Характеристика героев романа чернышевского что делать. Проблематика и поэтика романа Н.Г

Особенности жанра романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?»

I. Вступление

Роман как ведущий жанр в русской литературе середины XIX в. (Тургенев, Гончаров, Достоевский, Толстой). Особен­ности русского романа: внимание к проблеме личности, со­средоточенность на нравственно-этических проблемах, широ­кий социальный фон, развитой психологизм.

II. Главная часть

1. Все перечисленные черты присущи роману «Что де­лать?». В центре романа – образы «новых людей», в первую очередь образ Веры Павловны. Автор прослеживает становле­ние и развитие личности Веры Павловны, формирование ее самосознания, поиск и обретение личного счастья. Основная проблематика романа – идейно-нравственная, связанная с ут­верждением философии и этики «новых людей». В романе достаточно полно представлен социально-бытовой уклад жиз­ни (особенно в главах «Жизнь Веры Павловны в родительском семействе» и «Первая любовь и законный брак»). Характеры главных героев, особенно Веры Павловны, раскрываются ав­тором при помощи изображения их внутреннего мира, то есть психологически.

2. Жанровое своеобразие романа «Что делать?»:

а) «Что делать?» – прежде всего социальный роман, для него чрезвычайно существенна проблема взаимосвязей лично­сти и общества. Внешне он строится как роман любовный, но, во-первых, в истории любви Веры Павловны подчеркнута именно связь личности и условий жизни, а во-вторых, сама проблема любви является для Чернышевского частью более широкой проблемы – положение женщины в обществе: каким оно было, каково оно сейчас и каким должно и может быть;

б) в романе «Что делать?» есть и черты семейно-бытового романа: в нем подробно прослеживается бытовое устройство семейной жизни Лопуховых, Кирсановых, Бьюмонтов, вплоть до расположения комнат, характера повседневных занятий, еды и т.п. Эта сторона жизни была важна Чернышевскому потому, что в проблеме эмансипации женщины семейно-бытовой уклад играет очень существенную роль: только с его изменением женщина может почувствовать себя равноправной и свободной;

в) в свое произведение Чернышевский вводит элементы утопического романа. Утопия – изображение счастливой и лишенной внутренних противоречий жизни людей, как прави­ло, в более или менее отдаленном будущем. Такую утопиче­скую картину представляет большая часть «Четвертого сна Веры Павловны», в которой Чернышевский подробно, вплоть до самых мелких деталей (дворцы из стекла и алюминия, ме­бель, посуда, зимние сады, характер труда и отдыха), рисует картину будущей счастливой жизни человечества. Утопиче­ские картины этого рода важны для Чернышевского с двух то­чек зрения: во-первых, они дают ему возможность выразить свой социально-нравственный идеал в наглядной форме, а во- вторых, призваны убедить читателя, что новые общественные отношения действительно возможны и достижимы;

г) роман Чернышевского можно охарактеризовать и как публицистический, поскольку, во-первых, он посвящен акту­альным проблемам современности («женский вопрос», ста­новление и развитие разночинной интеллигенции, проблема переустройства общественного строя в России), а во-вторых, в нем автор не раз впрямую высказывается по поводу этих акту­альных проблем, обращается к читателю с призывами и т.п.

III. Заключение

Итак, жанровое своеобразие романа Чернышевского опре­деляют как общие черты русского романа (психологизм, идейно-нравственная проблематика и т.п.), так и оригинальное сочетание в одном произведении жанровых особенностей, присущих разным видам романа.

Здесь искали:

  • жанр романа что делать
  • особенности жанра и композиции романа что делать
  • в чем необычность жанра романа что делать

Чтобы понять, зачем, почему и о чём был написан роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?», надо знать о том, какая обстановка царила в общественной жизни Российской империи в начале второй половины XIX века. Дворянская революция «сверху» потерпела поражение, и на первые роли выходили представители так называемых «разночинцев». У этих людей были уже совсем другие идеалы и цели. Властителями дум становятся Белинский, Писарев, Добролюбов и люди их круга. Особое место среди них занимает Чернышевский.

Во многом утопические идеи Николая Гавриловича были основаны на идеализации общинного землевладения в российских деревнях при крепостном праве. Именно отсюда берут начало его мысли о возможности для России, где есть общественная собственность на землю, минуя буржуазный путь развития, прийти к социализму. А это считалось передовыми людьми того времени едва ли не конечной целью человечества. Но для этого нужны люди нового типа, которых Чернышевский и выводит в знаменитом романе. Характеристика героев романа "Что делать?", его краткое содержание, история создания и суть - все это в статье.

Люди прошлого и будущего

Хотя декабристы уже стали к тому времени мифологическими героями, дворяне в целом для автора не кто иные, как пошлые люди. Именно так и строится композиция произведения: от пошлых людей к новым, от них к высшим, а в завершении - сны. Динамика заключается в движении от прошлого через настоящее к будущему. Прошлое - персонажи типа Сержа и Соловцова. У них нет основы, поскольку они не заняты делом, а праздную жизнь одна из женщин романа, Жюли, называет гнусностью. Другое дело - мещане, буржуазия. Они всё-таки трудятся, чтобы добыть средства к существованию. Это Розальские во главе с Марьей Алексеевной. Ей не до развлечений, она деятельна, но всё подчинено расчёту на личную выгоду. Даже на уход дочери она реагирует криком: «Обокрали!» Тем не менее, Чернышевский посвящает в похвалу этому образу романа "Что делать?" целую главу. Почему? Ответ на этот вопрос даётся во втором сне Веры Павловны. Но до этого в произведении происходит много событий. Краткое содержание романа "Что делать" читайте далее.

Детективное начало

Хоть и содержание романа "Что делать" краткое, но мы постараемся максимально детально передать всю атмосферу, царящую в нем. Итак, начинается всё как в детективном романе. Из петербургской гостиницы пропадает жилец. Он оставляет записку, из содержания которой делают вывод, что молодой человек свел счёты с жизнью. Это неправда, но и не розыгрыш. Он действительно покончил с той жизнью, которую вёл раньше. Потом, постепенно, на страницах появляются новые герои романа "Что делать?" Н. Г. Чернышевский не стесняется, нарушая литературную традицию, прерывать повествование беседой с читателями. Они разные, и он то спорит с ними, то соглашается, обсуждает героев произведения, их поступки. Потом снова возвращается к сюжету. Он, собственно, незамысловат.

Любовь во имя революции

Вера, дочь Марьи Алексеевны, против воли матери выходит замуж за Алексея Лопухова. Брак фиктивный, это единственный шанс девушки обрести свободу. Потом встречает Кирсанова, который становится её истинной любовью. И Алексей сам устраивает её счастье с тем, кто, вроде бы, стал его соперником. Делает он это не совсем обычным способом. Он разыгрывает своё самоубийство. Любовная линия в романе занимает важное место. Благодаря этому чувству Вера избавляется от мещанского существования, да и последующая любовь Лопухова и Кати Полозовой приносит им ощущение полноты жизни. Но это не то чувство, которое описывали тогда в традиционных романах. Оно подчинено самому важному делу в жизни человека, революции. Именно поэтому эти люди и являются для Чернышевского «новыми». Но они только переходной этап к людям «высшим», каковым является Рахметов.

Высший человек

Сам Чернышевский писал, что знал только восемь человек, подобных главному, созданному им, литературному герою. Но в столицу империи он приезжает, ничем не выделяясь из массы таких же хорошо воспитанных молодых людей из аристократических семей. Изменения во внутреннем мире Рахметова происходят с непостижимой скоростью. Уже во время беседы с Кирсановым показательна его реакция на «несправедливости этого мира». Он негодует, плачет, говорит о необходимости немедленного изменения существующего порядка вещей. И начинает с себя. Рахметов не просто «уходит в народ», он не просвещает людей, а живёт с ними, работает бурлаком, заслуживая прозвище мифического Никитушки Ломова, плотником, нисколько не чураясь самого тяжёлого физического труда. Так что знаменитое лежание на гвоздях, это просто наиболее экстремальное проявление его стремления переделать свою натуру, подготовить психику и тело к тяжёлым испытаниям, которые неизбежны при подготовке революции.

Изменить мир, чтобы улучшить человека

Рахметов в романе "Что делать?", а за ним и «новые люди» отрицают старую мораль, основанную на христианских ценностях, то есть на жертве и самоотвержении. Кажется, что и их идеалы основаны на том же, но в них нет понятия о несовершенстве человека. Виноваты не люди, а окружающая их действительность. Стоит перестроить её на основах братства и общего служения благу всех членов общества, и в людях проявятся лучшие качества. Наступит своего рода рай на земле. В этом же ключе разрешатся любовные проблемы и семейные отношения. Зависимость женщины от мужчины, вот в чём коренятся эти проблемы в романе "Что делать?" Как только представители двух полов станут равноправны, исчезнет и чрезмерная сосредоточенность женщин на любви.

Два года в одиночке

Сам Рахметов в романе "Что делать?" отказывается от чувств в пользу дела своего жизни. В чём оно заключается, не очень понятно. Чернышевский говорит об этом лишь намёками. Это и понятно, учитывая историю создания романа Чернышевского "Что делать?"

После публикации обращённой к крестьянам прокламации её предполагаемого автора арестовали и заключили в Петропавловскую крепость. Началось следствие, которое длилось два года. Голодовки, протесты, одиночная камера Алексеевского равелина. В таких условиях и началась история создания романа "Что делать?" Чернышевский за четыре месяца написал полный иносказаний и ложных сюжетных ходов роман. Читатели, чей вкус сложился на произведениях другого типа, были просто не в состоянии понять тему романа "Что делать?" И главное, а для чего всё это создавалось? Произведение вызывало у них прежде всего раздражение, какое испытал, например, Тургенев. У него роман вызвал просто «физическое отвращение». Подобное чувство испытывали и цензоры, тем более что роман передавался на волю четырьмя частями. Первое, что обращало на себя внимание - любовные коллизии в отношениях героев. Когда было осознано, к чему на самом деле призывает автор, было уже поздно, журнал с публикациями успел разойтись по стране.

Разумный эгоизм, как цель жизни

В чем же суть романа "Что делать?" К чему же он призывает? К построению счастливого общества будущего. Оно показано в четвёртом сне Веры Павловны. Общество будущего в романе "Что делать?" - это общество, где интересы каждого органически и добровольно сочетаются с интересами всех. Там нет разделения между умственным и физическим трудом, а личность человека обрела гармонию и полноту. Тут важную роль играет такое понятие, введённое Чернышевским, как «разумный эгоизм». Это не тот дух удовлетворения собственных, зачастую преувеличенных, потребностей, которым, по Рахметову, пронизана жизнь «пошлых» людей, а нечто иное, напоминающее удовольствие от хорошего дела во имя тех, кто нуждается больше тебя. Если смотреть поверхностно, идеал, мало отличающийся от христианских заповедей. Не зря Карл Макс назвал «Что делать?» евангелием русской социал-демократии. Этим, возможно, роман Чернышевского так и привлёк российскую молодёжь XIX века. Воспитанные, как бы там ни было, в православных традициях, они не видели здесь противоречия жизненному укладу страны. Но многие упустили из виду необходимость совершенствования самого себя. И здесь опять необходимо вернуться к Рахметову.

Благо для народа и отказ от счастья

Чернышевский разделяет его жизненный путь на три стадии. Во-первых, это теоретическая подготовка. Он очень много читает, но категорически отрицает пользу книг, в которых «разжёвывается» истина, данная в трудах, подобных сочинениям немецкого философа-материалиста Людвига Фейербаха. Только такие книги могут приносить пользу, остальное - зря потраченное время. Второе, что необходимо, это приобщение к народной жизни. Рахметов стал своим для таких людей, как горничная Маша. Для остальных, даже таких, как Лопухов и Кирсанов, он всё-таки непонятен и даже немножко страшен. Третья стадия - профессиональная революционная деятельность. Рахметов время от времени куда-то пропадает, у него собираются непонятные люди. Среди них многие преданы своему лидеру душой и телом. Большего об этой стороне его жизни автор, конечно, написать не мог. Ну и ещё одно: Рахметов считал невозможным для себя союз с женщиной. В том числе потому, что в любой момент может быть арестован и вырван из обычной жизни. В таком отказе от любви нет даже намёка на жертвенность. Это тот самый «разумный эгоизм». Если так нужно для достижения благой цели, то это благо и для него. Таких людей во все времена было крайне мало, а Чернышевский считает возможным, чтобы подобными качествами обладали все члены общества. Это одно из проявлений утопизма знаменитого социал-демократа.

Новое общество - дело будущего, но не такого уж далёкого, если уже сейчас начать делать первые шаги к его построению. Автор пытается это доказать, рассказывая о судьбах женщин, работающих в мастерских Веры Павловны. В них всё основано на кооперации, то есть «от каждого по возможностям, каждому по потребностям». В этом более позднем тезисе тоже можно усмотреть влияние романа Чернышевского. Его «Рассказы о новых людях», каково второе название романа, во многом провидческие. Именно люди, подобные Рахметову, аскеты, готовые жертвовать во имя достижения великой цели собой и другими, стали героями последующей эпохи. Но Чернышевский не разглядел многого в ближайшем будущем России. Пролетариат, на который сделали ставку большевики, он не рассматривает в качестве существенной силы. Крестьянская революция, вот что, по его мнению, должно встряхнуть страну.

Сны о будущем

Сны Веры Павловны - основные связующие звенья между частями романа. В уже упоминавшемся втором ей видятся две части поля. На одной половине - богато уродилась пшеница, на другой - только грязь. Опять же можно увидеть аналогию с притчей Иисуса о плевелах. Но выводы иные. Жертвенность по указке, по «заповедям», для «новых» людей неприемлема. Грязь - аллегория жизни таких людей как Серж, появившийся во сне. Он ни на что не пригоден, и ни к чему не полезен. В новой жизни для него места не найдётся. Если вспомнить о самом первом сне, то это аллегория обретённой свободы и желания делать свободными других. Сновидения в романе - не только предвидение и показ будущего. Они используются для анализа психологического состояния того или иного персонажа. В третьем по счёту Вера Павловна догадывается, что не любит Лопухова. На этот счёт интересно почитать мнение о романе «органов политического сыска». Одной из вредных идей романа там объявляется именно мысль о свободе брачных отношений. «Женщина может свободно жить в согласии с мужем и любовником в одно время». Это кажется цензорам недопустимым, и тут с ними трудно спорить.

Зачем помнить о Чернышевском

Произведение Чернышевского давно не изучают в школах, да и вообще, мало кому известно даже краткое содержание романа "Что делать?" Его можно отнести к «забытой» литературе. По своим художественным достоинствам он, действительно, несравним с книгами под авторством большинства современников Николая Гавриловича. Было время, когда Рахметова сравнивали с князем Мышкиным. Действительно, это имеет смысл. Два «идеальных» героя появились в читательском обиходе почти одновременно. Один олицетворял смирение и всепрощение, другой - непримиримую борьбу за лучшее будущее, которое должно облагородить каждого человека. Революционер взял верх над христианином, но пришло время осознания невозможности изменения сознания условиями жизни. Тем не менее, Чернышевскому удалось добиться своей цели, и важно знать, каким образом.

Он показал в романе людей, которые независимы от правил и даже закономерностей жизни. Они, прежде всего Рахметов, меняют себя по собственной воле, но во имя блага других. Именно необходимость этого автор стремился донести до читателей. Поэтому много говорят о том, что главное в его сочинении - публицистика, а не художественность. Вряд ли сам Чернышевский стал бы это отрицать. Задача искусства - облагораживание человека. Примерно так звучало его утверждение в более ранних произведениях. Эффекта он добился, смешивая в романе самые разные стилистические и композиционные элементы. Как только не определяли жанр его главного произведения, но ни одно не признано окончательно верным. Оригинальность во многом была предопределена и необходимостью обойти цензуру. Иносказания, беседы с читателем, эзоповский язык. Он особенно используется в последней главе. Ведь заканчивается роман оптимистически. «Перемена декораций» означает победу революции. Все счастливы, в том числе и сам Рахметов, не считавший себя вправе даже мечтать о будущем для себя. Его танец на свадьбе означает, что пришло время, когда даже «железный» человек может задуматься о собственной жизни.

На этом мы окончим пересказывать краткое содержание романа "Что делать?" Единственно, что можно сказать с уверенностью, так это то, что произведение не должно быть забытым. Его нужно прочесть и задуматься над тем, что хотел сказать автор.

История создания

Чернышевский сам назвал этих людей типом, который «недавно народился и быстро распложается», является порождением и знамением времени.

Этим героям присуща особая революционная мораль, в основе которой просветительская теория 18 в, так называемая «теория разумного эгоизма». Эта теория состоит в том, что человек может быть счастлив, если его личные интересы совпадают с общественными.

Вера Павловна – главная героиня романа. Её прототипы – жена Чернышевского Ольга Сократовна и Марья Александровна Бокова-Сеченова, которая фиктивно вышла замуж за своего учителя, а потом стала женой физиолога Сеченова.

Вера Павловна сумела убежать от обстоятельств, которые окружали её с детства. Её характер закалился в семье, где отец был к ней равнодушен, а для матери она была просто выгодным товаром.

Вера так же предприимчива, как и мать, благодаря чему ей удаётся создать швейные мастерские, дающие хорошую прибыль. Вера Павловна умна и образованна, уравновешенна и добра и к мужу, и к девушкам. Она не ханжа, не лицемерна и умна. Чернышевский восхищается стремлением Веры Павловны ломать устаревшие моральные устои.

Чернышевский подчёркивает схожесть Лопухова и Кирсанова. Оба медики, занимаются наукой, оба из небогатых семей и добились всего тяжёлым трудом. Ради помощи малознакомой девушке Лопухов отказывается от научной карьеры. Он более рационален, чем Кирсанов. Об этом свидетельствует и замысел мнимого самоубийства. Зато Кирсанов способен на любую жертву ради дружбы и любви, избегает общения с другом и возлюбленной, чтобы забыть её. Кирсанов более чувствительный и харизматичный. Ему верит Рахметов, вступая на путь совершенствования.

Но главный герой романа (не по сюжету, но по идее) – не просто «новый человек», но «особенный человек» революционер Рахметов. Он вообще отказывается от эгоизма как такового, от счастья для себя. Революционер должен жертвовать собой, отдавать жизнь за тех, кого любит, жить так, как весь народ.

По происхождению он аристократ, но порвал с прошлым. Рахметов зарабатывал, как простой плотник, бурлак. У него было прозвище «Никитушка Ломов», как у богатыря-бурлака. Все средства Рахметов вкладывал в дело революции. Он вёл образ жизни самый аскетический. Если новые люди называются Чернышевским солью земли, то революционеры, подобные Рахметову – «цвет лучших людей, двигатели двигателей, соль соли земли». Образ Рахметова овеян ореолом таинственности и недосказанности, поскольку не всё Чернышевский мог сказать прямо.

У Рахметова было несколько прототипов. Один из них – помещик Бахметев, передавший в Лондоне Герцену почти всё своё состояние на дело русской пропаганды. Образ Рахметова собирательный.

Образ Рахметова далеко не идеальный. Чернышевский предостерегает читателей от восхищения такими героями, потому что их служение безответно.

Стилистические особенности

Чернышевский широко использует два средства художественной выразительности – аллегорию и умолчание. Сны Веры Павловны полны аллегорий. Тёмный подвал в первом сне – аллегория несвободы женщин. Невеста Лопухова – это великая любовь к людям, грязь реальная и фантастическая из второго сна – обстоятельства, в которых живут бедные и богатые. Огромный стеклянный дом в последнем сне – иносказание коммунистического счастливого будущего, которое, по мнению Чернышевского, обязательно наступит и подарит радость всем без исключения. Умолчание связано с цензурными запретами. Но некоторая таинственность образов или сюжетных линий ничуть не портит удовольствие чтения: «Я знаю о Рахметове больше, чем говорю». Смутным остаётся смысл финала романа, который трактуют по-разному, образ дамы в трауре. Все песни и тосты весёлого пикника иносказательны.

В последней крошечной главе «Перемена декораций» дама уже не в трауре, а в нарядной одежде. В юноше лет 30 угадывается освобождённый Рахметов. Эта глава изображает будущее, пусть и недалёкое.

Главная героиня романа. Это красивая, стройная девушка с южным типом лица. У нее черные волосы и смуглая кожа. До встречи с Лопуховым проживала с матерью, отцом и братом Федей на Гороховой улице в Петербурге. Отец Веры был управляющим доходным домом, а мать давала деньги под проценты и мечтала выдать дочь за богатого человека.

Один из главных персонажей романа, друг Лопухова, разночинец, впоследствии муж Веры Павловны. Это высокий, хорошо сложенный человек с темно-русыми волосами и темно-голубыми глазами. У него продолговатое, волевое лицо замечательной белизны и прямой, греческий нос. Он с 12 лет работал, во всем помогал отцу.

Один из главных героев романа, муж и друг Веры Павловны, студент медицинской академии, сын рязанского помещика. В дом Розальских он попадает как учитель Феди. Там он знакомится с Верочкой и сочувствует ее трудному положению в семье. Лучшим другом Лопухова является Кирсанов.

Персонаж романа, имеющий важное предназначение в жизни главных героев, по словам автора «особенный человек», друг Лопухова, молодой человек из дворянской среды. Это честный и самоотверженный человек. Он с ранних лет поставил себе цель укреплять волю и стать физическим крепким. Ради этого на несколько часов в день он становился чернорабочим.

Полозова Катерина Васильевна

Знакомая Веры Павловны, которую от смерти спас её муж - Александр Кирсанов. Она была страстно влюблена в одного проходимца - Соловцова. Отец наотрез отказался благословлять брак с ним, и она слегла в болезни. Кирсанов сумел убедить её отца дать ей время разобраться с Соловцовым, и вскоре она поняла, что он плохой человек. Она пошла на поправку. В это время её отец разоряется и продаёт последний завод. Заключать сделку приехал американец - Чарльз Бьюмонт, который оказалось, ранее был Лопуховым и первым мужем Веры Павловны. Катерина и Бьюмонт влюбляются, и вскоре женятся. В будущем, Кирсановы и Бьюмонты стали близкими друзьями и начали жить в соседних квартирах.

Чарльз Бьюмонт

Американец, приехавший как агент лондонской фирмы Ходчсона, Лотера и К для покупки завода Полозова. Он рассказывал всем, что он родился в России, но в 20 лет отец-американец увёз его в Нью-Йорк. Сейчас Чарльз вырос и решил вернуться в Россию, устроившись в лондонскую фирму. При обедах с Полозовым он познакомился с его дочерью - Катериной. Он живо интересовался её знакомыми - Кирсановыми. Вскоре мы узнаём, что Чарльз Бьюмонт, на самом деле Дмитрий Лопухов. Бьюмонт и Катерина влюбляются, а потом и женятся. Бьюмонта ставят во главе бывшего завода Полозова с хорошей зарплатой. Кирсановы и Бьюмонты живут дружно в соседних квартирах.

Мерцалов

Священник и друг Лопухова, который обвенчал их с Верой Павловной. В дальнейшем, он стал вместе со своей женой близким другом для Веры Павловны.

Мерцалова

Жена священника Мерцалова и близкая подруга Веры Павловны. Со временем она стала заведовать одной из её швейных мастерских.

Жюли

Француженка, бывшая парижская проститутка, подруга Сержа. Узнав о пари между Сторешниковым и Жаном Соловцовым насчёт Веры Павловны, она поехала и предупредила её. В будущем помогла ей раскрутить швейную мастерскую.

Соловцов (Жан)

Один из самых мерзких героев романа. Сначала он заключил пари на Веру Павловну со Сторешниковым. А потом сватался к Катерине Полозовой, да так, что вскружил ей голову. Он её совершенно не любил, но Катин отец тогда ещё был миллионером, поэтому он хотел его деньги. В будущем, она разобралась, кто он такой и отменила свадьбу.

Полозов

Отец Катерины, отставной ротмистр или штаб-ротмистр, бывший миллионер. Когда-то он женился на купчихе, удачно распорядился её приданым, и заработал 3-4 миллиона. В 60 лет поссорился с одним нужным человеком и потерял почти все деньги.

Сторешников

Жених Веры Павловны, за которого её хотела выдать замуж мать. Он её не любил, даже спорил на неё, как на свою любовницу.

Марья Алексевна

Мать Веры Павловны. Она очень не любила свою дочь, постоянно кричала на неё и всё мечтала выдать за богатого жениха. Из-за неё Вере Павловне пришлось сбежать из дома, выйдя замуж за Лопухова.

Отец Веры

Второстепенный персонаж, не имеющий своего мнения отец Веры Павловны. Живёт под каблуком у жены.

Роман «Что делать?» имеет подзаголовок: «Из рассказов о новых людях с общею пользою…». Этим автор определил основную тему романа. «Новые люди» — Дмитрий Сергеевич Лопухов, Александр Матвеевич Кирсанов и их друзья — по своим личным качествам противоположны «пошлым». Раньше в пошлом мире тоже иногда появлялись порядочные люди, но они были одиноки и либо чахли, либо примирялись с пошлостью и «обращались в хороших людей, живущих на земле… только затем, чтобы коптить небо». В романе «Что делать?» мы видим уже целую группу «новых людей»: помимо Лопухова, Кирсанова и Веры Павловны героями романа являются Катя Полозова, супруги Мерцаловы, в эпизодах упоминаются молодые профессора, офицеры, студенты — товарищи и ученики Лопухова и Кирсанова. Это — кружок людей, объединенных общими интересами, общим делом. Жизнь их наполнена глубоким содержанием: вопросы философии, успехи естествознания, экономические теории, события политической жизни — все живо интересует их, вызывает горячие споры.

«Новые люди» не преследуют никаких корыстных целей, поэтому в их кружке царит абсолютная искренность и простота взаимоотношений, крепкая дружба, постоянная готовность прийти друг другу на помощь, полное равенство. Этим они принципиально отличаются от людей «допотопного мира», в котором каждый борется за свое «место в жизни», что порождает соперничество, лицемерие, угнетение слабого сильным. Даже среди принадлежащих к «избранному» обществу ярко выступает социальное неравенство: Сторешников «едва цеплялся за хвост Жана, Жан едва цеплялся за хвост Сержа».

Подробно описывая жизнь «новых людей», Чернышевский старается подчеркнуть, что в ней нет ничего особенного. Жить так, как живут эти люди,- т. е. не совершать ничего подлого, не растрачивать время в пошлом безделье, отдаваться всей душой любимому делу, стремиться к знаниям, разумно развлекаться, — может и должен каждый человек, в этом «не бог знает какой подвиг геройский». «Новые люди» — просто хорошие люди. Но они отличаются от хороших людей прежних времен тем, что «не коптят небо», не становятся «лишними людьми», а активно участвуют в жизни и в ее преобразовании. Отличие героев «Что делать?» от «лишних людей» объясняется не только временем их появления, но и социальным положением: «лишние люди» принадлежали к дворянству, «новые» — разночинцы, прошедшие суровую трудовую школу. И Лопухов, и Кирсанов «рано привыкли пробивать себе дорогу своей грудью, не имея никакой поддержки» Образами «новых людей»

Чернышевский уточнял представления о разночинцах-демократах, что было необходимо в связи с горячими спорами, вызванными романом И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Передовая молодежь была недовольна некоторой односторонностью и сухостью Базарова, а также тем, что Базаров показан одиноким среди чуждого ему дворянского общества. Но Тургенев, по словам Писарева, «просто не знал, как держат себя Базаровы с другими Базаровыми». Чернышевскому были хорошо знакомы люди, подобные Лопухову и Кирсанову. В его героях отразились черты друзей писателя — врача П. И. Бокова, ученого-физиолога И. М. Сеченова и др. «Новых людей», с различными индивидуальными чертами характера — общительных и замкнутых, веселых и сдержанных, горячо любящих искусство и равнодушных к нему — объединяют общие качества, действительно отличавшие их от людей старого мира. «Новые люди» с уважением относятся к достоинству других и твердо отстаивают собственную независимость. Эта черта свойственна и Верочке Розальской. «…Если вы осмелитесь подойти ко мне в театре, на улице, где-нибудь,-я даю вам пощечину,-заявляет она Сторешникову. — Мать замучит меня… но пусть будет со мною, что будет, все равно!» Так же решительно защищают свою честь и Лопухов, и Кирсанов, и Катя Полозова. «Новые люди» имеют цель в жизни и настойчиво добиваются ее осуществления. «Каждый из них — человек отважный, не колеблющийся, не отступающий, умеющий взяться за дело, и если возьмется, то уже крепко хватающийся за него, так что оно не выскользнет из рук». Каждый из них человек безукоризненной честности, такой, что даже и не приходит в голову вопрос: «Можно ли положиться на этого человека во всем безусловно?» Эти люди не просто честны, они благородны и самоотверженны; ради счастья других они готовы пожертвовать собственным счастьем, а если понадобится, то и жизнью. Пример благородного самопожертвования — поступок Лопухова, составивший сюжетную основу романа. Лопухов искренне любит Веру Павловну, но когда он увидел, что она любит Кирсанова, он, чтобы устранить препятствия их счастью, инсценировал самоубийство и уехал в Америку. Высоким душевным благородством наполнено его прощальное письмо друзьям: «Я смущал ваше спокойствие. Я схожу со сцены. Не жалейте; я так люблю вас обоих, что очень счастлив своей решимостью. Прощайте».

«Новые люди» скромны и как огня боятся пышных фраз. Они не хотят, чтобы людей, которым они приносят жертвы, отягощало чувство благодарности, и поэтому они говорят, что поступают так «из эгоистических побуждений», ради «собственной выгоды». «… Это фальшивое понятие: жертва — сапоги всмятку, рассуждает Лопухов.- Как приятнее, так и поступаешь». Лопухов и Кирсанов придерживаются теории «разумного эгоизма», согласно которой каждый человек руководствуется только собственной выгодой. Не каждый понимает, в чем действительно заключается эта выгода. «Пошлый» человек считает выгодным обирать и обманывать других людей, а «новые люди» считают, что их счастье заключается в том, чтобы бороться за счастье других людей. «…Если я раз поступлю против всей своей человеческой натуры, я навсегда утрачу возможность спокойствия, возможность довольства собою, отравлю всю свою жизнь», — думает Кирсанов.

В теории «разумного эгоизма» выражена мораль революционеров-демократов. Либеральные дворяне говорили, что их «долг» заключается в «служении народу». Чернышевский утверждает, что бороться за счастье народа можно только по велению сердца, по влечению «своей натуры», а слова о долге — фальшивые слова. Для «новых людей» народ не является чем-то посторонним, о чем нужно заботиться в ущерб собственным интересам. Они сами часть народа — наиболее передовая и сознательная его часть, поэтому «новым людям» чужд разлад между умом и чувством, присущий героям из дворянской среды. «Личная польза новых людей совпадает с общею пользою, и эгоизм их вмещает в себе самую широкую любовь к человечеству», — писал Д. И. Писарев в статье «Мыслящий пролетариат».

Заметив, что Вера Павловна полюбила Кирсанова, Лопухов решил, что не только не имеет права мешать, но даже обязан помочь им. Мораль, которой руководствовался Лопухов, Писарев формулирует следующим образом: «…человек не имеет права отнимать счастье у другого человека ни своими поступками, ни словами, ни даже молчанием». Если бы Лопухов не помог Вере Павловне, она, может быть, и сумела бы подавить свои чувства, но Лопухов не хотел присваивать себе чужое счастье. Своим отношением к Вере Павловне, говорит Чернышевский, Лопухов доказал, «что мужество никогда ни в чем не изменит ему, что во всех испытаниях, всяких, каких бы то ни было, он останется спокоен и тверд, что… до последней минуты жизни, каким бы ударам ни подвергался он, он будет счастлив сознанием своего человеческого достоинства». Иными словами, человек, который честен в личной жизни, как Лопухов, готов погибнуть за правое дело, т. е. способен быть революционером.

Люди, подобные Лопухову и Кирсанову, были не так редки в период революционной ситуации 60-х годов, но все же они составляли еще незначительную часть общества.

Основная тема романа Чернышевского «Что делать?»

Другие сочинения по теме:

  1. «Новые люди», о которых писал в своем романе Чернышевский, являлись представителями новой фазы развития общества того времени. Мир этих людей...
  2. Тема труда в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» Камнем преткновения для многих читателей романа «Что делать?» являются сны Веры...
  3. 11 июля 1856 г. в номере одной из больших петербургских гостиниц находят записку, оставленную странным постояльцем. В записке сказано, что...
  4. Сочинение на тему: Эволюция замысла. Проблема жанра. Появление на страницах «Современника» романа Чернышевского, находившегося тогда в Петропавловской крепости, было...
  5. Основная гуманистическая тема «Колокола» находит свое выражение прежде всего в знаменитом эпиграфе из Джона Донна: «Нет человека, который был бы...
  6. Прообразом будущего выступают и личные отношения «новых людей», разрешающих конфликты на основе гуманной теории «расчета выгод» (новая мораль оттенена традиционностью...
  7. Твердое и спокойное поведений Чернышевского в течение двухлетнего поединка с царской юстицией нанесло сильный удар по престижу правительства. Еще больший...
  8. В разностороннем наследии Чернышевского важное место занимают работы по эстетике, литературная критика, художественное творчество. Во всех этих областях он выступил...
  9. В «Береге» Бондарев опирается на образно-ассоциативное мышление, а не на понятийное. Публицистические эпизоды в романе — только один из моментов....
  10. Готовя в 1942 году «Хождение по мукам» к изданию в одной книге, Толстой в последний раз обращается к работе над...
  11. Герой романа Рахметов — революционер. По происхождению он дворянин. Отец его был богатым человеком. Но привольная жизнь не удержала Рахметова...
  12. Это поиск и познание самого себя, поиск смысла жизни во всех ее противоречиях». Аналогичная идея, как можно убедиться, организует художественную...
  13. Буря случается, ведь Печорин не может жить без них, он сам их создает (на ум приходят строчки из лермонтовского «Паруса»,...
  14. Появление на страницах «Современника» романа Чернышевского, находившегося тогда в Петропавловской крепости, было событием громадной важности как в плане общественно-политическом, так...