Какую проблему поднимает автор в рассказе крыжовник. Анализ "Крыжовника" Чехова

Творчество А. П. Чехова удивительно простое, крайне содержательное и поучительное. Его произведения заставляют думать, размышлять, стыдиться и радоваться. Анализ рассказа будет полезен учащимся 8 класса при подготовке к урокам литературы. В рассказе Чехова “Крыжовник” поднимаются вопросы смысла жизни, человеческого счастья, эгоизма и равнодушия. Для “Крыжовника” Чехова анализ и подробный разбор всех художественных особенностей произведения содержится в нашей статье.

Краткий анализ

Год написания – июль 1898.

История создания – на создание рассказа повлияла история, рассказанная автору о человеке, мечтавшем о нарядном мундире, расшитом золотом: купив его, он не успел одеть наряд, сначала не было повода, потом человек скончался.

Тема – счастье, смысл человеческой жизни, мечта и реальность.

Композиция – представляет собой рассказ в рассказе.

Жанр – рассказ

Направление – реализм.

История создания

Есть несколько версий, кто рассказал Антону Павловичу похожую историю из жизни, которая натолкнула его на создание рассказа. Лев Николаевич Толстой или литератор, юрист и общественный деятель Анатолий Фёдорович Кони поведали автору историю о чиновнике, который лелеял мечту о расшитом золотом мундире. Когда его мечта осуществилась, и мундир сшили, человеку было некогда одеть его; потом не нашлось достойного повода для облачения в праздничный наряд, а после – чиновник умер.

Проблема смысла жизни , её скоротечности взволновала Чехова. В июле 1898 года он написал рассказ про человека, мечтавшего о поместье с кустами крыжовника, произведение получилось глубоко философское и трогательное. Чехов поднял вечные вопросы в особенной, свойственной только ему, манере. Первые наброски к повествованию говорят о том, что изначально оно должно было быть более жёсткое и трагичное. Образ главного героя – одинокого, больного, получившего свою мечту в неожиданной форме был заменён в итоге на более “мягкую” версию. В том же году произведение было опубликовано в журнале “Русская мысль” в составе трилогии вместе с рассказами “О любви” и “Человек в футляре”.

Многие критики приняли рассказ восторженно, его встретили положительные отзывы и благосклонность литературного мира.

Тема

Название рассказа носит в себе скрытую иронию, автор тонко замаскировал глупость и ограниченность героя повествования. Его мечты об имении с кустами крыжовника – то, на что потрачена вся жизнь, цель, которая не стоит того, чтобы её достигать.

Одинокий человек, без семьи, детей, без тепла и душевного понимания друзей и родных (их у него практически не было из-за тех условий, в которые он сам заключил себя в погоне за “крыжовником”) получает то, о чём мечтал. Его совесть очерствела, он не умеет любить и заботиться о ближнем, он глух и слеп к настоящей жизни.

Идея произведения заключена в чудеснейшей фразе Ивана Ивановича о “человеке с молоточком”. Если бы такой человек приходил и стучал каждый раз, когда мы забываем о том, что рядом есть люди, которые очень нуждаются в помощи, то на земле могло бы быть гораздо больше счастливых людей. Крайне важные мысли вкладывает автор в уста рассказчика: люди, обретя то, за чем гонятся, чувствуют себя счастливыми и отворачиваются от других, но жизнь рано или поздно покажет свои когти. И тогда “за кулисами” оказываешься ты сам, и все будут так же глухи к твоему горю, как и ты когда-то. Эта закономерность свойственна человеческой натуре, поэтому автор призывает делать добро, пока есть силы и возможность, а не почивать в своём “счастливом мирке”.

Слушатели, Буркин и Алёхин, расслабленные после купания и вкусного ужина, не понимают того, о чём пытался рассказать им товарищ. В тепле и достатке мысли о человеческих судьбах, нищете и бедности не трогают, не волнуют, не кажутся животрепещущими. Алёхину хочется рассказов о дамах, красивой жизни, захватывающих сюжетов, Буркин тоже далек от философии друга. Проблематика рассказа в том, что жизнь человека пуста и бессмысленна, если он думает только о себе, делать добро другим – вот то, что является мерой счастья. Анализируя собственную жизнь и сбывшуюся мечту своего брата, Иван Иванович приходит к выводу, что нельзя быть счастливым, когда вокруг столько бед и несчастий. Как бороться с таким укладом он не знает и не считает себя способным на эту борьбу.

Композиция

Особенностью композиции произведения Чехова является форма рассказа в рассказе . Двое давних знакомых, фигурирующих в цикле “маленькой трилогии” (Иван Иванович Чимша-Гималайский и Буркин) оказываются в поле в ненастную погоду, находят укрытие в доме помещика Алехина. Он принимает гостей, и Иван Иванович рассказывает историю жизни своего брата.

Экспозицией рассказа служит описание природы во время дождя, радушный приём уставших промокших путников хлебосольным хозяином. Повествование время от времени прерывается мыслями и философскими отступлениями самого рассказчика. В целом, композиция очень гармоничная, удачно подобранная для смыслового наполнения.

Условно текст рассказа можно поделить на несколько частей. В первой – экспозиция и завязка (в преддверии ненастья Буркин напоминает Ивану Ивановичу, что тот хотел рассказать какую-то историю). Вторая часть – приём гостей, посещение купальни и уютный вечер в роскошном доме – раскрывает нравы, привычки и отношение к жизни хозяина и его гостей. Третья часть – повествование Ивана Ивановича о своём брате. Последняя – размышления рассказчика и реакция присутствующих на его рассказ и философствования.

Главные герои

Жанр

Самый излюбленный литературный жанр А. П. Чехова – это рассказ. Малая эпическая форма с одной сюжетной линией и минимальным количеством персонажей помогает автору создавать лаконичные, злободневные и очень правдивые произведения. Написанный в духе реализма “Крыжовник” стал маленькой историей, которая учит большим истинам. Именно эта особенность свойственна всем рассказам Чехова – смысловая масштабность в ограниченном объёме.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 265.

В своем рассказе “Крыжовник” А. П. Чехов в лице одного человека, Николая Ивановича, описывает жизнь мещанского обывательского слоя населения.

В этом произведении задет вопрос деградации личности человека, который ради достижения своей низменной цели идет на всяческие ухищрения, не обращая внимания на нужды и желания окружающих его людей.

Целью жизни Николая Ивановича было иметь собственную усадьбу, и чтобы там обязательно был крыжовник. Цель такая же мелкая и никчемная, как и сам Николай Иванович. Когда он служил в канцелярии,

Он был просто серой мышью, боявшийся всех и вся.

Но вот наконец-то он достиг своей цели, он приобрел, усадьбу посадил крыжовник. Но какой ценой была эта цель достигнута! Он стал черствым и бездушным, он жил впроголодь, одевался как нищий, его жена умерла от такой жизни, да и сам он превратился в старую, дряхлую развалину.

И все-таки это стало для Николая Ивановича счастьем. Став хозяином усадьбы, он стал самонадеянным и важным, стал учить окружающих жизни, не понимая того, что вся его-то жизнь уже прошла мимо, в тяготах и лишениях, которые он сам себе и устроил. Да, он добился своей цели, но что это за цель? Жизнь для него

На этом и закончена.

Так и все обыватели живут в своем тесном мирке, отгородившись от всех проблем и забот толстыми стенами и закрытыми дверьми.

Чехов мечтает о том, чтоб за каждой такой дверью стоял человек с молоточком и время от времени стучал бы в эти двери. Для того, чтобы не дать заснуть таким чувствам, как доброта и сострадание, любовь и жалость к ближнему своему. Для того, чтобы души людей не превращались в черствые и бездушные.

Антон Павлович Чехов призывает к тому, чтобы не размениваться по мелочам, жить тогда, когда хочется жить, и чтобы цель и смысл жизнь был более возвышенным и не останавливаться на достигнутом, а идти все дальше и дальше, идти к еще более высоким целям и наряду с этим расти духовно. Он призывает делать добро пока ты молод и полон сил и способен на многие поступки ради улучшения жизни.

“Стремление вперед – вот цель жизни”, сказал Максим Горький.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Рассказ Антона Павловича Чехова “Крыжовник” впервые был опубликован в журнале “Русская мысль” в 1898 году. Вместе с рассказом “О любви”...
  2. Многие современники А. П. Чехова сетовали на то, что главная черта чеховских рассказов – это неопределенность и незавершенность, неясность того,...
  3. Иван Иваныч и Буркин идут по полю. Вдали виднеется село Мироносицкое. Начинается дождь, и они решают зайти к приятелю-помещику Павлу...
  4. Впервые рассказ А. Чехова “Анна на шее” был издан в октябре 1895 г. в “Русских ведомостях”. При подготовке рассказа к...

Так как новый император Николай 2 дал ясно понять либерально настроенным кругам, что продолжит политику, начатую отцом. Это означало, что о реформах можно было забыть.

Произведения уже довольно известного в тот период писателя А. П. Чехова стали откликом на сложившиеся в общественно-политической сфере отношения. Таким образом он пытался достучаться до мыслящих людей, способных вмешаться в текущий ход событий. Это относится и к опубликованной в 1898 году трилогии, включавшей небольшие по объему произведения «Человек в футляре», «О любви» и «Крыжовник».

Рассказ Чехова (это был его любимый жанр) - это попытка в краткой форме охарактеризовать происходившие в обществе явления и обратить внимание на человеческие пороки и ложные по своей сути представления о смысле жизни.

История написания произведения «Крыжовник»

Как-то писателю рассказали о петербургском чиновнике, который все мечтал о мундире, расшитом золотом. Когда наконец он у него появился, оказалось, что пойти в новом наряде некуда: торжественных приемов в ближайшее время не предвиделось. В результате мундир так и не удалось надеть: позолота на нем со временем потускнела, сам чиновник спустя полгода умер. Эта история послужила основой для создания рассказа, вот только мечтой мелкого чиновника становится крыжовник. Рассказ Чехова привлекает внимание читателя к тому, насколько мелочной и бессмысленной может стать жизнь человека в погоне за эгоистическим счастьем.

Композиция и сюжет произведения

«Крыжовник» строится по принципу «рассказ в рассказе». Повествование о главном герое предваряется экспозицией, содержащей описание природы - богатой, щедрой, величественной. Пейзаж подчеркивает духовное обнищание мелкого чиновника, о котором дальше пойдет речь.

Затем читатель видит знакомых по первой части трилогии персонажей: помещика-трудягу Алехина, учителя Буркина и ветеринара Ивана Иваныча. И тут же вспоминается тема «футлярной» жизни - ее еще в первом рассказе обозначил Чехов. «Крыжовник» - содержание его довольно незамысловато - развивает ее, показывая, как может быть губительно привычное существование.

С главным героем, Н. И. Чимша-Гималайским, собеседников и читателей знакомит его брат, Иван Иваныч. Он же дает оценку тому, что происходит с человеком, живущим только ради удовлетворения собственных желаний.

Николай Иванович вырос в деревне, где все казалось ему прекрасным и удивительным. Оказавшись в городе, он не переставал думать о том, как бы непременно приобрести имение и жить там спокойной жизнью (чего никогда не одобрял Иван Иваныч). Вскоре к его мечте добавилось страстное желание выращивать в своем поместье - это подчеркивает А. П. Чехов - крыжовник. Чимша-Гималайский неотступно шел к своей цели: регулярно просматривал газеты с объявлениями о продаже имений, все больше во всем себя ограничивал и копил деньги в банке, затем женился - без любви - на постаревшей, но обеспеченной вдове. Наконец у него появилась возможность купить небольшое поместье: грязное, необустроенное, но зато свое. Правда, крыжовника там не было, но он тут же посадил несколько кустов. И зажил спокойной жизнью, счастливый и довольный собой.

Деградация главного героя

Анализ «Крыжовника» Чехова - это попытка понять, почему постепенно, параллельно с достижением цели, черствела душа Николая Ивановича. Его нисколько не мучили угрызения совести за смерть жены - он практически заморил ее голодом. Герой жил замкнутой, бесполезной жизнью и очень гордился своим дворянским званием - его, например, очень обижало, когда мужики, обращаясь к нему, пропускали «ваше высокоблагородие». Показывая свою барскую милость, он раз в год, на свои именины, приказывал "выносить полведра" и был уверен, что так непременно должно было быть. Он не замечал, что все вокруг запущено, собака и та была похожа больше на свинью. Да и сам Чимша-Гималайский располнел, обрюзг, постарел и, кажется, потерял человеческий облик.

Вот она - желанная ягода

Анализ «Крыжовника» Чехова - это размышление над тем, как человек путем самообмана пытается придать особую значимость тому, что на самом деле является пустышкой.

Иван Иваныч, навестивший брата и заставший его в таком неприглядном виде, был крайне опечален. Он не мог поверить, что человек в своем эгоистическом стремлении может дойти до подобного состояния. Особенно неприятно ему стало, когда Николаю Ивановичу принесли тарелку с первым урожаем. Чимша-Гималайский брал по одной ягодке и с наслаждением ел, несмотря на то что было «жестко и кисло». Его счастье было так велико, что он не мог спать ночью и все подходил к заветной тарелке. Анализ «Крыжовника» Чехова - это еще и очень много неутешительных выводов, главный из которых: Николай Иванович забыл о собственном достоинстве, а имение и долгожданная ягода стали для него тем «футляром», с помощью которого он отгородился от проблем и забот окружающего мира.

Что нужно человеку для счастливой жизни?

Встреча с братом заставила Ивана Иваныча по-новому взглянуть на то, как живет он сам и окружающие его люди. А еще признать, что и ему порой были свойственны аналогичные желания, губящие душу. Именно на этом акцентирует внимание А. П. Чехов.

Крыжовник в его рассказе приобретает новое значение - он становится символом ограниченного существования. И в то время как один наслаждается счастьем, множество людей вокруг него страдают и погибают в нищете и бездушии. Спасение от всеобщей духовной гибели Иван Иваныч, а вместе с ним и автор, видит в некоей силе, которая в нужное время будет, подобно молоточку, напоминать счастливому человеку, что не все так прекрасно в мире и в любую минуту может наступить момент, когда понадобится помощь. Вот только оказать ее будет некому и винить в этом придется только себя. К таким не очень веселым, но довольно важным мыслям подводит читателей А. П. Чехов.

«Крыжовник»: герои и их отношение к миру

Анализируемый рассказ составляет одно целое с двумя другими, входящими в трилогию. И объединяют их не только Алехин, Буркин и Иван Иваныч, поочередно выступающие то рассказчиками, то слушателями. Главное в другом - предметом изображения в произведениях становятся власть, собственность и семья, а именно на них держится вся общественно-политическая жизнь страны. Герои произведений, к сожалению, еще недостаточно готовы к тому, чтобы полностью изменить свою жизнь, уйти от «футлярности». Тем не менее анализ «Крыжовника» Чехова заставляет прогрессивных людей, подобно Ивану Иванычу, задуматься над тем, ради чего стоит жить.


Самая главная ошибка, ошибка роковая - неправильно выбранная главная задача в жизни.

Д. С. Лихачёв

Ради чего человек живёт?

Если он ставит перед собой задачу приобрести как можно больше материальных благ, то самооценка его занижена. Он видит себя только владельцем "иномарки" или хозяином роскошного коттеджа.

Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, он высоко оценивает свою роль в обществе.

Он ставит перед собой достойную цель, давая возможность проявиться своему человеческому "я".

Человек не должен стремиться только к личным, узко эгоистичным целям, замыкать свою жизнь на собственных победах и поражениях. Необходимость добра как высшей человеческой ценности должна осознаваться каждой личностью.

Добру учит не только реальная действительность, но и литература. Создавая подлинные произведения искусства, писатели утверждают духовные ценности: добро, красоту и правду. Антон Павлович Чехов - один из тех мастеров слова, кто "не просто описывал жизнь, но жаждал переделать её, чтобы она стала умнее, человечней", как отмечал литератор К. И. Чуковский.

Рассказ "Крыжовник" вместе с новеллами "Человек в футляре" и "О любви" входит в "маленькую трилогию". В этих произведениях писатель раскрывает тему "футлярной жизни". Повествование о судьбе Николая Ивановича Чимши-Гималайского ведёт его брат Иван Иванович, ветеринарный брат. Это печальная история о том, как скромный служащий казённой палаты, " добрый, кроткий человек", постепенно утрачивает человечность, превращаясь в пошлое, самодовольное существо.

Сын простого солдата - кантониста, дослужившегося до офицерского чина и оставившего своим детям потомственное дворянство, становится настоящим барином, важным и самоуверенным. Деревенское детство с ночным в поле, с рыбалкой не могли не оставить свой след в душе Николая Ивановича. Он тосковал в палате и мечтал о жизни в имении. Рассказчик иван Иванович не одобрял этого страстного желания своего брата "запереть себя на всю жизнь в собственную усадьбу". Мечты казённого служащего постепенно выливаются в определённое желание: иметь усадьбу с барским домом и огородом, где непременно бы рос крыжовник. Этот крыжовник становится навязчивой идеей чиновника. Ради достижения цели он был готов на всё, утрачивая при этом человечность и доброту, потому что ставил перед собой слишком узкие, личные задачи. Постепенно жизнь Гималайского обедняется, никакие сложные, философские вопросы бытия его не интересуют. Духовной пищей Николая Ивановича становятся "сельскохозяйственные книжки и всякие советы в календарях". Он оказывает себе во всём: недоедает, недопивает, одевается, словно нищи, и всё копит и кладёт деньги в банк. В сорок лет служащий женится на старой некрасивой вдове с деньгами. Его не мучает совесть, когда жена умирает, зачахнув от жизни впроголодь рядом со скупым мужем.

Наконец цель достигнута. Усадьба куплена. Иван Иванович навещает имение своего брата с длинным и нелепым названием, но с претензией на значительность: "Чумбароклова Пустошь, Гималайское тож". С помощью целого ряда деталей Чехов подчёркивает, что герой полностью утратил духовность, превратился в сытое, самодовольное существо: толстая собака, "похожая на свинью", "кухарка, голоногая, толстая, тоже похожая на свинью". Да и сам помещик "постарел, располнел, обрюзг, щёки, нос и губы тянутся вперёд, - того и гляди, хрюкнет в одеяло".

"Тяжёлое чувство, близкое к отчаянию", вызвала в Иване Ивановиче сцена, когда его брат "с торжеством ребёнка", получившего любимую игрушку, с жадностью ел жёсткий, кислый крыжовник и нахваливал его. Ветеринарный врач видел "счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась", и ему стало грустно и тяжело.

"Добрые дела" этого вошедшего во вкус помещичьей жизни барина состоят в том, что он лечит мужиков содой и касторкой и в день именин ставит крестьянам полведра водки. В нём развилось "самое наглое" самомнение, и он вещает тоном министра ходячие истины: "Образование необходимо, но для народа оно преждевременно".

Встреча с братом перевернула жизнь Ивана Ивановича. Он увидел в себе нечто общее с самодовольным помещиком. Он тоже был доволен и счастлив и изрекал прописные истины.

Великий гуманист, ненавидящий духовное рабство, А. П. Чехов утверждал, что, кроме личного счастья, есть нечто более умное и благородное. "Человек с молоточком" за дверью "довольного, счастливого человека" - это совесть, которая не позволяет нам быть спокойными, когда рядом страдают люди.

На печальном примере Николая Ивановича автор учит читателей никогда не успокаиваться, ставить перед собой высокие цели, делать добро. Личное счастье невозможно в мире, где существуют страдание и несправедливость. Человек должен стремиться к духовному совершенствованию.

Обновлено: 2017-09-29

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Конец 19 века - время, ознаменовавшееся периодом застоя в общественно-политической жизни России. В эти непростые для нашего Отечества дни известный писатель А. П. Чехов пытается донести благие идеи до мыслящих людей. Так, в рассказе «Крыжовник» он задает читателю вопросы о смысле жизни и истинном счастье, обнажая конфликт между материальными и духовными благами.

Вошедший в «маленькую трилогию» рассказ А.П. Чехова «Крыжовник» напечатали издатели «Русской мысли» в 1898 году. Он был создан писателем в селе Мелихово, Московской области. Данная история является продолжением произведения «Человек в футляре», которое тоже повествует об омертвевшей человеческой душе с искаженным понятием о счастье.

Считается, что за основу своего сюжета Чехов взял рассказ, который известный юрист Анатолий Кони поведал писателю Л.Н. Толстому. Эта история повествует об одном чиновнике, который подобно Н.И. Чимше-Гималайскому, всю жизнь откладывал сбережения ради осуществления своей мечты. Чиновник верил, что парадный мундир с золотыми вышивками принесет ему почет и уважение, сделает его счастливым. Вот только при жизни «счастливая» вещь ему не пригодилась. Более того, потускневший от нафталина мундир надели на беднягу лишь на его собственных похоронах.

Жанр и направление

Произведение «Крыжовник» написано в жанре рассказа и относится к такому направлению в литературном творчестве, как реализм. Лаконичная прозаическая форма позволяет автору изложить свои мысли наиболее кратко, и как следствие, привлечь внимание читателя, достучаться до его сердца.

Как известно, рассказ от других жанров отличает наличие всего лишь одной сюжетной линии, присутствие одного или двух главных героев, небольшое количество второстепенных действующих лиц и небольшой объем. Все эти признаки мы наблюдаем в «Крыжовнике».

О чем?

Ветеринар Иван Иваныч Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин застигнуты в поле дождем. Герои пережидают непогоду в усадьбе Алехина - приятеля Ивана Иваныча. Тогда врач делится с сотрапезниками историей своего брата, судьба которого сложилась печально.

Братья с детства познали одну простую истину - за удовольствие надо платить. Они происходили из небогатой семьи, старались сами себя обеспечить.

Особенно стремился к обогащению младший из братьев — Николай Иваныч. Пределом всех его мечтаний были усадьба и сад, в котором рос бы спелый и ароматный крыжовник. Ради достижения своей цели Чимша-Гималйский даже сгубил жену, пусть и не нарочно. Он экономил на всем, казалось, ничего не замечал вокруг, кроме объявлений о продаже «десятин пашни и луга с усадьбой». В конечном итоге ему все-таки удалось приобрести желанный участок. С одной стороны, главный герой счастлив, он с удовольствием уплетает свой крыжовник, строит из себя сурового, но справедливого барина… Но с другой стороны, нынешнее положение Николая Иваныча не радует его брата, который приехал погостить. Иван Иваныч понимает, что есть вещи, ценность которых намного значительнее удовольствия есть собственный крыжовник. Именно в этот момент конфликт материального и духовного достигает апогея.

Композиция

Сюжет «Крыжовника» строится по принципу «рассказ в рассказе». Нелинейное повествование помогает автору углубить смысл произведения.

Помимо истории главного героя рассказа, Николая Иваныча Чимши-Гималайского, существует и другая реальность, в которой живут Иван Иванович, Алехин и Буркин. Последние два дают свою оценку произошедшему с Николаем Иванычем. Их представления о жизни - наиболее распространенный вариант существования людей. Важно обратить внимание на экспозицию рассказа, которая содержит подробное описание природы. Пейзаж в имении Николая Ивановича подтверждает духовную нищету новоиспеченного барина.

Главные герои и их характеристика

  1. Чимша-Гималайский Иван Иваныч - представитель дворянского сословия, который служит на медицинском поприще – лечит животных. Он также является персонажем рассказов «Человек в футляре» и «О любви». Этот герой выполняет важные функции в рассказе «Крыжовник». Во-первых, он — рассказчик, во- вторых, герой-резонер, так как из его уст читатель может услышать обращение автора, его главные мысли. Например, слова Ивана Иваныча о быстротечности жизни, необходимости действовать и жить здесь и сейчас.
  2. Чимша-Гималайский Николай Иваныч - представитель дворянского сословия, мелкий чиновник, а затем и помещик. Он на два года моложе своего брата, «добрый, кроткий человек». Персонаж стремился вернуться в деревню - вести тихую жизнь помещика. Грезил о том, как будет кормить уток на пруду, гулять по саду, купаясь в лучах теплого солнца, срывать с еще мокрых от утренней росы веток спелые ягоды крыжовника. Ради мечты он отказывал себе во всем: экономил, женился не по любви. После смерти жены он, наконец, смог купить имение своей мечты: обжился, стал полнеть и важничать, рассуждать о своем благородном происхождении, а мужиков просил обращаться к себе «Ваше благородие».
  3. Темы

    В данном произведении затронуты темы счастья, мечты, поиска смысла жизни. Все три темы тесно связаны друг с другом. Мечта о собственной усадьбе с крыжовником привела Николая Иваныча к его счастью. Он не только с наслаждением ел крыжовник, но и с умным видом рассуждал о народном образовании, искренне верил, что благодаря ему каждый простой мужик сможет стать полноценным членом общества. Только вот счастье главного героя является ложным: это всего лишь покой, праздность, что ведут его к застою. Время вокруг него буквально остановилось: ему не нужно утруждать себя, стараться и отказывать себе в чем-либо, поскольку теперь он — барин. Раньше Николай Иваныч был твердо уверен в том, что счастье нужно завоевывать, заслуживать. Теперь же, по его мнению, счастье - это дар божий, и только избранному вроде него под силу жить в раю на земле. То есть, его сомнительное достижение стало лишь плодородной почвой для эгоизма. Мужчина живет только для себя. Став богатым, он обеднел духовно.

    Можно выделить и такую тему, как равнодушие и отзывчивость . Рассказчик, рассуждая на эту тему, отмечает, что ни Алехин, ни Буркин до конца не поняли его идей, проявили пассивность к весьма поучительной истории о смысле жизни. Сам Иван Иваныч Чимша-Гималайский призывает каждого искать счастье на протяжении всей жизни, помнить о людях, а не только о себе.

    И таким образом, герой признает, смысл жизни заключается не в удовлетворении плотских желаний, а в более возвышенных вещах, например, помощи ближним.

    Проблемы

    1. Алчность и тщеславие . Главной проблемой в рассказе «Крыжовник» являются заблуждения человека о том, что истинное счастье - это материальные блага. Так, Николай Иваныч всю жизнь трудился ради денег, жил во имя них. В итоге, его представления оказались ошибочными, оттого он и ел кислый крыжовник, улыбаясь и приговаривая: «Ах, как вкусно!». В его представлении только деньги дают человеку значимость: будучи барином, он и сам стал превозносить себя, как будто без усадьбы
    2. Не менее важная проблема - эгоизм . Главный герой, как и многие люди на земле, забывал или не хотел помнить о несчастьях окружающих. Он следовал такому правилу: мне хорошо, а до остальных и дела нет.
    3. Смысл

      Главная мысль А.П. Чехова выражается во фразе Ивана Иваныча о том, что нельзя радоваться тогда, когда другим плохо. Нельзя закрывать глаза на чужие проблемы, важно помнить, что беда может постучаться в любой дом. Важно уметь вовремя откликаться на просьбы о помощи, чтобы и вам помогли в трудную минуту. Таким образом, автор выражает свое презрение к постоянному покою и стагнации в жизни человека. Счастье, по Чехову - это движение, действие, при этом направленное на совершение добрых и справедливых поступков.

      Эта же идея прослеживается во всех частях трилогии.

      Критика

      Положительно рассказ «Крыжовник» оценивал В. И. Немирович-Данченко:

      Хорошо, потому что есть и присущий тебе колорит, как в общем тоне и фоне, так и в языке, и еще потому, что очень хорошие мысли…

      Но не только критики и литературоведы высказались о прочитанном. Антону Павловичу активно писали письма простые люди. Например, как-то раз писатель получил письмо от Наталии Душиной, ученицы технического училища. Вот ее цитата:

      Когда я читаю что-нибудь Ваше, то я чувствую всегда, что я жила с этими людьми, что я хочу то же сказать о них, что сказали Вы, и не одна я это чувствую, и это потому, что Вы пишете только правду и всё сказанное не так, как сказали Вы, - будет ложь…

      Наиболее развернутое описание творческой манеры Чехова описывать реалии русской жизни дал Б. Эйхенбаум в своей статье в журнале «Звезда»:

      С годами художественные диагнозы Чехова уточнялись и углублялись. Болезнь русской жизни приобретала под его пером все более резкие и яркие очертания. <…> От диагнозов Чехов стал переходить к вопросам лечения. С особенной силой это выступило в рассказе «Крыжовник». <…> Чехов никогда не сочинял - он услыхал эти слова в жизни и обрадовался им, потому что сам он и был этим человеком с молоточком. Он стучал в самое сердце России - и достучался.

      Особенно эмоционально о рассказе высказался Г.П. Бердников, заявив о том, что «стыдно быть счастливым» в той реальности, которую описывает Чехов.:

      Драма… раскрывается перед нами в рассказе «Крыжовник». <…> Однако под пером Чехова охватившая чиновника мечта-страсть так поглощает его, что в конце концов совершенно лишает человеческого облика и подобия.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!