Фонтан невинных. Фонтан невинных в париже История создания фонтана невинных, Париж

В средневековом Париже существовало старинное кладбище Невинных, на котором хоронили нищих, некрещеных младенцев и неопознанные тела. Это обстоятельство и дало название площади, где оно находилось. Здесь в 1549 году был возведен пристенный павильон, посвященный въезду в Париж французского короля Генриха II.

Архитектурный облик

Фонтан в форме квадратного арочного сооружения был украшен и изображениями водяных струй. На трех открытых поверхностях размещались фигуры беззаботных наяд, нимф и амуров, что делало павильон похожим на античное святилище дев воды.

Скульпторы Жан Гужон и Пьер Леско представили новую концепцию с фигурами, гармонично вписанными в форму стен. Так они создали иллюзию пространства в тонкой каменной плите. Скульптурные украшения до такой степени напоминали античные изображения, что сооружение называли французским Нимфеем или фонтаном нимф.



Даже в наши дни поражает детализация скульптур. Удивительно четко и филигранно проработаны черты лиц, узоры крыльев, пряди волос, драпировка тканей. На создание шедевра французских скульпторов вдохновили работы итальянских мастеров: Rosso (1495-1540), Приматиччо (1504-1570) и Бенвенуто Челлини (1500-1571).

Арочное сооружение было установлено на высокий ступенчатый портик, по которому струилась вода, делая воздух вокруг свежим и прохладным. Назначение этого архитектурного приема имело двоякое назначение – водяные струи делали портик более нарядным и скрывали неровности ступеней.

Фонтан обретает четвертую стену, а нимфы и наяды переезжают в Лувр

Французский нимфей ждали испытания:

  • в 1780 году на месте, где стоял павильон, организовали рынок. Архитектурное сооружение перенесли на пересечение улиц Сен-Дени и Берже. Поскольку месторасположение фонтана изменилось, к нему пришлось пристроить четвертую стену. Самым сложным было создать скульптуры, не отличающиеся от шедевров Жана Гужона и Пьера Леско. Огюстен Пажу блестяще справился с этой задачей, и фонтан стал замкнутым архитектурным сооружением. Сборка велась в специальном закрытом павильоне, и в 1787 году реконструкция шедевра лепного искусства была завершена;
  • из-за открытия при императоре Наполеоне нового акведука, вода, льющаяся по портику, стала портить старинные скульптуры. Было принято решение заменить лепные фигуры нимф, амуров и наяд копиями, а оригиналы отправить на хранение в Лувр;
  • в 1858 году нимфей отреставрировали и перенесли в центр площади Жуашен Дю Белле. Старый постамент заменили более скромным, но прочным.


Фонтан функционирует до сих пор, а на месте кладбища разбит сквер. Здесь любят собираться парижане, чтобы под сенью водяных струй отдохнуть от забот. Это место считается одним из красивейших уголков столицы Франции.

Осколок архитектурной истории Парижа - фонтан Невинных стоит неподалеку от центра Помпиду и совсем рядом с форумом Ле Аль, который сейчас переживает очередную масштабную реконструкцию. Недавно я упоминала скульптора Жана Гужона, который был приглашен коннетаблем Анном де Монморанси в замок Шантийи. Фонтан - произведение Гужона и архитектора Пьера Леско, построен с 1547 до 1549 года.
Фонтан не был изначально таким, да и стоял немного в другом месте, у него богатая история, много всего повидал за почти пятисотлетнюю историю.

В этом месте на площади Joachim-du-Bellay рядом с фонтаном мы любим назначать друг другу встречи, отсюда удобно пойти-куда-глаза-глядят в любую сторону: хочешь в сторону квартала Марэ, хочешь в сторону Сены или в сторону Лувра, или податься на север...

Фонтан был введен в эксплуатацию к торжественному въезду в Париж короля Генриха II в 1549 году. Художники создали памятники, в основном временные, по пути следования короля от Порт Сен-Дени до дворца на острове Сите, минуя ле Шатле и собор Парижской богоматери. Рядом с Шатле тогда находилось кладбище Невинных. К стенке кладбища был ранее пристроен фонтан времен короля Филиппа II, он располагался на углу улиц Сен-Дени и нынешней Бергер и имел два разных фасада.


Стоит по случаю сказать два слова про кладбище Невинных, давшее название фонтану, прижившееся несмотря на попытки переименовать.
Полное название кладбища - Невинно убиенных младенцев.Поначалу на кладбище хоронили бедняков, душевнобольных и ещё не крещённых младенцев. Поэтому кладбище и получило такое название. Это одно из самых старых кладбищ Парижа, всего здесь было захоронено порядка 2 миллионов человек. Очень скоро горожане сделали из некрополя место для свиданий влюблённых или просто место, где можно отдохнуть от городской суеты. Новому монарху Филиппу -Августу это показалось кощунством, и в 1186 году он велел обнести некрополь 3-х метровой толстой стеной с массивными воротами, запиравшимися на замок. Стена просуществовала вплоть до 1780, до своего разрушения.
На рисунке хорошо узнается фасад церкви Сен-Жермен л, Оксерруа, сохранившейся до наших дней.


Кладбище на картине Шарля Луи Бернье.

Теперь новый фонтан стал не просто фонтаном, а трибуной для знати, приветствовавшей короля.
Пьер Леско (1510-1578) , архитектор фонтана, был известным архитектором Парижа времен Ренессанса. Франциск I назначил Леско главным архитектором Лувра, и он превратил здание из средневекового замка во дворец в стиле ренессанс. Он работал вместе с Жаном Гужоном над украшением двух фасадов Кур Карре Лувра.


Архитектура фонтана был вдохновлен нимфеумами Древнего Рима, сооружениями времен эллинистической истории Рима, которые ставились рядом с источниками, обычно там были фигуры нимф, тритонов, других божеств воды, тема богато развитая во римской архитектуре, если вспомнить фонтан Треви: , площадь четырех фонтанов, фонтаны рядом с испанской лестницей.


Фонтан получил название "Фонтан нимф", о чем до сих пор гласит надпись на его фасаде.

После того, как процессия прошла, фонтан вернулся к своей обычной фонтанной деятельности: давал воду жаждущим. Из кранов с львиными головами текла вода. В верхней части фонтана была жилая комната с окнами и камином.

В 1787 году, по санитарным соображениям, кладбища Парижа были перемещены за пределы городских стен, поскольку свято место не бывает пусто, тут возникла рыночная площадь. У Пушкина в "Пире во время чумы " - "где стол был яств, там гроб стоит", а тут наоборот. Рынок Невинных, название осталось в наследство от кладбища был бойким местом.
Фонтан был запланирован на уничтожение , но был спасен благодаря усилиям писателя де Куинси, который написал письмо в журнал " Де Пари", призывая сохранить " шедевр французской скульптуры. "Фонтан был перенесен на середину рынка, поднят на каменный постамент, украшенный четырьмя львами. Скульптор Augustin Pajou создал четвертый фасад для фонтана, в том же стиле, что и три других, так -как фонтан стал теперь стоять свободно, не примыкая к стене.
Рынок с фонтаном можно увидеть на многих картинах.

Из-за плохой системы водоснабжения Парижа, фонтан давал мало воды. При Наполеоне Бонапарте был построен новый акведук, и, наконец, из фонтана хлынула вода,да еще в таком изобилии, что стала угрожать скульптурному оформлению. Поэтому малые барельефы на постаменте фонтана были удалены в 1810 году и помещены в 1824 году в Лувр , где их можно обнаружить.

На этой маленькой картинке можно увидеть как сильно лилась вода.

В 1858 году, во время Второй французской империи Луи-Наполеона, фонтан был перенесен еще раз на свое нынешнее место на более скромном постаменте в центре площади.
Фотография 1860 года Шарля Мавилля.

Скульптура Жана Гужона очень украсила фонтан.
В 1547 году Жан Гужон (1510-1572) стал придворным скульптором Генриха II , и фонтан был одной из его первых ответственных работ. В том же году он сделал иллюстрации к французскому переводу книги архитектуры по Витрувия, одной из главных классических источников архитектуры итальянского Возрождения и французского Ренессанса.
Несмотря на покровительство короля, поскольку Гужон был протестантом, то был вынужден уехать в добровольное изгнание в Италию на время французских религиозных войн, когда началось преследование протестантов во Франции.
Гужон был одним из первых французских скульпторов, который вдохновлялся скульптурой Древнего Рима, в особенности барельефами на римских саркофагах.
Барельефы Гужона был также вдохновлены итальянскими художниками, которые приехали, чтобы работать для Франциска I в замке Фонтенбло, Россo Фиорентино (1495-1540) и Франческо Приматиччо (1504-1570) . Нимфа и морской дракон на фонтане были в такой же позе, как нимфа Фонтенбло Фиорентино в галерее Франциска I замка, а сами формы нимф, их удлиненных тел, узкие плечи и маленькие, высокие груди , напоминали идеализированные женские фигуры из Приматиччо. Живопись позднего ренессанса уже плавно перетекала в маньеризм.

Личный вклад Гужона был в том, чтобы он добавил декоративные завитки к скульптурам, с волнистые драпировки, декор из морских раковин и хвостов морских существ.

Нимфы Гужона, если не знать время их создания, напоминают красавиц времен бель эпок. Девушек с картин прерафаэлитов с вытянутыми пропорциями, изящных. Томность и игривость их поз, конечно, уже далека от римлянок древних рельефах.

Любопытно, но около фонтана даже проводился бал.

До сих пор фонтан место встреч влюбленных.

Фонтан Невинных – старейший в Париже. Находится он в квартале Ле-Аль на площади Иоахима дю Белле, названной по имени французского поэта XVI века, современника Ронсара. Монументальный фонтан – самый настоящий шедевр французского Ренессанса.

Построен был Фонтан нимф, как его поначалу называли, в промежутке между 1547 и 1550 годами возле кладбища Невинных – фонтан примыкал к стене на углу улиц Берже и Сен-Дени. Спроектировал его архитектор Пьер Леско, скульптуры и рельефы создал Жан Гужон. Возвели фонтан в честь торжественного вступления в Париж в 1549 году короля Генриха II.

Дальнейшая судьба фонтана определялась особенностями места его сооружения. Кладбище Невинных было крупнейшим захоронением в городской черте, со временем оно переполнилось. Попытка решить проблему строительством специальных огромных склепов, куда останки умерших «сдавали на хранение», ничего не дала. В 1786 году Людовик XVI приказал перенести эксгумированный прах отсюда в Парижские катакомбы, причём жир от сотен тысяч разложившихся тел ремесленники использовали для изготовления мыла и свечей.

На месте бывшего кладбища возникла площадь с овощным рынком. В 1788 году фонтан разобрали и перенесли в центр площади – его стали называть Фонтаном Невинных. Поскольку теперь он был виден со всех четырех сторон, скульптор Огюстен Пажу выполнил четвертую арку и внушительный постамент с четырьмя бассейнами и львами. При Наполеоне Бонапарте фонтан стал питаться более обильным водотоком из реки Урк, который улучшил водоснабжение Парижа, – в свое время такую идею выдвигал еще Леонардо да Винчи.

Фонтан – выдающийся пример стиля маньеризма, который был характерен для западноевропейского искусства XVI века. Сама по себе форма сооружения повторяет очертания древнеримского святилища, посвященного нимфам – нимфеума. В лепном декоре Жан Гужон широко использовал закрученные хвосты морских существ, спиральные раковины, динамичные волнистые линии драпировок и одежд.

Подлинные барельефы мастера с постамента фонтана в 1824 году перенесены в Лувр, на площади туристы видят только их копии.

Все мы при слове “фонтан” представляем себе некий среднестатистический объект, в силу, конечно же, своих познаний и воспоминаний. В этой подборке собраны не очень известные и самые необычные примеры такого рода творческой деятельности=)

В этом рейтинге собраны самые, на мой взгляд, необычные фонтаны мира , каждый из которых примечателен чем-то особенным. Итак, на 10 месте - мост-фонтан Банпо в корейском Сеуле. В длину он достигает 1140 метров и является самым длинным фонтаном в мире.


Фонтан состоит из 380 распылителей, которые ежеминутно “выплёвывают” 190 тонн воды! А 220 цветных огней подсветки дали фонтану имя Moonlight Rainbow Fountain - Фонтан Лунной Радуги


9 строчку занимает Фонтан Изобилия в Сингапурском городе Сантек. Как это не смешно звучит, но этот фонтан построен по фен-шую))


Он занимает площадь в 16,831 квадратных метров и в высоту достигает 30 метров.


Создан этот гигантский фонтан из бронзы и весит примерно 85 тонн. Он расположен в центре подземного ресторана, что позволяет посетителям смотреть вверх и видеть огромное медное кольцо над собой


На 8 строчке рейтинга "Необычные фонтаны" - парижский Фонтан Невиновных. Название своё он получил от участка кладбища, на котором был возведён. Фонтан Невиновных был придуман выдающимся французским деятелем эпохи Возрождения Пьером Леско и воплощён в камне Жаном Гужоном.


Фонтан находился на Кладбище Невиновных до 1788 года, когда его решили переместить. Нынешнее местоположение он занял лишь в 1858 году.


Фонтан Невиновных представляет собой прекрасный пример стиля маньеризма, распространённого в западноевропейском искусстве XVI века, сторонники которого стремились к тому, чтобы их творения были высокими и тонкими. Фонтан декорирован пухлыми маленькими мальчиками с крыльями, обычным украшением того времени

7 место занимает Фонтан Короля Фэхда, расположенный на побережье Джедда в Саудовской Аравии. Также называемый фонтаном Джедда, по месту нахождения, он является самым высоким фонтаном в мире. Водный поток выстреливает со скоростью 375 км/ч и устремляется на высоту, сравнимую с Эйфелефой башней без антенны, - 312 метров!


Работу фонтана осложняет то, что он работает на морской воде, а пресная вода используется только для охлаждения электромоторов насосов, а также в системе кондиционирования воздуха насосной станции. Сама насосная станция находится на глубине от 20 до 30 м под водой, и на её строительство ушло 7000 тонн бетона. Масса воды после подъема до наивысшей точки составляет почти 19 тонн. Фонтан освещают 500 мощных прожекторов, расположенных на пяти искусственных островах.

Раз в год фонтан проходит профилактический осмотр в течение трех недель. Для фонтана также составлен специальный список регулярных проверок - из-за солёной воды и высокого давления. Фонтан Джедда доминирует над городом и был пожертвован ему покойным Королем Фэхдом бин Абдулом Азизом


На 6 месте - Музыкальный Фонтан Храма Большого Дикого Гуся в китайском Ксяне. Он претендует на звание самого большого поющего фонтана в Азии, с самой длинной подсветкой.

В арсенале фонтана - 22 типа брызг, которые могут использоваться для создания огромного морского пейзажа. Во время “выстреливания” водных струй появляется пламя. Начало представления - каждый день в 20:30, хотя длится оно всего лишь 20 минут


5 строчку занимает уже описывавшийся здесь ранее фонтан Треви в Риме, который является самым большим в мире фонтаном в стиле барокко. Это, по моему мнению, один из самых красивых фонтанов в мире, так что советую ознакомиться с его историей и, конечно же, прекрасными фотографиями в статье Фонтан Треви - король римских фонтанов


На 4 строчке - Фонтан Харибды возле Зала Сиэма в Британском Сандерленде. Это самый большой в мире фонтан-воронка, созданный водным художником Уильямом Паем. Благодаря Паю, можно теперь наблюдать за настоящим водоворотом, не боясь быть в него затянутым)


Харибдой в греческой мифологии звали сирену, укравшую стадо волов у самого Зевса, за что тот не преминул “накормить” её парой молний, превратив тем самым Харибду в гигантский водоворот, непременно затягивающий в себя суда. Фонтан заключён в оболочку из прозрачного пластика, в центре каждые 15 минут поднимается воздушный вихрь, придающий воде форму воронки


Итак, “бронзу” среди необычных фонтанов у нас завоевал Фонтан Борьбы в Канадском Монреале. Это одно из творений известного канадского художника Жан-Поля Риопеля.


Струя воды начинает извергаться из центра фонтана, затем поверхность воды затягивается туманом - действие происходит постепенно, пока плотным туманом не будет покрыт весь фонтан и прилежащая площадь.


Когда туман оседает, центральную часть фонтана окружает кольцо пылающего огня, который не стихает в течение 7 минут.


Выглядит это очень эффектно – кажется, что огонь горит непосредственно на поверхности воды. Огонь окружён бронзовыми статуями людей и животных. Весь процесс длится приблизительно 32 минуты. Эту интереснейшую кинетическую инсталляцию можно наблюдать каждый час с семи до одиннадцати вечера. Фонтан был создан в 1969 году и до сих пор выглядит очень необычно


2 место - Фонтан на Замковой площади в Суонси в Уэльсе. Это незабываемое зрелище можно наблюдать лишь раз в году - 1 марта, в День Святого Давида Валлийского, покровителя Уэльса.


Все остальные дни фонтан не отличается ничем особенным, но именно 1 марта сложилась традиция подкрашивать воду в красный цвет, что даёт жителям Уэльса повод называть фонтан Кровавым)



Итак, самым необычным фонтаном у нас оказался находящийся в Барселоне Ртутный Фонтан. Попал он сюда совсем не из-за какой-то заоблачной красоты или масштабности, даже наоборот - это самый маленький, тихий и спокойный фонтан из всех, с которыми мы сегодня ознакомились) Самым необычным, на мой взгляд, его делает то, что вместо воды в нём течёт ртуть - больше нигде в мире нет ртутного фонтана! Он был создан Александром Калдером для правительства Испанской Республики в память об осаде города Альмадена.


Впервые фонтан был показан в Париже в 1937 году во время Международной выставки. Позже он был перенесён в Барселону. Тогда никто ещё не знал о губительном воздействии ртути на человека и фонтан был открыт для всех желающих, теперь же посмотреть на него можно только из-за специального стекла, чтобы люди не отравлялись парами ртути, а самые любопытные не касались её


Я привел список, к котором лишь 10 необычных фонтанов, на самом деле их огромное множество, просто эти я счел наиболее яркими, знаменитыми и красивыми=)

В давние времена, в Париже, на месте площади Невинных (Place des Innocents) было старинное кладбище Невинных или Безгрешных. Хоронили на нём нищих и блаженных, некрещеных младенцев, отсюда и пошло название. Фонтан в стиле Ренессанс, в виде арочного павильона, построили здесь в 1547 – 1550 году (точная дата неизвестна). Украшен он был барельефами работы скульптора Жана […]

В давние времена, в Париже , на месте площади Невинных (Place des Innocents) было старинное кладбище Невинных или Безгрешных. Хоронили на нём нищих и блаженных, некрещеных младенцев, отсюда и пошло название.

Фонтан в стиле Ренессанс, в виде арочного павильона, построили здесь в 1547 – 1550 году (точная дата неизвестна). Украшен он был барельефами работы скульптора Жана Гужона . Изначально сооружение было пристенным. На трёх сторонах вокруг аркад располагались фигуры божеств – нимф и наяд, символизирующих силы природы.

В 1780 году на месте старого кладбища устроили рынок, фонтан же перенесли на пересечение улиц Берже (rue Berger) и Сен-Дени (rue St.Denis) и поставили в центре площади, на открытом месте. Скульптору Огюстену Пажу пришлось добавить ещё две фигуры нимф, на четвёртую сторону. Образцом для работы послужили нимфы Гужона. (В настоящее время барельефы Гужона находятся в Лувре, фонтан украшают их копии.)

В своём романе «Жизнь Ренуара», Анри Перрюшо описывает фонтан Невинных (Fontaine des Innocents) , как сооружение, потрясшее художника в детстве. Юный Ренуар залюбовался лёгкими изгибами божественных фигур на барельефах «фонтана нимф», как его называли в то время. Огюст Ренуар пронёс детские впечатления о нимфах Гужона через всю жизнь. «Чистота, наивность, лёгкость и элегантность» – так он описывал барельефы фонтана пятьдесят лет спустя.

Стройная «летящая» аркада фонтана, взмывающая ввысь на мраморном пьедестале, по которому, словно слёзы, непрерывно стекают струи воды – великолепный образец стиля маньеризма, характерного для Западноевропейского искусства XVI века. Удивительно гармоничный, изящный «Фонтан Невинных» считают вершиной творчества Жана Гужона.

Place Joachim-du-Bellay 75001 Paris, France

Ехать метро линии М1, М4, М7, М11, М14 до станции Châteletп

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.