Изображение дракона на гербе. Геральдическое значение дракона

Кадр из фильма Король Артур

Изображения драконов встречаются по всему миру. Сейчас приятно считать, что это мифическое животное. Хотя его изображения встречаются в разных местах нашей планеты.

Раньше их даже различали по видам, например:


Четыре вида драконов из книги Джона Джонстона (Jan Jonston) "Historiae naturalis de Insectis, de Serpentibus et Draconibus" (Франкфурт, 1653)

Драконы в Европе

Да что там изображения! В Англии нашли даже детеныша дракона, правда, не живого, а заспиртованного. Конечно же, это подделка (а может быть и нет?):

Заспиртованный дракончик, найденный в графстве Оксфордшир на юге Англии

Во всяком случае, в той же самой Англии имеется легенда о белом и красном драконах, постоянно дерущихся между собой. Не отсюда ли ноги растут у понятий "красные" и "белые"? Так их изображали:


Вортигерн в Динас Эмрис, иллюстрация «Истории королей Британии» Гальфрида Монмутского. (Вортигерн - кельтский король Британии первой половины V века)

Присутствует дракон на гербе Генриха VII (1457-1509) - короля Англии и государя Ирландии (1485-1509), первого монарха из династии Тюдоров:


Роспись на стене средневекового дома, расположенного в графстве Девон, Англия.

Тут уже плохо видно, что слева нарисован красный дракон, справа – белая собака. Современное изображение:


Герб Генриха VII

И еще этот же самый дракон, но в другом виде:


Красный дракон или И-Драйг Гох - валлийский символ, присутствующий на национальном флаге Уэльса.

В книге «Славянское царство» об Англии написано следующее:

Видукинд Голландский во II книге «Венедов» и Еремей Русский в «Летописях Московии» пишут, что славяне, еще во время своего жительства в Сарматии, видя, что в непрерывных войнах, которые они вели с различными народами, им всегда сопутствовала победа, приняли упомянутое имя славян, под которым позднее (согласно тому, что пишет Ринальд Британский в I книге «Хроники»), снарядив мощный флот в Венедском море, напали на Англию, и, будучи высокого роста, были сочтены за великанов. То же самое утверждает Петр Суффрид Леовардийский в I книге «Происхождения фризов»: «Все историки, писавшие об истории Британии, сходились во мнении о том, что Брут, назвавший Британию, прежде именовавшуюся Альбионом, по собственному имени, изгнал с этого острова великанов, именовавшихся славянами.

Не один, а ВСЕ историки сходились во мнении, что Брут, живший в 12 веке ДО н.э., отбил этот остров у славян. А славяне перед этим, снарядив мощный флот (жалко не сообщается в каком году до н.э. это произошло), завоевали его у прежних жителей. К сожалению, не сообщается, кем они были.

Дракон - не мифическое существо?

Мавро Орбини описывает драконов как живых существ, обитающих не где-то там, на задворках планеты, а в самой Европе, на Балканском п-ве:

«Затем, в 286 году, когда сарматы, напав при императоре Пробе на Иллирик, практически стерли Эпидавр с лица земли, крепость была расширена.

[Сам же Эпидавр], по свидетельству Салонского, был совсем оставлен жителями, так как в нем, как пишет святой Иероним в жизнеописании святого Илариона [Великого] (S. Ilarione Abbate), завелся дракон по имени Боа (Boas), который проглатывал быков, убивал пастухов и отравлял своим дыханием воздух, поселившись в бездонной пещере, которую и теперь можно видеть в центре Эпидавра. Упомянутый дракон был сожжен святым Иларионом примерно в 360 году от Рождества Господня.»

«По этой причине славяне не могли быть теми, кто разрушил Эпидавр, а были ими готы, которые задолго до того, как святой Иларион прибыл в Далмацию и убил эпидаврского дракона, разрушили упомянутый город, на чьих руинах его горожане (согласно Сабеллико и практически всем другим писателям) и основали новый город Рагуза. И было это не в 453 году, как считают вышеупомянутые авторы, а, как пишет в своем трактате о Далмации Михайло Салонский, самый древний из всех упомянутых авторов, в 267 году. И это представляется более правдоподобным, поскольку, если в 360 году в Эпидавре жил дракон, то там не могло быть никакого поселения, так как он своим дыханием отравлял воздух . К тому же и святой Иероним говорит, что дракон убивал не горожан, а тамошних пастухов , откуда с очевидностью следует, что Эпидавр к тому времени полностью обезлюдел, а его жители уже переселились в новый город Рагуза.»

И не только Мавро Орбини описывает дракона, как живое существо, но и Афанасий Кирхер:

Иллюстрация из книги Афанасия Кирхера «Иллюстрированная энциклопедия Китая», 1667г.

Я не скажу, что всё поняла из описания к этой иллюстрации, но, во всяком случае, поняла, что речь идёт о реальных животных, а не о мифических.

Возможно, все животные, которые сейчас считаются мифическими, еще недавно таковыми не являлись? Николаас Витсен, например, в своей книге «Северная и Восточная Тартария» даже приводит изображение черепа найденного скелета единорога:

Череп единорога, иллюстрация к книге Николааса Витсена «Северная и Восточная Тартария»

Изображения драконов у древних славян

Присутствовало изображение дракона и и:


Практически такой же дракон изображен в книге Мавро Орбини:

иллюстрация из книги Мавро Орбини «Царство славян», 1601г.

Изображения драконов в находках наследия древних славян:



золотая шейная гривна сарматской царицы, изображающая дракона и загадочных существ с человеческими туловищами и головами обезьян

Украшение из гробницы, найденной в Афганистане. Называется Бактрийским золотом. Но очень похоже на скифское украшение:

«Короли с драконами». Найдены во 2-й гробнице

А это очень известная вещь - скифская пектораль. На ней, правда, изображены не драконы, а грифоны, но из этой же серии:


Фрагмент золотой пекторали скифов из кургана

«Золотая царская пектораль древних Скифов занесена во все каталоги и справочники мира, и названа великой археологической находкой XX столетия. Является признанным шедевром мирового искусства. Страховая стоимость - около 2 млн. долларов. Это поистине гениальное творение античной торевтики (греч. Toreutikоs) - искусства рельефной обработки художественных изделий из металла.

Эта милая женская «безделушка» в 1 килограмм 200 граммов чистого золота содержит около 100 различных фигурок, которые выполнены с большим мастерством. Ее диаметр составляет 30,6 сантиметра. Ориентировочно, она была изготовлена где-то н V веке до н. э. и, скорее всего, была не единственной. За свою многовековую историю эта бесценная реликвия пережила сотни владельцев, побывала во многих местах. Из-за неё убивали, грабили, предавали.

Золотая пектораль древних скифов была найдена Борисом Мозолевским 21 июня 1971 года в кургане Толстая Могила (Днепропетровская область).»

Конечно, дикие кочевники не могли такое сделать. Они все свои украшения заказывали у греков. Свое оружие, очевидно, тоже? Вот приходилось бедным грекам трудиться. День и ночь, наверное, сидели, изготавливали украшения для диких, ничего не умеющих делать скифов. А ну-ка обеспечь такую ораву? А потом еще перевозки. Территорию-то -сарматы-тартары занимали не малую. А золотые украшения они, судя по найденному их количеству находок, очень любили.

Славянские "драконовы" знамена

Использовали славяне изображения драконов не только для украшений, но и для устрашения врагов, применяя для этого специальные «драконовы» знамена. Так описывает их древнегреческий историк (2 век н.э.) Флавий Арриан:

«Скифские военные значки представляют собой драконов, развевающихся на шестах соразмерной длины . Они сшиваются из цветных лоскутьев, причём головы и всё тело вплоть до хвоста делаются наподобие змеиных, как только можно представить страшнее. Выдумка состоит в следующем. Когда кони стоят на месте, видишь только разноцветные лоскутья, свешивающиеся вниз, но при движении они от ветра надуваются так, что делаются очень похожими на названных животных и при быстром движении даже издают свист от сильного дуновения, проходящего сквозь них. Эти значки не только своим видом причиняют удовольствие или ужас, но и полезны для различения атаки и для того, чтобы разные отряды не нападали один на другой» [Тактика, 35, 3-5].

Войско каролингской эпохи в походе. Впереди – драконарий со знаменем-"драконом". Миниатюра из Золотой Псалтыри (Psalterum Aureum). Сенкт-Галл, ок. 900 г.

Как воплощение страха дракон был популярной эмблемой воинов на протяжении длительного времени. Исследователи считают, что «драконово» знамя впервые было зафиксировано у ассирийцев, от них заимствовано Киром (персидский царь 6 век до н.э.) и до Дария III бытовало у персов. После победы над Персией Александр Македонский (4 век до н.э.) перенёс изображение дракона в качестве эмблемы на знамя Македонского царства, а покорившие Македонию римляне стали использовать «драконово» знамя в своей армии. ()

Однако на колонне Траяна изображены даки и сарматы с «драконовыми» знаменами, а не римляне. И есть мнение, что римляне заимствовали этот приём именно у них:

Около 100 г. при Траяне были введены знамёна по парфянскому или дакийскому образцу в виде окрашенных драконов из материи. Дакийские боевые знамёна в виде дракона отражены, например, на колонне Траяна 113 г. н.э. в Риме , где изображено вторжение варваров в Подунавье зимой 101/102 гг. н.э. [Словарь античности, 1989, илл. на с. 193]. На нём знамя держит в руках воин-дак, однако здесь же присутствует изображение катафрактариев-роксаланов.

Хазанов полагал, что римляне заимствовали драконов у сарматов и считали их варварскими. Другие исследователи такое заимствование связывают не с сарматами, а с аланами [Туаллагов, 2000, с. 162].


даки с боевым знаменем в виде дракона, колонна Траяна, Рим
Колонна Траяна, фрагмент. На заднем плане горящий дакийский город. На переднем –даки, несущие свое «драконово» знамя. Барельеф сарматского драконария и реконструкция, Северная Англия. Городской музей

Драгуны - это драконы

От драконов образовалось название кавалеристов – драгуны. «Драгун» по-французски дословно означает «дракон». Но до этого драконами называлась пехота, посаженная на лошадей:

Корволант (фр. corps volant - «летучий корпус ») - первый корпус в вооружённых силах России, создан Петром I в 1701 году как войсковое соединение (общевойсковое, временное) из конницы, пехоты, перевозимой на лошадях, и лёгкой артиллерии; предназначался для действий в тылу противника, перехвата его коммуникаций, его преследования и уничтожения. Должен был быть способен самостоятельно решать стратегические задачи в отрыве от основных сил. (Большая советская энциклопедия )

Вот такой был герб у этого Летучего Корпуса:


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Казалось бы, что давно прошло то время, когда женщин сжигали на кострах инквизиторы, а народ верил в огнедышащих драконов. Но нет. Оказывается, оно-таки не прошло. В Великобритании связь с мифологическим все еще сильна и хиреть, кажется, совсем не собирается.

Британия не ограничивается пределами Англии. Помимо туманного Альбиона в нее входят Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. Каждая из этих стран самобытна, каждая имеет в своем арсенале интересную символику. Сначала даже трудно понять, что забыли львы на гербе Соединенного Королевства или почему валлийцы боготворят красных драконов. Однако, погрузившись с головой в историю, разобраться можно и в этом.

Львиная лихорадка

На гербах Англии и Шотландии изображены львы, причем на английском гербе их и вовсе целых три. В английской геральдике этих животных изображают стоящими на одной задней ноге и боксирующими передними лапами.Первый вопрос, который автоматически возникает: откуда в северной стране появились символы, связанные с такими животными, как львы и леопарды? Логическая связь здесь есть и вполне очевидная. Хищный зверь появился на британском гербе во время правления Ричарда Львиное Сердце. Монарх желал показать всем львиную храбрость и выносливость. И к тому же он таким образом намекал врагам Британии: государство, которым управляет человек с таким прозвищем, опасно и может вонзить свои клыки в кого угодно. Собственно, народ называл львами всех британских монархов, поэтому это животное и стало национальным.

Мозаика на полу церкви святого Лоренцо, Великобритания, фото: Oxfordshire Churches

Слон в подарок

Кто же преподнес столь экзотический дар Британии? Луи IX Французский в 1254 году отдал своего питомца Генриху III Английскому. Слон – символ силы и надежности, поэтому он украсил герб города Ковентри в Англии. Вот такой прекрасный подарок от души. «Слон есть самое большое животное из всех живущих на земле», – писали братья Стругацкие. И одно из самых необыкновенных.

Артур и Ричард Львиное сердце, на щите которого – лев, фото: Hannele K

Фантастический грифон

Напомню, в Британии мифологических существ любили. Среди таких любимчиков оказался и гриф – нечто среднее между львом и орлом. Быстрый как орел и отважный как лев. Эдуард III выбрал для своего герба именно грифона. Правда, существо нигде не прижилось: ни среди людей, ни среди официальных символов. И все животное считалось среди британцев защитником сокровищ, в том числе, и золота.

Единорог на цепи

Единорог по своей сути противоречивое существо, хотя и является самым прекрасным в геральдическом британском зверинце. С одной стороны, единорог напоминает лошадь и антилопу, да еще и имеет белый, невинный цвет. Но с другой – у него длинный острый рог, которым он может серьезно ранить. Нередко его изображают в цепях, показывая зависимость Шотландии от Англии: единорог - именно шотландский символ.

Лев и единорог на гербе Англии в церкви святой Этельдреды, фото: Shola

Дракон-хранитель

Герб Лондона – два дракона, держащие щит. У британцев на этот счет существует легенда: давным-давно в Темзе якобы жил дракон, охранявший город от саксонских захватчиков. А у кельтов дракон был символом ужаса, независимости и непобедимости.

Дракон также любимый геральдический символ жителей Уэльса. Он изображен на флаге и гербе страны. Местные верят в могущество этого мифологического существа. А история озерного дракона Несси – одна из самых нашумевших в мире. Символом Уэльса дракон стал, когда римские легионы ушли из Британии, то есть в конце IV века. Красный дракон с тех времен обозначает приверженность цивилизованному римскому образу жизни.

Барельеф с друконами на одном из зданий близ Тауэра, фото: Marco Braun

Конечно, это не единственные представители геральдического зверинца Великобритании. Здесь «водятся» и мифические бонаконы, и олени, и таболты – разгадывать британский геральдический ребус увлекательно и познавательно, да вы и сами попробуйте.

Исландия

На геральдическом щите изображен рисунок национального флага, поддерживаемый четырьмя щитодержателями духами-хранителями Исландии. Согласно сагам, они охраняют остров от датских королей. Основой для их вхождения в государственный герб послужил отрывок из произведения «Круг земной» известного исландского скальда, историка и политика Снорри Стурлусона, созданного ок.1230 г.

Сага об Олаве сыне Трюггви рассказывает о том, как конунг Дании Харальд, сын Горма, совершая поход против ярла Норвегии Хакона, решил совершить поход против Исландии в отместку за хулительные стихи, которые все исландцы сочинили о нем по решению Альтинга. «Харальд конунг велел одному колдуну отправиться в чужом обличьи в Исландию на разведку и потом ему донести. Тот отправился в обличьи кита. Подплыв к Исландии, он отправился на запад и обогнул стану с севера. Он увидал, что все горы и холмы полны там духами страны, большими и малыми. А когда он проплывал мимо Оружейного Фьорда, он заплыл в него и хотел выйти на берег. Но тут вышел из долины огромный дракон и за ним - множество дышащих ядом змей, жаб и ящериц. Колдун поплыл прочь и направился на запад вдоль берега к Островному Фьорду. Но когда он заплыл в этот фьорд, навстречу ему вылетела птица, такая громадная, что крылья ее задевали горы по обоим берегам, а за ней множество других птиц, больших и малых. Колдун поплыл оттуда прочь и направился сначала на запад, а затем, огибая страну, на юг к Широкому Фьорду и заплыл в него. Но тут навстречу ему вышел огромный бык и пошел вброд по морю со страшным ревом, а за ним шло множество духов страны. Колдун поплыл прочь и направился на юг, огибая Мыс Дымов, и хотел выйти на берег у Викарскейда. Но тут навстречу ему вышел великан с железной палицей в руке. Голова его была выше гор, и много других великанов шло за ним. Оттуда колдун поплыл вдоль берега на восток. Но там, как он сказал, нет ничего кроме песчаных отмелей, и негде пристать, и сильный прибой, и море, такое огромное между странами, что на боевых кораблях туда не переплыть».

Таким образом, четыре эти фигуры стали символизировать на гербе духов, охраняющих страну.

© Снорри Стурлусон. Круг Земной. (Snorri Sturluson "Heimskringla"). "Наука". Москва, 1980. © Перевод, статьи, примечания Издательство "Наука", 1980 г. Издание подготовили: А.Я.Гуревич, Ю.К.Кузьменко, О.А.Смирницкая, М.И.Стеблин-Каменский.

Англия

На штандартах саксонских королей Англии были изображения драконов - дабы вселить ужас в войско неприятеля.

Столица Англии, а затем и Великобритании - Лондон существовал как город (Лондиний) со времен римского завоевания Британии в I в. н.э. Еще раньше здесь было большое поселение бриттов - Линдун. С IX в. он стал резиденцией королей Англии. Но городская печать Лондона известна лишь с XIII в. - времени развития городского совета. Символом столицы стал (как и всей Англии) Георгиевский крест, потому что святой Георгий Победоносец - покровитель Англии. По одной из многочисленных версий родиной этого полководца и христианского мученика называют Британию. Крест на печати дополняет меч апостола Павла - покровителя Лондона. Эти же символы закрепились в гербе города, утвержденном впервые в 1380 г. В XVI - XVII вв. сложился большой герб Лондона - с двумя драконами-щитодержателями (дракон - традиционный персонаж иконографии святого Георгия), рыцарским шлемом в навершии и латинским девизом «Domine dirige nos» («Бог ведет нас»).

Уэльс

В Уэльсе, подчиненном английским королям в XI - XII вв., города долгое время не имели утвержденных гербов. Узаконенное развитие местной геральдики начинается примерно с XV в., когда появились многие частновладельческие гербы и усилилось значение городов.

Основой герба столицы Уэльса - Кардиффа - стало знамя последнего самостоятельного принца Уэльса Гламоргана Иестина-ан-Гверганта - красное с тремя серебряными стропилами. В городском гербе 1906 г. его держит красный дракон - древний символ кельтских племен Британии, страж подземных богатств центра угольных копий. Красный дракон изображен и на флаге Уэльса. В углу гербового щита - цветок лука-порея, один из местных национальных символов. Серебряный щит и зеленая трава соответствуют цветам уэльского флага.

У другого крупного города Южного Уэльса - Суонси городская печать известна с 1548 г., а герб утвержден в 1843 г. На нем присутствует личный герб уэльского и валлийского рода Браое, расположенный на щите над серебряными приоткрытыми воротами замка в лазоревом поле. Над башнями - флаги с красным драконом.

Красный дракон был эмблемой как британских, так и саксонских королей: короля Артура, затем перешел к Тюдорам и к Генриху VII.

«Уэльсский Дракон» - «красный сказочный дракон, нарисованный на бело-зеленом Подкладочном шелке» - был одним из флагов, предоставленных Генриху VII в Соборе Святого Павла в благодарственном молебне после его победы в Босфоре. Генрих VII, как утверждалось, происходил от Кадваладра, великого уэльсского короля, которого называли «последний король Британии», символ которой - олицетворяющий храбрость и свирепость дракон - был принят позднее уэльсскими принцами.

Самое раннее упоминание о красном драконе как о национальной эмблеме Уэльса появляется в «Истории Бриттов», где рассказывается известная история о сражении красного и белого драконов, которые бушевали ниже участка крепости Вортиджерна в Снойдония, и красный дракон, сначала имеющий худшее положение в конце концов преодолевает белого. Бой был использован для того, чтобы показать в символической форме борьбу между англами и саксами и Мерлин предсказал, что англичане после долгих лет притеснения, однажды оттеснят саксов за море. С того времени красный дракон символизировал великих уэльсских принцев, и, вполне определенно, он должен был, в конечном счете, быть выбран Королевской Эмблемой Уэльса.

Дракон входил в герб династии Тюдоров и найден в Тюдоровских рукописях, на Тюдоровской печати и даже, согласно Королевскому Монетному двору, на лицевой стороне золотых суверенов Генри VII.

В 1959 году Королева объявила, что на флаге современного Уэльса будет изображаться красный дракон на зелено-белом фоне.

Уэльский флаг состоит из двух равных горизонтальных полос, белой над зеленой, поверх которых расположен большой красный дракон, идущий с поднятой правой передней лапой.

На первоначальной версии флага был изображен дракон, стоящий на зеленых холмах. Постепенно это изображение трансформировалось в современную версию.

Изображение Красного дракона использовалось при чеканке золотых монетах Генри VII, единственного британского монарха, использовавшего дракона как марку монетного двора. На всех остальных монетах если и присутствовали драконы, то только повергаемые Св. Георгием.

Знаменитый красный дракон Уэльса был скопирован Норманом Силлманом с рисунка Геральдической палаты для воспроизведения на фунтовой монете. Как и копии 1985 и 1990 годов, новая уэльская монета носит надпись по краям «PLEIDOL WYF, I"M - GWLAD», взятой из уэльсского государственного гимна и означающей «я верен моей стране». До настоящего времени этот знаменитый дракон появился на фунтовых монетах 1995 и 2000 годов.

Гербы г. Банкомпанья




В основу взят родовой герб семейства,
проживавшего в городе Бонкомпанья
Maison Buoncompagni
De gueules, au dragon issant d"or.

Maison Buoncompagni - Prince de Piombino
De Buoncompagni, au chef de Gonfalonier de l"Eglise.

De Buoncompagni, a la plaine de Ludovisi.

Ecartele: 1 et 4, de Ludovisi; 2 et 3, de Buoncompagni,
au pal de Gonfalonier de l"Eglise, brochant sur l"ecartele.

Милан

Согласно древней легенде, в первом крестовом походе, родоначальник рода Висконти (первых герцогов миланских) убил на дуэли предателя и взял себе его щит, на котором был изображен змей, держащий в пасти ребенка. В дальнейшем этот герб стал гербом города Милана, символизируя силу и победы города. В середине XV века миланский престол вместе с гербом перешел к династии Сфорца. Дочь герцога Галеаца Сфорца, ставшея через замужество Великой Княгиней Литовской привезла этот герб в Белоруссию, в город Пружаны .


Loska dolina

Rogasovci (Словения)

Sentjur pri Celju (Словения)

Duplek (Словения)

Kamnik (Словения)

Kozje (Словения)

Krsko (Словения)

Postojna (Словения)

Radlje ob Dravi (Словения)

Любляны (Словения)

Ziri (Словения)

Ljutomer (Словения)


La komunoma
blazono de Sencur
en Slovenio

Donji Miholjac (Словения)

Sveti Jurij (Словения)




Senj


Senj (Словения)





Jena

Герб г. Тараскон

Эльзас, Франция













Zeitz













Melfi

Jesolo

Португалия, XVIII век

В Милане повсюду можно встретить ярко-синего дракона с красным человеком в пасти. И на старинных фресках, и на барельефах, и даже на логотипе известного производителя автомобилей Альфа Ромео. — известный геральдический символ в Средневековье. И о происхождении герба известного Миланского рода Висконти есть несколько легенд.

Первая восходит к крестовому походу 1187 года. По преданию, рыцарь Оттоне Висконти сражался в поединке с сарацином. В доблестной схватке христианин победил, и отобрал у мусульманина его герб, на котором был изображен огромный змей, пожирающий младенца. По задумке, для устрашения неверных, гибнущий малютка символизировал Христа и христианскую веру. Некоторые историки считают, что эта история была придумана в XIII веке, когда Маттео Висконти, позже получивший прозвище Великий, был назначен городским главой. И поэтому хотел хоть как-то внушить уважение к своему роду, на тот момент ничем особым не прославившемуся.

Колонна с барельефом герба Висконти в Миланском музее

Вторая легенда рассказывает о драконе, который в V веке якобы поселился на берегах озера близ Милана. Как и положено традиционному монстру, он опустошал окрестности, пожирал стада и отравлял воды озера. Но предок рода Висконти мужественно сразился с чудовищем, успешно его истребил и вернул жителям мир и спокойствие. Легенда явно восходит к тому же XIII веку и призвана разообразить истории подвигов предков Маттео Висконти. На любителя, кому-то по душе более реалистичная версия с сарацинским щитом, а кто-то, может, верил в сказки о драконах.


Герб Висконти на стене церкви Санта Мария делле Грацие

В качестве третьей легенды, бытует мнение, что дракон имел змеиное происхождение, у древних племен, населяющих Ломбардию, синий уж считался мощным оберегом.

Четвертая версия повествует о знаменитом средневековом символе Жены, облечённой в Солнце , описанной у Иоанна Богослова. В 12 книге откровения он пишет: «…явилось на небе великое знамение: жена, облечённая в солнце; под ногами её луна, и на главе её венец из двенадцати звёзд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения. » Рождения младенца ожидал красный дракон, чтобы сожрать его, но был повержен Архангелом Михаилом. Легенду толковали все известные богословы, соотнося её символизм то с Богородицей и Христом, то с христианской церковью. Но на мой взгляд, корни этого предания лежат гораздо глубже, в доисторических легендах о Великой Матери, добре и зле, чистоте и пороках, мире бесплотном и плотном.

Позже, в XV веке, род Висконти пришел в упадок. И последняя представительница, Бьянка Висконти, была отдана в жёны Франческо Сфорца, который объединил дракона жены и своего чёрного орла. Этот герб затем разошёлся вместе по Европе вместе с их потомками, в частности, достался польской королеве .


Герб Висконти-Сфорца

Интересное изображение двух драконов, образующих символ кадуцеи, я увидела на стене знаменитой церкви Санта Мария делле Грацие, где находится нашумевшая Тайная Вечеря Леонардо да Винчи. Привожу здесь их изображение, а рядом — легендарную китайскую пару,

Этот символ очень и очень неоднозначен. Если многие другие известные символы имеют схожее значение в разных культурах и традициях, то этот у разных народов трактуется совершенно по-разному, принимая порой противоположные значения. В то же время этот символ один из самых эстетически привлекательных и служащих поводом для фантазии людей искусства: писателей, художников, музыкантов.

Дракон — символ зла или величия?

Дракон — злое чудище

Само слово дракон происходит от греческого derkien – «видящий». Это фантастическое животное используется в эмблематике и геральдике европейских народов с самых древнейших времен. И именно у европейских народов этот символ имеет отрицательное значение, являя собой злое чудовище и олицетворяя собой силы зла.

Дракон в европейских традициях предстает в значении первобытного врага, сражение с которым является высшим испытанием и подвигом. Покорение дракона означает победу космоса над хаосом, духа над материей. С распространением христианства дракон на Западе стал олицетворением сил хаоса, разрушительных энергий и зла, в которые погружен мир материи. В средние века дракон стал восприниматься только как зло, коренящееся в материи, как злая разрушительная сила и демонический символ. В христианстве победителями дракона являются святые – покровители рыцарства – святой Георгий и святой архангел Михаил. В данном случае победа над драконом означает преодоление и сублимацию греха.

На картинах эпохи Возрождения дракон используется как символ бедствия или болезни, постигших страну или человека, а авторы разных околонаучных и религиозных трудов приписывают дракону неимоверную силу и остроту зрения, и способность всегда бодрствовать. Дракон, изображавшийся с несколькими головами, являлся носителем агрессивных черт, усугубляющихся в зависимости от количества его голов. Так, например, в Апокалипсисе является красный дракон с семью головами и десятью рогами, и «на головах его семь диадем. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю».

Отметим и то, что в Средние века на Западе дракон часто изображался с шеей и ногами орла, телом огромного змея, крыльями летучей мыши и хвостом, заканчивающимся стрелой. Это толковалось как соединение небесного принципа, выраженного орлом, тайного, хтонического принципа, олицетворяемого змеем, крылья выражают интеллектуальную возвышенность, а хвост в виде знака зодиакального Льва – подчинение рассудку.

В русской символике и эмблематике дракон полностью отождествлялся со змеем как эмблемой дьявола, сатаны, злыми силами ада и, в частности, считался эмблемой сил, противостоящих Руси. Одним из главных символов российского государства было изображение святого Георгия Победоносца - покровителя России, поражающего своим копьем дракона.

Георгий Победоносец.

Добавим и то, что в русских народных сказках дракон отождествлялся со Змеем Горынычем, имевшем обычно несколько голов и с которым постоянно устраивали поединки великие богатыри Земли Русской.

Дракон — символ силы и величия

Тогда как в Европе и на Руси дракон был ярко выраженным отрицательным персонажем и именно так использовался в символике, в странах Центральной, Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока все было с точностью до наоборот. В китайской, корейской и японской мифологии дракон символизировал не отрицательные, а положительные черты.

В народных китайских представлениях дракон - это символ силы, величия. Дракон - национальная китайская эмблема, охраняющая каждый дом, великий друг китайского народа. До сих пор не только изображения дракона сопутствуют китайскому очагу, но и иероглиф дракона по-прежнему означает ум, силу, энергию, способности, цельную натуру и в этом качестве применяется как эмблема всех указанных понятий.

В китайской мифологии дракон обозначается иероглифом Рю, который служит, с одной стороны, символическим знаком мощи, великой силы и величия, а с другой - собственным именем дракона.

Не удивительно, что именно изображения дракона употреблялись как главная государственная эмблема императорского Китая и именно эти изображения были главным атрибутом одежды монарха. В орнаментах и украшениях императора использовался дракон с пятью когтями. Придворные имели право носить драконов только с четырьмя и меньше когтями. Тип китайского имперского дракона с пятью когтями, возвышающегося над драконом с четырьмя когтями, представляет духовную силу, явленную в лице императора, господствующей над силами материи – четырьмя элементами.

В Китае и Японии дракон приносит удачу и разгоняет демонов. Дракон, восстающий из моря был положительным знаком и ассоциировался с ученостью и творческим умом. Его считают посредником между противоположными космическими силами, ассоциируемыми с характеристиками трехуровнего символизма: высшего уровня духовности, среднего уровня – феноменальной жизни и низшего уровня – природных и хтонических сил.

Добавим и то, что драконы на Востоке и в наше время входят в государственную символику, например, в Бутане, Сиккиме и Тибете и до сих пор остаются общепризнанной народной эмблемой на Дальнем Востоке. А потому тем, кто родился в Год Дракона по китайскому календарю имеет смысл не обращать особого внимания на европейские толкования этого образа, а сосредоточиться именно на восточных.