Фридрих шиллер - биография, информация, личная жизнь. Общая характеристика творчества Ф

Фридрих Шиллер – немецкий поэт, философ, теоретик искусства и драматург, профессор истории и военный врач. Вошел в историю литературы, как один из ярчайших представителей гуманизма.

Мать Шиллера, в противоположность отцу, отличалась мягкостью, сострадательностью и добротой. Она любила собирать возле себя детей и читать им стихи и разную христианскую литературу.

В 1764 г. семейство Шиллеров переехало в город Лорх. В данный период биографии мальчик серьезно заинтересовался . Его преподавателем был местный священник, который оказал серьезное влияние на становление личности Шиллера. Был момент, когда будущий поэт даже хотел стать священнослужителем.

Через несколько лет глава семейства получил должность садовника в герцогском замке. Благодаря этому Фридрих мог свободно посещать придворный театр, где ставились разные постановки.

Театр произвел неизгладимое впечатление на Шиллера, в результате чего он вместе с сестрами часто ставил дома спектакли, выступая перед родителями.

Достигнув 14-летнего возраста, Фридрих был отправлен в военную школу. Пребывание в данном учебном заведении стало одним из самых тяжелых периодов в его биографии.

В школе была строжайшая дисциплина, нарушение которой могло обернуться для ученика серьезными последствиями. За малейшую оплошность юношей могли высечь розгами или наложить на них денежный штраф.

Тем не менее, годы, проведенные в школе, не сломили Шиллера, а наоборот – закалили его характер. Они зажгли в нем бунтарский дух, который проявится в будущих произведениях драматурга.

В 1776 г. Фридрих Шиллер перевелся на медицинское отделение. В том же году он опубликовал свой первый стих – «Вечер». В это время биографии он серьезно увлекся творчеством .

Произведения английского драматурга вдохновили его создать трагедию «Разбойники», принесшую ему большую популярность.

После окончания учебы в 1780 г. Шиллер работал врачом в Штутгарте. Однако назвать его хорошим специалистом было сложно, поскольку он никогда не испытывал интереса к .

Произведения Шиллера

На следующий год после публикации «Разбойников», из-под пера Шиллера вышло собрание стихотворений «Антология на 1782 год». В скором времени он издал трагедию «Коварство и любовь».

В этот период биографии поэт испытывал материальные трудности, по причине чего он согласился за весьма скромный гонорар напечатать драму «Заговор Фиеско в Генуе».

В середине 1790-х годов Шиллер написал философское произведение «Письма об эстетическом воспитании человека», а также опубликовал баллады «Ивиковы журавли», «Поликратов перстень» и «Дайвер».

Наибольшую известность Фридриху Шиллеру принесли следующие произведения:

  • «Валленштейн» (трилогия);
  • «Мария Стюарт»;
  • «Орлеанская дева»;
  • «Ода к радости»;
  • «Вильгельм Телль».

Личная жизнь

За свою биографию Шиллер неоднократно влюблялся в женщин, делая им предложения руки и сердца. Однако каждый раз он слышал отказы по причине своей материальной несостоятельности.

Когда Фридриху исполнился 31 год, он познакомился с Шарлоттой фон Ленгефельд. Парень был очарован своей возлюбленной и вскоре решился сделать ей предложение, на что та ответила согласием. Молодые люди сыграли свадьбу в 1790 г.

Портрет Шарлотты фон Ленгефельд

Интересно, что Шиллер неоднократно отзывался о супруге, как об очень умной и мудрой женщине. Однако друзья поэта напротив отмечали, что Шарлотта являлась простой и весьма недалекой девушкой.

Смерть

За 3 года до своей кончины Фридрих был удостоен дворянского титула, что стало для него полной неожиданностью. Он скептически относился к этому титулу, однако все же принял его исключительно для того, чтобы жена и дети могли безбедно существовать после его смерти.

В скором времени у Шиллера обнаружили туберкулез, в связи с чем состояние его здоровья с каждым днем все больше ухудшалось.

Памятник Гёте и Шиллеру в Веймаре

Изначально поэта похоронили в склепе Кассенгевельбе, но спустя 20 лет его решили перезахоронить. Стоит заметить, что идентифицировать прах Шиллера было очень сложно.

По этой причине археологи наугад выбрали одни из останков, находившихся в склепе, объявив, что именно они принадлежат драматургу. Затем их вновь похоронили в княжеской усыпальнице рядом с могилой его друга Иоганна Гете.

На этом история с захоронением Фридриха Шиллера не закончилась. Позже биографы начали спорить о подлинности тела писателя. В итоге, в 2008 г. ученые провели эксгумацию, которая показала, что останки Шиллера принадлежат трем разным людям.

На сегодняшний день найти подлинный прах поэта практически невозможно, поэтому его могила остается пустой.

Если вам понравилась краткая биография Фридриха Шиллера – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще и в частности – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!

Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер (10.11.1759 - 9.05.1805) - выдающийся немецкий поэт, драматург, историк, автор ряда теоретических работ по искусству, один из создателей литературы нового времени в Германии. Его перу принадлежат такие известные произведения как трагедия "Разбойники" (1781-82), "Валленштейн" (1800), драмы "Коварство и любовь" (1784), "Дон Карлос", "Вильгельм Телль" (1804), романтическая трагедия "Орлеанская дева" (1801).

Жизнь Шиллера была тесно связана с армией. Отцом Фридриха Кристофа был Иоганн Каспар Шиллер - фельдшер, офицер, находящийся на службе у вюртембергского герцога; после окончания в 1772 году латинской школы в Людвигсбурге Шиллер был зачислен именно в военную школу (там писатель изучал медицину и юриспруденцию), позднее получившую статус академии; по окончании последней в 1780 году Шиллер получил назначение в Штутгарт на должность полкового врача.

Шиллеру запрещали писать. Отлучившемуся из полка в Мангейм на представление своей первой трагедии "Разбойники", Шиллеру выдали запрет на написание чего-либо, кроме сочинений на медицинскую тему. Подобный выпад против его литературного творчества заставил Шиллер предпочесть владениям герцога, в которых он на тот момент находился, другие немецкие земли.

Шиллер писал пьесы специально для театров. Летом 1783 года интендант Мангеймского театра заключил с Шиллером контракт, по которому драматург должен быть писать пьесы специально для постановки на мангеймской сцене. Начатые до заключения этого театрального договора драмы "Коварство и любовь" и "Заговор Фиеско в Генуе" как раз и были поставлены в Мангейме. После них контракт с Шиллером, несмотря на оглушительный успех "Коварства и любви", возобновлён не был.

Шиллер занимался историей. В 1787 году Шиллер переехал в Веймар, а в 1788 занялся редакцией "Истории замечательных восстаний и заговоров", серии книг, посвящённых разнообразным историческим пертурбациям в обществе. В рамках своей работы Шиллер раскрыл тему самоопределения Нидерландов, получивших свободу от испанского владычества. В 1793 году писатель выпустил в свет "Историю Тридцатилетней войны". Кроме того, историческими темами так и пестрит вся его многообразная драматургия. Шиллер пишет и о Жанне Д"Арк, и о Марии Стюарт, не обходит своим вниманием легендарного швейцарского героя Вильгельма Телля и многих-многих других.

Шиллер был знаком с Гёте. Знакомство двух классиков немецкой литературы произошло в 1788 году, а уже в 1789 при помощи Гёте Шиллер получил должность профессора истории в Йенском университете. Впоследствии писатели вели друг с другом переписку литературно-эстетического характера, выступили соавторами в цикле эпиграмм "Ксении". Дружба с Гёте сподвигла Шиллера на создание таких знаменитых лирических произведений как "Перчатка", "Поликратовов перстнь", "Ивиковы журавли".

Шиллер восторженно встретил Великую французскую революцию. Несмотря на одобрение писателем падения феодального строя, к произошедшему во Франции Шиллер отнёсся с некоторой долей опасения: ему не понравилась и казнь Людовика XVI, и поднимающая голову якобинская диктатура.

Шиллеру помогал деньгами наследный принц. Несмотря на профессуру в Йенском университете, доходы Шиллера были крайне малы, денег не хватало даже на самое необходимое. Наследный принц Фр.Кр. фон Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Августенбург решил оказать помощь поэту и три года (с 1791 по 1794) выплачивал ему стипендию. С 1799 года она была увеличена в два раза.

За жизнь Шиллер много раз влюблялся. В юности идеалами поэта были Лаура Петрарки и Франциска фон Гогенгей, метресса виртембергского герцога, впоследствии жена Карла и новая герцогиня. Семнадцатилетний Шиллер был в полном восторге от прелестной и знатной Франциски, в ней он видел сосредоточение всех добродетелей и именно её он вывел в своей знаменитой драме "Коварство и любовь" под именем леди Мильфорд. Позднее Шиллер стал испытывать чувства к более реальным женщинам, с которыми вполне мог связать себя узами брака, но по ряду причин этого не сделал. В имении Генриетты Вольцоген, где поэт укрывался от преследования герцога, он влюбился в дочь приютившей его женщины - Шарлоту, однако ни сама девушка, ни её мать не проявили к Шиллеру достаточной пылкости: девушка любила другого, а матери не нравилось шаткое положение поэта в обществе. Одну из главных ролей в жизни и литературной деятельности Шиллера было суждено сыграть ещё одной Шарлотте - замужней даме по фамилии Маршальк фон Остгейм, по мужу Кальб. Однако любовь к Шарлотте не мешала Шиллеру увлекаться и другими женщинами, такими как актрисы, играющие в спектаклях, поставленных по его пьесам, или просто красивые девушки, любящие литературу и искусство. На одной из последних - Маргарите Шванн, Шиллер чуть было не женился. Остановило поэта то, что он при этом хотел бы жениться ещё и на Шарлотте, да и отец Маргариты не дал своего согласия на брак. Отношения с Шарлоттой закончились совсем прозаично - поэт охладел к женщине, не решившейся ради него на развод с мужем. Женой Шиллера стала Шарлота фон Ленгфельд, с которой поэт познакомился в 1784 году в Мангейме, но реально обратил на неё внимание только спустя три года. Интересно, что любовь к Шарлотте какое-то время граничила в душе Шиллера вместе с любовью к её старшей сестре Каролине, которая ради счастья сестры и любимого Фридриха вышла замуж за нелюбимого человека и ушла с их дороги. Свадьба Шиллера состоялась 20 февраля 1790 года.

В зрелом творчестве Шиллера отразился конфликт между просветительским идеалом и реальной действительностью. Наиболее показательно в этом плане стихотворение 1795-го года "Идеал и жизнь", а также поздние трагедии немецкого драматурга, в которых ставится проблема свободного мироустройства на фоне ужасающей по своей жесткости общественной жизни.

Шиллер был дворянином. Дворянство Шиллеру было пожаловано императором Священной римской империи германской нации Франциском II в 1802 году.

У Шиллера было слабое здоровье. На протяжении почти всей жизни поэт часто болел. Под конец жизни у Шиллера развился туберкулёз. Умер писатель 9 мая 1805 года в Веймаре.

Творчество Шиллера высоко ценили в России. Классическими переводами Шиллера в русской литературе считаются переводы Жуковского. Кроме того произведения Шиллера переводили Державин, Пушкин, Лермонтов, Тютчев и Фет. Высоко ценили творчество немецкого драматурга Тургенев, Лев Толстой, Достоевский.

нем. Johann Christoph Friedrich von Schiller

немецкий поэт, философ, теоретик искусства и драматург, профессор истории и военный врач

Фридрих Шиллер

Краткая биография

– выдающийся немецкий драматург, поэт, видный представитель романтизма, один из создателей национальной литературы Нового времени и самых значимых персон немецкого Просвещения, теоретик искусства, философ, историк, военврач. Шиллер был популярен на всем континенте, многие его пьесы по праву вошли в золотой фонд мировой драматургии.

Родился Иоганн Кристоф Фридрих в г. Марбахе-на-Неккаре 10 ноября 1759 г. в семье офицера, полкового фельдшера. Семья жила небогато; мальчик воспитывался в атмосфере религиозности. Начальное образование он получил благодаря пастору местечка Лорх, куда в 1764 г. переехала их семья, а позднее учился в латинской школе Людвигсбурга. В 1772 г. Шиллер оказывается среди учащихся военной академии: туда он был определен по распоряжению герцога Вюртемберского. И если с детских лет он мечтал о службе священника, то здесь стал изучать юриспруденцию, а с 1776 г., после перехода на соответствующий факультет - медицину. Еще в первые годы пребывания в этом учебном заведении Шиллер не на шутку увлекся поэтами «Бури и натиска» и сам немного начал сочинять, решив посвятить себя поэзии. Его первое произведение - ода «Завоеватель» - появилась в журнале «Немецкие хроники» весной 1777 г.

После получения в 1780 г. диплома его определяют войсковым врачом и направляют в Штутгарт. Здесь увидела свет его первая книга - стихотворный сборник «Антология на 1782 г.». В 1781 г. он за свои деньги издает драму «Разбойники». Чтобы попасть на поставленный по ней спектакль, Шиллер в 1783 г. уехал в Мангейм, за что был впоследствии арестован и получил запрет на написание литературных произведений. Впервые поставленная в январе 1782 г. драма «Разбойники» пользовалась серьезным успехом и ознаменовала собой приход в драматургию нового талантливого автора. Впоследствии за это произведение в революционные годы Шиллеру дадут звание почетного гражданина Французской республики.

Суровое наказание заставило Шиллера покинуть пределы Вюртемберга и осесть в небольшой деревне Оггерсейм. С декабря 1782 г. до июля 1783 г. Шиллер жил в Бауербахе под чужим именем в поместье старинной знакомой. Летом 1783 г. Фридрих возвратился в Мангейм для подготовки постановки своих пьес, и уже 15 апреля 1784 г. его «Коварство и любовь» принесла ему славу первого немецкого драматурга. Вскоре его нахождение в Мангейме было легализовано, однако в последующие годы Шиллер жил в Лейпциге, а затем с начала осени 1785 г. по лето 1787 г. - в расположенной недалеко от Дрездена деревеньке Лошвиц.

21 августа 1787 г. ознаменовало новую важнейшую веху в биографии Шиллера, связанную с его переездом в центр национальной литературы - Веймар. Туда он прибыл по приглашению К. М. Вилонда для того, чтобы сотрудничать с литературным журналом «Немецкий Меркурий». Параллельно в 1787-1788 гг. Шиллер выступал издателем журнала «Талия».

Знакомство с крупными фигурами из мира литературы и науки заставило драматурга переоценить свои способности и достижения, посмотреть на них более критично, ощутить дефицит познаний. Это привело к тому, что почти на десяток лет он отказался от собственно литературного творчества в пользу углубленного изучения философии, истории, эстетики. Летом 1788 г. был опубликован первый том работы «История отпадения Нидерландов», благодаря которой Шиллер заслужил репутацию блестящего исследователя.

Хлопотами друзей он получил в Йенском университете звание экстраординарного профессора философии и истории, в связи с чем 11 мая 1789 г. переехал в Йену. В 1799 г., в феврале, Шиллер женился и параллельно работал над «Историей Тридцатилетней войны», опубликованной в 1793 г.

Обнаруженный в 1791 г. туберкулез мешал Шиллеру работать в полную силу. В связи с болезнью он должен был на какое-то время отказаться от чтения лекций - это сильно пошатнуло его материальное положение, и, если бы не своевременные хлопоты приятелей, он оказался бы в нищете. В этот не простой для себя период он проникся философией И. Канта и под влиянием его идей написал целый ряд работ, посвященных эстетике.

Шиллер приветствовал Великую Французскую революцию, однако, будучи противником насилия во всех его проявлениях, резко отреагировал на казнь Людовика XVI, не принимал революционных методов. Взгляды на политические события во Франции и ситуацию в родной стране поспособствовали возникновению дружбы с Гёте. Знакомство, состоявшееся в Йене в июле 1794 г., оказалось судьбоносным не только для его участников, но и для всей немецкой литературы. Плодом их совместной творческой деятельности стал период т.н. веймарского классицизма, создания Веймарского театра. Приехав в 1799 г. в Веймар, Шиллер оставался здесь до смерти. В 1802 г. милостью Франса II он стал дворянином, однако отнесся к этому довольно равнодушно.

Последние годы его биографии прошли под знаком страданий от застарелых болезней. Туберкулез унес жизнь Шиллера 9 мая 1805 г. Похоронили его на местном кладбище, а в 1826 г., когда было принято решение о перезахоронении, не сумели достоверно идентифицировать останки, поэтому выбрали самые, на взгляд организаторов мероприятия, подходящие. В 1911 г. на «звание» черепа Шиллера появился еще один «претендент», породивший многолетние споры о подлинности останков великого немецкого литератора. По итогам экспертизы 2008 г. его гроб остался пустым, т.к. все найденные черепа и останки в могиле, как оазалось, не имеют ничего общего с поэтом.

Биография из Википедии

Иога́нн Кри́стоф Фри́дрих фон Ши́ллер (нем. Johann Christoph Friedrich von Schiller; 10 ноября 1759, Марбах-на-Неккаре - 9 мая 1805, Веймар) - немецкий поэт, философ, теоретик искусства и драматург, профессор истории и военный врач, представитель направлений «Буря и натиск» и романтизма (в более узком смысле, его германского течения) в литературе, автор «Оды к радости», изменённая версия которой стала текстом гимна Европейского союза. Вошёл в историю мировой литературы как пламенный гуманист. В течение последних семнадцати лет жизни (1788-1805) дружил с Иоганном Гёте, которого вдохновлял на завершение его произведений, остававшихся в черновом варианте. Этот период дружбы двух поэтов и их литературоведческая полемика вошла в немецкую литературу под названием «веймарский классицизм».

Наследие поэта хранится и изучается в Архиве Гёте и Шиллера в Веймаре.

Происхождение, образование и раннее творчество

Фамилия Шиллер встречается в Юго-Западной Германии с XVI столетия. Предки Фридриха Шиллера, жившие в течение двух столетий в Вюртембергском герцогстве, были виноделами, крестьянами и ремесленниками.

Шиллер родился 10 ноября 1759 года в городе Марбахе-на-Неккаре. Его отец - Иоганн Каспар Шиллер (1723-1796) - был полковым фельдшером, офицером на службе вюртембергского герцога, мать - Элизабет Доротея Кодвайс (1732-1802) - из семьи провинциального пекаря-трактирщика. Молодой Шиллер воспитывался в религиозно-пиетистической атмосфере, отозвавшейся в его ранних стихах. Детство и молодость прошли в относительной бедности.

Начальное образование в Лорхе. Людвигсбург

Начальное образование получил в небольшом городе Лорх, в котором в 1764 году отец Шиллера получил работу вербовщика рекрутов. Обучение у местного пастора Мозера продлилось 4 года и, в основном, состояло из изучения чтения и письма на немецком, и также включало поверхностное знакомство с латынью. Искренний и добродушный пастор впоследствии выведен в первой драме писателя «Разбойники».

Когда в 1766 году семья Шиллера вернулась в Людвигсбург, Фридрих был отдан в местную латинскую школу. Учебная программа в школе была нетрудной: пять дней в неделю изучалась латынь, по пятницам - родной язык, по воскресеньям - катехизис. Интерес Шиллера к занятиям возрос в старших классах, где изучались латинские классики - Овидий , Вергилий и Гораций . По окончании латинской школы, сдав все четыре экзамена на отлично, в апреле 1772 года Шиллер был представлен к конфирмации.

Военная академия в Штутгарте

В 1770 году семья Шиллера переезжает из Людвигсбурга в замок Солитюд, где герцогом Вюртембергским Карлом-Евгением был учреждён сиротский институт для воспитания солдатских детей. В 1771 году этот институт был реформирован в военную академию. В 1772 году, просматривая список выпускников латинской школы, герцог обратил внимание на юного Шиллера, и вскоре, в январе 1773 года, его семья получила повестку, согласно которой они должны были отдать сына в военную академию «Высшая школа Карла Святого» (нем. Hohe Karlsschule), где юноша начал изучать право, хотя с детства мечтал стать священником.

По поступлении в академию был зачислен на бюргерское отделение юридического факультета. Из-за неприязненного отношения к юриспруденции в конце 1774 года оказался одним из последних, а в конце 1775 учебного года - самым последним из восемнадцати учеников своего отделения.

В 1775 году академию перевели в Штутгарт, продлили курс обучения.

В 1776 году перевёлся на медицинский факультет, где посещал лекции талантливых преподавателей, в частности, прослушал курс лекций по философии профессора Абеля, - любимого преподавателя академической молодежи. В этот период Шиллер окончательно решил посвятить себя поэтическому искусству. Уже с первых лет обучения в Академии увлёкся поэтическими произведениями Фридриха Клопштока и поэтов «Бури и натиска», начал писать небольшие поэтические произведения. Несколько раз ему даже предлагали писать поздравительные оды в честь герцога и его любовницы - графини Франциски фон Гогенгей.

В 1779 году диссертация Шиллера «Философия физиологии» была отвергнута руководством академии, и он был вынужден остаться на второй год. Герцог Карл Евгений накладывает свою резолюцию: «Я должен согласиться, что диссертация воспитанника Шиллера не лишена достоинств, что в ней много огня. Но именно последнее обстоятельство заставляет меня не выпускать в свет его диссертации и продержать ещё год в Академии, чтоб жар его поостыл. Если он будет так же прилежен, то к концу этого времени из него, наверное, выйдет великий человек ».Во время обучения в Академии Шиллер создал первые произведения. Под влиянием драмы «Юлиус Тарентский» (1776) Иоганна Антона Лейзевица написал «Космус фон Медичи» - драму, в которой попытался развить излюбленную тему литературного движения «Бури и натиска»: ненависти между братьями и любовью отца. В это же время его огромный интерес к творчеству и манере письма Фридриха Клопштока подвигли Шиллера на написание оды «Завоеватель» , опубликованной в марте 1777 года в журнале «Немецкие хроники» (Das schwebige Magazin) и явившейся подражанием кумиру.

Разбойники

В 1780 году по окончании академии получил в Штутгарте место полкового врача без присвоения офицерского звания и без права носить штатское платье - свидетельство герцогского нерасположения.

В 1781 году завершил драму Разбойники (нем. Die Räuber), написанную во время пребывания в академии. После редактирования рукописи Разбойников оказалось, что все штутгартские издатели не готовы её печатать, и Шиллеру пришлось издать произведение за свой счёт.

Книготорговец Шван в Мангейме, которому Шиллер также посылал рукопись, познакомил его с директором Мангеймского театра бароном фон Дальбергом. Тот пришел в восторг от драмы и решил поставить её в своём театре. Но Дальберг попросил внести некоторые коррективы - удалить некоторые сцены и наиболее революционные фразы, время действия перенести из современности, из эпохи Семилетней войны в XVII век. Шиллер высказал несогласие с такими изменений, в письме Дальбергу от 12 декабря 1781 года он писал: «Многие тирады, черты, как крупные, так и мелкие, даже характеры взяты из нашего времени; перенесенные в век Максимилиана, они ровно ничего не будут стоить… Чтобы исправить ошибку против эпохи Фридриха II, мне пришлось бы совершить преступление против эпохи Максимилиана », но тем не менее, пошёл на уступки, и «Разбойники» были впервые поставлены в Мангейме 13 января 1782 года. Постановка имела огромный успех у публики.

Эскиз Виктора фон Гейдэлёфа. «Шиллер читает Разбойников в Бопсерском лесу»

После премьеры в Мангейме 13 января 1782 года стало ясно, что в литературу пришёл талантливый драматург. Центральный конфликт «Разбойников» - это конфликт между двумя братьями: старшим, Карлом Моором, который во главе банды разбойников уходит в богемские леса, чтобы наказывать тиранов, и младшим, Францем Моором, который в это время стремится завладеть имением своего отца. Карл Моор олицетворяет лучшие, храбрые, свободные начала, в то время как Франц Моор является примером подлости, коварства и вероломства. В «Разбойниках», как ни в одном произведении немецкого Просвещения, показан воспетый идеал республиканизма и народовластия. Не случайно именно за эту драму Шиллер в годы Французской революции был удостоен почётного звания гражданина Французской республики.

Одновременно с Разбойниками Шиллер подготовил к печати собрание стихотворений, которое было выпущено в феврале 1782 года под названием «Антология на 1782 год» (Anthologie auf das Jahr 1782). В основе создания этой антологии лежит конфликт Шиллера с молодым штутгартским поэтом Готхальдом Штэйдлином, который, претендуя на роль главы швабский школы , издал «Швабский альманах муз на 1782 год». Шиллер послал Штэйдлину для этого издания несколько стихотворений, однако тот согласился напечатать только одно из них, и то в сокращении. Тогда Шиллер собрал забракованные Готхальдом стихи, написал ряд новых и, таким образом, создал «Антологию на 1782 год», противопоставив её «альманаху муз» своего литературного оппонента. Ради большей мистификации и поднятия интереса к сборнику, местом издания антологии был указан город Тобольск в Сибири.

Побег из Штутгарта

За самовольную отлучку из полка в Мангейм на представление «Разбойников» Шиллер был посажен на гауптвахту на 14 дней и подвергся запрету писать что-либо, кроме медицинских сочинений, что вынудило его вместе со своим другом, музыкантом Штрейхером (нем. Johann Andreas Streicher), бежать из владений герцога 22 сентября 1782 года в маркграфство Пфальц.

Переехав границу Вюртемберга, направился в Мангеймский театр с подготовленной рукописью своей пьесы «Заговор Фиеско в Генуе» (нем. Die Verschwörung des Fiesco zu Genua), которую посвятил своему преподавателю философии в Академии Якову Абелю. Руководство театра, опасаясь недовольства вюртембергского герцога, не спешило начинать переговоры о постановке пьесы. Шиллеру посоветовали не оставаться в Мангейме, а уехать в ближайшую деревню Оггерсгейм. Там, вместе со своим другом Штрейхером, драматург жил под вымышленным именем Шмидт в деревенском трактире «Охотничий двор». Именно здесь осенью 1782 года Фридрих Шиллер сделал первый набросок варианта трагедии «Коварство и любовь» (нем. Kabale und Liebe), которую в то время называл «Луиза Миллер». В это же время Шиллер издал «Заговор Фиеско в Генуе» за мизерный гонорар, который мгновенно потратил. Находясь в безвыходном положении, драматург написал письмо к своей старой знакомой Генриете фон Вальцоген, которая вскоре предложила писателю своё пустующее поместье в Бауербахе.

Годы неопределённости (1782-1789)

Бауербах и возвращение в Мангейм

В Бауербахе под фамилией «доктор Риттер» жил с 8 декабря 1782 года, где принялся за окончание драмы «Коварство и любовь», работу над которой закончил в феврале 1783 года. Тут же создал набросок новой исторической драмы «Дон Карлос» (нем. Don Karlos), обстоятельно изучая историю испанской инфанты по книгам из библиотеки мангеймского герцогского двора, которые ему поставлял знакомый библиотекарь. Вместе с историей «Дона Карлоса» тогда же начал изучать историю шотландской королевы Марии Стюарт. Некоторое время колебался на ком из них ему остановиться, но выбор был сделан в пользу «Дона Карлоса».

В январе 1783 года в Бауэрбах приехала хозяйка поместья с шестнадцатилетней дочерью Шарлоттой, которой Шиллер сделал предложение о браке, однако получил отказ её матери, поскольку начинающий писатель не имел средств к содержанию семьи.

В это время его друг Андреас Штрейхэр делал всё возможное, чтобы вызвать благосклонность администрации Мангеймского театра в пользу Шиллера. Директор театра барон фон Дальберг, зная, что герцог Карл Евгений уже отказался от поисков своего пропавшего полкового медика, пишет Шиллеру письмо, в котором интересуется литературной деятельностью драматурга. Шиллер ответил довольно холодно и только кратко пересказал содержание драмы «Луиза Миллер». Дальберг ответил согласием на постановку обеих драм - «Заговор Фиеско в Генуе» и «Луиза Миллер», - после чего Фридрих в июле 1783 года вернулся в Мангейм для участия в подготовке пьес к постановке.

Жизнь в Мангейме

Несмотря на отличную игру актёров, «Заговор Фиеско в Генуе» в целом не имел большого успеха. Мангеймская театральная публика нашла эту пьесу слишком заумной. Шиллер взялся за переделку своей третьей драмы - «Луиза Миллер». Во время одной репетиции актёр театра Август Иффланд предложил поменять название драмы на «Коварство и любовь». Под этим названием пьеса была поставлена 15 апреля 1784 года и имела большой успех. «Коварство и любовь», не менее чем «Разбойники», прославила имя автора как первого драматурга Германии.

В феврале 1784 года вступил в «Курпфальцское немецкое общество», руководил которым директор мангеймского театра Вольфганг фон Дальберг, что дало Шиллеру права пфальцского подданного и легализовало его пребывание в Мангейме. Во время официального принятия в общество 20 июля 1784 года, прочитал доклад под заголовком «Театр как нравственное учреждение». Моральное значение театра, призванного обличать пороки и одобрять добродетель, Шиллер усердно пропагандировал в основанном им журнале «Рейнская Талия» (нем. Rheinische Thalia), первый номер которого вышел в 1785 году.

В Мангейме познакомился с Шарлоттой фон Кальб, молодой женщиной с выдающимися умственными способностями, восхищение которой принесло писателю много страданий. Она познакомила Шиллера с веймарским герцогом Карлом Августом, когда тот гостил в Дармштадте. Драматург прочитал в избранном кругу, в присутствии герцога, первый акт своей новой драмы «Дон Карлос». Драма оказала большое впечатление на присутствующих. Карл Август даровал автору должность веймарского советника, что, впрочем, не облегчило бедственного состояния, в котором находился Шиллер. Писатель должен был вернуть долг в двести гульденов, которые он занял у друга на издание «Разбойников», но денег у него не было. Вдобавок, ухудшились его отношения с директором Мангеймского театра, в результате чего Шиллер разорвал с ним контракт.

В это же время Шиллер увлекся 17-летней дочерью придворного книготорговца Маргаритой Шван, однако молодая кокетка не проявляла однозначной благосклонности к начинающему поэту, а её отец вряд ли желал видеть дочь замужем за человеком без денег и влияния в обществе.

Осенью 1784 года поэт вспомнил о письме, которое получил за полгода перед этим от лейпцигского сообщества поклонников его творчества во главе с Готфридом Кёрнером. 22 февраля 1785 года Шиллер отправил им письмо, в котором откровенно описал своё тяжелое положение и попросил принять его в Лейпциге. Уже 30 марта от Кёрнера пришел доброжелательный ответ. Одновременно он прислал поэту вексель на значительную сумму денег, чтобы драматург сумел рассчитаться со своими долгами. Так началась тесная дружба между Готфридом Кёрнером и Фридрихом Шиллером, которая длилась до самой смерти поэта.

Лейпциг и Дрезден

Когда 17 апреля 1785 года Шиллер прибыл в Лейпциг, его встретили Фердинанд Губер (нем. Ludwig Ferdinand Huber) и сестры Дора и Минна Шток. Кёрнер в это время находился по служебным делам в Дрездене. С первых дней в Лейпциге Шиллер затосковал по Маргарите Шван, которая осталась в Мангейме. Он обратился к её родителям с письмом, в котором просил руки его дочери. Издатель Шван дал возможность Маргарите самой решить этот вопрос, но та отказала Шиллеру, который тяжело переживал эту новую потерю. Вскоре из Дрездена приехал Готфрид Кёрнер, который решил отпраздновать свой брак с Минной Шток. Согретый дружбой Кёрнера, Губера и их подруг, Шиллер оправился. Именно в это время он создает свой гимн «Ода к радости» (нем. Ode An die Freude).

11 сентября 1785 года по приглашению Готфрида Кёрнера Шиллер переезжает в деревню Лошвиц неподалеку от Дрездена. Здесь был полностью переделан и закончен «Дон Карлос», начата новая драма «Мизантроп», составлен план и написаны первые главы романа «Духовидец». Здесь же были закончены и его «Философские письма» (нем. Philosophische Briefe) - самое значительное философское эссе молодого Шиллера, написанное в эпистолярной форме.

В 1786-87 годах через Готфрида Кёрнера Фридрих Шиллер был введен в дрезденское светское общество. В это же время он получил предложение от известного немецкого актера и театрального директора Фридриха Шредера поставить «Дона Карлоса» в Гамбургском национальном театре. Предложение Шредера было довольно хорошо, но Шиллер, помня прошлый неудачный опыт сотрудничества с Мангеймским театром, отказывается от приглашения и едет в Веймар - центр немецкой литературы, куда его усердно приглашает Кристоф Мартин Виланд для сотрудничества в его литературном журнале «Немецкий Меркурий» (нем. Der Deutsche Merkur).

Веймар

В Веймар Шиллер приехал 21 августа 1787 года. Спутницей драматурга в череде официальных визитов стала Шарлотта фон Кальб, при содействии которой Шиллер быстро познакомился с крупнейшими тогдашними писателями - Мартином Виландом и Йоганном Готфридом Гердером . Виланд высоко ценил талант Шиллера и особенно восхищался его последней драмой «Дон Карлос». Между двумя поэтами с первого знакомства установились тесные дружеские отношения, которые сохранились на долгие годы. На несколько дней ездил в университетский городок Йена, где был тепло встречен в тамошних литературных кругах.

В 1787-1788 годах Шиллер издавал журнал «Талия» (нем. Thalia) и одновременно сотрудничал в «Немецком Меркурии» Виланда. Некоторые произведения этих лет были начаты ещё в Лейпциге и Дрездене. В четвёртом номере «Талии» печатался по главам его роман «Духовидец».

С переездом в Веймар и после знакомства с крупными поэтами и учёными Шиллер стал ещё более критично относиться к своим способностям. Осознав недостачу своих знаний, драматург почти на целое десятилетие отошел от художественного творчества, чтобы основательно изучить историю, философию и эстетику.

Период Веймарского классицизма

Йенский университет

Выход в свет первого тома «Истории отпадения Нидерландов» летом 1788 года принес Шиллеру славу выдающегося исследователя истории. Друзья поэта в Йене и Веймаре (включая И. В. Гёте, с которым Шиллер познакомился в 1788 году) использовали все свои связи, чтобы помочь ему получить должность экстраординарного профессора истории и философии в университете Йены который во время пребывания поэта в этом городе переживал период процветания. Фридрих Шиллер переехал в Йену 11 мая 1789 года. Когда он приступил к чтению лекций, университет насчитывал около 800 студентов. Вступительная лекция под названием «Что такое всемирная история и для какой цели её изучают?» (нем. Was heißt und zu welchem Ende studiert man Universalgeschichte?) прошла с большим успехом, слушатели устроили ему овацию.

Несмотря на то, что работа университетского преподавателя не обеспечивала его достаточными материальными средствами, Шиллер решил жениться. Узнав об этом, герцог Карл Август назначил ему в декабре 1789 года скромное жалование в размере двухсот талеров в год, после чего Шиллер сделал официальное предложение Шарлотте фон Ленгефельд, и в феврале 1790 года в деревенской кирхе около Рудольштадта был заключён брак.

После помолвки Шиллер начал работу над своей новой книгой «История Тридцатилетней войны», приступил к работе над рядом статей по мировой истории и снова начал издавать журнал «Рейнская Талия», в котором опубликовал свои переводы третьей и четвёртой книг «Энеиды» Вергилия. Позже в этом журнале были опубликованы его статьи по истории и эстетике. В мае 1790 года Шиллер продолжил свои лекции в университете: в этом учебном году он публично читал курс лекций по трагической поэзии, а частно - по всемирной истории.

В начале 1791 года Шиллер заболел туберкулезом легких. Теперь у него лишь изредка наступали промежутки в несколько месяцев или недель, когда поэт был бы способен спокойно работать. Особенно сильными были первые приступы болезни зимой 1792 года, из-за которых он был вынужден приостановить преподавание в университете. Этот вынужденный отдых был использован Шиллером для более глубокого ознакомления с философскими работами Иммануила Канта. Будучи не способным работать, драматург находился в крайне дурном материальном положении - не было денег даже на дешевый обед и нужные лекарства. В этот трудный момент по инициативе датского писателя Иенса Баггесена наследный принц Фридрих Кристиан Шлезвиг-Гольштейнский и граф Эрнст фон Шиммельман назначили Шиллеру ежегодную субсидию в тысячу талеров, чтобы поэт сумел восстановить своё здоровье. Датское субсидирование продолжалось в 1792-94 годы. Затем Шиллера поддержал издатель Иоганн Фридрих Котта, пригласивший его в 1794 году издавать ежемесячный журнал «Оры».

Поездка на родину. Журнал «Оры»

Летом 1793 года Шиллер получил письмо из родительского дома в Людвигсбурге, в котором сообщалось о болезни его отца. Шиллер решил поехать вместе со своей женой на родину, чтобы повидаться с отцом перед его смертью, посетить мать и трех сестер, с которыми он расстался одиннадцать лет назад. При негласном разрешении вюртембергского герцога Карла Евгения Шиллер приехал в Людвигсбург, где неподалеку от герцогской резиденции жили его родители. Здесь 14 сентября 1793 года родился первый сын поэта. В Людвигсбурге и Штутгарте Шиллер встречался со старыми учителями и прошлыми друзьями по Академии. После смерти герцога Карла Евгения Шиллер посетил военную академию покойного, где был с восторгом встречен молодым поколением студентов.

Во время пребывания на родине в 1793-94 годах Шиллер закончил своё самое значительное философско-эстетическое произведение «Письма об эстетическом воспитании человека» (Über die ästhetische Erziehung des Menschen).

Вскоре после возвращения в Йену поэт энергично взялся за работу и пригласил всех наиболее выдающихся писателей и мыслителей тогдашней Германии сотрудничать в новом журнале «Оры» (Die Horen), ланировал объединить лучших немецких писателей в литературное общество.

В 1795 году написал цикл стихотворений на философские темы, близкие по смыслу его статьям по эстетике: «Поэзия жизни», «Танец», «Разделение земли», «Гений», «Надежда» и др. Лейтмотивом через эти стихи проходит мысль о гибели всего прекрасного и правдивого в грязном, прозаическом мире. По мнению поэта, совершение добродетельных стремлений возможно только в идеальном мире. Цикл философских стихов стал первым поэтическим опытом Шиллера после почти десятилетнего творческого перерыва.

Творческое сотрудничество Шиллера и Гёте

Сближению двух поэтов посодействовало единство Шиллера и Гёте во взглядах на Французскую революцию и социально-политическую ситуацию в Германии. Когда Шиллер после поездки на родину и возвращения в Йену в 1794 году в журнале «Оры» изложил свою политическую программу и пригласил Гёте участвовать в литературном обществе, тот ответил согласием.

Более тесное знакомство между литераторами произошло в июле 1794 года в Йене. По окончании заседания естествоиспытателей, выйдя на улицу, поэты стали обсуждать содержание выслушанного доклада, и беседуя, они дошли до квартиры Шиллера. Гёте был приглашен в дом. Там он начал с большим энтузиазмом излагать свою теорию метаморфозы растений. После этой беседы между Шиллером и Гёте завязалась дружеская переписка, которая не прерывалось до смерти Шиллера и составила один из лучших эпистолярных памятников мировой литературы.

Совместная творческая деятельность Гёте и Шиллера имела, прежде всего, своей целью теоретическое осмысление и практическое решение тех задач, которые возникли перед литературой в новый, послереволюционной период. В поисках идеальной формы поэты обратились к античному искусству. В нём они видели высший образец человеческой красоты.

Когда в «Орах» и «Альманахе муз» появились новые произведения Гёте и Шиллера, в которых отразился их культ античности, высокий гражданский и нравственный пафос, религиозный индифферентизм, против них начался поход со стороны ряда газет и журналов. Критики осуждали трактовку вопросов религии, политики, философии, эстетики. Гёте и Шиллер решили дать противникам резкий отпор, подвергнув беспощадному бичеванию всю пошлость и бездарность современной им немецкой литературы в форме, подсказанной Шиллеру Гёте, - в виде двустиший, наподобие «Ксений» Марциала.

Начиная с декабря 1795 года, на протяжении восьми месяцев, оба поэта соревновались в создании эпиграмм: к каждому ответу из Йены и Веймара прилагались «Ксении» на просмотр, отзыв и дополнение. Таким образом, совместными усилиями в период с декабря 1795 до августа 1796 года было создано около восьмисот эпиграмм, из которых четыреста четырнадцать были отобраны как наиболее удачные и опубликованы в «Альманахе муз» за 1797 год. Тематика «Ксений» была очень разносторонней. Она включала вопросы политики, философии, истории, религии, литературы и искусства. В них затрагивалось свыше двухсот писателей и литературных произведений. «Ксении» - самое воинственное из созданных обоими классиками сочинений.

Переезд в Веймар

В 1799 году он вернулся в Веймар, где начал издавать несколько литературных журналов на деньги меценатов. Став близким другом Гёте, Шиллер вместе с ним основал Веймарский театр, ставший ведущим театром Германии. Поэт остался в Веймаре до самой своей смерти.

В 1799-1800 годы написал пьесу «Мария Стюарт», сюжет которой занимал его почти два десятилетия. В произведении показал ярчайшую политическую трагедию, запечатлев образ отдалённой эпохи, раздираемой сильнейшими политическими противоречиями. Пьеса имела большой успех у современников. Шиллер закончил её с чувством, что теперь он «овладел ремеслом драматурга».

В 1802 году император Священной римской империи Франц II пожаловал Шиллеру дворянство. Но сам он отнёсся к этому скептически, в своём письме от 17 февраля 1803 года написав Гумбольдту : «Вы, вероятно, смеялись, услышав о возведении нас в более высокое звание. То была затея нашего герцога, и так как всё уже свершилось, то я соглашаюсь принять это звание из-за Лоло и детей. Лоло сейчас в своей стихии, так как вертит шлейфом при дворе ».

Последние годы жизни

Последние годы жизни Шиллера были омрачены тяжёлыми затяжными болезнями. После сильной простуды обострились все старые недуги. Поэт страдал хроническим воспалением лёгких. Скончался 9 мая 1805 года в возрасте 45 лет от туберкулёза.

Факты

Принимал участие в деятельности литературного общества «Блюменорден», созданного Г. Ф. Харсдёрфером в XVII веке для «очистки немецкого литературного языка», сильно засорённого в годы Тридцатилетней войны.

Известнейшие баллады Шиллера, написанные им в рамках «года баллад» (1797) - Кубок (Der Taucher), Перчатка (Der Handschuh), Поликратов перстень (Der Ring des Polykrates) и Ивиковы журавли (Шаблон:Lang-de2Die Kraniche des Ibykus), стали знакомы российским читателям после переводов В. А. Жуковского.

Мировую известность получила его «Ода к радости» (1785), музыку к которой написал Людвиг ван Бетховен.

Останки Шиллера

Фридрих Шиллер был похоронен в ночь с 11 на 12 мая 1805 года на веймарском кладбище Якобсфридхоф в склепе Кассенгевёльбе, специально отведённом для дворян и почитаемых жителей Веймара, не имевших собственных фамильных склепов. В 1826 году останки Шиллера решили перезахоронить, но уже не смогли точно идентифицировать. Выбранные произвольно как наиболее подходящие останки были перевезены в библиотеку герцогини Анны Амалии, а череп некоторое время находился в доме Гёте, написавшего в эти дни (16-17 сентября) стихотворение «Реликвии Шиллера», известное также под названием «В созерцании черепа Шиллера». 16 декабря 1827 года эти останки были захоронены в княжеской усыпальнице на новом кладбище, где впоследствии рядом со своим другом согласно завещанию был похоронен и сам Гёте.

В 1911 году был обнаружен ещё один череп, который приписали Шиллеру. Долгое время шли споры о том, какой же из них настоящий. Только весной 2008 года, в рамках акции «Код Фридриха Шиллера», организованной совместно радиостанцией Mitteldeutscher Rundfunk и Фондом «Веймарский классицизм», проведённая в двух независимых лабораториях экспертиза ДНК показала, что ни один из черепов не принадлежал Фридриху Шиллеру. Останки в гробу Шиллера принадлежат как минимум трём разным людям, их ДНК также не совпадает ни с одним из исследовавшихся черепов. Фонд «Веймарский классицизм» принял решение оставить гроб Шиллера пустым.

Творческий путь Шиллера характеризуется стремительным развитием, у него фактически не было периода ученичества, его юношеские произведения были созданы в эпоху «Бури и натиска» и сразу сделали Шиллера одним из первых драматургов и поэтов Германии. Но затем происходит быстрый отход от идей штюрмерства и переход на позиции Веймарского классицизма. В германском Просвещении имеет особое значение «продуцирование идеалов» и в этом смысле творчество Шиллера занимает особое место. Образы героев, которые борются за свои идеалы и одерживают моральную победу, заплатив за нее своей жизнью, - это лучшее из того, что составляет вклад Шиллера не только в немецкую, но и мировую литературу. Шиллер оказал большое влияние на русских писателей и в первую очередь – на Достоевского.

В этой первой драме Шиллера использован разнообразный материал:

а) разбойничество как специфическое явление германской жизни в ХУШ веке – как выражение социального протеста против деспотизма и тирании германских государей

б) Книга Шубарта «К истории человеческого сердца» - как связь психологии героя с его трагической историей в конкретной социально-исторической ситуации

в) «шекспировская тема» - история двух братьев как проявление человеческой природы в трагедии «Король лир»; образ злодея – из трагедии «Ричард Ш»

г)народные легенды о благородном разбойнике (в Англии – о Робин Гуде)

Главные действующие лица – братья Карл и Франц фон Моор, конфликт между которыми опосредованно отражает противостояние «бурного гения» (мечта Карла о подвигах героев Плутарха) с реальной действительностью. Но решение Карла стать атаманом разбойников подается как изначально ошибочное – он поверил поддельному письму, отец его не проклинал, а возлюбленная не отвергала. Средства достижения свободы на деле обернулись жестокостью по отношению к невинным людям (гибель в огне целого города, когда разбойники спасали от виселицы своего товарища Роллера). Карл под чужим именем возвращается домой, встречается с Амалией и понимает, что она все еще его любит, но он, запятнанный кровью, не может к ней вернуться. Когда разбойники находят в лесу склеп, где Франц морит голодом своего старика-отца, они клянутся отомстить Францу и берут штурмом его замок, Франц кончает самоубийством. Карл остается среди разбойников один – все его друзья –бывшие студенты- уже погибли, он связан клятвой и не может покинуть шайку и уйти с Амалией. Амалия в отчаянии просит ее убить. Совершив это, Карл сдается властям, но сначала идет к бедному крестьянину, чтобы тот смог отвести его в полицию и получить за это деньги. Таким образом, оба брата кончают самоубийством, но смысл этих действий совершенно различный. Все характеры гиперболизированы, краски сгущены, высокий пафос сочетается с грубой речью разбойников. В целом в этой драме Шиллер выражает свою переоценку идей «Бури и натиска». Индивидуальный бунт не может привести к свободе и гармонии.

«Коварство и любовь». Анализ

Действие переносится в современную Германию, в небольшое немецкое княжество, которым правит герцог – тиран и деспот. Он ни разу не появится на сцене, но все жестокие и низкие поступки героев-«злодеев» происходят либо по его указаниям, либо ему в угоду. В драме использован материал из повседневной жизни германских княжеств в сочетании с сюжетными линиями из трагедий Шекспира («Отелло», «Ромео и Джульетта»). Главные действующие лица – Фердинанд фон Вальтер, его отец президент фон Вальтер, его возлюбленная – Луиза Миллер, дочь бедного скрипача Миллера, секретарь президента Вурм, леди Мильфорд – все имеют четкую социальную характеристику. Фердинанд – дворянин и офицер- и представить себе не может, что Луизу заставили написать подложное письмо, и из ревности он убивает ее, а когда правда раскрывается, он убивает себя сам. Старый Миллер наделен чертами особого человеческого достоинства – он указывает на дверь президенту, когда тот нагло себя ведет у него в доме. Тема отцов и дочерей является одной из самых распространенных в драматургии «Бури и натиска», чистота души и благородство Луизы выражается в ее готовности к самопожертвованию, когда президент приказывает посадить в тюрьму ее отца. «Вставным» эпизодом является рассказ дворецкого леди Мильфорд об отправке немецких солдат (фактически о продаже их) в Америку для войны на стороне Англии. Но по своей силе и психологической убедительности он занимает определенное место в сюжете и подготавливает решение леди Мильфорд, фаворитки герцога, покинуть его и начать новую жизнь.

1. Жизненный и творческий путь Ф. Шиллера.

2. Вклад писателя в развитие жанра баллады.

3. Драматургия немецкого просветителя "Коварство и любовь", "Вильгельм Телль".

Жизненный и творческий путь Ф. Шиллера

Фридрих Шиллер вошел в историю немецкой литературы как "наследник" движения "Буря и натиск", однако его творчество нельзя считать эхом творчества Штюрмер: он немало усвоил, но немало ии отверг с того, что было накоплено поколением 1770-х годов.

Таким образом, в его творчестве в концентрированном виде выразился протест бюргерской молодежи против духовного гнета и полочной тирании.

Родился Иоганн Христоф Фридрих Шиллер 10 ноября 1759 в маленьком городке Марбах Вюртембергского герцогства в семье бедного военного фельдшера. Мать будущего драматурга была дочерью сельского булочника.

В 14 лет против собственной воли, по настоянию родителей, которые мечтали видеть сына священником, он по приказу герцога Карла Евгения был зачислен в недавно основанной Штутгартской военной академии, которая должна была готовить чиновников для

герцогской службы. Воспитанники брались преимущественно 13 личного согласия герцога. Это были в большинстве случаев дети из семей бедных офицеров. В академии был установлен военный режим, воспитанники жили в так называемых "казармах". Несмотря на муштру, здесь была достаточно большое количество известных профессоров, воспитанники слушали лекции на университетском уровне.

Шиллер вынес из академии основательные знания по истории, философии, естественных наук.

Как специализацию он выбрал медицину.

Круг его литературных чтений охватывало вместе с шедеврами мировой литературы новинки немецкой тогдашней литературы - произведения Клопштока, Лессинга, Гете, а также Руссо, произвели на него огромное влияние. На смерть Руссо написана одна из ранних от Шиллера, напечатанная позже в его стихотворной "Антологии 1782".

В академии, по словам Шиллера, люди пытались сделать камни. Юный Фридрих никак не мог подчиниться бессмысленной муштре. Вся система обучения здесь была направлена на то, чтобы вырастить безвольных, лишенных собственного мнения людей. За малейшую провинность наказывали розгами, сажали на гауптвахту.

Позже Шиллер вспоминал: "Судьба жестоко терзала мою душу. Через печальную пасмурную юность вступил я в жизнь, и бессердечное, бессмысленное воспитание тормозило во мне легкие, прекрасные движения первых рождаемых чувств...".

Вызывает удивление, откуда юноша черпал силу, как в дремучей глуши провинциальной жизни феодальной Германии, между толстенных стен академии не высох мозг, а не одичала душа.

Настоящей отрадой стала поэзия. Фридриху приходилось прятаться со своими произведениями. Используя любую возможность, он писал стихи, работал над пьесой, которой дал название «Разбойники». Бывало, что и больным притворялся, чтобы попасть в лазарет. Напрашивался дежурить в больнице, и больным было невдомек, почему врач впопыхах прячет свое письмо, когда появляется руководство.

Отрывки из пьесы «Разбойники» Шиллер читал своим друзьям, которые были тронуты. Но тогда еще никто из них не знал, что они становились первыми свидетелями рождения эпохального таланта мировой литературы.

В следующем, 1780 года, Шиллер завершил работу над трагедией "Разбойники". В этом же году он закончил и академию, защитив диссертацию "О связи животной и духовной природы человека".

Фридрих получил должность полкового врача в Штутгарте - столице Вюртемберга. Жалованье его было ничтожно.

Чтобы напечатать "Разбойников", Шиллер пришлось занимать деньги. Пьеса была напечатана без подписи, однако имя автора сразу же стало известным.

13 января 1782 на сцене Мангеймского театра (в соседнем курфюршерстви Пфальц) состоялась премьера трагедии. Шиллер тайком поехал на премьеру, которая прошла с триумфом. На афише впервые было написано имя автора. За все время существования театра такого успеха не было ни пьеса.

Триумф "Разбойников" объяснялся прежде всего их актуальностью: в ИИИиллеровий трагедии зрители нашли ответ на многие волнующие вопросы современности.

Вторая поездка Шиллера к Мангейма стала известна герцогу, так же как и некоторые особо язвительные цитаты из «Разбойников». За самовольный отъезд Шиллер должен оплатить "штраф" - двухнедельный арест. К тому же получил приказ в будущем ничего не писать, кроме медицинских трактатов.

Шиллер принял отчаянное решение - бежать из Вюртемберга к Мангейма. Побег удался. В ночь на 23 сентября 1782, воспользовавшись смятением пышных торжеств в честь русского цесаревича Павла Петровича, который был женат на племяннице герцога Карла Евгения, Фридрих вместе со своим другом - музыкой Штрайхера - оставил Штутгарт.

В Мангейме на посту ждало разочарование: руководитель княжеской труппы дипломатический барон фон Дальберг не спешил поддерживать молодого автора, оказался в роли политического беглеца. Только в 1783 году он заключил с Шиллером трехлетний контракт на постановку трех новых пьес. Две из них- «Заговор Фиаско в Генуе" и "Коварство и любовь" были поставлены в 1784 году. Работа над третьою- исторической трагедией "Дон Карлос" - растянулась на несколько лет и была завершена Шиллером уже после того, как он оставил Мангейм.

Однако писатель жил впроголодь, работал по ночам. Ему досаждали долги. От долговой тюрьмы Шиллера спас хозяин квартиры - каменщик, который отдал ему все свои сбережения.

Дальнейшее пребывание в Мангейме стало невыносимым. Тогда Шиллер упомянул о существовании ласкового письма от неизвестных друзей из Лейпцига. Еще летом 1784 они приглашали поэта к себе, поэтому, не теряя времени, он решил ехать.

В это время писатель много работает, начинает серьезно изучать историю, философию, пишет прозаические произведения, завершает работу над большой драматической поэмой "Дон Карлос, инфант испанский" (1783-1787).

Поэт размышлял над многими проблемами. Его теперь не удовлетворял бывший герой - бунтарь-одиночка. Он утвердил тип нового героя, способного заботиться об интересах всего человечества.

Пытаясь найти ответ на волнующие вопросы современности, Шиллер чаще и чаще обращается к истории, отдавая ее изучению много времени и усилий, пишет "Историю Тридцатилетней войны".

Исторические труды Шиллера привлекли внимание ученого мира. В 1788 году его пригласили в качестве профессора в Иенского университета (вблизи Веймара).

В Йене Шиллер близко познакомился с выдающимися людьми того времени: языковедом В. фон Гумбольдт, философом Фихте.

В университете в целом царила атмосфера мелочности и завистливости - это пригнигувало поэта. В начале 1791 он попрощался с профессорской кафедрой, но работы над историческими и философскими трудами не прекратил. Вскоре он пишет интересные статьи по вопросам эстетики, в частности "Письма об эстетическом воспитании человека» (1794).

Среди друзей Шиллера была семья обнищавших мелкопоместных дворян Ленгефельд - мать и две дочери. Поэт искренне полюбил младшую - Шарлотту, и 1790 году они поженились. Поскольку Шиллер не любил публичных торжеств, то свидетелями церемонии венчания, которое состоялось в тихой сельской церкви, были только сестра и мать невесты.

Женитьба не принесло Шиллера ни покоя, ни достатка. Чтобы прокормить себя и молодую жену, он должен работать по 14 часов в сутки.

Годы лишений и тревог сказались: 1791 писатель тяжело заболел туберкулезом.

Началась упорная борьба за жизнь. Радостным событием стало путешествие Шиллера на землю родителей к Вюртемберга, где он не был 11 лет.

В 1794 году, вернувшись из путешествия, Шиллер вдруг встретился со своим великим современником И. В. Гёте (первая встреча - 1788). С тех пор и началась их дружба.

Друзья, несмотря на свою диаметральной противоположностью, переписывались, гостили друг у друга. Шиллер делился с Гете своими творческими замыслами, обдумывал с ним свои пьесы до мелочей. Более того, они вместе написали цикл сатирических эпиграмм "Ксении", вызвавший настоящую бурю вокруг имен обоих авторов.

Гете "подарил" Шиллеру несколько тем для сочинений (баллада "Ивиковы журавли", драма "Вильгельм Телль"). Все поздние его пьесы увидели свет рампы Веймарского театра, которым бессменно руководил 26 лет.

"Новой весной" называл Гете, свою дружбу с Шиллером. "Настоящим счастьем для меня было то, что я имел Шиллера, - вспоминал он. - Хотя наши натуры были разными, однако мы хотели одного и того же, и это налаживало между нами настолько тесные отношения, что, по сути, один из нас не мог "жить без другого".

Вероятно, под влиянием дружбы с Гете Шиллер после нескольких лет перерыва снова вернулся к поэзии. Осенью 1795 появился ряд новых Шиллерову стихов: "Поэзия и жизнь", "Голос в ярме" и др.

В течение 1792 1799 лет Шиллер создал трилогию "Валленштейн".

В 1797 году писатель приобрел небольшой флигель на тихой, спокойной окраине Йены. Здесь он написал свои знаменитые баллады: "Нурець", "Ивиковы журавли", "Поликрат кольцо" и другие. Поэт воспевает сильных духом героев.

1799 Шиллер начал работу над трагедией "Мария Стюарт", в которой осуждал деспотизм королевской власти, обличал ханжество и лицемерие английских протестантов и их врагов - католиков. Драматург подводил к мысли, что власть, которая держится на крови и насилии, несправедлива. Увлечен работой, поэт чувствовал себя лучше.

Вскоре он завершил драму "Орлеанская дева", в основу которой были положены события далекого XV века.

Вершиной творчества Ф. Шиллера стала последняя драма "Вильгельм Телль" (1804).

После этой драмы драматург задумал написать драму "Деметриус" (на сюжет из истории России), но завершить этот замысел помешала болезнь. Сам медик, Шиллер прекрасно понимал, что жить ему осталось недолго. Знал нелегко будет Шарлотги с четырьмя маленькими детьми. Заботясь о будущем семьи, Шиллер приобрел небольшой дом на улице, ведущей к театру.

Сейчас там находится музей Фридриха Шиллера.

На площадке перед домом Национального театра в городе Веймар стоит памятник. На гранитном постаменте - двое. Они шли рядом - в жизни сравнительно недолго, а в бессмертии - вечно. И смотрят в пространство веков: необъятный Гете и молчаливый Шиллер.

Ф. Шиллер - представитель так называемого "веймарского классицизма».

Эстетические взгляды Ф. Шиллера:

Искусство существовали не для наблюдения и наслаждения, а для перестройки жизни и счастья человека на земле оно должно вдохновлять человека на активные действия;

Путем эстетического воспитания можно провести общественную перестройку, то есть изменить жизнь;

Разграничение двух этапов в развитии искусства:

1) наивный (древнее, античное, а также искусство эпохи Возрождения),

Идеал наивного искусства заключался в единстве, гармонии между действительностью и идеалом;

Поэты сентиментальной поэзии разделялись на две категории: идеалистов и материалистов.