоров Эльзы Кавельти, Гартмута Хёлля, Веры Росца и Лауры Сарти. Во время учебы дебютировала в Дармштадском государственном театре. Затем была приглашена в оперную студию Национальной Рейнской оперы. С 1990 года поет в Городском театре Гейдельберга, где овладела широким репертуаром лирического сопрано. Мехтильд Бах гастролировала по всей Европе, сотрудничала с выдающимися музыкантами, среди которых Райнхард Гёбель, Петер Нойманн, Манфред Хонек, Тон Коопман, Гельмут Риллинг, Конрад Юнгхэнель. Она выступала на Дрезденских днях музыки, в Международной академии Баха в Штутгарте, в замке Вайльбург, на Неделях музыки Малера в Тоблахе, в филармониях Берлина и Кёльна, Берлинском драматическом театре, Консертгебау в Амстердаме, во многих других музыкальных центрах Европы. Постоянная приглашенная солистка ансамбля «Кантус Кёльн». В последние годы поет также в Оперном театре Галле и театре Люцерна.

Бритта Шварц

Бритта Шварц выступает с известными оркестрами – Берлинским филармоническим, Израильским филармоническим, Консертгебау в Амстердаме, «Академией святого Мартина в полях», Саксонской государственной капеллой и «Капеллой Андреа Барка»; сотрудничает со знаменитыми дирижёрами, среди которых Филипп Херревеге, Кент Нагано, Марек Яновский, Петер Шрайер, Густаво Дудамель. Бритта Шварц побывала с концертами почти во всех странах Европы, а также в Израиле и Японии. Cотрудничает с выдающимися барочными исполнителями и ансамблями, среди которых Райнхард Гёбель, Пьер Као, Густав Леонхардт, Реми Людгер и Михаэль Шёнхайт, Фрайбургский барочный оркестр, ансамбль Musica Antiqua Köln, Берлинская академия старинной музыки и Камерный хор RIAS. Особое место в творчестве певицы занимает камерная вокальная музыка. Организовала цикл вокальных вечеров в Дрездене, где выступала с пианистом Андрашем Шиффом. Уже несколько лет преподает в Дрезденской высшей школе музыки имени Вебера, а в 2015 году стала почетным профессором Берлинской высшей школы музыки имени Эйслера.

Маркус Шафер

Маркус Шафер – лауреат конкурса имени Карузо в Милане, обладатель премии «Грэмми». Свои первые контракты он заключил с Цюрихским оперным театром (1985-1986) и Немецкой оперой на Рейне (1987-1993), вскоре стал петь в ведущих европейских театрах – венецианском Ла Фениче и Лисео в Барселоне, Лионской опере, Баварской и Берлинской государственных операх, на фестивалях в Зальцбурге и Пезаро. За ним закрепилась слава непревзойденного исполнителя партий Евангелиста в «Страстях» И. С. Баха; в его репертуаре множество партий в кантатно-ораториальных сочинениях и операх Генделя и Гайдна, операх и ораториях венских классиков, вокальные циклы Шуберта и Шумана, композиторов ХХ века. Среди недавних работ Шафера такие далекие друг от друга по стилистике сочинения, как «Воццек» Берга в Берлинской Комической опере и «Летучая мышь» И. Штрауса в нидерландском Nationale Reisoperaand. Среди партнеров певца были и есть выдающиеся исполнители музыки барокко: Рене Якобс, Сигизвальд Кёйкен, Франс Брюгген, Пол Маккриш, Николаус Арнонкур, Филипп Херревеге, Тон Коопман, Густав Леонхард, а также признанные исполнители современной музыки – Михаэль Гилен, Кент Нагано и другие. Запись «Страстей по Матфею» Баха, осуществленная с Николаусом Арнонкуром и его ансамблем Concentus Musicus Wien, была удостоена «Грэмми», а оратория «Иов» Диттерсдорфа под управлением Германа Макса получила Приз немецких критиков в области звукозаписи. Маркус Шафер – профессор вокала Ганноверской Высшей школы музыки и театра.

Манфред Биттнер

Манфред Биттнер родился в городе Вайсенбург-ин-Байерн, получил музыкальное образование в хоре Регенсбургского собора «Регенсбургер Домшпатцен». Учился у Вольфганга Бренделя в Мюнхене, посещал Театральную академию Баварии в Театре принца-регента и Оперную школу в Мюнхене в качестве стипендиата Немецкого театрального объединения. Обучался на мастер-классах в Штутгарте, посещал мастер-классы Андреаса Шмидта и Томаса Квастхоффа. Обширный репертуар Манфреда Биттнера включает произведения разных эпох, от опер и ораторий средневекового барокко, классики и романтизма до премьер современных авторов. Певец гастролирует по всей Европе, в Австралии и Юго-Восточной Азии, выступает на Биеннале современной музыки в Мюнхене, Венских праздничных неделях, Берлинском фестивале, на Фестивале Баха в Лейпциге и Европейском музыкальном фестивале в Штутгарте. Среди творческих партнёров Манфреда Биттнера известные ансамбли – L’arpa festante, Фрайбургский барочный оркестр, Ансамбль Бальтазара Неймана, Берлинская академия старинной музыки, Оркестр Тонхалле в Цюрихе, Камерный оркестр Базеля, Concerto Köln, Hamburger Camerata, дирижёры Винфрид Толл, Стефен Штуббс, Айвор Болтон, Филипп Херревеге, Рене Якобс, Конрад Юнгхэнель и Томас Хенгельброк, а также режиссёры Барри Коски и Клаус Гут.

Портрет Святого Павла кисти Жоржа де Латура

Ранняя оратория Ф.Мендельсона "Святой Павел" - часть неосуществленного триптиха "Илия - Павел - Христос", задуманного автором как музыкальное отражение-осмысление разных этапов религиозного учения.

Оратория "Павел" Оп.36 (1835)


Композитор:
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847)
Оригинальное название: "Paulus", op.36
Язык оригинала: немецкий
Либретто: пастор Юлий Шубринг (Julius Schubring) на основе Священного Писания.
Форма: 2 части, 45 музыкальных номеров.
Продолжительность: более 2-х часов
Дата создания: 1832-1836
Премьера: 22 мая 1836, Дюссельдорф

Действующие лица:

Павел (бас)
Ананий (сопрано или тенор)
Стефан (сопрано или альт)
Варнава (тенор)
Два лжесвидетеля (басы)
Смешанный хор

История создания оратории "Павел"

"Моя оратория приносит мне всё больше и больше радости..." - писал 25-летний Феликс Мендельсон своей младшей сестре Ребекке в конце ноября 1834 года. Эта "радость" выделялась на фоне того, что он только что ушёл с поста музыкального руководителя нового театра в Дюссельдорфе, поссорившись с театральным режиссёром, по собственной вине, о чём свидетельствуют даже его самые близкие друзья. Заказ на ораторию Мендельсон получил еще в 1832 от своего друга Иоганна Шелбли (Johann Schelble), дирижёра хора "Святой Сесилии" из Франкфурта, с которым был знаком с 13 лет. Незапланированный уход с должности стимулировал творческий процесс и Мендельсон плотно начал работу над ораторией с марта 1834, к этому времени была закончена подготовка текстов, которыми занимались друзья композитора - священник Юлий Шубринг (Julius Schubring) и композитор Адольф Бернард Маркс (Adolf Bernhard Marx) и, конечно, сам Мендельсон. Тем не менее пройдёт ещё полтора года и будет ещё один эмоциональный удар пока произведение будет закончено.

Хотя у Феликса Мендельсона был невероятный дар заводить новых друзей, среди которых были многие из наиболее талантливых людей своего времени, он оставался глубоко предан семье - в частности, старшей сестре Фанни и отцу Аврааму. Не соглашаясь со многими жизненными принципами отца, он проявлял не только сыновье уважение, но в разговорах с другими называл его "мой единственный настоящий друг, мой учитель в искусстве и жизни". Композитор продемонстрировал несколько отрывков из "Павла" отцу в начале лета 1934 и вызвал большой интерес Авраама к этой работе. В марте 1835 года, отвечая отцу на большое аналитическое письмо, Феликс писал: "... я часто теряюсь, пытаясь понять, как вы, не имеея технической подготовки в музыке, можете иметь такие проницательные музыкальные оценки." Он добавил, что после "одного очень несовершенного звучания" Авраам указал на недостатки, которые он сам пропускал несколько месяцев. И поэтому, когда Авраам скоропостижно скончался в ноябре 1835 года, на Феликса эта утрата наложила ответственность исполнить невыполненные желания отца, в том числе закончить ораторию.

Первым приоритетом было довести "Павла" до успешной премьеры. Это было достигнуто 22 мая 1836 года, но не во Франкфурте, как планировалось в начале, так как Иоганн Шелби был серьёзно болен, а на Нижнерейнском фестивале в Дюссельдорфе. Премьера оратории прошла с ошеломляющим успехом. Шуман, как преданный друг, тепло отзывался об этой работе, но Мендельсон, как это часто бывает, был менее удовлетворен и после премьеры продолжил работу над ней, внеся существенные корректировки.
Ещё одним желанием отца было, чтобы Феликс нашел свою вторую половину и создал собственную семью, что он и сделал, женившись на Сесилии Жанрено, но это другая история.
После доработки оратории и тщательных репетиций, следующее представление обновлённого "Павла" состоялось 16 марта 1837 года в соборе Св.Павла в Лейпциге. Хор состоял более чем из 300 человек и силы оркестра соответствовали ему. Представление также имело огромный успех, и с этого дня началось триумфальное шествие оратории по многим странам Европы и в США.

Оратория "Павел" была первой из запланированного грандиозного цикла из трёх ораторий: "Павел"-"Илия"-"Христос", а также первым опытом Мендельсона в этой музыкальной форме, до этого он с успехом восстановил и исполнил "Страсти по Матфею" Баха и оратории Генделя, поэтому в "Павле" заметно влияние стилей этих мастеров, также отдельные критики отмечали некую "слащавость" музыки относительно выбранной темы. Однако "Павел" имеет свои прекрасные музыкальные моменты, особенно 4 хорала, и поражает глубоким драматизмом. Следующая оратория "Илия" (), вышедшая спустя почти 10 лет, стала более зрелым произведением композитора и до сих пор пользуется большей популярностью и вниманием. Ораторию "Христос" Мендельсон не успел закончить.

Сюжет и структура

Сюжет оратории "Павел" основан на событиях из Ветхого и Нового Заветов, преимущественно на "Деяниях святых апостолов", и повествует об Обращении Савла (Павла). Оратория разделена на две части. В первой части повествуется о судьбе гонителя христиан Савле, о побиении камнями Первомученика Стефана, о пути Савла в Дамаск, исцелении христианином Ананием и крещении. Вторая часть повествует о его и его сподвижника Варнавы деяниях и служении. По драматическому накалу преобладает первая часть, вторая часть является более лирической и созерцательной.

Felix Mendelssohn Bartholdy

Paulus (St.Paulus) op.36
Oratorium nach Worten der Heiligen Schrift

Maria Cristina Kiehr, Soprano
Werner Gura, Tenore
Michael Volle, Basso

Kammerchor Stuttgart
Deutsche Kammerphilharmonie Bremen
cond. Frieder Bernius

APE + cue, booklet - 498 Mb // БОНУС: клавир (PDF) (Если нужна партитура - пишите)

ПРИЯТНОГО ПРОСЛУШИВАНИЯ!

С тех пор как отечественные музыканты осознали неизбежную необходимость заполнения репертуарного вакуума, образовавшегося в российской концертной практике по отношению к некоторым направлениям западноевропейского музыкального искусства, на сценах ведущих музыкально-театральных и концертных площадок столицы стали появляться проекты, призванные в первую очередь любой ценой закрыть брешь в образовании российских меломанов. Главный принцип репертуарной стратегии инициаторов подобных проектов - сыграть то, что не игралось никогда (или, на худой конец, звучало крайне редко).

Не последнее место в ряду московских музыкальных миссионеров занимает Владимир Понькин - художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра, чье пристрастие к крупным кантатно-ораториальным сочинениям давно снискало ему авторитет одного из самых убежденных пропагандистов музыки этого жанрового диапазона. На прошлой неделе он познакомил московскую публику с очередным основательно забытым у нас шедевром - ранней ораторией Феликса Мендельсона «Святой Павел» из неосуществленного триптиха «Илия - Павел - Христос», задуманного автором как музыкальное отражение-осмысление разных этапов религиозного учения. В 1836 году в премьерном исполнении этого грандиозного произведения на открытии XVIII Нижнерейнского музыкального фестиваля приняли участие 356 певцов и 172 оркестровых музыканта. В 2002 году в БЗК обошлись силами ГСО и хора Хорового лицея мальчиков и юношей г. Конакова (руководитель - Татьяна Махновская). В качестве солистов выступили сопрано Инна Полянская и Валентина Шаронова, тенор Алексей Мартынов и басы Виктор Параскева и Михаил Давыдов.

Легенда об «апостоле язычников», не знавшем Иисуса Христа во время его земной жизни, но в силу особого призвания из гонителей христианства обратившегося в одного из самых ревностных его сторонников, в музыкальном отношении представлена Мендельсоном как аллюзия на храмовую музыкальную культуру баховского времени. Строгая хоральность, то возникающая в своей первозданно прекрасной простоте, то затканная филигранными инструментальными подголосками, вводит слушателя в особый мир романтического духовного переживания, в котором слиты воедино религиозная память и глубоко личный, сокровенный духовный опыт.

Такая музыка требует от исполнителей идеальной сбалансированности мелодических линий, абсолютной тембровой прозрачности, стереофонической ясности и полного отречения от самовыражения в пользу стилевого и ансамблевого единства. Это в идеале. А на практике получаются расфокусированный и темброво, и интонационно звук, равнодушно-небрежная фразировка, стертая фактурная графика и целый веер разнообразных вокальных манер у солистов. А может быть, прежде чем пропагандировать любую культуру, стоит сначала научиться говорить на ее языке? Ведь наши слушатели, долго не имевшие возможности познакомиться со многими шедеврами мирового музыкального искусства, вполне способны подождать еще немного, чтобы услышать их в истинном, незамутненном исполнительской небрежностью виде.