Катерина – самобытный русский характер или жертва «Темного царства»? Как добролюбов относится к жертвам темного царства. Жертвы тёмного царства в пьесе Гроза сочинение Темное царство и жертвы темного царства

Если Дикой и Кабаниха могут быть названы самодурами, то Тихон Кабанов, по справедливости, назван личностью забитой и приниженной.
Он не имеет собственной воли и собственной мысли. «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!» «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить!», - только такого рода речи и слышит от него мать. Она, конечно, одобряет его за это; но, как обыкновенно бывает с подобного рода людьми, она сама же его и не уважает. Она называет его дураком; она презрительно говорит ему: "Что ты сиротой-то прикидываешься! Что ты нюни-то распустил? Ну какой ты муж? Посмотри ты на себя!"


И сестра Варвара его не уважает. Тихон человек добрый и в сущности не дурной: он любит, по-своему, жену, он верит ей; он вовсе не хочет, чтобы жена его боялась. Но в душе его нет столько любви, чтобы защитить бедную женщину от оскорблений, и он сам наносит ей оскорбления по приказанию матери. Собственная воля и возможность загулять на свободе, без присмотра, для него дороже всего. Он упрекает жену за то, что мать точила его попреками; он откровенно говорит Катерине, что рад вырваться из дома, что они с маменькой его «заездили». Он сам, глупо и слепо, губит и жену, и себя, и возможность своего счастья. Катерина, боясь своих порывов, просит его взять ее с собой, от отказывается. «Да неужели же ты разлюбил меня?», - спрашивает бедная женщина.
- «Да не разлюбил, - отвечает он, - а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы-жены убежишь! Ты подумай-то: какой ни на есть, а я, все-таки, мужчина; всю жизнь вот этак жить, как ты видишь, так убежишь и от жены. Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?»
- «Как же мне любить-то тебя, когда ты такие слова говоришь?», -скорбно восклицает Катерина.


У Тихона есть сердце; когда Катерина при свекрови начинает каяться, рассказывает свой проступок, он пытается остановить ее, чтобы скрыть дело от беспощадной матери. Он сострадает потом мучениям жены... Но он все-таки делает то, что приказывает мать: он бьет Катерину по ее повелению. Не имея собственной мысли, он, напиваясь с горя, настраивает себя нарочно на враждебные чувства, согласно с воззрениями матери. Человек совести и чувства побеждает в нем слепопокорного сына лишь тогда, когда Катерина покончила с собой. «Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы...» Но это уже поздний протест и ненужный; да едва ли он и прочный. Может быть, Кабаниха и права, говоря с уверенностью в ответ ему: «Ну, я с тобой дома поговорю!»
Такова одна стихия жизни, изображенная в «Грозе» - стихия самодурного гнета сильных над слабыми, унизительного и позорного принижения слабых.

1. Сюжетная линия драмы «Гроза».
2. Представители «темного царства» — Кабаниха и Дикой.
3. Протест против устоев ханжеской морали.

Вообразите, что это самое анархическое общество разделилось на две части: одна оставила за собой право озорничать и не знать никакого закона, а другая принуждена признавать законом всякую претензию первой и безропотно сносить все ее капризы и безобразия.

Н. А. Добролюбов Великий русский драматург А. Н. Островский, автор замечательных пьес, считается «певцом купеческого быта». Изображение мира московского и провинциального купечества второй половины XIX века, которое Н. А. Добролюбов назвал «темным царством», и является основной темой творчества А. Н. Островского.

Пьеса «Гроза» была напечатана в 1860 году. Сюжет ее прост. Главная героиня Катерина Кабанова, не найдя отклика своим женским чувствам в муже, полюбила другого человека. Не желая лгать, мучаясь угрызениями совести, она признается в своем проступке публично, в церкви. После этого ее существование становится настолько невыносимым, что она бросается в Волгу и погибает. Автор раскрывает перед нами целую галерею типов. Здесь и купцы-самодуры (Дикой), и блюстители местных нравов (Кабаниха), и странницы-богомолки, рассказывающие небылицы, пользующиеся необразованностью народа (Феклуша), и доморощенные ученые (Кулигин). Но при всем разнообразии типов нетрудно увидеть, что все они расходятся по двум сторонам, которые можно было назвать: «темное царство» и «жертвы темного царства».

«Темное царство» представляют люди, в чьих руках находится власть. Это те, кто оказывает влияние на общественное мнение в городе Калинове. На первый план выходит Марфа Игнатьевна Кабанова. Ее уважают в городе, считаются с ее мнением. Кабанова постоянно учит всех, как «делали в старину», касается ли дело сватовства, проводов и ожидания мужа или хождения в церковь. Кабаниха — враг всего нового. Она видит в нем угрозу устоявшемуся ходу вещей. Она осуждает молодежь за то, что у них к старшим «должного почтения» нет. Не приветствует она просвещение, так как считает, что ученость лишь развращает умы. Кабанова говорит, что человек должен жить в страхе перед Богом, а жена еще и в страхе перед мужем. В доме у Кабановых полно богомолок и странниц, которых здесь неплохо кормят и которые получают прочие «милости», а взамен рассказывают то, что от них желают услышать — сказки о землях, где живут люди с песьими головами, о «сумасшедших» людях в больших городах, выдумывающих всякие новшества вроде паровоза и тем самым приближающих конец света. Кулигин говорит о Кабанихе: «Ханжа. Нищих оделяет, а домашних заела совсем...». И правда, поведение Марфы Игнатьевны на людях отличается от ее поведения дома. Вся семья находится в страхе перед ней. Тихон, абсолютно подавленный властной матерью, живет только одним простым желанием — вырваться, пусть и ненадолго, из дома нагуляться всласть. Его настолько гнетет домашняя обстановка, что ни просьбы жены, которую он любит, ни дела не могут остановить его, если предоставлена хоть малейшая возможность куда-нибудь отлучиться. Сестра Тихона Варвара тоже испытывает на себе все тяготы семейной жизни. Но она, по сравнению с Тихоном, обладает более сильным характером. У нее хватает смелости, пусть тайно, не подчиняться крутому нраву матери.

Главой другого семейства, показанного в пьесе, является Дикой Савел Прокофьевич. Он, в отличие от Кабанихи, которая прикрывает свое самодурство лицемерными рассуждениями, не скрывает своего дикого нрава. Дикой ругает всех подряд: соседей, работников, членов семьи. Он распускает руки, не платит рабочим: «Знаю, что надо заплатить, а все одно не могу...». Дикой этого не стыдится, наоборот, он говорит, что каждый из работников по копейке не досчитается, а «у меня из этого тысячи составляются». Мы знаем, что Дикой является опекуном Бориса и его сестры, которые по завещанию родителей должны получить свое наследство от Дикого, «если будут с ним почтительны». Все в городе, и сам Борис, понимают, что не получат они с сестрой наследство. Ведь Дикому ничто и никто не помешает заявить, что они с ним были непочтительны. Дикой прямо говорит о том, что не собирается с деньгами расставаться, так как у него «свои собственные дети есть».

Самодуры негласно управляют городом. Но в этом вина не только представителей самого «темного царства», но и его «жертв». Никто из них не решается на открытый протест. Тихон стремится вырваться из дома. Сестра Тихон Варвара отваживается на протест, но ее жизненная философия мало чем отличается от взглядов представителей «темного царства». Делай, что хочешь, «лишь бы все шито да крыто было». Она тайком бегает на свидания и еще Катерину сманивает. Варвара убегает из дома с Кудряшом, но ее бегство — это всего лишь попытка уйти от действительности, как желание Тихона вырваться из дома и забежать в «кабачок». Даже Кулигин, вполне независимый человек, предпочитает не связываться с Диким. Его мечты о техническом прогрессе, о лучшей жизни бесплодны и утопичны. Он только мечтает, что бы он сделал, если бы имел миллион. Хотя ничего не предпринимает для того, чтобы эти деньги заработать, а обращается за деньгами для осуществления своих «прожектов» к Дикому. Разумеется, Дикой денег не дает и прогоняет Кулигина.

И в этой удушающей обстановке изворотливости, лжи, грубости возникает любовь. Даже, наверное, не любовь, а ее иллюзия. Да, Катерина полюбила. Полюбила так, как могут полюбить только натуры сильные, свободные. Но она оказалась в полном одиночестве. Врать она не умеет и не желает, а жить в таком кошмаре ей невыносимо. Никто ее не защищает: ни муж, ни любовник, ни горожане, сочувствующие ей (Кулигин). Катерина в своем грехе винит только себя, она не упрекает Бориса, который ничего не делает, чтобы ей помочь.

Смерть Катерины в конце произведения закономерна — у нее нет другого выхода. Она не присоединяется к тем, кто проповедует принципы «темного царства», но она и не может смириться со своим положением. Вина Катерины — это вина только перед собой, пред своей душой зато, что она омрачила ее обманом. Сознавая это, Катерина никого не винит, но понимает, что жить с чистой душой в «темном царстве» нельзя. Ее такая жизнь не нужна, и она решает расстаться с ней. Об этом говорит Кулигин, когда все стояли над бездыханным телом Катерины: «Тело ее здесь, а душа теперь не ваша, она теперь перед судией, который милосерднее вас!»

Протест Катерины — это протест против лжи и пошлости человеческих отношений. Против лицемерия и ханжеской морали. Голос Катерины был одинок, и никто не в силах был ее поддержать и понять. Протест оказался саморазрушительным, но это был свободный выбор женщины, которая не пожелала подчиняться тем жестоким законам, которые ей навязывало ханжеское и невежественное общество.

И что слез льется за этими запорами,

невидимых и неслышимых.

А. Н. Островский

Самодурство и деспотизм, подавляя в окружающих мечту о свободе, о независимо-сти, неизбежно порождают людей запуганных и забитых, не смеющих жить своей волей, К таким жертвам «темного царства» относятся в драме «Гроза» Тихон и Борис.

Тихон с детства привык во всем повиноваться матери, привык до того, что в зре-лом возрасте боится поступить против ее воли. Безропотно переносит он все изде-вательства Кабанихи, не смея протестовать. «Да как же я могу, маменька, вас ос-лушаться!» — говорит он и прибавляет потом: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!»

Единственное заветное желание Тихона — это вырваться, хотя бы ненадолго, из-под опеки матери, запить, загулять, загулять так, чтобы на целый год отгулять-ся. В сцене проводов деспотизм Кабанихи доходит до крайности и выясняется пол-ная неспособность Тихона не только защитить, но и понять Катерину. Кабанихи своими наставлениями довела его до полного изнеможения, и он, сохраняя почти-тельный тон, с нетерпением ждет, когда же кончится эта пытка.

Тихон понимает, что, исполняя волю матери, он унижает свою жену. Ему и со-вестно перед ней, и жалко ее, но ослушаться матери он не может. И вот, под дик-товку матери, он поучает Катерину, стремясь в то же время смягчить грубость слов и резкость интонаций матери. Бессильный защитить свою жену, вынужденный играть жалкую роль орудия в руках Кабанихи, Тихон не заслуживает уважения, Душевный мир Катерины ему, человеку не только безвольному, но и ограниченно-му, простоватому, непонятен. «Не разберу я тебя, Катя! То от тебя слова не добьешь-ся, не то что ласки; а то так сама лезешь», — говорит он ей. Не понял он и драмы, назревающей в душе жены. Тихон невольно становится одним из виновников ее гибели, так как отказал в поддержке Катерине, оттолкнул ее в самый критический момент.

По мнению Добролюбова, Тихон — «живой труп — не один, не исключение, а це-лая масса людей, подверженных тлетворному влиянию Диких и Кабановых!»

Борис, племянник Дикого, по уровню своего развития стоит значительно выше окружающей его среды. Он получил коммерческое образование, не лишен «извест-ной степени благородства» (Добролюбов). Он понимает дикость и жестокость нра-вов калиновцев. Но он бессилен, нерешителен: материальная зависимость давит на него и превращает в жертву дяди-самодура. «Образование отняло у него силу де-лать пакости... но не дало ему силы противиться пакостям, которые делают дру-гие», — замечает Добролюбов.

Борис искренне любит Катерину, готов пострадать за нее, облегчить ее муки: «Делайте со мной, что хотите, только ее не мучьте!» Единственный среди всех он понимает Катерину, но не в силах помочь ей. Борис — добрый, мягкий человек. Но прав Добролюбов, считавший, что Катерина полюбила его «больше на безлюдье», за отсутствием более достойного человека. Материал с сайта

Оба они — и Тихон, и Борис не сумели защитить и спасти Катерину. И обоих «темное царство», превратившее их в безвольных, забитых людей, обрекло на то, чтобы «жить и мучиться». Но и такие слабые, безвольные, смирившиеся с жиз-нью, доведенные до крайности люди, как обитатели Калинова, способны осудить деспотизм самодуров. Смерть Катерины подтолкнула Кудряша и Варвару к поискам иной жизни, заставила Кулигина впервые обратиться к самодурам с горьким упреком. Даже несчастный Тихон выходит из безоговорочного подчинения матери, жалеет, что не погиб вместе с женой: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» Разумеется, протест Варвары, Кудряша, Кулигина, Тихона имеет другой характер, чем у Катерины. Но Островский показал, что «тем-ное царство» начинает расшатываться, а Дикой и Кабаниха проявляют признаки страха перед непонятными им явлениями нового в окружающей их жизни.

Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» была написана в 1860 году. Это было время общественного подъема, когда трещали устси кре-постничества и в душной, тревожной атмосфере рус-ской жизни действительно собиралась гроза. У Ост-ровского гроза - это не просто величественное яв-ление природы, она- олицетворение социального потрясения.

В драме отразились подъем общественного движения, те настроения, которыми жили передовые люди 50-60-х годов. В пьесе обрисована русская жизнь с 40-х по 80-е годы, борьба между отживаю-щей моралью купцов-самодуров и их безответных жертв с новой моралью, людей, в душе которых про-буждается чувство человеческого достоинства.

Действие пьесы происходит в купеческом доме Марфы Игнатьевны Кабановой. Великолепна обста-новка, в которой развертываются события пьесы, пре-красен сад, разбитый на высоком берегу Волги. Но в роскошном купеческом доме, за высокими заборами и тяжелыми замками царит произвол самодуров, льются невидимые слезы, калечатся людские души.

Против произвола протестует Варвара, не же-лающая жить по воле матери и становящаяся на путь обмана. Робко жалуется слабый и безвольный Бо-рис, которому недостает сил защитить ни себя, ни любимую женщину. Протестует обезличенный и жал-кий Тихон, впервые в жизни бросающий отчаянный упрек матери: «Вы ее погубили! Вы! Вы!» Осуждает жестокие нравы Диких и Кабановых талантливый умелец Кулигин. Но только один протест - активный вызов дикому произволу и морали «темного цар-ства» - протест Катерины. Именно ее Добролюбов назвал «лучом света в тёмном царстве».

Цельная и сильная натура Катерины лишь до поры до времени терпит деспотизм. «А уж коли очень мне здесь опостылеет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»- гово-рит она. Среди жертв «тёмного царства» Катерина выделяется открытым характером, смелостью и пря-мотой: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу».

Катерина выросла среди раздольной русской природы. Ее речь выразительна и эмоциональна. В этой речи часто встречаются ласкательные и умень-шительные слова: «солнышко», «водица»; сравне-ния - как, например, «точно голубь воркует».

Проснувшаяся в душе Катерины любовь рас-крепощает ее, пробуждает невыносимую тоску по воле и мечту о настоящей человеческой жизни. Она не может и не хочет скрывать своего чувства и смело вступает в неравную борьбу с силами «тёмного цар-ства»: «Пусть все видят, все знают, что я делаю!».

Положение Катерины трагично. Ее не путают да-лекая Сибирь, возможное преследование. Но ее друг слаб и запуган. И его отъезд, бегство от любви отреза-ют Катерине путь к счастью и свободной жизни.

Драма завершается нравственной победой Ка-терины и над внешними силами, сковывающими ее свободу, и над темными представлениями, сковыва-ющими ее волю и разум.

Роль Катерины из русской сцене исполняли вы-дающиеся актрисы. Они, каждая по-своему, тракто-вали сложный образ, некоторые подчеркивали ее ре-лигиозность. А между тем религиозность Катерины - это не ханжество Кабанихи, а скорее детская вера в волшебные сказки. Катерину, тонкую поэтическую натуру, привлекает в религии эстетическая сторона: красота преданий, церковная музыка, иконопись. Кончая жизнь самоубийством, она не думает уже о спасении своей души, о страшном грехе. Она совер-шает свой последний шаг во имя большой любви, открывшейся ей. Самоубийство является выражени-ем протеста против «тёмного царства» Дикого, Бориса, Катерина, по ее мнению, соверши-ла страшный грех: грех против Бога, заветов стари-ны. Ее душа не могла этого вынести, не могла геро-иня и следовать примеру Варвары, для которой глав-ное - «чтобы все шито да крыто было»..Катерина прибегает к старинному средству искупления греха: покаяться «всенародно». Когда человек, которого по-любила она всей душой своей, пылкой и страстной, светлой и наивной, оставил Катерину, не оказал ей в трудную минуту никакой помощи, не оставил даже малейшей надежды, героиня решилась на еще боль-ший в ее представлении грех-самоубийство. Таким образом, в представлении критиков, близких к кру-гам славянофилов, главная героиня драмы «Гроза» - человек, переживший жестокий душевный кризис, не сумевший найти в себе сипы для того, чтобы про-должать жить в мире, в котором не было места люб-ви и счастью.

Иначе воспринимали этот образ критики демок-ратического направления. Так, например, Н.А. Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве» писал, что в самом появлении такой героини он ви-дит протест, «провозглашенный и под домашней пыт-кой, и над бездной, в которую бросилась бедная жен-щина». Смерть Катерины критик воспринимает как «страшный вызов самодурной силе». Именно глав-ная героиня и есть тот «луч света», который озаряет «темное царство» Кабановых и Диких. Ее стихийный протест олицетворял для Н.А. Добролюбова гряду-щую победу над силами «темного царства». Однако оценка драмы «Гроза» критиками-демократами была отнюдь не однозначна. В отличие от Добролюбова, Д. И. Писарев считал, что истинный «луч света», спо-собный уничтожить силы самодурства - знание, об-разование. Сила характера главной героини вполне обоснованно вызывала у критика сомнения, а ее решение покончить счеты с жизнью было для него не столько олицетворением вызова обществу, сколь-ко свидетельством слабости. И действительно, са-моубийство - далеко не лучший способ борьбы. Ге-роиня разрешает таким образом собственные про-блемы, на минуту пробуждает к жизни дремлющее сознание Тихона, но ее поступок, вероятно, не толь-ко не сможет изменить сами устои общества, но и будет либо забыт, либо ложно истолкован.

А. Н. Островский изображал русскую жизнь объективно, с точки зрения писателя-гуманиста. В своем творчестве он продолжал лучшие традиции отечественной классической литературы, провозгла-шал сочувствие ко всем страдающим и угнетенным. Этот автор - один из самых ярких русских драматур-гов, ему удалось психологически точно раскрыть ми-росозерцание именно русского человека. Именно эти качества пьес А. Н. Островского и заставляли обра-щаться к ним критиков самых разных направлений.

Жертвы «темного царства» в драме Островского «Гроза».

Цель урока: выявление аспектов жизни жертв «Темного царства», не позволивших или позволивших им сделать верный выбор в жизни, проанализировать отдельные фрагменты.

Ход урока.

I . Ученики рассказывают подготовленные сообщения о Варваре и Кудряше.

Выступающим необходимо обратить внимание на следующее: Варвара не протестует против устоев «темного царства», она приспосабливается к нему. В ней есть воля и смелость, но направлены они не на борьбу с порядками Кабанихи. Жизненные принципы Варвара определяет так: « А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто все было.»Она сочувствует Катерине, презирает бесхарактерность брата, возмущается бессердечностью матери, но душевные порывы Катерины ей непонятны.

Кудряш – противоположность Варвары, он гораздо умнее её, в нем сильнее сказывается народное начало. Это натура одаренная, добрая, чуткая, но своевольная. Миру «темного царства» Кудряш противопоставляет свою удаль озорство, его протест носит личный характер и выражается в «разгуле», ухарской «лихости». Такую позицию по отношению к «темному царству» тоже не принимает Островский.

II .Тихон в пьесе показан как типичный представитель купеческого мира, где экономический и семейно-бытовой деспотизм превращает человека в безропотную и покорную жертву.

Найдите первую реплику Кудряша о Тихоне в первом действии («Муж у неё…дурак»). Можно ли согласиться с такой оценкой?

Каково отношение Тихона к миру, ко всему присходящему в доме?

Тихон с детства привык во всем повиноваться матери, привык до того, что в зрелом возрасте боится поступить против ее воли. Безропотно переносит он все издевательства Кабанихи, не смея протестовать. "Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!" - говорит он и прибавляет потом: "Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!"

Что думает Тихон о поступке Катерины «по-маменькому» и по-своему? («Вот маменька говорит – её надо живую в землю закопать, чтоб она казнилась». – А я её люблю, мне её жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала. Жаль мне смотреть на неё, пойми, Кулигин. Маменька её поедом ест, а она как тень какая ходит, безответная. Только плачет да тает, как воск. Вот я и убиваюсь, глядя на неё.») Бессильный защитить свою жену, вынужденный играть жалкую роль орудия в руках Кабанихи, Тихон не заслуживает уважения, Душевный мир Катерины ему, человеку не только безвольному, но и ограниченному, простоватому, непонятен. "Не разберу я тебя, Катя! То от тебя слова не добьешься, не то что ласки; а то так сама лезешь", - говорит он ей. Не понял он и драмы, назревающей в душе жены. Тихон невольно становится одним из виновников ее гибели, так как отказал в поддержке Катерине, оттолкнул ее в самый критический момент.

По мнению Добролюбова, Тихон - "живой труп - не один, не исключение, а целая масса людей, подверженных тлетворному влиянию Диких и Кабановых!"

III .Борис – этот персонаж, единственный в пьесе, одет не по-русски. Это не только потому, что Борис образованнее других, не потому, что Калинов для него – трущоба, и он здесь чужой. Он понимает дикость и жестокость нравов калиновцев. Но он бессилен, нерешителен: материальная зависимость давит на него и превращает в жертву дяди-самодура. "Образование отняло у него силу делать пакости... но не дало ему силы противиться пакостям, которые делают другие", - замечает Добролюбов.

Он живет настоящим днем и не очень думает о нравственных последствиях своей любви. (« Надолго ли муж-то уехал?... О, так мы погуляем! Время-то довольно… Никто не узнает про нашу любовь») Борис, не лишенный душевного благородства, отличается робостью, пассивностью и непоследовательностью своих поступков. Ни спасти, ни пожалеть Катерину он не в состоянии. В сцене последнего свидания Катерина думает о нем, он же и эти минуты не может преодолеть рабьего страха. (« Не застали бы нас здесь!», «Время мне, Катя.») Борис – каков он есть, с другой – созданный воображением Катерины. Прав Добролюбов, считавший, что Катерина полюбила его "больше на безлюдье", за отсутствием более достойного человека.

IV .Говоря о Кулигине, проанализируем основные реплики персонажа:

Каким предстает перед нами Кулигин при первом знакомстве?( I д., 1 явл.)

Каково отношение Кулигина к нравам города Калинова?

В чем смысл монолога «Вот такой, сударь, у нас городишко…»? ( III д., 3 яв.)

Зачем потребовалось Кулигину просить деньги у Дикого? Как хочет израсходовать их? ( IV д., 2 яв.)

Как относится Кулигин к семейной драме Кабановых? ( V д., 2 яв.)

Каково отношение Кулигина к самоубийству Катерины? ( V д, 8 яв.)

Чем отличается от жителей города Кулигин?

Образованный человек, механик-самоучка – фамилия напоминает фамилию Кулибин. Чувствует красоту природы. Хочет улучшить город, пытается уговорить Дикого дать деньги на солнечные часы, на громоотвод. Пытается влиять на жителей, просвещать их, объясняя грозу как явление природы. Кулигин олицетворяет лучшую часть жителей города, но он одинок, поэтому его считают чудаком.

V .Итог урока: Тихон и Борис не сумели защитить и спасти Катерину. И обоих "темное царство", превратившее их в безвольных, забитых людей, обрекло на то, чтобы "жить и мучиться". Но и такие слабые, безвольные, смирившиеся с жизнью, доведенные до крайности люди, как обитатели Калинова, способны осудить деспотизм самодуров. Смерть Катерины подтолкнула Кудряша и Варвару к поискам иной жизни, заставила Кулигина впервые обратиться к самодурам с горьким упреком. Даже несчастный Тихон выходит из безоговорочного подчинения матери, жалеет, что не погиб вместе с женой: "Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!" Разумеется, протест Варвары, Кудряша, Кулигина, Тихона имеет другой характер, чем у Катерины. Но Островский показал, что "темное царство" начинает расшатываться, а Дикой и Кабаниха проявляют признаки страха перед непонятными им явлениями нового в окружающей их жизни.

Домашнее задание : подобрать цитаты к характеристике Катерины.