Почему сон заканчивается появлением штольца. Почему Штольц и Обломов – друзья? ЕГЭ литература (Гончаров И

Задание для 1 группы III.Задание на дом: 1) по учебнику прочитать стр.176-184.

а) Почему эпизод «Сон Обломова» поставлен в конец первой части?

б) Какой временной отрезок занимает первая часть?

в) Кто же такой Обломов? Что может обозначать его фамилия? Говорящая ли она?

г) Почему Обломов не смог служить?

е) Что мешало ему поехать в деревню?

ё) Как он обдумывал свой план переустройства жизни в деревне?

з) Как относится к своему барину его слуга Захар? (6гл)

Что мы узнаем о Захаре?

В противовес кому изображен в романе Захар?

Назовите литературное произведение, где герой-слуга - антипод Захару.

ж) О чем мечтает Обломов?

и) Какую жизнь ведет Обломов и что ему предлагает доктор?

й) Почему Обломову так не хочется переезжать на новую квартиру?

к) Почему Обломов так обиделся на слово «другой»?

^ Задание для 2 группы


    1. Подтвердите, что Обломовка – рай на земле. Отметьте иронию автора.

    2. Какие люди и как жили в Обломовке? Каковы их жизненные интересы? Как относятся обломовцы к труду и обрядовой стороне жизни?

    3. Как воспитывался Обломов? Его радости, огорчения. Какие вопросы задает Илюша? Нянька, сказки, любовь маменьки. Ирония автора.

    4. Как проходит день в Обломовке: господа, слуги, сон.

    5. Что мы можем сказать о слугах в Обломовке и о Захарке?

    6. Как живут помещики Обломовы, чем занимаются? История с галереей.

    7. Каковы жизненные интересы обломовцев? О чем ведут они разговоры?

    8. Обучение Илюши у Штольца – управляющего в Верхлеве. Вопросы воспитания в романе.

    9. История с письмом. Что она означает в канве романа? Как в дальнейшем откликнется эта история в жизни Обломова?

    10. Как вы понимаете слова: «…Жизнь, как покойная река, текла мимо их; им оставалось только сидеть на берегу этой реки и наблюдать неизбежные явления, которые по очереди, без зову, представали перед каждым из них».

    11. Итак, кто же виноват в такой жизни, которую вели Обломовы?
Главная мечта обломовцев

Задание для 3 группы
Задание на дом:

III. Подготовить ответы на вопросы:


  1. Почему сон заканчивается появлением Штольца?

  2. Почему вторая часть романа начинается с рассказа о воспитании Штольца? Чем отличается воспитание Штольца от воспитания Обломова? Как характеризует Штольца Гончаров? Чем он ему нравится, чем нет? О чем говорит эпизод прощания его с отцом?

  3. Почему столь разные люди, как Штольц и Обломов, дружат?

  4. Зачем Штольц «поднимает» Обломова с дивана?

  5. Как объясняет Обломов свое неприятие петербургской жизни? Почему петербургскую жизнь Обломов называет всеобъемлющим сном?

  6. Как вы понимаете смех Штольца на слова Захара «барин, Илья Ильич»? Почему эту «жизнь» Обломова Штольц окрестил «обломовщиной»? Как вы понимаете это слово?

  7. Что считает главным в жизни человека Андрей Штольц?

  8. Как вы понимаете слова Обломова: «Наше имя легион». О чем он говорит?

  9. Перечитайте разговор Обломова и Штольца в четвертой главе второй части. О чем спорят герои? Какой идеал жизни рисует перед другом Обломов? Похож ли он на ту Обломовку, которая предстала перед нами в сне героя? Можно ли назвать картину, созданную героем, утопической?

  10. Почему Штольц называет Обломова «поэтом»? Как это помогает понять характер героя?

  11. Что Штольц противопоставляет идеалу Обломова? Как вы понимаете его слова: «Труд - содержание, стихия и цель жизни»?

  12. В чем «состоит «быть или не быть» Обломова? А для Штольца?
Задание для 4 группы

II. Подготовиться к уроку по теме: «Проблема любви в романе «Обломов».


  1. Ольга Ильинская.

  • Чем нравилась Ольга Обломову и Штольцу, но не нравилась «другим»? Сходство с какой литературной героиней можно отметить, читая описание ее внешности? (Татьяна Ларина)

  • О чем состоялся первый разговор Обломова с Ольгой? Почему он возник?

  • Как происходит их объяснение в любви?

  • Та ли Ольга женщина, о которой всю жизнь мечтал Обломов?

  • Почему Обломов так испугался любви? И только ли любви? Что значит любить? (Сострадать, сочувствовать, отдавать свою душу.)

  • Встреча в аллее. Как вы понимаете слова Ольги о том, что она первая половина жизни, а нужно искать вторую, чтобы не потерять первую, то есть ее? Что понимает под второй половиной Ольга?

  • Какова любовь Обломова? (Слезы умиления) А Ольги? (Боль). Любовь – жизнь: «Жизнь – долг, обязанность, следовательно, любовь – тоже долг: мне как будто бог послал ее, … и велел любить».
2. Агафья Матвеевна Пшеницына.

  • В чем причина болезни Обломова?

  • В какую жизнь окунается Обломов после выздоровления?

  • Что мы можем сказать об Агафье Матвеевне и ее отношении к Илье Ильичу?

  • За что полюбили Обломова в доме Пшеницыной? (стр.371-373)

  • Почему Штольц называет дом Пшеницыной «Обломовкой, только гаже»? Понял ли Штольц нового Обломова?

  • Как определяют Ольга, Штольц (и Гончаров), что такое любовь? Ольга называет свое чувство болезнью, а исповедь Штольцу – выздоровлением. Согласны ли вы с этим?

  • Чем отличается жизнь Ольги и Штольца от той, что мечтал Обломов? (стр.440, 442.)

  • За что же любит Обломова Ольга Ильинская? (Стр.454)

  • Почему в доме на Выборгской стороне живет Агафья Матвеевна и тихо умирает Обломов? О такой ли жизни и смерти мечтал он? («…все согласились своим существованием подпереть его Обломова жизнь, помогать ему не замечать ее, не чувствовать»).

  • Что же убило Обломова? Как об этом говорит Гончаров? (стр.471) Кого или что обвиняет Гончаров в смерти Обломова?

  • Кого обвиняет Обломов в том, что он такой? Как вы понимаете, что такое обломовщина? Как об этом сказано в учебнике литературы?)

  • - Это все…Захар!
- Обломовщина- говорит сначала Штольц, затем Ольга и сам Обломов.
Задание для 1 группы
Задание на дом: стр. 198-200.

Из текста романа выбрать материалы по образу Захара с использованием следующих вопросов:
1. Что вам известно о молодых годах Захара (часть 1, глава 9)?

2. Перечитайте 1, 7, 10 главы 1 части. Составьте рассказ о взаимоотношениях барина и слуги.

3. Опишите внешность Захара (часть 1, глава 1).

4. Вокруг чего разгорелся спор Обломова с Захаром в эпизодах романа (часть 1, глава 1)?

5. Найдите в тексте фразы, которые доказывают привязанность Захара к своему барину (часть 1, главы 7, 9-10).

6. Как сложилась судьба Захара после смерти Обломова (часть 4, глава 11)?

Задание для всего класса

Задание на дом: подготовиться к дискуссии на тему: «Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин)».

1. Опираясь на статьи Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина?» и

А.В. Дружинина «"Обломов". Роман И.А. Гончарова», обоснуйте отношение критики к Обломову.


  1. Составьте конспект статей (в виде таблицы ) Добролюбова и Дружинина по следующему плану: а) место романа «Обломов» в русской литературе; б) образ Обломова; в) образ Штольца; г) образ Ольги Ильинской; д) образ Агафьи Матвеевны Пшеницыной.

Почему Штольц и Обломов друзья?

Замысел романа «Обломов» возник к концу 50-х годов XIX века, в это же самое время Гончаров в «Литературном сборнике с иллюстрациями» опубликовал главу «Сон Обломова», которая впоследствии стала композиционным центром произведения. Полностью роман был опубликован в 1859 году в журнале «Отечественные записки».

Всё произведение Гончарова построено на антитезе, которая помогла автору лучше раскрыть характеры героев, выявить авторский замысел. В романе противопоставлены центральные герои - Илья Ильич Обломов и Андрей Иванович Штольц.

С первых страниц романа, начиная с портретной характеристики героев, читатель замечает между ними разницу. Антиподом «обрюзгшего не по летам», скучающего и апатичного Обломова является Штольц, весь составленный «из костей, мускулов и нервов», энергичный и расчетливый. Однако, несмотря на все различия героев, дружба Обломова и Штольца длится долгие годы. В чем же причина тесной дружбы героев?

Секрет долгой дружбы Обломова и Штольца, прежде всего, заключается в том, что герои знакомы с детства. Гончаров показывает, как годы детства, общей учебы сближает таких разных персонажей: «...их связывало детство и школа – две сильные пружины». Рисуя картины жизни в Обломовке, писатель обращает внимание на сцены совместных игр детей и замечает, что Штольц был как свой принят в семье Обломовых. Будучи от природы любознательным и активным мальчиком, Обломов с удовольствием исследует вместе со Штольцем окружающий мир. По мнению Гончарова, именно разница в воспитании определяет разное становление характеров. В композиции «Сна Обломова» большое место уделено школьным годам героев: если родители Обломова при каждом удобном случае оставляли ребенка дома, баловали его, то отец Штольца с ранних лет приучил Андрея работать и зарабатывать, воспитал в нем трудолюбие, целеустремленность.

Отношения Штольца и Обломова сохраняются и в зрелые годы, оставаясь такими же доверительным, как в детстве. Причина этого - умение по достоинству оценить лучшие качества друг друга. Штольц, несмотря на апатию и лень Обломова, разглядел в нём его «чистую», «хрустальную» душу. Обломов, в свою очередь, искренне ценит лучшие черты Штольца: деловитость, глубокий ум, порядочность. Сбегающий от реальной жизни в прекрасный мир мечтаний Илья Ильич и рациональный, все контролирующий Андрей Штольц находят друг в друге те качества, которые они не могут раскрыть в себе.

Дружба героев строится не только на взаимном понимании и сопереживании, но и на взаимной помощи. Именно приезд Штольца вносит в жизнь Обломова разнообразие, знакомит его с Ольгой Ильинской и тем самым способствует преображению Ильи Ильича. В свою очередь, только рядом с Обломовым Штольц обретает душевное равновесие, спокойствие, может поразмышлять над смыслом жизни. В эпизоде спора героев (2 часть, 4 глава) раскрывается мировосприятие каждого из них. На размышления Обломова о бессмысленности и пустоте светской жизни и романтические мечты о жизни в деревне Штольц восклицает: «Да ты поэт, Илья!» Так Штольц признает душевную красоту, возвышенность друга.

Тему дружбы Гончаров в романе «Обломов» раскрывает на примере взаимоотношений двух героев, характеры и образ жизни которых противопоставлены друг другу. Однако различия между Обломовым и Штольцем только внешние, так как оба героя являются личностями, находящимися в постоянном поиске собственного «Я», но так и не сумевшими раскрыться полностью и реализовать весь свой потенциал. Образы героев драматичны, так как ни постоянно деятельный, расчётливый Штольц, ни живущий в иллюзиях Обломов не находят гармонии между двумя основными началами – рациональным и чувственным. Это приводит к смерти Ильи Ильича и внутреннему конфликту Штольца.

В истолковании образа Обломова критики до сих пор не могут сойтись во мнениях. Зато в оценках второго героя сразу после появления романа воцарилось единодушие. Он был истолкован как неудачный: «Образ Штольца бледен, не реален. Не живой, а просто идея…» Рецензенты указывали, что этот персонаж вводится лишь из идейно-композиционных причин. Чтобы углубить черты Обломова, необходимо было противопоставить ему контрастный характер современного деятеля. Ну а в русской жизни таких пока было мало: «…Выставив рядом русского же как образец энергии, знания, труда <…> впал бы в противоречие с самим собою». Как персонаж и характер, Штольц остался русскому читателю далек и непонятен. Непонятна его активность, любовь к труду, стремление учиться. Рассуждения критиков как-то удивительно совпадают с обличениями Тарантьева. Сей колоритный персонаж, как мы помним, возмущался: «Вдруг из отцовских сорока сделал тысяч триста капиталу, и в службе за надворного перевалился, и ученый… теперь вон еще путешествует! <…> Русский человек выберет что-нибудь одно, да и то еще не спеша, потихоньку да полегоньку <…>. И то, что Штольца отрицательно оценивает подобный Тарантьеву ничтожный персонаж, заставляет в Андрея Иваныча всмотреться. Как на Руси не перевелись Обломовы, в Европе никогда не исчезнут Штольцы. Второй раз в своем романе Гончаров создает героя национального масштаба.

Патриархальному взлелеиванию Илюши контрастно противопоставлена система европейского воспитания, которое получил Андрей Штольц в доме немца-управляющего. В чем задача такого воспитания? «Когда сын его воротился из университета, – рассказывает Гончаров о юности Андрея, – и прожил месяца три дома, отец сказал, что делать ему в Верхлеве больше нечего <…>. А отчего нужно ему в Петербург, почему не мог он остаться в Верхлеве и помогать управлять имением, – об этом старик не спрашивал себя; он только помнил, что когда он сам кончил курс ученья, то отец отослал его от себя. И он отослал сына – таков обычай в Германии». Таков обычай вообще в Европе, где подросший человек сразу выпархивает из семейного гнезда и знает, что дальше в жизни может надеяться только на себя. Знают об этом и родители, и потому так строится воспитание: создать самостоятельную самодостаточную личность, способную преодолеть любые житейские невзгоды. Этим занимается Иван Богданыч под непрестанные вздохи и стоны супруги, урожденной русской дворянки.

Главная же добродетель русского ребенка – послушание, и «добрая мать» искренне переживает, что сын ее растет сорванцом: «Помилуй, Иван Богданыч, – жаловалась она, – не проходит дня, чтоб он (Андрюша ) без синего пятна воротился, а намедни нос до крови разбил». «Что за ребенок, если ни разу носу себе или другому не разбил? – говорил отец со смехом». Драки подготавливают к миру, где силой предстоит занять свое место. По той же причине отец не осуждает внезапные отлучки сына. «…Мать выплакала глаза, а отец ничего – ходит по саду да курит». Хотя, надо полагать, переживает в душе не менее своей слезливой супруги – об этом говорят движения, в которых угадывается тревога. Даже отец не смеет связывать самостоятельность растущего человека. Зато он вправе требовать, чтобы за личными занятиями не забывалось дело . Поэтому после долгожданного возвращения отпрыска, отец прежде всего интересуется, «готов ли у него перевод …на немецкий язык». Безделье одно может сделаться причиной родительских репрессий: «Отец взял его одной рукой за воротник, вывел за ворота, надел ему на голову фуражку и ногой толкнул сзади так, что сшиб с ног.

«Ступай, откуда пришел, – прибавил он, – и приходи опять с переводом, вместо одной, двух глав, а матери выучи роль из французской комедии, что она задала: без этого не показывайся!»

В западном мире царит непонятный для русского культ знания, стремление открыть тайны наук и ремесел: «Когда он подрос, отец сажал его с собой на рессорную тележку, давал вожжи и велел везти на фабрику, потом в поля, потом в город <…>, потом посмотреть какую-нибудь глину, которую возьмет на палец, и сыну даст понюхать, и объяснит, какая она, на что годится». Мать верно угадывает, что после этого надеждам сделать из Андрюши «барина» придет конец, ибо барство гордится возможностью ничего не делать: «И вдруг он будет чуть не сам ворочать жернова на мельнице, возвращаться домой с фабрик и полей, как отец его: в сале, в навозе, с красно-грязными, загрубевшими руками <…>!» Русского человека особенно потрясает, что в деле нет места родственным привязанностям : «Ну, пусть бы так; но он положил ему жалованье, как мастеровому, совершенно по-немецки: по десяти рублей в месяц, и заставлял его расписываться…» Подобное воспитание противоречит всему окружающему быту. Писатель с иронией восклицает: «Утешься, добрая мать: твой сын вырос на русской почве <…>. Вблизи была Обломовка: там вечный праздник!»

Нигде контраст мировосприятия, традиций и идеалов европейского и русского мира не проявляют себя так отчетливо, как в эпизоде последнего прощания Штольцев. Сдержанность, скупость в выражении чувств отца и сына истолковывается русскими крестьянами как черствая жестокость. Но вдруг в толпе раздался громкий плач: какая-то женщина не выдержала: «Батюшка ты, светик! – приговаривала она <…>. – Сиротка бедный! Нет у тебя родимой матушки, некому благословить-то тебя <…>. Дай я хоть перекрещу тебя, красавец мой!..» Меж тем отец с тайной гордостью прощается с сыном. Он полностью, по понятиям европейца, выполнил свой родительский долг: «…Образован ты хорошо: перед тобой все карьеры открыты; можешь служить, торговать, хоть сочинять, пожалуй, – не знаю, что ты изберешь, к чему чувствуешь больше охоты». «“Да я посмотрю, нельзя ли вдруг по всем”, – сказал Андрей. Отец захохотал изо всей мочи и начал трепать сына по плечу…»

Широта интересов молодого Штольца только внешне походит на простодушную наивность романтика Адуева, желавшего одновременно сделаться начальником департамента и модным поэтом. Она зиждется на убеждении, что всего можно добиться трудом и знанием. А трудиться сын управляющего умеет и учиться любит. Отсюда снисходительная гордость отца, который, очевидно, и не ждал иного ответа.

– Ну а если не станет уменья, не сумеешь сам отыскать <…> свою дорогу, – продолжает старик Штольц, – понадобится посоветоваться, спросить – зайди к Рейнгольду: он научит <…>. Я тебе адрес скажу.

– Не надо, не говори, – возразил Андрей, – я пойду к нему, когда у меня будет четырехэтажный дом, а теперь обойдусь без него…

Сын с честью выдержал и эту небольшую проверку. Ведь это русскому не зазорно добиться жизненного успеха благодаря протекции и помощи старших. Для европейца – это унижение. К тому же принять помощь не позволяет самолюбие. По мысли Гончарова, стремление всего добиться самому и посрамить старших, «самолюбие» – главная причина успеха европейца. И наоборот. Об этом разговор Обломова и Ольги: «Но ведь самолюбие везде есть <…>. Андрей Иваныч говорит, что это почти единственный двигатель, который управляет волей». Недаром имя героя переводится с немецкого как «гордый».

Гениальный для своего времени роман «Обломов», изданный Иваном Александровичем Гончаровым в 1859 году, и сегодня заставляет задуматься над нравственными, социальными, философскими вопросами бытия. Каждый человек ответственен за свою жизнь и судьбу - так можно сформулировать главную мысль этого литературного произведения. Одним из основных действующих лиц, призванных подвести читателя к пониманию идеи романа, является образ Штольца. Он «оттеняет» образ главного героя повествования Обломова в своей неустанной борьбе за его спасение. В то же время автор наделяет Штольца живыми чертами человеческой личности, что позволяет глубже заглянуть в его душу и понять мотивы поступков.

Появление Андрея Ивановича Штольца

С первого же появления на страницах великого произведения читатель может достаточно точно «очертить» портрет Штольца в романе «Обломов». Этот персонаж решительно во всем является противоположностью Обломова. Он деятелен, подвижен, лишен приступов депрессии и хандры.

Перед читателем Штольц предстает во 2 части произведения (третья глава). После продолжительного отсутствия наш персонаж наведался к Обломову и застал своего приятеля лежащим на диване. Андрей без раздумий проявил деятельное участие к положению Ильи Ильича, стремясь стряхнуть хандру, одолевшую друга.

Побудительные мотивы

У каждого действия есть мотив. Поведение Андрея Ивановича вытекает из его характеристик, заданных автором произведения. Образ Штольца кратко охарактеризовал сам Гочаров: «Ведущая роль в жизни принадлежит «новой силе» - энергичному дельцу Штольцу. Он побеждает, за ним будущее».

Что заставляет Андрея попытаться спасти Обломова? Прежде всего, любовь и привязанность к своему другу. Он искренне, заботливо интересуется его здоровьем. Поняв, что пребывание на диване происходит не по причине физической, а по причине духовной немощи, считает необходимым переменить образ жизни Ильи Ильича. Он действует согласно убеждениям о том, какой должна быть жизнь человека - таков настоящий портрет Штольца.

Друзья детства

Исходя из повествования, герои дружны с детства. Андрей привык вести себя с Ильей как старший с младшим. Штольц помнит, что в юные годы Обломов, сбросив с себя сонную пелену, был не чужд поэзии, поэтому он надеется на успех своего «воспитательного» воздействия. Поначалу складывается впечатление, что неутомимая натура Андрея берет верх над обломовской пассивностью. На деле же Андрею Ивановичу, благодаря его кипучей энергии, внешне удалось сдвинуть приятеля с места, однако внутренне это был все тот же Обломов.

и Штольца

Оба товарища, хоть и дружили с детских лет, по характеру и отношению к жизни они были совершенно разными. Штольц любил «вращаться» в обществе, наводить контакты, он был деловым человеком. Обломов был домоседом, любил побыть в одиночестве и заняться «самокопанием».

Портрет Штольца и портрет Обломова настолько отличались друг от друга, что автор не мог обойти тему главных героев. Однажды Илья Ильич «восстал» против навязанной Штольцем роли, это послужило началом психологического противоборства приятелей. О чем же думал Андрей Штольц во время известного разговора с Обломовым, каков его внутренний монолог? Соглашался ли он внутренне со своим другом, когда тот произносил эмоциональную тираду о пустоте и суетности общественной жизни?

Скорее, да. Он не перебивает Обломова и возражает ему довольно вяло, что немного нарушает привычный образ Штольца в романе: «Это все старо - об этом тысячу раз говорили». Он даже просит Илью продолжить развивать свою мысль и награждает его званием философа. Предложив Обломову нарисовать идеальный образ жизни, Штольц подталкивает его к исповеди, приводя примеры замечательных поступков его юности. Тем самым он хочет добиться, чтобы Илья пришел к мысли о необходимости изменить свою жизнь.

Образ Андрея Штольца характеризуется его невероятной решительностью. Тронутый исповедью Обломова, он еще более убежден в необходимости своей помощи и восклицает: «Я не оставлю тебя». И лишь когда Илья Ильич стал рисовать новые препятствия на пути действия, Штольц понимает, что нужно действовать решительно и твердо. «Теперь или никогда», - вот его ультиматум.

Отношение к любви Ольги и Обломова

Уехав за границу и оставив Обломова на попечение Ольги, Штольцу в голову не приходит мысль о возможности романа между ними. Много позднее, когда Ольга признается ему в прошедшей любви к Обломову, Штольц не придаст значения ее первому чувству. Почему? Нет, здесь не уязвленное самолюбие - не таков портрет Штольца - скорее, недооценка личности Ильи Ильича, неумение уловить тонкое, нежное, чистое, что есть в его душе и способно вызвать ответное чувство женщины.

В четвертой части романа главный герой «погрузился в сон» в доме Пшеницыной, став со временем ее мужем. Время словно обернулось вспять, будто вернув Илью Ильича в родную Обломовку. Штольц и теперь неравнодушен к судьбе Обломова. Приехав в город, друг посетил Илью.

Что же чувствовал Андрей во время встречи с другом? Он разговаривает с Ильей, скорее, как мудрый учитель с нерадивым учеником. Мысли его заняты Ольгой, но, конечно, он не признается Обломову в своем чувстве к ней. Тем не менее он первый заговаривает об Ольге, потому что ему хочется говорить об этой девушке. Он понимает, что увлеченный Ольгой Обломов не мог последовать за Штольцем и приехать в Париж, и извиняет его.

Спасти друга

Портрет Штольца в романе «Обломов» наделен чертами сильной личности, ставящей сложные задачи и стремящийся их выполнить. Разбудить Обломова хотя бы для какой-то деятельности - вот его задача, поэтому он пугает друга страшными болезнями, которые непременно придут, если тот не изменит своих привычек. Но это не помогает. К тому же действовать все более энергично его подстегивает самолюбие: ведь он дал обещание Ольге спасти Обломова. Разве он может не выполнить ее просьбу!

Когда же Андрей понял, что из-за своей нерадивости Илья еще и ограблен, его, человека делового мира, знающего счет деньгам, это крайне возмущает. Он взволнован. Об этом говорит и его пластика: «...руками всплеснул при этом рассказе». Далее он обращается к своему товарищу в приказном тоне и «почти насильно» увозит Обломова к себе, чтобы все уладить. Эмоционально сцена выстроена автором по нарастающей. Неискушенный читатель вправе надеяться, что теперь уж Илья послушается друга, поедет в деревню, и все устроится благополучно. Но Гончаров, верный правде характеров, ведет своих героев иным путем. Целеустремленный и сильный образ Штольца не смог изменить слабый и безвольный образ Обломова.

Практицизм Штольца определяет основы его мировоззрения. Герой романа рисуется трезвым реалистом, в душе которого «не было места мечте, загадочному, таинственному». Вещи, не подвластные его осознанию, были в его глазах неким оптическим обманом. Возможно, тотальное непонимание характера и мыслей друга мешало Андрею «стать мессией».

Обезволенный Обломов

Характеристика Обломова и Штольца особенно ярко прослеживается ближе к концу повествования. Не дождавшись Обломова в деревне, Штольц вновь навещает друга. Он поражен не только внешностью Ильи Ильича, но и той обстановкой, которая его окружает. Почти сразу же речь заходит об Ольге. Зная людей и имея достаточный жизненный опыт, Андрей взволнован и тронут тем, как искренне радуется Илья счастью своих друзей. Ему тем более хочется вырвать этого ленивого человека с прекрасной душой из серой убогой среды. Андрей пытается растревожить его душу, вызвать волнующие воспоминания прошлого, но Обломов решительно пресекает его: «Нет, Андрей, нет, не поминай, не шевели, ради бога!»

Тогда Штольц берется увлечь его описанием тех замечательных перемен, которые произошли в Обломовке, а также возможностью обустроить новый дом согласно своему вкусу. Но и это оставляет Обломова равнодушным. Штольц молчит, обескуражен, не знает, как действовать дальше. Наблюдая за опьяневшим другом, он пытается уяснить, почему при достаточных средствах Илью окружает такая бедность. Наконец ему кажется, что он близок к разгадке, и тогда начинает действовать. Применив свою волю, знания и связи, Штольц вновь спасает Обломова от безденежья.

Спустя 5 лет

По прошествии пяти лет Гончаров рисует нам последнюю и самую драматическую встречу друзей. Безусловно, Штольц сомневается в том, что сможет воскресить Обломова. И все же он считает своим долгом вытащить его из «ямы» в более достойную и приличную жизнь. Поддерживаемый женой, он намерен почти силой посадить Обломова в карету и увезти. Он был готов встретить сопротивление Ильи, но не готов принять известие о том, что друг женат на Агафье Матвеевне и имеет сына: «Перед ним вдруг отверзлась бездна...»

Андрей Иванович ничего не ведает о том, какое глубокое и сильное чувство живет в груди Пшеницыной, простой и неразвитой женщины. Он долгое время молчит, не отвечая на настойчивые вопросы Ольги, глубоко потрясенный потерей друга.

Каков истинный образ Штольца?

Кратко ответить на вопрос о том, кто такой Штольц, не так просто. Несмотря на обилие положительных эпитетов, этот человек не идеален. Его излишняя практичность мешала разглядеть в Обломове не просто апатичного, временами безвольного и ленивого друга, но философа, человека с тонкой душевной организацией, способного любить и влюблять в себя. Автор романа не преминул подчеркнуть излишнюю суховатость Андрея Ивановича. Его деятельность ограничивалась рамками личного благополучия. Впрочем, помочь Обломову он хотел искренне, без скрытых подтекстов.

Портрет Штольца, по мнению мыслителей того времени, близок к идеалу. Чтобы встряхнуть страну, именно такие "штольцы" и требовались. Добролюбов отмечал, что стране нужен тип такого общественного деятеля, который активно боролся бы и с "обломовщиной" во всех областях жизни.

Штольц - положительный герой Гончарова - резко противопоставлен Обломову. Уже сама социальная обстановка, окружающая будущего «негоцианта и туриста», условия и способы его воспитания и образования в корне отличны от обломовских. Штольц не мечтатель. Он, прежде всего, «деловой человек». Но это, однако, не мешает ему стремиться «к равновесию практических сторон с высокими потребностями духа».

1. Какие вещи стали символом «обломовщины»?

Символами «обломовщины» стали халат, домашние тапочки, диван.

2. Что превратило Обломова в апатичного лежебоку?

Лень, боязнь движения и жизни, неспособность к практиче-ской деятельности, подмена жизни расплывчатой мечтательно-стью превратили Обломова из человека в придаток халата и ди-вана.

3. Какова функция сна Обломова в романе И.А. Гончарова «Обломов»?

Глава «Сон Обломова» рисует идиллию патриархальной кре-постной деревни, в которой только и мог вырасти такой Обло-мов. Обломовцы показаны как спящие богатыри, а Обломовка — как сонное царство. Сон показывает условия русской жизни, порождавшие «обломовщину».

4. Можно ли Обломова назвать «лишним человеком»?

Н.А. Добролюбов отмечал в статье «Что такое обломовщи-на?», что черты обломовщины были свойственны в какой-то мере и Онегину, и Печорину, то есть «лишним людям». Но «лишние люди» предшествующей литературы были окружены неким ро-мантическим ореолом, казались сильными людьми, исковеркан-ными действительностью. Обломов же тоже «лишний», но «све-ден с красивого пьедестала на мягкий диван». А.И. Герцен гово-рил, что Онегины и Печорины относятся к Обломову, как отцы к детям.

5. В чем состоит особенность композиции романа И.А. Гон-чарова «Обломов»?

Композиция романа И.А. Гончарова «Обломов» характеризу-ется наличием двойной сюжетной линии — романа Обломова и романа Штольца. Единство достигается при помощи образа Оль-ги Ильинской, которая связывает обе линии. Роман построен на контрастности образов: Обломов — Штольц, Ольга — Пшеницына, Захар — Анисья. Вся первая часть романа представляет собой об-ширную экспозицию, знакомящую с героем уже в зрелом воз-расте.

6. Какую роль играет в романе И.А. Гончарова «Обломов» эпилог?

В эпилоге рассказывается о смерти Обломова, что позволило проследить всю жизнь героя от рождения до конца.

7. Почему морально чистый, честный Обломов умирает нрав-ственно?

Привычка получать все от жизни, не прикладывая к этому никаких усилий, развила в Обломове апатию, инертность, сде-лала рабом собственной лени. В конечном счете в этом повинна крепостническая система и порожденное ею домашнее воспита-ние.

8. Как в романе И.А. Гончарова «Обломов» показана сложная взаимосвязь рабства и барства?

Крепостничество развращает не только господ, но и рабов. Пример тому — судьба Захара. Он так же ленив, как Обломов. При жизни барина он довольствуется своим положением. После смерти Обломова Захару некуда идти — он становится нищим.

9. Что такое «обломовщина»?

«Обломовщина» — социальное явление, заключающееся в лени, апатии, инертности, презрении к труду и всепоглощающем стрем-лении к покою.

10. Почему попытка Ольги Ильинской возродить Обломова не имела успеха?

Полюбив Обломова, Ольга пытается перевоспитать его, пере-ломить его лень. Но его апатия лишает ее веры в будущего Обло-мова. Лень Обломова была выше и сильнее любви.

Штольц вряд ли является положительным героем. Хотя, на первый взгляд, это новый, прогрессивный человек, деятельный и активный, но есть в нем что-то от машины, всегда бесстраст-ной, рациональной. Он схематизированный, неестественный че-ловек.

12. Охарактеризуйте Штольца из романа И.А. Гончарова «Об-ломов».

Штольц — антипод Обломова. Он активный, деятельный чело-век, буржуазный делец. Он предприимчив, всегда к чему-то стре-мится. Взгляд на жизнь характеризуют слова: «Труд — образ, со-держание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей». Но Штольц не способен испытывать сильные чувства, от него веет рассчитанностью каждого шага. Образ Штольца в художествен-ном отношении схематичнее и декларативнее образа Обломова.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • вопросы к обломову
  • вопросы по гончарову обломов
  • обломов тест ответы
  • охарактеризуйте предметы-символы,в романе обломова?
  • можно ли считать штольца положительным героем?