Икона божией матери написанная апостолом лукой. Апостол Лука: биография, икона и молитва

Чудотворными именуются иконы, через которые явным образом подаются видимые знаки благодати Божией - например, исцеление больных.

Молясь перед иконой, мы молимся Первообразу, изображённому на ней. Произойдет чудо или нет, зависит от силы нашей веры. «Вера же, - как писал святой апостол Павел, - есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1). Имей мы крепкую веру - могли бы помолиться у любой иконы, на всяком месте, и сразу бы получили просимое. Но милости, явленные через чудотворную икону другим, укрепляют нашу веру и помогают нашей немощной молитве.

Первые иконы Божией Матери были написаны святым апостолом и евангелистом Лукой. Дошедшее до нас предание повествует о том, что апостол Лука был искусным художником и врачом и написал три разных образа Богоматери. Увидев их, она произнесла: «Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сими иконами да пребудет!» На одной из тех икон Богородица изображена одна, без Предвечного Богомладенца. На ней Матерь Божия, умоляющая Сына Своего о милости ко всем нам.

На другой иконе Пресвятая Дева держит Богомладенца с левой стороны. Её называют Одигитрией, или Путеводительницей, потому что Она ведёт нас по верному духовному пути и помогает в земных нуждах.

Третий образ, где Богомладенец изображён с правой стороны, именуется сегодня «Милостивой Киккской» - по названию монастыря Киккос на северо-западе Кипра, где и находится эта чудотворная икона.

Одна из тех первых икон, Милостивая, зовётся ещё Филермской. По преданию, святой апостол Лука передал её египетским христианам-подвижникам. С этого и начались её странствия по всей земле. Сначала Иерусалим, потом Константинополь, острова Родос и Мальта… В XVIII веке Мальтой овладела армия Наполеона. Спасая святыню от рук французских вольнодумцев, магистр Мальтийского ордена перевозил её с места на место по всей Европе. Так она оказалась в Австрии.

Австрийский император Франциск II искал пути союза с Российской империей против восставшей и поражённой хаосом Франции. Чтобы расположить к себе Государя императора Павла I, Франциск отослал Филермскую икону Божией Матери вместе с частью Животворящего Древа Креста Господня и десницей Иоанна Предтечи в Гатчину. А уже оттуда она была перенесена в Санкт-Петербург, в церковь Зимнего Дворца.

Вторая икона, Одигитрия, находится сейчас в монастыре Сумела в Македонии. Туда её перевезли из Турции. Сегодня она именуется Сумельской и прославлена множеством чудес. Именно там, близ города Трабзона (тогда Трапезунда), произошло её явление. На том месте, прямо на горе, в VI веке основали монастырь.

Третья икона, Милостивая Киккская, также была послана святым апостолом Лукой египетским христианам. В 980 году она была перенесена в Константинополь, где оставалась до времени правления императора Алексия, царствовавшего с 1082 по 1118 годы. По повелению Божией Матери, явившейся императору, икона была перенесена на остров Кипр.

Чудотворная икона пребывает на Кипре до сих пор, однако с некоторого времени она до половины закрыта пеленою так, что лик Богоматери и Младенца теперь никто не может видеть. Запрещение снимать пелену наложено Самой Божией Матерью, и многие из тех, кто самовольно пытался поднимать пелену, подвергались тяжкому наказанию.

Чудотворный список с Киккской иконы Божией Матери до революции находился в Свято-Успенской Флорищевой пустыни Владимирской епархии. Затем он был утрачен. Новый список, также прославившийся чудесами, пребывает сейчас в Рязанской епархии, в Свято-Милостиво-Богородицком женском монастыре.

По образу этих трёх икон было написано большинство из существующих ныне образов Божией Матери. Они получили свои названия по месту их явления или прославления. Сам апостол и евангелист Лука, по преданию, написал ещё около семидесяти икон Пречистой Девы.

Трудно сказать, сколько всего на земле икон Богоматери и сколько из них чудотворных. Это знает лишь Сама Царица Небесная.

После знакомства и двухлетней переписки с бенедиктинским монахом и иконописцем из Падуи, священником Джузеппе Пегораро (Giuseppe Pegoraro), присылавшем вместе с краткими посланиями фото- и информационные материалы о гробнице и мощах св. Луки, находящихся в его родном аббатстве Св. Иустины, автор этих строк отправился (в 2015 г.) вместе с ним в Падую.

Аббат Джулио Паньони (P. Abate Don Giulio Pagnoni), осведомленный заранее о приезде гостя, благословил пребывание в течение нескольких дней в монастыре и позже любезно предоставлял необходимые материалы об истории изучения специальной группой ученых мощей (мощи без главы) св. Луки, хранящихся в каменном саркофаге базилики Св. Иустины.

Св. Лука, уроженец Антиохии Сирийской, является апостолом из 70-ти, автором Евангелия от Луки и Деяний святых апостолов, сподвижником святого апостола Павла, а по роду своих занятий он был врачом. Церковное предание приписывает ему написание икон Божией Матери, поэтому его называют первым иконописцем и святым-покровителем живописцев.

Согласно изложению святителя Димитрия Ростовского, св. Лука, скончавшийся в преклонном возрасте в Ахаии, был похоронен в городе Фивы (Греция). В начале IV века его мощи, от которых проистекали исцеления глазных болезней, были перевезены в Константинополь, в Базилику Двенадцати Апостолов. Около 356 г. по приказу римского императора Констанция II (317-361) раку с мощами св. Луки перенесли в Константинополь, где были положены под престолом в базилике Святых Апостолов. О дальнейшей истории и местонахождении мощей св. Луки достоверных сведений не имеется. В некоторых источниках на русском языке сообщается, что крестоносцы в эпоху религиозных военных походов в XI—XV вв. перевезли мощи (главу) в Рим и положили их в базилике Святого Петра, однако в справочной литературе Ватикана подобная информация отсутствует.

Согласно изданным в 2002 г. аббатством Св. Иустины информационным материалам, основанным на древних житийных текстах и рукописях XIV - XV вв. (См.:2), на территории прилегающего к монастырю кладбища в XI - XII вв. были обнаружены многие мощи раннехристианских святых. В 1177 г. здесь раскопали дубовый саркофаг с предполагаемыми мощами св. Луки, о чем свидетельствовали написанное имя евангелиста и изображение на саркофаге символа трех быков - эмблемы, связываемой со святым евангелистом Лукой. Трактовка этого символа свидетельствует о том, что апостол особое внимание уделяет крестной смерти Иисуса Христа, а бык (телец) часто использовался как жертвенное животное.

Ныне древний дубовый саркофаг, где находились костные останки, спрятан в специальном кованом длинном реликварии, выставленном в базилике.

Уникальная находка побудила аббата Доменико и падуанского епископа Джерардо Оффредучи да Маростика, правившего в 1165-1213 гг., обратиться к Папе Александру III (1105-1181) с прошением об установлении принадлежности этих мощей св. Луке. В 1177 г. Папа Александр III признал, что обнаруженные останки в Падуе принадлежат св. Луке (4). Падуанские монахи изучили многие рукописи, повествующие о двух основных версиях перенесения мощей св. Луки из Константинополя. Согласно одной из них, оно состоялось в период правления римского императора Флавия Клавдия Юлиана, известного также в истории христианства как Юлиан Отступник (331 или 332-363). По другой версии, это событие произошло во времена иконоборчества в VIII в.

Сохранились сведения, что уже в X-м в. монахи-бенедиктинцы из аббатства Св. Иустины особо почитали святые мощи апостола и евангелиста Луки. В 1313 г. для дальнейшего хранения свинцового саркофага с мощами венецианские мастера по поручению аббата, итальянского историка и поэта из Падуи - Альбертино Муссато (1261-1329) изготовили из цветного мрамора специальную гробницу, поддерживаемую пятью каменными столбами и установленную в одной из часовен. В год завершения строительства базилики в 1562 г. гробницу перенесли установили в левом нефе базилики, где она находится и поныне.

Часовня Святого Луки украшена фресковыми изображениями художника Джованни Сторлато, рассказывающими о житии св. Луки, перенесении его мощей и обнаружении их в Падуе. На центральной стене часовни высоко висит копия иконы «Пресвятой Богородицы Константинопольской» (XV в.), ошибочно приписываемой в некоторых публикациях на русском языке св. Луке. Бронзовую раму, которую с обеих сторон держат два больших парящих ангела, изготовил в 1960 г. падуанский скульптор Амлето Сартори (1915-1962). Он же является и автором восьми бронзовых светильников, освещающих часовню (1, с. 60).

В время особых богослужений в часовне выставляют слева от гробницы высокий деревянный крест, с укрепленной нем иконой «Распятие» работы (2008) монаха-иконописца Джузеппе Пегораро. В базилике находятся и другие его иконы, и одна из них посвящена св. Луке.

В той же базилике Св. Иустины находится копия (1457) «Алтаря евангелиста Луки» (1453-1454) кисти Андреа Мантенья, итальянского художника, представителя падуанской школы живописи. В центре этого алтаря, оригинал которого хранится в миланской Пинакотеке Брера, находится изображение св. Луки.

Архивные документы падуанской базилики свидетельствуют, что в 1354 г. по настоятельной просьбе Карла IV Люксембургского (1316-1378), короля Германии с 1346 г. и короля Чехии с 1346 г., позже - императора Священной Римской империи с 1355 г., честная глава св. Луки передана из Падуи в дар крепости Пражский Град - резиденции чешских королей и императоров Римской империи, где ее поместили в соборе Святого Вита в драгоценном реликварии. Однако верующим известно о существовании еще одной главы св. Луки. Она хранится на Афоне в Покровском соборе Свято-Пантелеимонова монастыря, но информации о времени и истории ее появления на Святой Горе у русских монахов не имеется.

Спустя шесть столетий часть мощей св. Луки из Падуи передана в дар православным верующим. Известно, что в 1992 г. Падуанский епископ Антонио Маттиаццо (род. в 1940 г.) подарил Греческой Православной Церкви часть мощей святого евангелиста Луки по просьбе совершавшего тогда паломничество по Италии митрополита Фив и Ливадии Иеронима (Лиапис, род. в 1938 г.). Высокий гость из Греции пообещал поместить святые мощи в гробницу первоначального захоронения в Фивах (ныне - провинция Беотия), почитаемую верующими, несмотря на то, что со второй половины IV в. она была пустой.

Через восемь лет, 17 сентября 2000 г. делегация католиков во главе с Падуанским епископом Антонио Маттиаццо, в составе которой находился и один монах из аббатства Св. Иустины, вручило в дар митрополиту Иерониму еще одну часть мощей (ребро) св. Луки, что высоко было оценено всеми верующими Элладской Православной Церкви.

На протяжении нескольких столетий в аббатстве Св. Иустины создавали богослужебные тексты, писали научные работы и литературно-художественные произведения, подтверждающие подлинность великой святыни Падуи. Ныне все эти труды хранятся в расположенной на территории аббатства Государственной библиотеке Св. Иустины (Biblioteca Statale annessa al Monumento Nazionale dell"Abbazia di S. Giustina), открытой вскоре после окончания Второй мировой войны.

В монастырских документах рассказывается о том, что по настоянию епископа Падуи и с разрешения бенедиктинских монахов - хранителей христианской реликвии было решено провести серьезное научное исследование мощей св. Луки с привлечением ученых разных наук. Для сравнительного анализа костной ткани скелета и черепа на несколько дней из Праги привезли в Падую реликварий с честной главой св. Луки. 17 сентября 1998 г. гробница была вскрыта и из нее извлекли запечатанный сургучом свинцовый саркофаг весом 300 кг, доставленный в Италию из Константинополя в VIII веке. В установлении истины принимали участие десятки экспертов, которые провели 74 научных сессии.

18 октября 2000 г. в Падуе состоялся Международный конгресс, посвященный святому евангелисту Луке, с участием 70-ти видных католических, протестантских теологов, а также православных богословов. Здесь специальная комиссия под руководством профессора Вито Террибле Виел Марин (Vito Terribile Wiel Marin) огласила окончательные выводы научных исследований (2 и 3). Они сводились к следующему:

  1. Скелет цельный. Он принадлежит человеку ростом 163 см, умершему возрасте между 70-ю и 85-ю годами. Глава (череп), привезенная из Праги, анатомически совпадает с первичным мозговым позвонком и всем скелетом, что доказывает принадлежность двух частей одному и тому же человеку.
  2. Палеонтологические исследования установили остеопороз, артроз тяжелой формы, эмфизему легких по причине искривления ребер.
  3. Хорошая сохранность костей свидетельствует о неоднократной их консервации на протяжении столетий.

В саркофаге обнаружена также разнообразная утварь (раковины, змеиные кости, растения, ткани, жемчуг, монеты), относящаяся к древней эпохе. Исследование монет и цветочной пыльцы растений подтвердило их восточное происхождение.

Таким образом, давний спор между Падуей и Венецией, также объявлявшей себя хранительницей мощей св. Луки, завершился в пользу первой. С одной стороны, итоговые документы конгресса подтвердили принадлежность мощей св. Луке, а с другой, они предоставили церковным историкам дополнительный материал для последующего изучения. Теперь итальянским ученым предстоит выяснить причины и обстоятельства перенесения святых мощей из Константинополя в Италию и именно в Падую, где они уже несколько веков хранятся как великое достояние всего христианского мира. До настоящего времени история перенесения мощей св. Луки в Падую является загадкой для многих церковных исследователей.

Однако вернемся в базилику Св. Иустины. С правой ее стороны, напротив часовни Святого Луки, находится часовня Святого апостола Матфея, где на небольшом возвышении находится мемориальный мраморный саркофаг (1562) работы Джованни Франческо де Сурдиса. В закрытом саркофаге находится «реликвия» апостола (1, с.19), однако один из монахов в беседе с автором этих строк отрицал наличие в нем каких-либо мощей. Падуанским монахам известно предание, что мощи святого евангелиста и апостола Матфея в X-м веке оказались в Лукании и были торжественно перенесены в Салерно (Италия), где вот уже тысячу лет покоятся в храме Сан-Маттео.

Во внутреннем дворе базилики Св. Иустины находится небольшая иконописная мастерская монаха Джузеппе Пегораро (Laboratorio Iconografico Monastico di Padre don DON Giuseppe Pegaroro), уроженца Падуи.

В своем родном городе священник Джузеппе овладел и искусством иконописи и этот талант он решил обратить на служение Богу. Он верит древнему преданию, что св. Лука является зачинателем священной иконописи и что на доске от стола, за которым трапезовали Спаситель, Пресвятая Дева и праведный Иосиф Обручник, святой апостол изобразил образ Божией Матери с Богомладенцем на руках. Монах-иконописец Джузеппе любит писать православные иконы и вслед за другими коллегами по мастерству называет иконы «окнами, отверстыми в Небесное Царство». По смысловому содержанию и исполнению он считает иконы неизмеримо выше живописных картин, ибо первые духоносны и вызывают в душе верующего высокие и светлые чувства.

В иконописной мастерской много книг и альбомов о церковной живописи, а также написанных икон. Одна из последних работ Джузеппе Пегораро - небольшая икона с изображением св. Анатолия (Жураковского; 1897-1937), причисленного в 1981 г. к лику новомучеников Русской Зарубежной Церковью. Иконописец заявил, что его глубоко впечатлили переведенный на итальянский язык некоторые материалы к житию этого страдальца за веру, похороненного после расстрела в общей безвестной могиле на территории Карелии. Джузеппе Пегораро вместе с другими братьями по вере показал и все другие христианские святыни, хранящиеся в ризнице базилики Св. Иустины, справедливо заметив при этом, что все паломники, поклоняющиеся общеизвестным святыням на его родине, должны обязательно изучать итальянский язык.

(Окончание следует)


18 (31) октября - память апостола и евангелиста Луки.

Еще при жизни Христа святой Лука воспринял от Господа нашего спасительное слово и в числе 70-ти учеников был послан на проповедь Евангелия. Апостол Лука – сподвижник апостола Павла в его миссионерских трудах.
В 62-63 годах в Риме святой Лука написал Евангелие, в котором наиболее полно и в хронологическом порядке изложил все, что было известно современникам об Иисусе Христе.
Согласно преданию, апостол и евангелист Лука написал первые иконы Божией Матери и святых первоверховных апостолов Петра и Павла .

В Риме святой Лука написал свое Евангелие (от Луки) и книгу Деяний святых Апостолов .
В Евангелии Лука изобразил земную жизнь Господа нашего Иисуса Христа не только на основании того, что сам видел и слышал, но и принимая во внимание все то, что предали "бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова".
Святой апостол Павел одобрил написанное святым Лукою Евангелие. Точно также и книга Деяний Апостольских написана была, как говорит церковное предание, по повелению апостола Павла.



После двухлетнего заключения в узах римских, апостол Павел получил свободу и, оставив Рим, посетил некоторые из основанных им прежде церквей. Святой Лука сопутствовал апостолу Павлу.
В непродолжительном времени император Нерон воздвиг в Риме лютое гонение против христиан. Апостол Павел в это время в другой раз прибыл в Рим, дабы своим словом и примером ободрить и поддержать гонимую Церковь и, если угодно будет Богу, разделить с верующими венец мученический. Он был взят язычниками и заключен в узы. Святой Лука и теперь не изменил своему учителю, и один только из всех сотрудников апостола находился при нем в это время, столь тяжкое, что апостол Павел сравнивал себя с жертвою, обреченною на заклание. Очень вероятно, что Лука был свидетелем и мученической кончины апостола Павла в Риме.

Проповедь Евангелия После Кончины Апостола Павла.

После мученической кончины первоверховного апостола Павла, святой Лука покинул Рим и с проповедью прошел Ахайю, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы он мученически окончил земной путь.

В Италии, Далмации, Галлии, Македонии.

По кончине апостола Павла, святой Лука, как говорит церковное предание, благовествовал Христа в Италии, Далмации, Галлии, а в особенности в Македонии а также в соседней с Македонией Ахаии. В Македонии святой Лука и ранее трудился нисколько лет.

В Египте.

Уже в глубокой старости апостол Лука предпринял путешествие в отдаленный Египет и перенес здесь много трудов и огорчений ради славы святого имени Иисусова. Он пришел в Египет, пройдя предварительно всю Ливию, и в Египте (в Фиваиде) многих обратил ко Христу. В городе Александрии он рукоположил во епископа некоего Авилия, на место Анниана, рукоположенного евангелистом Марком и проходившего свое служение 22 года.


О местонахождении мощей святого апостола Луки стало известно в четвертом веке по тем исцелениям, какие здесь совершались. Особенно много исцелений совершалось здесь над страдавшими глазною болезнью. Сын равноапостольного Константина Великого, император Констанций, узнав от одного ахайского епископа, что тело святого Луки почивает в Фивах, послал правителя Египта Артемия перенести мощи святого Луки в столицу, и тот со великим торжеством совершил сие перенесение.
Во время перенесения святых мощей Луки с берега моря в храм совершалось такое чудо. Некто Анатолий, евнух (из царских постельничих), был болен неизлечимою болезнью. Он много истратил денег на врачей, но исцеления получить не мог, и теперь, с верою в чудодейственную силу честных мощей апостола Луки, стал молить святого об исцелении. При сем он подошел к честной раке святого и, сколько у него было сил, помогал нести ее. И что же? Болезнь оставила его, как только он прошел так несколько шагов. После сего он с радостью нес честную раку до храма святых апостолов, где мощи святого Луки были положены под престолом, вместе с мощами святых апостолов Андрея и Тимофея. Здесь святые мощи были источником чудес и с особенною любовью были чествуемы православными христианами.


Святой Лука Пишет Прижизненный Образ Пресвятой Богородицы.

Древние церковные писатели сообщают, что святой Лука, удовлетворяя благочестивому желанию первенствующих христиан, первый написал красками образ Пресвятой Богородицы, держащей на руках Своих Предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа, а потом написал и иные две иконы Пресвятой Богородицы и принес их на благоусмотрение Богоматери. Она же, рассмотрев сии иконы, сказала: – Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будут.
http://www.calend.ru

Об иконе

Евангелист Лука и его иконы Богородицы - день памяти святого 31.10 н.ст. (18.10 ст.ст.)

В октябре Русской Православной Церковью празднуется память свя-того апостола и евангелиста Луки, сподвижника апостола Павла, автора одного из четырех Евангелий и Деяний Святых Апостолов, которого Священное Предание также называет первым иконописцем , написавшим образ Пресвятой Богородицы.

Согласно Преданию апостолу Луке принадлежит около семидесяти икон Богородицы. Древние церковные писатели сообщают, что святой Лука, удовлетворяя благочестивому желанию первенствующих христиан, первый написал красками образ Пресвятой Богородицы, держащей на руках Своих Предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа, а потом написал и иные две иконы Пресвятой Богородицы и принес их на благоусмотрение Богоматери. Она же, рассмотрев сии иконы, сказала: Благодать Рождшегося от Мене и Моя с сими иконами да будет".

Святой Лука написал также на досках и изображения святых первоверховных апостолов Петра и Павла и, как замечается в Четьях-Минеях и Прологе, сим положил начало доброму и досточестному делу - писанию святых икон во славу Божию, Богоматери и всех Святых, на украшение святых церквей и на спасение верующих, благочестно почитающих сии святые иконы.

С тех пор наши предки стали почитать его духовным руководителем в таком святом деле, как писание икон, положив молиться ему о помощи и наставлениях. Таким образом, с давних времен евангелист Лука считается в христианском мире покровителем иконописцев, под защитою которого в средневековую эпоху и позднее возникали и существовали в Европе различные сообщества художников.

Евангелист Лука - Апостол от 70-ти, священномученик, автор книги Деяний святых апостолов, иконописец, происходил из Антиохии Сирийской и с юности посвятил себя наукам: изучил еврейский закон, греческую философию, живопись и медицину. В Иерусалиме он услышал из уст Господа Иисуса Христа Его Божественное учение и уверовал в Него как в Мессию. После сошествия Святого Духа на апостолов св. Лука проповедовал веру Христову в Антиохии, где стал вскоре сподвижником пришедшего туда ап. Павла. Вместе с ним он был и в Риме, где по просьбе христиан написал Евангелие, а позднее и книгу Деяний свв. апостолов. После мученической кончины ап. Павла Лука прошел с проповедью веры Христовой Италию, Далмацию, Галлию, Македонию и Ахаию (область в Греции). Проповедовал святой апостол и в Ливии, и в Верхнем Египте, затем, снова вернувшись, в греческих землях. Здесь он трудился над устроением Церкви Христовой, рукополагая священников и диаконов, исцеляя молитвой больных. Свою апостольскую деятельность Лука, достигнув более 80-ти лет от роду, увенчал в греческом г. Фивы мученической кончиной: он был повешен язычниками на оливковом дереве. Святому Луке приписывают создание нескольких самых знаменитых икон Богородицы - Владимирской Богоматери, Ченстоховской иконы Божьей матери, Сумельской иконы Божьей Матери, Киккской Богоматери.

Известные сегодня иконы Богородицы евангелиста Луки, несомненно, представляют повторение древнейшего иконного типа, образовавшегося окончательно на Востоке. Приуроченный к имени евангелиста Луки, этот византийский тип сначала во время иконоборческих волнений, а затем в эпоху крестовых походов греческие мастера распространили по всей Западной Европе, преимущественно в Италии, где возникла греко-итальянская школа живописи, передавшая его с некоторыми изменениями последующим поколениям и временам. Отсюда вышли знаменитые и уважаемые в католическом мире Мадонны св. Луки, известные в довольно значительном числе в Риме, Италии, Испании и других странах.

Задолго до этого времени у нас на Руси также известны были иконы Богоматери евангелиста Луки, принесенные в XI—XII столетии из Царьграда.

Сегодня в Русской Церкви на-считывается около 10 икон, приписываемых евангелисту Луке. Кроме того, на Афоне и на Западе их существует 21.

Первый иконописец написал образ Пречистой с Младенцем на столешнице от стола, где совершало трапезу Святое семейство. Этот образ Богородицы с младенцем Христом называется «Елеуса» - «Умиление». Одна из известнейших икон этого типа - Владимирская икона Божией Матери . Еще одна икона - «Иерусалимская» - по преданию написана им в 15 году в Гефсимании, после Вознесения Спасителя. Им же создана «Одигитрия»-«Путеводительница», её яркий пример в русской православной иконописи - Казанская икона Божией Матери .

Конечно же, это хоть и древние, но все же только списки с икон святого евангелиста, трудно полностью доказать принадлежность старинной иконы кисти самого Луки. Трудно представить, что какой-то из подлинников дошел до наших дней. Но Церкви важно другое: подчеркнуть преемство благодати и силы, присущих всем спискам с этих икон, ведь они воспроизводят подлин-ные черты Богоматери, запечатленные святым евангелистом Лукой. На утрени, в день празднования Вла-димирской иконы мы слышим такие слова: "Написав Твой всечестный образ, божественный Лука, богодухновенный списатель Христова Евангелия, изобразил Творца всех на руках Твоих".

Предание о написании икон Богородицы евангелистом Лукою было общераспространенно в христианском мире и в качестве несомненного факта религиозной жизни вошло в греческий Иконописный подлинник , устанавливающий изобразительный канон Иконы самого святого апостола Луки, запечатлевающего образ Богородицы.

Позднейший составитель Иконописного подлинника, находившийся под сильным влиянием древнего Предания, давая наставление живописцам об изображении внешнего вида апостолов и евангелистов, о св. Луке кратко говорит: «Евангелист Лука не старый, кудрявый, с малою бородой, изображает икону Богородицы».

И действительно на некоторых древних иконах и в миниатюрах рукописей мы видим его с иконописными принадлежностями, пишущим икону Богоматери или уже представляющим ей свой оконченный труд. Чаще всего такого рода иллюстрации можно встретить в русских рукописях, таких как: «Повести о иконном изображении, како и когда зачася» и «Сказания о написании иконы Богоматери Одигитрии». Они расположены напротив следующих слов текста: «По воскресении и по восшествии еже на небеса Господа нашего Иисуса Христа и по излитии Святаго Духа, минувшим пятинадесяти летом, славный апостол и евангелист Лука, ему же похвала во благовестии Христове, написа еже о Христе евангелие и о рождьшей Того приснодевей Марии, таже и Деяния святых апостол в книжицы. И паки той первый бо ественнаго иконнаго изображения еже живописати, самоблагоумне извык, написа на дсце начертание пречистыя самыя Владычицы нашея Богородицы и приснодевы Марии, изящне видение Тоя изуподобив опасно... И приносит к первообразней Госпоже и всех Царице. Она же, очи Свои возложши на ту икону и... возрадовавшися убо, глаголет к тому благоговейне вкупе же и со властию: благодать Моя с тобою да будет»...Принадлежности художнического звания стали отличительным иконографическим признаком евангелиста Луки.

Святым апостолом Лукой было положено начало замечательному делу иконописания во славу Господню, ибо икона, являясь носителем первообразов, изображенных на иконе, помогает нам в молитвенном труде. Икона наделяется вероучительным значением, она - свидетельство о во-человечении Бога, "Евангелие в крас-ках", путь общения со Христом, Пре-святой Богородицей, святыми. Как и Честной Животворящий Крест Госпо-день она - знамя христианства, нагляд-ное исповедание веры. Церкви много раз приходилось отстаивать именно этот взгляд на священный образ. Она пронесла его через эпохи расцвета и упадка, гонений и торжеств, запечат-лела кровью мучеников и отвоевала в богословских спорах.

Икона евангелиста Луки, пишущего образ Богородицы, значима для нас теми чудесными исцелениями, которые происходят при искренней, горячей молитве Святому, предстательствующему за нас перед Господом со всеми святыми, почитаемыми Православной Церковью. Эта икона значима и тем, что, представляет перед нами первообраз, идеал иконописца, выражая через высокий духовный строй самого Святого Апостола ту внутреннюю религиозную наполненность, с какой должно приступать всякому иконописцу к своему деланию.

Тропарь, глас 5:

Апостольских деяний сказателя

и Евангелия Христова светла списателя,

Луку препетаго, славна суща Христове Церкви,

песньми священными святаго апостола похвалим,

яко врача суща, человеческия немощи,

естества недуги и язи душ исцеляюща /

и молящася непрестанно за души наша.

Кондак, глас 2:

Истиннаго благочестия проповедника,

и таин неизреченных ритора,

звезду церковную, Луку божественнаго восхвалим:

Слово бо его избра, с Павлом мудрым языков учителя,

Един ведый сердечная.

Молитва первая ко Святому апостолу Луке

О, святый Лука, Богом избранный и Матерью Божией благословеный, проповедниче по всей вселенней Евангелия Христова, мучениче и апостоле, помощниче всем молитвенно призывающим тя, помози и нам, непотребным рабам Господним. Яко мы по многим прегрешениям нашим обретаемся во тьме и сени смертной, отдалече от Бога отстоя. Чрез то стыдом посрамленные не имамы дерзновения Господа молити о прощении, призываем тя, великий светильниче Божий, яко пребывающаго в непреходящем Его свете, моли о нас Господа, да помилует нас. Умоли Господа, святый Лука, да обновит в нас страх Господень, он же любы привлекает, а грех отгоняет. Яко мы тако навыкли грешити по всях день и час, и во сне, яко не вемы слов Господа: бдите, яко не знаете часа, егда хочу приити, Он же может на всяк час призвати нас из сего привременного живота в вечный. Пробуди в нас, святый Лука, страх и премудрость, о них же святый царь и псалмопевец Давид рече. Да твоими молитвами получим покаяния слезы, ими же вси наши души от греха очистятся. Яко мы в духовной слепоте и дебелости суще не можем плакатися своего мертвеца, си речь самих себе, многи же слезы, потоки слез потребно да пролием за множество содеянных грехов. Помози ны, неразумным, да уразумеем писание еже ты сам списал еси, яко истинным разумом уразумеем истинные словесы, да бежим от греха яко от огня и вси силы приложим да приблизит ны Бог. Да уразумеем, яко грех есть смерть, Бог же живот. Помози нам, святый Лука, да то уразумевше, очистимся от греха и прейдем из смерти в живот. Да будет нам Бог вся во всем. И ныне и во веки да пребудем близ Него. Да бы и нам, яко ти с Клеопою егда путешествовали во Еммаус, сердце и душа трепетны быша от присутствия Его. Отнюдуже да снидет на ны мир небесный, к Царствию Небесному ны руководящий и радостны ны творяще, да возможем стрелы лукаваго, на всяк час в нас испускаемы, отгнати. С тем же получим и любы Божия, да руководит нас к Вечному Отечеству, идеже вси силы небесные, вси святии, Мати Божия пред ними, Еяже благой лик в иконе тобою написанной увековечен еси. Очи сердец наших да непрестанно взирают на ту лепоту и ею наслаждаются, да царит в нас Царство Небесное, в кое чаем молитвами твоими, святый Лука, преселитеся егда нас Господь призове, да тамо вечно славим Бога во Святой Троице: Безначальнаго Отца, Единороднаго Сына и Пресвятаго Духа, во все бесконечные веки. Аминь.

Молитва вторая

О, преславный апостоле Луко, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услышь чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.