Работа над живописными этюдами пейзажа. Времена года

Два этюда. Срок выполнения каждого этюда на уроках живописи - два-три сеанса. Первые кратковременные этюды пейзажей дали вам возможность понаблюдать характер освещения и особенности цвета в большом открытом пространстве.Например, ваш этюдник, одежда, платье кажутся на воздухе несколько другими по цвету, чем в комнате.На воздухе цвет предметов становится как бы чище, прозрачнее, богаче оттенками.Но вместе с тем на воздухе мы не видим резких оттенков. Наоборот, все цвета как бы смягчаются в рассеянном свете, как бы сближаются друг с другом благодаря наличию многообразных рефлексов.

С изменением освещения заметно меняется колорит пейзажа. Причина этого, как известно, заключается в том, что свет имеет цвет: на заре - розовый, в солнечный день - золотистый, а в хмурый день - серебристый, холодный.Наблюдая предметы на открытом воздухе, вы не замечали на них таких плотных, тяжелых, непрозрачных теней, какие бывают в комнате, где имеется один источник света, где пространство сравнительно невелико и заставлено вещами, не пропускающими света.

Живописный пейзаж и этюд

В пейзаже, наоборот, самая глубокая тень как бы пронизана светом - она прозрачна, легка, сквозит, переливаясь различными оттенками. Ведь даже земля на открытом воздухе отражает свет, отбрасывает цветные рефлексы на окружающие предметы.Купол неба также посылает рефлексы, которые особенно заметны на выпуклостях земли и предметов, обращенных вверх. Листва деревьев просвечивает и отбрасывает зеленоватые рефлексы на человека, расположившегося внизу, на тропинку, протоптанную вблизи, - на все, что оказывается под деревом.
Воздействие воздушной атмосферы чрезвычайно заметно на предметах, удаленных в глубь пространства. Зеленая дубрава кажется вдали, на горизонте, синеватой или фиолетовый полосой, а светлые предметы желтеют и розовеют. Это происходит потому, что между нашими глазами и далями оказывается огромная масса воздуха.

Влияние воздушной атмосферы не только на цвет предметов, но и на их объемную форму тем сильнее, чем дальше находится предмет от наблюдателя.Поэтому надо различать пространственные планы - первый, второй, третий, самый дальний--и путем сравнения предметов близких и дальних планов по цвету и четкости очертаний выявить воздушную перспективу. Без этого не передать глубины обширного пространства.Для данного задания советуем выбрать мотив несложный и тщательно его проработать в течение двух-трех сеансов. Сделайте два этюда, один пишите в пасмурный (не очень хмурый) день, а другой-при солнце.

Этюд в пасмурную погоду можно писать около двух-трех часов, но в солнечный день нельзя работать над одним и тем же этюдом более часа, так как очень заметно меняется освещение и вместе с тем направление и светосила собственных и падающих теней.Поэтому заканчивайте этюды не в один прием на одном уроке живописи , а в два-три сеанса на нескольких уроках. При этом, конечно, работать надо в одно и то же время, при одинаковом освещении.Можете писать тот же дом с деревом, который служил вам натурой к заданию по рисунку пейзажа. Можно выбрать и другой несложный мотив: часть колхозного двора, уголок городского сквера, крыльцо с палисадником и т. д.Начинайте с этюда в пасмурный день.

Время же выберите такое, когда пейзаж покажется наиболее интересным, выразительным, но не пишите в сумерки, так как будет быстро темнеть, цвета будут меняться и вы не сумеете закончить этюд.Перед началом работы внимательно понаблюдайте натуру, целиком охватывая ее взглядом. Обратите внимание на освещение - оно рассеяннее и слабее, чем в солнечный день. Понаблюдайте воздушную перспективу - во влажном воздухе пасмурного дня еще сильнее скрадываются дали.Обратите внимание на то, что в пасмурный день даже очень яркие цвета смягчаются. Но вместе с тем ни один цвет не теряет своей выразительности, а только кажется темнее, чем в солнечный день.

Например, белый цвет в пасмурный день вы не увидите таким светлым, и цвета более темные не будут так сильно контрастировать с ним, как при солнечном освещении. Нет в пасмурный день и таких контрастов светотени, как при солнце.Необходимо напомнить, что цвет элементов пейзажа при пасмурном освещении воспринимается даже богаче, во всем многообразии своих теплых и холодных оттенков и полутонов, очень тонких и тесно связанных друг с другом. Это объясняется тем, что яркий солнечный свет как бы „выбеливает“ и „обобщает“ цвет освещенных частей предметов.Общий колорит пейзажа в пасмурный день спокойнее и холоднее, чем золотистый колорит ясного дня.
Начиная писать, как всегда, найдите прежде композицию этюда. Решите, сколько места займет небо, сколько земля и постройки, как их разместить на холсте. Наметьте местоположение и размеры основных предметов, постройте их объемную форму.

Прописывайте сразу довольно большие участки холста, начиная с двух-трех основных цветовых отношений. На детали в начале работы не обращайте внимания. Возьмите отношение неба к земле и наземным предметам по светлоте и оттенку цвета. Найдите отношение пространственных планов по цвету, начиная с переднего плана и сравнив его прежде всего с самым дальним планом.Пишите с глубоким вниманием к особенностям каждого цвета. Наблюдайте соотношение оттенков цветов, отдавая себе отчет о местоположении в пространстве той части формы, цвет которой вы наблюдаете. К примеру, плоскости, близкие к земле, будут казаться теплыми, землистыми по цвету, так как на них падает отсвет от почвы.Наоборот, формы, обращенные к небу, будут нести на себе рефлексы цвета неба (понаблюдайте верхушки деревьев, крыши домов, бугорки и возвышенности на поверхности земли, выпуклости камней, верхние доски скамьи и т. д.).

Тщательно выдерживайте цветовые отношения.Смешивайте между собой краски, упорно добиваясь нужного оттенка. Уточните светлоту каждого цвета и его оттенок по отношению к другим цветам в пейзаже.Прописав пейзаж обобщенно, тщательно проследите цвет теней и их границы. Но не делайте границ резкими, передавайте постепенные переходы цвета, следуйте тому, что вы видите в натуре. Не прорисовывайте механически кистью контуры, но старайтесь вылепить форму цветом, передавая тонкие различия полутонов. Прописывая детали, учитывайте общее впечатление, сравнивая на холсте каждую часть с другими по цвету. Чаще сравнивайте этюд с натурой, отходя от него на значительное расстояние. Напишите эти же пейзажи при ярком солнечном освещении. Различные условия освещения дадут вам возможность понаблюдать все изменения уже знакомой вам цветовой гаммы.

Работая в солнечный день, прежде всего обратите внимание на контрастность светотени. Понаблюдайте и смело берите контрасты между ярко освещенными планами пейзажа и глубокими, с сильными рефлексами тенями. Тени в солнечный день, как вы уже знаете, наиболее насыщены цветом. Они глубоки, в них ясно видны сильные, определенных оттенков рефлексы. В падающих на горизонтальные поверхности тенях сильны холодные рефлексы неба. Однако ученики приходя на курсы живописи зачастую преувеличивают синеву рефлексов, и падающие тени получаются у них резко синими, холодными, в результате чего этюды утрачивают теплый, солнечный колорит. Это ошибка: как ни сильны рефлексы, собственный цвет теней всегда берет над ними верх. Помня об этом, надо точнее находить цвет теней. Сумейте написать тени прозрачно (ведь они пронизаны солнечным светом), иначе в этюде нельзя будет передать сияние общего ясного тона дня. При всей определенности и глубине тени не имеют резких очертаний. Понаблюдайте, например, тень от навеса крыши на белой стене дома. Она сочна и прозрачна и сильно контрастирует с освещенной поверхностью стены. В глубине тени - сильный цветной рефлекс от низа навеса. Края же ее расплывчаты.

Заметьте также, что освещенная часть стены по цвету - вовсе не чистые белила. Разнообразные отсветы от просвечивающей листвы, от земли и других окружающих предметов играют на ее поверхности. Белила не могут передать силы света, хотя это и самая светлая краска. Впечатление солнечного освещения создается только путем верного выявления светотеневых и цветовых контрастов.

Уроки живописи вообще трудно сочетают в себе постоянное объяснение тех или иных тонкостей рисования пейзажа или этюда. Над Вам никто не будет стоять постоянно или в лучшем случае нарисуют за Вас потому мы пишем подобные статьи для тех кто еще не решился пойти на курсы рисования и живописи к нам, и просто хочет попробовать себя дома. Наш совет — сравните цвет неба на небосклоне и цвет его в самом зените, найдите разницу оттенков между тем и другим местом неба (где теплее, где светлее). Не раскрашивайте небо однообразной краской. Так же надо различать цвет той части неба, которая ближе к солнцу, от цвета его более удаленной от солнца части.

Облака, расположенные против солнца и сбоку от него, теплы и ярки по цвету. Но было бы ошибкой их писать такими же сильными тонами, как и предметы на первом плане. Понаблюдайте цвет белой ткани на солнце, сравните с ним цвет белых облаков. Конечно, облака будут темнее, так как они значительно удалены в глубь пространства. Трава имеет множество оттенков, нельзя писать ее одинаковым цветом, нельзя злоупотреблять зелеными красками. Цвет каждого плана ищите в сравнении с оттенком сходного с ним, но более яркого и определенного по цвету места в пейзаже. Заканчивая этюды, проверяйте, верно ли переданы особенности пасмурного и солнечного освещения, соответствует ли колорит этюда цветовой гамме натуры. Посмотрите, не слишком ли увлеклись вы деталями, не ошиблись ли в определении их тона и не нарушают ли они поэтому цельности этюда. В таком случае обобщите этюд.

В любом случае, будьте уверены в себе, а если Вам будет трудно, звоните нам на курсы рисования и мы всегда поможем Вам 223 7490


Facebook Comments


Искусство рассказывает о красоте Земли.

Пейзаж в музыке, литературе, живописи.

А. Пушкин называл искусство «магическим кристаллом», сквозь грани

которого по-новому видны окружающие нас люди, предметы и явления

привычной жизни.

Во все времена живописцы, композиторы и писатели воплощают в своих произведениях различные явления природы, волновавшие их. Через чувства и переживания, которые возникают у них при восприятии величественного моря или таинственных звезд, бескрайних равнин или плавного изгиба реки, они передают свое видение мира.

Благодаря произведениям искусства - литературным, музыкальным, живописным - природа предстает перед читателями, слушателями, зрителями всегда разной: величественной, грустной, нежной, ликующей, скорбящей, трогательной. Эти образы продолжают привлекать человека, затрагивая тончайшие струны его души, помогают прикоснуться к неповторимой красоте родной природы, увидеть необычное в том, что привычно и буднично, дают возможность каждому развивать в себе чувство сопричастности к родному краю, к отчему дому.

Пейзаж (франц. paysage - вид, изображение какой-либо местности) - это жанр, посвященный изображению природы. В европейском искусстве в качестве самостоятельного жанра пейзаж выделился в XVII в.

Пейзаж - поэтичная и музыкальная живопись

Истории развития пейзажа в русской живописи

Венецианов и его ученики первые обратились в своем творчестве к русскому пейзажу.

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

А.С.Пушкин. («Зимнее утро»)

Слайд 1 «Зима» Никифор Крылов. (1802-1831)


Свою картину «Зима» Никифор Крылов написал в 1827 году. Это был первый русский зимний пейзаж.

Крылов написал пейзаж, увиденный из окна мастерской, в течение месяца. Взору предстаёт окраина села, жители заняты повседневными делами: на переднем плане женщина с коромыслом несёт полные вёдра воды, навстречу ей мужчина ведёт под уздцы коня, за женщиной с коромыслом изображены две других женщины, остановившихся поговорить. Вдали виднеется лес, а за ним бескрайняя равнина. Кругом белый снег, голые деревья. Автор мастерски запечатлел атмосферу русской зимы. Такой удивительно искренний и простой зимний пейзаж - редкое явление в русской живописи первой половины XIX века. Картина была впервые представлена на выставке в Академии художеств, где хорошо встречена современниками, которые отмечали «обаятельно схваченное зимнее освещение, туманность дали и все отличия хорошо сохраняемой в памяти стужи».

Третьяковская галерея.

Пейзажи Григория Сороки – любимого ученика Венецианова пленительны и грустны. И боязно нарушить эту тишину. Словно очнувшись, природа утратит безвозвратную доброту и негу и покой. Григорий Сорокин – крепостной помещика Милюкова. Григорий Васильевич Сорока (1823-1864) Григорий Васильевич Сорока - ученик А.Г.Венецианова, один из самых талантливых и любимых. Крепостной человек тверского помещика Н. П. Милюкова, соседа и доброго знакомого А.Г.Венецианова. Взятый барином к себе в дворню в имение «Островки», Сорока, видимо, и был замечен там художником, и, с разрешения Милюкова, мастер взял его в свое сельцо Сафонково. Как все ученики Венецианова, Сорока работает, в основном, с натуры, много рисует, пишет пейзажи, портреты, интерьеры. А.Г.Венецианов пытался выкупить его из неволи, но не успел из-за трагической смерти. После его смерти, Григорий Васильевич Сорока окончил жизнь самоубийством.

И только почти четверть столетия, спустя, суждено было появится в русском искусстве художнику, о котором мог сказать поэт: «С природой одной он жизнью дышал, у ручья разумел лепетанье, и говор древесных листов понимал и слышал он трав прозябанье…» Саврасов. Он старался отыскать и в самом простом, обыкновенном, те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в русском пейзаже и так неотразимо действуют на душу.


В 1871 году Саврасов создал свой знаменитый шедевр - картину “Грачи прилетели” (Третьяковская галерея, Москва). Он писал ее с натуры в деревне Молвитино Костромской губернии. Художник любил изображать весну, и в этой картине сумел тонко и убедительно показать ее первые признаки: потемневший мартовский снег, талую воду, пропитанный весенней влагой воздух, небо, покрытое темными облаками, птиц, суетящихся над своими гнездами. Каждая деталь пейзажа выражает острое чувство ожидания весны. Вероятно, поэтому картина так полюбилась русскому зрителю, суровой и долгой зимой с нетерпением ожидающему прихода весны и ее первых вестников - грачей.

Картина, показанная на передвижной художественной выставке, привлекла внимание многих. Известный историк искусства Александр Бенуа назвал ее путеводной звездой для целого поколения мастеров пейзажа XIX века. И.Н. Крамской, увидевший полотно на выставке, отозвался о нем так: “Пейзаж Саврасова есть лучший, и он действительно прекрасный, хотя тут же и Боголюбов… и Шишкин. Но все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в ”Грачах“”.

Люди, словно впервые увидели на их картинах и прозрачный весенний воздух, и наполненные весенним соком, оживающие березы; услышали веселый, исполненный надежды, радостный гомон птиц. И небо не кажется таким уж серым и безрадостным, и весенняя грязь тешит, радует взор. Вот, оказывается, какая она русская природа - нежная, задумчивая, трогательная! Именно благодаря картине Алексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897) «Грачи прилетели» русские художники ощутили песенность русской природы, а русские композиторы почувcтвовали пейзажность русской народной песни.

Пейзаж Ивана Ивановича Шишкина «На севере диком…» написан в 1891 году на мотив стихотворения М. Ю. Лермонтова «Сосна». Работа выполнена на холсте маслом. Данное произведение хранится в Киевском музее русского искусства. На полотне мы видим сосну, которая стоит на краю обрыва и в любой момент готова упасть под тяжестью снега, который хлопьями облепил её ветки-руки. Верхушка сосны похожа на голову орла, который вот-вот сорвётся, взмахнёт крыльями и с облегчением освободится от непосильной тяжести. Хмурое темно-синее небо пронизано тревогой. Середина сосны ближе к стволу похожа на скелет, который лишился своей плоти-листвы на время зимы. Данная работа пропитана духом одиночества и холода.

Прочитай стихотворение М.Ю.Лермонтова "На севере диком стоит одиноко"

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей всё, что в пустыне далёкой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растёт.


Вообще, дуб – одно из любимых деревьев художника - пейзажиста, неутомимо изображавшего эти великолепные титаны, сотворенные непредсказуемой природой. На этом полотне дубы у Шишкина - великолепные, широко раскинувшие могучие ветки-лапы герои лесного эпоса. Деревья освещены лучами солнца, которое собирается вскоре покинуть небо. Время суток, изображенное на картине - вечер. Однако Шишкин мастерски подчеркивает необычность игры светила на могучих стволах дубов.

Современники называли Шишкина “патриархом леса”, и эти слова очень точно передавали отношение художника к природе и искусству. Лес, который живописец любил самозабвенно, стал главным героем его картин. Шишкин не просто писал природу: он, как ученый, исследовал ее. Своим ученикам мастер не уставал повторять: “В изучении натуры никогда нельзя ставить точку, нельзя сказать, что выучил это вполне и что больше учиться не надо”. Шишкин первым из русских живописцев XIX столетия понял всю важность и значимость натурных этюдов. Он прекрасно знал лес, строение каждого дерева и растения.

«Если дороги нам картины природы нашей милой Руси, если мы хотим найти свои, истинно народные пути, к изображению ее задушевного облика, то пути эти лежат и через ваши могучие, полные неповторимой поэзии леса.» - Так писал Виктор Васнецов пейзажисту Ивану Шишкину.

«Этот мальчик еще покажет себя, никто, да и он сам, в том числе, и не догадываются о возможностях, скрытых в нем.» - Это слова художника Крамского о русском художнике Федоре Васильеве. Васильев прожил всего 23 года, но как много он успел сделать. Его взволнованная кисть, так много поведала людям о величии и таинстве природы.

Картина «Берёзовая роща» (1879 г.). На пер­вом плане изображены не деревья целиком, а только гибкие белые стволы. Позади них - силуэты ку­стов и деревьев, а вокруг - изумрудная зелень болота с прогалиной, полной тёмной воды.

Дар цветовых ощущений есть такого рода роскошь, которая возвышает человека» - это высказывание ученого Петрашевского в полной мере можно отнести к творчеству Куинджи.

«Иллюзия света была его Богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи. Куинджи - художник света», - писал Репин в 1913 году.

Современник А.Саврасова и И.Шишкина, он привнес в пейзаж волшебство света. Мир природы на его полотнах подобен сказочным чертогам, где человека посещают прекрасные и вечные мечты.

Незатейливая красота среднерусской полосы долгое время не привлекала внимания художников. Скучные, однообразные равнинные пейзажи, серое

небо, весенняя распутица или пожухлая от жары летняя трава… Что в этом поэтичного?

Русские художники XIX в. А. Саврасов, И. Левитан, И. Шишкин и др. открыли красоту родной земли.

Картины Левитана требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз, они скромны и точны, подобно Чеховским рассказам. Так мало нот и так много музыки. Великий поэт природы Левитан, до конца почувствовал неизъяснимую прелесть русского пейзажа, и в картинах своих сумел передать любовь к Родине, не приукрашенную ничем, прекрасную в своей непосредственности.

Настроением радости отмечено и полотно “Свежий ветер. Волга” (1895, Третьяковская галерея, Москва). Вольный ветер покрывает воду легкой рябью, наполняет паруса, гонит по небу легкие облака. С помощью звучных, свежих красок мастер передает ослепительную белизну парохода и чуть позолоченных солнцем облаков, яркую голубизну неба и реки.


В “Тихой обители” художнику удалось свежо и эмоционально показать обобщенный образ природы. Этот же мотив храма, отраженного в спокойной и прозрачной речной воде, Левитан повторил в картине “Вечерний звон” (1892, Третьяковская галерея, Москва).



Левитан признан одним из самых тонких и проникновенных пейзажистов. С творчеством Левитана в русскую живопись вошло понятие "пейзажа настроения". Умение объективно передать красоту природы во всем многообразии ее изменчивых проявлений и одновременно через пейзаж выразить состояние человеческой души, ее тончайших переживаний были драгоценными качествами дарования художника. Пронизанная ликующим настроением картина «Золотая осень» – это своеобразный прощальный гимн последнему цветению природы: необыкновенной яркости красок, «горению» золота берез, многоцветию покрова земли. Написанный с блистательным мастерством, пейзаж отличается сложным цветовым решением, разнообразием живописной поверхности, на которой выделяются фактурные красочные мазки.

Вероятно, именно о картинах “Золотая осень” и “Свежий ветер. Волга” Грабарь писал: “…Они вселяли бодрость и веру в нас, они заражали и поднимали. Хотелось жить и работать”.

Но таких жизнеутверждающих и радостных пейзажей у Левитана немного.

Тихой грустью проникнуто полотно “Весна. Большая вода” (1897, Третьяковская галерея, Москва). Очень гармоничен колорит картины. С помощью тончайших цветовых нюансов художник передает свежую прелесть наступающей весны. Неярким солнечным светом пронизаны тонкие стволы деревьев. Их хрупкость и грациозность подчеркивают четкие отражения в воде. Эта эмоциональная и проникновенная картина природы передает всю глубину человеческих чувств и переживаний. О присутствии человека напоминает одинокая лодка у берега и скромные крестьянские домики на горизонте.

Плес - маленький заштатный городок на берегу Волги, где Левитан работал на протяжении трех лет (1888-1890). Здесь Левитан впервые нашел те мотивы и сюжеты, которые впоследствии увековечили его имя, а, заодно, и имя Плеса. Золотой Плес - один из шедевров, созданных Левитаном в это время. С поразительной чуткостью переданы в этом полотне ощущение умиротворенной тишины, мягкое сияние предзакатного света, нежное марево тумана, плывущего над спящей рекой... Все наполнено драгоценным чувством целостности и красоты бытия, и, кажется, что сейчас ударит колокол, и полотно задрожит в такт его ударам. Часть белого каменного дома с красной крышей некоторое время снимал Левитан.

Раскрывается философский склад и драматический внутренний мир художника, его размышления о бренности человеческого бытия перед лицом вечности.


Картина Левитана Озеро (Русь) (1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) - последняя большая картина художника, над которой он работал долго и вдохновенно. Пожалуй, не для одной из работ он не сделал столько подготовительных этюдов и эскизов. Известно, что в процессе создания Озера художник не раз выезжал на этюды в Тверскую губернию, в места, некогда послужившие натурой для картины Над вечным покоем . Но в сравнении с последней в Озере слышится не траурная, но торжественно-мажорная музыка природы. Озеро производит сильное впечатление своим светлым, праздничным звучанием, «перезвоном», объединяющим высокое голубое небо, по которому плывут белоснежные облака, и чудное приволье синего озера, у ближнего берега которого зеленеет взволнованный свежим ветром тростник, а на дальних берегах виднеются деревни и возносящие главы к небу белые храмы и колокольни.

Чудный день, пройдут века,

Так же будут в вечном строе

Течь и искрится река,

И поля дышать на зное.

Федор Тютчев

Прочитай слова русского поэта И. Бунина.

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.

Как ты понимаешь слова русского поэта И. Бунина?

Высказывание французского писателя А. де Сент Экзюпери: «Самого главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце».

Задание: о бъяснить смысл?

Записать в творческую тетрадь в прозаической или поэтической форме впечатления от какого-либо природного явления, которое поразило тебя своей красотой.

Подбери музыкальные произведения, созвучные картинам русских художников. Какие художественные ассоциации возникают в твоем воображении?

Послушай музыкальные произведения:

С.И.Танеев«Сосна» на сл.Ю.Лермонтова.

«Уж ты поле мое» русская народная песня.

Необходимо проанализировать, сопоставить с литературным текстом и картинами художников.

Литературные страницы

Послушай стихи о природе: Родное. Д.Мережковский

Осенний вечер. Ф.Тютчев.

Прочитай вслух два литературных сочинения, написанные в XX в., найди интонации, темп, динамику голоса для передачи эмоционального состояния, отраженного в этих произведениях.

Все в тающей дымке

Все в тающей дымке:

Холмы, перелески.

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Здесь медленны реки,

Туманны озера,

И все ускользает

От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

Н. Рыленков

Неведомому другу

Солнечно – росистое это утро, как неоткрытая земля, неизведанный слой небес, утро такое единственное, никто еще не вставал, ничего никто не видел, и ты сам видишь впервые. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики, и, может быть, в сырости черной тени белеет ландыш. Соловьям помогать взялись бойкие летние птички.<…> Всюду беспокойная трескотня дроздов, и дятел очень устал искать живой корм для своих маленьких, присел вдали от них на суку просто отдохнуть.

Вставай же, друг мой! Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей, начинай борьбу, помогай солнцу! Вот слушай, и кукушка взялась тебе помогать. Гляди, лунь проплывает над водой: это же не простой лунь, в это утро он первый и единственный, и вот сороки, сверкая росой, вышли на дорожку <…>. Это утро единственное, ни один человек его еще не видел на всем земном шаре: только видишь ты и твой неведомый друг.

И десятки тысяч лет жили на земле люди, копили, передавая друг другу, радость, чтобы ты пришел, поднял ее, собрал в пучки ее стрелы и обрадовался. Смелей же, смелей!

И опять расширится душа: елки, березки, - и не могу оторвать своих глаз от зеленых свечей на соснах и от молодых красных шишек на елках. Елки, березки, до чего хорошо!

М. Пришвин

Ответь на вопросы;

* Какие мысли поэта и писателя, раскрывающие тайны родной русской природы, помогают почувствовать ее красоту? Выделите в этих текстах важные для вас ключевые слова.

Какие произведения живописи ассоциируются у вас с этими литературными образами?

Подберите репродукции пейзажей русских художников, созвучные им.

Художественно-творческие задания

Подготовь компьютерную презентацию на тему «Пейзаж в литературе, музыке, живописи». Обоснуй свой выбор художественных произведений.

Представь себя звукорежиссером, подберите знакомые тебе музыкальные сочинения, которыми можно озвучить представленные выше литературные произведения. Прочитайте их под эту музыку.

Послушай музыкальные произведения:

Осень.Г.Свиридов;

Сказание о невидимом граде Китеже. Вступление;

Ответь на вопрос: Какое из этих музыкальных произведений озвучивает стихотворение о природе Ф.Тютчева?

Вспомни уроки музыки. Послушай ещё раз музыку Валерия Гаврилина. Созвучна ли она картинам И.Левитана?

Зримая музыка

Слушатели всего мира знают и любят шедевры музыкальной классики - «Времена года» - цикл концертов итальянского композитора XVIII

в. Антонио Вивальди (1678-1741) и цикл фортепианных пьес русского

композитора XIX в. Петра Ильича Чайковского (1840-1893). Оба сочинения относятся к программной музыке: имеют названия и сопровождаются поэтическими строками - сонетами самого композитора в концертах Вивальди и стихами русских поэтов к каждой из 12 пьес цикла Чайковского.

А.Вивальди "Времена года" для струнного оркестра.

Весна грядет! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, Точно волшебство.

Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.

Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грез.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пес.

Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.

В полях лениво стадо бродит.
От тяжкого, удушливого зноя
Страдает, сохнет все в природе,
Томится жаждой все живое.

Кукушки голос звонко и призывно
Доносится из леса. Нежный разговор
Щегол и горлица ведут неторопливо,
И теплым ветром напоен простор.

Вдруг налетает страстный и могучий
Борей, взрывая тишины покой.
Вокруг темно, злых мошек тучи.
И плачет пастушок, застигнутый грозой.

От страха, бедный, замирает:
Бьют молнии, грохочет гром,
И спелые колосья вырывает
Гроза безжалостно кругом.

Шумит крестьянский праздник урожая.
Веселье, смех, задорных песен звон!
И Бахуса сок, кровь воспламеняя,
Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон.

А остальные жаждут продолженья,
Но петь и танцевать уже невмочь.
И, завершая радость наслажденья,
В крепчайший сон всех погружает ночь.

А утром на рассвете скачут к бору
Охотники, а с ними егеря.
И, след найдя, спускают гончих свору,
Азартно зверя гонят, в рог трубя.

Испуганный ужасным гамом,
Израненный, слабеющий беглец
От псов терзающих бежит упрямо,
Но чаще погибает, наконец.



Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,
И севера ветра волна накатила.
От стужи зубами стучишь на бегу,
Колотишь ногами, согреться не в силах

Как сладко в уюте, тепле и тиши
От злой непогоды укрыться зимою.
Камина огонь, полусна миражи.
И души замерзшие полны покоя.

На зимнем просторе ликует народ.
Упал, поскользнувшись, и катится снова.
И радостно слышать, как режется лед
Под острым коньком, что железом окован.

А в небе Сирокко с Бореем сошлись,
Идет не на шутку меж ними сраженье.
Хоть стужа и вьюга пока не сдались,
Дарит нам зима и свои наслажденья.

П.И.Чайковский "Времена года" - цикл для фортепиано

12 пьес -12 картинок из русской жизни Чайковского получили при издании эпиграфы из стихов русских поэтов:

И за тройкой вослед не спеши
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда затуши."
Н.А.Некрасов

"Святки". Декабрь:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали,
За ворота башмачок
Сняв с ноги бросали."
В.А.Жуковский

"Подснежник". Апрель Слушать
"Голубенький чистый
Подснежник: цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастьи ином..."
А.Н.Майков

"Белые ночи". Май Слушать
"Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!"
А.А.Фет

"Баркарола". Июнь Слушать
"Выйдем на берег, там волны
Ноги нам будут лобзать,
Звезды с таинственной грустью
Будут над нами сиять"
А.Н.Плещеев

"Песнь косаря". Июль:
"Раззудись, плечо Размахнись рука!
Ты пахни в лицо, Ветер с полудня!"
А.В.Кольцов

"Жатва". Август:
"Люди семьями
Принялися жать,
Косить под корень
Рожь высокую!
В копны частые
Снопы сложены.
От возов всю ночь
Скрыпит музыка."
А.В.Кольцов

"Охота". Сентябрь:
"Пора, пора! Рога трубят:
Псари в охотничьих уборах
Чем свет уж на конях сидят;
Борзые прыгают на сворах."
А.С.Пушкин

В русских пейзажах-настроениях -стихотворных, живописных и музыкальных - образы природы, благодаря удивительной песенности интонаций, мелодий, длящихся как бесконечная песнь, как напев жаворонка, передают лирическое стремление души человека к красоте, помогают людям глубже понять поэтичное содержание зарисовок природы.

Вот какими словами описал свои впечатления от картины И. Левитана

«Весна. Большая вода» знаток русской живописи М. Алпатов:

Тонкие, как свечки, по-девичьи стройные березки выглядят, как те самые, которые искони воспевались в русских песнях. Отражение березок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение, их отголосок,

мелодическое эхо, они растворяются в воде своими корнями, их розовые ветви сливаются с голубизной неба. Контуры этих гнутых березок звучат подобно нежной и грустно жалобной свирели, из этого хора вырываются отдельные голоса более могучих стволов, всем им противопоставлен высокий ствол сосны и густая зелень ели.

Обратите внимание на эпитеты в описании картины. Почему автор использовал именно музыкальные сравнения?

Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси - реки разлились, оживает все. Нет лучше страны, чем Россия... Только в России может быть настоящий пейзажист.

И. Левитан

Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России, в деревне, по полям, по лесу, вечером в степи, бывало, приводили меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, тех неизъяснимо сладких и опьяняющих впечатлений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка, словом, всё, что составляло убогий русский родимый пейзаж? Отчего все это?

П. Чайковский

Что привлекает композиторов и художников в русской природе?

Выполнить задание по выбору

Послушайте фрагменты программных произведений А. Вивальди и П. Чайковского. Какие чувства вызывает у вас эта музыка?

Найдите в них сходные и различные черты, выразительные средства, которыми передано отношение композиторов к природе. Что отличает русскую музыку от итальянской?

Какие зрительные, литературные ассоциации появляются у вас под впечатлением от этих сочинений? Подберите стихи к прозвучавшей музыке.

Послушайте современные обработки классических произведений, рисующих природу. Что нового вносят современные исполнители в интерпретацию знакомых вам мелодий?

Художественно-творческое задание

Подберите репродукции картин-пейзажей. Напишите в творческой тетради небольшой рассказ об одной из картин, найдите к нему музыкальные и литературные примеры.

Музыкальные произведения: П.И.Чайковский цикл фортепианных пьес «Времена года»; А.Вивальди. Концерт для струнных инструментов «Времена года»; (фрагменты).

Весна

Весна – это начало нового. Это зарождение новой жизни, это распускающийся, молочный, совсем ещё нежный росток. Это первые лучи, первые песни. Это когда рушатся старые основы, и из-под осколков возрождается новое, прекрасное. Весна – это чудесный младенец, ещё совсем юный и неокрепший. То он смеётся, улыбается – и его смех озаряет всё вокруг теплом и светом. То он плачет и грустит – и слезы заливают улицы, и всё небо хмурится. Этот младенец ещё совсем маленький, капризный, и его настроение постоянно меняется. Но его приход несёт новое, несёт надежду и радость, несмотря на то, каким бы тяжёлым не было прошлое, из которого он возродился. Весна – это становление нового этапа, это младенец, несущий веру и любовь.

Лето

Лето – это пора веселья и открытий. Это ощущение счастья. Это безграничное тепло, это ласковое солнце. Лето – молодой юноша, вечно влюблённый и счастливый. Он всегда смеётся и шутит, несерьёзен во всём, но ему все прощается за оптимистичный взгляд. Он активный и азартный. Каждый день искрится смехом и улыбкой. И даже дождь и ветер превращаются во что-то радостное и весёлое. Лето – это беззаботная молодость, это время влюбляться и ощущать мир вокруг себя как никогда чувственно.

Осень

Осень – это хмурое небо. Это сырой асфальт и зеркальные лужи. Это огненные краски и золотые наряды. Осень – это тоска и грусть по былому. Это вечно серое небо, это остановка времени. Это последние светлые лучи и остатки тепла. Осень – это задумчивый молодой мужчина. Его пора веселья и игр прошла, его взгляд стал хмурым, более серьёзным. Он выглядит чаще печальным, нежели мечтательным. Беззаботное время прошло, и пора ощутить жизнь у себя на плечах. Это осмысление всего, это некое перерождение и осознание простых истин. Осень – это приоткрытая дверь в истину, это хмурое время, опускающее облако на землю.

Зима

Зима – это трескучий холод и безупречная белизна. Это сжатый воздух, чистое небо. Это припорошенные ветки и мягкие сугробы. Это мороз, кусающий за щёки, это холодный свет. Зима – это мудрый старик, который отбросил всю праздность, оставив лишь обнажённую суть. Его не привлекают краски, цветные формальности. Он поскупился на оформление, на яркую обложку выставил только один смысл. И это всё прекрасно, величественно. Этот старик уже разглядел все проявления жизни, все знаки её борьбы, он понял всё и всех, он познал всю суть вещей и теперь говорит о чём-то высоком. Его взгляд потерял огонь юности, но стал мягким и понимающим. Советами и наставлениями он снова и снова напоминает нам о суровой природе, снова и снова говорит: «Опустив руки, ты ничего не изменишь, встань и борись!» Это как ледяной ветер, что постоянно толкает вперёд. Немного сурово, но зато действенно. Зима – это когда перед тобой одна голая суть, одна правда без прикрас, это старик, мудрый и поучающий.

ВРЕМЕНА ГОДА

Природные зарисовки

Январский этюд

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит…

Федор Тютчев

Вы когда-нибудь слушали в одиночестве морозную тишину, когда глаза слепит от яркой белизны снега, пушисто-серебристыми одеялами-коврами укрывшего бескрайние поля? Раскидистые ели, вековые кедры и стройные корабельные сосны, словно чуткие часовые, застыли на своем посту, охраняя дивную природу. Все вокруг белым-бело. И такая пронзительная тишина! Только изредка, с хрустальным треском, вдруг обломится тяжелая мохнатая ветвь, скинет с себя шапку снега, покрытого голубым ледяным панцирем наста, и вновь… тишина. Не слышно птиц, не слышно ветра, ненадолго прикорнувшего в зарослях густого ельника. Все как будто замерло окрест! Но чуть внимательнее присмотришься к чистому девственному снегу и вдруг замечаешь совсем недавно припорошенные снежком свежие заячьи точки-следки. Видно, что еще несколько минут назад петлял вокруг обглоданной снизу толстоствольной березки заяц-беляк, искусно запутывал оставленные собой следы.
Спит природа, и только хруст сапог виснет в синей морозной дымке. И в этот самый момент, один на один с природой, ты ощущаешь себя властелином, хозяином этого огромного снежного царства. Ведь настоящий хозяин тайги взял тайм-аут до весны, спит себе безмятежно в теплой берлоге, рефлекторно посасывая свою лапу. Поэтому, от остроты своих чувств, я неторопливо сгребаю пригоршню свежего неслежалого снега, леплю из него увесистый снежный комок и… запускаю в крону самой высокой елки! Та неожиданно вздрагивает от полученного удара и… щедро осыпается серебристым бисером. А пока я завороженно любуюсь этим сказочным водопадом, с вершины ели на меня обрушивается целая лавина снега, часть которого попадает за шиворот куртки, и вот уже десяток холодных ручейков радостно бегут по моему разгоряченному телу. Вот тебе и душ Шарко! «Остынь» - как бы предупреждает зимний лес. И я ежусь, внутренне соглашаясь с ним. Зимний лес непредсказуем! «В природе нет милости к человеку: нечего ожидать от нее милости. Человек должен бороться с ней, и быть милостивым, и охранять природу, раз он является ее царем-победителем». (М.Пришвин).
А январский мороз тем временем все крепчает, силится, потрескивает, пощелкивает, раздувая свои сердитые щеки. Его колючие, жалящие иголки упорно лезут под толстую куртку и свитер, пробирая холодом до костей. Приходится приплясывать и притоптывать на одном месте, чтобы совсем не замерзнуть. А покрасневший и покрытый инеем кончик носа я постоянно растираю мягкой рукавицей, чтобы, не дай Бог, тот не побелел и не потерял свою чувствительность. Даже опущенная и завязанная на шнурках ондатровая шапка-ушанка и та плохо спасает от лютого холода. Слышно, как сквозь теплый мех с воем, порывами пробивается проснувшийся в ельнике беспощадный ко всему живому ветер.
И все-таки нет большего удовольствия, чем хоть на часок, в любую погоду побыть наедине с природой! Честное слово, это минуты истинного наслаждения! Как там поется в песне кинорежиссера Эльдара Рязанова? «У природы нет плохой погоды, каждая погода - благодать! Дождь ли, снег - любое время года надо благодарно принимать». По-моему, лучше не скажешь!...

Январь, 2011.

Майский этюд

Подсохли первые проталинки,
Защелкал шустрый соловей.
Травинку легкую за талию
Неловко обнял муравей

Качаясь меж землей и небом,
Как капля моря на весле,
Он никогда так близко не был
Ни к небу, ни к самой земле...

Владимир Беспалько

Очень люблю весенний лес, разбуженный после долгого зимнего сна. Помните, как у молодого композитора Иоганна Штрауса, совершавшего прогулку по Венскому лесу, рождались задорные нотки его бессмертного вальса? И щебет птиц, и хруст валежника, и гамма мягких шелестящих звуков, исходящих из-под старой телеги, и робкое журчание ручейка - все это воедино слилось в дружный лесной хор...
И вот сейчас! Стою я на лесной поляне, окруженной стройными березками, одетыми в такие прозрачные одежки, что сквозь них все видно в лесу, и испытываю полное спокойствие и умиротворение. Любуюсь на зеленую молодую траву, пробившуюся сквозь прогретую солнечными лучами землю, на мелких букашек, спешащих по очень важным для них делам. Все взаимосвязано в природе! Только что прошел мелкий дождик, и воздух напоен ароматом лесной свежести… Распустилась и уже осыпалась белой кипенью черемуха, за ней пышная сирень набирает свои тяжелые гроздья. А вот поднимается прибитая дождем к земле красавица-ромашка… Тянет, подставляя ласковым лучам солнца свою оранжевую сердцевину в хороводе белоснежных лепестков. А мне так и хочется вспомнить свое босоногое детство, присесть на корточки перед незамысловатым цветком да погадать о будущем, о грядущих путях-дорогах! Ан, нет, сентиментальности здесь нет уже места! О будущем гадать нет смысла. Впереди только вечность с ее загадочными точками и запятыми. А все остальное давно уже за спиной…
А тут и дятел застучал. Его робкие одиночные удары по дереву перерастают в ритм азбуки Морзе: точка, точка, точка, малая пауза, тире, тире и далее по кругу. А за ним и соловушка, вторя негромкой дроби дятла, россыпью залился своей переливчатой трелью. Дружный птичий хор издалека подхватила кукушка. «Ку-ку, ку-ку, ку-ку….», - мелодично разносится над лесом. Посчитать бы оставшиеся годы, но не доверяю я пичуге. Что осталось - все мое! Переключаю свой слух на журчание воды. Это в хрустальном неглубоком ручье шумит прозрачная водичка. Мастерю из газетного листка бумажный кораблик и пускаю его в плавание...
Пробуждается природа, а вместе с ней просыпается и надежда на завтрашний день. Ведь весна - это всегда старт для самых смелых желаний. Пусть кинет в меня камень тот, кто считает, что я не прав!

Июльский этюд

В ягоды одето,
В яблоки и сливы.
Стали дни красивы.
Сколько цвета!
Сколько света!
Солнце на макушке лета.
В. Ланцетти

Пишу эти строчки и вспоминаю песню о Москве на слова незабвенного поэта и сценариста Геннадия Шпаликова. Помните его проникновенные строки про дождь, где после летнего ливня, словно обручальное, блестит Садовое кольцо… Вот и я, можно смело сказать, обожаю такой дождь. Нет, не смотреть на эту картинку сквозь оконное стекло, а гулять по лесной тропинке, подставляя ветру и дождю свое лицо и руки, да слегка прикрытое легкой футболкой и шортами тело. В эти минуты очень легко думается. Над тобой тяжелое, свинцовое небо, мечут зигзаги молний, грохочет летний гром. А ты идешь промокший до последней нитки, но такой счастливый! Пусть тело охватывает легкий озноб, зато как легко дышится! И как при этом свободно думается! Подхдестываемый брызгами дождя, мозг начинает бурное движение, и вот уже появляются очертания одного сюжета, другого. Только успевай осмысливать и расставлять правильные акценты.
А потом все внезапно стихает. Мгновенно забываются и сверкание молнии, и грозные раскаты грома. Редкие капли дождя бьют по лужам, которые обещают скоро высохнуть. Ведь жаркое летнее солнце уже выглядывает из-за краешка тучи, а дорожки в лесу, доступные солнечным лучам, уже клубятся еле заметными теплыми испарениями. И только гусиная, вся в пупырышках, кожа на спине и груди да мокрая футболка, назойливо прилипшая к телу, вызывают легкое раздражение, нарушающее душевный комфорт. Становлюсь под раскидистую липу, снимаю с себя мокрую одежду, выжимаю ее аж до последней капли и, надев на себя лишь сырые шорты, продолжаю свой путь. Солнце, наконец, полностью выкатилось наружу, озноб прекратился, и я, поднимая ладони кверху, приветствую появившиеся щедрые солнечные лучи. Как хорошо, что середина этой чудесной поры еще только перешла свой рубикон. А это значит, что лето еще долго не кончится, и пусть не все, но многое у меня еще остается впереди. Нереализованные творческие планы тоже. На то оно и лето, способное преподносить преимущественно приятные душе сюрпризы... Очень любимое и долгожданное время года.

Июль, 2008.

Осенний этюд

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком.
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком...
Сергей Есенин.

Золотая осень в Красноярье приходит по-разному. Вот и сейчас - вторая декада месяца. Яркое солнце и прозрачное небо, по которому плывут свежевыстиранные после очередного дождика облака. Тихо. Лишь звенят где-то невидимые глазу насекомые, да светлая лазурь висит между разноцветных, в ажурных листьях, деревьях. Под ногами шуршат багряные кленовые листья. И вспоминаются слова из известной песни: «Разбросал осенний лес рубли целковые, только золото граблями собирай. Да и девочки пошли все бестолковые, вместо золота любовь им подавай!»
Нагибаю спину, сгребаю ладонями в охапку кучку пожухлых листьев и подбрасываю их вверх. Это я так отдаю салют прожитым годам. Вот и сделан еще один шаг к вечности. Рожденный под созвездием Девы, мерилом моего возраста стал сентябрь. И я снова гляжу, вглядываюсь в небо. Вот пролетел клин журавлей. За ним еще один. Птицы летят в южные края, чтобы весной вернуться сюда снова. Они, как и мы, люди, живут надеждой. А травка уже припала к земле, ее почти не видно под покровом листвы. В воздухе витает хоровод некогда зеленых побегов, превращенных осенью в золотые скрюченные брызги. Любое время года прекрасно по-своему.
А бывает, что с утра и на весь день зарядит нудный серый дождь, но моя душа тихонько радуется, что способна спрятаться в теле, как в надежном домике, и уже там переждать непогоду. Уютно и спокойно ей в нем. Опять накатывают спешащие друг за другом мысли, и ложатся на бумагу строчка за строчкой. Успевай только записывать! А дождь барабанит по стеклам окон, омывает их, обещая назавтра солнечное, залитое росой, утро, теплый и влажный осенний день. И опять будет вздыхать ветер, заигрывать с молодыми осинками, срывать с них ярко-рыжие монетки, гонять их, словно золотистых светлячков по лесным тропам. И в моей душе опять будет светло и спокойно.
Для творческих поездок по миру я предпочитаю позднюю весну, для морского отдыха - лето, а вот для сочинительства нет лучшего времени, чем осень или зима. Недаром Болдинскую осень великий поэт называл самым плодовитым периодом в своей короткой жизни. Осень будоражит и торопит. Нужно многое успеть и сделать в этой кипучей жизни. Иными словами, осень - это не стартовая площадка для свершения грандиозных планов, а скорее всего - финишная для подведения предварительных итогов уже совершенного! Вот почему это золотое время года в моем личном восприятии наполнено еще и глубоким философским смыслом: осень приходит и уходит, а жизнь, кипучая, бьющая ключом жизнь, продолжается...

Сентябрь, 2012.

Рецензии

Здравствуйте Борис Михайлович! С удовольствием прочел Ваши миниатюры о временах года. Очень лиричные. С легкой минорной ноткой.

Обратил внимание на цитату Пришвина. В ней явно звучит известное высказывание Ивана Мичурина. Не поленился полез в интернет. Действительно так:

//Вычитал в отрывном календаре: "В природе милости нет, человек должен от нее ТРЕБОВАТЬ не милости, а..." (Мичурин).

В природе нет милости к человеку: нечего ждать от нее милости. Человек должен бороться с ней и БЫТЬ МИЛОСТИВЫМ, И ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ, раз он является ее царем-победителем (Пришвин).//

В этом весь Пришвин, певец природы и тонкий наблюдатель. и "Не взять их у нее наша задача по Мичурину" а самим быть милостивым и охранять природу. Вполне очевидная реакция на несколько экстремисткое, навязшее в зубах высказывание Мичурина. Большевики увидели в этом подходящий лозунг и принялись ПОКОРЯТЬ природу. Покорять Север, тайгу, регулировать речной сток там где надо и не надо. Теперь мы все видим к чему приводит покорение. Исчезают леса, загрязняются водоемы... И все это пытаются оправдать неизбежными следствиями технологического прогресса. А ведь пора жить в согласии с природой, перестать её покорять. Человек ведь только частица этой пророды, частица биосферы. По роду своей профессии мне много пришлось поездить по белу свету и увидеть много примеров человеческого варварства.

Позвольте поздравить Вас с наступающим НОВЫМ ГОДОМ. Пожелать доброго здоровья и плодотворного творчества.
С увакжением