Китайская рок группа. Китайский рок: что такое и с чем его едят

В эпоху глобализации появляются причудливые коктейли из всевозможных стилей и направлений. Ярким примером является китайская фолк-метал группа . Чем она примечательна? Представьте традиционные китайские и монгольские мелодии, наложите тяжелые рифы бас-гитар, добавьте совершенно невероятный бласт-бид на грани человеческих возможностей. Невероятно? Дополните картину этническим сценическим образом музыкантов, играющих как на современных, так и на народных монгольских музыкальных инструментах. И завершающий мазок – непередаваемый голос вокалиста Ashan. Необыкновенный драйв обеспечен!

Nine Treasures: китайская метал группа

Российские поклонники рок-музыки смогли ознакомится с творчеством группы на международном рок-фестивале Vladivostok Rocks, который проходит ежегодно во Владивостоке и привлекает исполнителей Европы и Азии. Хэдлайнерами фестиваля в 2015 году были такие группы, как On-The-Go из России, Love Psychedelico и другие. Для них даже построили отдельную сцену. Среди приглашенных групп были коллективы из Франции, США, Китая, России, Киргизии. Настоящей находкой для рок-меломанов стала .

Первый альбом Nine Treasures вышел в 2012 году и назывался «Arvan Ald Guulin Honshoor». Этот сборник сразу стал популярен среди почитателей рок-музыки Китая, Тайваня и Монголии. Затем группа выиграла международный музыкальный конкурс Metal Battle, а в 2015 году покорила сердца российских любителей рок-музыки. Кстати, купить в России альбомы невозможно, проще их найти в Китае. Если вы не знаете, как это сделать – посетите форум Китайский Компот , участники которого с удовольствием поделятся с вами опытом.

А для затравки предлагаю посмотреть клип группы Nine Treasures - Wisdom Eyes :

Сомневаетесь, стоит ли тратить время и деньги на покупку альбомов Nine Treasures? Не знаете, на что это вообще похоже? Тогда представьте поздние композиции Nightwish с участием . Примерно в этом стиле выдержаны композиции китайско-монгольской рок группы. Некоторые песни здорово смахивают на творчество SOAD.

Но в целом, эта группа не имеет аналогов, ведь китайский метал - достаточно редкое явление. Поэтому знакомство с Nine Treasures необходимо любому, кто интересуется фолк-метал.

Дискография Nine Treasures :

Arvan Ald Guulin Honshoor (2012);

Nine Treasures (2013);

Live In Beijing (2015)- живой альбом;

Galloping White Horse (2015) - EP.

Добрый вечер. Сегодня наш полет за рок музыкой пройдет в Поднебесную…

Рок-музыка пришла в Китай в 1980-ых и активно развивалась под действие рок- движения США, а также под влиянием традиционной музыки Китая. Первое течение, получившее название Северо-западный ветер (1980-ые годы), дало начало китайскому року в целом. Направление задали две песни – “Синьтянью” и “Ничего за душой” (1984). Второй трек исполнял Cui Jian, и в нём смешались рок-музыка и элементы традиционной музыки Китая. Именно на таком сочетании жанров рок- музыка Китая строится и по сей день.

Отец китайского рока Cui Jian

Рождение, расцвет и закат Китайского рока (1984-1994 гг.). Песня “Ничего за душой” Cui Jian (1984) – это, по сути, рождение китайского рока. В постреволюционный Китай эта песня привнесла полностью новый дух, сочетающий индивидуализм с прямым и открытым самовыражением. Для молодого поколения она стала символом разочарования в отношении реалий китайского общества, отражением сложных политических и культурных процессов. Старшее поколение восприняло песню, скорее, как символ невыполненных обещаний правящего режима. Кстати, до 1990-го года китайские рок-исполнители не выпускали свои песни, а давали концерты в “клубах”, это было связано с жестким идеологическим напором текущего режима.

Промежуток между 1988-м и 1993-м стал периодом расцвета рок-движения в Китае, и, пожалуй, одна из самых ярких групп этого времени – это Tang Dynasty, которая является первой группой в Китае в жанре хэви-метал.


Китайская heavy-metal группа Tang Dynasty

1994 год ознаменовал спад рок-движения, что было связано с жесткими рамками коммунистической партии, которая установила цензуру и ограничение рока, так как он раскрепощает молодежь и дает ложные ориентиры. Но и в этот тяжелый период были группы, которые или приспособились под рамки и перешли в жанр кантро-поп, или такие как Хэ Юн, активно сопротивляющиеся тем правилам и исполняющим музыку в стиле панк, ска, метал.

По сути, новый виток развития китайского рока случился в 2003 году при совместном концерте Cui Jian с The Rolling Stones. Этот концерт открыл китайский рок всему миру. С этого момента в Китае пошло активное развитие рок-музыки в жанре пост-панк, а также известность и популярность стали набирать стили visual key и готик-рок. На данный момент времени рок-музыка в Китае – это не основное, но развивающиеся направление.

Статью подготовил

«Афиша+» вместе с самым читаемым русскоязычным ресурсом о Китае Magazeta продолжает серию материалов, посвященных современной китайской музыке. На этот раз рассказываем об инди-роке. Вас наверняка долго мучил вопрос: китайский инди-рок, какой же он?!

В каждом материале можно будет найти видео с экспертным мнением известных музыкантов, согласившихся послушать составленный нами плейлист для того или иного жанра. На этот раз экспертами выступили участники групп« Сегодняночью» и «МультFильмы».

Carsick Cars

Говорят, в туалете знаменитого пекинского клуба D-22 есть надпись« Я люблю свою маму, я люблю свою страну и я люблю Carsick Cars». Принято считать, что Carsick Cars стояли у истоков китайской инди-сцены, расцветшей буйным цветом в последние десять лет. До них о таком явлении, как независимая рок-группа, выступающая перед небольшим количеством слушателей, и речи не могло идти. На официальном сайте Carsick Cars так и написано: «Наверное, лучшая инди-группа Китая».

Carsick Cars - бесстрашные бунтари(например, в их арсенале есть песня с актуальным и для российских интернет-пользователей названием« Лучший VPN на данный момент»), они не боятся смешивать отличные поп-мелодии со стеной гитарного шума(Sonic Youth - их главные кумиры), а концерты группы - это всегда выброс дикой, долго сдерживаемой энергии.

За время своего существования группа выпустила три лонгплея - «Carsick Cars»(2007), «You Can Listen, You Can Talk»(2009) и «3»(2014) - и один раз сменила состав: басист и ударник ушли и сформировали дуэт Soviet Pop . Carsick Cars активно гастролируют далеко за пределами своей родины: группа выступала на Primavera Sound в Барселоне и на SXSW в Остине, Техас. Если верить« Гуглу», то на начало октября у группы запланированы выступления в Канаде(Калгари и Ванкувер) и США(Сан-Франциско и Нью-Йорк).

« Ты, наверное, в пятизвездочном отеле?» - «Ну да, откуда узнал?» - «Только люди в пятизвездочных отелях могут смотреть CNN в Китае»

Западному слушателю Carsick Cars открыл известный американский музыкант и продюсер Мартин Аткинс, выпустивший в 2007 году сборник современной китайской музыки« Look Directly Into the Sun: China Pop 2007» по итогам своей поездки в Пекин. В том же году группа должна была выступить на разогреве у Sonic Youth в Пекине, но концерт легендарных американцев был отменен в последний момент, якобы из-за того, что они поддерживают движение« Свободу Тибету».

«Я сидел в своем номере в Пекине и смотрел CNN, - рассказывал Аткинс в интервью Chicago Reader . - Как только пошла новость о стрельбе на границе с Тибетом, экран стал черным и через некоторое время на нем появился кто-то из китайского правительства, сообщивший, что никакой стрельбы не было, все это фигня. Я связался с одним из местных: „Ты видел? Что происходит?“ - „Видел что?“ - недоумевал он. - „Ну CNN же!“ - „Ты, наверное, в пятизвездочном отеле?“ - смеясь спросил он. - „Ну да, откуда узнал?“ - „Только люди в пятизвездочных отелях могут смотреть CNN в Китае“».

В 2007 году Carsick Cars все-таки выступили на разогреве у Sonic Youth в их европейском туре на концертах в Праге и Вене.

New Pants

Свою первую пиратскую кассету Пэн Лэй купил в 1990 году в родном Пекине по дороге из школы домой. «Это был какой-то альбом Bon Jovi, - вспоминает он. - Было круто слушать иностранную музыку, но мне не понравилось. Потом была Nirvana, но на них я тоже не подсел. И только когда я купил кассету с Ramones, понял, что нашел свое. Тем более, что кассеты с панк-музыкой стоили гораздо дешевле: их продавали всего за 5 юаней, тогда как кассеты с хэви-металом столи целых 50».

Спустя 5 лет Пэн Лэй вместе со своими школьными друзьями создал группу New Pants, одну из самых ярких и самобытных в современном Китае, и уж точно самую неугомонную. За время своего существования New Pants выпустили восемь альбомов, съездили в тур по Австралии, сыграли серию концертов в Лондоне и выступили на «Коачелле».

Сначала ребята, конечно же, ориентировались на любимых Ramones и прочих представителей классического панка, но потом переключились на остроумный дэнс-панк, замешанный на диско и восьмидесятническом британском синтипопе. «New Pants звучат, как саундтрек к классической видеоигре Fantasy Zone, записанный Ramones и Daft Punk под кайфом», - написал как-то о группе The Guardian.

Ролик, ярко демонстрирующий эволюцию New Pants с 1998 по 2009 год. В конце клипа основатели группы Пэн Лэй и Пан Куань под песню« Go East» изображают китайских чиновников на прогулке.

Оба постоянных участника New Pants - фронтмен Пэн Лэй и клавишник Пан Куань - отучились в Пекинском университете искусств(на режиссера и дизайнера соответственно), что, конечно же, не могло не сказаться на их музыкальной деятельности. Достаточно посмотреть на оформление обложек их альбомов или увидеть их смешные и необычные видео. Кстати, юмор - важнейший элемент творчества New Pants: несмотря на весь успех(а в Китае они - настоящие рок-звезды), участники группы отказываются относиться к себе серьезно.

Помимо своей деятельности в New Pants Пэн Лэй известен как мультипликатор, автор пластилиновых мультфильмов, самые известные из которых - «Peking Monster» и «Panda Candy»(представьте себе немного странную китайскую версию« Уоллеса и Громита»).

Queen Sea Big Shark

Зачастую довольно легко определить, на кого хочет быть похожа та или иная китайская группа. Queen Sea Big Shark - это китайские Yeah Yeah Yeahs, такая ассоциация возникает сразу же. Достаточно увидеть их эпатажную вокалистку Фу Хань или услышать практически любой сингл группы.

Так же, как и нью-йоркцы, Queen Sea Big Shark сначала выпустили грубый гитарный альбом(дебютный« Queen Sea Big Shark» 2007 года), а на втором лонгплее« Wave» ‎(2010) поменяли гитары на синтезаторы. Но это совсем не значит, что у Queen Sea Big Shark нет своего лица. На своем третьем альбоме« Beijing Surfers" Adventure», вышедшем весной этого года, ребята вовсю экспериментируют. «Тут вам и джаз, и танцевальная музыка, и хип-хоп в духе Gorillaz, и даже ситар», - уверяет гитарист группы Цао Пу.

«Когда я была подростком, у нас было очень мало источников информации, между нами и остальным миром была пропасть, - рассказывает Фу Хань о влиянии западной музыки на творчество группы в недавнем интервью пекинскому Time Out. - Со временем эта пропасть становилась все меньше и меньше, и совершенно естественно, что мы начали повторять за всем остальным миром. Но я не думаю, что при столкновении с западной культурой мы потеряли свою индивидуальность».

Queen Sea Big Shark собрались в 2005 году, записали демо« Hard Heart» и выложили его в сеть. За три месяца песню« Nonono» скачали десять тысяч раз, и вскоре группа подписала контракт с лейблом Modern Sky. С тех пор Queen Sea Big Shark выпустили три альбома, съездили с еще двумя пекинскими группами в тур по США под девизом« Sing for China» и эксклюзивно для Converse записали сингл« Let"s Play».

Своим названием группа обязана безымянному шутнику, поставившему на берегу озера Хоухай в Пекине знак с предупреждением: «Это мое озеро, даже не думай к нему притрагиваться! Я - Королева моря большая акула».

В 2014 году Queen Sea Big Shark выступили во Владивостоке на фестивале V-Rox, основанном фронтменом группы« Мумий Тролль» Ильей Лагутенко. «Queen Sea Big Shark могут с первой песни завести публику, которая вообще ничего не знала об их существовании раньше», - поделился своими впечатлениями Лагутенко после фестиваля.

Mr. Sea Turtle

На мандаринском наречии словосочетание« морская черепаха»(sea turtle) означает студента, который возвращается после учебы за границей и применяет полученные навыки на родине. Но инди-рок-трио Mr. Sea Turtle называется так совсем не поэтому. Дело в том, что морские черепахи - любимые животные фронтмена группы Ли Хунци.

«Наш басист сказал, что „Mr. Sea Turtle“ звучит круто, ну, мы и решили так называться, - говорит музыкант в одном из интервью. - Мы никогда не учились за границей, для этого наш английский слишком фиговый».

Денис Бояринов

Лидер заслуженной китайской рок-группы P.K. 14 Ян Хайсонг рассказал о том, как трудно было рокеру в Нанкине и чем он обязан Виктору Цою


Рок в Китае называют «яогунь» - yaogun, и появился он не так давно - в 1986-м, когда певец Цуй Цзянь, местный Боб Дилан и Джон Леннон в одном лице, исполнил знаменитую песню «Ничего нет» , ставшую гимном студенческих волнений конца восьмидесятых. Кстати, Цуй Цзяня можно назвать и китайским Цоем, потому что по отцу он - кореец.

Заслуженная китайская группа P.K. 14, собравшаяся в 1987-м, играет рок, похожий на русский и чем-то обязанный Виктору Цою. Несмотря на то что молодые китайские музыканты почти поголовно переключились на английский, для участников P.K. 14 по-прежнему важно в песнях послание - тексты, которые лидер и вокалист группы Ян Хайсонг, в жизни похожий на тихого учителя географии, кричит на мандаринском языке. Для его поколения, нынешних 30-летних и 40-летних, рок был верой, которую они не могут предать. Познакомившись с Яном Хайсонгом во время фестиваля Vladivostok Rocks , ДЕНИС БОЯРИНОВ записал его рассказ о новом альбоме «1984», записанном P.K. 14 со знаменитым саунд-продюсером Стивом Альбини, и о прошлом и настоящем яогуня. Судя по его рассказу, у китайского рока и русского времен его расцвета в 1980-х очень много общего.

Первая волна рок-музыки поднялась в Пекине и Шанхае в начале 1980-х. Стали появляться китайские группы, которые были преимущественно хеви-металлические. Я начал слушать китайский рок где-то в 1983-м - тогда мне было 20 лет. Я ловил эти группы на радио. Тогда же стали появляться кассеты, на которых записывались западные группы. Кассеты были дешевы, и на них можно было найти любую музыку. Они расходились из рук в руки. Мы многому научились благодаря этим кассетам.

Когда я начал играть на гитаре, я стал играть шестидесятнический рок - музыку хиппи, потом перешел к панку - Clash и Ramones . Группу P.K. 14 я основал, чтобы играть только постпанк - в стиле Joy Division , Cure , Siouxs ie and the Banshees и Bauhaus .

Мой партнер по группе - басист А Донг переехал в Нанкин в 1986-м и основал там свою группу Shit Dog - они играли злой хардкор. P.K. 14 и Shit Dog были самые большие рок-группы в Нанкине, хотя мы, конечно, были и остаемся в андеграунде. Когда группа А Донга распалась, мы стали играть вместе.

P.K. 14 - «Behind All Ruptures»


Власти Китая никогда не приветствовали рок-музыку. В 1980-е она существовала на полулегальных условиях. Но для моего поколения рок был как религия. Рок-музыка - это была возможность оказаться в другом мире, абсолютно противоположном тому, в котором живет большинство китайцев. Те, кто выбирал рок, отказывались жить в «нормальном» мире. Они сидели целыми днями, запершись дома, и играли на гитарах. Пропускали мимо ушей то, что им твердили учителя и родители. Все мои друзья, которые слушали рок, в свои 20 и 30 жили без работы. Они не смогли бы никуда устроиться, да и не хотели. Зарабатывали от случая к случаю. Жили впроголодь. Копили деньги на кассеты и CD . Это была трудная жизнь.

Когда мы начинали играть - в конце 1980-х - никаких рок-клубов в Нанкине не было. Мы играли в случайных барах. Всю аппаратуру приносили сами - инструменты, усилители, колонки, абсолютно все. Это был полный DIY (do-it-yourself . - Ред. ). Бывали такие истории, что мы успешно выступали и договаривались с владельцем выступить в следующую субботу. Приходили через неделю, а он нам говорил: нет, я передумал, мы не хотим тут никакого шума. Люди не покупают пиво из-за вашей музыки. Врал нам в лицо. Мы говорили - хорошо, разворачивались, нагруженные оборудованием, и уходили искать другой бар. Таких случаев было много. Выступали мы бесплатно - за вход денег не брали. Нам было трудно - поскольку в Нанкине музыкальная сцена не так развита, как в Пекине или Шанхае. Мы не могли найти человека, который бы стал нашим промоутером или директором. К тому же Нанкин - маленький город по китайским меркам, там живет около 8 миллионов человек.

Те, кто выбирал рок, отказывались жить в «нормальном» мире.

Сейчас дела в Китае с рок-музыкой стали намного лучше. Намного-намного. Сейчас в Пекине есть уже где-то около десятка площадок, которые специализируются только на рок-музыке: это бары, клубы или залы. В 2004-м P.K. 14 поехали в свой первый тур по Китаю; мы дали 21 концерт в разных городах - самых маленьких, даже не столицах провинций. В некоторых городах мы были первой рок-группой, которая приезжала с гастролью. С тех пор мы уже четырежды ездили с турами по Китаю, и с каждым разом городов в нашем расписании становится все больше. Скоро мы поедем в очередной тур с новым альбомом «1984» - в нем уже 32 города, в некоторых мы никогда прежде не были. Ситуация улучшается - появляются новые площадки, люди, которые ими занимаются, становятся более профессиональными. Все развивается, и очень быстро.

Стиву Альбини мы просто написали письмо. Потому что мы давно мечтали о том, чтобы нас записал Альбини. Мы большие поклонники его групп Shellac и Big Black .

Все наши предыдущие пластинки мы записали со шведским продюсером Хенриком Ойей, и эта тоже не исключение - мы доводили ее до ума в Швеции. Но нам очень хотелось поехать в Чикаго и реализовать мечту. Нас поддержал наш лейбл Maybe Mars , один из двух китайских рок-лейблов, - дал бюджет. Мы написали письмо, представились, узнали расценки - на ваши деньги это примерно 50 тысяч рублей за один день сессии. Согласовали график - это было самым трудным. Мы записались у Альбини за 5 дней. До этого он писал сольный альбом Ким Дил из Pixies . А после поехал в тур с Shellac . Это было счастьем - работать с одним из лучших саунд-инженеров мира.

Нам есть что сказать, что спеть и что прокричать - и мы хотим, чтобы нас понимали в нашей стране.

В Китае большинство групп, особенно молодые, предпочитают английский. Их можно понять - это международный язык для рок-музыки. Я пишу и пою тексты на мандаринском. Так сложилось с самого начала - и это для нас естественный путь. Нам есть что сказать, что спеть и что прокричать - и мы хотим, чтобы нас понимали в нашей стране.

К тому же то, что мы поем на родном языке, совершенно не означает, что мы не будем поняты жителями других стран. Например, два моих любимых русских исполнителя - это группа «Кино» и Владимир Высоцкий, которые пели на русском. Может быть, я не понимаю все, о чем они поют, но я очень хорошо это чувствую.

Кроме того, у большинства китайских рок-групп плохой английский, просто ужасный. Они поют на Chinglish . Ни о чем. Отстой.

Многие люди в Китае считают, что мы исполняем политизированные песни. Но мы не выступаем в песнях с критикой коммунистической партии, мы поем о том, что нас окружает, - о повседневной реальности. Для нас все - политика.

Одна из наших самых известных песен, «This Red Bus» , была вдохновлена группой «Кино». Мой друг показал мне перевод песни «Электричка» - о том, что поезд везет меня туда, куда я не хочу. Я был невероятно восхищен этим образом - и написал свою песню примерно о том же.

Наш новый альбом называется «1984». Как книга Джорджа Оруэлла - и уже по названию можно понять, о чем этот альбом. Оруэлл нарисовал в своей книге мрачную картину будущего, но для нас в Китае «1984» - это самое настоящее.

Послушать альбомы P.K. 14 можно .

5 лучших новых китайских рок-групп по версии Яна Хайсонга

WangWen
Построк из Даляня.

8 Eye Spy
Ноу-вейв из Нанкина.

Carsick Cars
Нойз-рок из Пекина.