Контрольная работа: Образ Молчалина в комедии Александра Грибоедова Горе от ума. Образ Молчалина в комедии «Горе от ума Обоснованность привлечения текста произведения

1.1.1. Какие черты ха­рак­те­ра Мол­ча­ли­на нашли от­ра­же­ние в приведённой сцене?

1.2.1. Какие чув­ства вы­зы­ва­ет у поэта мир людей?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1.-1.1.2. С о ф и я, Ли з а, Мо л ч а л и н С о ф и я

Молчалин! как во мне рассудок цел остался!

Скажите, что у вас с рукой?

Не дать ли капель вам? не нужен ли покой?

Пошлёмте к доктору, пренебрегать не должно. М о л ч а л и н

Платком перевязал, не больно мне с тех пор. Л и з а

Ударюсь об заклад, что вздор,

И если б не к лицу, не нужно перевязки;

А то не вздор, что вам не избежать огласки:

На смех того гляди подымет Чацкий вас;

И Скалозуб, как свой хохол закрутит,

Расскажет обморок, прибавит сто прикрас;

Шутить и он горазд, ведь нынче кто не шутит! С о ф и я

А кем из них я дорожу?

Хочу люблю, хочу скажу.

Молчалин! будто я себя не принуждала?

Вошли вы, слова не сказала,

При них не смела я дохнуть,

У вас спросить, на вас взглянуть. М о л ч а л и н

Нет, Софья Павловна, вы слишком откровенны. С о ф и я

Откуда скрытность почерпнуть!

Готова я была в окошко, к вам прыгну́ть.

Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?

Смешно? – пусть шутят их; досадно? – пусть бранят. М о л ч а л и н

Не повредила бы нам откровенность эта. С о ф и я

Неужто на дуэль вас вызвать захотят? М о л ч а л и н

Ах! злые языки страшнее пистолета. Л и з а

Сидят они у батюшки теперь,

Вот кабы вы порхнули в дверь

С лицом весёлым, беззаботно:

Когда нам скажут, что хотим,

Куда как верится охотно!

И Александр Андреич, – с ним

О прежних днях, о тех проказах

Поразвернитесь-ка в рассказах:

Улыбочка и пара слов,

И кто влюблён – на всё готов. М о л ч а л и н

Я вам советовать не смею.

(Целует ей руку. ) С о ф и я

Хотите вы?.. Пойду любезничать сквозь слёз;

Боюсь, что выдержать притворства не сумею.

Зачем сюда бог Чацкого принёс!

(Уходит. )

(А. С. Грибоедов. «Горе от ума»)

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задание 1.2.1.-1.2.2.

(М. Ю. Лермонтов, 1830-1831)

1.2.2. Как ком­по­зи­ция сти­хо­тво­ре­ния по­мо­га­ет рас­кры­тию ав­тор­ско­го замысла?

Пояснение.

1.1.2. Вос­кли­ца­тель­ные и во­про­си­тель­ные предложения - по­ка­за­тель особой экс­прес­сив­ной окраски. Пе­ре­дать чувства, пе­ре­жи­ва­ния можно с по­мо­щью этих предложений. Так, Софья очень обес­по­ко­е­на самочувствием Молчалина, её речь сбивчива, на­пря­же­ние передается оби­ли­ем вопросительных предложений:

Зачем же ей играть, и так неосторожно?

Скажите, что у вас с рукой?

Не дать ли ка­пель вам? не нужен ли покой?

Высказать укор Мол­ча­ли­ну за причинённое бес­по­кой­ство помогают вос­кли­ца­тель­ные предложения:

Молчалин! как во мне рас­су­док цел остался!

Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!

Таким образом, вос­кли­ца­тель­ные и во­про­си­тель­ные предложения яв­ля­ют­ся средством вы­ра­зи­тель­но­сти речи и по­мо­га­ют привлечь вни­ма­ние читателя к определённым мо­мен­там повествования.

1.2.2. Сти­хо­тво­ре­ние построено по прин­ци­пу сравнения. Так, в пер­вой строфе волны срав­ни­ва­ют­ся с лю­дь­ми с той лишь разницей, что волны ка­тять­ся с шумом, а дви­же­ние людей мо­но­тон­но и ничтожно. Во вто­рой строфе волны и люди противопоставляются: у волн есть душа, а люди стре­мят­ся иметь душу, но вряд ли можно на­звать холод в их серд­цах душой. Так ком­по­зи­ция работает на ав­тор­ский замысел - по­ка­зать разочарование миром людей и оди­но­че­ство мятущейся души ли­ри­че­ско­го героя.

Пояснение.

1.1.1. Мол­ча­лин - об­ра­зец человеческой подлости, низости, лжи­во­сти и раболепия. Не имея вы­со­ких чинов, он меч­та­ет занять сколько-нибудь важ­ное место в об­ще­стве и готов до­би­вать­ся этого любой ценой. Для него не су­ще­ству­ет морали, нравственности, если нужно до­стичь определённой цели. Мы видим, что Мол­ча­лин играет чув­ства­ми Софии, он осто­рож­ни­ча­ет и призывает её к смирению, дабы не на­вре­дить себе самому. Мол­ча­лин вызывает рез­кое неприятие, когда при­бе­га­ет к не­до­стой­ным уловкам и всего боится.

1.2.1. Поэт срав­ни­ва­ет людей с волнами. По­доб­но волнам

Люди про­хо­дят ничтожной толпою

Также один за другим.

Поэта воз­му­ща­ет безликость толпы, без­ду­шие людей, это вы­зы­ва­ет у него рез­кий протест и неприятие. Люди не долж­ны быть та­ки­ми ничтожными - они долж­ны жить, быть отзывчивыми, при­но­сить пользу, опра­ды­вая своё ве­ли­кое предназначение.

Янв 11 2017

Контрольная работа по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» в формате ОГЭ (Климова Н.Б.)

Прочитайте текст и выполните задания 1–8.

Молчалин

Какая свадьба? с кем?

Лиза

А с барышней?

Молчалин

Надежды много впереди,

Без свадьбы время проволочим.

Лиза

Что вы, сударь! да мы кого ж

Себе в мужья другого прочим?

Молчалин

Не знаю. А меня так разбирает дрожь,

И при одной я мысли трушу,

Что Павел Афанасьич раз

Когда-нибудь поймает нас,

Разгонит, проклянёт!.. Да что? открыть ли душу?

Я в Софье Павловне не вижу ничего

Завидного. Дай Бог ей век прожить богато,

Любила Чацкого когда-то,

Меня разлюбит, как его.

Мой ангельчик, желал бы вполовину

К ней то же чувствовать, что чувствую к тебе;

Да нет, как ни твержу себе,

Готовлюсь нежным быть, а свижусь – и простыну.

София (в сторону)

Какие низости!

Чацкий (за колонною)

Лиза

И вам не совестно?

Молчалин

Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья –

Хозяину, где доведётся жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Лиза

Сказать, сударь, у вас огромная опека!

Молчалин

И вот любовника я принимаю вид

В угодность дочери такого человека…

Лиза

Который кормит и поит,

А иногда и чином подарит?

Пойдёмте же, довольно толковали.

Молчалин

Пойдём любовь делить плачевной нашей крали.

Дай обниму тебя от сердца полноты.

(Лиза не даётся.)

Зачем она не ты!

(Хочет идти, София не пускает.)

Ужасный человек! себя я, стен стыжусь.

Молчалин

Как! Софья Павловна…

София

Ни слова, ради Бога,

Молчите, я на всё решусь.

Молчалин (бросается на колена, София отталкивает его)

Ах! вспомните! не гневайтеся, взгляньте!..

София

Не помню ничего, не докучайте мне.

Воспоминания! как острый нож оне.

Молчалин (ползает у ног её)

Помилуйте…

София

Не подличайте, встаньте.

(А.С. Грибоедов. «Горе от ума»)

Задания к фрагменту

  1. К какому роду литературы относится произведение А.С. Грибоедова «Горе от ума»?
  2. Укажите жанр произведения А.С. Грибоедова «Горе от ума»?
  3. Каким термином обозначается вопрос, не требующий ответа («Да что? открыть ли душу?»)?
  4. В любовный конфликт в «Горе от ума» вовлечено несколько персонажей. Установите соответствие между этими персонажами и их поступками, событиями их жизни: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ

А) Чацкий

В) Молчалин

ПОСТУПКИ, СОБЫТИЯ ЖИЗНИ

1) переводит часы в гостиной,

заставляет их играть

2) падает с лошади

3) встречает на балу старого приятеля

4) рассказывает о тайном собрании в Английском клубе

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

  1. Как называется разговор персонажей, обменивающихся репликами?
  2. В приведённом фрагменте раскованное обращение Молчалина с Лизой противопоставлено его готовности унижаться и лицемерить перед Софьей. Каким термином обозначают противопоставление в художественном произведении?
  3. Как называется выразительное оценочное определение («плачевной нашей крали», «ужасный человек»)?
  4. Каким предстаёт Молчалин в данном фрагменте произведения?

Действие 4

Явление 4

Репетилов

Напрасно страх тебя берёт,

Вслух, громко говорим, никто не разберёт.

Я сам, как схватятся о камерах*, присяжных,

О Бейроне, ну о матерьях важных,

Частенько слушаю, не разжимая губ;

Мне не под силу, брат, и чувствую, что глуп.

Ax, Alexandre! у нас тебя недоставало;

Послушай, миленький, потешь меня хоть мало;

Поедем-ка сейчас; мы, благо, на ходу;

С какими я тебя сведу

Людьми!!! Уж на меня нисколько не похожи!

Что за люди, mon cher! Сок умной молодёжи!

Чацкий

Бог с ними и с тобой. Куда я поскачу?

Зачем? в глухую ночь? Домой, я спать хочу.

Репетилов

Э! брось! кто нынче спит? Ну, полно,

без прелюдий,

Решись, а мы!.. у нас... решительные люди,

Горячих дюжина голов!

Чацкий

Да из чего беснуетесь вы столько?

Репетилов

Шумим, братец, шумим…

Чацкий

Шумите вы? и только?

Репетилов

Не место объяснять теперь и недосуг,

Но государственное дело:

Оно, вот видишь, не созрело,

Нельзя же вдруг.

Что за люди! mon cher! Без дальних я историй

Скажу тебе: во-первых, князь Григорий!!

Чудак единственный! нас со смеху морит!

Век с англичанами, вся английская складка,

И так же он сквозь зубы говорит,

И так же коротко обстрижен для порядка.

Ты не знаком? о! познакомься с ним.

Другой – Воркулов Евдоким;

Ты не слыхал, как он поет? о! диво!

Послушай, милый, особливо

Есть у него любимое одно:

"А! нон лашьяр ми, но, но, но" . *

Ещё у нас два брата:

Левон и Боринька, чудесные ребята!

Об них не знаешь что сказать;

Но если гения прикажете назвать:

Удушьев Ипполит Маркелыч!!!

Ты сочинения его

Читал ли что-нибудь? хоть мелочь?

Прочти, братец, да он не пишет ничего;

Вот эдаких людей бы сечь-то,

И приговаривать: писать, писать, писать;

В журналах можешь ты, однако, отыскать

Его отрывок, взгляд и нечто .

Об чём бишь нечто ? – обо всем;

Всё знает, мы его на чёрный день пасем.

Но голова у нас, какой в России нету,

Не надо называть, узнаешь по портрету:

Ночной разбойник, дуэлист,

В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,

И крепко на руку нечист;

Да умный человек не может быть не плутом.

Когда ж об честности высокой говорит,

Каким-то демоном внушаем:

Глаза в крови, лицо горит,

Сам плачет, и мы все рыдаем.

Вот люди, есть ли им подобные? Навряд...

Ну, между ими я, конечно, зауряд,

Немножко поотстал, ленив, подумать ужас!

Однако ж я, когда, умишком понатужась,

Засяду, часу не сижу,

И как-то невзначай, вдруг каламбур рожу.

Другие у меня мысль эту же подцепят

Другие шестеро на музыку кладут,

Другие хлопают, когда его дают.

Брат, смейся, а что любо, любо:

Способностями Бог меня не наградил,

Дал сердце доброе, вот чем я людям мил,

Совру – простят...

Лакей (у подъезда)

Карета Скалозуба!

Репетилов

(А.С. Грибоедов «Горе от ума»)

*Камера – палата депутатов

Прочитайте текст и выполните задания 1-9.

Но Чичиков сказал просто, что подобное предприятие, или негоция, никак не будет несоответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России, а чрез минуту потом прибавил, что казна получит даже выгоды, ибо получит законные пошлины.

Так вы полагаете?..

Я полагаю, что это будет хорошо.

А, если хорошо, это другое дело: я против этого ничего, сказал Манилов и совершенно успокоился.

Теперь остаётся условиться в цене.

– Как в цене? – сказал опять Манилов и остановился. Неужели вы полагаете, что я стану брать деньги за души, которые в некотором роде окончили своё существование? Если уж вам пришло этакое, так сказать, фантастическое желание, то с своей стороны я передаю их вам безынтересно и купчую беру на себя.

Великий упрёк был бы историку предлагаемых событий, если бы он упустил сказать, что удовольствие одолело гостя после таких слов, произнесённых Маниловым. Как он ни был степенен и рассудителен, но тут чуть не произвёл даже скачок по образцу козла, что, как известно, производится только в самых сильных порывах радости. Он поворотился так сильно в креслах, что лопнула шерстяная материя, обтягивавшая подушку; сам Манилов посмотрел на него в некотором недоумении. Побуждённый признательностию, он наговорил тут же столько благодарностей, что тот смешался, весь покраснел, производил головою отрицательный жест и наконец уже выразился, что это сущее ничего, что он, точно, хотел бы доказать чем-нибудь сердечное влечение, магнетизм души, а умершие души в некотором роде совершенная дрянь.

– Очень не дрянь, – сказал Чичиков, пожав ему руку. Здесь был испущен очень глубокий вздох. Казалось, он был настроен к сердечным излияниям; не без чувства и выражения произнёс он наконец следующие слова: Если б вы знали, какую услугу оказали сей, по-видимому, дрянью человеку без племени и роду! Да и действительно, чего не потерпел я? как барка какая-нибудь среди свирепых волн… Каких гонений, каких преследований не испытал, какого горя не вкусил, а за что? за то, что соблюдал правду, что был чист на своей совести, что подавал руку и вдовице беспомощной, и сироте-горемыке!.. Тут даже он отёр платком выкатившуюся слезу.

Манилов был совершенно растроган. Оба приятеля долго жали друг другу руку и долго смотрели молча один другому в глаза, в которых видны были навернувшиеся слёзы. Манилов никак не хотел выпустить руки нашего героя и продолжал жать её так горячо, что тот уже не знал, как её выручить. Наконец, выдернувши её потихоньку, он сказал, что не худо бы купчую совершить поскорее и хорошо бы, если бы он сам понаведался в город. Потом взял шляпу и стал откланиваться.

(Н.В. Гоголь, «Мёртвые души»)


В каких произведениях русской классики явлены «злонравия достойные плоды» и как их можно соотнести с комедией «Недоросль»?

«Злонравия достойные плоды» явлены в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» и драме А. Н. Островского «Гроза».

Скалозубу, богатому полковнику, присущи такие же качества, как и Митрофану: скудное умственное развитие и нежелание развиваться. Скалозуб презирает образованных людей, а Митрофан единственной своей целью ставит женитьбу на Софье, которая называет его «достигшим последней степени развития». Последствием такого злонравия является моральное разложение и духовное опустошение героев.

Деспотизм, тирания и желание контролировать всех объединяет Простакову с Кабанихой Островского. Оба эти персонажа приносят вред окружающим: если из-за самодурства Кабанихи кончает жизнь самоубийством Катерина, то Простакова чуть не губит жизнь невинной Софьи, пытаясь выкрасть ее и выдать за своего малоразвитого сына.

В каких произведениях русской классики изображено столкновение невежества и просвещенности и в чем эти произведения можно сопоставить с пьесой Д.И.

Фонвизина?

Столкновение невежества и просвещенности изображено в таких произведениях, как комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова и драма А.Н. Островского «Гроза».

Герой Грибоедова Чацкий, просвещенный человек, конфликтует с представителями фамусовского общества. Так же как и отрицательные герои «Недоросля», они полностью отрицают идею просвещения: если Простакова объясняет свою позицию тем, что «без наук люди живут и жили», то Фамусов просто предлагает не церемонясь «собрать все книги бы да сжечь».

В драме Островского механик-самоучка Кулигин сталкивается с тупостью богатого купца Дикого. Так, желая принести пользу городу, Кулигин просит немного денег у купца на громоотвод, на что Дикой отвечает резким отказом, не желая расставаться с деньгами и в силу своей необразованности называя гром «Божьей карой». Как и в случае с Митрофаном, Простаковой и Скотининым, невежество Дикого «неизлечимо», образованные герои пьес так и не смогли образумить их и к концу пьес они духовно никак не изменяются.

Какая тема, считающаяся главной в комедии, получает свое развитие в данном фрагменте пьесы А. С. Грибоедова?

Главной темой в комедии «Горе от ума» является конфликт представителей «века минувшего» с представителями «веком нынешним».

Чацкий выступает здесь обличителем лжи, лицемерия, невежества и чинопочитания, а Фамусов и фамусовское общество – поклонниками всего вышеперечисленного.

В ответ на разоблачительный монолог Чацкого Фамусов называет его «карбонари» и «опасным человеком», которому нужно запретить «подъезжать к столицам». Фамусов своими репликами проявляет нам свой страх перед людьми, подобным Чацкому: прогрессивным, выступающим за просвещение России и противникам всего отжившего.

Что сближает с комедией «Горе от ума» другие произведения русской классики, обращенные к злободневным вопросам?

Подобно А. С. Грибоедову, к злободневным вопросам обращается Д. И. Фонвизин в комедии «Недоросль» и А. П. Чехов в комедии «Вишневый сад».

Как и Грибоедов, Фонвизин иллюстрирует общество, отрицающее идею просвещения и несправедливость общественного строя. Отрицательные герои обоих комедий (фамусовское общество – Простаковы, Скотинин) духовно обеднены, поэтому не видят смысла в получении глубоких знаний и заботятся только об обогащении.

На примере Раневской и Гаева Чехов показывает поколение уходящих в прошлое людей, а именно дворян, не желающих принимать действительность и живущих вчерашним днем. В подобном можно уличить и фамусовское общество, представителей «века минувшего», которые очень дорожат своей властью и опасаются, подобно Раневской и Гаеву, новых идей и взглядов.