Главные темы романтизма в живописи. Романтизм в европейской живописи-презентация по мхк

Эта картина построена на оттенках, не голубых, не розовых — на оттенках серого. Все покрыто мраком — нет, неправда. Светлая ночь, потому что воздух чистый, нет никого, нет дымов и отсветов городов. Ночное — жизнь есть, звука нет. Цивилизация где-то там, за горизонтом. Куинджи умел и показать широту просторов родного края, и яркие цвета небольшой сцены.

У Леонардо множество рисунков, посвященных разработке сюжета Мадонны с младенцем, особенно так называемой Млекопитательницы, т.е. кормящей грудью. Но представить его сентиментальным художником, глубоко и благоговейно размышляющим о материнской любви (как часто пишут в рецензиях, посвященных эрмитажной «Мадонне Литта»), совершенно невозможно. Увольте, пожалуйста! Нежность, сентиментальность и прочее мимими – это то, чего точно нет у Леонардо, и никогда не было.


сочинения по картинам известных художников на сайт

Пепельное, дымное, томное, пастельное, воздушное… Лиловое, бледно-голубое, нежное, прозрачное… Пепел розы. В безумно талантливом романе-бестселлере К. Маккалоу «Поющие в терновнике» цвет платья главной героини, обреченной на вечную разлуку с возлюбленным, назывался «пепел розы». В портрете Марии Лопухиной, умершей от чахотки через год после его завершения, все пронизано тончайшей грустью молодости, не ведущей ни к какому будущему, исчезающей как дым – все пронизано «пеплом розы».


сочинения по картинам известных художников на сайт


сочинения по картинам известных художников на сайт

Не волк-волчок, серый бочок, а натуральный монстр, Фенрир, лесное чудовище из сказок северных народов — такой воистину СКАЗОЧНЫЙ волчище на картине Виктора Васнецова. И что касается человеческих персонажей, тоже есть что проанализировать. Нам, взрослым, тяжело вновь пережить сказку, но также и сложно всецело понять художника, ее, сказку, рисующего. Попробуем, однако.


сочинения по картинам известных художников на сайт

Аленушка с картины Васнецова — непростая героиня. Это произведение при всей обыденности пейзажа, при всей известности сказки — сложное для понимания. Значит, понимать не нужно. Следует переживать. Как будто слушаешь сказку.


сочинения по картинам известных художников на сайт

Превосходная по изяществу колорита, гениальная по простоте и смысловой наполненности сюжета картина Исаака Левитана, казалось бы, представляет собой просто «фотографический снимок» пейзажа с водой, мостиком, лесом, в котором скрываются колокольни и церкви «Тихой обители». Но вдумаемся в символы и знаки.


сочинения по картинам известных художников на сайт

Огромная картина имеет своим сюжетом взволнованную морскую поверхность, собственно, полотно так и называется — «Среди волн». Выражением идеи художника является не только колорит и композиция, но и самый сюжет: море, море как чуждая и опасная человеку стихия.


сочинения по картинам известных художников на сайт

Картина знаменитого русского художника, прожившего большую часть жизни в Индии, прошедшего с экспедицией Центральную Азию, изображает не менее великого тибетского отшельника, странствующего учителя и практика Йоги Миларепу. Что он услышал?..


сочинения по картинам известных художников на сайт

Картина Аркадия Рылова «Закат» написана как будто в недавние годы, а между тем это полотно на временной линии соседствует с Октябрьским переворотом 1917 года. Типичный пейзаж Русского Севера, космические цвета через весь небосвод — красный, черно-лиловый, синяя вода.


Романтизм в живописи – философское и культурное направление в искусстве Европы и Америки конца 18 – первой половины 19 веков. Основой для развития стиля послужил сентиментализм в литературе Германии – родины романтизма. Развивалось направление в России, Франции, Англии, Испании и других европейских странах.

История

Несмотря на ранние попытки пионеров – Эль Греко, Эльсхаймера и Клода Лоррена, стиль, который мы знаем как романтизм, не наберет силу практически до конца 18 века, когда героический элемент неоклассицизма получил главную роль в искусстве того времени. Картины стали отображать героически-романтический идеал, основанный на романах того времени. Этот героический элемент в сочетании с революционным идеализмом, эмоциональностью, возник в результате Французской революции в качестве реакции против сдержанного академического искусства.

После Французской революции 1789 года, значительные социальные изменения произошли в течение нескольких лет. Европа была потрясена политическими кризисами, революциями и войнами. Когда лидеры встретились на Венском конгрессе, чтобы продумать план реорганизации европейских дел после наполеоновских войн, стало ясно, что надежды народов на свободу и равенство не были реализованы. Тем не менее, в течение этих 25 лет сформировались новые идеи, которые укоренились в сознании людей во Франции, Испании, России, Германии.

Уважение к личности, которая уже была ключевым элементом в неоклассической живописи, развивалось и укоренялось. Картины художников выделялись эмоциональностью, чувственностью в передаче изображения личности. В начале 19 века, различные стили стали проявлять черты романтизма.

Цели

Догматы и цели романтизма включали:

  • Возвращение к природе — примером чего является акцент на спонтанности в живописи, что демонстрируют картины;
  • Вера в доброту человечества и лучшие качества личности;
  • Справедливость для всех – идея была распространена в России, Франции, Испании, Англии.

Твердое убеждение в силе чувств и эмоций, которые доминируют над разумом и интеллектом.

Особенности

Характерные черты стиля:

  1. Идеализация прошлого, доминирование мифологической тематики стала ведущей линией в творчестве 19 века.
  2. Отказ от рационализма и догм прошлого.
  3. Повышенная выразительность при помощи игр света и цвета.
  4. Картины передавали лирическое виденье мира.
  5. Повышение интереса к этническим темам.

Романтичные художники и скульпторы, как правило, выражают эмоциональную реакцию на личную жизнь, в отличие от сдержанности и универсальных ценностей, пропагандируемых неоклассическим искусством. 19 век стало началом развития романтизма и в архитектуре, что подтверждают изысканные викторианские строения.

Основные представители

Среди величайших живописцев-романтиков 19 века были такие представители И.Фюссли, Франсиско Гойя, Каспар Давид Фридрих, Джона Констебль, Теодор Жерико, Эжен Делакруа. Романтическое искусство не вытесняло неоклассический стиль, а функционировало как противовес догматичности и жесткости последнего.

Романтизм в русской живописи представлен работами В.Тропинина, И.Айвазовского, К.Брюллова, О.Кипренского. Живописцы России стремились передать природу максимально эмоционально.
Предпочтительным жанром среди романтиков был пейзаж. Природа рассматривалась как зеркало души, в Германии она также рассматривается как символ свободы и безграничности. Изображения людей художники помещают на фоне сельской местности или городского, морского пейзажа. В романтизме в России, Франции, Испании, Германии изображение человека не доминирует, а дополняет сюжет картины.

Популярны ванитас мотивы, такие как мертвые деревья и заросшие руины, символизирующие быстротечность и конечную природу жизни. Подобные мотивы имели место ранее в барочном искусстве: художники заимствовали работу со светом и перспективой в подобных картинах у барочных живописцев.

Цели романтизма: художник демонстрирует субъективный взгляд на объективный мир, и показывает картину, отфильтрованную через его чувственность.

В разных странах

Немецкий романтизм 19 века (1800 — 1850)

В Германии молодое поколение художников реагировало на меняющиеся времена процессом самоанализа: они отступили в мир эмоций, их вдохновляли сентиментальные стремления к идеалам прошлых времен, в первую очередь, средневековой эпохи, которая в настоящее время рассматривается как время, в котором люди жили в гармонии с собой и миром. В этом контексте, картины Шинкеля, например, «Готический собор на воде», являются репрезентативными и характерными для периода.

По тяге к прошлому романтические художники были очень близки к неоклассицистам, за исключением того, что их историзм критиковал рационалистические догмы неоклассицизма. Неоклассические художники ставили такие задачи: смотрели в прошлое, чтобы оправдать их нерациональность и эмоциональность, сохраняли академические традиции искусства в передаче реальности.

Испанский романтизм 19 века (1810 — 1830)

Франсиско де Гойя был бесспорным лидером романтического движения искусства в Испании, его картины демонстрируют характерные черты: склонность к иррациональности, фантазии, эмоциональность. К 1789 году, он стал официальным живописцем испанского королевского двора.

В 1814 году в честь испанского восстания против французских войск в Пуэрта-дель-Соль, Мадрид, и расстрела безоружных испанцев, подозреваемых в соучастии, Гойя создал одну из его величайших шедевров – «Третье мая». Известные работы: «Бедствия войны», «Капричос», «Маха обнаженная».

Французский романтизм 19 века (1815 — 1850)

После наполеоновских войн Французская республика вновь стала монархией. Это привело к огромному толчку романтизма, которое до сих пор сдерживалось доминированием неоклассиков. Французские художники эпохи романтизма не ограничивали себя пейзажным жанром, они работали в жанре портретного искусства. Наиболее яркие представители стиля – Э.Делакруа и Т.Жерико.

Романтизм в Англии (1820 – 1850)

Теоретиком и наиболее ярким представителем стиля был И.Фюсли.
Джон Констебль принадлежал к английской традиции романтизма. Эта традиция была в поиске баланса между глубокой чувствительностью к природе и прогрессом в науке живописи и графике. Констебль отказался от догматичного изображения природы, картины узнаваемы, благодаря использованию для передачи реальности цветовых пятен, что приближает творчество Констебля к искусству импрессионизма.

Картины Уильяма Тернера, одного из величайших английских художников романтизма, отображают тягу к наблюдению природы как одному из элементов творчества. Настроение его картин создается не только тем, что он изобразил, но и тем, как художник передал цвет и перспективу.

Значение в искусстве


Романтический стиль живописи 19 века и его особые черты стимулировали появление многочисленных школ, таких как: Барбизонская школа, пленэрной ландшафтов, в Нориджская школа пейзажистов. Романтизм в живописи повлиял на развитие эстетизма и символизма. Самые влиятельные живописцы создали движение прерафаэлитов. В России и странах Западной Европы романтизм оказал влияние на развитие авангарда и импрессионизма.

Презентация познакомит с творчеством выдающихся живописцев Франции, Германии, Испании и Англии эпохи романтизма.

Романтизм в европейской живописи

Романтизм ‒ направление в духовной культуре конца XVIII ‒ первой трети XIX века. Причиной его появления стало разочарование в итогах Французской революции. Девиз революции «Свобода, равенство, братство!» оказался утопическим. Последовавшая за революцией наполеоновская эпопея и мрачная реакция вызвали настроения разочарования в жизни, пессимизма. В Европе быстро распространилась новая модная болезнь «Мировая скорбь» и появился новый герой, тоскующий, странствующий по свету в поисках идеала, а чаще ‒ в поисках смерти.

Содержание романтического искусства

В эпоху мрачной реакции властителем дум стал английский поэт Джордж Байрон. Его герой Чайльд Гарольд ‒ мрачный мыслитель, терзаемый тоской, странствующий по свету в поисках смерти и расстающийся с жизнью без всякого сожаления. Мои читатели, уверена, сейчас вспомнили Онегина, Печорина, Михаила Лермонтова. Главное, что отличает романтического героя, это абсолютное неприятие серой, обыденной жизни. Романтик и обыватель ‒ антагонисты.

«О, пусть я кровью изойду,

Но дайте мне простор скорей.

Мне страшно задыхаться здесь,

В проклятом мире торгашей…

Нет, лучше мерзостный порок,

Разбой, насилие, грабеж,

Чем счетоводная мораль

И добродетель сытых рож.

Эй, тучка, унеси меня,

Возьми с собой в далекий путь,

В Лапландию, иль в Африку,

Иль хоть в Штеттин — куда-нибудь!»

Г. Гейне

Бегство от серой будничной жизни и становится основным содержанием искусства романтизма. Куда же романтик может «убежать» от обыденности и серости? Если Вы, мой уважаемый читатель, романтик в душе, то легко ответите на этот вопрос. Во-первых, привлекательным для нашего героя становится далёкое прошлое, чаще всего средневековье с его благородными рыцарями, турнирами, таинственными замками, Прекрасными Дамами. Средневековье идеализировалось и воспевалось в романах Вальтера Скотта, Виктора Гюго, в поэзии немецких и английских поэтов, в операх Вебера, Мейербера, Вагнера. В 1764 году вышел первый английский «готический» роман ужасов «Замок Отранто» Уолполла. В Германии в начале XIX века Эрнест Гофман написал «Эликсир дьявола», кстати, советую почитать. Во-вторых , замечательной возможностью «бегства» для романтика стала сфера чистого вымысла, создание мира вымышленного, фантастического. Вспомните Гофмана, его «Щелкунчика», «Крошку Цахеса», «Золотой горшок». Понятно, почему так популярны в наше время романы Толкиена и истории о Гарри Поттере. Романтики есть всегда! Ведь это состояние души, согласны?

Третий способ ухода романтического героя от действительности ‒ бегство в экзотические страны, не тронутые цивилизацией. Этот путь привёл к необходимости систематического изучения фольклора. В основу искусства романтизма легли баллады, легенды, былины. Многие произведения романтического изобразительного и музыкального искусства связаны с литературой. Шекспир, Сервантес, Данте вновь становятся властителями дум.

Романтизм в изобразительном искусстве

В каждой стране искусство романтизма приобретало свои национальные черты, но при этом для всех их произведений характерно много общего. Всех художников-романтиков объединяет особое отношение к природе. Пейзаж, в отличие от произведений классицизма, где он служил лишь декорацией, фоном, для романтиков приобретает душу. Пейзаж помогает подчеркнуть состояние героя. Полезно будет сравнить европейское изобразительное искусство романтизма с искусством и.

Романтическое искусство предпочитает ночной пейзаж, кладбища, седые туманы, Дикие скалы, руины старинных замков и монастырей. Особое отношение к природе способствовало рождению знаменитых пейзажных английских парков (вспомните регулярные французские парки с прямыми аллеями и подстриженными кустами и деревьями). Сюжетами произведений живописи часто становятся истории и легенды прошлого.

Презентация «Романтизм в европейском изобразительном искусстве» содержит большое количество иллюстраций, знакомящих с творчеством выдающихся художников-романтиков Франции, Испании, Германии, Англии.

Если тема вас заинтересовала, возможно, вам, уважаемый читатель будет интересно познакомиться с материалом статьи «Романтизм: страстная натура» на сайте Артхив, посвящённом искусству.

Большинство иллюстраций в прекрасном качестве я нашла на сайте Gallerix.ru . Для тех, кто хочет углубиться в тему, советую почитать :

  • Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. – М.: Аванта+, 2000.
  • Беккет В. История живописи. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  • Великие художники. Том 24. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусиентес. – М.: Издательство «Директ-Медиа», 2010.
  • Великие художники. Том 32. Эжен Делакруа. – М.: Издательство «Директ-Медиа», 2010
  • Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып.III: Страны Западной Европы XIX века; Россия XIX века. ‒ М.: Искусство, 1992
  • Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
  • Лукичёва К.Л. История живописи в шедеврах. – Москва: Астра-Медиа, 2007.
  • Львова Е.П., Сарабьянов Д.В., Борисова Е. А., Фомина Н.Н., Березин В.В., Кабкова Е.П., Некрасова Мировая художественная культура. XIX век. — СПб.: Питер, 2007.
  • Мини-энциклопедия. Прерафаэлизм. – Вильнус: VAB «BESTIARY», 2013.
  • Самин Д.К. Сто великих художников. – М.: Вече, 2004.
  • Фриман Дж. История искусства. – М.: «Издательство Астрель», 2003.

Удачи!

Романтизм (Romanticism) – это идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца 18 века - первой половины 19 века, как реакция на эстетику классицизма . Первоначально сложился (1790-е гг.) в философии и поэзии в Германии, а позднее (1820-е гг.) распространился в Англии, Франции и других странах. Он предопределил последнее развитие искусства, даже те его направления, которые выступали против него.

Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию класическим образцам 18 века. Романтики отвергали рационализм и практицизм Просвещения как механистичный, безличностный и искусственный. Вместо этого они во главу угла ставили эмоциональность выражения, вдохновение.

Чувствуя себя свободными от приходящей в упадок системы аристократического правления, они стремились высказать свои новые взгляды, открытые ими истины. Изменилось их место в обществе. Они нашли своего читателя среди растущего среднего класса, готового эмоционально поддержать и даже преклоняться перед художником - гением и пророком. Сдержанность и смирение были отвергнуты. Им на смену пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей.

Особому влиянию романтизма была подвержена молодёжь, получившая возможность учиться и много читать (чему способствует бурное развитие печатного дела). Её вдохновляют идеи индивидуального развития и самосовершенствования, идеализация личной свободы в мировоззрении, сочетаются с отвержением рационализма. Личное развитие ставилось выше стандартов тщеславного и уже увядающего аристократического общества. Романтизм образованной молодёжи изменил сословное общество Европы, став началом появления образованного "среднего класса" в Европе. А картину "Странник над морем тумана " с полным основанием можно назвать символом периода романтизма в Европе.

Некоторые романтики обратились к таинственному, загадочному, даже ужасному, народным поверьям, сказкам. Романтизм был частично связан с демократическими, национальными и революционными движениями, хотя "классическая" культура Французской революции на самом деле замедлили приход Романтизма во Францию. В это время возникает несколько литературных движений, важнейшие из которых - "Буря и натиск" в Германии, примитивизм во Франции, во главе которого стоял Жан-Жак Руссо, готический роман, повышается интерес к возвышенному, балладам и старым романсам (от которых собственно и произошёл термин "Романтизм"). Источником вдохновения для немецких писателей, теоретиков йенской школы (братьев Шлегель, Новалиса и других), объявивших себя романтиками, была трансцендентальная философия Канта и Фихте, которая ставила во главу угла творческие возможности разума. Эти новые идеи благодаря Колриджу проникли в Англию и Францию, а также определили развитие американского трансцендентализма.

Таким образом, Романтизм зародился как литературное течение, но оказал значительное влияние на музыку и меньшее на живопись . В изобразительном искусстве Романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, меньше - в архитектуре. В 18 веке излюбленными мотивами художников были горные пейзажи и живописные руины. Его основные черты - динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень (например, произведения Тёрнера , Жерико и Делакруа). Среди других художников-романтиков можно назвать Фузели, Мартина . Творчество прерафаэлитов и неоготический стиль в архитектуре также можно рассматривать как проявление Романтизма.

Вызовом застывшим канонам классицизма стал романтизм - идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре в конце XVIII века - первой половине XIX века, как реакция на эстетику классицизма. Эпоха Романтизма приходится на исторический период между великой Французской революцией 1789 года и европейскими буржуазно-демократическими революциями 1848 года, переломный период в жизни европейских народов. Бурный рост капитализма подточил устои феодального строя, и всюду стали рушиться скрепленные столетиями общественные отношения. Революции и реакции потрясали Европу, перекраивалась карта. В этих противоречивых условиях происходило духовное обновление общества.

Романтизм первоначально сложился (1790-е гг.) в философии и поэзии в Германии, а позднее (1820-е гг.) распространился в Англии, Франции и других странах. Романтизм закладывает в основу восприятия жизни конфликт между идеалом и действительностью, возвышенными чувствами и повседневностью.

Середина 1600-х годов положила начало эпохе Просвещения (или «эпохе разума»), прославлявшей рациональное мышление, секуляризм и научный прогресс. Первый действующий паровой двигатель, построенный в 1712 году, можно рассматривать как начало промышленной революции, которая позже охватила Западное полушарие. Индустриализация трансформировала экономику Западной Европы и Северной Америки, заставив их перейти от зависимости от сельского хозяйства к производству. Однако не все верили, что наука и разум могут объяснить все. Их реакцией против продолжающейся индустриализации стало всеобъемлющее движение - романтизм.

Термин романтизм впервые был использован в Германии в конце XVIII века, когда критики Август и Фридрих Шлегель ввели определение romantische Poesie (романтическая поэзия). Мадам де Сталь, влиятельный лидер французской интеллектуальной жизни, после публикации отчета о ее немецких путешествиях в 1813 году, популяризировала этот термин во Франции. В 1815 году английский поэт Уильям Вордсворт, ставший главным голосом романтического движения и считавший, что поэзия должна быть «спонтанным переполнением сильных чувств», «противопоставил романтическую арфу классической лире». Преодолев установленный порядок, романтизм стал доминирующим художественным движением во всей Европе к 1820-м годам.

Ранним прототипом романтизма было немецкое движение «Буря и натиск» (Sturm und Drang). Хотя «Буря и натиск» прежде всего литературное явление, оно оказало большое влияние на общественное и художественное сознание. Движение получило свое название от названия пьесы (1777) Фридриха Максмилиана Клингера.

Как сформулировал британский государственный деятель Эдмунд Берк, впервые разработавший как самостоятельное эстетическое понятие возвышенное, в трактате «Философское исследование относительно возникновения наших понятий о возвышенном и прекрасном» (1757): «Всё, что каким-либо образом способно вызвать представления о страдании и опасности, есть источник возвышенного, то есть вызывает самое сильное впечатление, которое сознание способно воспринять». В 1790 году немецкий философ Эммануил Кант, изучавший связь между человеческим разумом и опытом, развил понятия Берка в критике суждения. Идея возвышенного заняла центральное место в большей части романтизма, чтобы противостоять рациональности просвещения.

Эта революция принесла с собой рыночную экономику, основанную на новых технологиях — машинной силе. Но были те, кто с тоской оглядывался на прошлое, рассматривая его как романтический период, период, когда все было по-другому. В это время нарастала реакция против философии Просвещения, которая делала упор прежде всего на науку и рациональное мышление. Романтики оспаривали идею о том, что разум — это единственный путь к истине, считая его недостаточным для понимания великих тайн жизни. По мнению романтиков эти тайны могут быть раскрыты с помощью эмоций, воображения и интуиции. В романтическом искусстве природа - с ее неконтролируемой мощью, непредсказуемостью предлагала альтернативу упорядоченному миру просветительной мысли.

«Романтизм - не в выборе сюжетов, не в правдоподобии, а в особой «манере чувствования»- писал поэт и критик Шарль Бодлер в 1846 году. С точки зрения Бодлера, романтизм охватывает широкий спектр стилей и предметов, от истории и мифов до ориентализма и национализма.

Художники-романтики отказались от дидактизма неоклассической исторической живописи в пользу воображаемых и экзотических сюжетов. Ориентализм и мир литературы стимулировали новые диалоги как с прошлым, так и с настоящим. Извилистые одалиски Энгра отражают современное увлечение экзотикой гарема. В 1832 году Делакруа отправился в Марокко, и его поездка в Северную Африку побудила других художников последовать его примеру. Литература предложила альтернативную форму эскапизма. Романы сэра Вальтера Скотта, поэзия лорда Байрона и драма Шекспира перенесли искусство в другие миры и эпохи. Так, средневековая Англия — место «Похищения Ребекки» Делакруа, авторского видения популярного романтического сюжета, позаимствованного у Вальтера Скотта.

Отчасти вдохновленный идеализмом Французской революции, романтизм охватил борьбу за свободу и равенство, а также содействие справедливости. Художники начали использовать текущие события и зверства, чтобы пролить свет на несправедливость в драматических композициях, которые соперничали с более степенными картинами неоклассической истории, принятыми Национальными академиями.

Во многих странах художники-романтики обратили свое внимание на природу и пленэрную живопись, или живопись на открытом воздухе. Работы, основанные на пристальном наблюдении за пейзажем, подняли пейзажную живопись на новый уровень. В то время как некоторые художники подчеркивали человека как часть природы, другие изображали ее силу и непредсказуемость, вызывая у зрителя чувство возвышенного - благоговение, смешанное с ужасом.

Романтизм в Германии

В Германии молодое поколение художников реагировало на изменяющиеся времена процессом самоанализа: они отступали в мир эмоций - вдохновленные сентиментальной тоской по прошлому, например по средневековой эпохе, которая теперь рассматривалась как время, в котором люди жили в гармонии с собой и миром. В этом контексте картина «Готический собор у воды» Карла Фридриха Шинкеля была столь же важна, как и работы Назарян - Фридриха Овербека, Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда и Франца Пфорра, которые взяли свое начало от живописных традиций итальянского Раннего Возрождения и немецкого искусства эпохи Альбрехта Дюрера. В своих воспоминаниях о прошлом романтические художники были очень близки к неоклассицизму, за исключением того, что их историзм критиковал рационалистическую позицию неоклассицизма.

Романтическое движение продвигало творческую интуицию и воображение как основу всего искусства. Таким образом, произведение искусства стало выражением «голоса изнутри», как выразился ведущий художник-романтик Каспар Давид Фридрих (1774-1840). Предпочтительным жанром среди романтиков была пейзажная живопись. Природа рассматривалась как зеркало души, в то время как в политически ограниченной Германии она также рассматривалась как символ свободы и безграничности. Таким образом, иконография романтического искусства включает одинокие фигуры с тоской, глядящие вдаль, а также мотивы vanitas (мертвые деревья, заросшие руины), символизирующие быстротечность и конечность жизни.

Романтизм в Испании

Развитие романтизма в Испании 30-х гг. стимулировалось революционно-патриотическими устремлениями начала века. После долгого периода засилья иностранцев, господства академизма во всех областях художественной культуры возникновение романтизма в Испании имело в целом прогрессивное значение, способствуя подъему национального самосознания. Романтизм обновил испанскую историческую науку, внес много свежего в развитие литературы и театра, возродив интерес к традициям «золотого века», к народному творчеству. Но в области изобразительного искусства испанский романтизм был менее ярок и самобытен. Показательно, что здесь источником вдохновения служило не столько искусство Гойи, сколько произведения романтизма в других западноевропейских странах.

Франсиско де Гойя был самым выдающимся из испанских романтиков. В то время как он был официальным художником королевского двора, к концу XVIII века, он начал исследовать воображаемое, иррациональное и ужасы человеческого поведения и войны. Его работы, в том числе картина «Третье мая 1808 года» (1814) и серия гравюр «Бедствия войны» (1812-15), являются мощными упреками войны.

Романтизм во Франции

После того, как наполеоновские войны закончились, романтические художники начали оспаривать неоклассицизм Жака Луи Давида, передового художника, работавшего во время Французской революции, и общий неоклассический стиль, одобренный Академией. В отличие от своих немецких коллег, французы писали не только портреты, но и создавали исторические полотна.

Во Франции главными романтическими художниками были Барон Антуан Гро, написавший драматические картины современных событий Наполеоновских войн, и Теодор Жерико. Величайшим французским художником-романтиком был Эжен Делакруа, который известен своей свободной и выразительной кисти, богатым и чувственным использованием цвета, динамичными композициями и экзотическим и авантюрным сюжетом, начиная от североафриканской Арабской жизни и заканчивая революционной политикой. Поль Деларош, Теодор Шассерио и, иногда, Ж.-А.-Д. Энгр представляют последнюю, более академическую фазу романтической живописи во Франции.

Романтизм в Англии

За исключением Уильяма Блейка, английские романтические художники предпочитали пейзаж. Их изображения, однако, не были столь драматичны и возвышенны, как у их немецких коллег, но были более натуралистичны. Нориджская школа - группа пейзажистов, развившаяся из Нориджского Общества художников 1803 года. Джон Кроум, был одним из основателей группы и первым президентом Норвичского общества, которое проводило ежегодные выставки с 1805-1833 годов. Члены группы делали упор на пленэрную живопись.

Если творчеству немецких романтиков был присущ мистицизм, взятый из таинственных легенд и народных сказаний, то романтическое изобразительное искусство Англии имело совершенно иные черты. В пейзажном творчестве английских мастеров романтический пафос соединился с элементами реалистической живописи. Джон Констебл и Уильям Тёрнер - крупнейшие представители романтического пейзажа в Англии.

Романтизм в Соединенных Штатах

Американский романтизм нашел свое основное выражение в пейзажной живописи школы реки Гудзон (1825-1875). В то время как движение началось с Томаса Даути, чья работа подчеркивала своего рода квиетизм в природе, самым известным членом группы был Томас Коул, чьи пейзажи передают чувство благоговения перед необъятностью природы. Другими известными художниками этой школы были Фредерик Эдвин Черч, Ашер Б. Дюран и Альберт Бирштадт. Работы большинства из этих художников были сосредоточены на ландшафте Адирондаков, Белых гор и Катскиллов на северо-востоке, но постепенно разветвлялись на американский Запад, а также южные и латиноамериканские пейзажи.

Среди величайших художников-романтиков были Генри Фюзели (1741-1825), Франсиско Гойя (1746-1828), Каспар Дэвид Фридрих (1774-1840), JMW Тернер (1775-1851), Джон Констебль (1776-1837), Теодор Жерико (1791-1824) и Эжен Делакруа (1798-63). Романтическое искусство не вытеснило неоклассический стиль, а скорее выступило противовесом его строгости и жесткости. Хотя романтизм пришел в упадок около 1830 года, его влияние продолжалось еще долго.

Романтический стиль живописи стимулировал появление многочисленных школ, таких как: Барбизонская школа, Норвичская школа пейзажистов; назаряне, группа католических немецких и австрийских художников; символизм (например, Арнольд Беклин).

Каспар Давид Фридрих «Странник над морем тумана». 94.8 х 74.8 см. Холст, масло. Гамбургский кунстхаллее, 1818

Теодор Жерико. Плот «Медузы». 491 х 716 см. Холст, масло. Лувр, Париж, 1819

Карл Фридрих Лессинг «Осада (оборона церковного двора в Тридцатилетнюю войну)». Холст, масло. Музей Кунстпаласт, Дюссельдорф, 1848

Уильям Тёрнер. «Мост символов», 1933

Теги

романтизм, Фридрих, Жерико, Эпоха романтизма.