Свет в темное время суток. Штраф за не включенный ближний свет фар

Правильное использование световых приборов - одно из искусств, которым должен овладеть каждый водитель. Это было бы просто, если бы в арсенале водителя было всего пара фар, но их куда больше, как и условий, которые требуют использования фонарей определенного типа. Но если хорошо изучить все тонкости вопроса, то очень скоро вы отточите свой навык правильного использования подсветки.

Чем регламентируется включение фар на дороге

Сигнальная система – это своего рода автомобильный «язык», с помощью которого водитель может общаться с другими участниками дорожного движения. Световые приборы – лишь часть этого сложного механизма «общения», но каждый водитель обязан знать все правила и тонкости их использования.


И перед тем как разобраться,когда нужно включать фары, перечислим все осветительные приборы, имеющиеся в арсенале водителя. В современных автомобилях установлено 8 внешних осветительных приборов. К ним относятся:

фары ближнего света;

Фары дальнего света;

Задние фонари;

Габаритные огни;

Противотуманные фары (ПТФ);

Задние ПТФ;

Дневные ходовые огни;

Задняя подсветка номерного знака.

Из этих восьми приборов нас интересуют первые семь, последний не участвует в автомобильном движении.

Приборы освещения должны быть включены в период с наступления темноты и до рассвета. Фонари и фары могут быть использованы и в другое время суток, при условиях ограниченной видимости из-за погодных условий. Снегопад, буря, дождь и туман, заставшие водителя в пути, обязывают его включить осветительные приборы, иначе в лучшем случае владельца авто ждет штраф за не включенные фары, а в худшем он рискует личной безопасностью.

Важно! Перед тем как сесть за руль, обязательно проверьте исправность работы всех осветительных приборов.

Правила использования фар на автомобиле

А не много ли – семь рабочих осветителей для одной машины? Нет, не много, а в самый раз. Каждый из этих видов фар имеет свое предназначение и свою специфику использования. Рассмотрим рядовые случаи, когда умение правильно использовать осветительные приборы играет особо важную роль.

Несмотря на очевидность значения термина «темное время суток», каждый водитель может трактовать его по-своему. Поэтому в правилах дорожного движения дается четкое пояснение, о каком промежутке времени идет речь.

Согласно ПДД, темное время суток – это период от вечерних сумерек до восхода солнца. Поэтому с приходом темноты и до самого рассвета водитель, находящийся в пути, должен включить свет.

А именно:

ближний или дальний свет фар (за некоторыми исключениями, о которых сказано ниже);

Габаритные огни на машинах с прицепами и буксируемых авто;

При остановке на обочине дороги или стоянке также должны быть включены габаритные огни.

С наступлением темноты нельзя включать:

Противотуманные фары (в том числе задние) на освещенных дорогах или неосвещенных, не включая фары ближнего/дальнего света;

Дальний свет фар, если:

- дорога освещена;

Автомобиль едет по населенному пункту;

Встречный автомобиль находится на расстоянии менее 150 м;

Есть возможность ослепить водителя.

Дневные ходовые огни, согласно правилам ПДД, также являются под запретом в темное время суток.

Знаете ли Вы? В правилах дорожного движения прописан разрешенный для использования цвет дневных ходовых фар: ДХФ, установленные на передней части авто, должны быть белого цвета. Допускается использование фар с легким желтым или голубоватым оттенком.

Условия недостаточной видимости

Условиями недостаточной видимости считаются туман, снег, дождь и другие природные или погодные явления,которые ограничивают зрительный диапазон до 300 м. В данном случае правила использования осветительных приборов такие же, как и в темное время суток (включаем дальний/ближний свет, габаритные огни), плюс несколько специфических правил:

1. Противотуманные фары (ПТФ) используются на дорогах любой освещенности.

2. ПТФ включаются вместе с фарами дальнего и ближнего света.

3. Во время тумана обязательно должны работать и задние ПТФ.

Тоннели также считаются местом с недостаточной видимостью. Что касается правил ПДД, то регламент использования осветительных приборов в тоннелях такой же, как и в темное время суток.

Если с правилами пользования осветительных приборов в темное время суток все ясно, то остается вопрос: нужно ли включать ближний и дальний свет днем?

Согласно постановлению правительства РФ, с 2010 года действует правило, обязывающее водителей ездить со включенными фарами ближнего света как в дневное, так и ночное время суток.

Что касается движения вне населенного пункта, то водитель должен ехать со включенными фарами дальнего света даже на освещенной дороге. Если же навстречу едет еще одна машина, то дальний свет нужно переключить на ближний, чтобы не ослепить водителя.

При условии отсутствия машин в радиусе 300 метров, вне населенного пункта разрешено использовать по прямому назначению фару-прожектор и фару-искатель.

Знаете ли Вы? В продвинутых странах Европы фары автомобилей включены 24 часа в сутки, 365 дней в году. Расход энергии колоссальный, но ее генерирует сам автомобиль, поэтому водитель с финансовой точки зрения практически ничего не теряет.

Для многих кажется странным использование осветительных приборов днем, но в целях личной безопасности этим правилом не стоит пренебрегать.

Штраф за не включенный ближний свет фар

Итак, мы уже выяснили, нужно ли включать фары днем в городе, теперь стоит поговорить о том, что будет, если этого не делать. Езда с выключенными фарами ближнего света считается административным правонарушением, ведь правильное использование осветительных приборов – это вопрос безопасности. В этом случае инспектор ГИБДД имеет право выписать штраф в размере 500 рублей. Если же автомобиль, движущийся с не включенными фарами, становится жертвой аварии, то административное наказание несут обе стороны – виновник и пострадавший.

Важно! Штраф – не самое серьезное наказание за не включенные фары. Если по причине водителя, не включившего фары, произошла авария, то виновника ДТП могут лишить прав.

Какой штраф, если фара не работает

Штраф может быть выписан даже в том случае, если не горит одна фара ближнего света по причине поломки или горит недостаточно ярко. Автомобиль с неисправными фарами не имеет права выезжать на проезжую часть. Поэтому перед тем, как отправиться в путь, необходимо проверить все сигнальные системы, и только убедившись в их исправной работе, садиться за руль.

В правилах дорожного движения много тонкостей и условий. Но, «играя по правилам», вы сводите к минимуму вероятность нежелательных происшествий на дороге.

Подписывайтесь на наши ленты в

Невключенный ближний свет – это одна из самых частых причин остановки автомобилей сотрудниками дорожной инспекции.
Правилами дорожного движения ограничено использование авто с не горящими осветительными приборами. При этом не имеет никакого значения, установлены ли вообще на автомобиле такие приборы, находятся они в исправном состоянии или нет.

Несколько лет назад в правила дорожного движения были внесены существенные изменения, в соответствии с которыми все водители транспортных средств могут перемещаться только с включенным ближним светом фар, с противотуманными фарами или с ходовыми огнями. Как говорят сотрудники ГИБДД, передвижение авто с включенными осветительными приборами делает его заметнее на дорогах и в населенных пунктах, вне зависимости от времени суток.

Штраф за невключенный ближний свет

Большинство водителей не придают значения важности такого требования правил дорожного движения и не включают ближний свет, когда начинают движение на своем авто. В некоторых случаях отсутствие ближнего света может быть причиной неисправности осветительных приборов или проводки.

В правилах дорожного движения четко указано, что движение на городских дорогах и трассах без включенного ближнего света запрещено. При его отсутствии, водитель привлекается к ответственности:

  1. В виде официального предупреждения сотрудника ГИБДД.
  2. В виде штрафа в размере 500 рублей.

Если сотрудники дорожной инспекции замечают на дороге авто без включенных осветительных приборов, они имеют право остановить его.
Большинство автолюбителей сходятся во мнении, что можно ездить с включенными противотуманными фарами, не включая ближний свет. По правилам дорожного движения, такие фары могут быть использованы вместо ближнего света в светлое время суток, так как они тоже позволяют обнаружить авто и сделать его заметнее на дороге.

Остановка авто может быть и в случае, когда включение ближних фар было совершено в зоне видимости транспортного средства сотрудниками ГИБДД. В таком случае водитель отделается предупреждением.

В задачу собственника авто входит перед каждым началом движения на автомобиле проверять исправность дневного света. Ездить с габаритными огнями запрещено, за исключением случаев, когда они включены вместе с другим освещением.



Ответственность за частичное включение ближних фар

Встречаются случаи, когда водитель управляет автомобилем, на котором сломана одна фара ближнего света или один из ходовых огней. При этом вторая фара находится в рабочем состоянии и включена.

Несмотря на все объяснения лица, управляющего транспортным средством, сотрудник ГИБДД, заметивший такой автомобиль, все равно выпишет ему постановление о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 500 рублей. Причиной для такого штрафа будет не нарушение правил эксплуатации транспортного средства, а нарушение требований, которые содержатся в перечне неисправностей.

Отличий между такими основаниями практически нет, однако в такой ситуации у водителя больше возможностей получить не штраф, а устное предупреждение.

Как правило, сотрудники ГИБДД выписывают штраф за такое нарушение, если авто двигается в условиях плохой видимости или ночью.

Сотрудник ГИБДД может предложить водителю следующие варианты устранения неисправности:

  1. Замена на месте. Если для устранения неисправности требуется всего пять минут, сотрудник дорожной инспекции не может выписать штраф. К примеру, если в авто перегорела противотуманная фара, водитель может передвигаться на транспортном средстве с включенными ближними огнями. В таком случае неисправность будет устранена, а владелец авто не получит постановления о назначении штрафа.
  2. Если водителю удастся правильно донести до инспектора причину, по которой у него не горит одна фара, его могут отпустить до места устранения неисправности. К примеру, если лампа перегорела уже в процессе движения и у владельца авто нет запасной лампы, чтобы ее заменить, он может проследовать к месту ремонта. В такой ситуации штраф не выписывается.
  3. Составление протокола и привлечение водителя к административной ответственности. Если сотрудник ГИБДД начал составлять протокол, но водитель не согласен с ним, он может не ставить свою подпись в этом документе. Кроме того, водитель имеет право в течение 10 дней.



Штраф за дальний свет

Можно ли ездить с дальним светом днем? Большинство водителей, в особенности часто передвигающихся за пределами населенных пунктов, не придают этому особого значения и всегда ездят на своем авто с включенным дальним светом.

Между тем, правилами дорожного движения предусмотрено требование о том, что езда в населенном пункте с использованием дальнего освещения запрещена.

Если сотрудники дорожной инспекции остановят на освещенной городской дороге транспортное средство с включенным дальним светом фар, лицо, управляющее авто, будет привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 500 рублей.

Что может быть доказательством правонарушения?

В российском административном законодательстве действует принцип презумпции невиновности. В соответствии с данным принципом, сотрудникам ГИБДД необходимо доказать, что остановленное им лицо нарушило требования закона. Водитель не должен доказывать свою невиновность.

Чтобы доказать, что лицо, управляющее транспортным средством, действительно совершило наказуемое деяние, сотрудники ГИБДД должны предъявить визуальные доказательства:

  1. Фотосъемка.
  2. Видеосъемка.
  3. Показания свидетелей.

Если у сотрудников дорожной инспекции нет ни одного доказательства, все сомнения трактуются в пользу лица, управляющего автомобилем. Именно поэтому водителю необходимо внимательно смотреть, что именно полицейский пишет в протоколе и не ставить свою подпись в этом документе, если он с видением произошедшего.
То же самое касается и свидетелей, которым сотрудники полиции редко объясняют ситуацию и просто просят подписать уже заполненный протокол.

Судебная практика показывает, что судьи всегда встают на сторону сотрудников ГИБДД, игнорируя доказательства со стороны водителя. Так что лучше заранее позаботиться о том, чтобы еще на моменте составления протокола указать, что ситуация была описана неправильно.


Если же у лица, управляющего транспортным средством, нет никаких претензий к сотрудникам ГИБДД, и он не желает обжаловать постановление о привлечении к ответственности, водитель может . Сделать это можно по истечении 10 дней с момента получения постановления любым удобным для человека способом.
Если в течение двух месяцев водитель не оплатит штраф, в отношении него могут быть приняты .

Чтобы не доказывать свою невиновность и не уплачивать штрафы, необходимо перед каждым выездом проверять исправность осветительной системы своего автомобиля.

С 20 ноября 2010 года каждый водитель, движущийся по проезжей части, обязан включать ближний свет фар. В свое время такое нововведение было принято весьма негативно и вызывало массу споров, однако показало свою полезность — со включенным ближним светом значительно проще заметить автомобиль и быстро определить его габариты. Это полезно как пешеходам, так и водителям.

Действует это правило всегда: ближний свет должен быть включен и днем, и ночь, в туманную и ясную погоду. При этом езда без ближнего света является нарушением, хоть и не слишком серьезным. При этом сама езда днем с выключенным или не горящим ближним светом — один из немногих видов нарушений, связанных с неправильным использованием осветительных приборов.

В каких случаях водитель может получить штраф за неправильное освещение?

  • Не включен ближний свет днем. Как было сказано выше, каждый водитель должен передвигаться только со включенными огнями дневного света;
  • Неправильное использование дальнего света. Следует помнить, что использование дальнего света может слепить других участников дорожного движения. Поэтому езда с ним по любым населенным пунктам запрещена;
  • Использование задних противотуманных фар ненадлежащим образом. Задние «противотуманки» — дополнительный прибор, и их использование при условии достаточной видимости может расцениваться как правонарушение;
  • Использование только ходовых огней ночью. Если автомобиль оборудован ходовыми огнями, то их использования в темное время суток считается недостаточно — обязательно должен быть включен ближний свет;
  • Осветительные приборы не соответствуют нормам. Если ваши фары не соответствуют хотя бы одному из параметров ГОСТа, то их использование может считаться нарушением ПДД.

Штраф за езду без ближнего света

Если во время движения свет был именно не включен (например, водитель просто забыл о нем), то, согласно статье 12,20 Кодекса об Административных Правонарушениях, будет выписан штраф, размер которого составляет пятьсот рублей . На практике этот штраф выписывается редко, так как за езда с выключенными фарами чаще всего рассматривается как сопутствующее нарушение. Поэтому чаще всего за езду без освещения водитель получает только предупреждение.

Оплатить штраф онлайн:

Штраф за использование дальнего света

При движении за пределами населенного пункта водитель может использовать дальний свет по своему усмотрению — езда с ним регулируется только нормами водительской этики. Однако как только водитель въезжает населенный пункт, езда со светом становится нарушением карающимся КоАП. Размер штрафа составляет пятьсот рулей .

Штраф за неправильное использование «задних противотуманок»

Хоть такое нарушение и имеется в КоАП, за него чаще всего не штрафуют — водителю просто делают предупреждение. Однако если штраф все — таки и выпишут, то его размер составит всего пятьсот рублей.



Самый спорный из всех видов штрафов за езду с неправильным использованием ближнего света. Проблема в определении его размера в том, что между Кодексом об Административных Правонарушениях и правилами дорожного движения. ПДД значительно лояльнее относится к водителям и разрешает передвижение с неработающими фарами если передвижение осуществляется до автосервиса с целью ремонта этой фары. А вот КоАП, наоборот, строг, и считает что нарушение есть нарушение, и штраф за езду с неработающим светом должен быть выписан в любом случае. На практике же все зависит от мнения инспектора и опытности водителя. Размер штрафа за езду с неработающими приборами при этом составляет пятьсот рублей .

Установка огней красного цвета

Если вы решили установить на свой автомобиль ближний свет красного цвета, то вас ожидает весьма суровый штраф в размере трех тысяч рублей . Такой размер связан с тем, что передвижение с фарами ближнего света дезориентирует других водителей и больше способствует возникновению ДТП. Такой же штраф выписывается и за установку других осветительных приборов, мешающих нормальному дорожному движению.

Какие требования выдвигает ГИБДД к приборам ближнего света и ходовым огням?

Большое число водителей стараются заменить осветительные приборы на своих автомобилях в эстетических целях или для лучшего освещения. Законом этого не запрещено, однако имеется специальный свод правил, регулирующий установку светодиодных огней. Ими установлены следующие стандарты

  • Расстояние от огней до земли — не ниже двадцати пяти сантиметров, но не выше полутора метров;
  • Расстояние между самими огнями не должно быть меньше, чем шестьдесят сантиметров;
  • Расстояние от огней до бампера не должно превышать сорока сантиметров;
  • Разрешены следующие цвета: белый, желтый, оранжевый. Строго запрещен красный цвет — его установка считается серьезным нарушением ПДД;
  • Площадь излучающей поверхности не должна быть больше двадцати пяти квадратных сантиметров
  • Сила освещения должна соответствовать диапазону 400 — 800 Кд.

Подведем итоги

Езда со светом даже в дневное время — правило полезное и эффективное. Однако при этом и сам свет необходимо использовать грамотно. Если вы мешаете другим водителям яркой иллюминацией, то сможете стать виновником ДТП. При этом последствия будут гораздо серьезнее, а штрафом в 500 рублей отделаться уже не получится. Поэтому стоит грамотно регулировать освещение собственного транспорта и думать не только о себе, но и о других участниках дорожного движения.

Относительно недавно, в 2010 году, ПДД были дополнены требованием, согласно которому движение на автотранспорте допускается только с включёнными фарами. Водителю важно знать не только нюансы этих требований, но и помнить о наказании за их нарушение.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа.

Или позвоните нам по номеру:

8 804 333 71 85 (Звонок Бесплатный)
Это быстро и бесплатно !

Требования к езде со светом

Итак, когда по закону нужно включать и выключать ближний свет фар? Требования достаточно просты. Они изложены в 19-й главе ПДД. Здесь рассматриваются тонкости использования различных автомобильных световых приборов. В общих чертах требования сводятся к следующему:

  1. Во время передвижения по тоннелям, а также при слабой видимости на улице (из-за темноты, по иной причине) необходимо включать ближний или дальний свет.
  2. Необходимо выключать дальний свет при движении по освещённым населённым пунктам. А также – если есть встречные автомобили, независимо от места, особенно если есть опасность ослепить водителя.
  3. Если видимость недостаточная, а автомобиль стоит, как минимум нужно включить габаритные огни. Дополнительно обозначить своё присутствие можно с помощью противотуманных фар, ближних огней.
  4. Противотуманные фары включаются при необходимости.
  5. Даже когда светло, на авто во время движения обязательно должны включаться либо дневные ходовые огни, либо ближний свет.
  6. Особые требования предъявляются к использованию специальной фары – прожектора или искателя. Запрет касается включения в населённых пунктах и при наличии встречного транспорта. Исключения касаются только спецмашин.
  7. Если видимость недостаточна, то разрешается использовать задние противотуманные фары. При этом они не должны быть подключены к стоп-сигналам.
  8. В случаях с движением автопоезда необходимо включение специального опознавательного знака.

Пятый пункт списка вызывал определённые нарекания. Недовольные автовладельцы говорили, что из-за нововведения подскочат расходы на топливо и лампочки для фар. Подсчёты, однако, показали, что небрежная езда (даже без ДТП) обходится куда дороже.

Кроме того, до нововведения время включения автомобильных фар было несколько субъективным. В период лёгких сумерек многие водители считали, что ещё (уже) достаточно светло. Требование о постоянно включённых фарах исключило такую субъективность, да и количество ДТП такого плана снизилось.

А теперь давайте узнаем, какой штраф предусмотрен за невключенный ближний свет фар.

Штраф за не включенные фары

Итак, есть ли и какой за езду без ближнего света днем и ночью? Те, кто не исполняет требований 19-й главы ПДД, должны быть наказаны. Этому вопросу посвящена статья 12.20 КоАП.

Вне зависимости от того, какое именно нарушение в области использования автомобильных огней допустил водитель, его ждёт административная ответственность. Наказанием может стать предупреждение или штраф – 500 рублей. Всё это справедливо, если из-за езды с выключенными фарами на дороге не случилось никакого происшествия.

Про штраф за за перегоревшую и неработающую лампочку ближнего света поговорим ниже.

О том, как действовать при остановке за езду без света фар, расскажет на примере данный видеоролик:

Неработающие осветительные приборы

Подобная ситуация – весьма распространённая, но всё же порой противоречивая. Разве виноват водитель в том, что фара не работает из-за перегоревшей лампочки? В общем, нет, но и здесь нелишне помнить о требованиях ПДД.

  • Например, пункт 2.3.1 требует проверить исправность автомобиля, в том числе – работают ли фары. Неисправны – ехать нельзя. Если фары выходят из строя в пути, необходимо провести ремонт как можно скорее.
  • Кроме того, у ПДД есть приложение о допуске ТС к эксплуатации. Третья часть посвящена работе световых приборов. Пункт 3.3. указывает: если фары не работают или хотя бы просто загрязнены, то движение на таком автомобиле запрещается.

Штрафовать за неисправную фару будут по статье 12.5 КоАПа, по первой части. Правда, наказание от этого не изменится – всё то же предупреждение или 500 рублей штрафа, если не работает фара ближнего света.

Представим ситуацию: автомобиль совсем недавно попал в ДТП, последствия относительно небольшие, но фара гореть перестала. Что делать, если инспектор остановил с претензиями по дороге в автосервис? Необходимо спокойно объяснить ситуацию и по возможности предъявить доказательства. Например, фото- и/или видеосъёмку аварии. В подобных ситуациях вполне можно рассчитывать на понимание сотрудника ГИБДД.

Однако впоследствии нужно как можно скорее привести фары в порядок. Если этот вопрос не решить достаточно быстро, нарушение будет уже налицо.

Изменения в ПДД позволили автомобилям стать более заметными при движении. Эта мера заметно повысила дорожную безопасность, равно как и мера в отношении