Главные герои сказки пропала совесть. Анализ сказки пропала совесть салтыкова-щедрина сочинение

Рассказ о том, что у людей вдруг пропала совесть. Без неё, как оказалось, жить стало лучше. Люди начали грабить, и в конце концов остервенели. Совесть всеми забытая лежала на дороге. Один пропойца решил её подобрать, и сейчас же к нему вернулось раскаяние за прошлые постыдные дела. В нём проснулось сознание, а вместе с ним и самобичевание.

Дабы избавиться от этих, разом навалившихся чувств, пропойца пошёл в кабак, где торговал некий Прохорыч. Там он с облегчением передал ему совесть. Прохорыч сразу же изменился. Он даже собирался вылить все вина в канаву. Жена, увидев такое поведение мужа, потихоньку украла у него совесть, и бросилась на улицу.

Там она подсунула её квартальному надзирателю. Последний тут же переменился: он вдруг перестал брать взятки. Мужики c него начали громко смеяться. Жена, и та, ужином не накормила. Надзиратель снял пальто, и вся совесть куда-то улетучилась. Он решил отыграться, и пошёл на рынок. Только всунул руки в рукава пальто, а совесть тут как тут – в кармане притаилась. Опять неудобно стало людей обирать. Стал, наоборот, деньги раздавать. Нищих домой привёл, приказал жене накормить их. Пальто снял, и тут же стал прежним: нищих взашей вытолкал из дома. Жена решила почистить карманы мужу, и тут вдруг обнаружила совесть.

Умная женщина послала её по почте финансисту Бржоцкому. Ему совесть была без надобности совсем, и он её в конверте передал генералу. Генералу тоже пришлась совесть не по нраву, и он от неё тоже избавился.

Так и пошла гулять совесть по рукам. Оказалось, что никому она не нужна., потому что с ней гораздо хуже.

Гуляла, гуляла совесть по всему миру, и в конце концов взмолилась. Она попросила переселить её к маленькому ребёнку. Дитя ещё невинное, и совести с ним будет хорошо. Послушали её. Теперь растёт ребёнок, а совесть вместе с ним.

Рассказ учит тому, что без совести лучше жить, но и человеком без неё не станешь. А также тому, что совесть должна быть заложена с детства.

Картинка или рисунок Пропала совесть

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Бесконечная книга (история) Михаэль Энде

    После смерти матери жизнь десятилетнего Бастиана Букса превратилась в сплошную тоску. В школе его допекают сверстники за неповоротливость и странность, отец занят своими переживаниям, а единственные друзья мальчика - книги о приключениях.

  • Краткое содержание Драгунский Не пиф, не паф

    В свои дошкольные годы мальчик Дениска был крайне жалостливый. Даже сказки, которые ему читала мама, он не мог слушать в те моменты, в которых кого-то обижали или наказывали. Мальчик всегда просил пропускать и не читать такие части сказок

  • Краткое содержание Гоголь Миргород

    «Миргород» состоит продолжением сборника «Вечера на хуторе...». Эта книга послужила новым периодом в творчестве автора. Эта работа Гоголя гостоит из четырех частей, четырех повестей, каждая из них не похожа на другую

  • Краткое содержание Гайдар Чук и гек

    Чук и Гек – два. Они обитают в городе Москве. У них есть родители, но с ними пока живет только мама, так как отец работает в тайге, у самых Синих гор, как он писал в письме семье. Дети живут смеясь, веселясь

  • Краткое содержание Волшебное слово Осеева

    На лавочке отдыхал старичок. В руках он держал зонтик, изображая какие – то знаки на песке. Рядом присел Павлик. Лицо было красным от злости.

«Совесть пропала вдруг... почти мгновенно! Еще вчера эта надоедливая приживалка так и мелькала перед глазами, так и чудилась возбужденному воображению, и вдруг... ничего!» Без совести людям стало жить легче, они «поспешили воспользоваться плодами этой свободы». Начались грабежи и разбои, люди остервенились. Совесть же валялась на дороге и «всякий швырял ее, как негодную ветошь», удивляясь, «каким образом в благоустроенном городе и на самом бойком месте может валяться такое вопиющее безобразие».

Один «несчастный пропоец» подобрал совесть «в надежде получить за нее шкалик». И тотчас им овладели страх и раскаяние: «из тьмы постыдного прошлого» выплыли все позорные поступки, совершенные им. Однако не один этот несчастный и жалкий человек виноват в своих грехах, существует чудовищная сила, которая «крутила и вертела им, как крутит и вертит в степи вихрь ничтожною былинкою» . Сознание проснулось в человеке, но «указывает только один выход — выход бесплодного самообвинения». Пьяница решил избавиться от совести и направился к питейному дому, в котором торговал некий Прохорыч. Этому торговцу и подсунул несчастный совесть «в тряпице».

Прохорыч тотчас же начал каяться. Грешно спаивать народ! Он даже речи принялся произносить перед завсегдатаями кабака — о вреде водки. Некоторым кабатчик предлагал взять у него совесть, но все сторонились такого подарка. Прохорыч даже собирался вылить вино в канаву. Торговли в этот день никакой не было, копейки не нажили, зато кабатчик спал спокойно, не то что в прежние дни. Жена поняла, что с совестью торговать невозможно. На рассвете она выкрала у мужа совесть и бросилась с ней на улицу. День был базарный, народу на улицах было много. Арина Ивановна сунула докучную совесть в карман квартальному надзирателю по фамилии Ловец.

Квартальному надзирателю всегда дают взятки. На рынке он привык смотреть на чужое добро, как на свое. И вдруг — видит добро, да понимает, что оно чужое. Мужики стали над ним посмеиваться — привыкли же, что их обирают! Стали Ловца Фофаном Фофанычем звать. Так он и ушел с базара «без кульков». Жена оскорбилась, обедать не дала. Только Ловец снял с себя пальто, как сразу преобразился — «стало опять казаться, что на свете нет ничего чужого, а все его». Решил пойти на базар, возместить ущерб. Только надел пальто (а совесть-то в кармане!), опять стыдно стало людей грабить. Пока дошел до базара, ему уже и собственный кошелек сделался в тягость. Стал деньги раздавать, все роздал. Мало того, захватил с собою по дороге «нищих видимо-невидимо», чтобы накормить их. Пришел домой, велел жене оделить «странных людей», сам пальто снял... И удивился: что з.а люди по двору бродят? Высечь их, что ли? Нищих выгнали в шею, а жена принялась по мужниным карманам шарить — не завалялось ли грошика? И обнаружила в кармане совесть! Смекалистая женщина решила, что финансист Самуил Давыдович Бржоцкий «побьется малое дело, а выдержит!». И отправила совесть почтой.

И сам Самуил Давыдович, и его дети прекрасно разбираются в способах извлечения денег из чего бы то ни было. Даже младшие сыновья соображают, «сколько последний должен первому за взятые заимообразно леденцы». Совесть в таком семействе вовсе ни к чему. Бржоцкий нашел выход. Он давно обещал некоему генералу сделать благотворительное пожертвование. К сотенной ассигнации (собственно пожертвованию) была приложена и совесть в конверте. Все это было вручено генералу.

Так и передавали совесть из рук в руки. Никому она была не нужна. И тогда совесть попросила последнего, у кого оказалась в руках: «Отыщи ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо мной его сердце чистое и схорони меня в нем!»

«Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама».

Чистая совесть — самая лучшая подушка.

Г. Ибсен

Среди огромного наследия Салтыкова-Щедрина наибольшей популярностью пользуются его сказки. В них фантастика сплетается с реальностью, комическое соче-тается с трагическим. Сказка «Пропала совесть» рассказывает о том, как изменилась жизнь, когда из нее пропала, исчезла совесть. Все вроде оставалось по-прежнему, но «в жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка». Легче стало обманывать, хитрить, наушничать, пресмыкаться, ловчее стало подставлять ближнему ногу, удоб-нее льстить.

В сказке совесть превратилась в «негодную тряпицу», от которой каждый стремился поскорее избавиться. И еще Щедрин назвал ее «надоедливой приживалкой». «Что же произошло с людьми?» — спрашивает автор. И сам отвечает на свой вопрос: люди «остер-венели». Пошли грабежи и разбои, началось всеобщее разорение.

«Негодная тряпица» валялась на дороге, и всякий кому не лень отшвыривал ее от себя, пока эту ненужную вещь не поднял какой-то пропойца в надежде получить на шкалик. Поднял — и голова его прояснилась, а вся жизнь стала казаться «сплошным безобразным преступлением». Но, увы, от этого ему стало совсем тошно. И он сбыл эту обузу Прохорычу, который торговал в питейном заведении. «Скверно спаивать бедный народ», — начала шептать ему совесть. Обезумевший кабатчик стал доказывать посе-тителям, что вино — источник всех их несчастий. Прохорыч уже собрался всю посуду перебить и вино в канаву вылить, но тут вмешалась его жена, которой не коснулась такая благодать, как совесть. Выкрав у мужа совесть, она сунула обременительную тряпицу в карман квартального надзирателя по фамилии Ловец. Ловец, по выражению автора, был «малый не то чтоб совсем бесстыжий, но стеснять себя не любил и запускал лапу довольно свободно». А тут прошел по базару, ничего не взял, с пустыми руками вернулся домой. И все повторял одну фразу: «Перед лицом моей совести свидетельствуюсь...» Ловец, раздав все деньги, просил прощения, привел нищих к себе во двор и велел накормить.

Проверив карманы пальто мужа, жена нашла грязную тряпицу — совесть. Положив

ее в конверт, она отправила совесть «финансисту и железнодорожному изобретателю»

Бржоцскому. Семья «финансиста» сидела за обедом, когда хозяин получил конверт.

Выход он нашел быстро: решил сделать пожертвование. Вынув щипчиками совесть,

Бржоцский переложил ее в другой конверт, добавил сотенную ассигнацию и отнес

свету, и никто не хотел ее приютить, каждый только и думал, чтобы сбыть совесть с

рук. Взмолилась совесть и попросила самого бедного человека, который торговал

пылью в проходном дворе, найти маленькое дитя, может, он потом с совестью в люди

выйдет... Так все и произошло. Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем

совесть. Щедрин заканчивает сказку обнадеживающими словами: «И исчезнут... все

неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распо-ряжаться всем сама».

Такова правда жизни в сказке Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть». К сожалению, все, о чем рассказал автор, имеет продолжение и в нашей жизни. Смешного в сказке почти нет, а трагическое — в cамом названии. И нам бы всем над этой сказкой задуматься и понять: совесть пропала... — это трагедия и для человека, и для общества!

Урок по литературе в 10 классе

«М.Е. Салтыков-Щедрин и его сказки»

Слайды

Цели.

Образовательные.

    Знакомство со сказкой М. Е. Салтыкова- Щедрина «Пропала совесть».

    Совершенствовать навыки анализа текста.

    Выявить степень актуальности понятия "совесть" в современном обществе и отражение этой проблемы в литературе второй половины XIX

Развивающие.

Развитие умения анализировать, систематизировать, обобщать;

    Развивать навыки самостоятельной работы и работы в группах.

    Развивать воображение, ассоциативное и логическое мышление.

    Продолжить развитие познавательного интереса к литературе.

Воспитательные.

    Воспитывать нравственные качества, умение оценивать свои поступки, окружающую действительность, уметь сочувствовать, сопереживать, отстаивать нравственную позицию;

    Заложить основы нравственного поведения, развивать речь, выразительное чтение текста.

Стадия вызова 1. Вступительное слово учителя. А) Знакомства с рассказом А. И. Куприна "Исполины". Учитель гимназии, преподающий словесность, господин Костыка, изменил идеалам молодости, становится бездушным чиновником. Однажды, обидевшись на весь белый свет, он учинил экзамен великим русским писателям. Их портреты, "приобретенные когда-то давным-давно, в телячьи годы восторженных слов, и сохраненные частью по скупости, частью по механической привычке" , висят у него в кабинете. Как злосчастным ученикам, он выставляет им двойки Пушкину, Лермонтову, Гоголю. "Но вдруг его глаза столкнулись с гневными, расширенными, выпуклыми, почти бесцветными от боли глазами, -- глазами человека, который, высоко подняв величественную бородатую голову, пристально глядел на Костыку. [Это -- глаза Щедрина.] - Ваше превосходительство... -- залепетал Костыка и весь холодно и мелко задрожал. И раздался хриплый, грубоватый голос, который произнес медленно и угрюмо: - Раб, предатель и... Пылающие уста Щедрина произнесли еще одно страшное слово, которое великий человек, если и произносит, то только в секунды величайшего отвращения. И это слово ударило Костыку в лицо, ослепило ему глаза, озвездило его зрачки молниями..."

Б) Вопросы для беседы

- Почему испугался Костыка? (Писателя боялись все, в ком была совесть нечиста). - Каким вам видится сатирик со страниц рассказа Куприна? (Видит человека насквозь)
мне не нужна. кто-то знает, как от нее избавится?
Крепче всего спит не тот, у кого чистая совесть, а тот у кого её отродясь не было.
    Работа над литературными терминами. Перепутанные цепочки: найти соответствие между термином и понятием.

    САРКАЗМ – едкая язвительная насмешка, с откровенно обличительным, сатирическим смыслом. Сарказм – разновидность иронии.

    ИРОНИЯ – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Комический эффект достигается тем, что истинный смысл события замаскирован.

    ГРОТЕСК – изображение действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде, переплетение реального и фантастического, страшного со смешным.

    ГИПЕРБОЛА – намеренное преувеличение.

    АНАФРИЗ – языковое явление, при котором слово употребляется в противоположном значении

5.Идейно-тематическое своеобразие сказок. Перепутанные цепочки: найти соответствие между сказками и идейно-тематическим понятием. Обличение самодержавия («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»). Сатира на господствующее сословие Дикий помещик» " Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил "). Обличение бездеятельных либералов и трусость обывателей Премудрый пискарь», «Либерал», «Карась- идеалист»). Изображение угнетенного народа («Коняга», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»). Правдоискательство ("Дурак", "Христова ночь") Обличение нравственных пороков («Вяленая вобла», «Ррождественская сказка», «Попала совесть»)
Стадия осмысления
А) Беседа .

Совесть - когтистый зверь, скребущий сердце; совесть - незваный гость, докучный собеседник, Заимодавец грубый; эта ведьма:
А. С. Пушкин. "Скупой рыцарь"

- А что такое совесть? Как вы понимаете значение этого слова? (Это внутренний голос, который не позволяет человеку делать зло, вызывает чувство стыда от содеянного, это голос Бога внутри нас).

Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, который то его упрекает, то радует. Это тонкое врожденное чувство называется совестью. "Совесть - это своего рода духовный инстинкт, который быстрее и яснее отличает добро от зла, нежели ум. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках", - написано в книге Романа Янушкявисюса "Основы нравственности" - Испытывали ли вы когда-нибудь чувство, которое можно назвать угрызением совести? Это нормально или нет? - Почему нормальные взаимоотношения между людьми возможны только до тех пор, пока люди не утратили в себе совесть? Непросто заслужить оценку, чтобы о тебе сказали, что ты честный, совестливый, порядочный человек. Но ясно одно! Если человек не научится стыдиться своих плохих поступков, он никогда не станет ни честным, ни совестливым, ни порядочным. К сожалению, далеко не каждому знакомо чувство стыда.

Б) Морфемный анализ слова

Давайте посмотрим на это слово и разобьём его на части.

(На доске. СО + ВЕСТЬ → СОВЕСТЬ).

Продолжим работу со словом, попробуем «дойти до самой сути». Чтобы понять значение приставки СО, подберём слова с аналогичной приставкой. (Сочувствие, сострадание, соединение, согласие, сотрудничество, совместно, …)

-Что эти слова обозначают? (Совместное действие).

-С кем совместно? (Совместно с другими людьми, с Богом)

-А слово ВЕСТЬ? О чём весть? (О мире, добре, благих делах, честной жизни)


Г) Выберите и запишите одну наиболее понравившуюся пословицу и своими словами поясните смысл. За совесть да за честь - хоть голову снесть Без стыда лица не износишь. Когда совесть раздавали, его дома не было. Деньги потеряешь - можно нажить, а совесть потеряешь - беду узнаешь. Без рук, без ног - калека, без совести - полчеловека. Без совести и при большом уме не проживешь. Нечистая совесть спать не даёт. Хоть мошна пуста, да совесть чиста. Богатый совести не купит, а свою погубит.
Где говорят деньги, там молчит совесть. Говори по делу, живи по совести Совесть мучит, снедает, томит и убивает.

Б) Обратимся к тексту сказки. Прочитайте 1 и 2 абзацы.

-Что изменилось в жизни людей, когда пропала совесть? (многие начали чувствовать себя бодрее и свободнее. Потерялся счёт времени, смешалось настоящее и будущее, ускорилось движение - некогда задуматься, пропала тишина, гармония, «легче сделался ход человека», «ничто не огорчало их…»)

-Какой приём при этом используется? (Ирония.) Настоящие мудрецы себя безгрешными никогда не считали, а были людьми совестливыми в высшей степени)

Грустное начало сказки. Выброшенная, оплёванная, измятая, никому ненужная совесть переходит из рук в руки. Как принимают её, что чувствуют герои, те самые, «мудрые мира», сейчас мы с вами посмотрим.


г) Работа в группах. (Работа, связанная с «путешествием» совести по рукам).

Создано 5 групп: 4 группы работают с текстом, 5- творческая.

Задания группам..

Как попадает совесть к пьянице?

Какие изменения чувствует пьяница, получив совесть?

Каким он выглядит?

Кто такой Прохорыч?

Что почувствовал Прохорыч, получив совесть?

Каким он выглядит?

Каким образом расстаётся с совестью?

Кто такой Ловец?

Что сделала совесть с надзирателем?

Меняется ли он?

Каким образом расстаётся с совестью?

Кем является Бржоцкий? Расскажите о его семье.

Что почувствовал Самуил Давыдыч, получив совесть?

Как избавляется от неё?

Что почувствовал, когда избавился от совести?

Постарайтесь изобразить совесть такой, какой она должна быть (форма, цвет). Защитите свой проект. Ребятам дают цветную бумагу, клей, ножницы, цветные карандаши, фломастеры.

Примерные ответы.

1 группа рассматривает образ пьяницы.

Как совесть к нему попала? (Позарился с пьяных глаз)

Какие изменения чувствует, получив совесть? (Словно пронзила электрическая струя, возвращающая горькое сознание действительности, тупой страх, предчувствие грозящей опасности память извлекала подробности насилий, измен, сердечной вялости, неправд, прошлое кажется сплошным безобразным преступлением, он подавлен … « Льются рекой бесполезные пропойцевы слёзы», находка разрывает его сердце на части.)

Каким он выглядит? (Жалким.)

Каким образом избавляется от совести? (Прячет в карман, озираясь, крадучись, потихоньку, нечестно вкладывает совесть в руку Прохорычу).

2 группа рассматривает образ Прохорыча.

Кто такой Прохорыч? (Заведует кабаком, питейным заведением, спаивает людей).

Что он почувствовал, когда получил совесть? (Некоторое время стоял с вытаращенными глазами, крупные капли пота выступили на его лбу, заливается горькими слезами…Затрясся и побледнел.)

Каким он выглядит? (Не видит будущего, а настоящее и прошлое печально. Остаётся мне только помереть)

Каким образом расстаётся с совестью? (Жена избавляется).

3 группа рассматривает образ Ловца.

Кто такой Ловец? (Надзиратель).

Что сделала совесть с надзирателем? (Начало коробить. Это болезнь со мной какая нибудь. Не может брать чужое, появляются такие качества как робость, застенчивость, просит прощения, даёт денег, хочет накормить нищих)

Меняется ли он? (Да, когда снимает пальто, где в кармане лежит совесть).

Каким образом расстаётся с совестью? (Жена посылает в конверте финансисту Бржоцкому).

4 группа рассматривает образ Самуила Давыдыча Бржоцкого.

Кем является герой? Расскажите о его семье.

Что почувствовал финансист, получив совесть? («Заметался во все стороны, словно угрь на угольях», завопил, трясясь всем телом, испытал мучения, геройски вытерпел самые лютые истязания).

Как избавляется от совести? (Пожертвовал в благотворительное учреждение к знакомому генералу)

Что почувствовал, избавившись от совести? (Облегчение. «В тот же вечер…»).

Это самый тяжёлый тип, в нём совесть не может пробудить ничего. Можно сказать, что о нём слова древнегреческого философа Платона: «Я считаю потерянным того человека, который потерял чувство стыда»


д) Беседа.

А сейчас, как вы думаете, есть похожие люди? Приведите примеры из СМИ

Звучит спокойная музыка . (А. Бородин « Струнный квартет № 2. Ноктюрн.). на фоне музыки показать фото из современной жизни.

Значит, это проблема вечная. Путь к своей совести очень трудный, конечно, легче идти по старой дороге, которая ещё иногда и доход приносит. (Герои сказки).

А если все потеряют совесть? Как жить на земле? Что же делать? Жить без совести? Писатель даёт ответ и на этот вопрос. Зачитайте три последних абзаца сказки.

Эти слова, полные не только любви, но и надежды, - завет, оставленный Салтыковым-Щедриным русскому народу .

Как надо жить, чтобы человеком быть, а не пьяницей, Ловцом (обращение к таблице)?

Совесть нельзя терять, она должна жить вместе с человеком. Никогда не поздно напоминать человеку о совести, если он с ней давно расстался .

В маленьком, безгрешном, чистом ребёнке нашла себе приют совесть. Вот такую идеальную совесть рисует М. Е. Салтыков- Щедрин.


Работа с рисунком.

Если образно представить совесть, мыкающуюся по разным людям, то мы вместе с писателем увидим «грязную, потрёпанную тряпку», «засаленную бумажку с рваными краями», серую, примерно такую.

Защита проекта.

Вот такую совесть увидели ребята. (Жёлтый - это свет, красный-сердце, белый-чистота, крылья - полёт. Такой должна быть совесть у всех, а не такой, как вид серой, помятой тряпицы. В сердце ребенка поместил писатель совесть. «Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем и совесть…»)


Цель: осмысление понятия совести как
ответственности за свои поступки на основе
анализа художественного текста

Оборудование: демонстрационный материал
(определения понятия “совесть” из толковых
словарей)

Ход урока

Организационный момент. Введение в текст, тему
урока.

М.Е. Салтыков-Щедрин часто предлагает нам
сказочные ситуации: это и необитаемый остров, на
котором чудесным образом оказались два генерала,
и одичавший помещик, из имения которого чудесным
образом исчезли все мужики, и в этой сказке перед
нами совершенно необыкновенная ситуация –
пропала совесть. А что такое совесть, как вы
думаете?

(Ответы учащихся)

Своими словами вы высказали четки определения,
которые есть в словарях (обращаемся к
демонстрационному материалу)
:

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь
русского языка: Совесть – чувство
нравственной ответственности за свое поведение
перед окружающими людьми.

Словарь русского языка/ Под редакцией А.П.
Евгеньевой: Совесть – чувство и сознание
моральной ответственности за свое поведение
перед самим собой и окружающими людьми.

Какое определение вам кажется более полным?
Почему?

(Ответы учащихся)

Итак, совесть пропала, исчезла, человек и
совесть разъединились – что с ними сталось?

Человек без совести – как изменились люди? “Многие
начали чувствовать себя свободнее”
.

Как вы это понимаете? Исчезло человеческое,
люди стали похожи на животных.

А совесть без человека? Чем она стала? Надоедливая
приживалка, обличительница, иго, вопиющее
безобразие.

Люди освободились от совести, и она стала
ветошью, приживалкой. Она никому не нужна, ее
никто не зовет, наоборот, ее перебрасывают,
подбрасывают друг другу.

Комментированное чтение текста.

Итак, начинается путешествие совести. Хотя я
назову другое слово – мытарства. Какое из них
сильнее? Мытарства, т.к. это не просто
путешествие, это бедствия, страдания, скитания.

У кого побывает совесть? У пропойцы; у
Прохорыча, хозяина кабака; у Ловца, квартального
надзирателя; у Брожцского, богатого банкира.

чтение фрагмента со слов “И бог знает, долго ли
бы пролежала таким образом бедная изгнанница,
если бы не поднял ее какой-то несчастный пропоец,
позарившийся с пьяных глаз даже на негодную
тряпицу, в надежде получить за нее шкалик.” до
слов “:прежде, нежели Прохорыч успевает
опомниться, ужасная находка уже лежит у него в
руке.”

Какой порок у пропойцы? Это порок только XIX века?
Что делает совесть с пропойцей? “Пронизала
электрическая струя”, “голова освобождается от
винных паров”, “возвращается сознание
действительности, страх, память, стыд”

Самый ли это страшный порок? Нет, потому что
пропойца отвечает только за себя и губит только
себя.

Чтение по ролям фрагмента со слов “Некоторое
время Прохорыч стоял с вытаращенными глазами;
потом вдруг весь вспотел.” до слов “Она во
весь дух побежала за ним, и едва успела
поравняться, как сейчас же, с изумительною
ловкостью, сунула потихоньку совесть в карман
его пальто.”

Какое открытие делает Прохорыч для себя? “Легко
тому человеку, у кого совесть в глазах есть”.

Почему пропойца чувствует страх, а Прохорыч –
облегчение, когда к ним в руки попадает совесть? Порок
Прохорыча тяжелее: он губит не только себя.

Чтение фрагмента со слов “Ловец был малый не то
чтоб совсем бесстыжий, но стеснять себя не любил
и запускал лапу довольно свободно.” до слов “-
Ну, теперь можешь, друг мой, смело идти на базар, –
сказала она мужу, воротившись домой.”

С какой буквы написано имя героя: с большой или
с маленькой? Что это – имя или прозвище? Прозвище,
отражающее самую суть человека.

Какой он? “Бесстыжий”, “устремительный”,
“лихоимец порядочный”.

Это без совести. А с совестью в кармане? “Пришел
он на базарную площадь, и кажется ему, что всё, что
там ни наставлено, и на возах, и на рундуках, и в
лавках, – всё это не его, а чужое. Никогда прежде
этого с ним не бывало.”

В чем же его порок? Мздоимство,
взяточничество, грех еще более тяжкий.

Чтение фрагмента со слов “Самуил Давыдыч
Бржоцский сидел за обеденным столом, окруженный
всем своим семейством.” до слов “В этот же вечер
он уже совсем позабыл о претерпенных им
страданиях и выдумал такую диковинную операцию
ко всеобщему уязвлению, что на другой день все
так и ахнули, как узнали.”

Кто по роду своих занятий Бржоцский? Банкир.

Посмотрите: благополучная, обеспеченная семья,
умный человек, жена, дети – в чем же его порок? Он
расчетлив, даже совесть сбывает исподтишка.

Чтение фрагмента со слов “И долго таким
образом шаталась бедная, изгнанная совесть по
белому свету, и перебывала она у многих тысяч
людей.” до конца

Вернемся к определениям, с которыми мы работали
в начале урока. “Негодной тряпицей” была
совесть для кого: для Салтыкова-Щедрина? Для его
героев?

(Ответы учащихся)

Прочитайте еще одно определение из “Толкового
словаря живого великорусского языка” В.И. Даля:
Совесть – внутреннее сознание добра и зла,
тайник души, чувство, побуждающее к истине и
добру”.

Согласны ли вы с таким определением?

Так где же пристанище совести? Впервые мы
слышим ее голос, ее просьбу. О чем она просит? “Отыщи
ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо
мной его сердце чистое и схорони меня в нем!”

Почему именно в сердце дитя?

(Ответы учащихся)

Творческая работа на ассоциации.

Попробуйте материализовать образ совести,
представьте ее в виде какого-то конкретного
предмета или явления.

(Ответы учащихся)

Итоги урока.

Итак, Салтыков-Щедрин возлагает на совесть
надежды, ибо она для него – хранительница
человеческого в человеке, госпожа будущего
состояния мира.