Характеристика сравнение челкаша и гаврилы. Анализ произведения «Челкаш» М

Челкаш и Гаврила – жертвы капиталистического мира?

(По рассказу М.Горького «Челкаш»)

Петрова Наталия Николаевна,

учитель Каменниковской сош

Рыбинского района

Урок: традиционный.

Тип урока: изучение нового материала

Цель: на примере рассказа М.Горького «Челкаш» показать несправедливость общества, где правят деньги, а также непредсказуемость нашей жизни, ложное и настоящее, что часто человек с определённой внешностью не соответствует своему внутреннему «содержанию».

Учебник: Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.Л.Ерохина. Литература: 7 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч 2. – М.: Вентана-Граф, 2010.

Аннотация к уроку: урок традиционный с использованием приёмов из технологии критического мышления: кластеры, сопоставительная таблица, прогнозирование, синквейны; отрабатываются разные виды работы с текстом, умение аргументировано высказывать свою точку зрения, находить нужные факты и эпизоды в тексте, анализировать ключевые эпизоды повести, прививаются нравственные правила человеческого общества: честность, искренность, благородство. Предваряющее домашнее задание: чтение статьи о М.Горьком (с.198-199), чтение рассказа «Челкаш» (предисловие и часть 1).

Ход урока:

    Проверка д/з. Самостоятельное чтение дома статьи о Горьком даёт возможность ответить на вопросы А с.198 и В1 с.199, а также спрогнозировать сюжет и особенность рассказа «Челкаш». Обсуждение.

    Обсуждение прочитанной дома части рассказа «Челкаш».

Где происходит действие? В какое время? Обозначьте цвета и звуки.

Как поняли фразу – первое предложение третьего абзаца (гимн торговле).

Гавань – это пароходы с товаром и люди, которые здесь работают. Разделимся на группы и дадим характеристику им, заполнив кластеры: «Пароходы» и «Люди».

Обсуждение получившегося. – Какие художественные приёмы использует Горький для создания более выразительных образов? Примеры? Зачем он это делает? (Детали картины создают ощущение того, что труд здесь не удовольствие, а рабская каторга; ощущение беспросветности, несправедливости…).

Почему автор называет сопоставление пароходов и людей «жестокой иронией»? (люди, с одной стороны, – творцы, создали такие гиганты-пароходы, ведут торговлю, вроде бы, должны быть деньги, но, с другой стороны, они – нищие, ничего не имеют, «созданное людьми поработило и обезличило их»).

Что даёт нам, читателям, это описание? Какие чувства испытываете и что предчувствуете? (напряжённое чувство, дальше будет что-то страшное, нехорошее; в такой ситуации ничего светлого быть не может…).

Гришка Челкаш, главный герой рассказа, появляется на самых первых строчках первой главы. Вспомните его описание: внешность, на кого похож, походка, речь и т.д. На какие слова Горький делает акцент. Зачем? Выразите ваше первое мнение о герое.

Впервые здесь в рассказе встречается слова босяцкие , босяки . Как понимаете?

Как диалоги Гришки с другими рабочими, сторожем порта помогают нам понять его характер?

Одновременно заполняется сопоставительная таблица (приём из технологии РКМЧП):

Гришка Челкаш

Линии сопоставления

Черты характера

Отношение к другим

Отношение других

В этой же главе мы встречаемся с другим героем рассказа – Гаврилой. Дополним таблицу, цитируя, вспоминая факты из прочитанной части, касающиеся личности этого героя.

Чем заканчивается часть 1? Перечитайте внутренний монолог Челкаша. Что вы о нём скажете? Ваше отношение?

    Часть 2 . самостоятельное чтение в классе. Обсуждение.

О чём эта часть?

Как ведут себя герои в одной и той же ситуации?

Что нового ещё узнаём о героях? Что можно добавить в таблицу?

Каково ваше отношение к обоим героям? Оно меняется?

    Часть 3. Осталась последняя часть. Дело сделано. Мы подтвердили себе, что Челкаш – вор, опытный, смелый, всё всегда обдумывающий, но рискующий ради больших денег, ради отдыха и развлечений, которые будут потом. Отношение большинства из вас к нему – отрицательное, и это понятно. К Гавриле отношение другое. Увалень, трудяга-крестьянин, сойдясь с Челкашом, преступил закон, стал вором, соучастником. Его искренне жаль, за него переживаем: как бы его благие намерения не закончились плачевно (ведь мы знаем «хищного» Гришку!).

Читаем вслух часть 3 (приём «чтение с остановками» из технологии РКМЧП)

1) до с.222 до вопроса «Что это тебя корчит»?

Так какое же действие героев оставил Горький нам напоследок?

Деньги. Каково отношение к ним наших героев? Каковы их поступки? Сравните. Каково ваше отношение к происходящему?

2) до слов «… Дай ты их мне!»

Ожидали такое?

Перечитайте слова, описывающие состояние Гаврилы, Челкаша. Вывод?

Как, думаете, поступит Челкаш?

3) до конца рассказа.

Выскажите ваше отношение к происходящему. Что ожидали, а что нет?

И ещё один момент, который нельзя упустить в рассказе: это море. Его описание мы видим на протяжении всего рассказа. Какой смысл оно несёт? (место действия, подчёркивается характер главного героя…). Почему последние строки повествования заканчиваются опять морским пейзажем?

5. Выводы.

Какова тематика и проблематика рассказа Горького?

Вернёмся к теме нашего урока: подтвердите ещё раз, что и Челкаш, и Гаврила – жертвы капиталистического мира?

С какими особенностями ранних рассказов Горького мы познакомились?

6. Д/з: 1) составить план рассказа (по желанию - цитатный); 2) письменное рассуждение – с.228 вопрос В 10; 3) по желанию – синквейны.

«ЖЕСТОКАЯ ИРОНИЯ»

«СОЗДАННОЕ ЛЮДЬМИ ПОРАБОТИЛО И ОБЕЗЛИЧЕЛО ИХ»


В рассказе «Челкаш» два персонажа — Челкаш и Гаврила.

Принято было считать, что в этом рассказе Горький романтизирует босяка. Однако текст рассказа не даёт оснований для такого вывода, Горький скорее жалеет его. Мы не узнали из рассказа, почему так сложилась судьба Челкаша, что сломало его, превратило в босяка. Есть лишь смутный намёк на горькую «чашу, которую судьба дала ему испить». Но
одно очевидно — душа его жива. Перечитайте то место рассказа, где Челкаш вспоминает о прошлой крестьянской жизни.

Эти воспоминания воодушевляют его, в них столько поэзии, душевного тепла. Ясно, что не босяцкая жизнь сделала Челкаша таким душевно щедрым, каким мы встречаем его на страницах рассказа, что основы этого характера закладывались в его прошлом, в прошлой крестьянской жизни. Для Челкаша главное в крестьянской жизни свобода, независимость: «Хозяин ты есть сам себе. У тебя твой дом — грош ему цена — да он твой. У тебя земля своя — и того её горсть — да она твоя! Король ты на своей земле! У тебя есть лицо … ты можешь от всякого потребовать уважения к себе».

Слова Челкаша — это подлинный гимн крестьянской жизни, земле. Именно здесь, в крестьянском труде, подлинная свобода. Свобода босяка Челкаша иллюзорна, он каждую минуту может быть схвачен и отправлен за решётку. При
всей внешней независимости он — несвободен и понимает это. Потому так больно ранят его слова Гаврилы: «Вот глядь-ка на себя, что ты теперь такое без земли? Землю, брат, как мать, не забудешь надолго».

Одиннадцать лет босячества отделили Челкаша от прошлой крестьянской жизни, но она продолжает будоражить его воображение, наполняет теплом сердце. Расскажите о прошлой жизни Григория (Челкаша). Обратите внимание на то чувство глубокой любви к земле, которым окрашено это воспоминание, и на чувство одиночества, «выброшенности навсегда из того порядка жизни».

Что произошло с крестьянством после революции? Как жили крестьяне в годы советской власти? Вспомните уже изученные произведения, в которых рассказывается о тех преобразованиях, которые произошли в деревне после революции. В чём состояла суть этих преобразований, как отразились они на жизни деревни, на сельских жителях? Почему Русская деревня стала умирать? В каких произведениях русской и родной литературы отражён процесс гибели деревни? Не тянет больше земля крестьянина к себе, отлучили людей от земли, и оказались обездоленными и люди, лишённые земли, и земля, оставленная без крестьянского присмотра. Подумайте, справедливо ли это высказывание. Мотив независимости, воли, свободы звучит на протяжении всего повествования.

Кажущейся свободе босяка противопоставлена свобода самостоятельного крестьянина, хозяина. Для Гаврилы свобода — это не только «сам себе хозяин, пошёл — куда хошь, делай — что хошь, гуляй, знай, как хошь». Он высказывает серьёзную мысль: «Бога только помни». Как вы понимаете эти слова? Можно ли считать, что Гаврила сознаёт, что свобода — не вседозволенность, она ограничена нравственными нормами, которые даны в религии? Нарушил ли сам Гаврила христианскую заповедь, какую? Есть ли в вашей религии такая же заповедь? Какую христианскую заповедь нарушает Челкаш? Что понимает под свободой Челкаш и что Гаврила?

Обратите внимание на двойственность чувства, которое испытывает Челкаш к Гавриле. С одной стороны, ему нравится этот наивный, доверчивый и добродушный парень «с чистыми голубыми глазами». Он пробуждает в нём воспоминание о прошлой жизни.

В каких ситуациях у Челкаша появляется «холодное, злобное» чувство к Гавриле, в груди «нечто вроде ожога»? Какие слова Гаврилы больно ранили Челкаша? Можно ли предположить, что «злобное, холодное» чувство появлялось потому, что, глядя на Гаврилу, Челкаш понимал, как сам низко пал, занимаясь воровством, а потом пропивая легко полученные деньги, что в глубине души он понимал справедливость слов Гаврилы: «Тёмен ты … », «Чай, таких-то, как ты, — много! шатающих … », «Ненужный на земле человек»?

Гаврила наивен, доверчив, набожен. Вначале он искренне поверил, что Челкаш предложил ему поехать с ним ловить рыбу. Когда же понял, что идёт на тёмное дело», стал шептать слова молитвы, просить Челкаша отпустить его, укорял Челкаша: «Грешно тебе … душу ведь губишь! Он обещает, если всё закончится благополучно, отслужить молебен Николаю Чудотворцу. Однако на вопрос Челкаша: «Пошёп бы ещё раз на такое дело ради 200 рублей?» — отвечает утвердительно, несмотря на насмешливое замечание Челкаша: «Стой! А как душу-то загубишь?»

Вид денег меняет Гаврилу. Перескажите сцену, в которой Гаврила униженно просит Челкаша дать ему деньги. Какие чувства вызывает у вас эта сцена? Какие чувства к Гавриле испытывал Челкаш?

Очень просто назвать Гаврилу жадным, как это делает Челкаш. Однако вспомните, каким тяжёлым трудом доставались крестьянину деньги, на что собирался Гаврила потратить деньги, которые просил у Челкаша.

В чём проявились бесхитростность, простодушие Гаврилы? Попробуем разобраться в чувствах Гаврилы, объяснить его поступок.

Взволнованный, возбуждёный только что полученными деньгами, которые стали для него настоящим богатством, способным круто изменить всю его жизнь, Гаврила тут же теряет их, даже не поняв, что случилось. Хотел ли Гаврила убить Челкаша, когда запустил в него камнем? Какие чувства испытал Гаврила, когда совершил свой греховный поступок
и увидел, что Челкаш лежит в луже крови?

Подумайте над его словами: «Брат, прости! Дьявол это меня … сними грех с души». Как вы понимаете эти слова? Верите ли вы в искреннее раскаяние Гаврилы? В искренность его просьбы опрощении?

Развиваем свою речь Челкаш называет Гаврилу телёнком. Объясните, каково значение этого слова в данном контексте. Как вы понимаете выражения «темное дело», «больно тёмен ты»? В каком значении употреблено в этих словосочетаниях слово «тёмный», какие ещё значения этого слова вы знаете?

Расскажите, как вы понимаете следующий художественный образ: «вереница грузчиков, несущих хлеб в животы судов, чтобы заработать несколько фунтов хлеба для себя». Какую картину рисует ваше воображение? Объясните выражение: «лицо, искажённое восторгом жадности». Вспомните, что восторг обычно воодушевляет, вдохновляет, освещает лицо. Вероятно, вы никогда не встречали словосочетания «восторг жадности». Тут создан выразительный художественный образ. Раскройте его значение.

Подумайте над смыслом следующих строк: «Никогда за всю жизнь его, Челкаша, не били так больно». О какой боли идёт речь? Составьте сравнительную характеристику Челкаша и Гаврилы.

Таким образом, выбранный путь осмысления этого рассказа поможет учащимся задуматься и, возможно, даже понять состояние Гаврилы в тот момент, когда он запустил камнем в Челкаша, не осуждать его слишком строго. Предложенный анализ снимает всякий налёт романтичности с Челкаша, представляя его без всяких прикрас и предлагая скорее пожалеть его. И, главное, он заставляет серьёзно задуматься над судьбой тысяч таких обездоленных крестьян, как Гаврила, не рубить с плеча, осуждая его, понять, как тяжелы жизнь и судьба русского крестьянства. Но это в рассказе как бы отходит на второй план.

0 / 5. 0

Все сюжеты М. Горького можно логически разделить на несколько, примерно две, группы, в основе которых лежало деление использование сюжетов. Так, одни создавались писателем на основе легенд и преданий, а другие основывались на реальных фактах. Кстати, некоторые свои легенды Алексей Максимович придумывал самостоятельно. А если это были рассказы, основанные на реальных событиях, то чаще всего это реальность исходила из жизни босяков, людей, которые оказались на самом дне жизни, и она совсем перестала быть интересной.

Известно, что в основу своего необычного рассказа « » автор положил случай, который действительно в жизни произошел. Сам писатель утверждал, что у главного героя даже существовал прототип. Сам Максим Горький рассказывал, что с этим прототипом, с которого он и рисовал образ основного персонажа Челкаша, сам автор встретился и познакомился в большом городе.

Тогда он некоторое время жил в Николаеве, и когда увидел одного босяка, то был удивлен его веселостью и беззаботность. Также он рассказывал историю и писателю о парне, которого он нанял на работу, то тот поступил предательски. Но когда он вел свой рассказ, то Максим Горький обратил внимание на его лицо, выделяя губы, которые обнажали его белоснежные зубы.

В горьковском рассказе действуют два главных героя - это сам Челкаш и Гаврила. Они бедные люди, босяки, выходцы из деревни, поэтому прекрасно знали, как тяжел крестьянский труд, да и сами были приучены к труду. По сюжету читатель узнает, что познакомился он с Гаврилой случайно, в порту, куда он пришел к своему другу. Но тот находился в больнице, а Челкашу нужен был для «дела» напарник.

Челкашу он показался своим человеком, ведь у них одинаковые корни. Даже одежда у них была одинаковая: широкие штаны, лапти и какой-то картуз странного рыжеватого цвета. Гаврила по описанию писателя был плотным и крупным юношей. Сам автор обращал вниманием на интересные глаза деревенского парня: большие и голубые, очень доверчивые и немного добродушные.

Деревенский герой легко определяет профессию напарника Челкаша: он сети свои забрасывает по чужим сараям да амбарам. Гаврила является полной противоположностью Челкаша. И этот человек сначала просто презирал Гаврилу, а потом, уже после «дела», он просто его стал ненавидеть. И, по мнению Челкаша, его было за что ненавидеть. Например, за то, что Гаврила был молод и крепок, за то, что глаза его были чистые, а лицо загорелое и мускулистое, а руки крепкие.

Он имел свой домик в деревне и приехал в город, чтобы немного подзаработать и потом уже купить домик в деревне и жениться. Но все-таки главное, за что так ненавидел Челкаш Гаврилу - это за то, что этот молодой деревенский парень еще не узнал все жизни, не испортился. Он по-прежнему любил природу, свободу и жизнь.

Но когда между молодыми людьми начался конфликт и Гаврила посмел возразить, то Челкаш вскипел, а возражение от молодого человека он счел за оскорбления, который, по его мнению, ему взрослому и самостоятельному мужчине нанес какой-то молодой деревенский парень.

Но этот парень из деревни боялся того промысла, на который он пошел с Челкашом. Ведь он не сразу понял, что ему нужно будет делать. Это дело такого характера было для него новым, он в первый раз участвовал в подобных делах, поэтому так сильно волновался. Но совсем по-другому вел себя Челкаш: был спокойным и уравновешенным.

Страх напарника в какой-то степени даже веселил и забавлял его. Он испытывал и какое-то странное чувство, как наслаждение, от того, что он, простой деревенский парень, Челкаш для кого-то может быть грозным и суровым человеком, и это его возвышало в собственных глазах.

Когда молодые люди отправились на дело, то Челкаш даже здесь вел себя спокойно и ровно. Так он веслами греб ровно в отличие от Гаврилы, который, понимая, что дело-то непростое, греб нервно и очень быстро. Конечно же, Гаврила - это новичок в этом странном «деле», поэтому так тяжело было молодому человеку. И совсем другое дело Челкаш, который такой поход воспринимает как самое обычное дело. И вот тут он выступает, как отрицательный персонаж. Так, он не пытается понять молодого парня, он кричит на него, осуждает и даже запугивает.

Но, возвращаясь, дороге между молодыми людьми возникает разговор, где тот пытается узнать у вора, как он живет без земли, без труда. Эти вопросы молодого парня заставляют его задуматься, вспомнить свое простое деревенское детство. Но эта было в прошлом, еще та, в которой не было воровства. И это заставило Челкаша почувствовать себя по-другому. Ему стало одиноко и грустно.

Кульминацией в горьковском рассказе является драка, которая начинается из-за денег. Молодой человек Гаврила, который был на протяжении всего сюжета так симпатичен читателю, начинает требовать все деньги. И здесь Челкаш оказывается более благородным: он все-таки отдает ему все, хотя тот его обидел даже словами, обозвав ненужным и даже лишним человеком.

Сравнительная характеристика двух героев в произведении помогает автору ярче и нагляднее изобразить своих персонажей. При сопоставлении образы героев могут раскрыться с самой неожиданной стороны. Так произошло с Челкашем и Гаврилой из рассказа М. Горького «Челкаш».

Челкаш – представитель «дна» большого города. Он хорошо знаком всем, работающим в гавани, «заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». Автор подчеркивает его сходство с хищником – «старый травленый волк», у него усы, как у кота, и особенно он похож на степного ястреба своей «хищной худобой» и «прицеливающейся» походкой.

Гаврила приехал из деревни на заработки, но неудачно. Он добродушный, доверчивый и, по определению Челкаша, похож на теленка. Гаврила соглашается работать с Челкашем, потому что ему нужны деньги, но он не знает, о какой работе идет речь. Гаврила доверяет Челкашу, особенно когда их кормят в трактире в кредит, это для Гаврилы доказательство, что Челкаш – уважаемый в городе человек.

Оба героя ценят свободу, но понимают ее по-разному. Для Гаврилы это материальное благополучие. Тогда он сможет вернуться домой, поправить хозяйство, жениться. Нет денег – придется идти «в зятья» и во всем зависеть от тестя, батрачить на него. Челкаш не дорожит деньгами, для него свобода – понятие более широкое. Он свободен от собственности, от семьи, с которой давно расстался, от общественных условностей. У него нет корней, ему все рав-но, где жить, но он любил море. Автор подчеркивает сходство морской стихии, бескрайней и мощной, и свободолюбивой натуры героя. На море он чувствовал, что его душа очищается «от житейской скверны». Гаврила же, наоборот, боится моря, отсутствие почвы под ногами вселяет в него страх. Челкаш знает, на что идет, и не боится рисковать. Гаврила, поняв, во что его втянули, напуган до смерти. Он боится и того, что его поймают, и греха – загубить свою душу.

Увидев у Челкаша пачку денег, Гаврила забывает о грехе и согласен за деньги снова пойти на воровство. Душу-то ведь, может, и «не загубишь, а человеком на всю жизнь сделаешься». Он униженно валяется у Челкаша в ногах, выпрашивая деньги, и в эту минуту автор показывает нравственное превосходство Челкаша: он «чувствовал, что он – вор, гуляка, оторванный от всего родного, – никогда не будет таким жадным, таким, не помнящим себя».

Его достоинство и презрение к духовному рабству человека вызывают уважение и восхищение автора. А жадность Гаврилы такова, что он готов пойти ради денег на убийство, и действительно совершает такую попытку. Он раскаивается потом в ней, но деньги, предложенные Челкашем, взял.

Поэтому при сопоставлении этих двух героев мы видим, что Челкаш – человек более гордый и свободный, и симпатии автора на его стороне.

Максим Горький писал свои произведения в стиле реализм, в первоначальных его произведениях чувствуются нотки романтики. Персонажи повестей и рассказов живут в гармонии с природой. Все герои творений Горького очень интересные личности, которые по-своему смотрят на окружающий мир. Так и у наших двух главных героев возник конфликт, из-за того что каждый по своему воспринимал мир.

Писатель показывает нам Челкашина как человека, который не имеет за плечами ничего, он любит алкоголь, одет грязно, одежда порвана, обуви нет. От него неприятно пахнет и ведет он себя не адекватно. У мужчины был острый нос, хищный взгляд, темные усы и печальные глаза.

Второго главного героя автор показывает нам с совершенно другой стороны. Это молодой юноша, в небесно-голубой рубашке, в простых штанишках. Его головной убор уже совсем износился, но он с гордостью несет его на своей голове. Парень очень массивный, у него сильные плечи и руки, русые волосы, загорелое тело. Его глаза светло-голубого цвета наполнены добротой. Это два совершено противоположных персонажа.

Один раз Гаврила пошел в трактир, там он изрядно выпил. В тот момент в этом помещении находился Челкашин, он долго и вдумчиво смотрел на него и думал, что именно он сможет изменить судьбу Гаврилы на свое усмотрение. Что он не повторит тех ужасных ошибок, которые сделала Челкашин. Челкашин видит молодого парня, он смотрел и его грызла совесть, что он уже довольно стар, а парень совсем юн и у него все впереди. Здесь автор описал нам Челкашина как человека, который может страдать, вдумываться в свои поступки.

Когда эти двое мужчин шли на преступление, в голове у каждого была мысль о деньгах. Гаврила охвачен страхом, А Челкашиным завладело зло, он злится на всю работу, на своего напарника, на лодки, которые расположены поблизости. Там находились сторожа. Напарники делят свою добычу – украденные деньги, но Челкашин решает отдать свою долю в количестве 540 рублей. А Гавриле поначалу кажется, что слишком мало они украли, ему мало даже своей части и он просит у напарника еще и вдруг он решается признаться о мыслях, в которых хочет убить Челкашина, тот забирает деньги себе. И Гаврила кидается в бой со своим противником, они дерутся за деньги.

Тут мы видим, как на глазах меняется отношение к герою. Челкашин на самом деле не плохой человек, он очень добрый и мягкосердечный в душе, самое главное, что он чувствует свободу. А Гаврила проявил себя как подлый, злой парень, за деньги он готов даже на убийство. Он будет унижаться лишь для того что бы иметь в руках богатство.

Подводя итог можно сказать, что нельзя судить людей, глядя на внешность и описание. Главная черта человека - это его поступки. Челкашин остался человеком даже и при таких обстоятельствах, а настоящая сущность Гаврила проявилась, как только разговор зашел за деньги.

Сочинение Челкаш и Гаврила

"Челкаш" - произведение Максима Горького, которое было создано в 1895 году. Книга была написана в стиле реализма с небольшими нотками романтизма. Все персонажи рассказа жили в гармонии с окружающим миром и природой. Каждый персонаж, созданный Горьким, имеет своё, уникальное мировоззрение. Наши 2 героя - Челкаш и Гаврила, имели свои взгляды на окружающий мир, из-за чего и произошел их конфликт.

Челкашин - человек, которого не интересовало ничего кроме выпивки. У него не было ничего, только порванная, грязная одежда и обувь. Выглядел он неопрятно и имел неприятный запах. Челкаш был алкоголиком и вел себя неадекватно. Он имел взгляд настоящего хищника, темные усы и острый нос.

Второй персонаж - Гаврила, полная противоположность Челкаша. Это был крепкий и сильный юноша, глаза и внешний вид которого излучали доброту. Одет он был поопрятнее чем Челкаш, носил светло-голубую рубашку и изношенный головной убор.

Однажды, когда Гаврила пришел в трактир и напился там, его увидел Челкаш. Тот увидев молодого юношу, начал задумываться о своем возрасте. Он с сожалением и угрызением совести думал о том, что в своем старом возрасте не имеет за спиной ничего. Он хотел попытаться изменить судьбу Гаврила, чтобы не допустить того, чтобы юноша превратился в такого-же старого пьяницу как и он. В этой сцене автор преподносит Челкаша как человека, который способен обдумывать свои поступки и умеет сожалеть.

Челкашин очень любил находиться возле море. Когда рядом с ним огромная, свободная и наполненная силой синева, он мог почувствовать себя свободным ото всех невзгод. Гаврила же, не любил свободу, она вызывала у него чувство страха.

Во время преступления, на которые пошли наши герои, у них возник конфликт. Молодой юноша был охвачен страхом, а Челкаш озлобился на всех. Ему не нравилось всё, напарник, лодки, то как все происходило. Челкашин решил отдать свою часть украденного - 540 рублей, но Гаврилой завладела сильная жадность. Он думал, что украденных денег ему будет мало, затем он признается Челкашу в том, что хочет убить его и забрать все деньги себе. Услышав это, Челкаш забирает деньги себе, в следствии чего, у них начинается схватка за украденное добро.

В этой сцене автор показывает нам истинные характеры героев. Оказывается, Челкаш не такой уж и плохой, он был очень добр и мягкосердечен, ему было не так важно богатство, как получение полной свободы. Гаврила же, оказался жадным и подлым преступником, который готов пойти на всё, даже на убийство, ради того, чтобы получить деньги. Этот человек был готов пойти на любое преступление, пусть даже самое подлое, ради того, чтобы разбогатеть.

Мораль этого рассказа довольно проста - нельзя судить о человеке по внешности и первому впечатлению. Грязный и неухоженный старик Челкаш оказался добрым и в какой-то мере честным человеком. А Гаврила, который выглядел как прекрасный молодой юноша, оказался последним подлецом.

Вариант 3

Как и во многих рассказах, в произведении «Челкаш» Горький отражает тему человеческих взаимоотношений и описывает природные красоты, углубляясь в момент, как природа взаимосвязана с душевным состоянием своих персонажей.

Перед нами предстают два героя - Челкаш и Гаврила, которые отличаются друг от друга. Они встречаются в порту. И если Челкаш показан бродягой без места жительства и привыкший, воровать, то Гаврила попал в это место после неудачных усилий найти работу. Гришка был заметен своим телосложением, которое было похоже на ястребиное. Усы у него постоянно вздрагивали, а руки он постоянно закладывал назад, потирая нервно ладони. Когда Челкашу удалось что-то своровать, то он удачно продавал вещь. Выручку же от продажи тут же пропивал.

А история у Гаврилы была совсем иная. Ему не повезло с заработками на Кубани, и поэтому, возвращаясь, домой, он понимал, что теперь ему была одна дорога - наняться в батраки. Челкаш обратил внимание на него в тот момент, когда он шел и раздумывал, где бы найти напарника, который пошел с ним воровать. Постепенно, беседуя с ним, мы видим, как Челкаш, выслушав рассказ парня, вначале хотел поругать его и даже ударить, но в последнюю минуту у него появилась некая жалость к Гавриле. Гришка, когда имевший дом, семью и родных, стал в одночасье заядлым алкоголиком и вором, но не законченным человеком. Он показан нам как сильная и гордая натура, так как ко всем имеет особый подход, и с каждым может договориться. Ему нравилось море, такое могучее и свободное, как он сам.

Но, Гаврила, казавшийся вначале безобидным парнем, показывает нам, что это подлый человек. Когда дело завершилось с успехом, и перед его глазами появились огромные деньги, тут его прорвало. Мы увидели, насколько он алчный. Тут же у нас пропадает всякая жалость к этому сельскому парню. Особенно он выглядит жалким рабом, когда упав перед Челкашом, умоляет отдать ему все деньги. Челкаш, же, преисполненный чувством жалости и злости к нему, бросил добычу. Именно тогда он понял, что поступает, как герой, так как точно знал, что не будет таким, как этот парень. Но, когда Гаврила, сказал ему, что хотел его ликвидировать, Челкаш сильно разозлился. Забрав деньги, он пошел своей дорогой. Однако, парень,бросил в него камень, а когда понял, что у него не получилось убить Челкаша, стал опять просить у него прощения. И тут мы видим, как Гришка оказался на высоте. Он оставил этому подлому человеку деньги и ушел. Здесь отчетливо видно, что писатель отдал предпочтение Человеку, который показал себя человеком с высокими моральными качествами, не терявшему собственного достоинства ни при какой ситуации.

  • Сочинение Хорошо зимой 3 класс

    Зима – это время волшебства и чудес. Празднование Нового года, каникулы, Рождество – это все происходит именно зимой. Мне нравится долгие зимние прогулки по заснеженным улицам, вокруг много снега, а с неба падают красивые снежинки.

  • Сочинение Образ мечтателя в русской литературе

    Мечтателем в русской литературе, называют человека, который всю свою жизнь живет в собственных фантазиях. Его некогда не волнуют проблемы, которые касаются многих людей.

  • Сочинение Вишневый сад по пьесе Чехова рассуждение

    А.П.Чехов написал пьесу «Вишневый сад» в 1904 году. Она стала последним творческим произведением писателя. В пьесе Чехов сосредоточил все отрицательные черты русских помещиков, их никчемность и жадность