Орган принцип работы инструмента. Кто изобрел музыкальный инструмент – орган

Большие концертные органы превосходят по габаритам все прочие музыкальные инструменты.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Орган – король музыкальных инструментов

    ✪ Музыкальные инструменты (орган). Иоганн Себастьян Бах | Музыка 2 класс #25 | Инфоурок

    ✪ Музыка 11. Звуки органа - Академия занимательных наук

    ✪ Самый большой орган Украины

    ✪ "Орган??? Музыкальный инструмент!!!", Баранова Т.А. МБДОУ №44

    Субтитры

Терминология

В самом деле, даже в неодушевленных предметах имеется такого рода способность (δύναμις), например, в [музыкальных] орудиях (ἐν τοῖς ὀργάνοις); про одну лиру говорят, что она способна [звучать], а про другую - что нет, если она неблагозвучна (μὴ εὔφωνος).

Тот род людей, который занимается инструментами, тратит на это весь свой труд, как, например, кифаред , или тот, кто демонстрирует своё ремесло на органе и других музыкальных инструментах (organo ceterisque musicae instrumentis).

Основы музыки, I.34

В русском языке слово «орга́н» по умолчанию обозначает духовой орган , но также используется по отношению к другим разновидностям, в том числе электронным (аналоговым и цифровым), имитирующим звук органа. Органы различают:

Слово «орган» также обычно уточняется ссылкой на органостроителя (например, «Орган Кавайе-Коля ») или торговую марку («Орган Хаммонда »). Некоторые разновидности органа имеют самостоятельные термины: античный гидравлос , портатив , позитив , регаль , фисгармония , шарманка и др.

История

Орган - один из древнейших музыкальных инструментов. Его история насчитывает несколько тысяч лет. Гуго Риман считал, что родоначальником органа является древняя вавилонская волынка (XIX век до н. э.): «Мех надувался через трубку, а с противоположного конца находился корпус с дудками, имеющими, без сомнения, язычки и по несколько отверстий» . Зародыш органа можно видеть также во флейте Пана , китайском шэне и других аналогичных инструментах. Считается, что орган (водяной орган, гидравлос) изобрёл грек Ктесибий , живший в Александрии Египетской в 296-228 гг. до н. э. Изображение похожего инструмента имеется на одной монете или жетоне времён Нерона . Органы больших размеров появились в IV веке , более или менее усовершенствованные органы - в VII и VIII веках . Папе Виталиану традиция приписывает введение органа в католическое богослужение . В VIII веке Византия славилась своими органами. Византийский император Константин V Копроним в 757 году подарил орган франкскому королю Пипину Короткому . Позже византийская императрица Ирина подарила его сыну - Карлу Великому орган, который звучал на коронации Карла. Орган считался в то время церемониальным атрибутом византийской, а затем и западноевропейской императорской власти .

Искусство строить органы развилось и в Италии , откуда в IX веке они выписывались во Францию . Позднее это искусство развилось в Германии . Повсеместное распространение в западной Европе орган получил начиная с XIV века . Средневековые органы, в сравнении с более поздними, были грубой работы; ручная клавиатура, например, состояла из клавиш шириной от 5 до 7 см, расстояние между клавишами достигало полутора см. Ударяли по клавишам не пальцами, как теперь, а кулаками. В XV веке были уменьшены клавиши и увеличено число труб.

Древнейшим образцом средневекового органа с относительно целостной механикой (трубы не сохранились) считается орган из Норрланды (церковный приход на острове Готланд в Швеции). Этот инструмент обычно датируется 1370-1400 гг., хотя у некоторых исследователей столь ранняя датировка вызывает сомнения . В настоящее время норрландский орган хранится в Национальном историческом музее в Стокгольме.

В XIX веке благодаря, прежде всего, деятельности французского органного мастера Аристида Кавайе-Колля , который задался целью конструировать органы именно таким образом, чтобы они своим мощным и богатым звучанием могли соперничать со звучанием целого симфонического оркестра, стали возникать инструменты ранее небывалого масштаба и мощности звучания, которые иногда называют симфоническими органами .

Устройство

Пульт

Пульт органа («шпильтиш» от нем. Spieltisch или органная кафедра ) - пульт со всеми необходимыми для органиста средствами, набор которых в каждом органе индивидуален, но у большинства есть общие: игровые - мануалы и педальная клавиатура (или просто «педаль» ) и тембровые - включатели регистров . Могут присутствовать также динамические - швеллеры , различные ножные рычаги или кнопки для включения копул и переключения комбинаций из банка памяти регистровых комбинаций и устройство для включения органа. За пультом, на скамье, органист сидит во время исполнения.

  • Копула - механизм, с помощью которого включенные регистры одного мануала могут звучать при игре на другом мануале или педали. В органах всегда есть копулы мануалов к педали и копулы к главному мануалу, также почти всегда есть копулы более слабых по звучанию мануалов к более сильным. Копула включается/выключается специальным ножным переключателем с фиксатором или кнопкой.
  • Швеллер - устройство, с помощью которого можно регулировать громкость данного мануала, открывая или закрывая створки жалюзи в ящике, в котором расположены трубы этого мануала.
  • Банк памяти регистровых комбинаций - устройство в виде кнопок, доступное только в органах с электрической регистровой трактурой, позволяющая запоминать регистровые комбинации, упрощая тем самым переключение регистров (смену общего тембра) во время исполнения.
  • Готовые регистровые комбинации - устройство в органах с пневматической регистровой трактурой, позволяющее включать готовый набор регистров (обычно p, mp, mf, f )
  • (от итал. Tutti - все) - кнопка включения всех регистров и копул органа.

Мануалы

Первые нотные памятники с органной педалью датированы серединой XV в. - это табулатура немецкого музыканта Адама из Илеборга (англ.) русск. (Adam Ileborgh, ок. 1448) и Буксхаймская органная книга (ок. 1470). Арнольт Шлик в «Spiegel der Orgelmacher» (1511) уже подробно пишет о педали и прилагает свои пьесы, где она весьма виртуозно применяется. Среди них особенно выделяется уникальная обработка антифона Ascendo ad Patrem meum для 10 голосов, из которых 4 поручено педали. Для исполнения этой пьесы требовалась, вероятно, какая-то специальная обувь, позволявшая нажимать одной ногой одновременно две клавиши, отстоящие на расстояние терции . В Италии ноты с использованием органной педали появляются намного позже - в токкатах Аннибале Падовано (1604) .

Регистры

Каждый ряд труб духового органа одинакового тембра составляет как бы отдельный инструмент и называется регистром . Каждая из выдвигаемых или вдвигаемых регистровых рукояток (или электронных выключателей), расположенных на пульте органа над клавиатурами или по бокам от пюпитра, включает или выключает соответствующий ряд органных труб. Если регистры выключены, при нажатии клавиши орган звучать не будет.

Каждая рукоятка соответствует регистру и имеет своё название с указанием высоты тона самой большой трубы этого регистра - футовость , традиционно обозначенную в футах в переводе на регистр Principal. Например, трубы регистра Gedackt - закрытые, и звучат октавой ниже, поэтому такая труба тона «до» субконтроктавы обозначается как 32", при фактической длине в 16". Язычковые регистры, высота звука которых зависит от массы самого язычка, а не от высоты раструба, также обозначаются в футах, по длине аналогичной по высоте звучания трубы регистра Principal .

Регистры по ряду объединяющих признаков группируются в семейства - принципалы , флейты, гамбы, аликвоты, микстуры и др. К основным относятся все 32-, 16-, 8-, 4-, 2-, 1-футовые регистры, к вспомогательным (или обертоновым) - аликвоты и микстуры. Каждая труба основного регистра воспроизводит только один звук неизменной высоты, силы и тембра. Аликвоты воспроизводят порядковый обертон к основному звуку, микстуры дают аккорд, который состоит из нескольких (обычно от 2 до дюжины, иногда до полусотни) обертонов к данному звуку.

Все регистры по устройству труб делятся на две группы:

  • Лабиальные - регистры с открытыми или закрытыми трубами без язычков. К этой группе принадлежат: флейты (широкомензурные регистры), принципалы и узкомензурные (нем. Streicher - «штрайхеры» или струнные), а также регистры призвуков - аликвоты и микстуры, в которых каждая нота имеет один или несколько (более слабых) обертоновых призвуков.
  • Язычковые - регистры, в трубах которых имеется язычок, при воздействии подаваемого воздуха на который возникает характерный звук, схожий по тембру, в зависимости от названия и особенности конструкции регистра, с некоторыми духовыми оркестровыми музыкальными инструментами: гобой , кларнет , фагот , труба , тромбон и др. Язычковые регистры могут располагаться не только вертикально, но и горизонтально - такие регистры составляют группу, которая от фр. chamade называется «шама́да».

Соединение различных видов регистров:

  • итал. Organo pleno - лабиальные и язычковые регистры вместе с микстурой;
  • фр. Grand jeu - лабиальные и язычковые без микстур;
  • фр. Plein jeu - лабиальные с микстурой.

Название регистра и величину труб композитор может обозначить в нотах над тем местом, где данный регистр должен быть применён. Выбор регистров для исполнения музыкального произведения называется регистровкой , а включенные регистры - регистровой комбинацией .

Так как регистры в разных органах разных стран и эпох не одинаковы, то в органной партии они обычно не обозначаются подробно: выписывают над тем или другим местом органной партии только мануал, обозначение труб с язычками или без них и величину труб, а остальное предоставляется на усмотрение исполнителя. Бо́льшая часть нотного органного репертуара не имеет никаких авторских обозначений, касающихся регистровки произведения, так у композиторов и органистов предыдущих эпох существовали свои традиции и искусство сочетания различных тембров органа передавалась устно из поколения в поколение.

Трубы

Трубы регистров звучат по-разному:

  • 8-футовые трубы звучат в соответствии с нотной записью;
  • 4- и 2-футовые звучат на одну и две октавы выше соответственно;
  • 16- и 32-футовые звучат на одну и две октавы ниже соответственно;
  • 64-футовые лабиальные трубы, встречающиеся в наиболее крупных органах мира, звучат на три октавы ниже записи, следовательно, те, что приводятся в действие клавишами педали и мануала ниже контроктавы, издают уже инфразвук ;
  • закрытые сверху лабиальные трубы звучат октавой ниже открытых.

Для настройки малых открытых лабиальных металлических труб органа используется штимгорн . С помощью этого молоткообразного инструмента завальцовывается или развальцовывается открытый конец трубы. Более крупные открытые трубы настраивают путём вырезания вертикального лоскута металла вблизи или непосредственно из открытого края трубы, который отгибается под тем или иным углом. Открытые деревянные трубы обычно имеют настроечное приспособление из дерева или металла, регулировка которой, позволяет настраивать трубу. Закрытые деревянные или металлические трубы настраиваются при помощи регулировки затычки или колпачка на верхнем конце трубы.

Фасадные трубы органа могут играть и декоративную роль. Если трубы не звучат, то их называют «декоративными» или «слепыми» (англ. dummy pipes ).

Трактура

Органная трактура - это система передаточных устройств, функционально соединяющая элементы управления на пульте органа с воздухозапорными устройствами органа. Игровая трактура передаёт движение клавиш мануалов и педали на клапаны конкретной трубы или группы труб в микстуре. Регистровая трактура обеспечивает включение или выключение целого регистра или группы регистров в ответ на нажатие тумблера или движение регистровой рукоятки.

Посредством регистровой трактуры также действует память органа - комбинации регистров, заранее скомпонованные и заложенные в устройство органа - готовые, фиксированные комбинации. Они могут называться как по сочетанию регистров - Pleno, Plein Jeu, Gran Jeu, Tutti, так и по силе звучания - Piano, Mezzopiano, Mezzoforte, Forte. Помимо готовых комбинаций, есть свободные комбинации, которые позволяют органисту выбирать, запоминать и изменять в памяти органа набор регистров по своему усмотрению. Функция памяти имеется не во всех органах. В органах с механической регистровой трактурой она отсутствует.

Механическая

Механическая трактура - эталонная, аутентичная и наиболее часто встречающаяся на данный момент, позволяющая исполнять наиболее широкий спектр произведений всех эпох; механическая трактура не даёт феномена «запаздывания» звука и позволяет досконально ощущать положение и поведение воздушного клапана, что даёт возможность наилучшего контроля инструмента органистом и достижения высокой техники исполнения . Клавиша мануала или педали при использовании механической трактуры соединена с воздушным клапаном системой лёгких деревянных или полимерных тяг (абстрактов), валиков и рычагов; изредка в больших старых органах применялась канатно-блоковая передача. Так как движение всех перечисленных элементов осуществляется только усилием органиста, существуют ограничения в размере и характере расположения звучащих элементов органа. В органах-гигантах (более 100 регистров) механическая трактура либо не используется, либо дополняется машиной Баркера (пневматическим усилителем, помогающим нажимать на клавиши; таковы французские органы начала XX века, например, Большого зала Московской консерватории и церкви Сен-Сюльпис в Париже). Механическая игровая обычно сочетается с механической регистровой трактурой и виндладой системы шлейфладе.

Пневматическая

Пневматическая трактура - наиболее распространённая в романтических органах - с конца XIX века до 20-х годов XX века; нажатие клавиши открывает клапан в управляющем воздуховоде, подача воздуха в который открывает пневматический клапан конкретной трубы (при использовании виндлад шлейфладе, встречается исключительно редко) либо целого ряда труб одного тона (виндлады кегельладе, характерные для пневматической трактуры). Позволяет строить огромные по набору регистров инструменты, так как не имеет силовых ограничений механической трактуры, однако имеет феномен «запаздывания» звука. Это делает зачастую невозможным исполнение технически сложных произведений, особенно во «влажной» церковной акустике, учитывая то, что время задержки звучания регистра зависит не только от удалённости от пульта органа, но и от его размера труб, наличия в трактуре реле, ускоряющих срабатывание механики за счёт освежения импульса, конструктивных особенностей трубы и используемого типа виндлады (практически всегда это - кегельладе, иногда - мембраненладе: работает на выброс воздуха, исключительно быстрое срабатывание). Кроме того, пневматическая трактура разобщает клавиатуру с воздушными клапанами, лишая органиста ощущения «обратной связи» и ухудшая контроль над инструментом. Пневматическая трактура органа хороша для исполнения сольных произведений периода романтизма , сложна для игры в ансамбле , и далеко не всегда подходит для музыки барокко и современности.

Электрическая

Электрическая трактура - широко используемая в XX веке трактура, с прямой передачей сигнала от клавиши к электромеханическому реле открытия-закрытия клапана посредством импульса постоянного тока в электрической цепи. В настоящее время всё чаще вытесняется механической. Это единственная трактура, не ставящая никаких ограничений по количеству и расположению регистров, а также размещению пульта органа на сцене в зале. Позволяет располагать группы регистров в разных концах зала, управлять органом с неограниченного количества дополнительных пультов, исполнять музыку для двух и трех органов на одном органе, а также ставить пульт в удобное место в оркестре , с которого будет хорошо видно дирижёра . Позволяет соединять несколько органов в общую систему, а также даёт уникальную возможность записи исполнения с последующим воспроизведением без участия органиста. Недостаток электрической трактуры, как и пневматической, - разрыв «обратной связи» пальцев органиста и воздушных клапанов. Кроме того, электрическая трактура может давать задержку звука за счёт времени срабатывания электрических реле клапанов, а также коммутатора-распределителя (в современных органах это устройство электронное и задержки не даёт; в инструментах первой половины и середины 20 века оно нередко было электромеханическим). Электромеханические реле при срабатывании часто дают дополнительные «металлические» звуки - щелчки и стук, которые, в отличие от аналогичных «деревянных» призвуков механической трактуры, совсем не украшают звучание произведения. В некоторых случаях электрический клапан получают самые большие трубы в остальном полностью механического органа (например, в новом инструменте фирмы «Hermann Eule» в Белгороде), что обусловлено необходимостью при большом расходе воздуха трубой сохранять площадь механического вентиля, и как следствие игровые усилия, в басу в приемлемых рамках. Шум может издавать и регистровая электрическая трактура при смене регистровых комбинаций. Пример акустически превосходного органа с механической игровой трактурой и при этом достаточно шумной регистровой трактурой - швейцарский орган фирмы «Kuhn» в Католическом соборе в Москве .

Другие

Крупнейшие органы мира

Крупнейший орган Европы - Большой орган кафедрального собора Св. Стефана в Пассау (Германия), построенный немецкой фирмой «Stenmayer & Co». Имеет 5 мануалов, 229 регистров, 17 774 трубы. Считается четвёртым по величине действующим органом в мире .

До недавнего времени крупнейшим в мире органом с полностью механической игровой трактурой (без применения электронного и пневматического управления) был орган собора св. Троицы в Лиепае (4 мануала, 131 регистр, более 7 тысяч труб), однако, в 1979 году в большом концертном зале центра исполнительских искусств Сиднейского оперного театра был установлен орган, имеющий 5 мануалов, 125 регистров и около 10 тысяч труб. Ныне он считается крупнейшим (с механической трактурой).

Главный орган Кафедрального собора в Калининграде (4 мануала, 90 регистров, около 6,5 тысяч труб ) является самым большим органом в России.

Экспериментальные органы

Органы оригинальной конструкции и настройки разрабатывались начиная со второй половины XVI века , как, например, архиорган итальянского теоретика музыки и композитора Н. Вичентино . Однако широкого распространения такие органы не получили. Ныне они выставляются как исторические артефакты в музеях музыкальных инструментов наряду с другими экспериментальными инструментами прошлого.

В филиппинском городе Лас-Пиньясе (в церкви Св. Иосифа) в 1822 году установлен уникальный орган, в конструкции которого используются 832 бамбуковые трубы.

В XX веке нидерландским физиком

Король инструментов — так часто именуют орган, внешний вид которого вызывает ощущение восторга, а звучание завораживает и воодушевляет. Большой, тяжеловесный струнно-клавишный инструмент, обладающий широчайшим регистром звучания, по праву считается чем-то вроде «легенды во плоти». Кто же изобрел орган и чем уникален этот тяжеловес?

Кто изобрел необычный инструмент?

История легендарного инструмента, научиться играть на котором способен далеко не каждый профессиональный музыкант, насчитывает сотни веков.

Название «organum» упоминается еще в античных писаниях великого Аристотеля и Платона. Но точно ответить, кто изобрел сие чудо, не представляется возможным. По одной из версий его родоначальником является вавилонская волынка, формирующая звук за счет направления струй воздуха в сторону краев трубки. По другой – флейта пана или китайское шэне, функционирующие по такому же принципу. Играть на соединенных между собой дудочках было не очень удобно, поскольку у исполнителя порой в легких не хватало воздуха. Идея качать воздух во время игры мехами стала настоящим спасением.

Близкий брат органа, его водяной аналог, был изобретен греческим умельцем Ктезибием еще в 200-х годах до н.э. Он называется гидравлос. Позднее гидравлическая конструкция была заменена мехами, что дало возможность значительно улучшить качество звучания.

Музыкальные инструменты более привычных для нас размеров и внешнего вида стали появляться в IV веке. В этот период благодаря стараниям Папы Виталиана органы стали задействовать в роли сопровождения католических богослужений. Начиная с первой половины V века струнно-клавишный инструмент стал неизменным церемониальным атрибутом не только византийской, но и всей западно-европейской императорской власти.

Широкое распространение в странах Европы легендарный «клавишник» получил к середине XIV века. Инструмент того времени был далек от совершенства: он имел меньшее количество труб и более широкие клавиши. К примеру, в ручной клавиатуре при ширине самих клавиш порядка 50-70 мм расстояние между ними составляло 15-20 мм. Для извлечения звуков исполнителю приходилось по огромным и тяжелым клавишам не «пробегать» пальчиками, а в буквальном смысле стучать локтями или кулаками.

Наибольшего размаха органостроение приобрело в XVI-XVII веках. В славно известную эпоху барокко мастера научились создавать инструменты, которые своим мощным звучанием смело могли конкурировать с целым симфоническим оркестром. Звуковые возможности инструментов позволяли имитировать звон колокольчиков, рокот камнепада и даже заливистое пение птиц.

Апофеозом органостроения по праву считается 1908 год, когда на всемирной выставке была представлена модель, включающая 6 мануалов. Самый крупный в мире действующий орган весит чуть более 287 тонн. Сейчас он украшает торговый центр «Macy’s Lord & Taylor» в Филадельфии.

То, что ценитель органной музыки наблюдает из зала – фасад инструмента. За ним скрывается просторное помещение, порой включающее по несколько этажей, уставленное механическими элементами и тысячами трубок. Чтобы понять принцип действия сего чуда, стоит рассмотреть хотя бы его краткое описание.

Орган является одним из самых громких музыкальных инструментов. Такой эффект достигается за счет регистров, включающего несколько рядов органных труб. Эти регистры по окраске звучания и целому ряду других объединяющих признаков делятся на несколько групп: микстуры, аликвотны, гамбы, флейты, принципалы. Регистровые трубы звучат в соответствии с нотной записью. Их можно включать как по отдельности, так и одновременно. Для этого задействуются расположенные на боковых панелях клавиатуры рукоятки.

Пультом управления исполнителя, работающего за инструментом, являются мануалы, педальная клавиатура и сами регистры. Число мануалов в зависимости от модификации «клавишника» может варьироваться от 1 до 7. Они располагаются террасой: один непосредственно над другим.

Педальная клавиатура может включать от 5 до 32 клавиш, посредством которых запускаются в действие регистры, формирующие низкие звуки. В зависимости от аппликатуры музыкального инструмента исполнитель нажимает на педальные клавиши носком или каблуком.

Наличие нескольких клавиатур, а также всевозможных тумблеров и рычагов довольно усложняет процесс игры. Поэтому зачастую вместе с исполнителем за инструментом сидит и его помощник. Для удобства чтения нот и достижения синхронности исполнения партия для ног традиционно располагается на отдельном нотном стане непосредственно под партией для рук.

В современных моделях функцию нагнетания воздуха в меха выполняют электромоторы. В средние века эту работу выполняли специально обученные кальканты, услуги которых приходилось оплачивать отдельно.

Несмотря на широкое распространение органов сегодня практически нереально встретить две одинаковых модели, поскольку все они собираются по индивидуальным проектам. Размеры установок могут варьироваться от 1,5 м до 15 м. Ширина крупных моделей достигает 10 м, а глубина – 4 м. Вес таких сооружений измеряется в тоннах.

Рекордсмены разных номинаций

Самого древнего представителя легендарного инструмента, сроки «жизни» которого датируются 1370-1400 годами, можно встретить в Стокгольмском музее. Он привезен из церковного прихода шведского острова Готланд.

Лидер в номинации «самый громкий орган» украшает Зал Согласия в Атлантик-Сити. Рекордсмен включает 7 мануалов и довольно обширный тембровый набор, формируемый за счет 445-и регистров. Звучанием сего гиганта насладиться не получится, поскольку его звук может спровоцировать у слушателей разрыв барабанных перепонок. Весит этот музыкальный инструмент свыше 250 тонн.

Инструмент, украшающий церковь Святой Анны, которая расположена в столице Польши, примечателен тем, что включает самые длинные в мире трубы. Их высота достигает порядка 18 метров, а издаваемый звук, способен в буквальном смысле оглушить. Частотный диапазон инструмента располагается в пределах, охватывающих даже область ультразвука.

Музыкальный инструмент: Орган

Мир музыкальных инструментов богат и разнообразен, поэтому путешествие по нему весьма познавательное и в то же время увлекательное занятие. Инструменты отличаются друг от друга по форме, размерам, устройству и способу звукоизвлечения и, в результате, подразделяются на различные семейства: струнные, духовые, ударные и клавишные. Каждое из этих семейств, в свою очередь, распадается на разные виды, например, скрипка, виолончель и контрабас, относятся к разряду струнно - смычковых инструментов, а гитара, мандолина и балалайка являются струнно - щипковыми. Валторна, труба и тромбон причисляются к медным духовым инструментам, а фагот, кларнет и гобой – к деревянным духовым. Каждый музыкальный инструмент уникален и в музыкальной культуре занимает своё определённое место, вот например, орган - символ красоты и таинственности. Он не относится к разряду очень популярных инструментов, так как научиться играть на нём может далеко не каждый даже профессиональный музыкант, но заслуживает особого внимания. Кто хоть раз услышит орган «живьем» в концертном зале, то получит впечатление на всю жизнь, звучание его завораживает и никого не оставляет равнодушным. Создается ощущение, что музыка изливается с поднебесья и что это творение кого-то свыше. Даже внешний вид инструмента, который является неповторимым, вызывает ощущение неудержимого восторга, поэтому недаром орган называют «королем музыкальных инструментов».

Звук

Звук органа – это мощная эмоционально воздействующая многоголосная фактура, которая вызывает восторг и воодушевление. Она потрясает, подчиняет воображение и способна довести до экстаза. Звуковые возможности инструмента очень велики, в голосовой палитре органа можно найти очень разнообразные краски, ведь орган способен имитировать не только звуки многих музыкальных инструментов, но и пение птиц, шум деревьев, рокот камнепада, даже звон рождественских колокольчиков.

Орган обладает необычайной динамической гибкостью: на нем возможно исполнение и нежнейшего пианиссимо, и оглушительного фортиссимо. Кроме этого, звуковой частотный диапазон инструмента находится в пределах, захватывающих области инфра и ультразвука.

Фото :



Интересные факты

  • Орган является единственным музыкальным инструментом, который имеет постоянную прописку.
  • Органист – так называется музыкант, играющий на органе.
  • Концертный зал в г. Атлантик-Сити (США) славится тем, что его главный орган считается самым большим в мире (455 регистра, 7 мануалов, 33112 труб).
  • Второе место принадлежит органу Ванамейкера (Филадельфия США). Он весит около 300 тонн, имеет 451 регистр, 6 мануалов и 30067 труб.
  • Следующим по величине является орган собора Святого Стефана, который находится в немецком городе Пассау (229 регистров, 5 мануалов, 17774 трубы).
  • Инструмент, предшественник современного органа, был популярен уже в первом столетии нашей эры, в эпоху правления императора Нерона. Его изображение встречается на монетах того времени.
  • Во время Второй мировой войны немецкие солдаты советские реактивные системы залпового огня БМ-13, известные у нас в народе под названием «Катюша», из-за устрашающего звука называли «органом Сталина».
  • Одним из древнейших частично сохранившихся образцов является орган, производство которого датируется XIV веком. Инструмент в данное время является экспонатом Национального исторического музея г. Стокгольма (Швеция).
  • В XIII веке небольшие органы, имеющие название позитив, активно применялись в походных условиях. Выдающийся режиссер С. Эйзенштейн в своем фильме «Александр Невский» для более реального изображения вражеского стана - лагеря ливонских рыцарей,использовал подобный инструмент в сцене во время служения епископом мессы.
  • Единственный в своем роде орган, в котором использовались трубы изготовленные из бамбука, был установлен в 1822 году на Филлипинах, в г. Лас-Пиньяс в церкви Святого Иосифа.
  • Наиболее престижными Международными конкурсами органистов в настоящее время являются: конкурс имени М. Чюрлёниса, (Вильнюс, Литва); конкурс имени А. Гедике (Москва, Россия); конкурс имени И.С. Баха (Лейпциг, Германия); конкурс исполнителей в Женеве (Швейцария); конкурс имени М. Таривердиева (Калининград, Россия).
  • Самый большой орган России находится в Кафедральном соборе г. Калининграда (90 регистров, 4 мануала, 6,5 тысячи труб).

Конструкция

Орган – музыкальный инструмент, который включает в себя огромное количество различных деталей, поэтому подробное описание его конструкции дело довольно сложное. Орган изготавливается всегда индивидуально, так как обязательно обусловлен размерами здания, в котором устанавливается. Высота инструмента может достигать 15 метров, ширина варьируется в пределах 10 метров, глубина – около 4 метров. Вес такого громадного сооружения измеряется в тоннах.

Он имеет не только очень большие размеры, но и сложную конструкцию, включающую трубы, машину и сложную систему управления.


Труб в органе очень много – несколько тысяч. Длина самой большой трубы более 10 метров, самой маленькой – несколько сантиметров. Диаметр больших труб измеряется в дециметрах, а маленьких - в миллиметрах. Для изготовления труб используют два материала – дерево и металл (сложный сплав из свинца, олова и других металлов). Формы труб весьма разнообразны - это конус, цилиндр, двойной конус и другие. Трубы располагаются рядами, причем не только вертикально, но и горизонтально. Каждый ряд обладает голосом какого-либо инструмента и называется регистром. Регистры в органе исчисляются десятками и сотнями.

Система управления органом – это исполнительский пульт, который иначе называют органной кафедрой. Здесь располагаются мануалы – ручные клавиатуры, педаль – клавиатура для ног, а также большое количество кнопок, рычажков, а также различных контрольных лампочек.

Рычажки, расположенные справа и слева, а также над клавиатурами, включают и выключают регистры инструмента. Количество рычагов соответствует количеству регистров инструмента. Над каждым рычагом устанавливается сигнализирующая контрольная лампочка: она загорается, если регистр включен. Функции некоторых рычажков дублируются кнопками, расположенными над ножной клавиатурой.

Также над мануалами находятся кнопки, которые имеют очень важное назначение – это память управления органом. При её помощи органист перед выступлением может запрограммировать порядок переключения регистров. При нажатии кнопок запоминающего механизма регистры инструмента включаются в определенном порядке автоматически.


Количество ручных клавиатур - мануалов на органе, бывает от двух до шести, и располагаются они друг над другом. Количество клавиш на каждом мануале - 61, что соответствует диапазону пяти октав. Каждый мануал связан с определенной группой труб, а также имеет свое название: Hauptwerk. Oberwerk, Rückpositiv, Hinterwerk, Brustwerk, Solowerk, Choir.

Ножная клавиатура, при помощи которой извлекаются очень низкие звуки, имеет 32 широко расставленные педальные клавиши.

Очень важным составляющим элементом инструмента являются меха, воздух в которые нагнетается при помощи мощных электрических вентиляторов.

Применение

Орган сегодня, как и в прежние времена, используется очень активно. Он так же применяется для аккомпанемента в католических и протестантских богослужениях. Довольно часто церкви с органом служат своего рода «декорированными» концертными залами в, которых проводятся концерты не только органной, а также камерной и симфонической музыки . Кроме того в нынешнее время органы устанавливаются в больших концертных залах, где они используются не только как солирующие, но и аккомпанирующие инструменты Орган красиво звучит с камерным ансамблем, вокалистами, хором и симфоническим оркестром, Например, партии органа включены в партитуры таких замечательных произведений как «Поэма экстаза» и «Прометей» А. Скрябина , симфония № 3 К. Сен-Санса . Также орган звучит в программной симфонии «Манфред». П.И.Чайковского . Стоит отметить, что хоть и не часто, но орган используется в оперных спектаклях таких как «Фауст» Ш. Гуно, «Садко » Н.А.Римского-Корсакова, «Отелло » Д.Верди, «Орлеанская дева» П.И.Чайковского.

Важно отметить, что музыка для органа это плод творений очень талантливых композиторов, среди которых в 16 веке: А. Габрие́ли, А. Кабесо́н, М. Клаудио; в 17 веке: И. С. Бах, Н. Гриньи, Д. Букстехуде, И. Пахельбель, Д. Фрескобальди, Г. Пёрселл, И. Фробергер, И. Рейнкен, М. Векманн; в 18 веке В. А. Мо́царт, Д. Циполи, Г. Ф. Гендель, В. Любек, И. Кребс; в 19 веке М. Босси, Л. Боэльман, А. Бру́кнер, А. Гильма́н, Ж. Лемменс, Г. Меркель, Ф. Моретти, З. Нойком, К. Сен-Са́нс, Г. Форе́, М. Чюрлёнис. М. Регер, З. Карг-Элерт, С. Франк, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф. Мендельсон, И.Брамс, Л. Вьерн; в 20 веке П.Хиндемит, О. Мессиан, Б. Бриттен, А. Онеггер, Д. Шостакович, Б. Тищенко, С.Слонимский, Р.Щедрин, А. Гедике, Ш. Видо́р, М. Дюпре, Ф. Нововейский, О. Янченко.

Известные исполнители


Уже с самого начала своего появления орган привлекал к себе большое внимание. Исполнение музыки на инструменте всегда было не простым занятием, и поэтому настоящими виртуозами могли быть только по-настоящему талантливые музыканты, к тому же многие из них сочиняли музыку для органа. Среди исполнителей прошлых времен особо следует выделить таких знаменитых музыкантов как А. Габрие́ли, А. Кабесо́н, М. Клаудио, И. С. Бах, Н. Гриньи, Д. Букстехуде, И. Пахельбель, Д. Фрескобальди, И. Фробергер, И. Рейнкен, М. Векманн, В. Любек, И. Кребс, М. Босси, Л. Боэльман, Анто́н Бру́кнер, Л. Вьерн, А. Гильма́н, Ж. Лемменс, Г. Меркель, Ф. Моретти, З. Нойком, К. Сен-Са́нс, Г. Форе М. Регер, З. Карг-Элерт, С. Франк, А. Гедике, О. Янченко. Талантливых органистов в нынешнее время довольно много, всех перечислить невозможно, но вот имена некоторых из них: Т. Троттер (Великобритания), Г. Мартин (Канада), Х. Иноуэ (Япония), Л. Рогг (Швейцария), Ф. Лефевр, (Франция), А. Фисейский (Россия), Д. Бриггс, (США), У. Маршалл, (Великобритания), П. Планявский, (Австрия), У. Бениг, (Германия), Д. Геттше, (Ватикан), А. Уибо, (Эстония), Г. Иденстам, (Швеция).

История органа

Уникальная история органа начинается в очень давние времена и насчитывает несколько тысячелетий. Искусствоведы предполагают, что предшественниками органа являются три древних инструмента. Изначально - это многоствольная флейта Пана, состоящая из нескольких прикрепленных друг к другу тростниковых трубочек различной длины, каждая из которых издает только один звук. Вторым инструментом была вавилонская волынка, где для создания звука применялась меховая камера. И третьим прародителем органа считается китайский шэн - духовой инструмент, с вибрирующими язычками, вставленными в бамбуковые трубочки, прикрепленные к резонаторному корпусу.


Музыканты, играющие на флейте Пана, мечтали, чтобы она обладала бы более широким диапазоном, для этого они добавляли количество звуковых трубочек. Инструмент получался очень большим, и играть на нем было довольно неудобно. Однажды знаменитый древнегреческий механик Ктезибий, живший во втором веке до нашей эры, увидел и пожалел несчастного флейтиста, с трудом управлявшегося с громоздким инструментом. Изобретатель придумал, как облегчить музыканту исполнение на инструменте и приспособил к флейте для подачи воздуха сначала один поршневой насос, а затем два. В дальнейшем Ктезибий для равномерной подачи потока воздуха и, соответственно, более плавного звуковедения усовершенствовал свое изобретение, пристроив к конструкции резервуар, который находился в большой емкости с водой. Этот гидравлический пресс облегчил работу музыканта, так как освободил его от вдувания воздуха в инструмент, но требовал наличия ещё двух человек, которые должны были качать насосы. А чтобы воздух шел не ко всем трубам, а именно к той, которая должна была звучать в данный момент, изобретатель приспособил к трубам специальные заслонки. Задача музыканта заключалась в том, чтобы открывать и закрывать их в нужное время и в определенной последовательности. Свое изобретение Ктезибий назвал гидравлосом, то есть «водяная флейта», но в народе его стали называть просто «орган», что в переводе с греческого означает «инструмент». То, о чем мечтал музыкант, свершилось, диапазон гидравлоса сильно расширился: к нему прибавилось большое количество труб разных размеров. К тому же орган приобрел функцию многоголосия, то есть он мог, в отличие от своей предшественницы флейты Пана, одновременно издавать несколько звуков. Орган того времени имел резкий и громкий звук, поэтому его эффективно использовали на публичных зрелищах: боях гладиаторов, состязаниях колесниц и других подобных представлениях.

Между тем музыкальные мастера продолжали работать над усовершенствованием инструмента, приобретающего всё большую популярность. Во времена раннего христианства гидравлическую конструкцию Ктезибия заменили мехами, а затем и целой системой мехов, что значительно улучшило качество звучания инструмента. Размер и количество труб значительно увеличивалось. В IV веке нашей эры органы достигли уже больших размеров. Страны, в которых они получили наиболее интенсивное развитие, были Франция, Италия, Германия и Испания. Однако, например, в V веке инструменты, устанавливаемые в большинстве испанских храмов, применялись только во время больших богослужений. Изменения произошли в VI I веке, а именно в 666 году, когда по особому распоряжению Римского папы Виталия, звучание органов стало неотъемлемой частью церковного католического богослужения. Кроме этого инструмент являлся обязательным атрибутом различных императорских церемоний.

Усовершенствование органа продолжалось во все времена. Размеры инструмента и его акустические возможности росли очень интенсивно. Количество труб, которые для разнообразия тембральной окраски делались как металлическими, так и деревянными, достигало уже нескольких сотен. Органы, приобрели огромную величину и стали встраиваться в стены храмов. Лучшими инструментами того времени считались органы, изготовленные мастерами из Византии, в IX веке центр их производства переместился в Италию, а несколько позднее и немецкие мастера овладели этим сложным искусством. XI век характеризует следующий этап в развитии инструмента. Строились органы, отличавшиеся по форме и размерам - настоящие произведения искусства. Мастера продолжали работать над модернизацией инструмента, например, был сконструирован специальный стол с клавиатурами, получивших название мануалов. Однако исполнение на таком инструменте было делом нелегким. Клавиши были огромных размеров, длина их могла достигать 30 см, а ширина -10 см. Музыкант прикасался к клавиатуре не пальцами, а кулаками или локтями.

XIII век – новый этап в развитии инструмента. Появились небольшие переносные органы, получившие название портатив и позитив. Они быстро набирали популярность, так как были приспособлены для походных условий и были обязательными участниками в военных действиях. Это были компактные инструменты с небольшим количеством труб, одним рядом клавиш и меховой камерой для вдувания воздуха.

В XIV- XV века орган становится ещё более востребованным и соответственно усиленно развивается. Появляется клавиатура для ног и большое количество рычагов, которые переключают тембры и регистры. Возможности органа увеличились: он мог подражать звучанию различных музыкальных инструментов и даже пению птиц. Но самое главное были уменьшены размеры клавиш, что привело к расширению исполнительских возможностей органистов.

В XVI-XVII веках орган становится ещё более сложным инструментом. Его клавиатура на разных инструментах могла варьироваться от двух до семи мануалов, каждый из которых вмещал диапазон до пяти октав, а для управления музыкальным гигантом был сконструирован специальный пульт. В это время для инструмента творили такие замечательные композиторы как Д.Фрескобальди, Я. Свелинк, Д. Букстехуде, И.Пахельбель.


XVIII век считается «Золотым веком органа».Органостроительство и исполнительство на инструменте достигло небывалого расцвета. Органы, построенные в этот период, обладали прекрасным звучанием и прозрачностью тембра. А величие этого инструмента было увековечено в творчестве гениального И.С. Баха .

XIX век тоже ознаменовался новаторскими изысканиями в органостроении. Талантливый французский мастер Аристид Кавайе-Коль в результате конструктивных усовершенствований смоделировал инструмент, который по звучанию и масштабам был более мощным, а также обладал новыми тембрами. Такие органы впоследствии стали называться симфоническими.

В конце XIX и начале XX века органы стали снабжаться различными электрическими, а затем и электронными устройствами.

Орган не случайно называют «королём музыки», он во все времена являлся самым грандиозным и таинственным музыкальным инструментом. Его величественный звук, обладающий большой убеждающей силой, никого не оставляет равнодушным, а эмоциональное воздействие этого инструмента на слушателя неизмеримо, так как ему подвластна музыка очень широкого диапазона: от космических размышлений до тонких душевных человеческих переживаний.

Видео: слушать орган

Алексей Надёжин: «Орга́н - самый большой и сложный музыкальный инструмент. Фактически, орган это целый духовой оркестр, а каждый из его регистров - отдельный музыкальный инструмент со своим звучанием.

В Светлановском зале Московского Международного Дома Музыки установлен самый большой орган в России. Мне посчастливилось увидеть его с той стороны, с которой его очень мало, кто видел.
Этот орган изготовлен в 2004 году в Германии консорциумом фирм Glatter Gotz и Klais, считающимися флагманами органостроения. Орган разрабатывался специально для Московского Международного Дома Музыки. У органа 84 регистра (в обычном органе количество регистров редко превышает 60) и более шести тысяч труб. Каждый регистр - отдельный музыкальный инструмент со своим звучанием.
Высота органа - 15 метров, вес - 30 тонн, стоимость - два с половиной миллиона евро.


О том, как устроен орган, мне рассказал доцент кафедры акустики МГУ Павел Николаевич Кравчун, являющийся главным смотрителем органов Московского международного Дома музыки и принимавший участие в разработке этого инструмента.


У органа пять клавиатур - четыре ручные и одна ножная. Удивительно, но ножная клавиатура вполне полноценна и некоторые простые произведения можно исполнять одними ногами. На каждом мануале (ручной клавиатуре) по 61 клавише. Справа и слева - ручки включения регистров.


Хоть орган и выглядит совершенно традиционным и аналоговым, на самом деле он частично управляется компьютером, который прежде всего запоминает пресеты - наборы регистров. Переключаются они кнопками на торцах мануалов.


Пресеты сохраняются на обычной 1.44″ дискете. Конечно, в компьютерной технике дисководы уже почти не используются, но тут он исправно работает.


Для меня было открытием узнать, что каждый органист является импровизатором, ведь в нотах или совсем не указывается набор регистров или указываются общие пожелания. Во всех органах общий только базовый набор регистров, а их количество и тональность могут сильно отличаться. Только лучшие исполнители могут быстро адаптироваться к огромному набору регистров органа Светлановского зала и использовать его возможности в полной мере.
Помимо ручек, у органа есть рычаги, переключаемые ногами и педали. Рычаги включают и отключают различные функции, управляемые компьютером. Например, объединение клавиатур и эффект нарастания, управляемый вращающейся педалью-роликом, по мере вращения которого подключаются дополнительные регистры и звук становится насыщенней и мощнее.
Для улучшения звучания органа (а заодно и других инструментов) в зале смонтирована электронная система Constellation, включающая множество микрофонов и миниколонок-мониторов на сцене, опускающихся с потолка на тросах с помощью моторов и множества микрофонов и колонок в зале. Это не система звукоусиления, при её включении звук в зале не становится громче, он становится равномернее (зрители на боковых и дальних местах начинают слышать музыку так же хорошо, как зрители в партере), кроме того может добавляться реверберация, улучшающая восприятие музыки.


Воздух, с помощью которого звучит орган, подаётся тремя мощными, но очень тихими вентиляторами.


Для равномерной его подачи используются… обычные кирпичи. Они прижимают меха. Когда вентиляторы включены, меха раздуваются, а вес кирпичей обеспечивает необходимое давление воздуха.


Воздух подаётся в орган по деревянным трубам. Удивительно, но большинство заслонок, заставляющих трубы звучать, управляются чисто механически - тягами, длина некоторых из которых превышает десять метров. Когда к клавиатуре подключено много регистров, органисту бывает очень нелегко продавить клавиши. Конечно же, в органе есть система электрического усиления, при включении которой клавиши нажимаются легко, но высококлассные органисты старой школы всегда играют без усиления - ведь только так можно менять интонации, изменяя скорость и силу нажатия клавиш. Без усиления орган - чисто аналоговый инструмент, с усилением - цифровой: каждая труба может только звучать или молчать.
Так выглядят тяги, идущие от клавиатур к трубам. Они деревянные, так как дерево наименее подвержено температурному расширению.


Внутрь органа можно зайти и даже пролезть по маленькой «пожарной» лестнице по его этажам. Внутри очень мало места, поэтому по фотографиям сложно ощутить масштабы конструкции, но всё же я попробую показать вам, то что увидел.


Трубы отличаются по высоте, толщине и форме.


Некоторые трубы деревянные, некоторые металлические из оловянно-свинцового сплава.


Перед каждым большим концертом орган настраивается заново. Процесс настройки занимает несколько часов. Для настройки концы самых маленьких труб немного развальцовываются или завальцовываются специальным инструментом, у труб побольше есть регулировочный стержень.


У больших труб есть вырезанный лепесток, который может немного откручиваться и закручиваться для настройки тона.


Самые большие трубы издают инфразвук от 8 Гц, самые маленькие - ультразвук.


Уникальной особенностью органа ММДМ является наличие горизонтальных труб, обращённых в зал.


Предыдущий кадр я сделал с маленького балкончика, на который можно выйти изнутри органа. Он служит для настройки горизонтальных труб. Вид зрительного зала с этого балкончика.


Небольшое количество труб имеет только электропривод.


А ещё у органа есть два звукоизобразительных регистра или «спецэффекта». Это «колокольчики» - звон семи колокольчиков подряд и «птички» - чириканье птичек, происходящее благодаря воздуху и дистиллированной воде. Павел Николаевич демонстрирует, как работают «колокольчики».


Удивительный и очень сложный инструмент! Система Constellation отправляется в режим парковки, а я на этом заканчиваю рассказ о самом большом музыкальном инструменте нашей страны.



«Король инструментов» — именно так называют за огромные размеры, потрясающий диапазон звучания и уникальное богатство тембров духовой орган. Музыкальный инструмент с многовековой историей, переживший периоды огромной популярности и забвения, он служил как для религиозных служб, так и светских развлечений. Уникален орган и тем, что относится он к классу духовых инструментов, но при этом оснащен клавишами. Особенностью этого величественного инструмента является и то, что для игры на нем исполнитель должен виртуозно владеть не только руками, но и ногами.

Немного истории

Орган — музыкальный инструмент с богатой и древней историей. По мнению специалистов, прародителями этого великана можно считать сиринкс - простейшую тростниковую флейту Пана, древний восточный органчик из тростника шэн и вавилонскую волынку. Объединяет все эти непохожие друг на друга инструменты то, что для извлечения из них звука необходим более мощный, чем могут создать человеческие легкие, поток воздуха. Уже в древности был найден механизм, способный заменить дыхание человека - меха, подобные тем, что использовались для раздувания огня в кузнечном горне.

Древняя история

Уже во II веке до н. э. греческий умелец из Александрии Ctesibius (Ктесебий) изобрел и собрал гидравлический орган - гидравлос. В него воздух нагнетался водяным прессом, а не мехами. Благодаря таким изменениям, воздушный поток поступал значительно равномерней, и звук органа стал более красивым и ровным.

В первые века распространения христианства воздушные меха пришли на смену водяному насосу. Благодаря такой замене появилась возможность увеличить как количество, так и размер труб в органе.

Дальнейшая история органа, музыкального инструмента, довольно громкого и мало регулируемого, развивалась в таких европейских странах, как Испания, Италия, Франция и Германия.

Средние века

В середине V века н. э. органы строились во многих испанских церквях, но из-за очень громкого звучания использовались только в дни больших праздников. В 666 году папа Виталиан ввел этот инструмент в католическое богослужение. В VII-VIII веках орган претерпел несколько изменений и усовершенствований. Именно в это время в Византии создавались самые известные органы, однако и в Европе развивалось искусство их строительства.

В IX веке центром их производства стала Италия, откуда они выписывались даже во Францию. В дальнейшем и в Германии появились искусные мастера. К XI веку в большинстве европейских стран строились такие музыкальные гиганты. Однако стоит отметить, что современный инструмент значительно отличается от того, как выглядит орган средневековый. Созданные в средние века инструменты были значительно грубее более поздних. Так, размеры клавишей варьировались от 5 до 7 см, а расстояние между ними могло достигать 1,5 см. Для игры на подобном органе исполнитель использовал не пальцы, а кулаки, с силой ударяя ими по клавишам.

В XIV веке орган становится популярным и широко распространенным инструментом. Этому способствовало и усовершенствование этого инструмента: клавиши органа пришли на смену большим и неудобным пластинам, появилась басовая клавиатура для ног, оснащенная педалью, заметно разнообразней стали регистры, а диапазон - шире.

Эпоха Возрождения

В XV веке было увеличено количество трубок и уменьшены размеры клавиш. В этот же период стали популярны и широко распространены маленький переносной (органетто) и небольшой стационарный (позитив) орган.

Музыкальный инструмент к XVI веку становится все более сложным: клавиатура становится пятимануальной, причем диапазон каждого из мануалов мог доходить до пяти октав. Появились регистровые переключатели, позволившие значительно увеличить тембровые возможности. Каждая из клавиш могла соединяться с десятками, а иногда и с сотнями труб, издававшими звуки, одинаковые по высоте, но различающиеся по окраске.

Барокко

Многие исследователи называют XVII-XVIII века золотым периодом органного исполнительства и органостроения. Построенные в это время инструменты не только прекрасно звучали и могли имитировать звучание какого-либо одного инструмента, но и целых оркестровых групп и даже хоров. Кроме того, отличались они и прозрачностью и ясностью тембрового звучания, наиболее подходящего для исполнения полифонических произведений. Следует отметить, что большинство великих органных композиторов, таких, как Фрескобальди, Букстехуде, Свелинк, Пахельбель, Бах, писали свои произведения именно для «барочного органа».

«Романтический» период

Романтизм XIX века, по мнению многих исследователей, с его стремлением придать этому музыкальному инструменту богатое и мощное звучание, присущее симфоническому оркестру, оказали как на строительство органов, так и на органную музыку сомнительное, и даже отрицательное влияние. Мастера, и в первую очередь француз Аристид Кавайе-Коль, стремились создать инструменты способные стать оркестром для одного исполнителя. Появились инструменты, в которых звук органа стал необычайно мощным и масштабным, появились новые тембры, а также были сделаны различные конструктивные усовершенствования.

Новое время

XX век, особенно в своем начале, характеризуется стремлением к гигантизму, что отразилось и на органах и их масштабах. Однако подобные веяния быстро прошли, и среди исполнителей и специалистов по строительству органов возникло движение, пропагандировавшее возвращение к удобным и простым инструментам барочного типа, обладающих подлинным органным звучанием.

Внешний вид

То, что мы видим из зала, - внешняя сторона, и называется она фасадом органа. Глядя на него, сложно определиться с тем, что же это такое: чудесный механизм, уникальный музыкальный инструмент или произведение искусства? Описание органа, музыкального инструмента действительно внушительных размеров, может составить несколько томов. Постараемся в несколько строк сделать общие зарисовки. Прежде всего, фасад органа уникален и неповторим в каждом из залов или храмов. Общим является только то, что состоит он из труб, собранных в несколько групп. В каждой из таких групп трубы выстроены по высоте. За строгим или богато украшенным фасадом органа скрывается сложнейшая конструкция, благодаря которой исполнитель может подражать птичьим голосам или шуму морского прибоя, сымитировать высокое звучание флейты или целой оркестровой группы.

Как устроен?

Давайте рассмотрим устройство органа. Музыкальный инструмент очень сложный и может состоять из трех и более небольших органов, которыми исполнитель может управлять одновременно. Каждый из них обладает своим набором труб - регистров и мануала (клавиатуры). Управление этим сложнейшим механизмом осуществляется с исполнительского пульта, или как его еще называют - кафедры. Именно здесь расположены одна над другой клавиатуры (мануалы), на которых исполнитель играет руками, а внизу - огромные педали - клавиши для ног, позволяющие извлекать самые низкие басовые звуки. В органе может быть много тысяч труб, выстроенных в ряд, и находящихся во внутренних камерах, закрытые от глаз зрителя декоративным фасадом (проспектом).

Каждый из малых органов, входящих в «большой», имеет свое назначение и название. Наиболее распространены следующие:

  • главный - Haupwerk;
  • верхний - Oberwerk;
  • «рюкпозитив» - Rückpositiv.

Haupwerk - «главный орган» содержит основные регистры и является самым большим. Несколько меньше и с более мягким звучанием Rückpositiv, кроме того, он содержит и некоторые солирующие регистры. «Оберверк» - «верхний» вносит в ансамбль ряд звукоподражательных и солирующих тембров. Трубы «рюкпозитива» и «оберверка» могут устанавливаться в полузакрытые камеры-жалюзи, открывающиеся и закрывающиеся посредством особого швеллера. Благодаря чему могут создаваться такие эффекты, как постепенное усиление или ослабление звука.

Как вы помните, орган — музыкальный инструмент клавишный и духовой одновременно. Он состоит из множества труб, каждая из которых может издавать звук одного тембра, высота и силы.

Группа труб, издающая звуки одного тембра, объединяются в регистры, которые могут быть включены с пульта. Таким образом, исполнитель может выбрать нужный регистр или их комбинацию.

В современные органы воздух нагнетается посредством электрического мотора. Из мехов, через воздухопроводы, сделанные из дерева, воздух направляется в винлады - особую систему деревянных ящиков, в верхних крышках которых проделаны специальные отверстия. Именно в них укреплены органные трубы своими «ножками», в которые и поступает под давлением воздух из винлад.