Скачать презентацию лев николаевич толстой. Биография Льва Николаевича Толстого – презентации на тему Жизнь и творчество русского писателя, скачать бесплатно к классному часу


Художник, мыслитель, Человек. Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в имении Ясная Поляна Крапивенского уезда Тульской губернии в аристократической дворянской семье. «Матери своей я совершенно не помню. Мне было 1,5 года, когда она скончалась. …Она была нехороша собой, но хорошо образована для своего времени. Она знала…четыре языка…, хорошо играла на фортепиано, и … была большая мастерица рассказывать сказки» «Отец был среднего роста, хорошо сложенный, живой сангвиник, с приятным лицом и всегда грустными глазами. Отец никогда ни перед кем не унижался, не изменял своего бойкого, веселого и часто насмешливого тона. И это чувство собственного достоинства, которое я видел в нем, увеличивало мою любовь, мое восхищение перед ним» Мать – княжна Мария Николаевна Волконская () Отец – граф Николай Ильич Толстой ()


Род Толстых Первые летописные упоминания о роде Толстых относятся к XVI веку. Петр Андреевич, первый из рода Толстых получивший титул графа, был соратником Петра I Толстые были в родстве с семьями прославленных деятелей русской истории и культуры: Пушкиным А.С., П.Я. Чаадаевым, декабристами С.Г. Волконским, С.П. Трубецким, А.И. Одоевским


Детство После смерти отца (1837 г.) воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: «она научила меня духовному наслаждению любви». Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести «Детство».


Отрочество и юность Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. Два с половиной года он готовился к поступлению в университет. Решив стать дипломатом, Толстой держал экзамены на восточное отделение.


В Казани Он успешно выдержал экзамены по истории, географии, математике, статистике, русской словесности, логике, английскому, французскому, немецкому, латинскому, арабскому, турецкому и татарскому языкам и поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на юридический факультет, где проучился неполных два года. Занятия не вызывали у него живого интереса и он со страстью предался светским развлечениям. Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета «по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам», Толстой уехал в Ясную Поляну


Из дневника Л.Н. Толстого Какая будет цель моей жизни в деревне в продолжение 2 лет? - 1) Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в Университете. 2) Изучить практи- ческую медицину и часть теоретической. 3) Изу- чить языки: Французский, Русский, Немецкий, Английской, Итальянской, Латинской. 4) Изучить Сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое. 5) Изучить Историю, Географию и Статистику. 6) Изучить Математику, Гимнази- ческий курс. 7) Написать диссертацию. 8) Достиг- нуть средней степени совершенства в музыке и живописи. 9) Написать правила. 10) Получить некоторые познания в Естественных науках. 11)Составить сочинения из всех предметов, которые буду изучать. 1847г.


Кавказ В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Лев Николаевич Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу).


Крымская кампания В 1854 Лев Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Крымскую армию, в осажденный Севастополь, где он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную храбрость (награжден орденом св. Анны и медалями). В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы (собирался в том числе издавать журнал для солдат), здесь он начал писать цикл «севастопольских рассказов». В это время Толстой напишет: «Крымская война показала гнилость и бессилие крепостной России»


В кругу литераторов В ноябре 1855, после войны, Л.Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в кружок «Современника» в который входили Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, А.Н. Островский, И.А. Гончаров и другие. Л.Н.Тостого встретили как «великую надежду русской литературы» Однако в журнале Л.Н. Толстой работает недолго, и уже в 1856 году уезжает в Ясную поляну, а затем отправляется в поездку за границу.


Открытие школы В 1859 Лев Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны. Это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 он вторично отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы. Собственные идеи Толстой изложил в специальных статьях, доказывая, что основой обучения должна быть «свобода учащегося» и отказ от насилия в преподавании. В начале 1870-х гг. им были составлены «Азбука» и «Новая Азбука» для обучения детей грамоте.


Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей, с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, который испытывал бы при виде тонущих людей… Я хочу образования для народа…, чтобы спасти тех тонущих там Пушкиных,… Ломоносовых. А они кишат в каждой школе. Л. Толстой- А. А. Толстой. Декабрь 1874 года Л.Н. Толстой открыл 26 народных школ, где обучалось ребят.


О творчестве Л.Н.Толстого Много лет звучал суровый и правдивый голос, обличавший всех и всё; он рассказал нам о русской жизни почти столько же, как вся остальная наша литература. Историческое значение работы Толстого…- итог всего пережитого русским обществом за весь 19 век, и книги его останутся в веках, как памятник упорного труда, сделанного ГЕНИЕМ… М. Горький


Подведем итоги урока Интерпретируйте слова Л.Н. Толстого и о Л.Н. Толстом в рамках тех открытий, которые сделали на уроке. Без своей Ясной Поляны я трудно могу представить себе Россию и мое отношение к ней Л.Н.Толстой Толстой действительно огромный художник В. Короленко Нет человека более достойного имени гения, более сложного, противоречивого и во всем прекрасного М. Горький Толстой никогда не состарится. Он из тех гениев искусства, слова которых – живая вода. К.Федин



Беседа для детей 5-9 лет: «Лев Николаевич Толстой»

Дворецкая Татьяна Николаевна, ГБОУ Школа №1499 ДО №7, воспитатель
Описание: Мероприятие предназначено для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, воспитателей дошкольных учреждений, учителей младших классов и родителей.
Назначение работы: Беседа познакомит детей с великим русским писателем Львом Николаевичем Толстым, его творчеством и личным вкладом в детскую литературу.

Цель: приобщение детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к миру книжной культуры.
Задачи:
1. знакомить детей с биографией и творчеством писателя Льва Николаевича Толстого;
2. приобщить детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к литературным произведениям;3. формировать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение;
4. воспитывать у детей интерес к книге и ее героям;
Атрибуты для игр: канат, 2 корзины, муляжи грибов, шапка или маска - Медведя.

Предварительная работа:
- Прочитать сказки, рассказы, басни Льва Николаевича Толстого
- Организовать выставку детских рисунков по прочитанным произведениям

Вступительное слово в стихах

Дворецкая Т.Н.
Человек души большой
Лев Николаевич Толстой.
Известный писатель талантлив от Бога.
Мудрый учитель с душой педагога.
Был генератором смелых идей.
Школу открыл для крестьянских детей.
Лев Николаевич – великий мыслитель.
Родоначальник, благотворитель.
Знатного рода, графских кровей.
Думал о бедах простых он людей.
После себя оставил наследие
Знания стали энциклопедией.
Труды его и опыт бесценный капитал.
Для многих поколений, фундаментом он стал.
Писатель знаменитый, и в 21 веке
Мы с гордостью расскажем об этом человеке!


Ход беседы:
Ведущая: Дорогие ребята сегодня мы познакомимся с удивительным человеком и великим писателем.
(Слайд №1)
Под городом Тула есть такое место Ясная Поляна, где 9 сентября 1828 года, родился великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Он был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, княжна Мария Николаевна Волконская. Его отец – граф Николай Ильич – вел свою родословную от Ивана Ивановича Толстого, служившего воеводой при царе Иване Грозном.
(Слайд №2)
Детские годы маленького писателя прошли в Ясной Поляне. Лев Толстой начальное образование получил дома, уроки ему давали французские и немецкие преподаватели. Он рано потерял родителей. Мать Льва Толстого умерла, когда ему было полтора года, а отец скончался, когда мальчику шел девятый год. Осиротевших детей (трех братьев и сестру) взяла к себе их тетка, жившая в Казани. Она стала опекуном детей. В городе Казани Лев Толстой прожил шесть лет.
В 1844 году он поступил в Казанский университет. Занятия по программе и учебникам тяготили его и проучивший 3 года, он решает покинуть заведение. Лев Толстой уехал из Казани, на Кавказ, где его старший брат Николай Николаевич Толстой служил в действующей армии в чине офицера-артиллериста.


Молодому Льву Толстому хотелось проверить себя, храбрый ли он человек, и увидеть своими глазами, что такое война. Он поступил в армию, сначала был юнкером, потом сдав экзамены, получил младший офицерский чин.
Лев Николаевич Толстой был участником обороны города Севастополя. Награжден орденом святой Анны с надписью "За храбрость" и медалями "За защиту Севастополя.
Русские люди издавна славили смелость, храбрость и отвагу.
Послушайте, какие поговорки слагались на Руси:
Где смелость, там и победа.

Не теряй отвагу, назад ни шагу.
Солдатское дело - воевать храбро и умело.
Кто в бою не бывал, тот и храбрости не испытал.
Сейчас мы проверим, какие наши мальчики смелые и храбрые.
Выходите в центр зала. Проводится игра: Перетягивание каната.
Лев Толстой дважды ездил заграницу в 1850 и в 1860 годах.
(Слайд №3)
Вернувшись обратно в Ясную Поляну, родовое имение Лев Толстой открывает школу для крепостных детей. В то время в стране было крепостное право – это когда все крестьяне подчинялись и принадлежали помещику. Раньше даже в городах школ было не много, и в них учились только дети из богатых и знатных семей. В деревнях жили люди и были они поголовно безграмотны.


Лев Николаевич Толстой объявил, что школа будет бесплатная, что в ней не будет телесных наказаний. Дело в том, что в те времена было принято наказывать детей, их били розгами (тонким прутиком) за плохое поведение, за неправильный ответ, за не выученный урок, за непослушание.
(Слайд №4)
Сперва крестьяне пожимали плечами: где это видано, чтоб бесплатно учили. Люди сомневались, будет ли прок от таких уроков, если не посечь озорного, да ленивого ребенка.
В те времена в крестьянских семьях детей было много по 10 – 12 человек. И все они помогали по хозяйству родителям.


Но вскоре они увидели, что школа в Ясной Поляне не похожа, ни на какую другую.
(Слайд №5)
«Если, - писал Л.Н.Толстой - урок будет слишком труден, ученик потеряет надежду исполнить заданное, займется другим, и не будет делать никаких усилий; если урок слишком легок, будет то же самое. Нужно стараться, чтобы все внимание ученика могло быть поглощено заданным уроком. Для этого давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперед в учении».
(Слайд №6)
О силе знаний сохранились и дожили до наших дней народные пословицы:
Испокон века книга растит человека.
Добро того учить, кто слушает.
Азбука - к мудрости ступенька.
Век живи - век учись.
Мир освещается солнцем, а человек знанием.
Без терпенья нет ученья.
Грамоте учиться - всегда пригодится.

(Слайд №7)


В Толстовской школе, ребята учились читать, писать, считать, были у них уроки по истории, естествознанию, рисованию и пению. Дети чувствовали себя в школе свободно и весело. В классе маленькие ученики рассаживались, кто, где хотел: на лавках, на столах, на подоконнике, на полу. Каждый мог спросить учителя обо всем, о чем ни пожелает, разговаривал с ним, советовался с соседями, заглядывал к ним в тетрадки. Уроки превращались в общую интересную беседу, а иногда и в игру. На дом уроков не задавали.
(Слайд №8)
На переменах и после занятий Лев Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал им гимнастические упражнения, играл с ними в игры, бегал наперегонки. Зимой катался с детьми на санках с гор, летом водил их на речку или в лес за грибами и ягодами.


(Слайд №9)
Давайте ребята, и мы с Вами поиграем в игру: «Грибники»
Правила: Дети разбиваются на 2 команды, у каждой команды по 1 корзине. По сигналу дети собирают грибы.
Условие: в руки можно брать только 1 гриб.
Звучит музыка, дети собирают грибы и кладут в свою общую командную корзину.
Музыка затихает, на поляну выходит медведь (начинает реветь), грибники замирают и не двигаются. Медведь обходит грибников, если грибник зашевелился, медведь его съедает. (Съеденного грибника сажают на стул). По окончанию игры проводится подсчет грибов в корзинах. Выигрывает та команда, которая собрала больше всех грибов и у кого в команде больше грибников остались целыми и невредимыми.
(Слайд №10)
В то время книг для детей было мало. Лев Николаевич Толстой решает написать книгу для детей. Азбука вышла в 1872 году. В этой книге Лев Николаевич собрал лучшие сказки, басни, пословицы, рассказы, былины и поговорки. Маленькие поучительные произведения, заставляют детей во всем мире сочувствовать и переживать, радоваться и огорчаться.


(слайд №11)
Произведения, написанные Львом Николаевичем Толстым, хранят полезные и мудрые советы, учат понимать окружающий мир и взаимоотношения между людьми.
(Слайд №12)
Творчество Льва Николаевича Толстого настоящая кладовая для детей. Дети маленькие и внимательные слушатели, которые учатся любви, доброте, смелости, справедливости, находчивости, честности.
Дети – строгие судьи в литературе. Нужно, чтобы рассказы для них были написаны и ясно, и занимательно, и нравственно… Простота – это огромное и труднодостижимое достоинство.
Л.Н. Толстой.
(Слайд №13)
Лев Николаевич Толстой был мастер придумывать для детей разные игры и забавы. Вот некоторые из них. Попробуйте отгадать ребятки, интересные загадки.
По морю идет, а до берега дойдет – пропадает. (Волна)
На дворе горой, а в избе – водой. (Снег)
Кланяется, кланяется, придет домой – растянется. (Топор)
Семьдесят одежек, все без застежек. (Капуста)
Дедушка без топора мост мостит. (Мороз)
У двух матерей по пяти сыновей. (Руки)
Скручен, связан, по избе пляшет. (Веник)
Сам деревянный, а голова железная. (Молоток)
Всякому мальчику по чуланчику. (Печатка)


(Слайд №14)

Льва Николаевича Толстого писал для детей поговорки.
Где цветок, там и медок.
Неизведанный друг, не хорош для услуг.
Другу сколько можно помогай.
Красна птица пером, а человек умом.
Капля мала, а по капле море.
Не бери горсткой, а бери щепоткой.
Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.
Лето собирает, зима съедает.
Умей взять, умей и дать.
Сразу всему не научишься.
Ученье свет, не ученье - тьма.
Конец - делу венец.

Ведущая: Ну, а в конце нашего мероприятия приглашаем Вас, поиграть в подвижную игру:
«Золотые ворота» .


Правила игры: Двое ведущих берутся за руки и строят «ворота» (поднимают сомкнутые руки вверх). Остальные играющие берутся за руки и начинают водить хоровод, проходя под «воротами». Хоровод нельзя разрывать! Нельзя останавливаться!
Все играющие хором произносят слова (припевая)

«Золотые ворота, проходите, господа:
Первый раз прощается,
Второй раз воспрещается,
А на третий раз не пропустим вас!»

Когда звучит последняя фраза, «ворота закрываются» - водящие опускают руки и ловят, запирают тех участников хоровода, которые оказались внутри «ворот». Тех, кого поймали, тоже становятся «воротами». Когда «ворота» разрастутся до 4-х человек, можно разделить их и сделать двое ворот, а можно оставить и просто гигантские «ворота». Если в игре «господ» осталось мало, приходить под воротами желательно передвигаясь змейкой. Игра, обычно, идет до двух последних не пойманных игроков. Они становятся новыми ведущими, образуют новые ворота.
(Слайд №14 и №15)

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Разделы: Литература

Цели урока:

  • познакомить учащихся с жизнью и мировоззрением великого русского писателя Л.Н.Толстого;
  • вызвать интерес к личности и творчеству автора;
  • развивать умение учащихся вести конспект: определять и записывать основные мысли, тезисы.

Оборудование:

  • портрет Л.Н. Толстого;
  • презентация PowerPoint (Приложение );
  • выставка книг с произведениями Л.Н. Толстого;
  • иллюстрации к произведениям Л.Н.Толстого.

"Толстой – величайший и единственный
гений современной Европы, высочайшая
гордость России, человек, одно имя
которого – благоухание, писатель
великой чистоты и святыни…"
А.А. Блок

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

В этом году исполнилось бы 180 лет со дня рождения великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Его произведения вошли в сокровищницу мировой литературы: их изучают в школах и вузах, ими зачитываются как русские, так и зарубежные читатели.

Сегодня вы узнаете о судьбе этого талантливого человека. Надеюсь, что это знакомство разбудит интерес к творчеству и мировоззрению писателя, даст возможность лучше понять его труды, по-новому взглянуть на уже прочитанные произведения.

И начать мне хотелось бы со слов А.А.Блока, которые вынесены в эпиграф к нашему занятию "Толстой – величайший и единственный гений современной Европы, высочайшая гордость России, человек, одно имя которого – благоухание, писатель великой чистоты и святыни…”

II . Оформление записи темы урока и эпиграфа в тетради.

III . Презентация биографии Л.Н.Толстого – лекция учителя. Класс составляет краткий конспект лекции.

Граф Лев Николаевич Толстой – потомок двух знатных дворянских родов: графов Толстых и князей Волконских (по материнской линии) – родился 28 августа (9 сентября) в усадьбе Ясная Поляна. Здесь он прожил большую часть жизни, написал большинство произведений, в том числе, романы, вошедшие в золотой фонд мировой литературы: “Война и мир”, “Анна Каренина”, “Воскресение”.

“Радостный период детства”

Слайды 6–7.

Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе "ее духовный облик": некоторые черты матери (блестящее образование, чуткость к искусству, склонность к рефлексии и даже портретное сходство Толстой придал княжне Марье Николаевне Болконской ("Война и мир"). Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте (послужил прототипом Николая Ростова), тоже умер рано (1837). Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: "она научила меня духовному наслаждению любви". Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести "Детство".

Казанский университет

Слайд 8

Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на юридический факультет, где проучился неполных два года: занятия не вызывали у него живого интереса и он со страстью предался светским развлечениям. Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета "по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам", Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном), "практическую медицину", языки, сельское хозяйство, историю, географическую статистику, написать диссертацию и "достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи".

После лета в деревне, осенью 1847 Толстой уехал сначала в Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете. Образ его жизни в этот период часто менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены, то страстно отдавался музыке, то намеревался начать чиновную карьеру, то мечтал поступить юнкером в конногвардейский полк. Религиозные настроения, доходившие до аскетизма, чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам. Однако именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло серьезное желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски.

“Война и свобода”

В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу). Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни, поразившая Толстого по контрасту с бытом дворянского круга и с мучительной рефлексией человека образованного общества, дали материал для автобиографической повести "Казаки" (1852-63). Кавказские впечатления отразились и в рассказах "Набег " (), "Рубка леса" (), а также в поздней повести "Хаджи-Мурат " (1896-1904, опубликована в 1912). Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот "край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи - война и свобода". На Кавказе Толстой написал повесть "Детство" и отправил ее в журнал "Современник", не раскрыв своего имени (напечатана в под инициалами Л. Н.; вместе с позднейшими повестями "Отрочество", 1852-54 , и "Юность", 1855–57, составила автобиографическую трилогию). Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее признание.

В 1854 Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Крымскую армию, в осажденный Севастополь, где он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную храбрость (награжден орденом св. Анны и медалями). В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы, здесь он начал писать цикл "севастопольских рассказов", вскоре напечатанных и имевших огромный успех (очерк "Севастополь в декабре месяце" прочитал даже Александр II). Первые произведения Толстого поразили литературных критиков смелостью психологического анализа и развернутой картиной "диалектики души" (Н. Г. Чернышевский). Некоторые замыслы, появившиеся в эти годы, позволяют угадывать в молодом артиллерийском офицере позднего Толстого-проповедника: он мечтал об "основании новой религии" - "религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической".

В кругу литераторов и за границей

Годы перелома круто изменили личную биографию писателя, обернувшись разрывом с социальной средой и приведя к семейному разладу (провозглашенный Толстым отказ от владения частной собственностью вызывал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены). Пережитая Толстым личная драма нашла отражение в его дневниковых записях.

Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д.П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрел уже мировую известность не только как писатель, но и как религиозный мыслитель, проповедник новой веры, следила вся Россия. Событием общероссийского масштаба стали похороны Толстого в Ясной Поляне.

Заключительное слово учителя:

Л.Н.Толстой – гениальный художник слова, интерес к творчеству которого с годами не только не ослабевает, а наоборот – растет. Находясь всю жизнь в поиске истины, в своих произведениях он делиться своими открытиями и переживаниями. Произведения Толстого можно перечитывать неоднократно, всякий раз находя в них все новые и новые мысли. Поэтому закончить этот урок я хотела бы словами А. Франса: “Своей жизнью он провозглашает искренность, прямоту, целеустремленность, твердость, спокойный и постоянный героизм, он учит, что надо быть правдивым и надо быть сильным… Именно потому, что он был полон силы, он всегда был правдив!”

Запись домашнего задания.

Использованная литература:

  1. Майорова О.Е. Лев Николаевич Толстой – Биография.
  2. Материалы сайта www.yasnayapolyana.ru.
  3. Большой энциклопедический справочник школьника по литературе. – М., 2005 г.

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в имении Ясная Поляна Крапивенского уезда Тульской губернии в аристократической дворянской семье. Дом в Ясной Поляне.

Cлайд 4

По своему происхождению Лев Николаевич принадлежал к знаменитым дворянским фамилиям Толстых (со стороны отца) и Волконских (со стороны матери), давших ряд государственных и военных деятелей известных в истории России. Николай Сергеевич Волконский, дед Л.Н. Толстого. Екатерина Дмитриевна Волконская, бабка Л.Н.Толстого. Илья Андреевич Толстой, дед Л.Н.Толстого. Пелагея Николаевна Толстая, бабка Л.Н.Толстого.

Cлайд 5

Мария Николаевна Волконская в детстве, мать Л.Н.Толстого. Николай Ильич, отец Л.Н.Толстого. У Марии Николаевны и Николая Ильича было 4 сына: Николай, Сергей, Дмитрий, Лев, и долгожданная дочь Мария. Однако ее появление на свет оказалось для Толстых неутешным горем: во время родов в 1830 году скончалась Мария Николаевна. А в 1837 году умер Николай Ильич. Воспитательницей детей была их дальняя родственница Татьяна Александровна Ергольская. В 1841 году детей забирает родная тетка Пелагея Ильинична Юшкова, которая жила в Казани.

Cлайд 6

В 1844 году Лев Николаевич поступает в Казанский университет на отделение восточных языков, затем переходит на юридический факультет. Казенное преподавание не удовлетворяло его пытливый ум, и в 1847 году Толстой подал прошение об увольнении его из числа слушателей. Толстой – студент. Здание Казанского университета.

Cлайд 7

Лев Николаевич Толстой покидает Казань и возвращается в Ясную Поляну. А в 1850 году он определяется на службу в канцелярию Тульского губернского правления, но служба тоже не удовлетворяет его. Под влиянием своего старшего брата Николая Л. Н. Толстой в 1851 году уезжает на Кавказ и поступает добровольцем на службу в артиллерию. Брат писателя Н.Н.Толстой.

Cлайд 8

В 1854-1855 годах Толстой участвовал в героической обороне Севастополя. Это время было для него школой военного и гражданского мужества. Опыт, полученный им в сражениях, помог впоследствии Толстому-художнику достичь подлинного реализма в батальных сценах «Войны и мира». В осажденном Севастополе Толстой написал «Севастопольские рассказы». Впервые в русской литературе писатель избрал своими героями солдат и матросов, сражавшихся за Родину. Л.Н.Толстой. Публикация «Севастопольских рассказов» в журнале «Современник».

Cлайд 9

В начале ноября 1855 года Толстой был отправлен курьером в Петербург. Он остановился у И.С.Тургенева, в его квартире на Фонтанке, у Аничкова моста. В Петербурге Тургенев ввел Толстого в круг известных литераторов, способствовал его литературному успеху. Особенно сблизился Толстой с писателями, группировавшимися вокруг «Современника». Л.Н.Толстой в группе писателей «Современника».

Cлайд 10

Настойчивые советы Тургенева оставить военную службу все-таки имели действие на Толстого: он подал прошение об отставке и в ноябре 1856 года получил увольнение от военной службы, а в начале 1857 года отправился в свое первое заграничное путешествие через Варшаву в Париж. Париж

Cлайд 11

Из Франции Толстой в начале марта 1861 года прибыл в Лондон. Здесь ему посчастливилось присутствовать на лекции Чарльза Диккенса, который был одним из самых любимых писателей Толстого; его портрет он поместил в своем яснополянском кабинете среди портретов близких людей. Из Лондона Толстой возвращается в Россию через Брюссель. Лондон.

Cлайд 12

Cлайд 13

Сразу же после свадьбы Лев Николаевич и Софья Андреевна уехали в Ясную Поляну, где прожили почти безвыездно 20 лет. В Софье Андреевне он нашел прилежную помощницу в своем литературном труде. Она бесконечное число раз разбирала и переписывала трудные для чтения рукописи писателя, счастливая тем, что первая читает его произведения. С.А.Толстая. Л.Н.Толстой.

Cлайд 14

С 1882 года Толстой с семьей жил Москве На писателя произвели впечатление противоречия большого капиталистического города, каким к тому времени стала Москва. Это обострило духовный кризис, приведший Толстого к разрыву с дворянским кругом, к которому он принадлежал. Семья Л.Н.Толстого.

Cлайд 15

28 октября 1910 года в шестом часу утра Толстой навсегда покинул Ясную Поляну. Он и его спутники направлялись через Козельск на юг России. В дороге Толстой заболел воспалением легких и вынужден был сойти с поезда на станции Астапово. В доме начальника станции прошли последние семь дней жизни писателя. 7 ноября в 6 часов 5 минут утра Толстой скончался. Похороны в Ясной Поляне.

Cлайд 16

Могила Л.Н.Толстого в Ясной Поляне. Смерть Толстого вызвала волну антиправительственных демонстраций: бастовали рабочие заводов; в Петербурге, у Казанского собора, произошла студенческая демонстрация; волнения и беспорядки происходили в Москве и в других городах.

Cлайд 17

Cлайд 18

1828. 28 августа (9 сентября нового стиля) Лев Николаевич Толстой родился в имении Ясная Поляна, Крапивенского уезда, Тульской губернии. 1841. После смерти матери (1830 г.) и отца (1837 г.) Л. Н. Толстой с братьями и сестрой переезжает в Казань, к опекунше П. И. Юшковой. 1844 - 1847. Л.Н.Толстой учится в Казанском университете - сначала на философском факультете по разряду арабско-турецкой словесности, затем на юридическом факультете. 1847. Не окончив курса, Толстой уходит из университета и приезжает в Ясную Поляну, полученную им в собственность по раздельному акту. 1849. Поездка в Петербургский университет держать экзамены на степень кандидата. 1849. Л.Н.Толстой возвратился в Ясную Поляну. 1851. Л.Н.Толстой пишет рассказ «История вчерашнего дня» - первое своё литературное произведение (незаконченное). В мае Толстой едет на Кавказ, участвует добровольцем в военных действиях. ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Л. Н. ТОЛСТОГО 1859.

Cлайд 19

1860 - 1861 Л. Н. Толстой изучает постановку школьного дела за границей во время второй заграничной поездки по Европе. В мае Л.Н.Толстой возвращается в Ясную Поляну. 1861 - 1862. Л.Н.Толстой - мировой посредник, защищает интересы крестьян; тульское губернское дворянство, недовольное им, требует отстранения его от должности. Написана повесть «Поликушка». 1862 Л. Н. Толстой издаёт педагогический журнал «Ясная Поляна», окончил повесть «Казаки». 1863 - 1869. Л.Н.Толстой работает над романом «Война и мир». 1868. Л.Н.Толстой начинает работать над «Азбукой», окончил в 1872 г. 1872. В Ясной Поляне возобновляется педагогическая деятельность Л.Н.Толстого, прерванная после обыска, собирается съезд учителей народных школ. Л.Н.Толстой пытается создать в Ясной Поляне курсы подготовки учителей. Работа над рассказами для детей. 1873. Толстой начал писать роман «Анна Каренина», окончил в 1877 г. В июне - августе Л.Н.Толстой участвует в помощи голодающим крестьянам Самарской губернии.

Cлайд 20

1901 - 1902. Л.Н.Толстой живёт во время болезни в Крыму, где часто встречается с А.П.Чеховым и А.М.Горьким. 1903. Л.Н.Толстой написал рассказ «После бала». 1905 - 1908. Л.Н.Толстой пишет статьи «За что?», «Не могу молчать!» и др. Л.Н. Толстой. 1895 год.

Слайд 1

Лев Николаевич Толстой Родился 28(9).8.1828 Умер 7(20).11.1910

Подготовил …

Слайд 2

Родился 28 августа 1828 года в Крапивенском уезде Тульской губернии, в наследственном имении матери - Ясной Поляне. Был четвёртым ребёнком; у него было три старших брата и сестра

Слайд 3

Его образование шло сначала под руководством гувернёра-француза Сен-Тома́ заменившего собою добродушного немца Ресельмана, которого он изобразил в произведении «Детство» под именем Карла Ивановича.

Слайд 4

В 1841 году П. И. Юшкова, взяв на себя роль опекунши своих несовершеннолетних племянников (совершеннолетним был только старший - Николай) и племянницы, привезла их в Казань.

Тетя Писателя

Слайд 5

Вслед за братьями Николаем, Дмитрием и Сергеем Лев решил поступить в Императорский Казанский университет. Из-за конфликта его домашних с преподавателем российской и всеобщей истории и истории философии, профессором Н. А. Ивановым, по результатам года имел неуспеваемость по соответствующим предметам и должен был заново пройти программу первого курса. Во избежание полного повторения курса он перешёл на юридический факультет, где его проблемы с оценками по российской истории и немецкому продолжались. На юридическом факультете Лев Толстой пробыл менее двух лет.

Слайд 6

Находясь в казанском госпитале, начал вести дневник, где, подражая Франклину, ставил себе цели и правила по самосовершенствованию и отмечал успехи и неудачи в выполнении этих заданий, анализировал свои недостатки и ход мыслей, мотивы своих поступков.

Слайд 7

Бросив университет, Толстой с весны 1847 года поселился в Ясной Поляне; его деятельность там отчасти описана в «Утре помещика»: Толстой пытался наладить по-новому отношения с крестьянами.

Фотографии Ясной поляны

Слайд 8

Ясная поляна Башни въезда http://pyat-pyat.ru

Слайд 9

Дом Л.Н.Толстого

Слайд 10

Прешпект Башня-вышка

Слайд 11

Яблоневый сад Большой пруд

Слайд 12

С купания На прогулке Около дома

Слайд 13

С внучкой Таней С женой

Слайд 14

Конные прогулки

Слайд 15

На террасе

На клумбе около дома

Слайд 16

Игра в городки

Слайд 17

Зимняя прогулка на прешпекте

Слайд 18

Могила Л.Н.Толстого

Слайд 19

Позднее приезжал в Москву, где часто поддавался страсти к игре, немало расстраивая этим свои денежные дела. В этот период жизни Толстой особенно страстно интересовался музыкой (он сам неплохо играл на рояле и очень ценил любимые произведения в исполнении других).

Слайд 20

Зимой 1850-1851 гг. начал писать «Детство». В марте 1851 года написал «Историю вчерашнего дня».

Слайд 21

После оставления университета прошло 4 года, когда в Ясную Поляну приехал служивший на Кавказе брат Льва Николаевича Николай, который пригласил младшего брата присоединиться к военной службе на Кавказе. Лев согласился не сразу, пока крупный проигрыш в Москве не ускорил окончательное решение.

Слайд 22

Чтобы расплатиться по долгам- и весной 1851 года Толстой торопливо уехал из Москвы на Кавказ без определённой цели. Вскоре он решил поступить на военную службу, но явились препятствия в виде отсутствия нужных бумаг. На Кавказе Толстой оставался два года, участвуя во многих стычках с горцами и подвергаясь опасностям военной кавказской жизни. Он имел права и притязания на Георгиевский крест, но не получил его. Когда в конце 1853 г. вспыхнула Крымская война, Толстой перевёлся в Дунайскую армию, участвовал в сражении при Ольтенице и в осаде Силистрии, а с ноября 1854 г. по конец августа 1855 г был в Севастополе. «Севастопольские рассказы», окончательно укрепили его репутацию как представителя нового литературного поколения, и в ноябре 1856 года писатель навсегда расстаётся с военной службой.

Слайд 23

В Петербурге его радушно встретили в великосветских салонах и в литературных кружках; особенно близко сошёлся он с Тургеневым, с которым какое-то время жил на одной квартире. Последний ввёл его в кружок «Современника», после чего у Толстого установились дружеские отношения с Некрасовым, Гончаровым, Григоровичем, Дружининым.

Слайд 24

В это время были написаны «Метель», «Два гусара», закончены «Севастополь в августе» и «Юность», продолжено написание будущих «Казаков». Весёлая жизнь не замедлила оставить горький осадок в душе Толстого тем более, что у него начался сильный разлад с близким ему кружком писателей. В результате «люди ему опротивели и сам он себе опротивел» - и в начале 1857 года Толстой без всякого сожаления оставил Петербург и отправился за границу.

Слайд 25

Последний роман был им опубликован в «Русском вестнике» Михаила Каткова. Сотрудничество Толстого с журналом «Современник», продолжавшееся с 1852 года, завершилось в 1859 году. В этом же году Толстой принял участие в организации Литературного фонда. Но жизнь его не исчерпывается литературными интересами: 22 декабря 1858 года он едва не погибает на медвежьей охоте. Приблизительно в это же время у него завязывается роман с крестьянкой Аксиньей, зреют планы женитьбы.

Слайд 26

Позже Толстой вернулся в Россию. В отличие от тех, кто смотрел на народ как на младшего брата, которого надо поднять до себя, Толстой думал, наоборот, что народ бесконечно выше культурных классов и что господам надо заимствовать высоты духа у мужиков. Он деятельно занялся устройством школ в своей Ясной Поляне и во всём Крапивенском уезде.

«Война и мир» Небывалый успех выпал на долю «Войны и мира». Отрывок из романа под названием «1805 год» появился в «Русском вестнике»1865 года; в 1868 году вышли три его части, за которыми вскоре последовали остальные две. Выходу «Войны и мира» предшествовал роман «Декабристы» (1860-1861), к которому автор неоднократно возвращался, но который остался незаконченным. В романе Толстого представлены все классы общества, от императоров и королей до последнего солдата, все возрасты и все темпераменты на пространстве целого царствования Александра I.